Активность в психологии: Понятие активности

Активность — Психологос

Активность — Психологос

01 октября 2022 г., 21:23

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Активность – в русском языке трактуется как деятельное, энергичное, развивающееся (Ожегов С.И., Словарь русского языка, 1987). В различных областях знания понятие имеет свою трактовку и приобретает отличительные особенности, поэтому в социологии рассматривается социальная активность, в политологии – политическая активность, в технических дисциплинах — активный элемент устройства, в педагогике активное обучение, в психологии – активность личности.

Деловая активность при оценке работы сотрудника может быть оценена по следующей шкале:

  • (-2) Сопротивляется действиям,
  • (-1) Действует неохотно, требуются постоянные «подпинывания»,
  • (0) Скажут – сделает.
  • (1) Сделает в срок без постоянный напоминаний.
  • (2) Приложит усилия к тому, чтобы сделать как можно быстрее.
  • Активность
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Активное обучение

Активное обучение – это такое научение, в котором кто-то заинтересован (дрессировщик заинтересован в том, чтобы собака садилась по комадне – это активное обучение, человек хочет овладеть техникой скорочтений и тренирует сам себя – это тоже активное научение), то есть это то научение, которое происходит сознательно. (Сознательно можно учить кого-то чему-то, а можно учиться чему-то – это все активное научение).

0Подробнее

01 янв. 2013 г.

Активное слушание

Активное слушание — слушание с правильной внутренней и внешней активностью. Активное слушание помогает установить контакт и расположить к себе собеседника, понять его точку зрения — и при необходимости повернуть ее в нужную сторону. Слушать собеседника как следует — непростое дело. Уже просто слушать, не перебивая — для многих непростая задача, а слушать так, чтобы собеседнику хотелось делиться с вами своими мыслями и чувствами — тем более важно. Такое слушание — работа, и работа больше даже не ума, а души.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Активное воображение

Активное воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер.

2Подробнее

01 окт. 2022 г.

Активность личности

Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Активность лидера

Активный залог вашей жизни, позиция активности — вещь предельно внутренняя, да. Тем не менее, для лучшего освоения внутреннего активного залога имеет смысл начать с внешнего: с отслеживания своей речи.

1Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Установить ребенку границы
  • Я покупаю много лишнего
  • Культура жалости и культура благотворительности
  • Современный гуманизм порождает больное общество
  • Классический и современный гуманизм. Новая этика

Популярные статьи:

  • Интерактивная игра «Дорогой, давай поженимся!»
  • Как воспитать достойного человека. Опыт А.С. Макаренко
  • Дорога к морю
  • Читаем стихи, тренируем интонации: «Песнь о мудрой жене»
  • Волшебный душ

Хиты недели:

  • Декларация о принятии реальности
  • Я покупаю много лишнего
  • Дорога к морю
  • Брать клиента или оставить его в руках судьбы?
  • Упражнение «Ошибочка» — защита от самоедства

Содержание категории «активность» в отечественной психологии — Социальная психология и общество — 2010.

Том 1. № 1

Аннотация

В данной статье дается сравнительный анализ различных подходов к пониманию активности в отечественной психологии, выявляется отличие смыслового наполнения категории «активность» в русском языке от англоязычной семантики данного понятия, прослеживается история освоения понятия российской психологической наукой. В статье рассматриваются различные попытки разведения категорий «деятельность» и «активность». Анализ психофизиологических работ позволяет соотнести выводы о психофизиологических референтах активности с существующими в обыденном сознании представлениями на этот счет. Статья содержит предложения об устранении сложившейся семантической амбивалентности данной категории, что позволяет лучше опера¬ционализировать понятие «активность» в прикладных исследованиях.

Ключевые слова: активность, деятельность , поведение, темперамент, свойства нервной системы, установка , направленность

Рубрика издания: Теоретические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дубов И. Г. Содержание категории «активность» в отечественной психологии // Социальная психология и общество. 2010. Том 1. № 1. С. 40–61.

Фрагмент статьи

В последнее время в общественно-­по­литическом пространстве России все громче раздаются призывы наращивать темпы развития страны. Эти призывы обусловлены перманентным отставани­ем России от мировых лидеров, ее неспо­собностью достичь уровня развитых стран во многих областях. Об острой не­обходимости реализации инновацион­ного пути развития говорил в 2008 г. предыдущий Президент РФ В. В. Путин, представляя Госсовету Стратегию — 2020. О такой же крайней необходимос­ти модернизации писал в 2009 г. нынеш­ний Президент России Д. А. Медведев в своей статье «Россия, вперед». Причем, как следует из послания Президента Фе­деральному Собранию Российской Фе­дерации, реализация этой цели видится на пути качественного улучшения суще­ствующей ситуации практически во всех сферах жизнедеятельности людей.

Однако ожидаемая модернизация не может успешно осуществиться исклю­чительно по указанию властных струк­тур. Необходимым условием этого явля­ется индивидуальная активность десят­ков тысяч людей, у которых есть не толь­ко возможность, но и желание менять свою жизнь, людей, представляющих все слои населения и способных своим дви­жением и своим примером увлечь за со­бой всю страну. В этой связи главным фактором обеспечения масштабной мо­дернизации является не только наличие миллионов людей, разделяющих цели и задачи заявленного Президентом курса, но и их высокая активность, обеспечива­ющая эффективную деятельность на пу­ти к достижению поставленных целей.

<…>

Литература

  1. Абульханова-­Славская К. А. О путях построения типологии личности // Психоло­гический журнал. 1983. Т. 4. № 1.
  2. Абульханова-­Славская К. А. Типология активности личности в социальной психо­логии // Психология личности и образ жизни / Под ред.
    Е. В. Шороховой. М., 1987.
  3. Бернштейн Н. А. Избранные труды по биомеханике и кибернетике. М., 2001.
  4. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна, 2005.
  5. Ефимов В. Т., Косолапов С. М. Формирование активной жизненной позиции — цель нравственного воспитания. М., 1977.
  6. Кадыров Б. Р. Способности и склонности: Психофизиологическое исследование. Ташкент, 1990.
  7. Кадыров Б. Р. Уровень активации и некоторые динамические характеристики пси­хической активности // Вопросы психологии. 1976. № 4.
  8. Королева Г. В. Формирование активной жизненной позиции студенческой молоде­жи: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 1982.
  9. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошев­ского. Ростов н/Д, 1998.
  10. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, прак­тика. СПб., 1999.
  11. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии.
    М., 1997.
  12. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. М., 2008.
  13. Лейтес Н. С., Голубева Э. А., Кадыров Б. Р. Динамическая сторона психической активности и активированность мозга // Психофизиологические исследования ин­теллектуальной саморегуляции и активности. М., 1986.
  14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  15. Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976.
  16. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964.
  17. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.
  18. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.
  19. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных разли­чий. М., 1976.
  20. Павлов И. П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Павлов И. П. Полн. собр. соч.: В 6 т. Т. 3. Кн. 2. М.;Л., 1951.
  21. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  22. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально­психологических различий. М., 1979.
  23. Русалов В. М. Опросник формально­динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ): Методическое пособие. М., 1997.
  24. Русалов В. М., Бодунов М. В. О факторной структуре интегральных электроэнце­фалографических параметров человека // Психофизиологические исследования ин­теллектуальной саморегуляции и активности. М., 1980.
  25. Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента (РТТ) среди других теорий темперамента // Иностранная психология. Т. 1. № 2. 1993.
  26. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  27. Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. Методика диагнос­тики темперамента (формально­динамических характеристик поведения). М., 2005.
  28. Трошихин В. В. Формирование активной жизненной позиции студенческой моло­дежи в условиях развитого социализма. Автореф. дисс. … канд. филос. наук. Алма­Ата, 1981.
  29. Хайкин В. Л. Активность (характеристики и развитие). М.; Воронеж, 2000.
  30. Random House Webster’s Unabridged Dictionary. 2nd ed. Random House Inc., N. Y., 1999.

Дубов Игорь Глебович, доктор психологических наук, Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Занятия и демонстрации – преподавание психологии

01. Психология как наука: мышление исследователя, без категорий / Занятия и демонстрации, эмпирические рассуждения, интуиция / Автор TeachPsychScience Редактор

 В этом упражнении используется онлайн-апплет Java, чтобы продемонстрировать ограниченность человеческой интуиции и необходимость эмпирических рассуждений при изучении психологических явлений. Нажмите здесь, чтобы узнать о деятельности

11. Факторный расчет, 13. Двухфакторный дисперсионный анализ (ANOVA) / Действия и демонстрации, ANOVA, Применение статистических концепций, Факторный расчет, Логическая статистика / По TeachPsychScience Редактор

В этом задании используется ресурс Teach Psych Science Краткие шаги для проведения факторного дисперсионного анализа: от данных до последующих тестов и выводов для расчета и интерпретации набора данных факторного дисперсионного анализа 2X3 с нуля (все расчеты вручную). Предоставляется сценарий исследования и данные. Щелкните здесь, чтобы узнать об активности.

05. Качественные исследования, 06. Наблюдательные исследования, Без категорий / Мероприятия и демонстрации, Архивные исследования, Методы наблюдения / По TeachPsychScience Редактор

В этом упражнении учащиеся сначала проводят мозговой штурм по поведению, которое может присутствовать в детском телешоу и которое может указывать на агрессию и сотрудничество. Затем они смотрят эпизод «Губки Боба Квадратные Штаны», кодируя определенное поведение для агрессии и сотрудничества. Они комментируют процесс записи поведения и рекомендуют ли они шоу родителям. …

Упражнение: Использование SpongeBob Squarepants для обучения наблюдательному/архивному исследованию и кодированию поведения Подробнее »

05. Качественные исследования / Мероприятия и демонстрации, Контент-анализ / Автор TeachPsychScience Редактор

В этом упражнении учащиеся знакомятся с архивными исследованиями, предлагая им провести анализ содержания личных объявлений.

Щелкните здесь, чтобы получить задание.

04. Набор инструментов психолога: выборка, измерение, надежность и валидность, 10. Внутренний дизайн субъектов / Действия и демонстрации, Внутренняя валидность / Автор TeachPsychScience Редактор

Чтобы помочь учащимся запомнить потенциальные источники угроз внутренней валидности, я использую аббревиатуру «МИССИС СМИТ». Этот ресурс содержит раздаточный материал с описанием этих угроз, а также упражнение, в котором учащимся необходимо определить эти возможные угрозы. Щелкните здесь, чтобы получить ссылку на мероприятие.

03. Этика: принятие этических решений в исследованиях / Мероприятия и демонстрации, Этика / Автор TeachPsychScience Редактор

Это задание помогает учащимся применять этические принципы в классе к конкретному исследовательскому проекту. Небольшие группы студентов выступают в роли имитации Институционального наблюдательного совета (IRB), выявляя проблемы и предлагая изменения, чтобы сделать приложение более этично обоснованным. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание.

03. Этика: принятие этических решений в исследованиях / Мероприятия и демонстрации, Этика / Автор TeachPsychScience Редактор

 Это занятие помогает учащимся затронуть этические вопросы уязвимых групп населения, минимальный риск, благодеяние, информированное согласие/согласие несовершеннолетних. Небольшие группы сравнивают «Эксперимент маленького Альберта» Уотсона с павловским розыгрышем в телешоу «Офис» и новостной статьей о дедовщине/розыгрышах. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание.

02. Процесс исследования: от идей к инновациям, методы исследования / мероприятия и демонстрации, формулирование гипотез, популярные СМИ / автор TeachPsychScience Редактор

Используя заголовок текущих новостей в качестве вдохновения, это задание позволяет учащимся превратить исследовательскую идею в рабочую гипотезу. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание. Фото Людовики Дри на Unsplash

01. Психология как наука: мыслить как исследователь, Методы исследования / Деятельность и демонстрации, Критическое мышление, Популярные СМИ, Мыслить научно / Автор TeachPsychScience Редактор

В этом задании учащиеся посещают книжный магазин, чтобы критически оценить изображение психологии в популярных средствах массовой информации. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание. Фото Меган (Маркхэм) Бакнелл на Unsplash

01. Психология как наука: мышление исследователя, Методы исследования, Без рубрики / Мероприятия и демонстрации, Критическое мышление, Научное мышление / Автор TeachPsychScience Редактор

Студентам дается список характеристик личности, основанный на 12 знаках зодиака, и они должны выбрать, какой из них лучше всего их описывает. Затем мы обсудим, почему эти описания личности написаны достаточно расплывчато, чтобы их можно было применить ко многим людям. Эта активность аналогична классическому эффекту Форера (Forer, 1949). Форер использовал обобщенные …

Упражнение: Использование описаний личности на основе зодиака для изучения предубеждений в мышлении Подробнее »

01. Психология как наука: мышление исследователя, Методы исследования / Деятельность и демонстрация, Критическое мышление, Научное мышление / Автор TeachPsychScience Редактор

В этом упражнении учащиеся анализируют известную редакционную статью о существовании Санта-Клауса с точки зрения различных способов познания (например, интуиция, авторитет, логика и научный метод). Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание. Фото krakenimages на Unsplash

Общение с психологией, Исследование чтения, Отчет об исследовании стиля APA / Действия и демонстрации, Резюме APA, Обсуждение APA, Введение в APA, Метод APA, Результаты APA, Стиль APA, Эмпирическая статья, Чтения / By TeachPsychScience Редактор

В этом упражнении учащимся предлагается воссоздать исследовательский отчет в стиле APA, логически организовав отдельные абзацы из опубликованной исследовательской статьи. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание.

Общение с психологией, Отчет об исследовании стиля APA, Процесс написания / Действия и демонстрации, Введение в APA, Групповая деятельность, Практика и предварительная подготовка заданий, Написание первых черновиков / Автор TeachPsychScience Редактор

Это задание предоставляет учащимся рекомендации по проведению экспертной оценки введения однокурсника в APA. Щелкните здесь, чтобы получить ссылку на задание

09. Многогрупповой дизайн, 11. Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), Методы исследования, Статистика / Действия и демонстрации, Идентификация IV и DV, Лаборатории / Авторы Открытие ученого внутри

В этом упражнении из блога The Learning Sciences учащиеся случайным образом распределяются в одну из трех групп: повторять алфавит, считать до 26 или двигаться вперед и назад (A-1-B-2 и т. д.) . Зависимая переменная — это время, необходимое для выполнения задачи. Это можно сделать в классе, но также можно…

Активность: многогрупповая многозадачность Подробнее »

16. Тесты хи-квадрат, статистика / мероприятия и демонстрации, наборы данных, ежедневный пример, лаборатория / автор Открытие ученого внутри

Мы все можем (или должны) согласиться с тем, что Taco Bell — лучший фаст-фуд. Когда вы отправляетесь в Taco Bell, вас обязательно спросят, не хотите ли вы какой-нибудь соус. Лучший ответ: «Удиви меня». Выплата? Горстка пакетиков с соусом. Но распределяются ли ароматы случайным образом или они дают вам …

Упражнение: Хи-квадрат анализ пакетов соуса Taco Bell Подробнее »

*Оценка статистической информации, статистика/мероприятия и демонстрации, руководство/учебник, сопоставление статистики с проектом, онлайн-обучение/от Открытие ученого внутри

Онлайн-руководство дает учащимся описания исследований и просит их выбрать правильную статистику для анализа данных. Всего 11 примеров. Студенты отвечают с помощью вопросов с несколькими вариантами ответов, а учебник обеспечивает руководство / обратную связь на протяжении всего процесса. Вы можете получить доступ к учебнику здесь.

07. Корреляционное/опросное исследование, 15. Регрессия, Методы исследования, Статистика/деятельность и демонстрация, Руководство/учебник, Онлайн-обучение, Выбросы, Прогноз/По Открытие ученого внутри

Онлайн-руководство, которое помогает учащимся пройти исследование и анализ данных с использованием регрессии. Всего имеется 4 модуля, причем первые три наиболее подходят для вводного курса. Модуль 3 короткий, и его можно использовать в качестве демонстрации в классе. Модуль 4 более продвинутый. Во время урока студенты начнут с …

Учебное пособие: Регрессия (WISE) Подробнее »

Статистика / Действия и демонстрации, Применение статистических концепций, Доверительный интервал, Повседневный пример / Автор Открытие ученого внутри

Доктор Алексис Грософски использует игру из книги «Цена правильная», чтобы проиллюстрировать доверительные интервалы (ДИ). Игра может продемонстрировать идею того, как работает CI. Студенты часто находят концептуальные материалы более сложными, чем вычислительные — конкретный пример помогает сделать концепцию доверительного интервала более понятной (и запоминающейся). Видеоклипы …

Цена соответствует доверительным интервалам Подробнее »

*Оценка статистической информации, статистика / мероприятия и демонстрации, применение статистических концепций, потребитель исследований, критическое мышление, групповая деятельность, информационная грамотность / по Открытие ученого внутри

Это задание позволяет учащимся попрактиковаться в оценке статистической информации, представляя им роль терапевта, которому необходимо приобрести программное обеспечение для своей практики. Это также помогает показать учащимся ценность понимания концепций исследований/статистики в контексте, отличном от проведения исследований. Это действие должно занять примерно 15-20 минут. Студенты могут работать индивидуально или …

Упражнение: Оценка статистической информации: Выбор продукта Подробнее »

08. Двухгрупповой план, 10. t-критерий для двух независимых/несвязанных выборок, Методы исследования, Статистика/деятельность и демонстрации, Ручной расчет, Определение IV и DV, Лаборатории/компания Открытие ученого внутри

В этом упражнении (созданный доктором Элиан Буше) учащиеся примут участие в упрощенной версии первого исследования, проведенного О’Брайеном и Смитом (2019 г.).). В этом исследовании участников просили есть привычную пищу (попкорн) обычным или нетрадиционным способом (палочками для еды). Затем участники оценили, насколько приятной была еда (примечание…

Лабораторная работа: Как новизна влияет на удовольствие от еды? (t-тест для независимых средних значений/образцов) Подробнее »

Задания – Введение в психологию Учебное пособие

  • Психология сегодня: обзор современного состояния психологии  (http://www. apa.org/action/science/)
  • Сила фрейминга: важно не то, что вы говорите, а то, как вы это говорите, это взгляд на то, как способ представления информации может повлиять на решения людей
    (https://www.theguardian.com/science/head-quarters /2017/июл/20/сила-обрамления-это-не-что-вы-говорите-это-как-вы-говорите-это)
  • Примеры ограничений интуиции читайте:
    • Когда интуиция дает осечку  (http://www.apa.org/monitor/mar05/misfires.aspx)
    • Ошибка ретроспективного взгляда в психологии (https://www.verywell.com/what-is-a-hindsight-bias-279)5236)
    • Фейковые новости и нейролепет: как мы критически оцениваем то, что читаем? (https://www.theguardian.com/science/head-quarters/2017/feb/20/fake-news-and-neurobabble-how-do-we-critically-assess-what-we-read)
    • 10 самых противоречивых исследований, когда-либо опубликованных. Когда вы начнете свое знакомство с наукой о психологии, вот введение в некоторые из самых печально известных исследований:
      (https://digest. bps.org.uk/2014/09/19/ 10-самых противоречивых-психологических-исследований-когда-либо-опубликованных/)

Развенчанные мифы о психологии исследует некоторые из устойчивых мифов в психологии

Видео 1.1:  10 развенчанных мифов о психологии. (https://www.ted.com/talks/ben_ambridge_10_myths_about_psychology_debunked?utm_campaign=tedspread&utm_medium=referral&utm_source=tedcomshare) Загружено Беном Амбриджем для TedxYouth@Manchester

Природа против воспитания: для четкого введения в дебаты

Видео 1.2: Природа против воспитания   (https://www.youtube.com/channel/UCOK9kbUfoiuh4HE9pdxo-Cg), загружено PsychU  

  1. Опросите друзей и/или членов семьи, чтобы узнать, что, по их мнению, делает «психолог». Насколько точны их взгляды?
  2. Подумайте о своем поведении, которое вы могли бы изменить (например, вы могли бы меньше курить или больше заниматься спортом). Помогает ли попытка понять поведение на разных уровнях объяснения (стр. 7) вам подумать о различных вещах, которые вы могли бы сделать, чтобы изменить поведение?
  3. Сегодня в истории психологии: этот веб-сайт позволяет вам выбрать любую дату в календаре и посмотреть, что произошло в этот день в области психологии. Например, 1 апреля (1906 г.) впервые был издан «Журнал аномальной психологии». Посмотри, не случилось ли чего-нибудь примечательного в твой день рождения! (https://www.cwu.edu/~warren/calendar/datepick.html)
  4. Прочтите раздел о том, как эффективно учиться и запоминать, и составьте список из четырех или пяти стратегий, которые вы можете использовать для улучшения своих учебных привычек.

Американская психологическая ассоциация. (2018). Наука психологии. Получено с http://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *