Акцентуации характера. Классификация и расшифровка
Акцентуация — это какая-то слишком выраженная черта характера человека, которая не является патологией, но находится на верхней границе нормы. Ярко выраженные черты могут проявляться не каждый день, а в отдельных стрессовых ситуациях. Иногда же они настолько укоренены в характере, что могут влиять на повседневную жизнь. Все зависит от степени выраженности той или иной акцентуации. Если черта характера слишком ярко выражена и имеет длительное время проявления, например, в неблагоприятных жизненных условиях, то это может привести к психопатии. Отечественный психолог Петр Борисович Ганнушкин выделял три параметра, по которым можно отличить акцентуацию от психопатии: • если черта характера стабильна и долговременна. Например, почти не меняется в период взросления. Зачастую гипертрофированные черты меняются после подросткового периода, а затем становятся все меньше и меньше. Если это действительно так, то эту акцентуацию не стоит называть патологией.
Акцентуации личности как факторы, влияющие на нарушение социализации подростков // Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии
‘; for (var i = 0; i101
Аннотация
Научный руководитель – Делибалт В. В.
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Фейзуханова Р.Г. Акцентуации личности как факторы, влияющие на нарушение социализации подростков [Электронный ресурс] // Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/icjp_2011/contents/41818 (дата обращения: 30.06.2023)
Фрагмент статьи
На сегодняшний день значительное место среди всех правонарушений занимают преступления, совершенные несовершеннолетними. Данные факторы свидетельствует о большом проценте нарушения социализации детей и подростков.
Акцентуации характера, наряду с различными нервно-психическими отклонениями и нарушениями могут выступать в качестве психобиологических предпосылок социального поведения, затрудняя социальную адаптацию детей и подростков.
На наш взгляд, важнейший этап социализации происходит именно в подростковом возрасте, так как именно в этот период жизни человек становится на путь осознания всех важнейших жизненных принципов, складывается мировоззрение. Результат социализации ребенка определяется присвоением социальных норм и ценностей в ходе взаимодействия с другими людьми. Наиболее важными в этом процессе являются личность подростки и его индивидуально-психологические особенности.
Полный текст
На сегодняшний день значительное место среди всех правонарушений занимают преступления, совершенные несовершеннолетними. Данные факторы свидетельствует о большом проценте нарушения социализации детей и подростков.
Акцентуации характера, наряду с различными нервно-психическими отклонениями и нарушениями могут выступать в качестве психобиологических предпосылок социального поведения, затрудняя социальную адаптацию детей и подростков.
На наш взгляд, важнейший этап социализации происходит именно в подростковом возрасте, так как именно в этот период жизни человек становится на путь осознания всех важнейших жизненных принципов, складывается мировоззрение. Результат социализации ребенка определяется присвоением социальных норм и ценностей в ходе взаимодействия с другими людьми. Наиболее важными в этом процессе являются личность подростки и его индивидуально-психологические особенности.
Объект исследования: особенности социализации подростков.
Предмет исследования: акцентуированные черты личности подростка.
Цель исследования: рассмотреть психологические механизмы влияния акцентуации личности на особенности социализации в подростковом возрасте.
Задачи:
Рассмотреть специфику нарушения социализации у подростков.
Выявить особенности акцентуированных черт личности подростка.
Определить влияние акцентуаций личности на отклонения в поведении подростка.
Гипотеза исследования: наиболее высокий уровень нарушения социализации наблюдается у акцентуированных подростков.
В ходе корреляционного анализа была выявлена связь между гипертимностью как чертой личности и негативным опытом, при этом корреляция отрицательная (-0,45890), т.е. чем выше показатель по шкале гипертимность, тем ниже негативный личный опыт испытуемых, и наоборот. На наш взгляд это свидетельствует о том, что такие черты личности как повышенное настроение, общительность, энергичность, гибкость способствуют восприятию происходящего как нейтрального или позитивного, не носящего негативный оттенок. Была обнаружена отрицательная корреляция между экзальтированным типом личности и склонностью к делинквентному поведению (-0,53128), другими словами, чем выше показатели по шкале «Экзальтированность», тем ниже показатели, отвечающие за тенденцию к правонарушениям. Это говорит о том, что такие черты характера как чувствительность, эмпатия являются сдерживающим фактором от деликтов. Обнаружена корреляция между шкалой «Застревание» и завуалированной жестокостью (0,49543). Между тем не было выявлено корреляции между «Застреванием» и другими формами агрессивного поведения (шкала «Открытая жестокость» и «Склонность к агрессии и насилию»). Это свидетельствует о предрасположенности данного типа акцентуированной личности к проявлению агрессии именно в скрытой форме без явной выраженности. Корреляция между шкалами «Демонстративность» и «Волевой контроль эмоциональных реакций» (0,39133) свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать проявления эмоциональных реакций у подростков с демонстративными чертами характера. Одна из наиболее сильных (0,55504) и достоверных (0,001455) связей прослеживается по параметрам «Возбудимость» и «Волевой контроль». Можно предположить, что подростки с возбудимым типом личности скорее нарушат установленные обществом нормы и правила, совершат противоправные деяния, нежели проявят конформность в поведении. Сниженный контроль эмоциональных реакций не позволяет подавлять агрессивные проявления личности.
Возбудимый тип подразумевает реагирование на раздражающие факторы насильственным путем. Это подтверждается и другими данными. Так, у подростков с выраженной склонностью к агрессии и насилию, и склонностью к аддиктивному поведению также обнаружена акцентуация по шкале «Возбудимость». На основании полученных результатов, мы можем предположить, что подростком с акцентуацией личности по типу возбуждения свойственен агрессивный паттерн поведения, проявляющийся в форме насильственных действий, направленных как на других членов общества, так и на себя, в частности: употребление ПАВ, самоповреждающих действиях. Также это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.
Значительные различия в средних показателях по группам были выявлены в выраженности акцентуаций по шкалам: циклотимность, тревожность, возбудимость. Это говорит о том, что подросткам экспериментальной группы более характерна (19) постоянная неустойчивость настроения, эмоций, привязанности, нестандартное отношение к миру, субъективность оценок в отличие от подростков, не имеющих отклонений в поведении (14). Кроме того, в экспериментальной группе уровень тревожности немного выше, чем в группе нормы (11,9 и 7,4 соответственно).
Возможно это связано с тем, что подросткам с отклоняющимся поведением в большей мере свойственна тревога как личностная черта и они воспринимают мир как угрожающую среду. Учитывая что присущие возбудимому типу акцентуации больше выражены у подростков экспериментальной группы (15,2), чем у несовершеннолетних группы нормы (10,6), данную черту можно относить к фактору, влияющему на асоциальное поведение; такой тип акцентуации наиболее предрасполагает к насильственным деликтам, которые наиболее опасны с социальной точки зрения и имеют серьезные правовые последствия.
Также обнаружены различия между подростками группы нормы и экспериментальной группы в склонности к агрессии. У подростков с нормативным поведением не так ярко выражена склонность к проявлению агрессивных противоправных деяний в отношении окружающих (48,1), в то время как подростки экспериментальной группы демонстрируют свою готовность к реализации агрессивных паттернов поведения (58). Склонность к преодолению норм и правил у школьников с девиантным поведением завышена (65), в отличие от школьников с нормативным поведением (53,6).
На наш взгляд эта тенденция связана с несформированностью правосознания подростков экспериментальной группы и о более ярком переживании кризиса подросткового возраста, нежели в группе нормы. Далее было выявлено, что делинквентные подростки больше предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем (55,9), в отличие от их сверстников из группы с просоциальным поведением (47,7). Наибольшие различия были выявлено по шкале «Негативный личный опыт». Восприятие предыдущего личного опыта взаимодействия с партнерами по деятельности, общению, как негативного в экспериментальной группе (80,33). В свою очередь, испытуемые контрольной группы более позитивно воспринимают свой прошлый опыт (53,6).
Зафиксированные результаты позволяют сделать предположение, что сочетание определенных типов акцентуаций, отношений в группе и к обществу, негативное или позитивное восприятие опыта – влияют на формирование девиантного поведения.
Такие типы акцентуаций как гипертимность, застревание, возбудимость, экзальтированность могут стать предпосылками тех или иных форм отклоняющегося поведения. У подростков с возбудимым типом акцентуации наблюдаются нарушения в социализации, причем эти нарушения имеют достаточную вариативность. Им свойственны повышенная агрессивность, неумение контролировать свои эмоции, переживания и чувства (находит отражение во взрывчатости типа), уход от реальности путем употребления психически активных веществ, пренебрежение нормами и правилами общества.
Полученные данные позволяют предположить наличие группы черт личности (возбудимость, дистимность, циклотимность; тревожность и недостаточная эмоциональная выразительность оценок и действий), влияющих на формирование склонности к определенным типам девиантного поведения.
Фейзуханова Р.Г., студентка факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия
Метрики
Просмотров
Всего: 3564
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 101
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 7
акцентов | Françaisinteractif
Во французском языке ударение (l’accentuation) ставится на последний слог слова. Это очень отличается от размещения ударения в английском языке, которое зависит от самого слова. Обратите внимание, что во французском ударение падает на последний слог, тогда как в английском ударение может падать на любой слог. (начальное слово, медиальное слово или конечное слово). Это означает, что словесное ударение легко предсказать (и выучить!) во французском языке.Французский | Английский | |
NormanDIE | НОРмандия | |
СредиземноморьеEE | MediteRRAnean | |
АТЛАНТИК | АТЛАНТИК | |
Канада, КанадаEN | КАНАДА, КАНАДСКИЙ | |
ПАРИЖ, ПАРИЖЕН | ПАРИЖ, ПАРИЖ |
Посетить кафедру. |
Посещение собора Нотр-ДАМ. |
Посещение собора Нотр-Дам в Париже. |
Я В СОБОРЕ. |
Я В СОБОРЕ НОТР-ДАМ. |
Я В СОБОРЕ НОТР-ДАМ В ПАРИЖЕ. |
1. | Дже НАГЕ. | Je nage à la MER. | ||
2. | Je fais du SKI. | Я умею кататься на лыжах в Альпах. | ||
3. | Я посетил Бретань. | Je visite la Bretagne en voiTURE. | ||
4. | ПРОПУСК ВАКАНСОВ. | Проездной билет в Париж. |
Декларативная интонация
Короткие повествовательные предложения обычно имеют падающую интонацию.
Ил фейт дю солей. |
Il y a des nuages. |
Я предпочитаю посетитель музея Ожурд’Уи. |
Восклицательная интонация характеризуется резким падением высоты тона.
Quel beau chateau! |
Quelle belle, провинция! |
Quelles vacances грозные! |
Императивная интонация похожа на восклицательную, т. е. резкий спад в конце.
Репетез! |
Леве ла Майн! |
Уврез ле ливр! |
Tournez на странице soixante-dix-neuf! |
Вопрос «да/нет» сигнализируется резким подъемом на последнем слоге.
Ты в Провансе? |
Vous faites de la voile? |
Est-ce que vous partez en vacances? |
Комментарий vous appelez-vous? |
Qu’est-ce que vous faites dans la vie? |
Ударение и ударение
Существуют простые для понимания правила, объясняющие, почему используются знаки ударения. Для начала: есть только один вид ударения, только один ударение (если есть) в слове, и его можно ставить только на гласную, а не на согласную.
Поскольку основной причиной использования знака ударения является выделение ударения на слоге, который естественным образом не подвергается ударению, вы должны быть готовы определить, какой слог будет иметь естественное ударение. Естественное ударение в слове подчиняется двум простым правилам:
Если слово оканчивается на любую согласную, кроме n или s, естественное ударение будет на последнем слоге.
Если слово оканчивается на гласную или букву n или s, естественное ударение падает на предпоследний слог.
Если слово должно произноситься с ударением в другом месте, чем того требуют правила, письменный знак ударения указывает, на какой слог ставить ударение.
Основная цель написания знака ударения состоит в том, чтобы указать, что это конкретное слово должно быть ударным в другом месте, кроме слога, где ударение было бы естественным, если бы оно соответствовало правилам. Это приводит к некоторым предсказуемым правилам внутри правил. Например, есть сотни слов, родственных английским словам, оканчивающимся на 9.0275 ‐tion как «нация», «освобождение» или «состояние». Эти слова заканчиваются на — ción в испанском языке: nación, liberación, и condición . Правило гласит, что слово, оканчивающееся на n , имеет естественное ударение на предпоследнем слоге, но ударение в этих словах предполагается на последнем слоге, а не на первом слоге в английском языке, поэтому знак ударения ставится на последней гласной, то есть или .
Если в конце слова добавляется слог, естественное ударение в слове изменяется. Это происходит, когда вы образуете слово во множественном числе, добавляя — es . Знак ударения в таком слове, как nación , служил для того, чтобы поставить ударение на o, , но слово во множественном числе оканчивается на s, , так что естественное ударение уже будет на предпоследнем слоге, что теперь или . Таким образом, вы должны удалить знак ударения в форме множественного числа слова, оканчивающегося на -9.0275 ción , потому что ударение естественно на o в — ciónes .
Понимание дифтонгов, сильных и слабых гласных становится важным, когда вы пытаетесь решить, нуждается ли слово в письменном знаке ударения. Помните, что одна сильная и одна слабая гласные вместе составляют один слог. Например, слово iglesia оканчивается на гласную a , поэтому ударение естественно падает на предпоследний слог, e , согласно общему правилу.