Эмоции человека
28.09.2011
Душевная жизнь человека наполнена множеством сменяющих друг друга разнообразных переживаний, таких как удивление, тревога, радость, стыд и др. Их называют эмоциями.
Эмоции человека — это особые психические явления, которые содержат в себе субъективную оценку значимости для человека событий, предметов, явлений и людей в форме переживаний. Эмоции позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире с точки зрения его значимости: полезности — вредности, важности — неважности. Следует особо подчеркнуть, что эмоциональная ориентировка, в отличие от рациональной, является гораздо более кратковременной (чаще всего мгновенной), непроизвольной, плохо осознаваемой, не требует специального обучения (то есть врожденная), возможна в условиях дефицита информации. Любая возникшая у человека эмоция выступает для него как жизненно важный внутренний сигнал, ориентирующий и направляющий его последующие мысли и действия.
В структуре эмоционального явления можно выделить три компонента:
- предмет,
- эмоциональное переживание,
- потребность (мотив).
Предмет эмоции представляет любое значимое для человека событие (явление), в связи с которым и по поводу которого возникает эмоциональное переживание. Это может быть оценка на экзамене, опоздание на работу, природное явление, чей-то поступок, собственная мысль и т.п. Такие значимые события и ситуации называются эмоциогенными. Они могут возникать стихийно или создаваться кем-то преднамеренно. Предмет определяет содержание эмоциональных переживаний. Однако человек далеко не всегда осознает предметное содержание своих эмоций.
Центральный компонент эмоционального явления представлен эмоциональным переживанием, то есть той субъективной реакцией, которая возникает при столкновении человека с эмоциогенной ситуацией: радость, недоумение, удивление, испуг и т. п. Эмоциональное переживание возникает непроизвольно и всегда осознается человеком. Оно в той или иной степени изменяет сознание и весь внутренний душевный мир человека (внимание, мышление, память, воображение, восприятие), а также его физиологические процессы (сердечно-сосудистые, дыхательные, пищеварительные и т.д.).
Потребность (мотив) составляет третий структурный компонент эмоционального явления. Она выступает как внутреннее психологическое основание (критерий) для эмоциональной оценки значимости чего-либо для человека. Значимость той или иной ситуации определяется тем, в какой мере связана она с актуальной потребностью (потребностями), препятствует или способствует ее удовлетворению. Значимость всегда задана потребностями. Поэтому при их отсутствии эмоции невозможны. Например, у голодного человека возникает множество связанных с этим эмоциональных переживаний, порождаемых соответствующими ситуациями. Однако те же самые ситуации сразу же перестают быть значимыми, как только пищевая потребность будет удовлетворена.
Функции эмоций
Эмоции являются очень важными психологическими инструментами обеспечения социального бытия человека. Именно поэтому они возникают и существуют у человека как необходимая сторона его душевной жизни. Эмоции выполняют следующие функции: оценочную, сигнальную, побудительную и коммуникативную, а также функцию воздействия на физиологические и познавательные процессы и др.
Первая и наиболее важная функция эмоций состоит в первичной оценке субъективной значимости для человека окружающих предметов, явлений, людей, событий, собственных мыслей, намерений, планов, решений, поступков, действий и т.д. Эмоции выступают для человека в роли внутреннего компаса, позволяющего быстро и надежно ориентироваться в многообразии жизненных событий и ситуаций, в людях и самом себе, в предметах и явлениях. Причем эмоциональные оценки представляются нам значительно более достоверными и личностно значимыми, чем интеллектуальные. Поэтому мы склонны доверять и подчиняться им. Например, всякий курильщик знает о вреде никотина, но продолжает курить. Это знание выступает для него как некая не касающаяся его абстракция. Для изменения отношения человека к курению необходимо, чтобы он эмоционально пережил его вред лично для себя.
Эмоции сигнализируют человеку о состоянии его потребностей. При актуализации нужды в чем-либо возникают соответствующие эмоциональные переживания (голода, жажды, интереса и т.д.), которые называются потребностными. В зависимости от состояния потребности они могут усиливаться, ослабляться, исчезать совсем, меняться на противоположные по знаку. Они составляют эмоциональную основу и субъективную форму существования потребностей.
Эмоции человека обладают также побудительными функциями, то есть выступают как довольно мощные источники активности. Причем побудительные возможности эмоций напрямую зависят от их силы и знака. Чем сильнее эмоция, тем большими побудительными возможностями она обладает. Для примера можно сравнить в этом отношении сильную и слабую боль, страх, стыд и любые другие эмоции. Направление активности определяется знаком эмоции. Положительные эмоции побуждают к действию по направленности к эмоциональной ситуации (на овладение, на сближение, на продление контакта и т.п.). Отрицательные эмоции обладают противоположными побудительными свойствами.
Эмоции оказывают очень сильное воздействие на физиологические функции человека, поскольку образуют совместно с ними единую психофизиологическую систему. Поэтому эмоции всегда сопровождаются большими или меньшими изменениями функций организма. Причем возможности эмоциональной регуляции физиологических функций очень велики и многообразны. Они могут изменяться в десятки и сотни раз в самом разном направлении: усиливаться, ослабляться вплоть до полного затухания (смерти), улучшаться, ухудшаться до патологии, ускоряться, замедляться и т.д. На эмоциональной основе возникает большинство болезней и преждевременное старение (или омоложение).
Аналогичное воздействие эмоции оказывают на сознание и все познавательные процессы человека: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание. Под влиянием эмоций их возможности и функциональные характеристики могут изменяться (улучшаться или ухудшаться) в десятки и сотни раз. Так, под влиянием сильного стресса человек может значительно хуже соображать, помнить, сосредоточивать внимание, снижать сознательный контроль над своими действиями. Благодаря эмоциональным механизмам работают творческое мышление и воображение. Эмоционально окрашенные события запоминаются значительно лучше, чем нейтральные. Эти функциональные особенности эмоций имеют важное практическое значение.
Эмоции человека являются внутренними психическими процессами. Однако они довольно хорошо выражаются вовне: в мимике, во взглядах, в действиях, в движениях, в жестах, в позе, в интонации (и других особенностях речи). Это позволяет понимать эмоциональные состояния других людей и более эффективно общаться с ними, что также является одной из функций эмоций.
Свойства эмоциональных переживаний
Эмоциональная жизнь человека отличается необычайным многообразием и неповторимостью сменяющих друг друга переживаний. Однако при всем многообразии любые эмоции характеризуются такими общими свойствами, как качественная окраска, знак, интенсивность и продолжительность.
Окраска эмоций — эта та качественная характеристика, которая придает своеобразие и неповторимость каждому переживанию. Она определяется характером лежащей в основе эмоции потребности. Каждая потребность сопровождается собственной, только ей присущей эмоциональной окраской. Например, пищевая потребность порождает один тип эмоциональной окраски, познавательная — другой, половая — третий. Соответственно и самих эмоций, в зависимости от окраски, столько же, сколько и потребностей. Эмоциональную окраску невозможно передать словами — ее надо пережить.
Знак эмоций соответствует тому, в какой мере они субъективно приятны или неприятны. Он является субъективным показателем полезности — вредности соответствующей эмоциогенной ситуации. В зависимости от знака различают положительные, отрицательные и двойственные (амбивалентные) эмоции. Положительные эмоции свидетельствуют о полезности для человека ситуации или события. Они возникают при удовлетворении потребностей или в ситуациях, способствующих этому. Положительные эмоции сами по себе весьма благотворны для человека. Отсюда наше стремление к удовольствию. Отрицательные эмоции, переживаемые как неудовольствие, говорят о вредности для человека соответствующих ситуаций или событий. Они возникают при длительном неудовлетворении потребностей или в ситуациях, препятствующих этому. Отрицательные эмоции и сами по себе неблаготворны для человека. Они побуждают к действиям, направленным на устранение, преодоление или выход из соответствующих ситуаций. Двойственные эмоции совмещают в себе в определенном соотношении положительные и отрицательные переживания. Они свидетельствуют о сложности и противоречивости отношений человека с окружающим миром.
Интенсивность эмоций человека — это их количественная характеристика. Она определяется двумя факторами: степенью неудовлетворенности соответствующей потребности и степенью неожиданности (непредвиденности) обстоятельств, влияющих на ее удовлетворение. Закономерность здесь такова: чем сильнее потребность и чем непредвиденнее для субъекта условия, способствующие или препятствующие ее удовлетворению, тем сильнее в этой ситуации эмоциональное переживание. Именно через эти факторы можно целенаправленно управлять эмоциональными реакциями человека, то есть содействовать их усилению или ослаблению. В зависимости от интенсивности можно выделить огромное разнообразие эмоций, начиная от едва заметного и плохо осознаваемого эмоционального тона ощущений и заканчивая сильнейшими, кратковременными, бурно протекающими, неконтролируемыми и неуправляемыми аффектами.
Длительность является временной характеристикой эмоций человека. Она зависит от продолжительности контакта (реального или мысленного) человека с эмоциогенной ситуацией и от времени, на протяжении которого соответствующая потребность находится в состоянии неудовлетворения. Через эти факторы можно преднамеренно изменять продолжительность эмоций, то есть содействовать их удлинению или укорочению. В зависимости от времени протекания существует бесконечное множество эмоций, начиная от предельно кратковременных аффективных реакций (не более долей секунды) и заканчивая очень продолжительными эмоциональными состояниями, растянутыми на многие дни. Примером может служить настроение.
Основные виды и формы
Учитывая названные свойства, теоретически можно выделить бесчисленное множество разнообразных видов и форм эмоций. Однако известны и достаточно хорошо описаны лишь некоторые из них. Например, американский психолог К. Изард выделил целый ряд фундаментальных эмоций.
- Интерес-возбуждение переживается как чувство захваченности и любопытства по отношению к чему-то или кому-то, как желание исследовать, узнать, расширить свой кругозор, вмешаться в события. Выступает как достаточно сильный и эффективный мотив соответствующей по содержанию деятельности, особенно познавательной.
- Противоположной интересу является эмоция скуки. Она возникает в ситуациях однообразия и монотонии.
- Удивление довольно близко к эмоции интереса. Возникает в аналогичных ситуациях новизны, необычности и противоречивости. Однако является довольно быстротечной эмоцией. Выступает как сильный познавательный мотив, побуждающий к соответствующим действия: выяснить, узнать, уточнить, удостовериться и т.п.
- Эмоция радости возникает в ситуациях реализации основных личностных потребностей и возможностей человека. Переживается как состояние удовольствия и наслаждения жизнью, как чувство удовлетворенности собой, другими людьми и окружающим миром. Часто сопровождается ощущением прилива сил, расширения возможностей и оптимизма.
- Эмоция страдания по знаку противоположна эмоции радости. Она может переживаться как состояние уныния, пассивности, упадка духа, обескураженности, одиночества, депрессии, а в предельно острой форме — горя. Возникает в ситуациях депривации (лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения) основных жизненных потребностей, мотивов и устремлений личности, при утрате близких людей. Страдание имеет очень серьезные последствия для человека и является одним из важнейших условий духовного развития.
- Эмоция гнева возникает в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемых жизненных целей, а также в ситуациях, ограничивающих возможности самореализации. Среди причин гнева может быть личное оскорбление и унижение человека или его близких, обман, шантаж, разрушение состояния радости, надругательство над идеалами и светлыми ценностями и т.п. Гнев порождает прилив сил и неодолимое желание расправиться с обидчиком. Сильный гнев может перерасти в состояние ярости и аффекта. В этом случае человек теряет самоконтроль и возможность сознательно управлять своими действиями. Сила гнева зависит от степени неожиданности возникновения порождающих его причин, а также от значимости ущемленных личностных потребностей, отношений и ценностей.
- Эмоция стыда возникает в ситуациях, когда субъект обнаруживает несоответствие своих поступков, взглядов, мыслей, желаний, личностных качеств, отношений, особенностей внешнего облика, социальных характеристик разделяемым им самим нравственно-эстетическим нормам. Особенно остро это переживается на фоне сравнения себя с другими (большинством других, значимых других). При этом субъект ощущает себя плохим, никчемным, беспомощным, маленьким, слабым, никуда не годным, недостойным, глупым, непривлекательным, неудачником и т.п. Ему кажется, что все видят его недостатки и презирают его. Поэтому он испытывает острое желание уединиться, исчезнуть, «провалиться сквозь землю». Легкая форма стыда представляется как состояние застенчивости. Стыд парализует работу интеллекта, оказывает сильное влияние на действия и поступки человека, захватывает сознание, активизирует защитные механизмы личности. Преодоление стыда и достойный выход из соответствующего жизненного положения — сложные личностные проблемы.
- Противоположной стыду является эмоция гордости. Она возникает в ситуациях, когда человек оказывается на высоте нравственно-эстетических требований. Он переживает свою значительность, важность, достойность, ценность и т.п. и стремится продемонстрировать все это другим людям. На основе эмоций стыда и гордости происходит развитие устойчивого отношения к себе.
- Эмоция отвращения возникает по отношению к объектам, явлениям или людям, в значительной степени не соответствующим нравственно-эстетическим требованиям субъекта. Они воспринимаются как уродливые, отвратительные, омерзительные и т.п. Это могут быть поступки, мысли и желания людей, конкретные предметы, продукты деятельности и др. Эмоция отвращения порождает желание изменить соответствующий объект (улучшить, усовершенствовать), уничтожить его или дистанцироваться от него.
- Эмоция презрения по своей сущности соответствует эмоции отвращения. Однако возникает она только по отношению к людям, когда их поведение, мысли, поступки или какие-то личностные качества не соответствуют нравственным требованиям субъекта. При этом он испытывает чувство превосходства, гордости и желание отстраниться от презираемого лица или группы лиц.
- Эмоция вины возникает в ситуациях, когда человек осознает свою причастность или ответственность за ущерб, страдания, неудачи, неудобства и невзгоды других людей. При этом он испытывает чувство раскаяния и осуждения самого себя (не успел, не смог, не предупредил, смалодушничал и т. п.), желание искупить свою вину (помочь пострадавшему, попросить прощения, объясниться). Способность взять на себя ответственность за собственные поступки, пережить чувство вины и искупить вину является одним из важнейших критериев личностной зрелости.
- Эмоция страха возникает в ситуациях опасности и угрозы физическому или личностному существованию человека. В зависимости от степени этой угрозы она может переживаться как состояние неуверенности, тревоги, предчувствия беды, незащищенности, опасности, сильного ужаса, переходящего в неконтролируемый аффект. Способность преодолеть свой страх расценивается как сила и смелость человека.
Каждый человек имеет свой неповторимый эмоциональный склад. Это выражается, в частности, в склонности к определенным эмоциям. В зависимости от эмоциональной предпочтительности можно выделить эмоциональные типы личности.
Ключевые слова: Эмоции
Источник: Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Материалы по теме |
---|
Развитие эмоциональности подростка Александрова Ю.В., Возрастная психология |
Развитие эмоций и чувств Ефимова Н.С., Основы общей психологии |
Периферическая теория эмоций Шадриков В.Д., От индивида к индивидуальности |
Общая характеристика эмоций . .. |
Эмоции, сопровождающие переживание чувства зависти Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014 |
Эмоциональный стресс Исаев Д.Н. — Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у… |
Физиологические теории эмоций Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
Общие закономерности эмоций и чувств Еникеев М.И., Общая и социальная психология |
Психолог Арлеанская рассказала, какие эмоции разрушают вашу психику
- Образ жизни
Как научиться понимать себя? Какие эмоции можно назвать опасными и как они могут разрушить нас изнутри? Можно ли научиться слышать свои настоящие, истинные чувства? Отвечают эксперты.
28 июля 2022
- Источник:
- IStockphoto
Есть эмоции, которые способны всерьез разрушить здоровье и психику. Почему они появляются и какие именно наиболее опасны? Объясняют психологи.
Терпение к себе
Самые опасные эмоции
— Самые опасные эмоции — это те, что направлены на разрушение самого себя, — считает психолог Алена Арлеанская. — Это побочный продукт в системе жизнедеятельности, так же как после переработки бензина — выхлопные газы.
Негативные эмоции, направленные на сам объект, могут полностью разрушить его, предупреждает эксперт.
— Эти эмоции могут ввести человека даже в обездвиженное состояние, депрессию, выгорание или противоположную — агрессию, — говорит нейропсихолог. — А дальше уже включается химический процесс — и человек привыкает к такому состоянию, постоянно туда возвращается, только уже с увеличением дозы.
Избавиться от побочного продукта мы не можем, эмоции — это часть нашей жизни, признает психолог.
— Мы можем только грамотно научиться их использовать и управлять, — считает Алена Арлеанская. — Для этого необходимо понимать природу этого явления. Негативные эмоции можно нейтрализовать только терпением к самому себе. Выплеск накопленного напряжения лучше всего убирается в спортзале, во всевозможных хобби, где есть переключение внимания и разгрузка нейросвязей головного мозга.
«Все мы родом из детства»
— Эмоции — это психическая реакция человека на конкретную ситуацию, в которой он находится, — рассказывает «Доктору Питеру» психолог Николай Изотов. — Считается, что изначально они появляются как необходимость обеспечения связи между матерью и ребенком. Младенец полностью зависит от матери — она для него носитель всех когнитивных, социальных и физиологических навыков, необходимых для выживания. И именно мать отражает реакции ребенка — перерабатывает их и контейнирует.
Схема «контейнер — содержимое» — основа любых человеческих взаимоотношений, отмечает эксперт.
— Например, младенец плачет — он голоден, но еще не способен осознать это. У него есть только чувство сильнейшего дискомфорта, — приводит пример Николай Изотов. — Мать преобразовывает тяжелые переживания ребенка (кормя его, спокойно разговаривая с ним) в утешение. Она трансформирует чувства малыша. Таким образом, ребенок может теперь интроецировать (заимствовать) эмоциональные переживания, модифицированные и смягченные — воспринимать приходящее извне как происходящее из него самого.
Именно через отношения с матерью или другим значимым взрослым у ребенка формируется структура своего собственного мыслительного аппарата, который позволяет ему быть все более и более независимым. И со временем ребенок приобретет способность осуществлять функцию контейнирования самостоятельно, уточняет эксперт.
— Если эта способность не развита, во взрослом возрасте у человека это может вылиться в невозможность осознания своих истинных чувств, эмоций и переживаний. И такое непонимание самого себя — это, наверное, самое страшное для нашей психики, — считает психолог Николай Изотов.
Читайте также
Что вы сейчас чувствуете?
— Для нашего удобства мы обычно разделяем эмоции на положительные и отрицательные. Но не стоит забывать, что любая эмоция (например, радость, страх) может быть и позитивной, и негативной — в зависимости от того, насколько она помогает или мешает человеку адаптироваться в определенной ситуации, — говорит психолог. — Важно, чтобы он сам это осознавал.
Если задать человеку вопрос: «Что вы сейчас чувствуете?», то он скорее скажет о том, что думает или о своем состоянии, обращает внимание эксперт.
Но понять, что же человек чувствует на самом деле, и разобраться в эмоциях вполне реально — как с помощью специалиста, так и самостоятельно.
— С этой целью можно воспользоваться техникой терапевтического монолога, — советует Николай Изотов. — Суть ее заключается в проговаривании своих мыслей и чувств в данный конкретный момент. Она может быть использована в ситуациях психического напряжения — когда вас одолевают страх, тревога, волнение, или если вы испытываете негативные эмоции, но не можете о них никому сказать.
Автор текста:Анна Майская
Насколько универсальны наши эмоции?
Нет ничего лучше миграции, чтобы показать, как вещи, которые кажутся естественными, могут быть артефактами культуры. Когда я покинул Индию, чтобы поступить в колледж в Англии, я с удивлением обнаружил, что ущипнуть себя за кадык не означает, как я думал везде, «на мою честь». Я научился ожидать только насмешки при наклонах головы из стороны в сторону, которыми я выражал степень согласия или несогласия, и приучил себя придерживаться аристотелевской бинарной системы кивков и покачиваний.
Примерно в то же время я также узнал — из британской версии «Офиса», — что слово «съеживаться» может быть прилагательным, как во фразе « так что съеживаться». Оказалось, что существует немецкое слово для обозначения чувства, вдохновленного Дэвидом Брентом, заставляющим съеживаться боссом, которого играет Рикки Жерве в сериале: Fremdschämen — смущение, которое испытываешь, когда другие люди, возможно, по незнанию, смущают себя. Может быть, обладая этими словами — «съежиться», Fremdschämen — только дал мне ярлыки для чувства, которое я уже хорошо знал. Или, может быть, изучение слов и умение определять чувства были частью одного и того же процесса. Может быть, не только мой словарный запас, но и мой эмоциональный диапазон был расширен в те первые месяцы в Англии.
У многих мигрантов есть такая история. В книге «Между нами: как культуры создают эмоции» (Нортон) голландский психолог Батья Мескита описывает свое недоумение перед приездом в Соединенные Штаты по поводу использования английского слова «дистресс». Был ли он «ближе к голландскому angst («беспокойство/страх»), — задавалась она вопросом, — или ближе к голландскому verdriet/wanhoop («печаль/отчаяние»)?» Ей потребовалось время, чтобы почувствовать себя как дома при этом слове: «Теперь я больше не рисую пробел, когда используется это слово. Я знаю и , когда ощущается страдание, и то, что может ощущаться при переживании страданий. Бедствие стало для меня «эмоцией».
Для Мескиты это пример более широкой, упускаемой из виду реальности: эмоции — это не просто естественные подъемы нашей психики — это конструкции, которые мы наследуем от наших сообществ. Она призывает нас выйти за рамки работы более ранних исследователей, которые стремились определить небольшой набор «запрограммированных» эмоций, которые были универсальными и, предположительно, эволюционно адаптивными. (Обычные кандидаты: гнев, страх, отвращение, удивление, счастье, печаль.) Сама Мескита однажды признала, что, как она пишет, «эмоциональная жизнь людей различна, но сами эмоции одинаковы». Ее исследование изначально искало различия в другом: в языке эмоций, в формах и интенсивности их выражения, в их социальном значении.
Однако со временем ее убежденность начала ослабевать. «Что бы это значило, если бы эмоции были одинаковыми?» она спрашивает. Работая с турецкими и суринамскими иммигрантами в Нидерландах, а позже сама будучи иммигранткой в Соединенных Штатах, она пришла к выводу, что идея культурно инвариантного ядра базовых эмоций была скорее идеологией, чем научной истиной. Во-первых, отмечает Мескита, «не во всех языках есть слово для обозначения самой эмоции».
Как насчет слов для обозначения определенных чувств? «Если бы мы нашли слова для гнев , страх , печаль и счастье везде, — пишет она, — это может быть признаком того, что язык «разрезает природу по суставам». Эта последняя фраза, столь любимая философами, перекликается с линия в «Федре» Платона. Он выражает надежду на то, что наши человеческие понятия соответствуют чему-то «вовне», естественным видам, которые существуют независимо от того, что мы о них думаем или говорим. Биолог Эрнст Майр считал, что концепции видов в биологии соединяются таким образом. На него произвел впечатление тот факт, что «туземцы каменного века в горах Новой Гвинеи признают за виды точно такие же сущности природы, как и западный ученый». Являются ли «гнев» и «страх» похожими на приведенные Майром примеры синиц и малиновок?
Здесь Мескита, присоединившись к своему бывшему соавтору Лизе Фельдман Барретт и другим современным конструкционистам, использует лингвистические данные, чтобы подорвать универсалистский взгляд на эмоции. В японском языке, отмечает Мескита, есть одно слово haji , означающее одновременно «стыд» и «смущение»; на самом деле, многие языки (включая мой родной язык, тамильский) не делают такого различия. Слово бедуинов хашам означает не только стыд и смущение, но также застенчивость и респектабельность. У илонготов Филиппин есть слово, betang , что касается всего этого, а также благоговения и послушания.
Становится хуже. По словам Мескиты, «на китайском языке нет хорошего перевода слова «самоуважение». Она говорит нам, что носители лугандского языка в Восточной Африке «используют одно и то же слово, okusunguwala , для «гнева» и «печали». до амаэ: «полная зависимость от заботливой снисходительности опекуна». Когда японский психоаналитик Такео Дои рассказал своему коллеге об этой необъяснимой лакуне, тот воскликнул: «Да ведь это делает даже щенок». Мескита заключает, что «языки очень по-разному организуют область и производят как разные виды, так и разное количество различий».
В книге Мескиты жители Запада поддались способу мышления, достаточно распространенному, чтобы стать героем фильма Pixar. В «Головоломке» маленькая девочка Райли показана с разумом, населенным пятью эмоциями — Радостью, Печалью, Страхом, Отвращением и Гневом, — каждой из которых назначен аватар. Гнев, конечно, красный. Горячий разговор между Райли и ее родителями представлен в виде активации одинаковых красных фигур у каждого из них. «Головоломка» с некоторым визуальным чутьем передает то, что Мескита называет «девяткой».0005 ШАХТА модель эмоций, модель, в которой эмоции являются «Ментальными, ВНУТРИ человека и Эссенциалистскими», т. е. всегда обладающими одними и теми же свойствами.
В отрывке, где она излагает свои методы работы, она рассказывает нам о некоторых эмпирических результатах, которые ее озадачили. Когда ее попросили перечислить «слова для эмоций», ее респонденты из турецких и суринамских семей были особенно склонны перечислять слова, относящиеся к поведению. И поэтому слова «смех» появлялись чаще, чем «радость», а «плач» — чаще, чем «грусть». Некоторые мыслительные термины для «кричать» и «помощь» были эмоциональными словами. Все это установило для Мескиты, что «культурные различия выходят за рамки семантики»; что эмоции живут «между» людьми, а не «внутри»» 9.0003
Мескита хочет, чтобы мы рассмотрели эту альтернативную модель. Вместо того, чтобы рассматривать эмоции как ментальные и «внутренние», возможно, нам следует понимать их «как действия, происходящие между людьми: действия, которые приспосабливаются к текущей ситуации», а не «как психические состояния внутри человека». Вместо того, чтобы рассматривать эмоции как завещанные биологией, мы могли бы рассматривать их как приобретенные: «внушенные нам нашими родителями и другими культурными агентами» или «обусловленные повторяющимся опытом в наших культурах». В этой модели эмоций они находятся «вне личности, связаны с отношениями и расположены» — 9.0005 НАШ .
Для Мескиты модель эмоций MINE естественно сочетается с индивидуалистической ориентацией Запада, в то время как «глобально более распространенная» модель OURS принадлежит коллективистскому подходу незападных, неиндустриальных обществ. Как и следовало ожидать, контраст очень не в пользу Запада. Японские спортсмены, опрошенные после соревнований, «сообщили о гораздо большем количестве эмоций в контексте отношений» по сравнению с американскими спортсменами. Западные общества, размещая эмоции внутри, а не снаружи, затруднили понимание, не говоря уже о том, чтобы сочувствовать другим способам испытывать или «делать» эмоции.
Одной из причин, по которой люди сопротивляются представлению о том, что эмоции могут быть разными в разных культурах, Мескита признает, является стремление к инклюзивности: беспокоит то, что «говорить, что люди из других групп или культур имеют разные эмоции, равносильно отрицанию их человечности. ” Наоборот, утверждает она: упорство в культурной неизменности имеет тенденцию к исключению. Модель MINE , затемняя незападные способы говорить об эмоциях и понимать их, в конечном итоге подразумевает, что то, что есть у незападных людей, на самом деле должно быть чем-то иным, чем эмоции. И поэтому инклюзивисты, утверждает она, заканчивают тем, что относятся к тем, кто отличается, как к нечеловеческим. Она считает, что только признавая, что эмоции культурно специфичны, мы можем по-настоящему понять людей, с которыми мы делим эту планету. Соответственно, она предлагает рецепт: «Не думайте, что человек, который ведет себя не так, как вы ожидаете, подавляет свои подлинные, настоящие эмоции. Просить.»
Критическая тенденция, которую представляет книга Мескиты, бросила длинную тень на интеллектуальную культуру Запада в прошлом столетии. Там, где мы наивно полагали человеческие универсалии, критики — антропологи, философы, а теперь, кажется, и психологи — призывают нас видеть многообразие, относительность, «несоизмеримость парадигм» и «радикальную инаковость». Перевод между эмоциональными лексиконами разных языков, который мы считали повседневным занятием, кажется невыполнимой задачей. Даже наши самые глубокие чувства не освобождаются от формирующей руки языка и условностей.
Психологические исследования Мескиты, как и более ранние работы по антропологии и социолингвистике, на которые она опирается, явно нацелены на то, чтобы ниспровергнуть ортодоксальные теории эмоций, как академические теории, так и «народную теорию», которая подразумевается в том, как мы говорим о наших эмоциях. А там это что-то напутали в тех теориях. Просто такие конструкционисты, как Мескита, плененные своей теорией, могут предлагать неверный диагноз и неверный курс лечения.
Начните с ее парада социолингвистических примеров. Интерпретация их Мескитой соответствует тому, что в подобных случаях было названо «лексической ошибкой». Что мы должны вынести из того факта, что в другом языке нет других слов для обозначения стыда и смущения? Что его говорящие не могут знать, какие ситуации требуют каких эмоций? Превращается ли мое смущение из-за расстегнутой молнии в стыд, когда я нахожусь рядом с другими говорящими на тамильском языке? Мой стыд из-за того, что я забыл о дне рождения моей матери, превратился в смущение? Если уж на то пошло, все ли мои английские друзья твердо понимают это различие? (Попробуйте сделать это сами. )
В английском есть одно слово для обозначения тоски по дому. Как и немецкий ( Heimweh ). А французского нет. Делает ли это боль французского эмигранта от недопеченного круассана менее острой, чем боль англичанина в Нью-Йорке перед чашкой теплого чая?
Мескита много говорит о том, что у Луганды есть одно слово, обозначающее гнев и печаль. Разве английский термин «расстроен» не имеет такого же диапазона? (Носители луганды оспаривают ее рассказ и отмечают, что язык легко отмечает различие между ними.) Английское слово «скромность» охватывает почти тот же диапазон, что и у бедуинов.0005 hasham , и умный переводчик может найти способы заставить нас увидеть диапазон илонготского betang , который можно использовать для обозначения «Я недостоин!» чувство застенчивости или подчинения. Практика перевода, осуществляемая ежедневно миллионами мигрантов, рассказывающих о своем опыте, должна дать нам больше надежды на то, что мы можем сказать словами, которые у нас есть.
Почему у нас есть эмоции?
Согласно Чарльзу Дарвину, известному своей революционной теорией эволюции и естественного отбора, у людей и животных развилось небольшое количество основных универсальных эмоций, потому что эмоции помогают нам выживать.
Дарвин наиболее известен своими двумя книгами, в которых изложена его теория эволюции ( «Происхождение видов» и «Происхождение человека »). Многие не знают, что он также написал третью книгу об эволюции, посвященную эмоциям. Третья книга Дарвина называлась «Выражение эмоций у человека и животных» и была опубликована в 1872 году. Это связано с тем, что люди, обладающие этими чертами, с большей вероятностью выживут, чтобы иметь детей, которые, в свою очередь, проживут достаточно долго, чтобы иметь собственных детей (и, таким образом, передадут эти черты своим детям через свои гены).
В своей третьей книге Дарвин предположил, что эмоции могли развиться у людей, потому что они приносят пользу выживанию.
Эмоции могли развиться как реакция на базовые потребности выживания и размножения. Например, чувство страха может привести к тому, что люди убегут от опасности (поэтому у них больше шансов выжить). Чувство отвращения может привести к тому, что люди выплюнут кислые или горькие продукты (которые, скорее всего, содержат токсины). Следовательно, люди, которые испытывают эти эмоции, с большей вероятностью проживут достаточно долго, чтобы произвести больше детей (потому что они не умирают от отравления или хищников). Если есть гены, которые предрасполагают людей к чувству отвращения или страха, они станут более многочисленными в популяции, поскольку выживет больше людей с этими генами, чем без них.
Реакция страха включает в себя несколько различных тенденций действия. Когда вы напуганы, вы можете сделать одну из четырех вещей:
- Драться: Вы можете приблизиться к угрозе и попытаться бороться с ней или одолеть ее,
- Рейс: Вы можете убежать (убежать), чтобы избежать угрозы,
- Олененок: Вы можете искать других для утешения, уверенности или помощи
- Заморозка: Вы можете перестать двигаться (проще говоря, вы можете перестать говорить или диссоциировать/вести себя так, как будто вас нет).
Любая из этих реакций повышает вероятность того, что вы переживете угрозу и доживете до рождения большего количества детей с реакцией страха.
Дарвин предложил несколько идей о человеческих эмоциях. Позже они легли в основу современных теорий эмоций. Некоторые из ключевых идей перечислены ниже.
1. Существует небольшое количество универсальных человеческих эмоций.
Под «универсальным» Дарвин имел в виду, что одни и те же эмоции присутствуют во всех обществах, у людей всех возрастов, со всех разных континентов, как у мужчин, так и у женщин. У всех одинаковый базовый опыт эмоций.
Базовая эмоция страха
Источник: Лицензия: Attribution-NonCommercial 4.0 International (CC BY-NC 4.0), Wellcome Collection
Различные теоретики эмоций имеют разные представления о том, какие эмоции являются основными и универсальными. Возможно, наиболее общепринятым набором эмоций являются шесть основных эмоций Пола Экмана: радость, гнев, печаль, страх, отвращение и удивление.
2. Эти универсальные эмоции имеют генетическую основу.
Основа для переживания и выражения этих эмоций закодирована в ДНК человека, которая передается от родителей к детям. То есть эмоции закодированы в генах, а не чему-то, чему мы научились из окружающей среды в младенчестве или детстве.
3. Эмоции связывают внутренние состояния с движениями тела.
Подумайте о приведенных выше примерах. Страх приводит к побегу или сокрытию (приспособительное действие). Отвращение приводит к выплевыванию кислой или горькой пищи. Такие движения тела, связанные с определенными эмоциями, побуждают людей предпринимать определенные действия, повышающие их шансы на выживание.
4. Выражение эмоций служит коммуникативной функции, обеспечивающей выживание.
Дети обычно не говорят бегло до 2-3 лет, но могут выражать свои эмоции (гнев, страх, печаль) с самого раннего возраста, что способствует выживанию. Эмоции как коммуникативная система (страх = «есть опасность!», отвращение = «эта еда плохая», счастье = «все безопасно») могут предшествовать языку как коммуникативной системе.