Активность восприятия
Активность или избирательность: оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.
Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной. Вы воспринимаете или речь лектора, или текстовое содержание книги, поскольку ваше восприятие направлено (т. е. активировано) именно на это, но так было до тех пор, пока я не сказал вам об этом. Сказав о том, что вы не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной, я перенаправил на определенный период времени ваше внимание на другой пространственный участок, и вы стали воспринимать те предметы, которые находятся вокруг вас, в том числе и за вашей спиной, т. е. те предметы, которые минуту назад никак не были представлены в вашем сознании.
Восприятие и внимание
Для того чтобы событие было воспринято, нужно, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию, которая позволит нам “настроить” на него свои органы чувств. Без внимания восприятие невозможно. Чем больше наше внимание будет привлечено новизной, сложностью или интенсивностью стимула (события или объекта), тем больше вероятность того, что стимул будет воспринят.
Однако выбор информации, поступающей в мозг из окружающего мира, больше всего зависит от потребностей и интересов самого субъекта. Голодный человек, идя по незнакомому городу, легче всего будет замечать вывески ресторанов.
Складывается впечатление, что одновременно можно слышать только одно высказывание и что в мозгу, очевидно, существует как бы “фильтр”, который ограничивает нашу способность улавливать сигналы, идущие из разных источников. То же явление избирательного внимания отмечается и в области зрительного восприятия. Когда на сетчатку левого и правого глаза испытуемого подавались одновременно разные сцены, снятые на кинопленку, он мог воспринимать лишь какую-то одну из них.
Внимание, его виды и свойства
Внимание – это сосредоточенность психической деятельности в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте. Внимание всегда возможно только на фоне восприятия. В поле восприятия может быть множество предметов и явлений, но не все они значимы. При включении внимания все поле дробиться на части, на одной из которых мы сосредотачиваемся. Внимание и восприятие – это два взаимодополняющих процесса.
Классификация (виды внимания):
непроизвольное: генетически исходное. Имеет пассивный характер. Физиологическая основа – простая реакция. Факторы:
особенности самого раздражителя (его интенсивность)
контраст между двумя раздражителями
слабый, но значимый раздражитель
новый раздражитель
Непроизвольное внимание – внешние стимулы организуют внимание. А также те характеристики объекта, которые совпадают с нашими потребностями не смотря на то, что потребности не всегда осознаются.
произвольное возникает тогда, когда сам человек ставит перед собой задачу, цель и это заставляет его выделить определенные предметы, ситуации, как объект внимания. Оно, как правило связано с конкретной деятельностью.
постпроизвольное внимание. Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизволъным. Например, школьник, решая трудную арифметическую задачу, первоначально прилагает к этому определенные усилия. Он берется за эту задачу только потому, что ее нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, школьник все время отвлекается.
Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями воли. Но вот решение начато, правильный ход намечается все более и более отчетливо. Задача становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Школьник все больше и больше увлекается ею, она все больше и больше захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.
Результатом процесса внимания является особое психическое состояние, которое позволяет нам сконцентрироваться на важном предмете и явлении и вытеснить из поля восприятия все, что нам не нужно.
Внимание – особый вид самоуглубления, при котором поле сознания человека полностью занято тем, что необходимо исследовать.
Свойства:
устойчивость внимания (временная характеристика) – это длительность сохранения интенсивного внимания при его сосредоточении на одном и том же объекте. Объем и точность работы – показатели высокой устойчивости внимания:
распределение внимания – это свойство внимания, которое позволяет человеку успешно выполнять два или несколько видов деятельности
переключение внимания – скорость перехода от одной деятельности к другой с помощью преднамеренного сознательного усилия
концентрация внимания длительная сосредоточенность на особо значимом объекте:
повышенная интенсивность сигнала
резкое ограничение поля восприятия (в поле восприятия только самый важный объект)
объем – количество предметов, которые мы одновременно можем удерживать в поле внимания
колебание – изменение интенсивности внимания от более к менее интенсивному
Внимание связано прежде всего с процессом восприятия и помогает воспринимать самое важное.
📖 Активность восприятия и значение обратной связи, Восприятие. Элементы практической психологии. Грановская Р. М. Страница 7. Читать онлайн
…
Основой становления восприятия как высшей психической функции и восприятия как текущего процесса служит активное движение. В разделе, посвященном развитию психических функций, мы уже останавливались на роли двигательной тренировки в формировании звуковысотного слуха. Однако не только развитие слуха, но и любого вида восприятия невозможно без активного движения. Изящные эксперименты Хелда и Хейна [287] на котятах подтверждают роль активного движения в становлении восприятия. Суть эксперимента такова. Новорожденные котята содержались в темноте, а на свету находились только в специальном станке (см. рис. 1).
Рис 1 Влияние активного движения на формирование восприятия
Аппарат Хелда и Хейна для исследования зависимости зрительного узнавания у котят от активного (слева) и пассивного (справа) обучения (Из кн Проблемы бионики М, 1965)
Этот станок представлял собой подобие карусели с двумя корзинами для котят, каждая из которых могла двигаться вокруг трех осей: главной оси карусели, вертикальной и горизонтальной осей корзины. Активно двигался только один котенок, которому в корзине были сделаны отверстия для лап, другой не мог производить никаких движений и перемещался пассивно — его возил первый. При этом обе корзины совершали аналогичные движения, т. е. зрительные впечатления котята получали одновременно и одинаковые. Впоследствии у первого котенка, который двигался активно, не наблюдалось никаких дефектов зрительного восприятия, в то время как у второго обнаружилась неспособность различать форму. Эти дефекты восприятия, проявившиеся в поведении животных, отчетливо продемонстрировали, что зрительная стимуляция сама по себе недостаточна для развития восприятия. У первого котенка изменения в зрительной стимуляции связывались с его активными движениями, у второго такой связи не возникало. Итак, заметим, что при обучении полезнее возить, чем кататься.
Аналогичные результаты получены в опытах Ризена и Ааронса [381], проведенных на котятах и детенышах шимпанзе. Новорожденных шимпанзе содержали в полной темноте, но ежедневно воздействовали на них рассеянным светом в течение 90 минут, не давая им при этом двигаться. В таких условиях через 7 месяцев они не научились узнавать даже бутылку, из которой их кормили. Через 3,5 месяца после того как животных выпустили из темной комнаты, только одна обезьяна научилась отличать горизонтальные полосы от вертикальных, однако узнавать людей она стала гораздо позднее. Эти эксперименты еще раз показали абсолютную необходимость активного движения для правильного формирования зрительного восприятия.
Важно отметить, что активность движения имеет значение не только для формирования функции восприятия, но и для формирования каждого отдельного образа. Структура зрительного образа абстрагируется из постоянных (инвариантных) взаимосвязей между определенными движениями и тем изменением зрительных ощущений, которыми глаз отвечает на эти движения. Это можно хорошо продемонстрировать результатами исследований движений глаз при зрительном восприятии [318]. Выявлено, что человек осматривает объект не по случайной траектории, а как бы последовательно ощупывает взглядом наиболее значимые элементы фигуры (рис.
Рис. 2. Закономерности в движениях глаз при осмотре объекта.
Слева: тест-объект — фотография Нефертити; справа — траектории движения глаз при ее осмотре. (Из кн.: Демидов В. Е. Как мы видим то, что мы видим. М., 1979.)
2). Закономерные траектории осмотра формируются только при активном взаимодействии зрительных и двигательных компонентов в процессе обучения. В тех случаях, когда механизм активного осмотра объекта по каким-то причинам не сформирован, дефекты осмотра объекта проявляются наиболее отчетливо. Например, для слепорожденных детей, которые становятся зрячими после операции в 12–14 лет, видимый мир вначале лишен всякого смысла, знакомые предметы они узнают по-прежнему лишь на ощупь. Так, различие между квадратом и шестиугольником эти дети определяют путем напряженного подсчета количества углов, которые они нащупывают рукой, а петуха они путают с лошадью по той причине, что у обоих имеется хвост. Только после долгой тренировки у них развивается способность зрительно узнавать предметы [388].
Исследования также подтвердили значимость активного движения для развития осязательного восприятия.
Так, если предложить человеку определить форму невидимого предмета с помощью только пассивного осязания — водить предметом по коже испытуемого, то возникающий образ не будет соответствовать форме реального предмета. Если же человек имеет возможность активно осязать предмет, т. е. брать его, поворачивать, прикасаться к нему с разных сторон, то создается правильное отражение формы объекта [16].
Таким образом, движение присутствует при каждом акте восприятия. Еще И. М. Сеченов отмечал, что «перемещения чувствующих снарядов в пространстве… способствуют расчленению чувствования; затем движения дробят непрерывное ощущение на ряд отдельных актов с определенным началом и концом; наконец, косвенно служат соединительным звеном между качественно различными ощущениями» [239, с. 41], способствуя тем самым анализу и синтезу. Изначально процесс восприятия происходит путем последовательного двигательного анализа объекта. Дальнейшие его этапы вплоть до полного погружения недоступны прямому экспериментальному наблюдению. Только модели механизма внутренних преобразований, хорошо согласующие наблюдаемые особенности входа и выхода на разных этапах обучения, позволяют судить о развивающихся внутренних изменениях. Согласно одной из таких моделей, разработанных Р. М. Грановской [86], постепенное преобразование и свертывание двигательных компонент восприятия в процессе обучения можно представить следующим образом: последовательный анализ превращается в параллельный. Собственно двигательное перемещение воспринимающих систем относительно объекта замещается периодическим изменением их чувствительности, формируя структуру внутреннего эквивалента движения, которая и функционирует в дальнейшем, заменив собой двигательный анализ.
Обратная связь — существенное условие формирования адекватного образа. Если ее нет, то даже при наличии активного движения воспринимающего органа взаимосвязи между сигналами двигательного и других анализаторов не устанавливаются. Это хорошо продемонстрировал упомянутый эксперимент с котятами, но можно привести и более впечатляющие, например воздействие на восприятие разнообразных искажающих очков. Такие очки могут менять местами правую и левую, верхнюю и нижнюю части сетчаточного образа, при этом одна из частей может сжиматься, а другая расширяться. У человека, который наденет такие очки, соответственно исказится и наблюдаемая им картина окружающего мира. Если испытуемому не представлялась возможность практического взаимодействия с окружающей средой во время ношения очков, то его восприятие либо не перестраивалось вообще (оставалось неадекватным), либо перестройка была лишь незначительной. Но если человек активно взаимодействовал с окружающими объектами, то, как показали эксперименты Стрэттона [255] и других исследователей [337, 366], даже при ношении таких очков неискаженное восприятие мира у него может восстановиться. В том случае, когда испытуемые в искажающих очках лишались возможности совершать привычные действия по самообслуживанию, помещались в кресло, где не могли ни манипулировать с предметами, ни писать, ни читать, а при передвижении их всегда сопровождал экспериментатор, они продолжали видеть мир искаженным, например перевернутым.
Если же испытуемые, носившие такие очки, несмотря на трудности, продолжали заниматься обычной деятельностью, ходили по улицам, писали, то, хотя вначале их действия были крайне неудачны, постепенно они приспосабливались к искаженному восприятию и вслед за тем наступал момент, когда восприятие перестраивалось и они начинали правильно видеть мир. Например, когда Колер [366] поставил себя в положение испытуемого — четыре месяца носил очки с клиновидными линзами, то уже через шесть дней у него настолько восстановилась правильная координация движений, что он был способен кататься на лыжах. Интересно, что если испытуемому позволяли дотронуться до объекта еще до полного приспособления, то немедленно происходило восстановление нормального восприятия. Другим фактором, облегчавшим переход к правильному видению, являлось очевидное присутствие силы тяжести. Если испытуемому давали груз, подвешенный на нити, он правильно воспринимал положение этого груза относительно нити, несмотря на то, что остальные предметы оставались перевернутыми. И, наконец, еще один фактор — знакомство с объектом в прошлом — ускорял переход к правильному видению. Свеча, которая выглядела перевернутой, пока не горела, воспринималась правильно, как только ее зажигали.
Легко видеть, что и эти три фактора свидетельствуют об огромной роли обратной связи в формировании адекватного образа. Роль обратной связи в перестройке вое приятия убедительно раскрывается также в опытах Кил Патрика [368], по восприятию пространственных взаимоотношений в деформированных комнатах. Эти опыты заключались в демонстрации перед испытуемыми различных деформированных комнат, сконструированных так что при определенном положении наблюдателя они воспринимались как нормальные: получаемая от них на сетчатке конфигурация тождественна получаемой от обычных комнат. Чаще всего показывались комнаты, стены которых образуют острые и тупые углы. Наблюдатель, сидевший у смотрового отверстия, воспринимал тем не менее такую комнату как нормальную. На задней ее стене он видел маленькое и большое окна. В действительности же окна имели равные размеры, но вследствие того, что одна стена была расположена значительно ближе к наблюдателю, чем другая, ближнее окно казалось ему больше, чем дальнее. Если затем в обоих окнах появлялись знакомые лица, то наблюдатель бывал потрясен необъяснимым для него различием в размерах лиц, чудовищной величиной лица в ближнем окне.
Человек может, однако, постепенно научиться адекватно воспринимать такую комнату, если она служит объектом его практической деятельности. Так, если испытуемому предлагают бросать мяч в разные участки комнаты или вручают палку с разрешением прикасаться ею к стенам и углам комнаты, то сначала он не может точно выполнить указанные действия: его палка то неожиданно наталкивается на, казалось бы, далеко расположенную стену, то никак не может коснуться ближней стены, которая странным образом отступает. Постепенно действия становятся все более успешными, и человек обретает способность адекватно видеть действительную форму комнаты. Исследователей интересовала зависимость достижения адекватного восприятия от способа получения информации о деформациях, т. е. будет ли наблюдатель правильно воспринимать искаженную комнату, если ему предоставить возможность самому целесообразно действовать в ней, или наблюдать действия, совершаемые другими, или, наконец, просто сообщить ему сведения об истинной форме комнаты. Выяснилось, что в последнем случае перехода к верному восприятию не происходит. Вариант аналогичного эксперимента показан на рис. 3.
Рис. 3. «Волшебная комната» для создания иллюзий у наблюдателей.
Иллюзии наблюдателя: а — мальчик крупнее собаки; б — собака крупнее мальчика; в — истинное соотношение размеров мальчика и собаки; г — позиции наблюдателя, соответствующие иллюзиям а и б.
(Из кн.: Демидов В. Е. Как мы видим то, что мы видим. М., 1979.)
Действия по восприятию — Синоним
DR. КЕЛЛИ С. МЕЙЕР
КЛАСС
… Purestock/Purestock/Getty Images
Наши чувства работают вместе, чтобы помочь мозгу составить первое впечатление о нашем повседневном мире. Первоначальное ощущение объекта или человека дает основную информацию, которая может вызвать немедленную реакцию, но глубина информации, необходимая для принятия обоснованного решения, на первый взгляд может отсутствовать. Действия по восприятию помогают нам понять, как мы относимся к ситуации, и побуждают к более глубоким размышлениям. Обсуждение того, что происходит во время занятия, заряжает энергией и приносит обучение в жизнь.
Изучить эту статью
- Кто я?
- Вы видите то, что вижу я?
- Это не просто семантика
- Угадай лучше
1 Кто я?
Узнавая больше о том, как другие относятся к нам, становится легче узнать, как мы ведем себя в социальных ситуациях. Каждый участник этого занятия записывает слова и фразы, описывающие, кто он такой. Затем на новом листе бумаги он пишет только свое имя вверху и передает эту бумагу человеку рядом с собой. Затем каждый человек пишет слово или фразу, описывающую человека, чье имя указано в верхней части листа. Продолжайте передавать бумагу, пока она не вернется к указанному человеку. Пусть каждый сравнит то, что он написал о себе, с тем, что написали другие. Обсудите сходства и различия, обнаруженные людьми.
2 Вы видите то, что вижу я?
Каждый смотрит на людей через свою уникальную линзу. Восприятие дает нам способ направлять наше поведение и то, как мы относимся к другим. Выберите изображения разных типов людей, таких как учитель, ребенок, домработница, мужчина или пожилая женщина. Попросите небольшие группы написать рассказ о каждом человеке, изображенном на фотографиях. Соберите группу и попросите участников поделиться своими историями. Сравните различные представления и обсудите стереотипы и то, как первые впечатления могут формировать поведение и общение.
3 Это не просто семантика
Слова, которые мы используем при общении, определяют то, как мы ладим с другими. Непонимание часто возникает из-за различных мнений о значении слов. Разделите участников на небольшие группы и попросите их выбрать слово для определения, например, терпимость, расизм, родитель, сосед или несправедливость. Попросите каждого участника определить слово, выбранное их группой, а затем поделитесь своим определением. Попросите группы обсудить сходства и различия, а также последствия общения с незнакомыми людьми. Поделитесь частью работы в малых группах с большей группой и повторите обсуждение.
4 Угадайте лучше
Иногда предопределенное восприятие объекта может помешать нам распознать что-то отличное или уникальное. Соберите 10 предметов, таких как книга, шарф, ручка, степлер или часы. Опишите каждый пункт, не показывая его группе. Попросите участников идентифицировать объект на основе вашего описания. Создайте диаграмму, иллюстрирующую все предположения участников. Начните групповое обсуждение и попросите участников рассказать, что они думают об этой деятельности, как общение влияет на восприятие и как это можно применить к повседневному взаимодействию с другими.
Об авторе
Доктор Келли Мейер получила докторскую степень в Манкато штата Миннесота в области лидерства в образовании. Она является автором и соавтором 12 книг и работает консультантом по школьному и высшему образованию. Д-р Мейер является постоянным автором The Equity Network и работает в сфере образования более 30 лет. Имеет многочисленные публикации в Talico, Inc., DynaTEAM Consulting, Inc. и Kinect Education Group.
Связанные статьи
Как перспектива формирует восприятие — Брита М. Тилен
Брита Тилен занятия в классе 4 минуты
Сегодня я хочу поделиться классным заданием, которое я использовал как на уроках письма начального, так и на старшего уровня. Цель задания — помочь учащимся понять, как на их восприятие часто влияют внешние факторы, в частности доминирующие социальные сценарии. Вы можете подумать, разве студенты уже не знают об этом? , но по своему опыту я обнаружил, что студенты колледжей часто считают себя либо более объективными, чем они есть на самом деле, либо что они не подвержены влиянию господствующих дискурсов — что их взгляды и убеждения являются строго внутренними (честно говоря, я думаю, что мы все думаем так, по крайней мере, некоторое время).
Я обнаружил, что это упражнение позволяет продуктивно обсудить, как позиции студентов по дискуссионным вопросам — те, о которых мы просим студентов писать в своих работах, — формируются не в вакууме.Что это за деятельность?
Я так рада, что вы спросили.
Действие сосредоточено на музыкальном видео ниже на песню 2012 года «Пожалуйста, не…». (английский перевод) исполнителя KPop K.will. Впервые я увидел это видео — и KPop в целом — несколько лет назад моя тогдашняя коллега по магистратуре и соседка по комнате Кейтлин. Песня, что неудивительно, на корейском языке, что удобно, поскольку большинство моих учеников не говорят по-корейски и поэтому не отвлекаются на тексты, пытаясь использовать их для «декодирования» видео. (Однако, даже когда они это делают, это не имеет значения, потому что тексты песен не описывают напрямую сюжет видео.) Я хочу, чтобы студенты сосредоточили внимание на визуальное повествование рассказанное видео. Несмотря на то, что популярность KPop в США в последнее время возросла, эта песня достаточно старая, и я еще не встречал студента, который видел это видео.
Если вы еще не видели, приглашаю вас посмотреть прямо сейчас.
Удивлены? Если это так, вам могут понравиться дополнительные видео людей, которые смотрят его впервые. (Кстати, я тоже был удивлен.)
Инструкции к упражнению
Я обнаружил, что это задание может легко занять 50-минутный урок, если в него включено предметное обсуждение и написание размышлений (что я рекомендую).
Я начинаю упражнение с того, что прошу учащихся взять письменные принадлежности, пока я открываю видео. Затем я прошу, чтобы, если кто-то из студентов ранее видел это видео, ничего не говорили (но опять же, это еще не было проблемой). Затем я объясняю, что в этом упражнении мы будем практиковаться в следовании визуальному повествованию. В определенные моменты я ставлю видео на паузу и прошу их записать свои наблюдения и прогнозы. После того, как мы закончим, мы обсудим наши ответы.
Во время каждой паузы я прошу учащихся письменно ответить на два вопроса:
Как вы думаете, что происходит на этом видео (и почему)?
Как вы думаете, что будет дальше (и почему)?
(Убедитесь, что вы стоите лицом к своим ученикам в последние секунды видео. Уверяю вас, это того стоит.)
Если ваши ученики реагируют на это видео так же, как мои, они обычно выражают шок в конце ( это было верно даже для студентов, которые открыто идентифицировали себя как негетеросексуалы). Они настаивают на том, что их «обманули», заставив думать, что главный мужской персонаж (которого играет Со Ин Гук) влюблен в девушку (которую играет Ким Да Сом), а не в другого молодого человека (которого играет Ан Джэ- хён). Я прошу у них «доказательства», состоящие из документации, которую они сделали во время просмотра видео.
Они неизменно указывают на самые разные примеры.Итак, я говорю, мы еще раз посмотрим видео. Я прошу их задокументировать все, что они заметили, что они могли пропустить в первый раз, что указывало бы на отношения между двумя персонажами мужского пола (Примечание: на этот раз я не ставлю видео на паузу).
Посмотрев ролик во второй раз, возвращаемся к обсуждению. Я спрашиваю их, что они заметили на этот раз, и они шокированы тем, насколько другим кажется видео, узнав концовку. На самом деле они могут привести много примеров, свидетельствующих о романтической связи между Со Ин Гуком и персонажами Ан Джэ Хёна.
Я спрашиваю их, почему — почему, если было так много свидетельств, указывающих на одно родство, они предположили, что это другое? В какой-то момент студент предположит, что его приучили ожидать, что гетеросексуальные отношения будут представлены в поп-культуре. Это наблюдение, естественно, позволяет нам перейти к тому, как поп-культура (и другие господствующие точки зрения) формируют наши ожидания, заставляя нас видеть то, что мы ожидаем, а не то, что доказательства могут свидетельствовать об обратном*.
Затем я заканчиваю урок, заставляя студентов размышлять в письменной форме о «линзах» — таких как гетеросексуальность — которые могут повлиять на их восприятие. Мне нравится термин «линзы», потому что он предполагает что-то, что направляет наше зрение, а также что-то, что можно снять или отрегулировать. Я объясняю, что не прошу их отвергнуть эти линзы — некоторые из них могут быть глубоко укоренившимися ценностями — настолько, чтобы понять, что мы находятся под влиянием со стороны этих линз, и как исследователи (и, я полагаю, критически мыслящие люди) мы обязаны подвергать сомнению собственные первоначальные предположения.
В качестве домашнего задания я прошу учащихся написать короткую публикацию на доске онлайн-дискуссий, отражающую то, что они узнали из этого занятия, с возможностью поделиться любой из «линз», которые они описали в своем размышлении в конце урока. Эти сообщения продемонстрировали мне, что студенты многому учатся на этом занятии.