Нравственные цели человека – Цели, задачи и категории нравственного воспитания

Содержание

Цели, задачи и категории нравственного воспитания

Любая сфера человеческой деятельности нуждается в терминах, которые отражали бы присущие ей наиболее существенные свойства, связи и отношения. Такие понятия принято называть категориями. В педагогике они необходимы для обозначения элементов и явлений воспитательного процесса. В этой статье будут рассмотрены категории, которые используются в теории и практике нравственного воспитания. Основное внимание будет уделено понятиям нравственность, нравственное мышление и поведение. Также будут представлены особенности этапов нравственного развития детей, предложены рекомендации, которыми следует руководствоваться родителям.

Нравственное воспитание начинается в семье

Что такое нравственность

Духовное наследие человечества содержит колоссальный багаж знаний, умений, способов мышления и общения, систем моральных и правовых норм.

Понятие нравственности подразумевает систему внутренних духовных качеств, норм и правил, которые определяют поведение человека, его отношение к себе и окружающим.

Человек, обладающий высокой нравственностью, демонстрирует самостоятельность и волю, самоконтроль и готовность нести ответственность, способность сопереживать и оказывать помощь окружающим. В своих наивысших проявлениях нравственность реализуется в актах бескорыстного служения, самоотверженности и даже  самопожертвования.

При низком уровне нравственности человек отдает приоритет удовлетворению сиюминутных личных интересов. Он склонен к моральной неопределенности, подвержен влиянию популистских и релятивистских этических систем. Предпочитает идти путем наименьшего сопротивления, выбирать решения, не требующие чрезмерных духовных и физических затрат. Он демонстрирует безразличие и равнодушие по отношению к окружающим.

Что такое нравственное воспитание — определение

Каковы цели и задачи нравственного воспитания детей

Если рассматривать понятие воспитания как целенаправленного и организованного процесса формирования личности, то в самом широком смысле его главной задачей является передача накопленного опыта от старших поколений младшим, становление в человеке определенных взглядов, убеждений и нравственных ценностей.

Цель нравственного воспитания состоит в сотворении и развитии качеств личности, которые гармонировали бы с существующими нормами общественной морали, принятыми правилами поведения и отношений, а также способствовали бы активному социальному самоутверждению.

Задачи духовно-нравственного воспитания

При воспитании детей на первый план выдвигаются цели закладки базиса нравственного человека, а также формирования готовности и способности к дальнейшему самовоспитанию и самосовершенствованию. Для этого необходимо:

  • привитие первичных шаблонов (моделей) нравственного поведения;
  • создание начальной системы нравственных ценностей;
  • становление навыков самоконтроля, критического осмысления себя и окружающего мира, нравственного мышления;
  • обучение готовности отстаивать свою точку зрения и отвечать за свои поступки;
  • формирование осознания себя частью семьи, школьного коллектива, своей страны, всего человечества.

Что нужно знать об этапах нравственного развития

Дети растут не только физически, но и духовно. И если на определенном этапе физического развития ребенок уже может обходиться без постоянной помощи, то его духовное становление нуждается в беспрерывном участии родителей. Человек проявляет себя в поступках. Понятие нравственного поведения рассматривается как совокупность поступков, которые имеют нравственное содержание, предполагают возможность нравственного выбора и могут быть подвергнуты моральной оценке.

Теория нравственного воспитания -цели и результаты

Понимание особенностей этапов нравственного развития необходимо для правильной оценки поведения ребенка с целью адекватного реагирования. Очевидно, что требования, которые предъявляются к поведению детей разного возраста, должны различаться. Каждый период нравственного роста требует использования соответствующих методов и средств воспитания. При этом на каждой стадии необходимо заложить твердую основу для последующего нравственного становления. Условно этапы нравственного роста можно разделить на дошкольный и школьный периоды.

Дошкольный период

Этап младенчества характеризуется формированием у ребенка ощущения себя центром мира, в котором все служит немедленному удовлетворению его потребностей. Окружающие служат источником необходимого и желаемого.

На следующей стадии, как правило, к полутора годам, у ребенка начинают формироваться первые внутренние ограничители. Он знакомится с миром, сталкивается с первыми запретами, обучается первым правилам. Возникают первые конфликты. Закладываются стандарты поведения, основанные на повиновении взрослым.

Нравственное воспитание дошкольников происходит в семье и в детских учреждениях

В возрасте от трех до семи лет происходит решающий поворот в нравственном росте, связанный с усвоением ребенком ценностей малой группы, в которой он пребывает.

Семейные нормы становятся определяющими, поскольку малыш находит важным то, что важно для родителей. Эти ценности закрепляются в процессе непрерывного напоминания. Ребенок обретает способность оценивать то, как его действия влияют на других. Он учится проявлять к ним внимание. Именно в этом возрасте закладывается основа его понимания «что такое хорошо, и что такое плохо», создается фундамент собственной системы нравственных ценностей. Помимо осознания необходимости повиновения взрослым начинается формирование понимания того, что родители несут за него ответственность.

Школьный период

Следующий этап связан с началом школьного обучения. Школьник знакомится с новыми системами правил, соотносит их с правилами семьи. Его посещают первые сомнения, чувство справедливости становится острее. Он получает первый опыт в защите права на собственное мнение, свою шкалу ценностей. В это время ребенок нуждается в поддержке. Родители должны укрепить его в своих убеждениях, не допустить погружения в состояние моральной неопределенности. В свою очередь, ребенок готов обращаться к родителям за помощью, они остаются главными авторитетами.

Уроки в школе обязательно содержат нравственный аспект

После десяти – двенадцати лет, подростки начинают осознавать себя частью не только семьи и школьного коллектива, но и нового поколения.

Усиливается авторитет сверстников. Их модели поведения вызывают все больший интерес. Происходит процесс перенимания новых систем ценностей и оценки их приемлемости. Наступает этап колебаний и поиска. У подростка возникает потребность в абстрактных суждениях о справедливости и нравственных ценностях. Теперь задача родителей перейти от авторитарного руководства к позиции сопереживающего советчика, вовлеченного в проблемы ребенка. Контроль поведения по-прежнему необходим, но его формы не должны создавать дефицита взаимного доверия и возникновения барьеров в общении.

Направления нравственного развития школьников

Совет: На всех этапах очень важной задачей родителей является создание в доме атмосферы взаимной заботы и доверия. Постарайтесь избегать выяснения отношений при ребенке. Старайтесь объединять усилия.

Как сформировать основы нравственного мышления

Понятие нравственного мышления подразумевает процесс усвоения и осмысления нравственных правил и фактов, их анализ и оценку с последующей выработкой нравственных решений.

Нравственное мышление предполагает наличие навыка сопоставления своих поступков с их последствиями для других. Основой его становления является способность ребенка быть чувствительным по отношению к окружающим, умение сочувствовать. На первых этапах эти качества закладываются примером внимательного и чуткого отношения родителей к потребностям малыша. Он находит понимание, которое потом вырастает во взаимопонимание. Дружественная атмосфера формирует в нем положительные шаблоны взаимодействия с окружающими. Ребенок демонстрирует положительные поступки по отношению к другим, так как он сам обладает опытом положительного восприятия их применения по отношению к нему. Такой ребенок не сторонится людей, не проявляет безучастия.

Методологические основы нравственного воспитания

Умение помнить о других — необходимое условие формирования способности думать о последствиях своих шагов и готовности нести ответственность. С развитием ребенка, эти качества формируются и закрепляются путем постоянного и терпеливого объяснения допустимости или, наоборот, неприемлемости тех или иных действий.

Совет: Вместе обсуждайте героев мультфильмов и кино. Задавайте вопросы – пусть ребенок учиться выражать свое мнение и формировать нравственные оценочные суждения.

Активно комментируйте жизненные ситуации, свидетелем которых стал ваш ребенок. Объясняйте свои поступки и решения, особенно, когда речь идет о выборе между собственным благополучием и необходимостью поступить «правильно». Не избегайте дискуссий, если ребенок высказывает мнение, отличное от вашего. Рассуждайте, приводите примеры из книг, из фильмов, из жизни. Не стесняйтесь принимать точку зрения ребенка, если его аргументы справедливы.

Внеклассная работа — посещение библиотеки как метод воспитания

О чем нужно помнить родителям

Нравственное воспитание ни в коем случае не должно сводиться к насаждению ограничений и запретов. Можно, конечно, путем  наказаний и угроз заставить ребенка поступать так, как принято. Такой подход на какой-то период действительно даст результат. Его нельзя абсолютно исключать из процесса воспитания, особенно на ранних этапах и в случаях, когда невыполнение требований родителей может нести потенциальную угрозу здоровью и жизни ребенка. Но с точки зрения длительной перспективы и по мере взросления малыша эта тактика окажется малоэффективной и даже вредной. Ведь важно не просто заставить ребенка следовать некоему набору правил, а заложить в нем понимание необходимости этих правил. Сформировать в нем отношение к власти (в широком смысле этого слова) на основе принятия ее объективного авторитета, а не из-за страха перед наказанием. Ребенок в процессе нравственного роста должен обрести понимание, почему именно так, а не иначе следует поступать и относиться к окружающим. Родители, которые выбирают такой путь, должны призвать в помощники внимательность, терпение, тактичность, объективность и справедливость.

Цели воспитания нравственности

Как добиться результата

Прежде всего, необходима непрерывная демонстрация ребенку приемлемых шаблонов поведения. Слова не должны расходиться с делом. Если поведение родителей будет отличным от их нотаций, вряд ли последующие нравоучения будут эффективными. Ребенок более склонен к воспроизведению ежедневно наблюдаемых моделей поведения взрослых, а не тех, которые описываются в ходе длительных бесед.

Необходимо постоянно, насколько возможно, вести наблюдение за ребенком и, в случае необходимости, не только пресекать нежелательное поведение, но и терпеливо объяснять, почему те или иные действия являются плохими. При этом плохими должны называться именно поступки, а не ребенок.

В случае наказания, ребенок должен получать исчерпывающие объяснения, что именно в его поведении было неприемлемым. При конфликтах между детьми, родители должны демонстрировать объективное отношение ко всем участникам, проявляя внимание и справедливость. Важно уметь открыто признавать перед ребенком свою неправоту и свои ошибки. Не бояться просить прощения у ребенка за несправедливые оценки его поступков и наказания.

Непрерывность воспитания нравственности

Бывают ситуации, когда ребенок не готов к прямому разговору. В таких случаях не стоит напирать. Лучше постараться проявить известную деликатность и выдержку.

Совет: Всегда помните, что находитесь под пристальным вниманием вашего малыша.

Именно вы являетесь для него источниками формирования представлений о правилах поведения и отношения к другим людям. Поэтому будьте бдительны и терпеливы, старайтесь проявлять себя с лучшей стороны.

В процессе воспитания все его участники подвержены взаимному влиянию. Часто, благодаря детям, родители лучше узнают самих себя, с удивлением знакомятся с собственными слабостями и недостатками. В таких случаях не стоит прятать голову в песок. Лучше всего использовать эти открытия в качестве стимулов для самосовершенствования и личностного роста. Ведь процесс воспитания, в том числе и нравственного, сопровождает нас всю жизнь.

detki.guru

Жизнь скучна без нравственных целей (на основе произведений «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Чайка по имени Джонатан Левингстон» Р. Баха и «Парфюмер» П. Зюскинда) Парфюмер Зюскинд П. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Зюскинд П. / Парфюмер / Жизнь скучна без нравственных целей (на основе произведений «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Чайка по имени Джонатан Левингстон» Р. Баха и «Парфюмер» П. Зюскинда)

    Нравственность, нравственные категории и цели всегда были в центре внимания мировой литературы. Этот вид искусства, как и искусство вообще, прежде всего интересует жизнь человеческой души, те вечные ценности, которые делают человека человеком и которые определяют его существование. Поэтому найти произведения, разрабатывающие эту тему, можно в литературе разных народов.
    Безусловно, русским художником слова, для которого нравственность всегда была основополагающей категорией, является Л. Н. Толстой. В своем романе «Война и мир» он со всей отчетливостью и убедительностью показал, что нравственные искания – смысл жизни каждого человека.
    Один из любимых героев писателя – Пьер Безухов – в результате своего трудного пути обрел истину и нашел успокоение, свое счастье. Если в начале романа перед нами предстает неуклюжий молодой увалень, слабохарактерный и ведомый, то в финале это уверенный и зрелый человек, обладающий нравственным стержнем, мудростью и каким-то высшим знанием.
    Жизнь этого героя была нелегка. С первого взгляда кажется, будто он и не стремился к каким-то нравственным целям, а просто жил, просто преодолевал то, что «подбрасывала» ему жизнь. В судьбе Безухова была и женитьба на Элен Курагиной, сложная жизнь с ней, дуэль с Долоховым, масонство, война 1812 года, плен, встреча с Патоном Каратаевым, гибель Андрея Болконского, любовь к Наташе Ростовой, наконец, брак с ней и счастливая семейная жизнь.
    Но Толстой показывает, что в этом герое есть врожденное нравственное чувство, какое-то чутье. Именно оно и помогало ему, не избегая ошибок и неудач, все-таки идти в правильном направлении. Разочаровавшись в семейной жизни, в состоянии душевного кризиса, Пьер ищет ответы на мучающие его вопросы в масонстве. Здесь он, человек одаренный и незаурядный, становится одним из самых уважаемых и влиятельных людей.
    Но знания о жизни, полученные в этом ордене, не устраивают Безухова. Интуитивно он продолжает искать. Истину этому герою открывает встреча с Платоном Каратаевым, крестьянином, так же попавшим в плен к французам, как и Пьер.
    Философия Каратаева, как показывает писатель, основанная на народной мудрости, открывают Безухову новый взгляд на мир, на смысл человеческой жизни, на ее законы и ценности. Пообщавшись с Платоном, Пьер понимает, что то, чего он так долго искал, ответы на мучившие его вопросы найдены. Быть ближе к народу, жить его интересами, не суетиться, думать о главном, как бы «плывя по течению», — все эти законы приводят Безухова к умиротворению, согласию с собой и окружающими, к счастью.
    О нравственных поисках повествует и книга американца Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Левингстон». Излюбленным жанром этого писателя является притча. С помощью этой формы Бах делится с читателями своими размышлениями и своими знаниями о смысле жизни, законах бытия, секретах счастья.
    Главный герой повести – чайка Джонатан Левингстон – всегда отличался от своих сородичей. Его волновали вопросы, о которых рядовые чайки даже не задумывались. Джонатан размышлял над сутью полета, который здесь является метафорой жизни, жизненного процесса. Другие члены стаи не понимали героя, даже издевались над ним и сторонились его, видя в Джонатане чужака, «другого».
    Бах показывает, что самое трудное для его героя – это не презрение со стороны других чаек и не недоверие и давление родителей, близких. Самое трудное на пути к нравственным целям, самосовершенствованию – это победить себя, свой страх, свою неуверенность: «Я должен забыть об этом безумии. Я должен вернуться домой, к своей Стае, и довольствоваться тем, что я такой, какой есть, — жалкая, слабая чайка».
    Но, даже решив жить, как все чайки. Джонатан не может оставить своей мечты, своей цели. Подсознательно он ищет, ищет, ищет. Пробует различные варианты, ошибается, падает, но вновь встает и продолжает свой поиск. И, наконец, усилия героя увенчиваются успехом. Он находит себя, становится счастливым. У Джонатана появляются единомышленники.
    Истина, к которой приходит герой, проста и, в тоже время, неожиданна и парадоксальна: «Прежде всего, вы должны понять, что чайка — это воплощение идеи безграничной свободы, воплощение образа Великой Чайки, и все ваше тело, от кончика одного крыла до кончика другого — это не что иное, как ваша мысль».
    Роман швейцарского писателя П. Зюскинда «Парфюмер» также повествует о важности нравственного идеала в жизни человека. В своем произведении Зюскинд идет «от обратного», рисуя героя, безусловно, талантливого, даже гениального, но у которого в жизни нет нравственной опоры. Поэтому все, что он совершал, даже во имя создания самого прекрасного запаха в мире, было ужасно, омерзительно, противоестественно. Что может оправдать убийство людей? Никакая цель не стоит этого, утверждает писатель. И мы соглашаемся с ним.
    Жан-Батист Гренуй, гениальный парфюмер, одаренный лишь одним качеством – чувствовать и понимать запахи, решает создать аромат, который сделал бы его неотразимым. Этот герой, как и все люди, хочет одного – любви и уважения. Но добиваться этого он пытается аморальными, безнравственными способами. Именно поэтому его идея заканчивается крахом и гибелью самого Гренуя.
    Зюскинд еще раз напоминает нам, что цель, не имеющая нравственной основы, губительна. Она является разрушительной, прежде всего, для самого ее носителя. И, конечно же, она опасна для всех окружающих.
    Таким образом, Толстой, Бах, Зюскинд в своих произведениях говорят нам об одном и том же – о первостепенной значимости нравственных ценностей в жизни каждого человека.
    Жизнь скучна без нравственных целей… Я бы сказала, что на основе этих произведений можно сделать несколько иной вывод – жизнь бессмысленна без нравственных целей, жизнь разрушительна без нравственных целей, без нравственных целей жизнь превращается в тусклое и серое существование, лишенное главного – души и Бога.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Зюскинд П. / Парфюмер / Жизнь скучна без нравственных целей (на основе произведений «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Чайка по имени Джонатан Левингстон» Р. Баха и «Парфюмер» П. Зюскинда)


Смотрите также по произведению «Парфюмер»:


www.litra.ru

Духовный мир личности. Духовно-нравственные ориентиры человека

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка

resheba.me

Нравственные ориентиры деятельности человека. Мораль

Нравственные ориентиры деятельности человека.
Мораль – совокупность правил, норм поведения, которые регулируют и направляют деятельность людей

Мораль – форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей.

Нравственность – исторически сложившийся свод неписаных законов, норм, правил.

Мораль – это нормы сознания.

Нравственность – реализация норм сознания в жизни, в практическом поведении людей.

Этика – наука о морали и нравственности.

«Золотое правило нравственности»: — «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали с тобой».

Категорический императив (Иммануил Кант) – безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Функции морали:


  1. Оценочная – оценка через призму добра и зла, справедливости и несправедливости.

  2. Познавательная – через оценки других, происходит познание себя как личности.

  3. Мировоззренческая – через систему ценностей мораль передает мировоззренческие установки.

  4. Воспитательная – индивид приучается совершать добрые поступки и осуждать плохие, внешние нормы постепенно переходят во внутренние регуляторы поведения: совесть, стыд, долг и др.

Категории морали:

  1. Добро – все нравственно-положительное, то, что не есть зло и сопутствует счастью.

  2. Справедливость – мера соответствия между фактическим содержанием различных поступков и их оценкой в общественном мнении с позиций должного.

  3. Долг – нравственная задача.

  4. Стыд – внутренний контрольный механизм, осознание человеком своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.

  5. Совесть – оценка личностью своих поступков.

  6. Свобода – право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. («Свобода совести» — свобода вероисповедания и организованного отправления культа)

  7. Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, стремление помочь каждому нуждающемуся.

  8. Счастье – удовлетворенность своей жизнью, переживание и осознание красоты, истины.

Счастье и удовольствие – взаимосвязанные состояния человеческой души.

Удовольствие (наслаждение) – это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности и интереса.

Гедонизм (наслаждение) – система взглядов и образа жизни, в основе которой лежит представление о том, что стремление к удовольствиям и отвращение от страдания является коренным смыслом человеческих действий, реальной основой счастья.

Гедонизм – этика удовольствия, ее основные принципы:


  1. «Наслаждение составляет цель жизни, и добром является все, что доставляет наслаждение и ведет к нему».

  2. «Поступай так, чтобы испытывать как можно большее наслаждение».

Человек рождается гедонистом (наслаждения ребенка в кормлении, укачивании, тепле материнских рук, ласке, игре и т.д.), но по мере взросления человеку все больше приходится сталкиваться с ограничениями и учиться тому, что любое наслаждение, счастливое состояние дается ценой больших затрат и усилий. Это требует от человека контроля своего мтреиления к удовольствию, умения терпеть неудовольствия.

Крайняя форма гедонизма («наслаждение любой ценой») ведет к насилию и жестокости.


Ограничители гедонизма:

1. Наслаждаться одному за счет всех воспрещает общество.

2. Нескончаемые наслаждения рано или поздно ведут к пресыщению.

Одна из форм проявления гедонизма – авантюризм и жажда рискованных приключений. Если авантюра – форма частной жизни, то большого вреда обществу нет. Но в истории немало великих авантюристов, совершавших разрушительные набеги на целые страны и материки. (Пираты).

Разумный гедонизм может быть не только терпим, но и поощряем обществом, если он превращается в двигатель творчества, искусства, науки. (Процесс написания книги, сочинения симфонии, разработки научной теории приносит человеку максимальное наслаждение).

Гедонизм с биологической и психофизиологической точки зрения неоценим, т.к. способствует к уменьшению и угасанию внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма.

Нравственные категории характеризуются следующими понятиями:



  1. Нравственные нормы.

  2. Нравственные ценности.

  3. Нравственные качества.

  4. Нравственные принципы.

  5. Нравственные идеалы.

Нравственные категории бывают позитивными и негативными:


  1. Добро и зло.

  2. Добродетель и порок и т.д.

Парадокс добродетели заключается в разрыве между знанием и делом: люди в целом знают, что такое добродетель, но многие (а иногда и большинство) поступают порочно. От других требуем добродетели, но когда дело доходит до нас самих, то поступаем не так, как правильно, а так, как нам приятно.

Моральный идеал – конкретизация для данных исторических, культурных, социальных условий представлений о добре и зле, долге, совести и прочих нравственных понятиях.

Моральный выбор – наиболее оптимальный способ практического утверждения высших моральных ценностей в конкретной жизненной ситуации.

Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Ценности (в широком смысле слова) – обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека.
7 фундаментальных ценностей: Истина, Красота, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода.

1. Социальная сфера Справедливость. (Равенство, братство, коллективизм, дружба, обмен, сотрудничество основаны на справедливости).

2. Экономическая сфераПольза. (Прибыль, выгода и т.д.)

3. Политическая сфераГосподство. (Борьба за власть, лидерство, карьера и т.д.).

4. Духовная сфера – Истина, Красота, Добро. (Наука строится вокруг истины, религия – вокруг добра, культура и искусство – вокруг красоты, образование – на пересечении добра и истины).

Свобода – общее для всех состояние, общая для всех ценность. (Ценность, нужная всем людям во всех сферах).

Ценности могут соседствовать, вступать в союз. (Стремление к выгоде и к господству).

Духовность – обращенность человека к высшим ценностям – к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу, одухотвориться.

Основные признаки морали:



  1. Всеобщность.

2. Добровольность.

Достарыңызбен бөлісу:

stom.tilimen.org

Нравственные ориентиры деятельности человека

Нравственные ориентиры деятельности человека.

Мораль – совокупность правил, норм поведения, которые регулируют и направляют деятельность людей

Мораль – форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей.

Нравственность – исторически сложившийся свод неписаных законов, норм, правил.

Мораль – это нормы сознания.

Нравственность – реализация норм сознания в жизни, в практическом поведении людей.

Этика – наука о морали и нравственности.

«Золотое правило нравственности»: — «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали с тобой».

Категорический императив (Иммануил Кант) – безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Функции морали:


  1. Оценочная – оценка через призму добра и зла, справедливости и несправедливости.

  2. Познавательная – через оценки других, происходит познание себя как личности.

  3. Мировоззренческая – через систему ценностей мораль передает мировоззренческие установки.

  4. Воспитательная – индивид приучается совершать добрые поступки и осуждать плохие, внешние нормы постепенно переходят во внутренние регуляторы поведения: совесть, стыд, долг и др.

Категории морали:

  1. Добро – все нравственно-положительное, то, что не есть зло и сопутствует счастью.

  2. Справедливость – мера соответствия между фактическим содержанием различных поступков и их оценкой в общественном мнении с позиций должного.

  3. Долг – нравственная задача.
  4. Стыд – внутренний контрольный механизм, осознание человеком своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.

  5. Совесть – оценка личностью своих поступков.

  6. Свобода – право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. («Свобода совести» — свобода вероисповедания и организованного отправления культа)

  7. Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, стремление помочь каждому нуждающемуся.

  8. Счастье – удовлетворенность своей жизнью, переживание и осознание красоты, истины.

Счастье и удовольствие – взаимосвязанные состояния человеческой души.

Удовольствие (наслаждение) – это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности и интереса.

Гедонизм (наслаждение) – система взглядов и образа жизни, в основе которой лежит представление о том, что стремление к удовольствиям и отвращение от страдания является коренным смыслом человеческих действий, реальной основой счастья.

Гедонизм – этика удовольствия, ее основные принципы:


  1. «Наслаждение составляет цель жизни, и добром является все, что доставляет наслаждение и ведет к нему».

  2. «Поступай так, чтобы испытывать как можно большее наслаждение».

Человек рождается гедонистом (наслаждения ребенка в кормлении, укачивании, тепле материнских рук, ласке, игре и т.д.), но по мере взросления человеку все больше приходится сталкиваться с ограничениями и учиться тому, что любое наслаждение, счастливое состояние дается ценой больших затрат и усилий. Это требует от человека контроля своего мтреиления к удовольствию, умения терпеть неудовольствия.

Крайняя форма гедонизма («наслаждение любой ценой») ведет к насилию и жестокости.
Ограничители гедонизма:

1. Наслаждаться одному за счет всех воспрещает общество.

2. Нескончаемые наслаждения рано или поздно ведут к пресыщению.

Одна из форм проявления гедонизма – авантюризм и жажда рискованных приключений. Если авантюра – форма частной жизни, то большого вреда обществу нет. Но в истории немало великих авантюристов, совершавших разрушительные набеги на целые страны и материки. (Пираты).

Разумный гедонизм может быть не только терпим, но и поощряем обществом, если он превращается в двигатель творчества, искусства, науки. (Процесс написания книги, сочинения симфонии, разработки научной теории приносит человеку максимальное наслаждение).

Гедонизм с биологической и психофизиологической точки зрения неоценим, т.к. способствует к уменьшению и угасанию внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма.

Нравственные категории характеризуются следующими понятиями:


  1. Нравственные нормы.

  2. Нравственные ценности.

  3. Нравственные качества.

  4. Нравственные принципы.

  5. Нравственные идеалы.

Нравственные категории бывают позитивными и негативными:


  1. Добро и зло.

  2. Добродетель и порок и т.д.

Парадокс добродетели заключается в разрыве между знанием и делом: люди в целом знают, что такое добродетель, но многие (а иногда и большинство) поступают порочно. От других требуем добродетели, но когда дело доходит до нас самих, то поступаем не так, как правильно, а так, как нам приятно.

Моральный идеал – конкретизация для данных исторических, культурных, социальных условий представлений о добре и зле, долге, совести и прочих нравственных понятиях.

Моральный выбор – наиболее оптимальный способ практического утверждения высших моральных ценностей в конкретной жизненной ситуации.

Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.


Ценности (в широком смысле слова) – обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека.
7 фундаментальных ценностей: Истина, Красота, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода.

1. Социальная сфера Справедливость. (Равенство, братство, коллективизм, дружба, обмен, сотрудничество основаны на справедливости).

2. Экономическая сфераПольза. (Прибыль, выгода и т.д.)

3. Политическая сфераГосподство. (Борьба за власть, лидерство, карьера и т.д.).

4. Духовная сфера – Истина, Красота, Добро. (Наука строится вокруг истины, религия – вокруг добра, культура и искусство – вокруг красоты, образование – на пересечении добра и истины).

Свобода – общее для всех состояние, общая для всех ценность. (Ценность, нужная всем людям во всех сферах).

Ценности могут соседствовать, вступать в союз. (Стремление к выгоде и к господству).

Духовность – обращенность человека к высшим ценностям – к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу, одухотвориться.

Основные признаки морали:


  1. Всеобщность.

2. Добровольность.

reforef.ru

Урок «нравственные ценности человека»

«Нравственные ценности человека: милосердие».

Цели: поговорить о лучших качествах человека, показать, что милосердие, доброта – первооснова человека, основа человеческих отношений; развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей; способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию; развитие нравственных качеств.

Оборудование: мультимедиа установка, корзинка с карточками, набор картинок для создания аппликации «Оазис».

I. Организационный момент /звучит муз. заставка из презентации/

II.Основная часть:

II.1 Сообщение темы занятия: / слайд №1/

— Ребята, сегодня, наше занятие из цикла «Я и мой духовный мир» называется «Нравственные ценности человека» и пройдет оно в форме беседы-размышления. И я прошу вас обязательно высказывать свое мнение, при этом помнить:

  • Говорите просто, ясно, последовательно;

  • Не позволяйте себе вольных выражений;

  • Уважайте собеседников и их мнение.

II.2 Повторение пройденного:

— Прежде чем перейти к основной теме занятия давайте вспомним, что такое нравственность?

/Ответы детей/

— Все правильно /слайд №2/

Нравственность – система норм и правил определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие ценности: любовь к родине, доброту, трудолюбие, милосердие и т.д.

II.3

— О таких нравственных ценностях как доброта, трудолюбие, честь мы с вами уже говорили. Сегодня мы поговорим о милосердии. Эпиграфом нашего занятия будут такие слова

«Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» / слайд№3/

— Так что же такое милосердие и почему нельзя без него прожить ?

— Как ВЫ понимаете слово милосердие, какие поступки говорят о проявлении милосердия?

/ответы детей/

— Молодцы ребята.

Милосердие / слайд №4/ — это готовность помочь кому-то из сострадания, человеколюбия.

— Вслушайтесь в слово МИЛОСЕРДИЕ — милость сердца, быть милосердным значит проявлять милость, любовь и заботу.

II.4

-Очень часто в наше время мы сталкиваемся с равнодушием и жестокостью.

У врат обители святой

Стоял просящий подаянье

Бедняк, иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья

Когда лишь хлеба он просил,

А взор являл живую муку,

Но кто-то камень положил в его протянутую руку.

-Как вы думаете человека совершившего такой поступок можно назвать милосердным?

— Как бы вы поступили в данной ситуации?

/ слайд №5,6/

-Откуда в людях равнодушие?

— Почему бездушие, жестокость стали нормой?

— Согласны ли вы с мнением философом Саади?

/ответы детей/

II.5

— Знаете, один мудрый человек еще в V веке до нашей эры говорил:

«Кто полон милосердия, тот непременно храбр, кто храбр необязательно милосерден»./Конфуций/ слайд№7/

— Как вы думаете, почему он так сказал?

/ответы детей./ Подвести детей к выводу, что милосердный человек должен обладать определенными нравственными качествами личности.

— А какими нравственными качествами должен обладать милосердный человек мы сейчас узнаем. Я предлагаю вам сходить на «ярмарку достоинств»:

В этой маленькой корзине

Много качеств разных есть

Всех их нам не перечесть

Выбирая не спеши

Бери, что важно для души.

/в корзине человеколюбие, сопереживание, отзывчивость, сострадание, щедрость, терпение, корысть, жадность, ненависть и т.д./Дети выбирают, объясняют, почему по их мнению этим качеством должен обладать милосердный человек. / слайд №6/

— Конечно ребята, человек, который обладает такими положительными качествами личности, будет всегда готов прийти на помощь, проявить милосердие.

II.6 Примеры милосердия

— Всегда во все времена были люди, к которым приникали как к источнику света, теплоты и всечеловеческой любви.

/привести примеры из истории, современной жизни, рассказать о конкретных поступках, недавних событиях/

II.7 Творческое задание

— А как вы думаете, стоит ли быть милосердным в наше время?

— Кому милосердие и сострадание нужнее всего?

— Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких случаях?

Подвести детей к выводу, что без милосердия невозможно жить в мире.

— Представьте ребята, что каждый милосердный поступок превращается в цветущий оазис в пустыне. Давайте создадим свой оазис. Пусть наши добрые, милосердные дела превратятся в ручьи, цветы, голубое небо и теплое солнце, птиц и зелень деревьев.

Дети делают коллективную творческую работу рисунок или аппликацию «Оазис». Объясняют, какие милосердные дела совершенные ими превратились в цветы, ручьи и т.д.

  1. Итог занятия

— Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуется в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, нуждающиеся в помощи.

Люди во всем мире могут выглядеть по-разному, принадлежать к разным вероисповеданиям, могут получать разное образование и находится на разных ступенях социальной лестницы, но все они одинаковы. Все они люди, которых надо любить и которым надо помогать, если они нуждаются в нашей помощи.

Совершая поступки милосердия, каждый человек вкладывает в них свою душу. И всем нам предстоит постичь простую, но высокую истину: отдавая себя, человек не растрачивает свое духовное богатство, а преумножает его. Недаром в народе говорят: «Кто сочувствует горю ближних, будет иметь свою долю в их радости»./ слайд №9/

Завершить наше занятие позвольте стихами: / слайд №10/

Не стой в стороне равнодушно

Когда у кого-то беда

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя

Ты счастлив , что день

Не напрасно был прожит

Что годы живешь ты не зря.

— Пусть ваши дни и годы будут прожиты не зря, ведь умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья. Вот почему без сострадания, милосердия невозможно прожить в мире.

infourok.ru

Проблема цели и средств в нравственной деятельности

Работа на тему:

Проблема цели и средств в нравственной деятельности

2006

Содержание

Введение. 2

1… Генезис и структура эстетической деятельности. 4

2… Нравственная философия Н.Г.Дебольского. 8

3… Нравственные принципы и их проблемы.. 10

Заключение. 15

Список литературы.. 19

Введение

Всякое нравственное учение, какова бы ни была его внутренняя убедительность или внешняя авторитетность, оставалось бы бессильным и бесплодным, если бы не находило для себя твердых точек опоры в самой нравственной природе человека.

Несмотря на все разнообразие степеней духовного развития в прошедшем и настоящем человечества, несмотря на все индивидуальные отклонения и на все более широкие воздействия расы, климата и исторических условий, все-таки существует неразложимая основа общечеловеческой нравственности, и на ней должно утверждаться всякое значительное построение в области этики.

Признание этой истины нисколько не зависит от того или другого метафизического или научного взгляда на происхождение человека.

Продукт ли длинного ряда видоизменений животных организаций или непосредственное произведение высшего творческого акта, человеческая природа во всяком случае существует со всеми своими отличительными чертами, между которыми важнейшее чисто занимают черты нравственные.

Отличительный характер психической природы человека вообще нисколько не отрицается знаменитым представителем естественнонаучного трансформизма.

Все прочие явления нравственной жизни, все так называемые добродетели могут быть показаны как видоизменения этих трех основ или как результат взаимодействия между ними и умственною стороной человека. Мужество или храбрость, например, несомненно есть лишь в более внешней, поверхностной форме проявления тот же самый принцип возвышения и господства над низшею, материальною стороной нашей природы, – принцип, коего более глубокое и знаменательное выражение мы находим в стыде. Стыд возвышает человека над животным инстинктом родового самосохранения, мужество поднимает его над другим животным инстинктом – самосохранения личного. Но кроме этого различия в предмете или области применения эти два вида одного и того же нравственного начала различаются между собою еще в другом, более глубоком отношении.

Между тем разум человека, так же прирожденный ему, как и нравственные чувства, изначала предъявляет и к нравственной сфере свое требование всеобщности и необходимости. Разумное сознание не может удовлетворяться случайным существованием относительно-добрых качеств, из которых не вытекает никакого общего правила: самое первоначальное различение добра и зла уже содержит в себе идею добра или блага, без всяких ограничений, заключающего в себе безусловную норму жизни и деятельности. Формально, как постулат, эта идея добра или блага присуща человеческому разуму, но лишь сложною работой мысли определяется и развивается действительное содержание этой идеи.

От первичных данных нравственности неизбежен переход к принципам, которые выводит из них разум и которые попеременно выступали на первый план в различных этических учениях

1. Генезис и структура эстетической деятельности

Эстетическая деятельность является необходимой стороной родовой сущности человека, формой и сферой общественной практики, которая возникла и развивается на ее основе. В генезисе эстетической деятельности и сознания возникновении идей и представлений на первых порах было непосредственно вплетено в предметно-практическую деятельность, в трудовые отношения, в созидание орудийности. Приблизительно с археологической эпохи ашеля исследователи фиксируют зачатки эстетических чувств у древнего человека. Начиная с эпохи верхнего палеолита сохранились памятники наскальной живописи, которая подтверждает несомненное свидетельство бытийности эстетико-художественной деятельности.

Содержательно раскрыть и представить специфику эстетической деятельности позволяет ее структурно-теоретическая модель. В качестве основания и анализа принята структура процесса труда, основными элементами которого являются: субъект деятельности с его целенаправленной активностью, средства фиксирования в культуре, предмет деятельности и ее результат. На основе этой модели необходимо выявить специфический духовно-эстетический потенциал, характер этой деятельности.

Ведущим элементом эстетической деятельности является субъект, творец, активный характер его отношения к объекту. Важна первостепенная роль его жизненной позиции, понимание жизни, целенаправленность его интересов и действий.

Психофизиологической основой эстетической деятельности субъекта является эмоционально образное мышление. Уже на уровне непосредственного восприятия осуществляется активная мыслительная деятельность по принципу воронки, — поступающей извне информации и переработки ее в целостный образ, подчиненный определенным целям.

В обыденном опыте формирование образа свернуто, так как для субъекта важен его результат. В эстетической же деятельности происходит его развертка и переключение интереса с ожидаемого результата на сам процесс порождения образа. Психофизиологическим механизмом перевода непосредственного восприятия в план эстетической деятельности служит созерцание, острота и глубина чувственного отражения и богатство воображения.

Предметом эстетической деятельности может стать любой объект действительности, доступный непосредственному восприятию: морские раковины и придорожный камень, поведение животного и нравственный поступок человека, амфора и машина, решенная математическая задача и произведение искусства.

Важно понять, что генезис эстетической деятельности в любых локальных вариантах культуры при утверждении всеобщей формы, например, жизнедеятельности рыбаков, утверждает и специфику частных форм, например наличие различных гарпунов, лодок, сетей и т.п.. Объективную основу эстетических ценностей предметов определяет качественное многообразие мира в его единстве, устойчивости и надежности, определенности его естественных структур и процессов при всей их неповторимости. Следует напомнить, что объективную основу ценности природных явлений, делающую их предметом эстетической деятельности, рассматривала через понятие единства многообразия еще античная эстетическая мысль. Современные эстетики, опираясь на диалектико-материалистический подход в философии и естествознании, имеют необходимую информацию для конкретного анализа функциональных законов бытия.

При этом человек в своей эстетической деятельности опирается на целостность, структурность, целесообразность, симметрию, ритм, гармонию, пропорциональность, их бытийность.

Эстетическая деятельность как и вообще практическая деятельность человека, имеет опосредованный характер. Для того, чтобы создавать красивые предметы, человек должен знать, какие свойства делают их таковыми, какие средства нужны для их умелого изготовления, какие законы лежат в основе их создания. Следовательно, эстетические интересы людей становятся одним из духовных стимулов познания красоты. В соответствии с этим, познание — духовно-практическая деятельность при создании разнообразных средств труда и предметов быта приобретает художественный характер. Возникает декоративно-прикладное художественное творчество, создаются затем его особые продукты, которые прежде всего оказываются необходимы для утилитарной деятельности и одновременно удовлетворяют эстетические потребности людей, приносят духовное эстетическое наслаждение.

Сформировавшиеся в практике эстетические чувства, особенно в процессе создания и восприятия произведений искусства, позволяют человеку также эстетически относиться и к природе. Человек воспринимает, отражает природные явления, которые хотя и не созданы им, как красивые. Он воспринимает форму и цвет природных явлений, ее готовые продукты как проявление таинственного могущества «разумного» совершенства, стихийной «творческой силы» природы, сходными с художественными способностями человека. Человек воспринимает природную красоту, ее звездный уровень, потому что в земной практике у человека сформировалось эстетическое чувство, и не случайно нам звезды напоминают художественно обработанные алмазы, а небо — цвет агата.

Таким образом, социальная практика есть основание возникновения и развития эстетического отношения, а также художественного творчества и искусства.

2. Нравственная философия Н.Г.Дебольского

В нравственной философии Н.Г.Дебольского дело обстоит совершенно иначе. Своё самобытное лицо здесь

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *