Активность сознания проявляется в том что – Характеристики сознания — Мегаобучалка

Характеристики сознания — Мегаобучалка

1.Сознание всегда активно.

2.Сознание интенционально (Быть направленным следует понимать в модусе желательности, селективности, аспектуальности, заинтересованности в рассмотрении именно этого объекта).Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности).

3. Рефлексия — способность к самонаблюдению.Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Человек в состоянии критически оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

4.Мотивационно-ценностный характер сознания.

Данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием.

· Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально.

· Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т.е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны.

· Существует множество причин, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Основная — степень критичности человека — определяет возможность построения адекватной «Я-концепции». Критичность — способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, формировать свое поведение, определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением.



Возникновение и развитие сознания у человека.

В отечественной психологии гипотеза о происхождении сознания человека сформулирована А.Н. Леонтьевым.

1. Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, человек воздействует на природную среду, создавая для этого орудия труда. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности сознательно трудиться. Труд — это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.

Основная особенность труда заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных.

· Во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т.е. с

помощью коллективных действий.

· Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуникации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации — речь — обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения. Человеку, способному общаться с помощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми. Особенности человеческих сообществ, заключающиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и развитие речи. Речь предопределила возможность существования сознания (мысль человека всегда имеет вербальную форму).

· В-третьих, для нормального существования и развития человеческих сообществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества — принципы нравственности и морали.

Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусловивших возможность появления сознания у человека. Но, следует подчеркнуть, что подобная логическая последовательность является лишь гипотезой, изложенной с рационалистических позиций. Существуют и другие точки зрения на проблему возникновения сознания человека, в том числе излагаемые с иррациональных позиций.

Факты.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что возникновение сознания у человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида.

1. Прямохождение освободило передние конечности от функций ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватанием предметов, их удержанием и манипулированием ими, что способствовало возникновению орудийной деятельности у предков человека.

2.Одновременно с этим происходило развитие органов чувств – совершенствование зрения (цветное, бинокулярное, стереоскопическое), оно стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире.

3. Развитие нервной системы в целом, и особенно головного мозга. У человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 400-550 см3, у человека он составляет 1400 см

3. Значительно увеличивается площадь поверхности больших полушарий за счет количество извилин коры головного мозга и их глубины.

4.Происходят существенные структурные и функциональные перестройки мозга. У человека по сравнению с человекообразной обезьяной уменьшилась в процентном соотношении площадь проекционных полей, связанных с элементарными чувствительными и двигатель­ными функциями, и увеличилось процентное содержание интегративных полей, связанных с высшими психическими функциями.

5.Происходит дальнейшая кортикализация управления поведением, большее подчинение элементарных процессов коре по сравнению с тем, что наблюдается у животных. Можно предположить, что эволюция коры головного мозга в процессе филогенеза человека, наряду с его социально-историческим развитием, обусловила возможность появления высшей формы развития психики — сознания.

6. Сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяется переднелобными и теменными долями коры головного мозга. При поражении переднелобных полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подчинять свои действия более отдаленным мотивам и целям. Поражение теменных полей приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях, а также логических связей.

7. Лобные и теменные поля у человека по сравнению с человекообразными обезьянами развиты в наибольшей степени. Лобные поля у обезьян занимают около 15% площади коры головного мозга, то у человека они занимают 30%. Переднелобные и нижнетеменные участки у человека имеют некоторые нервные центры, отсутствующие у животных.

8.Структурные изменения головного мозга человека отразились на результатах

эволюции двигательных органов. Каждая группа мышц тесно связана с определенными двигательными полями коры головного мозга. У человека двигательные поля, связанные с той или иной группой мышц, имеют разную площадь, размер которой напрямую зависит от степени развития той или иной группы мышц.

9.При анализе соотношений размеров площади двигательных полей установлено, насколько велика по отношению к другим полям площадь двигательного поля, связанного с кистями рук. Кисти рук человека имеют наибольшее развитие среди органов движения и наиболее связаны с деятельностью коры головного мозга. Подобный феномен встречается только у человека.

Можно сделать двоякий вывод о взаимосвязи труда и психического развития человека: Во-первых, сложнейшее строение, которое имеет человеческий мозг, скорее всего, связано с развитием трудовой деятельности человека.

Во-вторых, объем мозга современного человека со времен первобытных людей (Homo sapiens) существенно не изменился, можно говорить о том, что эволюция человека как биологического вида способствовала появлению у людей возможности трудиться, что в свою очередь явилось предпосылкой для появления сознания у человека. Можно утверждать, что появление сознания у человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами.

С появлением сознания человек сразу выделился из животного мира, но первые люди по уровню своего психического развития отличались от современных людей. Прошли тысячи лет, прежде чем человек достиг уровня современного развития. Основным фактором поступательного развития сознания явился труд. С приобретением практического опыта, с эволюцией общественных отношений шло усложнение трудовой деятельности. Человек постепенно переходил от простейших трудовых операций к более сложным видам деятельности, что влекло за собой и поступательное развитие мозга и сознания. Поступательное развитие свидетельствует о социальной природе сознания, что отчетливо проявляется в процессе развития психики ребенка.

 

megaobuchalka.ru

4.1. Понятие о сознании : Общая психология Маклаков А. Г : Библиотека Инокентия Ахмерова онлайн

Мы уже не раз употребляли такое понятие, как «сознание», и вы знаете, что сознание — это высший уровень психического отражения объективной реально­сти, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как со­циальному существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющая­ся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстаю­щих перед субъектом в его внутреннем мире. Однако, как мы уже отмечали ранее, можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых живот­ных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем же психическое от­ражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Человека отличает от животных прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов

окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности опериро­вания ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.

Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во-вто­рых, интенционально. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которо­го все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наобо­рот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психиче­ских образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленно­сти).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегу­ляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к само­наблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер сознания.

Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за са­мим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать крити­чески, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив получен­ную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

Следует подчеркнуть, что данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окру­жающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оце­нивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не слу­чайно «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием.

Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оце­нивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей доста­точно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. От чего зависит адекватность нашего сознания? Если мы постараемся найти ответ на этот вопрос, то будем вынуждены назвать множество причин, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа ре­ального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека.

Как было отмечено в предыдущих главах, в упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способ­ность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную инфор­мацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, пред­принимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от живот­ного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма кон­троля за своим поведением.

Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей дей­ствительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования орга­низма в ответ на привычный раздражитель. Проблема соотношения бессознатель­ного и сознательного в поведении человека чрезвычайно сложна, и ей посвящена отдельная глава. Сейчас же мы должны ответить на вопрос, что обусловливает возникновение и развитие сознания у человека.

В отечественной психологии этот вопрос, как правило, рассматривают, осно­вываясь на сформулированной А. Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении со­знания человека. Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других пред­ставителей животного мира.

Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношени­ях с природой. Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в опреде­ленной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности созна­тельно трудиться. Труд — это специфический, присущий только человеку вид дея­тельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обес­печения условий своего существования.

Основная особенность труда заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Это справедливо даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивиду­альный характер, поскольку в процессе их выполнения человек вступает в опре­деленные отношения с окружающими его людьми. Например, труд писателя мо­жет быть охарактеризован как индивидуальный. Однако, для того чтобы стать писателем, человек должен был научиться читать и писать, получить необходи­мое образование, т. е. его трудовая деятельность стала возможна только вследствие включенности в систему отношений с другими людьми. Таким образом, любой труд, даже кажущийся на первый взгляд сугубо индивидуальным, требует сотруд­ничества с другими людьми.

Следовательно, труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных. Эти от­личия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий су­ществования, т. е. с помощью коллективного труда.

Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуни­кации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень разви­тия психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации — речь — обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и

поведения — регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с по­мощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобрета­ет в процессе общения с другими людьми.

Следует отметить, что именно особенности человеческих сообществ, заключаю­щиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и раз­витие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования со­знания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму. Например, человек, по определенному стечению обстоятельств попавший в дет­ские годы к животным и выросший среди них, не умеет говорить, а уровень его мышления хотя и выше, чем у животных, совершенно не соответствует уровню мышления современного человека.

В-третьих, для нормального существования и развития человеческих сооб­ществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирова­ние специфических законов существования и развития человеческого сообщества. Эти законы известны нам как принципы нравственности и морали.

Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусло­вивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение вырази­лось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критично­сти мышления человека. Так появились понятия «хорошо» и «плохо», содержа­ние которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. Постепен­но, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной мере спо­собствовало эволюции мышления. В то же время происходило развитие речи. У нее появлялись все новые и новые функции. Она способствовала осознанию че­ловеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды. В результате речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции по­ведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что подобная логическая последователь­ность является лишь гипотезой, изложенной с рационалистических позиций. Се­годня существуют и другие точки зрения на проблему возникновения сознания человека, в том числе излагаемые с иррациональных позиций. Это не удивитель­но, поскольку по многим вопросам психологии единого мнения не существует. Мы отдаем предпочтение рационалистической точке зрения не только потому, что по­добных взглядов придерживались классики отечественной психологии (А. Н. Ле­онтьев, Б. Н. Теплов и др.). Существует целый ряд фактов, позволяющих устано­вить закономерности, которые определили возможность появления сознания у че­ловека.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что возникновение сознания у человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволю­цией человека как биологического вида. Прямохождение освободило передние конечности от функций ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватанием предметов, их удержанием и манипулированием ими, что в целом способствовало созданию для человека возможности трудиться. Одновре­менно с этим происходило развитие органов чувств. У человека зрение стало до­минирующим источником получения информации об окружающем мире.

Мы вправе полагать, что развитие органов чувств не могло происходить изоли­рованно от развития нервной системы в целом, поскольку с появлением человека как биологического вида отмечаются существенные изменения в строении нерв­ной системы, и прежде всего головного мозга. Так, объем головного мозга челове­ка превышает объем мозга его ближайшего предшественника — человекообраз­ной обезьяны — более чем в два раза. Если у человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 600 см’, то у человека он составляет 1400 см!. Еще в большей пропорции увеличивается площадь поверхности больших полушарий, так как ко­личество извилин коры головного мозга и их глубина у человека значительно больше (рис. 4.1).

Однако с появлением человека проис­ходит не только физическое увеличение объема головного мозга и площади коры. Происходят существенные структурные и функциональные перестройки мозга. Например, у человека по сравнению с че­ловекообразной обезьяной уменьшилась в процентном соотношении площадь про­екционных полей, связанных с элемен­тарными чувствительными и двигатель­ными функциями, и увеличилось про­центное содержание интегративных по­лей, связанных с высшими психическими функциями (рис. 4.2).

Такое резкое разрастание коры головного мозга, ее структурная эволюция прежде всего связаны с тем, что ряд элементарных функций, которые у животных целиком осуществляются низшими отделами мозга, у человека уже требуют
участия коры. Происходит дальнейшая кортикализация управления поведением,
большее подчинение элементарных процессов коре по сравнению с тем, что наблюдается у животных. Можно предположить, что эволюция коры головного мозга в процессе филогенеза человека, наряду с его социально-историческим
развитием, обусловила возможность появления высшей формы развития психи­ки-сознания.

Сегодня благодаря клиническим исследованиям мы знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определя­ется переднелобными и теменными долями коры головного мозга. Так, при пора­жении переднелобных полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подчинять свои действия более отдален­ным мотивам и целям. В то же время поражение теменных полей приводит к утра­те представлений о временнбых и пространственных отношениях, а также логиче­ских связей. Интересен тот факт, что лобные и теменные поля у человека по срав­нению с человекообразными обезьянами развиты в наибольшей степени, особенно лобные. Если лобные поля у обезьян занимают около 15% площади коры головно­го мозга, то у человека они занимают 30%. Кроме этого, переднелобные и нижне­теменные участки у человека имеют некоторые нервные центры, отсутствующие у животных.

Следует также отметить, что на характере структурных изменений головного мозга человека отразились результаты эволюции двигательных органов. Каждая группа мышц тесно связана с определенными двигательными полями коры голов­ного мозга. У человека двигательные ноля, связанные с той или иной группой мышц, име­ют разную площадь, размер которой напрямую зависит от степени развития той или иной группы мышц. При анализе соотношений раз­меров площади двигательных нолей обращает на себя внимание то, насколько велика по от­ношению к другим полям площадь двигатель­ного поля, связанного с кистями рук. Следова­тельно, кисти рук человека имеют наибольшее развитие среди органов движения и наиболее связаны с деятельностью коры головного моз­га. Необходимо подчеркнуть, что подобный феномен встречается только у человека.

Таким образом, мы можем сделать двоякий вывод о взаимосвязи труда и психического развития человека. Во-первых, сложнейшее строение, которое имеет человеческий мозг и которое отличает его от мозга животных, ско­рее всего, связано с развитием трудовой дея­тельности человека. Подобный вывод является классическим с точки зрения материалисти­ческой философии. С другой стороны, учиты­вая, что объем мозга современного человека со времен первобытных людей существенно не изменился, можно говорить о том, что эволю­ция человека как биологического вида способ­ствовала появлению у людей возможности

Выготский Лев Семенович (1896-1934) — выдающийся отечественный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций. До вто­рой половины 1920-х гг. занимался проблемой восприятия произведений искусства. Выделял в эмоциональной сфере человека, воспринимающего то или иное произведение ис­кусства, два разнонаправленных аффекта, противо­положность которых снимается в катарсисе, являющемся основой эстетических реакций. Однако позднее, начиная с работы «Исторический смысл психологического кризиса», Выготский приступил к анализу общих методологических проблем психологии, в результате чего, ориентируясь на ме­тодологию марксизма, разработал учение о развитии пси­хических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. В дальнейшем Выготский создал новое направление в детской психологии, включающее в себя положение о «зоне ближайшего развития» ребенка. На практике эта проблема была им реализо­вана в дефектологии. Выготский создал лабораторию психологии аномального детства (1925-1926), сформулировав новую теорию развития аномального ребенка. На последнем этапе своей рабо­ты он исследовал соотношение мышления и речи, развитие значений в онтогенезе, эгоцентричес­кую речь.

Несмотря на то что он прожил очень короткую жизнь (всего 36 лет), его влияние на отече­ственную и мировую психологию весьма существенно. Многие работы Выготского не потеряли своей актуальности и в наши дни.

трудиться, что в свою очередь явилось предпосылкой для появления сознания у человека. Отсутствие неоспоримых доказательств, подтверждающих или опро­вергающих один из выводов, породило различные точки зрения на причины воз­никновения и развития сознания у человека.

Однако мы не будем сосредоточивать наше внимание на теоретических спорах, а лишь отметим, что появление у человека сознания как высшей из известных форм развития психики стало возможным вследствие усложнения строения голов­ного мозга. Кроме того, нужно согласиться с тем, что уровень развития мозговых структур и способность к выполнению сложных трудовых операций находится в тесной взаимосвязи. Поэтому можно утверждать, что появление сознания у че­ловека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. Разви­тие живой природы привело к возникновению человека, обладающего специфи­ческими особенностями строения тела и более развитой по сравнению с другими животными нервной системой, что в целом определило возможность человека за­ниматься трудом. Это в свою очередь повлекло за собой появление сообществ, раз­витие языка и сознания, т. е. той логической цепи закономерностей, о которой го­ворилось выше. Таким образом, труд явился тем условием, которое позволило ре­ализовать психические потенциалы биологического вида Homo sapiens.

Необходимо подчеркнуть, что с появлением сознания человек сразу выделил­ся из животного мира, но первые люди по уровню своего психического развития значительно отличались от современных людей. Прошли тысячи лет, прежде чем человек достиг уровня современного развития. Причем основным фактором по­ступательного развития сознания явился труд. Так, с приобретением практиче­

ского опыта, с эволюцией общественных отношений шло усложнение трудовой деятельности. Человек постепенно переходил от простейших трудовых операций к более сложным видам деятельности, что влекло за собой и поступательное раз­витие мозга и сознания. Это поступательное развитие свидетельствует о социаль­ной природе сознания, что отчетливо проявляется в процессе развития психики ребенка.

www.ahmerov.com

Сознание и деятельность человека Творческая активность сознания

Происхождение сознания и языка связано с переходом обезьяноподобных предков от присвоения с помощью естественных органов готовых предметов к труду, к изготовлению искусственных орудий, до человеческих форм жит ттедияльности и общественных отношений, которые вырастают на ее основ.

Психика животных помогает им ориентироваться в меняющейся среде, приспосабливаться к нему, однако они не могут целенаправленно и систематически преобразовывать окружающий мир. Качественное отличие сознательную мосту человека от сознания животных заключается в следующих моментах: сознание человека развивается и функционирует по социальным законам, а животные — по биологическим, для человека характерно активно-преобразующее отображения объективного мира, а для животного-активное приспособление; у человека есть I и II сигнальные системы, отмечается и связь языка и мышления, а у животных — только и сигнальная система; человек способен познавать я явление и сущность вещей, ей присуща возможность чувственного и логического отражения действительности, а животное имеет возможность лишь чувственного отражения действительности; у человека достаточно сильно развито предварю аюче отображения, способность предвидеть, а у животного опережающее отражение развито слабо; в личности являются самосознание, нравственные и эстетические чувства, что напрочь отсутствует у животных, кроме того, человек зд атна систематически, целенаправленно познавать мир, а животное — лишь случайно»опознает»отдельные вещи, явления

Несомненно, именно труд как целесообразная деятельность является основным условием всей человеческой жизни и формирование сознания. Труд создал человека. Исходная форма труда — процесс изготовления орудий из дерева, камня, кости и т.д. и произ фективности с их помощью средств существования. Под влиянием изменения условий существования обезьяны вынуждены были вести другой образ жизни, спуститься с деревьев на землю, им приходилось использовать камни, палки и т.д.. Все это приводило к существенному изменению функций передних конечностей. Развитая в процессе трудовой деятельности рука оказывала влияние на совершенствование всего организма, в том числе и мозга. Сознание могла возник нуть только как функция сложно организованного мозга. Под влиянием трудовой деятельности в связи с развитием мозга совершенствовались и органы чувств человека, все точнее и тоньше становился осязание, слух, бил ьш проницательным стал сотав зір.

Сознание изначально представляла собой только осознание ближайшей чувственно-воспринимаемого среды, непосредственных связей с другими людьми дальнейшем в ходе усложнение форм труда и общественных отношений форму увалась способность к мышлению в виде понятий, суждений и умозаключениив.

Социальная обусловленность возникновения и развития сознания достаточно глубоко обоснована в произведении. Ф. Энгельса»Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»Труд как целенаправленная деятельность с самого п начала связана с изготовлением орудий труда и применением их с целью производства продуктов для удовлетворения потребностей человека. Потребность в систематическом использовании орудий труда побудила людиноподи бних обезьян постепенно переходить к обработке естественного материала и создания все более совершенных орудий труда. Все это приводило к существенному изменению функций передних конечностей. Они приспосабливались к в это новых и новых операций и постепенно превращались в естественные орудия труда руки. Мозг человекообразной обезьяны приобретал способности творить более сложные трудовые операции. Под влиянием трудовой деятельности и совершенствовались органы чувств человека. Производство орудий труда и материальных благ для жизни начали процесс качественного преобразования животного стада, в котором жили человекообразные обезьяны, в первую, х оча и стадное форму, но уже человеческого общества. Стадо трансформируется в общество сотрудников, сцементоване трудовыми социальными связямціальними зв’язками.

Кроме того, вследствие общественно-трудовой деятельности людей возникает и развивается не только сознание, но и материальная форма сознания членораздельная речь«Сначала труд,-писал. Энгельс, — а затем и вместе с этим членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в мозг человека»[42]. Таким образом, сви идомисть как свойство высокоорганизованной материи, как специфическая высшая форма отражения и деятельности возникла в обществе и непрерывно развивается на основе труда и общественных отношений между людьми м між людьми.

Таким образом», к биологических предпосылок происхождения сознания относятся: телесная организация (прямохождение, развитие передних конечностей) головной мозг, развитая нервная система; первая сигнальная система высших животных; стадное форма проживания человекообразных обезьян п. Социальные основы происхождения сознания составляют труд, трудовой процесс, речь и общениея.

. Язык представляет собой определенную систему средств общения. Существуют различные виды речи: устная, письменная и внутренняя (беззвучная, о себе). Основными единицами языка выступают слово и предложение. Слово представляет собой единство зн чение и звучание. Материальная сторона слова означает предмет и знаком. Значение слова отражает предмет и чувственным или умственным образом. Предложение — это материальная форма, носитель более или менее законченной мнения, суждения. С помощью языка осуществляется переход от живого созерцания, от чувственного познания к обобщенному, абстрактному мышлениюислення.

Сознание и язык едины, но это внутренне противоречивое единство различных явлений. Сознание отражает действительность, а язык определяет ее и выражает мысли. В языке наши представления, мысли и чувства воплощаются в матери иально, чувственно воспринимаемую форму и тем самым из личного достояния становятся достоянием других людией.

Благодаря языку сознание формируется и развивается как общественное явление, как духовный продукт жизни общества

Будучи средством взаимного общения людей, обмена опытом, знанием, чувствами, идеями, речь связывает людей не только данной социальной группы и не только данного поколения, но и разных поколений. Так створ ся преемственность исторических эпох настоящее время существует около трех тысяч языков, которыми осуществляется членоподибна язык, и каждая из них имеет особую структуру и систему значение слиів.

. Неразрывная связь сознания и языка проявляется в различных явлениях

Во-первых, развиваясь на основе знания, то есть сознательного отражения явлений объективного мира в человеческом мозге, сознание не существует без материальной основы, а именно языка, обнаруженной в словах. Осуществляя и познания, человек образует идеальные образы предметов и явлений, в которых отображаются наиболее общие свойства предметов и явлений, называет тот или иной предмет словом («стол»,»человек»,»животное»,»б удинок»и др.). Слова и их сочетания — это основные элементы членораздельная какя — це основні елементи членоподільної мови.

Во-вторых, неразрывную связь сознания и языка проявляется в том, что с самого начала своего существования язык был средством передачи социальной информации, средством общения людей. Только благодаря языку человеческая мысль, убрана в материальную оболочку — слово, становится достоянием других людей и дает возможность обмениваться мнениями, опытом, ощущениями, идеями.

В-третьих, язык является не только важнейшим средством взаимного общения людей, средством передачи социальной информации, но и орудием их мышления. Уже в тот момент, когда в голове человека мысль формируется ся, это происходит в форме словесных образов. Ясность мышления находится в прямой зависимости от того, насколько четко и удачно обнаружена в языковом материале та или иная мысль»Чистых»мыслей не бывает без языка мнение не может быть не только высказана, но и не может возникнуть в голове человекголові людини.

Неразрывная связь языка и сознания проявляется и в том, что благодаря языку человечество сохраняет и накапливает плоды познавательной деятельности которые в печатном, письменном виде передаются от одного поколения к другому, то есть речь оказывается главным орудием социальной памяти

Некоторые представители семантической философии утверждают, что язык — нечто внешнее для мысли; просто система символов, которая не имеет ничего общего с обьективноюдийснистю. Такой разрыв языка и сознания прив водит к мистификации мышления, теряет материальные средства своего существования, с одной стороны, а с другой ведет к формализации языка, которая избавляется от своего пред-метнологичного содержаниеу.

Сознание — это не только процесс познания и его результат-знания, но и вместе с тем переживания познаваемого определенная оценка вещей, свойств и отношений

Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в виде представлений, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые составляют содержание сознания, который отражается в продуктах культуры (включая мо ную и другие знаковые системы), приобретая форму идеального. Сознание включает аксиоло-ский, есть ценностный аспект в котором отображается избирательность сознания, ее ориентация на философские, научные, религиозные, эстетические, политические, нравственные ценности, выработанные обществом и восприняты субъектом

Сознание включает отношение субъекта как к этим ценностям, так и к самому себе, выступая тем самым в виде самосознания, которая тоже имеет социальную природу. Познание человеком самого себя становится возможным им благодаря ее способности соотносить свои установки и ориентацию с жизненными позициями других людей, умению стать на эти позиции в процессе общенияя.

Особой сферой философского исследования является проблема места бытия в структуре сознания, связанная с выделением (хотя и частично условным) в сознании двух слоев — бытийного и рефлексивного; бытийный й слой — это отношение в действительности, а рефлексивный — отношение к действительности. Источником как бытийных, так и рефлексивных характеристик сознания служит деятельность человеки.

Конечно, движущей»пружиной»поведения и сознания людей есть потребность — определенная зависимость человека от внешнего мира, субъективные запросы личности к объективному миру, ее потребность в таких предметах и и условиях, которые необходимы для его нормальной жизнедеятельностидіяльності.

Важной стороной сознания является самосознание. Жизнь требует от человека, чтобы он познавал не только внешний мир, но и себя. Отражая объективную реальность, человек осознает не только этот процесс, а самого себя как существо, чувствует и мыслить во, свои идеалы, моральный облик. Она выделяет себя из окружающего мира, осознает свое отношение к миру, то, что он чувствует, думает, делает. Осознание человеком себя как личности и являются самосви к городусть.

Сознание имеет не только внутренне личное бытие. Она объективируется и существует надособисто в творениях искусства, правовых, моральных нормах. Все эти проявления общественного сознания-необходимое условие форму в ния личности, индивидуального сознания. Личная и общественное сознание находятся в неразрывном единстве. Сознание каждого отдельного человека вбирает в себя знания, убеждения, оценки общественно го среды, в которой он жилживе.

Объективный мир, воздействуя на нас, отражается в сознании, превращается в идеальное. В свою очередь сознание, идеальное через практическую деятельность превращается в действительность, в реальное

Сознание характеризуется активно-творческим отношением к внешнему миру, к самому себе, к человеческой деятельности. Активность сознания проявляется в том, что человек отражает внешний мир целенаправленно, избирательно. Она воспроизводит в своей голове пред дуете и явления сквозь призму уже приобретенных знаний — представлений, понятий. Действительность воспроизводится в сознании человека не в зеркально-мертвому, а в творчески преобразованном видеяді.

Сознание может создавать образы, которые опережают действительность. Она имеет способность предсказания. Мозг человека построен так, чтобы не только получать, хранить и перерабатывать информацию, но и формулировать план действий, активно руководить действиями. Воздействие человека всегда направлена ??на достижение конечного резуль ьтату, т.е. определенной цели. Цель, которую человек стремится достичь, — это то, что должно быть создано, но чего пока реально не существует. Она представляет собой идеальную модель желаемого майбутньогого.

Целеполагание, т.е. предсказания того,»для чего»и»ради чего»человек совершает свои действия — непременное условие любого сознательного поступка. Однако, как отметил еще. Гегель,»суть дела исчерпывается не с своей целью, а своим осуществлением»Реализация цели предусматривает применение определенных средств, т.е. того, что создается и существует ради достижения цели. Человек создает то, чего природа к ней не порождали а. Масштабы, формы и свойства преобразованных и созданных людьми вещей продиктованы потребностями людей, их целями, у них воплощены человеческие замыслы, идету них втілені людські задуми, ідеї.

Итак под активностью сознания подразумевается ее избирательность и целеустремленность, которая проявляется в формировании новых идей, в актах продуктивного представление, в управлении практической деятельностью

Высшим уровнем регуляции деятельности на основе воспринятых человеком ценностей, моральных норм является его сознание. Такая регуляция заключается в том, что эти нормы стали интегральным компонентом жизни человека. Ценности и нормы включаются в систему уверенного человека, а поэтому реализуются с четким осознанием цели и возможных последствий действий. Сознание проявляется в способности человека анализировать мотивы собственного поведения, переживать их как глубинную внутреннюю потребность и выбирать наиболее рациональный способ достижения поставленной целейети.

Исходным пунктом отношения человека к реальному миру является целеполагание деятельности. Именно в обеспечении его, направленного на преобразование мира с учетом интересов человека и общества, и заключается в основной жизненный смысл и историческая необходимость возникновения и развития сознанияі.

. Творческий характер сознания в практической деятельности человека проявляется в том, что, во-первых, благодаря сознанию человек познает законы объективной действительности и может что-то менять в окружающей среде. Во-вторых, сознание вы изначае цели, способы, характер практической деятельностиі.

Ведь, как отмечал. Маркс, плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что прежде чем построить что-то, создает план своего строения в идеальной форме — в виде проекта этого здания. При этом у случае идеальное как предшествует материальном, есть план будущего»дома»осуществляется до того, как он будет построен. В-третьих, активная творческая роль сознания проявляется и в том, что она дает мо можность предсказать появление того, что в действительности еще не существует, а должно появитьсяно з’явитися.

Таким образом, сознание выполняет следующие функции: познавательную, регулятивную, прогностическую, конструктивно-творческую, аксиологическая. Активность ее заключается в том, что благодаря сознанию человек способен творить, пере едбачаты, превращать в форме идеальных образов, ставить цели, абстрагировать, опосредовать, обобщать, самоусвидомлюваты, т.е. выделять себя как субъекта.

В настоящее время ведутся поиски путей преодоления односторонности способов описания сознания. Большую роль здесь играет кибернетика — наука об управлении сложными саморегулируемыми динамическими системами. Мо оделювання психических актов воспроизводит построение нервных сетей, структуры информационных процессов в мозге. Информационно-кибернетический подход позволяет выявить многоуровневость человеческой психики, раскрыть вн утренние механизм творческой активности сознаниясті.

К саморегулируемых систем относятся живые организмы, органы, клетки, общество, определенные технические устройства. Для всех них характерна способность получать информацию, перерабатывать, запоминать ее, действие пяти по принципу обратной связи и осуществлять на этой основе управленияя.

Итак, сознание с самого начала была общественным продуктом, и она останется им, пока вообще существуют люди. Сознание это свойство высокоорганизованной материи, высшая форма отражения (идеальный образ материального мира), продукт общественно-исторического развития, регулятор целенаправленной деятельности человека

uchebnikirus.com

Происхождение и развитие сознания — Общая психология Библиотека русских учебников

Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высокий уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальной существу

Характерными чертами сознания является, во-первых, активность, во-вторых, интенциональность. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный харак ер, в результате которого все предметы, отражены психикой, имеют одинаковую значимость, а наоборот, происходит дифференциация психических образов по мере их значимости для субъекта результате сознательной ость человека всегда направлена ??на определенный объект, предмет или образ, то есть имеет свойство интенции (направленностиі).

Эти свойства обуславливают наличие других характеристик сознания, позволяющие рассматривать ее как высший уровень саморегуляции. К таким свойствам сознания принадлежит способность к рефлексии (самосп постереження), а также мотивационно-ценностный характер сознанияі.

Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за своими ощущениями, состояниями и т.д.. Такое наблюдение предполагает наличие критичности, то есть человек оценивает себя с точки зрения собственных цен нность и идеалов. Это свойство сознания определяет возможность формирования в процессе онтогенеза человеческой индивидуальной»Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и окружающую дийс ность. Информация об окружающей действительности оценивается человеком на основании системы представлений о себе и, исходя из системы собственных ценностей, идеалов и мотивов, формируется его поведение. Поэтому»Я-концепцию»чаще называют самосознаниемсамосвідомістю.

В отечественной психологии возникновение и развитие сознания рассматривал. ОМЛеонтьев

В отличие от животных, человек не просто приспосабливается к условиям окружающей среды, а пытается подчинить его, создавая определенные орудия. Способность создавать орудия для преобразования при ироды свидетельствует о способности сознательно работать. Труд — это специфический, присущий только человеку вид деятельности, который заключается в осуществлении влияния на природу с целью обеспечения условий своего существованияня.

Главной отличительной особенностью труда является то, что она осуществляется только совместно с другими людьми. Даже тогда, когда человек выполняет простейшие трудовые операции, носящие индивидуальный характер, она вступает в определенные отношения с окружающими людьми. Таким образом, труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые отличались от животных собраннь.

Эти различия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно для животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, то обто посредством коллективного рабо.

Во-вторых, важным условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуникации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации, тем выше р уровень развития психики. Коммуникация человека с помощью языка обусловила принципиально новый уровень регуляции психических состояний и поведения — регуляцию с помощью слова. Возникновение языка было обусловлено лиц ливость человеческих сообществ, которые заключаются в необходимости коллективного труда. В свою очередь речь стала условием существования сознания, поскольку мысль человека всегда вербальную (словесную) форму подтверждения именем этого есть люди, которые в силу обстоятельств, сложившихся попали в детские годы к животным и выросли среди них. Они не научились говорить, а уровень их мышления хотя и выше, чем у животных, но все же не в идповидае уровню мышления современной человеклюдини.

В-третьих, для нормального существования и развития человеческих сообществ не подходят законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора. Коллективный характер труда, развитие коммуникации с обусловили развитие мышления и специфических законов существования и развития человеческих сообществ. Это принципы нравственности и моралилі.

Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусловивших возникновение сознания у человека: труд привела к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение обусловила переход от естественного в отбора в организации социальной жизни, способствовала развитию языка как средства коммуникации. Возникновение человеческих сообществ с их моральными нормами, которые отражают закон совместной жизни, стало условием проявления к ритичности мышления человека время происходило развитие языка, способствовало осознанию человеком своего «Я», выделению себя из окружающей действительности. В результате этого язык стал средством регуляции п овединкы человека. Все эти явления и закономерности обусловили появление и развитие сознания в человекі в людини.

АВПетровський, характеризуя сознание, выделяет в ее структуре следующие четыре ее характеристики

1. Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. Таким образом, в структуру сознания относятся все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение

2. Закрепление в сознании различий субъекта и объекта. Только человек из всех живых существ способна выделять и противопоставлять себя окружающей мира, обладает способностью к самопознанию

3. Обеспечение деятельности целеполагания. Здесь уместно привести известную цитату. КМаркса:»Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела строению своих ячеек посрамляет некоторых людей-архитектора коров. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается резуль пап, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой: в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель которая как закон определяет способ и характер его действий и которой она должна подчинять свою деятельность»Таким образом, функцией сознания является формирование целей деятельности, при этом складываются ее мотивы, пр иймаються волевые решения, учитывается ход выполнения действий тощння дій тощо.

4. К структуры сознания относятся также определенные отношения. КМаркса писал:»Моим отношением к моему среды является мое сознание. К сознания обязательно принадлежит мир чувств, где отображаются я сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человекина».

uchebnikirus.com

30. Проблема сознания в философии. Сознание и познание. Самосознание и личность. Творческая активность сознания.

Проблема сознания — одна из важнейших и загадочных Она как философская категория имеет сложную и противоречивую историю, характеризуется многозначностью подходов и толкований Это свидетельствует одновременно про пристальное внимание философов к проблеме сознания, актуальность которой объясняется тем, что:

— без выяснения природы человеческого сознания нельзя определить место и роль человека в мире, особенности его взаимоотношений с окружающей действительностью;

— вопрос о сущности сознания, о ее связи с бытием является одним из важнейших мировоззренческих и методологических аспектов каждого философского направления;

— все проблемы современной общественной практики органически связаны с исследованиями сознания Это касается острых и актуальных проблем общественного развития, взаимодействия человека и техники, отношение научного-технического прогресса и природы, проблем воспитания, общения людей .

Одним из важных философских вопросов всегда был и остается вопрос о связи между сознанием и бытием

Материалистическая позиция, исходя из примата бытия над сознанием, не исключает того, что человеческая деятельность всегда предполагает сознание, что она \»пронизана\» сознанием Бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, \»механизмом\» вписывания человека в эту целостную систему .

Итак, вторичность сознания относительно человеческого бытия выступает как вторичность элемента относительно системы, вторичность условия и предпосылки относительно целостной структуры деятельности

Сознание — это особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своих способов общения, которые возникают и развиваются на основе практично-преобразовательной деятельности.

Материалистическая философия, исходя из принципа материального единства мира, органической включенности человека в целостность живой и неживой природы, рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи — мозга Поэтому необходимо проследить генетические истоки сознания именно в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции.

важной предпосылкой такого исследования является анализ отображения формы материального взаимодействия, на основе которой возникают психика и сознание

Отражение — это способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с ними

Подход в исследовании отражение должно быть последовательно генетическим, историческим Следует рассматривать развитие конкретных форм и видов отображения, их осложнения, совершенствование в процессе развития форм движения материй.

Характер отражения зависит от:

— природы воздействия;

— особенностей, качественной специфики тела отражает есть появление более сложных материальных объектов предопределяет появление новых, более сложных форм отражения

Так, наиболее простым материальным объектам соответствует физическая форма отражения С появлением белковых тел возникает биологическая форма отражения — чувственность

Возникновение живого вещества сопровождалось появлением еще более сложной биологической формы отражения – раздражимости. Это свойство простой живого вещества отвечать на воздействие внешнего мира (поворот головки подсолнечника за солнцем в течение дня).

Более сложным свойством живого вещества есть ощущение, возникающее на основе осложнения раздражимости Ощущение — это определенный внутреннее состояние живого вещества, который заключается в мобилизации возможностей организму, его ресурсов для осуществления реальных действий, необходимых для удовлетворения потребностей организму.

Формы отражения в живой природе развиваются в направлении роста роли этого внутреннего состояния мобилизации, настройки организма на решение жизненных задач

Возникновение ощущений связано с формированием особой материальной структуры, отвечающей за отображение, — нервной ткани, постепенно развивается в сложные нервные системы

Сначала примитивные нервные клетки под воздействием внешней среды специализируются, происходит распределение функций между отдельными группами нервных клеток Затем возникает центральная нервная система, то действия организма регулируются из одного центра — головного мозга.

Ощущение является элементарной формой психического Более сложной формой является восприятие и представления Восприятие — это синтез ощущений, полученных от различных органов чувств Представление — это способность сохранять образ предмета в мозге не только тогда, когда предмет непосредственно воздействует на органы чувств, но и тогда, когда этого влияния нет.

Кроме ощущений, которые дают непосредственное знание о мире, человеку свойственна высшая форма проявления сознания — понятийное мышление Только человеку присущи высшие психические функции — мышление, память, воля, эмоции

Сознания соответствует специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействие с миром Этим способом является практика, т.е. практически-преобразовательное отношение к действительности, с помощью которого человек создает с свое \»неорганическое тело\», \»вторую природу\» и вообще творит культуру Формирование культуры на основе практики влечет возникновение сознания В последний с необходимостью фиксируются навыки, способы, нормы практической деятельности Поскольку эти навыки, способы и нормы имеют общественную природу, т.е. возникают, реализуются и воспроизводятся в совместной, коллективной деятельности, то и формы отображения, в которых они закрепляются, всегда имеют социальный характер.

навыки, способы, нормы практической деятельности всегда предполагают определенное общение людей, их кооперацию Отсюда — человеческое сознание имеет общественную природу

Проблема сознанияв философии одна из сложнейших, поскольку требует абстрагирования от предмета мысли. Познать сознание возможно, если занять позицию вненаходимости по отношению к нему, но в действительности это невозможно, т.е. нельзя «выйти» из собственного сознания, чтобы его познать. В этой связи философия рассматривает сознание через отношение его к чему-либо, например, в направленности к бытию (интенциональность), к самому себе (рефлексивность).

Все формы психической деятельности, начиная с самой простой, элементарной — условного рефлекса, и заканчивая высшей — сознанием, выполняют функцию ориентации живого существа во внешней среде, в окружающем мире. Чем сложнее устроена эта среда, тем более сложной должна быть организация психики (души), позволяющая успешно ориентироваться в такой среде. Довольно сложно с философских позиций объяснить взаимосвязь сознания и психики.

Сознание есть форма ориентации индивида в мире культуры, в окружающей среде. Эта среда формировалась в течение тысячелетий истории человечества, она создана трудом множества поколений людей. Каждый предмет в культуре имеет какое-либо идеальное общественное значение. Сознание позволяет человеку ориентироваться в этой идеальной среде, в мире значений.

Функционально сознание понимают как мышление, т.е. операциональную систему. Весьма приблизительно сознание объясняется и через функцию мозга. Такой взгляд, распространенный в естествознании (биологии, медицине), не способен охватить ценностно-смысловую деятельность сознания, которая выходит за рамки физиологического описания и понимания явления.

Для человека сознание представлено в познавательной деятельности. Человеческое познание начинается с усвоения значений простейших предметов культуры. Оперируя этими предметами, ребенок перенимает и заключенные в них значения, и учится оперировать этими значениями как таковыми (главным образом, в плане словесно-речевом), не трогая реальных предметов. Эта деятельность с чистыми значениями вещей и есть сознание.

Направленность сознания на себя, выраженное в субстанциональном нахождении «Я» личности, есть самосознание. Самосознание (то, что мы зовем своим «я») — это атрибут личности, функция ее психики, позволяющая человеку ориентироваться в общественной, культурной среде. Но личность и сама — частица этой среды, феномен культуры. Направляя свое сознание на саму себя, стараясь разобраться в себе, личность обретает самосознание и определяет свое место в бытии. Однако личность есть нечто гораздо большее, чем ее самосознание, т.к. в отношениях с окружающим миром она образует свой индивидуальный мир, в центре которого находится Я, а на периферии различные социальные связи и общественно значимые предметы. В структуре самосознания личности условно можно выделить — «Я идеальное» и «Я реальное». Первое означает цель саморазвития и пределы личностного роста, заключенные в достижении желаемых качеств, положения в обществе, знаний и т.п. Второе складывается в противоречии мнений окружающих людей о личности и ее индивидуальных представлений о себе, их взвешенная оценка показательна для гармоничной личности.

В социально-гуманитарных науках до конца не выяснен вопрос о приоритетах социального и биологического в человеке. Эта проблема относится и к личности, сформированность которой одни усматривают от рождения, другие от стадии взросления. В психологии и педагогике считается, что личностью становится каждый человек в процессе социализации, в философии же нет единства мнения о том, всякий ли человек становится личностью, обладающей иерархией ценностей, высоким чувством ответственности, потребностью в самосовершенстве, представлениями о смысле жизни.

Творческая активность сознания

В сознательных действия человека отчётливо выражена направленность поступков, их устремлённость к достижению конечного эффекта. Между каждым предыдущим и последующим этапами, равно как между началом и концом всего процесса, имеется чёткая согласованность: ход процесса предопределён планом, постановкой цели, которая предписывает направление действий, их последовательность между собой. Наличием идеального плана деятельности человек и отличается от животного.

Если проанализировать, на чём базируется формирование практических действий, то окажется, что каждый значимый поступок человека представляет собой решение той или иной задачи. Но задача действия как запланированного результата, которого человек стремится достигнуть, есть то, что должно возникнуть, но чего ещё нет. Словом, задача действия есть закодированное так или иначе в мозгу отображение или модель желаемого будущего. Ясно, что жизненно значимое действие не может быть ни запрограммировано, ни осуществлено, если мозг не создал основы для направляющей предпосылки в виде модели будущего, т. е. цели. Таким образом, мы имеем перед собой два связанных процесса. Один из них — это прогнозирование, предвидение, вытекающее из наличной ситуации, другой — программирование действия, долженствующего привести к реализации цели. Существенная черта, характеризующая сознание, заключается в том, что оно осуществляет целеполагание: прежде чем что-либо сделать реально, человек «делает» это идеально, в своём представлении.

Цель задаёт способ видоизменения вещей в реальной практике человека. Подчёркивая отличие трудовой деятельности человека от поведения животных, отмечалось, что человек «не только… изменяет форму того, что дано природой: в том, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю» (Маркс).

Сознание было бы ненужной роскошью, если бы оно было лишено целеполагания, которое является как бы желательным прототипом вещей, таких, какие нужны, какие должны быть как преобразование для общественных потребностей и по воле общества.

На первый взгляд может показаться, что волевые усилия человека, преследующего определённую цель, ничем не обусловлены, будто конечная причина поступка рождается в недрах самого сознания. На самом деле это не так. Причина поступка лежит в потребностях людей. Цель есть отражённая в сознании потребность. Но потребность — это не конечная, а производная причина человеческих поступков. Исходя из диалектического понимания взаимодействия субъекта и объекта, мы должны признать, что в возникновении и развитии потребностей, стремлений и желаний определяющую роль играет внешний мир. Он обусловливает поведение людей не только непосредственно, но и опосредованно — через сложную сеть прошлых поступков, мыслей, чувств, и не только своих, но и других людей.

Сознание обладает относительной самостоятельностью. Это значит, что человек имеет возможность логически связывать и развивать в своём сознании мысли таким образом, что они оказываются не только копией воспринимаемых предметов и их связей, а творчески преобразованным отражением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий. И в этом смысле сознание может отрываться от непосредственного отражения действительности. Такое отражение, если оно соответствует закономерностям реального мира, является субъективной предпосылкой преобразующей практической деятельности человека. Разум человеческий, по словам Гегеля, не только могущественен, но и хитёр. Его хитрость состоит в том, что человек с помощью технических изобретений заставляет предметы природы взаимодействовать, осуществляя при этом свою собственную цель. Силы природы он превращает в средства реализации своей цели. Человек создаёт то, что природа до него не производила. Ведь природа не строит машин, железных дорог и т. д. Всё это — овеществленные силы знания. Преобразованные человеком вещи, их конструкция, масштабы, формы и свойства продиктованы потребностями людей, их целям: в них воплощены идеи людей.

Именно в творческой и регулирующей деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его интересам человека, общества, состоит основной жизненный смысл и историческая необходимость возникновения сознания. Конечная цель человека заключается не в знании самом по себе, не в приспособлении к действительности, а в преобразующем мир практическом действии, по отношению к которому знание выступает в качестве необходимого средства. Это совсем не означает, будто человеческий ум творит из себя. Все элементы мысленно творимого заимствуются им из наличного бытия, из окружающей природы. Суверенитет разума состоит не в его способности создавать произвольные мысленные конструкции, а в способности прежде всего правильно отражать существующее, а также предвидеть будущее и творить то, что практически осуществимо. Возможности человека воздействовать на материальное бытие, преобразовывать его в определённых целях осуществляются через правильное отражение и творческую переработку отраженного. Это значит, что сознание не только отражает объективный мир, но на основе отражения через практическую деятельность творит его.

Когда говорят о творчестве, то зачастую имеют в виду гениальные произведения искусства, литературы, открытия в науке и изобретения в технике. Между тем творчество — это свойство сознания вообще. Вся история человечества связана с такой деятельностью людей, которая даёт новые результаты, имеющие общественное значение. А это и есть творчество.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *