Активность в психологии это – Активность (психология) — Википедия

активность — это… Что такое активность?

  • АКТИВНОСТЬ — АКТИВНОСТЬ, активности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к активный. Активность характера. || Активная, энергичная деятельность. Проявлять активность. Только активность широких трудящихся масс может разрешить задачу индустриализации страны.… …   Толковый словарь Ушакова

  • активность — оживление, интенсивность, подъём, всплеск, интенсификация; инициативность, инициатива, предприимчивость, усилия, давление, напор, натиск, напористость, деловитость, расторопность, проворство, моторика, действенность, телодвижение, энергия,… …   Словарь синонимов

  • активность — и, ж. actif, activité. Деятельное участие в чем л. МАС 1. Активность и пассивность перепутались в нем самым капризным образом. Иногда он был легок, предупредителен и уступчив в активном состоянии, а то начинал импонировать, ораторствовать,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • активность

    — проявлять • действие проявить активность • действие проявлять активность • действие …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • активность — 1. АКТИВНОСТЬ, и; ж. Деятельное участие в чём л. (противоп.: пассивность). Познавательная, творческая а. А. общественных организаций. Проявлять а. // Усиленная, энергичная деятельность (о действии природных сил, социальных процессов и т.п.).… …   Энциклопедический словарь

  • АКТИВНОСТЬ — (лат., от agere действовать). Действительность, производящая нечто, созидающая. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. активность (лат.; см. активный) 1) энергичная, усиленная деятельность, деятельное… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АКТИВНОСТЬ — источника (в ядерной физике) число распадов радиоактивных ядер в единицу времени. Единицы активности беккерель (1 Бк = 1 распад/с) и кюри (1 Ки = 3,7.10 10 Бк) …   Большой Энциклопедический словарь

  • активность — АКТИВНЫЙ 1, ая, ое; вен, вна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • АКТИВНОСТЬ — (от франц. activite сила действия) действенность, деятельное поведение. Противоположность – пассивность (см. Пассивизм, Пассивный). Активный – деятельный, действующий, действенный. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • АКТИВНОСТЬ — радиоактивного источника, число радиоакт. распадов в ед. времени. Единице А. в системе СИ беккерелю (Бк) соответствует 1 распад в 1 с. Внесистемная ед. кюри (Ки) равна 3,7•1010 Бк. А., приходящаяся на ед. массы в ва источника, наз. удельной А.… …   Физическая энциклопедия

  • psychology.academic.ru

    1.3.2 Активность личности

    Любые хоть сколь-нибудь значимые изменения в жизни человека и общества невозможны без осуществления личностью определенной активности.

    Активность (вообще, в широком смысле слова) – всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром (определение дано по словарю: Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.).

    Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Выживание любого организма без осуществления той или иной активности невозможно.

    Активность у человека может быть произвольной, послепроизвольной и непроизвольной.

    Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении (определение дано по тому же словарю).

    «Потребности нужды» и «потребности роста»

    Источником активности человека являются его потребности. К органическим побуждениям индивида, имеющим видотипичный характер, относятся побуждения голода, жажды, половое побуждение, выступающие как органические предпосылки осуществления деятельности. «В психологии потребностей нужно с самого начала исходить из следующего капитального различения: различения потребности как внутреннего условия, как одной из обязательных предпосылок деятельности и потребности как того, что направляет и регулирует деятельность субъекта в предметной среде» (СНОСКА: Из книги: Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание. Личность. М., 1977. С. 87). Потребность как органическая предпосылка деятельности субъекта относится к индивидным свойствам, проявляющимся в активации и возбуждении, в обладающей слабой селективностью поисковой активности, т. е. в формально-динамических характеристиках деятельности человека («чего-то хочу, но чего – не знаю»).

    После встречи органического побуждения с тем или иным объектом потребность преобразуется в мотив деятельности личности и начинает определять направленность поведения («знаю, чего хочу»). Формально-динамическая характеристика побуждения при этом не исчезает, а начинает выступать в иной форме — в форме побудительной силы мотива личности. В психологии личности основное внимание уделяется изучению мотивов поведения, в то время как побуждения индивида, т. е. те органические предпосылки, которые определяют диффузную поисковую активность, изучены недостаточно. Эти побуждения характеризуют как потребности нужды

    (А. Маслоу) или потребности сохранения (П. В. Симонов), которые подчинены принципу «редукции напряжения», стремлению к достижению равновесия, гомеостаза.

    За расчленением потребностей на «потребности нужды», присущие индивиду, и «потребности роста», присущие личности, стоит представление об иерархической уровневой организации личности, в основе которой размещены базальные биологические потребности, а на вершине — социальные потребности.

    П. В. Симонов предпринимает попытку рассмотреть проблему побуждений в контексте эволюционного подхода, напоминая, что элементарной единицей эволюции является популяция, а не отдельная особь. Он также отмечает, вслед за А. А. Ухтомским, что с возникновением социального образа жизни «…основной тенденцией развития мотивов (потребностей. — А. А.) является экспансия в смысле овладения средой во все расширяющихся пространственно-временных масштабах (хронотопе), а не редукция как стремление к защите от среды, уравновешенности с ней, разрядке внутреннего напряжения… Эта тенденция

    развития («потребности роста»), по терминологии западных авторов, может реализоваться только благодаря ее диалектическому единству со способностью к сохранению живых систем и результатов их деятельности, благодаря удовлетворению потребностей нужды» (СНОСКА: Из книги: Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Личность. Характер. М., 1984. С. 84).

    Подобный анализ человека в известном смысле остается в рамках расчленения потребностей сферы индивида на биологические потребности, подчиняющиеся закономерностям естественного отбора, и присущие человеку социальные потребности. Несколько иной вариант анализа биологических потребностей предлагает известный этнограф С. А. Арутюнов. Он отмечает, что уже на уровне чисто биологических явлений, например родов, полового акта и т. п., проявляются этнические различия, обусловленные образом жизни. Эти этнические различия затрагивают те способы, те приемы, посредством которых удовлетворяются естественные потребности, т. е.

    внешнюю сторону поведения, в то время как сам характер действий остается неизменным, универсальным и инвариантным. Человек может спать и на полу в шалаше, и удерживаться от сна, но альтернативного действия в сфере естественного поведения (не спать вообще) не существует. По мнению С. А. Арутюнова, «естественные» модели поведения тем и отличаются от социокультурного поведения, что они не имеют альтернативы (есть или не есть, спать или не спать и т. п.). Реализация «естественного» поведения, побуждаемого общечеловеческими индивидными потребностями, не предполагает выбора конечной цели поведения, а социальный образ жизни затрагивает способы достижения этой цели.

    Иная точка зрения заключается в том, что органические побуждения индивида не представляют характеристику особи как таковой, а выражают отношения, системные структурно-функциональные качества индивида в обществе (В. А. Иванников).

    Последовательное проведение этой точки зрения приводит к тому, что социально-исторический образ жизни личности в обществе преобразует как побуждения индивида, так и способы их удовлетворения. Сфера человеческих потребностей не может быть разведена на «потребности нужды» и «потребности роста», а тенденцию к сохранению и изменению развивающейся системы относят к любым проявлениям мотивации человека. Граница проходит не между биологическими и социальными потребностями человека, а между потребностями человека и потребностями животных, так как исторические преобразования охватывают всю сферу потребностей человека в обществе (А. Н. Леонтьев). Действует ли механизм «редукции напряжения» или нет, зависит не от естественного или социального генеза потребностей самих по себе, а от того, какое место в структуре человеческой деятельности занимают те или иные побуждения. Зависимость механизмов регуляции органических побуждений от того, какое место занимают они в структуре деятельности человека — место мотива, цели, условия осуществления деятельности, — выступает при рассмотрении такого «естественного» побуждения, как голод.

    Положение о зависимости влияния потребности на поведение от ее места в структуре деятельности личности было оконкречено в гипотезе, согласно которой влияние пищевой потребности на поведение личности зависит от того, в установках какого уровня деятельности (СНОСКА: См.: Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979) проявляется эта потребность. Из этой гипотезы вытекают следующие предположения. Если потребность к пище приводит к актуализации импульсивных установок (установок на уровне операций), то она должна подавляться целевой установкой, вызванной инструкцией (установкой на уровне действия). Изменение воздействия на поведение импульсивной установки на пищу может произойти лишь в том случае, если в ситуации депривации пищевой объект займет место мотива деятельности. При этом импульсивная установка на пищевой объект возвысится до уровня смысловой установки (установки на уровне деятельности) и станет подавлять целевую установку, не связанную с пищей. Если же взять испытуемых, у которых мотивы, связанные с пищей, занимают ведущее место в мотивационной сфере личности, то у них смысловая установка на пищевые объекты будет проявляться в действиях, прямо не связанных с пищей (С. А. Курячий).

    Изложенная гипотеза обусловила построение методики эксперимента и выбор определенного контингента испытуемых. В основу специально созданной для проверки данной гипотезы методики был положен методический принцип «прерывания» деятельности, в данном случае за счет введения неопределенной стимуляции. Кроме того, методика была построена так, чтобы «столкнуть» между собой установки различных уровней деятельности и тем самым выявить доминирующую установку.

    Эксперимент проводился в два этапа. Вначале испытуемым предлагали чистый листок бумаги и бланк с заданием, в котором содержались «скелеты» слов, например: ко-ка, -олод-, тор-, б-лка (всего 24 слова). Затем испытуемым давалась инструкция, в которой их просили, как можно скорее вставить пропущенные буквы в слова так, чтобы образовалось слово, отвечающее теме «Природа». Если слово с ходу не удавалось заполнить, то испытуемого просили переходить к следующему слову, После выполнения первого этапа эксперимента испытуемых просили вернуться к тем словам, которые им сразу не удалось заполнить, и вставить в них пропущенные буквы, уже не придерживаясь какой-либо определенной темы. Таким образом, из предложенных «скелетов» слов можно образовывать слова, относящиеся как к теме «Природа» (например, белка, торф, ветка), т. е. в соответствии с заданной инструкцией, так и слова, имеющие прямое (булка, торт) или косвенное [(вилка, блюдо) отношение к пище. В эксперименте участвовало три группы испытуемых. Первая группа — контрольная. В нее вошли студенты факультета психологии МГУ (25 человек). Вторая группа испытуемых состояла из больных, проходящих в клинике курс лечения голодом (10 человек). В третью группу испытуемых вошли больные нервной анорексией, проходящие курс лечения в клинике (7 человек). Остановимся вкратце на характеристике этой группы больных. Заболевание нервной анорексией, невротическое по своему характеру, наблюдается преимущественно у молодых склонных к полноте девушек. Оно начинается с того, что ради улучшения внешности или по какой-либо аналогичной причине девушки начинают резко ограничивать себя в питании, что обычно приводит к сильному истощению и дистрофии. В ходе развития заболевания мотив произвольного голодания и соответствующая этому мотиву деятельность становятся доминирующими в жизни этих больных, нередко подчиняя себе все остальные мотивы. Выбор пал на больных нервной анорексией именно потому, что для них все события и предметы, связанные с едой, имеют личностный смысл, который и проявляется в соответствующей фиксированно» смысловой установке (СНОСКА См.: Карева М. А. Об одном виде формирования патологического мотива в подростковом возрасте: Канд. дис. М., 1975).

    В экспериментальном исследовании было установлено, что испытуемые контрольной группы образовывают слова преимущественно в соответствии с инструкцией, связанной с темой «Природа». У них пищевая потребность реализуется на уровне операций, обусловливая существование импульсивных установок, которые подавляются целевой установкой, вызванной инструкцией. Сходная картина наблюдается у больных, находящихся на лечении голодом сроком до одного месяца. У них количество «пищевых» слов, данных в первой части эксперимента, лишь незначительно превосходит количество «пищевых» слов в контрольной группе. Этот, факт нивелирования воздействия пищевой депривации на мотивационную сферу подтверждает наши предположения об относительной независимости поведения от воздействия пищевой депривации. У этих больных целевая установка, как и в контрольной группе, подавляет импульсивные установки на пищевые объекты.

    Однако во второй части эксперимента у этих больных возрастает количество слов на тему «Пища», поскольку ситуация голодания, естественно, повышает у данного контингента испытуемых значимость связанных с пищей объектов и ситуаций.

    Среднее количество «пищевых» слов в одной из подгрупп больных нервной анорексией в первой части эксперимента значительно превышает среднее количество «пищевых» слов в остальных двух группах. Этот факт свидетельствует о существовании у больных нервной анорексией фиксированных смысловых установок, подавляющих в экспериментальной ситуации целевую установку, вызванную инструкцией. Таким образом, предложенная методика позволяет выявить факт повышения импульсивных установок на пищевые объекты до уровня смысловых установок и тем самым факт изменения места пищевой потребности в структуре деятельности личности.

    Факты, полученные в ходе данного экспериментального исследования, позволяют опровергнуть положение о том, что поведение человека в ситуации пищевой депривации определяется в основном характером самой депривации. В действительности поведение человека в ситуации пищевой депривации определяется в первую очередь тем уровнем деятельности, на котором реализуется у данного человека потребность в пище. Сама же пищевая депривация в определенном временном диапазоне (примерно до месяца) может не вызывать изменений в поведении личности.

    Описанные факты относятся к органическим побуждениям, связанным с удовлетворением голода. Однако выделенные в психологии личности закономерности, проиллюстрированные на материале пищевых побуждений, носят более общий характер и относятся к органическим побуждениям индивида в целом.

    Сами по себе органические побуждения человека не могут быть отнесены ни к «потребностям нужды», ни к «потребностям роста». Будет ли подчиняться динамика органических побуждений гомеостатическому принципу «редукции напряжения» или же за проявлением органических побуждений будет стоять тенденция к изменению, развитию, стремление к нарушению равновесия, зависит от того, какое место занимают эти побуждения как в структуре отдельной деятельности личности, так и в иерархии мотивов личности в целом. В том случае, если органические побуждения проявляются на уровне условий осуществления действия, т. е. в стереотипизированных формах активности, они выражают общую тенденцию к сохранению и подчиняются механизмам гомеостаза, редукции напряжения. Однако при определенных обстоятельствах те же органические побуждения могут занять место смыслообразующих мотивов деятельности личности, за которыми стоит тенденция к изменению системы в тех или иных критических ситуациях, например в ситуации осознанно объявленной человеком голодовки. В этом случае органические побуждения будут включены в контекст неадаптивного поведения индивидуальности, отстаивающей те или иные жизненные цели и идеалы. При этом индивидуальность может сама поставить перед собой альтернативу «есть или не есть», «быть или не быть», затрагивающую витальные конечные цели поведения.

    Социально-исторический образ жизни личности в обществе перестраивает закономерности функционирования органических побуждений индивида, динамика которых зависит от их места в структуре деятельности личности и которые, преобразовавшись в деятельности, становятся не только предпосылками поведения личности, но и ее результатом.

    Природа активности. Активность личности как психологическая характеристика, ее проявления. «Потребности нужды» и «потребности роста».

    studfiles.net

    69. ПОНЯТИЕ АКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА АКТИВНОСТИ

    «Быть субъектом» – значит воспроизводить себя, быть причиной своего существования в мире.

    Активность как деятельное состояние субъекта детерминирована изнутри, со стороны его отношений к миру, и реализуется вовне – в процессах поведения.

    Процесс осуществления деятельности предполагает использование человеком определенных средств в виде всевозможных приспособлений, инструментов, орудий. Циркуль, кисть, компьютер, слово, сказанное врачом пациенту или учителем ученику, – все это примеры в широком смысле инструментов активности. Органы человеческого тела также относятся к категории таких средств: в конечном счете все операции, осуществляемые вовне, связаны с двигательной активностью самого индивида.

    Едва ли можно переоценить важность процесса овладения средствами осуществления деятельности. В некоторых психологических концепциях развитие «инструментария» отношения человека к миру отождествляется с процессами социализации – превращением индивида как природного существа в существо социальное. Как бы ни относиться к подобному взгляду, очевидно, что развитие личности немыслимо вне овладения человеком социально выработанными средствами осуществления деятельности.

    При использовании тех или иных инструментов человек продуманно или автоматически опирается на имеющиеся у него представления о том, как действовать с ними, как применять их. Каждое из таких представлений может рассматриваться как внутренняя образующая действий, совершаемых во внешнем плане. Совокупность таких внутренних образующих характеризует то, что может быть названо инструментальной основой деятельности. Другим именем для обозначения инструментальной основы деятельности является часто используемое в последнее время слово «компетентность»; а это понятие, в свою очередь, в большинстве работ педагогической ориентации раскрывается как «знания», «умения», «навыки».

    Знания в этом ряду не сводятся просто к сведениям о мире, они выступают здесь в своем функциональном аспекте, как предназначенные для чего-то, служащие чему-то. Тот же, по существу, смысл придается термину «функциональная грамотность», что означает способность людей ориентироваться в системе социальных отношений, действовать согласно обстоятельствам во всевозможных жизненных ситуациях. Знания как часть инструментальной основы активности тесно взаимосвязаны с навыками.

    Навыки – это освоенные до степени автоматизма способы употребления определенных средств деятельности – внешних орудий или органов собственного тела как проводников активности.

    На основе знаний и навыков складывается фонд умений человека. К умениям относится освоенная человеком система приемов сознательного построения результативного действия. В отличие от навыков, каждый из которых образован серией автоматически следующих друг за другом «команд», обусловленных знаниями человека, умения проявляются в осознанном использовании человеком определенных «команд». В результате этих «команд» нередко извлекаются весьма сложные навыки, комбинация которых ведет к достижению цели.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    psy.wikireading.ru

    Активность (В Психологии) — «Энциклопедия»

    АКТИВНОСТЬ в психологии, деятельное состояние живого существа как условие его существования в мире. Быть субъектом активности — это значит быть «причиной себя», содержать в себе источник своего поведения. Субъект активности рассматривается как целеполагающее, свободное и развивающееся существо.

    Человек как субъект активности характеризуется многообразными её проявлениями: от базовых, роднящих человека с другими представителями живого, до собственно человеческих, в которых индивид раскрывает себя как личность. Выделяют следующие проявления активности.

    1)    Общая неспецифическая активность, выражающая «уровень бодрствования», энергии жизнедеятельности субъекта в данный момент времени.

    2)    Рефлекторная активность, предопределённая прошлым опытом индивида или вида; осуществляется на основе «опережающего отражения действительности» (П. К. Анохин), при котором образ «того, что будет» детерминируется не столько будущим, сколько прошлым. Рефлекторный акт — ранее проложенный путь к удовлетворению потребности в привычной ситуации жизнедеятельности.

    Реклама

    3)    Произвольное поведение — целеполагающая и целенаправленная активность индивида, выстраивающая саму ситуацию удовлетворения потребности. Индивид осуществляет не только опережающее, но и преображающее отражение действительности. Произвольное поведение в аспекте построения индивидом своих движений имеет сложную иерархическую структуру и управляется «моделью потребного будущего» на основе сличения с ней сигналов, поступающих от эффекторов действия (Н.А. Бернштейн).

    4)    Волевой акт — стойкое следование сознательно выбранным ориентирам (смотри Воля). В волевом акте индивид ощущает себя первопричиной производимых действий, источником целеполагания. Разновидностью волевого акта является выбор между равно привлекательными альтернативами.

    5)    Самополагание («надситуативная активность») — активность, центрированная на собственном Я индивида как источнике скрытых возможностей его существования. Человек стремится вчувствоваться в себя, определить такие качества, стороны своего Я, которые ему заранее неизвестны. Он действует так, чтобы вызвать у себя ранее неведомые переживания, испытать новый опыт общения с собой.

    В.А. Петровский.

    knowledge.su

    Активность в психологии

    Здравствуйте, дорогие читатели и посетители!
    Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует следующий вопрос: «Что принято понимать под активностью личности»? Жду вашего личного мнения экспертов.
     
    ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы выяснили основные положения изучаемой науки, переходим к системному рассмотрению следующих терминов, которые будут часто встречаться в сегодняшней теме: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, АНАЛИЗ, ВОСПРИЯТИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ.
     
    ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. АНАЛИЗ — это такой метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования. ОБЩЕСТВО (в широком смысле) – это такая форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. ВОСПРИЯТИЕ (перцепция) – это чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным. ВООБРАЖЕНИЕ – это способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств.
     
    Так, что же принято понимать под активностью личности? Стоит в первую очередь отметить, что особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность.
     
    Стоит отметить, что согласно позиции других авторов, активность сопоставляется с деятельностью. Сторонники третьей точки зрения рассматривают активность опираясь на ее составные элементы.
    В психологии активность рассматривается как отображение трех явлений:

    1. Деятельность индивида.
    2. Противоположность пассивности.
    3. Инициативность.

     
     
    Стоит дополнить, что вообще цель подразумевает направленность на что-то, то есть наличие смыслообразующей составляющей. Любая деятельность человека подразумевает наличие мотивов: внешних и внутренних. Они определяют направление активности, превращаясь в ее цель. Я надеюсь, что Вы усвоили пройденную тему сегодняшнего урока. Если же что-то осталось непонятным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.  
    Желаем успехов в учебе и на работе!

    ru.solverbook.com

    Поисковая активность — Психологос

    Концепция поисковой активности была создана В. В. Ротенбергом в творческом содружестве с В. В. Аршавским. Она является обобщением результатов проведённых ими исследований. Эта концепция связывает в единую систему представлений устойчивость организма к стрессу и заболеваниям (психическим и психосоматическим), поведение человека и высших животных, функцию быстрого сна и сновидений, роль мозговых катехоламинов, функциональную роль правого и левого полушария в восприятии мира, формировании «образа Я» и механизмах памяти. Это наиболее интегральная из всех современных психофизиологических концепций и она позволяет по-новому и в едином контексте взглянуть на многие актуальные проблемы медицины, психологии и физиологии и устранить целый ряд противоречий и парадоксов. Концепция носит философско-мировоззренческий характер. Основные ее положения были сформулированы между 1971 и 1980 гг., но многие конкретные аспекты были разработаны позже.

    Основные положения концепции:

    1. «Поисковая активность – это активность, направленная на изменение ситуации (или изменение отношения к ней) без определенного прогноза результатов, но при постоянном их учете. Сам процесс поисковой активности независимо от результата повышает резистентность и стрессоустойчивость организма.

    2. Отказ от поиска создает предпосылки для снижения стрессоустойчивости и развития заболеваний.

    3. Быстрый (парадоксальный) сон способствует восстановлению поисковой активности (по крайней мере на уровне психической деятельности в сновидениях) и компенсирует состояние отказа от поиска.

    4. Поведение в бодрствовании, включающее выраженную поисковую активность, снижает потребность организма в быстром сне, тогда как отказ от поиска повышает потребность организма в этой фазе сна (В. С. Ротенберг. Образ «Я» и поведение. / Ротенберг. В. С. – Иерусалим: «МАХАНАИМ», 2000).

    www.psychologos.ru

    Консультация психолога онлайн, психологическая помощь

    Эффективность практической работы по формированию активной, творческой личности невозможна без решения ряда принципиальных вопросов, связанных с выявлением движущих сил и источников активности человека, знанием их оснований и закономерностей индивидуального проявления, специфики их учета в различных видах деятельности. Необходимо знать, как под воздействием внешних и внутренних факторов формируется активная позиция человека, как в процессе той или иной деятельности и достигнутых результатов изменяются условия, обеспечивающие новый и качественно иной уровень активности человека. Любое продуктивное продвижение в решении этих и других вопросов, связанных с разработкой проблемы активности человека, будет способствовать выбору надежных путей в воспитании подрастающего поколения.

    Обсудим вопросы, связанные с категорией активности: общетеоретические подходы к исследованию проблемы активности; результаты целостного изучения индивидуальных проявлений активности человека в психомоторной, интеллектуальной, волевой сферах и в общении.

    1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АКТИВНОСТИ
    Категория активности является наиболее общей в исследовании природы психики, психического развития, познавательных и творческих возможностей личности. В современных психологических исследованиях проблема активности разрабатывается в различных ее аспектах. Исследуется структура и динамика познавательной активности, развитие познавательной активности в ходе общения. Изучаются различные вопросы творческой, интеллектуальной активности как в общепсихологическом, так и возрастном аспектах . Исследуется феномен «надситуативной активности» личности. Следует заметить, что понятие «активность» в различных исследованиях употребляется далеко не однозначно. Если попытаться обобщить наиболее рациональные моменты имеющихся определений активности, то можно увидеть, что она, с одной стороны, понимается как мера деятельности, уровень протекания процесса и взаимодействия вообще или как потенциальные возможности субъекта к взаимодействию, с другой — характеризуется как совокупность инициативных действий субъекта, обусловливаемых его внутренними противоречиями, опосредованными средовыми влияниям и др.

    Таким образом, если суммировать наиболее общие и существенные признаки понятия «активность», то оно включает в себя, во-первых, количественные и качественные характеристики уровня интенсивности протекания процесса или любого взаимодействия; во-вторых, количественную и качественную характеристику потенциальных возможностей субъекта к взаимодействию; в-третьих, представление об источнике любого процесса или взаимодействия, которое исходит главным образом из внутренних противоречий субъекта, опосредованных влиянием извне.
    Итак, активность человека можно определить как особое состояние, предрасположенное к тому или иному взаимодействию, или относительно устойчивое свойство, проявляющееся в уровне интенсивности реализации поведения, деятельности и их результате, устойчивости и объеме взаимодействия, и

    alt-psychology.blogspot.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *