Konspekt-lekcii-po-kursu-Sociologiya — Стр 10
«Малая группа — группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов»
Г. М. Андреева
Малая группа как элементарная частица общества
§ 2. Социология малых групп
необходимыми для групповой деятельности знаниями, умениями и навыками, закрепленными в опыте; способами выражения и поддержания группового единства;
общением, обуславливающим групповые решения, оценки и мнения; механизмами, обеспечивающими интеллектуальное, эмоциональное или волевое единство.
Если эти свойства утрачиваются, группа переживает кризис в своем функционировании, что может привести к ее распаду. Рассматривая необходимость групповой организации человеческой жизни, Н. Смелзер отмечает, что образование групп – основа выживания самых высокоорганизованных приматов, включая людей. Жизнь группами обусловлена коренными интересами людей, в группах осуществляется их социализация.
в) Инструментальные и экспрессивные группы.
По количественной характеристике группы могут быть малочисленными и многочисленными. Соответственно они называются «малыми» и «больши-
ми».
§ 2. Социология малых групп
а) Признаки малых групп. Анализ социальной структуры общества требует, чтобы в качестве изучаемой
единицы выступала элементарная частица общества, сосредотачивающая в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы анализа выступает малая группа, которая, будучи реальной группой, чаще всего является объектом социологических исследований.
Как указывалось выше, малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют, превращают эти объединения в социальнопсихологическую общность, члены ко-
торой обладают чувством принадлежности к ней. Например, футбольная команда, бригада строителей, школьный класс и т.п.
Отличительными признаками малой группы являются:
ограниченное число членов группы, как правило, от 2 до 7 человек, но не более 20 человек.
члены малой группы находятся в непосредственном взаимодействии, взаимодействуя в течение продолжительного времени;
91
Тема 7. Социальные общности и социальные группы
каждый из членов группы взаимодействует со всеми членами группы; принадлежность к группе вызывается стремлением найти наиболее полное удовлетворение личных запросов;
члены группы как правило действуют на основе общих правил стандартов, норм и ценностей, имеют общие цели;
б) Формы малых групп. Диада и триада. Существует множество форм малых групп, но исходных форм всего две – диада и триада. Диада состоит из двух человек, например, пары влюбленных и характеризуется близкими отношениями. Именно диады в большей степени располагают ее участников к развитию эмоционального отношения друг к другу. Триада – активное взаимодействие трех человек. Для триады в меньшей степени характерна эмоциональность, в ней большей степени развито распределение деятельности.
в) Социометрические исследования малых групп. Отношения в малой группе изучал американский социолог Дж. Морено методом, который получил в социологии название «социометрии». На основе проводимых социометрических исследований, отношения в малой группе могут быть представлены в форме социограммы, которая указывает на то, кто с кем взаимодействует, и кто в действительности является лидером группы.
Лидером именуют члена группы, пользующегося наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях. Лицо с наименьшим авторитетом называется аутсайдером. С мнением аутсайдера мало кто считается.
Когда лидеров в группе больше одного, группа распадается на подгруппы и их принято называть кликами. Следует отметить, что кроме лидера в группе могут быть авторитетные лица, их может быть несколько и на них опирается лидер, проводя в жизнь свою волю. Они формируют общественное мнение группы и составляют ее ядро. Таким образом, лидер – центр групповых процессов. Члены группы добровольно делегируют (передают) ему власть и право принимать решения в интересах всей группы.
г) Временные и постоянные группы. Малые группы могут быть времен-
ными и постоянными. Временная группа существует, как правило, непродолжительное время (взаимодействие в ходе демонстраций, группа туристов, отдыхающих по путевкам). Постоянная группа предполагает достаточно продолжительное взаимодействие (бригада на заводе, учебная студенческая группа).
д) Формальные и неформальные группы. Взаимодействие в группах мо-
жет быть организованным и неорганизованным. По этому признаку различают группы формальные (организованно оформленные) и неформальные (организованно не оформленные). В неформальной группе тесные личные взаимоотношения и постоянные контакты являются определяющими.
е) Первичные и вторичные группы. Типологию малых групп следует до-
полнить понятиями первичной и вторичной групп. Первичные группы – это особая разновидность малых групп, в которых связь опирается не только на тесные личные контакты, но и на высокую эмоциональную вовлеченность ее членов в дела группы, на высокую степень отождествления каждого члена
92
§ 2. Социология малых групп
группы со всей группой.
Впервые понятие первичной группы ввел в социологию Ч. Кули еще в начале века применительно к семье. Впоследствии социологи стали применять это понятие к анализу любой группы с высоким коэффициентом контактности. Через первичную группу осуществляется социализация индивида, освоение им образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Именно она выполняет роль первичного связующего звена между обществом и личностью. Через первичную группу человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посредством ее участвует в жизни всего общества.
ж) Ингруппы и аутгруппы. Первичные социальные группы социологи подразделяют группы на ингруппы и аутгруппы.
Ингруппы – это те группы, которые индивид идентифицирует как «мои», «наши», к которым он ощущает свою принадлежность. Например, «моя семья», «наш класс», «мои друзья». Сюда же относятся группы этнических меньшинств, религиозные общины, родственные кланы, преступные группировки и т. д.
Аутгруппы – это такие группы, к которым члены ингруппы относятся как к чужим, не своим, порой даже как к враждебным. Например, другие семьи, другая религиозная община, клан, другой класс, другой этнос. У каждого индивида ингруппы существует своя система оценок аутгруппы: от нейтральной до агрессивно-враждебной.
Вторичные группы – это группы, организованные для достижения определенной цели и опирающиеся на схематизированную систему отношений, регулируемых правилами и инструкциями. В этих группах основное значение придается не индивидуальным, неповторимым чертам личности, а умению выполнять определенные функции.
На основе вторичной группы образуются социальные группы, которые выделяются характером отношений между их членами.
Это группыорганизации, где отношения строятся на системе функциональных зависимостей, и группа-коллектив, где каждый член группы разделяет общие цели группы. Предметом исследования чаще всего является контактность группы (малые группы часто называют «контактными группами»).Наряду с личностью малая социальная группа рассматривается в социологии как субъект деятельности. Многовековой опыт совместной деятельности людей породил ряд особенностей и принципов групповой деятельности, которые исследуются в социологии малых групп.
з) Референтные группы. Американский социолог М. Шариф ввел понятие «референтная группа», которое означает реальное или абстрактное объединение людей, с которым индивид идентифицирует себя, принимая его ценности и нормы. Например, многие студенты ориентируются на мировоззрение и образ жизни своих родителей, преподавателей, выдающихся деятелей культуры или представителей той профессиональной деятельности, которую выбрали студенты. Иногда референтная группа и ингруппа могут совпадать.
93
Социальная общность как объект исследования в социологии
Тема 7. Социальные общности и социальные группы
рые нередко копируют поведение друг друга и стремятся подражать зрелым людям, выбранным как образец.
§ 3. Территориально-этнические общности
а) Определение социальной общ-
ности. Если в современной отечественной социологии понятие социальной общности используется как родовое по отношению к таким, как класс,
этнос, группа, организация, то в западной социологии оно часто употребляется как близкое к понятиям общество, страна, территориальная общность.
Концепция социальной общности предложена немецким социологом Ф.
Теннисом.
Современные социологи под социальными общностями понимают реально существующие большие объединения социальных групп, имеющие относительную целостность и обладающие системными свойствами, не сводимыми к свойствам отдельных групп.
Факторами, объединяющими отдельные социальные группы, служат, например, совместная территория проживания, необходимость ее охраны, развитие общей государственности, вооруженных сил, совместное использование природных ресурсов, решение экологических проблем и т. д. Наиболее характерным является определение, предложенное В. Мерсером, который считает, что человеческая общность – это внутренне функционально связанное объединение людей, живущих на определенной географической территории в определенное время, имеющих общую культуру, образующих определенную социальную структуру и проявляющих чувство своего единства в составе отдельной группы.
Т. Парсонс определил понятие «общность» как социальную систему, представляющую объединение действующих лиц, обладающих определенным территориальным пространством. Личности сотрудничают в локальной совокупности институтов, охватывающей широкую сферу основных услуг.
Итак, социальные общности являются относительно устойчивыми совокупностями людей, отличающимися более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, общностью социальных норм,
ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.
Социальные общности не создаются людьми сознательно, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Виды общностей образуются на различной объективной основе. Одни виды общностей – непосредственно в результате общественного производства, например, производственный коллектив. Другие возникают на исторической основе: народности, нации (этнические общности).
Любая общность формируется на основе общего образа жизни людей, из
94
§ 3. Территориально-этнические общности
которых она образуется. Но совокупность людей становится общностью только тогда, когда они смогут это осознать и проявить свое отношение к ней. В связи с этим у людей вырабатывается чѐткое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим». Соответственно возникает понимание единства своих интересов по сравнению с другими общностями. Осознание данного единства присуще любой нации и народности и проявляется в чувстве патриотизма.
Отношение к «не своим», «чужим» иногда принимает форму отчуждения, неприязни к представителям чужой группы или общности. Особенно часто это проявляется в этнических, национальных, расовых отношениях, принимая форму интолерантности (нетерпимости).
Социологи измеряют эти отношения по так называемой «шкале социальных дистанций» Богардуса.
б) Шкала социальных дистанций Э. Богардуса. Западными социологами
Р. Парком, Э. Берджесом, Э. Богардусом в 20-30-е гг. XX века была разра-
ботана концепция социальной дистанции, которая позволяет измерить чувства и отношение, проявляемые индивидом или социальной группой к различным этническим и иным аутгруппам. Одна из составляющих этой концепции – шкала Э. Богардуса, служащая измерителем отношения к другим этническим группам. Социальная дистанция измеряется путем раздельного рассмотрения взаимосвязей, в которые люди вступают с представителями других групп. Шкала Богардуса – это только попытка измерить чувства каждого члена группы, несклонность к общению с другими членами данной группы или других групп. Что будет делать личность в какой – либо ситуации в огромной степени зависит от совокупности условий или обстоятельств данной ситуации (это называется детерминацией поведения). Ниже представлена шкала Богардуса для измерения отношения к той или иной национальности.
Тест Богардуса
Проранжируйте представителей указанной национальности, отмечая степень приемлемости их для себя лично только по одному из семи предложенных ниже критериев. Отвечайте по принципу: для меня лично возможно и желательно в отношении людей данной национальности (номер ответа — это величина балла).
1.Принятие как близких родственников посредством брака.
2.Принятие как личных друзей.
3.Принятие как соседей, проживающих на моей улице.
4.Принятие как коллег по работе, имеющих ту же профессию, что и я.
5.Принятие как граждан моей страны.
6.Принятие только как туристов в моей стране.
7.Предпочел бы не видеть их в моей стране.
95
Национально-этнические общности
Тема 7. Социальные общности и социальные группы
Ключ к тесту
Баллы начисляются в соответствии с таблицей:
Критерий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Оценка | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 |
Обработка и интерпретация результатов теста. Математическая обра-
ботка предполагает, во-первых, определение процентного соотношения ответов испытуемых по всем семи критериям. Во-вторых, обработка производится по ключу, что позволяет дать психологическую интерпретацию полученных данных. Шкала социальной дистанции дает возможность определить социальная приемлемость, отражающую стремление к взаимодействию и интеграции и даже ассимиляции с другим этносом, а так же социальную экспансивность, отражающую выраженность и направленность социальных чувств представителей одного этноса по отношению к другому.
а) Понятие этноса. Нации и народности, о которых речь шла выше, являясь историческими социальными
общностями людей, входят в более широкое социальное образование – этнос. В этнографической литературе под этносом (этнической общностью) приня-
то понимать устойчивую совокупность людей, проживающих на отдельной территории, имеющих свою самобытную культуру, включая язык, обладающих самосознанием, что обычно выражается в названии этноса (Беларусь,
Германия, Латвия, Туркмения и т.п.).
Основным показателем сложившейся социально-этнической общности вы-
ступает этническое самосознание, чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.
Развитие этнического самосознания определяется представлениями об общности происхождения, истории, традициях, обычаях, обрядах и т.п., эти культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.
Существует три главных типа этносов – племя, народность и нация. Эти типы различаются между собой уровнем развития культуры, экономики, знаний, хозяйственно-экономическими, культурными, политическими отношениями, а так же способом взаимодействия политических, элементов, в сложившейся социальной системе.
б) Племя. Племя – это тип этнической общности, присущий преимущественно первобытно – общинному строю и основанный на кровнородственном единстве.
Племя формируется на основе нескольких родов и кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. В племенах людей объединяют общие религиозные верования (фетишизм, тотемизм) наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), об-
96
§ 3. Территориально-этнические общности
щая территория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности является охота, рыболовство и собирательство. В ходе дальнейшего развития племена объединяются, что приводит к образованию народности.
в) Народность. Народность как тип этнической общности, возникает на основе разложения родоплеменной организации и основывается не на кровном, а на территориальном единстве.
Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, наличием народной культуры в виде обрядов и обычаев. Народность обладает письменностью, религиозным сознанием, системой власти, самосознанием. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию. Однако не все из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости смогли стать национальными образованиями.
г) Нация. Нация – исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.
Процесс создания нации происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями становления национального характера, национальной культуры, развитого этнического самосознания. Обособившиеся нации создают государства.
Большинство наций современного мира состоят из многих этнических групп. Во Франции различные этнические общности (кельты, корсиканцы, эльзаслотарингцы) до сих пор сохраняют свою самобытность, но это не мешает им одновременно входить в состав французской нации. В Швейцарии население говорит на немецком, французском, итальянском и других языках, но все эти группы считают Швейцарию своим отечеством. В России в настоящее время проживает 30 наций, около 60 народностей и более 40 этнических групп.
в) Этногенез и биосфера Земли, концепция «пассионарности». Изучая закономерности развития этносов, выдающийся российский учѐный Л. Гумилѐв в работе «Этногенез и биосфера земли» разработал концепцию «пассионарности».
Природно-биологический характер этноса Л. Гумилев видит в том, что он является составной частью биоорганического мира планеты, возникает в определенных географических и климатических условиях. Любой этнос есть результат адаптации человеческой группы к природно-географическим условиям обитания. Этнос – это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер.
Л. Гумилев прежде всего пытался объяснить причины гибели одних этносов и зарождение других, которые по его мнению, традиционная культурологическая концепция этноса не объясняет. Главной причиной зарождения и прогресса этнической группы, по его мнению, является присутствие в ее составе «пассионариев» – наиболее энергичных, даровитых и талантливых лю-
97
Тема 7. Социальные общности и социальные группы
дей, и «субпассионариев», обладающих противоположными свойствами. Из этой категории людей формируются бродяги, бездельники, преступники, для них характерна «безответственность и импульсивность». Именно эта категория людей погубила Римскую империю. Появление пассионариев и субпассионариев, по мнению Л. Гумилѐва, есть результат генетических мутаций в популяции. Мутанты в среднем живут около 1200 лет, таков же и срок жизни этноса, расцвет его материальной и духовной культуры, создаваемой благодаря деятельности энергических пассионариев. Уменьшение числа пассионариев и увеличение числа субпассионариев ведет к вырождению и гибели этнической группы. Особенно важна роль природно-климатических условий, приспосабливаясь к которым, человек вырабатывает особый стереотип поведения, характерный для этого этноса. Концепция Л. Гумилѐва не является «истиной в последней инстанции» и неоднократно подвергалась критике в социологической литературе.
г) Современные тенденции в развитии наций. Ярко выраженной особен-
ностью современной эпохи является национально – этническое возрождение многих народов и их стремление самостоятельно решать проблемы своей жизни. Это происходит фактически во всех регионах мира и в первую очередь в странах Азии, Африки, Латинской Америки, СНГ.
Среди основных причин национального возрождения народов и их политической активности следует отметить:
1)стремление народов устранить все элементы социальной несправедливости, ведущее к ограничениям их прав и возможностей развития в рамках бывших федеративных государств;
2)Стремление этносов к возрождению своей национальной культуры;
3)желание самостоятельно использовать природные ресурсы, для удовле-
творения собственных жизненных потребностей.
Национальная политика есть не что иное, как согласование интересов различных этносов и наций, при котором каждый из интересов реализуется в наибольшей степени и не в ущерб другим.
Основные понятия: социальная общность, социальная группа, квазигруппа, толпа, условная группа, реальная группа, экспрессивная группа, малая группа, первичная группа, вторичная группа, референтная группа, ингруппа, аутгруппа, этнос, племя, народность, нация.
Контрольные вопросы
1)Что такое социальная группа?
2)Как проявляется многообразие социальных групп?
3)Дайте классификацию социальных групп на основе базовых признаков.
4)Что такое массовая общность?
5)Дайте определение квазигруппы и назовите их разновидности.
6)Назовите основные свойства толпы и приѐмы управления толпой.
7)Чем отличаются условные и реальные группы?
8)По каким признакам классифицируются малые группы?
98
9)Что такое «ингруппа» и «аутгруппа»?
10)Что такое референтная группа?
11)Что такое социальная общность?
12)Как определяет социальную общность В. Мерсер, Т. Парсонс?
13)Что такое шкала Богардуса?
14)Что такое этнос, племя, народность, нация?
15)В чѐм суть концепции пассионарности Л. Гумилѐва?
16)Назовите современные тенденции в развитии наций.
99
Тема 8. Социальные институты и социальные организации
Тема 8. Социальные институты и социальные организации
§1. Социальные институты как форма организации общественной жизни.
§2. Основные социальные институты современного общества.
§3. Социальные организации
§1. Социальные институты как форма организации общественной жизни
|
|
| а) Что такое социальный ин- |
| Понятие и сущность социально- |
| |
|
| ститут. Социальные институты в | |
| го института |
| |
|
| современной социологической науке | |
|
|
|
чаще всего рассматриваются как совокупность различных форм организации
ирегулирования жизни общества. Само понятие «институт» происходит от латинского и в переводе означает «упорядочение», «учреждение».
Институты организуют совместную деятельность людей в целях удовлетворения их социальных потребностей. Именно социальные институты обеспечивают реализацию функций, необходимых для поддержания целостности
иразвития общества. По своей сути они есть организованные усилия членов общества, направленные на удовлетворение различных социальных потребностей. Социальными институтами являются, например, система образования, здравоохранения, социального обеспечения, семья, государство, экономика и т. п.
Воснове институциализации общественной жизни лежит прежде всего стремление к упорядочению, формализации и определенной стандартизации
поведения людей. Современное цивилизованное общество достигло высокой степени институциализации своей жизни, которая осуществляется в рамках действия различных социальных институтов. Взаимодействие их образует систему, обеспечивающую самосохранение и самовоспроизводство общества. Каждый социальный институт обслуживает одну или несколько потребностей общества, без удовлетворения которых общественная жизнь оказалась бы или невозможной, или в значительной степени дезорганизованной. Можно предположить, что разделение труда в обществе возникло и продолжает совершенствоваться в связи с развитием и совершенствованием его институциализации.
Многообразие социальных институтов в современном обществе связано с усложнением общественной жизни, с еѐ постоянной специализацией. Взаимодействие индивидов происходит в основном в обезличенных ситуациях, а общение чаще всего основывается на формальном праве.
Дифференциация социальной деятельности на различные виды (экономическую, политическую, духовную и т. д.) сопровождалась возникновением правил и норм, лежащих в основе этих видов деятельности, а также принципов взаимодействия официальных лиц в рамках данной общественной структуры. Возникновение и развитие социальных институтов связано с необходимостью удовлетворения потребностей общества как целостной саморазвивающейся системы (в обеспечении безопасности, в охране здоровья нации, в
100
Южный федеральный университет | Пресс-центр: В ЮФУ состоится лекция «Активное сознание.
Как человек читает тексты и как текст читает человека. Взаимодействие человека с культурой» Южный федеральный университет | Пресс-центр: В ЮФУ состоится лекция «Активное сознание. Как человек читает тексты и как текст читает человека. Взаимодействие человека с культурой»Размер шрифта
A
A
Межстрочный интервал
A
A
Цвет
A
A
Сведения об образовательной организации
RU
- RU
- EN
28.03.2023
В ЮФУ состоится лекция «Активное сознание. Как человек читает тексты и как текст читает человека. Взаимодействие человека с культурой»
28.03.2023
30 марта в 11.00 часов студенты и преподаватели университета смогут принять участие в открытой онлайн-лекции Олега Бахтиярова «Активное сознание. Как человек читает тексты и как текст читает человека. Взаимодействие человека с культурой».
Как мы воспринимаем мир и как выстраиваем с ним свое взаимодействие? Человека формирует культура, но какое влияние может оказывать на культуру человек? Как мы можем начать формировать культуру?
Новое время требует новых форматов взаимодействия с культурой.
Что такое культурные циклы и их уровни? Новые когнитивные инструменты для порождения культуры. Что такое языки развертывания смыслов и почему про них надо знать. Обо всем вы узнаете в лекции.
Мероприятие проводится при поддержке проекта «Клубы мышления» АНО «Университет 2035».
Ссылка для регистрации https://leader-id.ru/events/414622
Олег Бахтияров – лидер школы «Новые когнитивные инструменты», директор Института Психонетических исследований и разработок, автор концепции психонетики, разработчик методологии и методик деконцентрации.
По вопросам можно обратиться: Екатерина Землина, к.п.н., доцент кафедры инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации Академии психологии и педагогики, 89185302342.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/71534
Дополнительные материалы по теме
Сегодня
В ЮФУ познакомят с современными направлениями химического синтеза в микрофлюидных устройствах
Сегодня
Кинопоказ «День Памяти» прошел в Главном корпусе ЮФУ
Вчера
Объявлен прием заявок на конкурс стипендии имени И.И. Воровича 2023
Вчера
В ЮФУ объявлен конкурс на замещение должностей научных работников
02 мая
Поступай в магистратуру Академии психологии и педагогики ЮФУ вместе с нами
02 мая
Студенты Физического факультета приняли участие во Всероссийском слёте «Физмат»
Совместное обучение | Центр педагогических инноваций
Вовлечение учащихся
Совместное обучение может происходить на равных или в больших группах. Взаимное обучение или обучение сверстников — это тип совместного обучения, в котором учащиеся работают в парах или небольших группах для обсуждения концепций или поиска решений проблем. Подобно идее о том, что две или три головы лучше, чем одна, исследователи в области образования обнаружили, что посредством обучения сверстников учащиеся обучают друг друга, устраняя недоразумения и проясняя неверные представления.
Зачем использовать совместное обучение?
Исследования показывают, что образовательный опыт, который является активным, социальным, контекстуальным, увлекательным и принадлежит учащимся, способствует более глубокому обучению. К преимуществам совместного обучения относятся:
- Развитие высокоуровневого мышления, устного общения, навыков самоуправления и лидерства.
- Содействие взаимодействию студентов и преподавателей.
- Повышение удержания учащихся, самооценки и ответственности.
- Воздействие и улучшение понимания различных точек зрения.
- Подготовка к реальным социальным и рабочим ситуациям.
Рекомендации по совместному обучению
- В начале семестра вводите групповую работу или работу со сверстниками, чтобы четко определить ожидания учащихся.
- Установить основные правила участия и взносов.
- План для каждого этапа групповой работы.
- Внимательно объясните своим учащимся, как будут работать группы или обсуждения сверстников и как будут оцениваться учащиеся.
- Помогите учащимся развить навыки, необходимые им для достижения успеха, например, с помощью упражнений по построению команды или ознакомления с методами самоанализа.
- Рассмотрите возможность использования письменных контрактов.
- Включите самооценку и равную оценку для членов группы, чтобы они могли оценить свой вклад и вклад других.
Начало работы с совместным обучением
Более короткие занятия по совместному обучению в классе обычно состоят из трех этапов. Этот процесс может длиться всего пять минут, но может быть и дольше, в зависимости от поставленной задачи.
- Представьте задачу. Это может быть так же просто, как поручить учащимся обратиться к своему соседу, чтобы обсудить или обсудить тему.
- Предоставьте учащимся достаточно времени для выполнения задания. Прогуляйтесь и ответьте на любые вопросы по мере необходимости.
- Подведение итогов. Предложите нескольким студентам поделиться своими выводами. Устраните любые неправильные представления или проясните любые непонятные моменты. Откройте слово для вопросов.
Вот несколько стратегий для более крупных проектов групповой работы, которые помогут обеспечить продуктивную групповую динамику:
- Предоставьте учащимся возможность развить взаимопонимание и групповую сплоченность с помощью ледоколов, построения команды и упражнений на размышления.
- Дайте учащимся время для создания группового рабочего плана, позволяющего им планировать сроки и распределять обязанности.
- Предложите учащимся установить основные правила. Студенты могут создать контракт для каждого члена для подписания. Этот контракт может включать согласованные штрафы для тех, кто не выполняет обязательства.
- Назначьте роли членам каждой группы и периодически меняйте роли. Например, один студент может быть координатором, другой — вести заметки, еще один — обобщать, а третий — планировать следующие шаги.
- Разрешить учащимся оценивать качество и количество вкладов друг друга. Используйте эти оценки при выставлении индивидуальных оценок, но не позволяйте им сильно влиять на итоговую оценку учащегося. Четко объясните, как оценка сверстников повлияет на оценки.
- Время от времени проверяйте группы, но поощряйте учащихся решать свои проблемы, прежде чем обращаться к вам за помощью.
Развитие социальных сетей
Сайты социальных сетей используются более чем двумя третями пользователей Интернета. Как со временем выросли социальные сети?
Автор: Эстебан Ортис-Оспина
18 сентября 2019 г.
Цитируйте эту статьюСвободно используйте нашу работу обновлено.—————————————————————————————————————
Facebook, крупнейшая платформа социальных сетей в мире, насчитывала 2,4 миллиарда пользователей в 2019 году. Другие платформы социальных сетей, включая YouTube и WhatsApp, также насчитывали более одного миллиарда пользователей каждая.
Эти цифры огромны — в 2019 году во всем мире насчитывалось 7,7 миллиарда человек, из которых не менее 3,5 миллиарда были в сети. Это означает, что платформы социальных сетей использовались каждым третьим человеком во всем мире и более чем двумя третями всех пользователей Интернета.
Социальные сети изменили мир. Быстрое и повсеместное внедрение этих технологий меняет то, как мы находим партнеров, получаем доступ к информации из новостей и организуемся, чтобы требовать политических перемен.
Кто пользуется социальными сетями? Когда начался подъем социальных сетей и как менялось количество пользователей с течением времени? Здесь мы отвечаем на эти и другие ключевые вопросы, чтобы понять историю социальных сетей во всем мире.
Мы начнем с краткого изложения основных тенденций и закончим рассмотрением степени внедрения социальных сетей по сравнению с другими современными коммуникационными технологиями.
Социальные сети зародились в начале 2000-х
MySpace стал первой социальной сетью, набравшей миллион активных пользователей в месяц. Этот рубеж был достигнут примерно в 2004 году. Возможно, это начало социальных сетей в том виде, в каком мы их знаем. 1
На диаграмме мы отображаем ежемесячно активных пользователей на различных платформах с 2004 года.
Некоторые крупные социальные сети, такие как Facebook, YouTube и Reddit, существуют уже десять или более лет, но другие намного новее.
TikTok, например, был запущен в сентябре 2016 года, а к середине 2018 года уже набрал полмиллиарда пользователей. Для сравнения: за этот период TikTok набирал в среднем около 20 миллионов новых пользователей в месяц.
Данные также показывают быстрые изменения в противоположном направлении. Когда-то доминирующие платформы исчезли. В 2008 году Hi5, MySpace и Friendster были близкими конкурентами Facebook, однако к 2012 году у них практически не было доли рынка. Случай с MySpace примечателен, учитывая, что в 2006 году он временно превзошел Google как самый посещаемый веб-сайт в США.
Большинство платформ социальных сетей, которые пережили последнее десятилетие, значительно изменили то, что они предлагают пользователям. Twitter, например, изначально не позволял пользователям загружать видео или изображения. Это стало возможным с 2011 года, и сегодня более 50% контента, просматриваемого в Твиттере, включает изображения и видео.
Facebook доминировал на рынке социальных сетей в течение десяти лет, но пять других платформ также имеют более полумиллиарда пользователей. с более чем миллиардом пользователей. Затем последовали Tumblr и TikTok с более чем полумиллиардом пользователей.
Гистограмма показывает рейтинг самых популярных платформ социальных сетей.
Некоторые сайты социальных сетей особенно популярны среди определенных групп населения
Совокупные цифры скрывают большую неоднородность между платформами. Некоторые сайты социальных сетей гораздо популярнее других среди определенных групп населения.
В целом молодые люди чаще пользуются социальными сетями, чем люди старшего возраста. Но некоторые платформы гораздо популярнее среди молодежи. Это показано на диаграмме, где мы наносим разбивку использования социальных сетей по возрастным группам в США.
Для Snapchat и Instagram «возрастной градиент» исключительно крутой — популярность этих платформ с возрастом падает гораздо быстрее. Большинство людей моложе 25 лет используют Snapchat (73%), в то время как только 3% людей старше 65 лет используют его.
Поскольку эти платформы являются относительно новыми, трудно понять, какая часть этого возрастного градиента является результатом «когортного эффекта». Другими словами: неясно, будут ли сегодняшние молодые люди продолжать использовать Snapchat с возрастом. Если они это сделают, возрастной градиент сузится.
Давайте теперь посмотрим на гендерные различия.
На этой диаграмме показан процент мужчин и женщин, которые использовали разные платформы в США в 2021 году — диагональная линия отмечает паритет. Сайты выше диагональной линии более популярны среди женщин, ниже – среди мужчин.
Для некоторых платформ гендерные различия существенны. Доля женщин, которые использовали Pinterest, в 3 раза превышала долю мужчин, использующих эту платформу. Для Reddit все было наоборот: доля мужчин была в два раза выше.
В богатых странах почти все молодые люди пользуются социальными сетями
Из предварительных расчетов мы знаем, что если в 2019 году у Facebook было 2,3 миллиарда пользователей, то не менее 30% населения мира пользовались социальными сетями. СМИ. 2 Это всего лишь среднее значение — уровень использования был намного выше для некоторых регионов мира, особенно для некоторых групп населения.
Молодые люди чаще пользуются социальными сетями. На самом деле в богатых странах, где доступ к Интернету почти повсеместен, им пользуется подавляющее большинство молодых людей.
На нашей диаграмме показана доля людей в возрасте от 16 до 24 лет, которые пользовались социальными сетями в разных странах. Как видим, средний показатель по ОЭСР близок к 90%.
Если современные молодые люди будут продолжать использовать социальные сети на протяжении всей своей жизни, то вполне вероятно, что социальные сети будут продолжать быстро расти по мере распространения Интернета в странах с низким уровнем дохода.
Рост социальных сетей в богатых странах сопровождался увеличением количества времени, проводимого в сети
Увеличение использования социальных сетей за последнее десятилетие, конечно же, сопровождалось значительным увеличением количества время, которое люди проводят в сети.
В США взрослые тратят более 6 часов в день на цифровые медиа (приложения и веб-сайты, доступ к которым осуществляется через мобильные телефоны, планшеты, компьютеры и другие подключенные устройства, такие как игровые приставки). Как видно из диаграммы, этот рост почти полностью обусловлен дополнительным временем, проведенным за смартфонами и планшетами. 3
Согласно опросу исследовательского центра Pew Research Center, взрослые в возрасте от 18 до 29 лет в США чаще узнают новости через социальные сети, чем напрямую из печатных газет или новостных сайтов. Они также сообщают, что находятся в сети «почти постоянно». 4
Есть свидетельства того, что в других богатых странах люди также проводят много часов в день в Интернете. На следующей диаграмме показано, сколько часов молодые люди проводят в Интернете в разных богатых странах. Как видим, в среднем по ОЭСР более 4 часов в день; в некоторых странах средний показатель превышает 6 часов в день.
Некоторые взгляды на то, насколько быстрыми и глубокими являются эти стремительные изменения
Процент взрослого населения США, использующего социальные сети, увеличился с 5% в 2005 г. до 79% в 2019 г. Даже на глобальном уровне скорость распространения поразительна: Facebook вырос с охвата примерно 1,5% населения мира в 2008 г. до примерно 30% в 2018 г. 5
Как это соотносится с распространением других коммуникационных технологий, которые сегодня являются частью нашей повседневной жизни?
В следующей таблице представлена некоторая перспектива.
Рост социальных сетей в США сопоставим — по скорости и в некоторой степени охвату — с большинством современных технологий, обеспечивающих связь, включая компьютеры, смартфоны и Интернет.
Развитие социальных сетей — выдающийся пример того, как быстро и резко может измениться социальное поведение: то, что сегодня является частью повседневной жизни одной трети населения мира, было немыслимо меньше поколения назад.
Быстрые изменения, подобные тем, которые вызываются социальными сетями, всегда вызывают опасения по поводу возможных негативных последствий. В частности, в контексте социальных сетей ключевой вопрос заключается в том, наносят ли эти новые коммуникационные технологии вред нашему психическому здоровью — это важный вопрос, и мы рассмотрим доказательства в другой статье «Наш мир в данных».
Примечания
Конечно, и раньше существовали гораздо меньшие предшественники социальных сетей. Первой узнаваемой социальной сетью в том формате, который мы знаем сегодня, была Six Degrees — платформа, созданная в 1997 году, которая позволяла пользователям загружать профили и подружиться с другими пользователями. По сути, функции, которые определяют платформу социальных сетей, включают (i) профили для пользователей, (ii) возможность для пользователей постоянно загружать контент и (iii) возможность для пользователей обсуждать контент и общаться с другими пользователями.
Если быть точным, у Facebook было 2,3 миллиарда «активных пользователей». Могут быть некоторые расхождения между количеством «активных пользователей» и количеством людей, поскольку теоретически один человек может иметь несколько учетных записей. На практике эти расхождения, вероятно, невелики, потому что большинство платформ социальных сетей, включая Facebook, имеют политики и проверки, чтобы избежать нескольких учетных записей на человека.
Цифровые СМИ отличаются от печатных (включая книги, газеты и журналы) и других традиционных или аналоговых СМИ (включая телевидение, фильмы и радио).
Согласно опросу Pew Research, 36% взрослых в возрасте от 18 до 29 лет в США говорят, что они «часто получают новости через социальные сети», что выше доли тех, кто «часто получает новости через другие платформы». таких как новостные сайты, телевидение, радио или печатные газеты. Из того же опроса мы также знаем, что 48 % взрослых в возрасте от 18 до 29 лет говорят, что выходят в интернет почти постоянно, а 46 % говорят, что выходят в интернет несколько раз в день.
Данные об использовании социальных сетей в США находятся здесь. Что касается глобальных показателей Facebook: в 2018 году у Facebook было 2,26 миллиарда пользователей, а в 2008 году — 100 миллионов; население мира в 2008 г. составляло 6,8 млрд человек, а в 2018 г. — 7,63 млрд (вы можете проверить данные о населении здесь)
Цитируйте эту работу
Наши статьи и визуализации данных основаны на работе многих разных людей и организаций. При цитировании этой тематической страницы также указывайте лежащие в ее основе источники данных. Эта тематическая страница может цитироваться как:
Эстебан Ортис-Оспина (2019) - «Возвышение социальных сетей». Опубликовано на сайте OurWorldInData.org. Получено с: 'https://ourworldindata.org/rise-of-social-media' [онлайн-ресурс]
Цитата BibTeX
@article{owidriseofsocialmedia, автор = {Эстебан Ортис-Оспина}, title = {Расцвет социальных сетей}, журнал = {Наш мир в данных}, год = {2019}, примечание = {https://ourworldindata.org/rise-of-social-media} }
Свободное повторное использование этой работы
Все визуализации, данные и код, созданные «Нашим миром в данных», находятся в полностью открытом доступе по лицензии Creative Commons BY. У вас есть разрешение использовать, распространять и воспроизводить их на любом носителе при условии указания источника и авторов.
Данные, созданные третьими сторонами и предоставленные «Нашим миром в данных», подпадают под действие условий лицензии от первоначальных сторонних авторов.