Акцентуации характера по леонгарду и личко: Акцентуации характера по Леонгарду

8.4.Акцентуации характера, критерий и виды. Классификации акцентуированных характеров по к. Леонгарду и а.Е. Личко.

Понятие «акцентуации» было введено в психологию К. Леонгардом. Его кон­цепция «акцентуированных личностей» основывалась па предположении о нали­чии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адапта­цию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятель­ствах они могут разрушить всю структуру личности. По мнению Леонгарда, акцентуации личности, прежде всего проявляются в об­щении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы:

1.Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, слово­охотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Такой человек часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У него возникают эпи­зодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружаю­щие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлека­тельных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергич­ность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к амораль­ным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2.Дистимиый тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно до­моседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окру­жающими, ведут замкнутый образ жизни.

Они высоко ценят тех, кто с ними дру­жит, и готовы им подчиняться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3.Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружаю­щими людьми. В период повышенного настроения такие люди являются общи­тельными. В период подавленного — замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спа­да — как люди с дистимной акцентуацией.

4.Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди зануд-липы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами яв­ляются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в со­стоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыль­чивыми, плохо контролируют свое поведение.

5.Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах такой чело­век обычно выступает инициатором, активной стороной. Он стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен; иногда чрезмерно самонадеян, често­любив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6.Педантичный тип. Человек с акцентуацией такого типа редко вступает в кон­фликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе он ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требова­ний. Вместе с тем он с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда он изво­дит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а оттал­кивающие и способствующие возникновению конфликтов — формализм, занудливость, брюзжание.

7.Тревожный тип. Людям с акцентуацией данного типа свойственны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следую­щими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполни­тельностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами от­пущения», мишенями для шуток.

8.Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избран­ных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивая» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкиваю­щие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9.Демонстративный тип. Этот тип акцентуации характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Такой человек демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Люди с ак­центуацией такого типа раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом актив­но защищаются. Они обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эго­изм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10.Экзальтированный тип. Ему свойственны: высокая контактность, слово­охотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до от­крытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем лица данной типологической группы привяза­ны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство со­страдания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкиваю­щие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11.Экстравертированный тип. Такие люди отличаются высокой контактно­стью, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье они ча­сто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Они располагают такими привлекательными чертами, как готовность вниматель­но выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность.

Отталкиваю­щие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность по­ступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12.Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; вступают в конфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Они часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, отно­сительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чер­тами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это — упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. Такие люди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и, тем не менее они продолжают ее отстаивать, несмотря ни на что.

Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предло­жил А. Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подрост­ками. Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы от­клонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Личко объясняет этот факт так: «При действии психоген­ных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут на­ступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении» (Личко А. Е., 1983). При взрослении ребенка проявившиеся в детстве особенности его характе­ра, оставаясь достаточно выраженными, теряют свою остроту, но со временем вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание). Классификация акцентуаций характеров у подростков, предложенная

Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общи­тельностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события .они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших об­щих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисципли­нированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. С взрослыми — родителями и педагогами — у них нередко возникают конфлик­ты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимпого типа ча­сто переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремят­ся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки с акцентуацией характера данного типа пред­почитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстника­ми. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа). Периоды перепа­да настроений составляют примерно две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип характеризуется крайней изменчивостью настрое­ния, причем часто оно непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения на­строения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то, случайно об­роненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных не­приятностей и неудач. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюми­нутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может вос­приниматься то в светлых, то в мрачных тонах. Такие подростки, находясь в по­давленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнитель­ностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при интеллектуальной деятельности.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко все­му: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, подвижных игр. Они обычно застенчивы и робки при посто­ронних людях и потому часто воспринимаются окружающими как замкнутые. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, обще­нию со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они от­личаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высо­кие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуж­дениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Однако нередко они бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — с поспешностью дей­ствий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, нахо­диться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир не­редко наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечения­ми. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, осо­бенно в раннем детстве. Такие дети, как отмечает Личко, любят мучить животных, дразнить младших. В детских компаниях они ве­дут себя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, властность, себялю­бие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя неред­ко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преиму­ществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружаю­щими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоян­ного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выраже­на склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уде­ляют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью стано­вится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключи­тельное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными, стать настоящими лидерами и орга­низаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро тер­пят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как тип слабоволь­ного, плывущего по течению человека. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к без­делью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе про­фессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Подростки данного типа демонстрируют конъюнктур­ное, а часто просто бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в груп­пе. Они обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жиз­ненное кредо — «быть как все». Ради своих соб­ственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он, ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступ­ку, причем нередко даже не одно.

Практические и семинарские занятия 1 час. Типы (сочетание): кейс-метод, с применением затрудняющих условий (временные ограничения), групповое решение творческих задач (метод развивающейся кооперации), проектирование.

Акцентуации характера К.

Леонгарда или А.Е.Личко  
 

Акцентуации характера К.Леонгарда  или А.Е.Личко 

     Актуальность  темы исследования состоит  в том, что особенности поведения человека находится под прямым влиянием характера. Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и псхопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано прежде всего с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.

     В научной литературе глубоко исследованы вопросы типологии черт характера. Например А.Е. Личко в своей книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» дает разработанный им патохарактерологический диагностический опросник, но соответственно он ориентирован в большей степени на подростковый возраст. Так же существует еще одна широко известная теория акцентуаций личности немецкого автора К. Леонгарда, на базе которой и разрабатывал А.Е. Личко проблемы акцентуаций у детей и подростков, дополнял и несколько изменял классификацию.

     Проблема  исследования заключается в точной диагностики акцентуаций характера  и патологических отклонениях психики, так как грань между ними очень  тонкая. Важно понимать что акцентуация характера это крайняя степень нормы, а не болезнь. Википедия дает нам следующее определение понятия акцентуации характера: «Акцентуа́ция (от лат. accentus — ударение), Акцентуа́ция хара́ктера, Акцентуа́ция ли́чности, Акцентуи́рованная ли́чностная черта́ — нормальная особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи.»

     Объектом  исследования в моей курсовой работе является характер человека в его крайних проявлениях. Соответственно предметом в таком случае является проявление акцентуированных черт характера личности.

     Гипотеза: акцентуации характера в силу своей яркости на фоне других черт характера могут мешать нормальной социализации человека, особенно в детском и подростковом возрасте, когда этот процесс особенно важен в дальнейшем формировании личности человека.

     Цель  моей курсовой работы научиться дифференцировать акцентуации характера и патологические изменения поведения личности, изучив типы акцентуаций и их роль в социализации личности.

     Задачи:

  1. Изучить разработки данной проблемы в развитии психологии.
  2. Рассмотреть методы исследования данной проблемы.
  3. Предложить методические рекомендации по дифференциации акцентуаций характера и патологические изменения в поведении личности.

     Методы  исследования: в работе исследовались теоретические методы исследования в соответствии с гипотезой, целью и задачами. 
 
 
 

     Теории  акцентуаций характера 

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.1

       В то же время отклонения  акцентуаций от средней нормы  также порождают для их носителей  (хотя и не в столь сильной степени, как при психопатиях) некоторые проблемы и трудности. Вот почему как сам термин, так и первые исследования акцентуированных характеров появились в работах психиатров. Однако не в меньшей, а может быть в большей мере проблема акцентуированных характеров относится к общей психологии. Достаточно сказать, что больше половины подростков, обучающихся в обычных средних школах, имеют акцентуированные характеры.

     Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард, автор концепции «акцентуированных личностей», которая послужила теоретической основой для создания личностного опросника, разработанного в 1970 году другим немецким психиатром и психологом – Г. Шмишеком.

     В наиболее лаконичном виде акцентуацию  можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что обусловливает  повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий. Акцентуация затрудняет адаптацию личности в некоторых специфичных ситуациях.

     При этом важно подчеркнуть, что избирательная  уязвимость в отношении определенного  рода воздействий, имеющая место  при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или  даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же, адаптационные затруднения личности в некоторых специфичных ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях.

     Карл  Леонгард разработал известную классификацию  акцентуаций личности, кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера известного детского психиатра, профессора А.Е. Личко. Однако и в том и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций. 

 

      1.2.1 Концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда

     Как практик и ученый, К. Леонгард пытался  найти подход к целостному описанию человека через выделение основных характеристик, или черт, которые определяют стержень личности – ее развитие, процессы адаптации и психическое здоровье. Согласно концепции К. Леонгарда, основные черты у разных людей проявляются в разной степени и обычно варьируют в пределах нормы. Однако, если черта выражена в большой степени, она является акцентуированной, т.е. при воздействии неблагоприятных факторов может перерасти в патологию. Наличие акцентуированных, «заостренных черт» накладывает отпечаток на всю личность, которая в этом случае характеризуется как акцентуированная.

     Разъясняя свое понимание акцентуированных личностей, Леонгард подчеркивал, что они, как правило, не являются патологическими, и аргументировал свою позицию так: «При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным можно считать только среднего человека, а всякое отклонение от середины (средней нормы) должны были бы признать патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что она обладает ярко выраженным оригинальным психическим складом».

     Таким образом, в акцентуированных личностях  потенциально заложены как возможности  социально положительных достижений, так и социально отрицательный  заряд. Легкая степень выраженности акцентуации, чаще всего, связана с положительными проявлениями личности, высокая – с отрицательными проявлениями. О патологии можно вести речь только в том случае, когда акцентуированная черта выражена в очень сильной степени и оказывает разрушительное воздействие на личность в целом. Неверно было бы толковать акцентуацию как патологическое проявление личности, скорее всего акцентуация есть крайний вариант нормы

     Модель  личности, разработанная К. Леонгардом, содержит 12 типов акцентуаций, каждая из которых описана в его книге «Акцентуированные личности», опубликованной в 1989 году. Поскольку автор работал в психиатрической клинике и имел дело с патологическими личностями, его описания акцентуаций содержат крайние, ярко выраженные проявления, типичные для пациентов, но утрированные с точки зрения нормы. Этот факт необходимо учитывать при анализе акцентуаций психически здоровых людей с целью избежать «ярлыков», не имеющих под собой реального основания.

     По  мнению К. Леонгарда, у 20 – 50% взрослых людей некоторые черты характера некоторые черты характера заострены (акцентуированы).

     Выраженность  акцентуаций может быть различной  – от легкой до крайнего ее выражения  – психопатии.

     Хотя  вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, можно все же с уверенностью говорить о более ярком проявлении акцентуированных черт в подростковом возрасте. В дальнейшем, вероятно, происходит сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций вплоть до социальной опасности.

     Согласно  концепции К. Леонгарда об акцентуированных личностях, черты каждой личности могут быть разделены на две группы: основную и дополнительную. Основных черт значительно меньше, но они являются стрежнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При большой степени выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных социальных условиях могут разрушить структуру личности.

     Основные  типы акцентуаций по К. Леонгарду:

    • демонстративный;
    • педантичный;
    • застревающий, ригидный;
    • неуравновешенный, возбудимый;
    • гипертимный;
    • дистимичный;
    • тревожный, боязливый;
    • циклотимный;
    • экзальтированный;
    • эмотивный, лабильный.

     Подробное описание типов акцентуаций

     Гипертимный тип.

     С раннего детства гипертимы отличаются общительностью, подвижностью, склонностью к озорству. У них может не быть проблем с окружающими, они не вызывают неприязни, не вступают в конфликты ни со сверстниками, ни со взрослыми если им позволяют делать все, что они хотят.

     Когда родители начинают чрезмерно опекать, контролировать или подавлять, навязывая неинтересный им круг общения или дел, то подростки расценивают такие действия как покушение на их свободу и самостоятельность и реагируют однотипно – вспышками гнева и раздражения.

     Как правило, гипертимы отличаются хорошей памятью, сообразительностью и живым умом. Но в силу отсутствия усидчивости и дисциплинированности, их успехи в учебе могут быть неровными – там, где достаточно способностей, они все легко схватывают, а на занятиях, требующих упорства и настойчивости, их успехи значительно хуже. Они могут прогуливать те школьные занятия, которые им не нравятся. Если же родители начинают контролировать посещение школы и выполнение домашних заданий, то территория конфликта расширяет границы, включая дом и семью. Это порождает усиление гипертимной реакции и, например, могут совершаться побеги из дома, причем подросток не задумывается, где он будет жить, чем питаться, он может совершать мелкие кражи продуктов или денег, у него нет четкой границы между дозволенным и недозволенным. Поэтому мелкие асоциальные действия совершаются им не потому, что сознательно желает нарушить закон, а потому что не думает об этом.

     Обычно  подростки – гипертимы стремятся  занять лидирующее положение в своей  компании, они во все вмешиваются, командуют другими и это может встретить противодействие со стороны других членов группы. Кроме того, конфликт со сверстниками может возникнуть изза того, что гипертимам быстро надоедает привычный круг общения, они начинают искать новую компанию, без труда входят в нее, как правило, по началу их воспринимают как остроумных и компанейских. Но в новой группе они тоже начинают проявлять лидерские претензии, а в подростковой компании, как правило, уже есть свой лидер, это может вызвать соперничество и новый конфликт.

     Сверстников может тяготить чрезмерная активность гипертимов, далеко не всех увлекает их бесшабашность и склонность к авантюрам, это тоже может стать причиной конфликта. Поэтому гипертимы часто меняют подростковые компании и не всегда оставляют о себе положительное впечатление в покинутой группе, поэтому их уход члены компании порой воспринимаю с облегчением.

Гипоактивное сексуальное влечение вследствие психических и неврологических расстройств

Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. Москва: Медицина; 1975. 448 с.

Белкин А.И. Клиника и лечение диэнцефальной формы импотенции. Актуальные вопросы сексопатологии. Москва; 1967, с. 211–30.

Вагнер Г., Грин Р. Импотенция (физиология, психология, хирургия, диагностика, лечение). Перевод с английского на русский. Москва: Медицина; 1985. 240 с.

Васильченко Г.С. Акцентуации характера. Специальная сексопатология: Руководство для врачей. Москва: Медицина; 1983, с. 118–26.

Голубцова Л.И. Вялотекущая шизофрения с сексуальными расстройствами у женщин: Автореф. [автореферат]. Москва: Московский научно-исследовательский институт психиатрии; 1988. 15 с.

Журавель А.П. Половые расстройства у мужчин с патологией гипоталамуса. Специальная сексопатология. Москва: Медицина; 1983, с. 179–83.

Имелинская К. Сексология и сексопатология. Перевод с польского на русский. Москва: Медицина; 1986. 423 с.

Исаев Д.Д. Об особенностях сексуальности подростков мужского пола, больных шизофренией. Актуальные вопросы сексопатологии. Москва: Медицина; 1986, с. 104–6.

Каплан Г.И., Садок Б.Я. Клиническая психиатрия. Переведено с английского. Москва: Медицина; 1994. 672 с.

Ковалев В.В., Белов В.П., Венцовский Э. Эпилепсия. Руководство по психиатрии: в 2 т. Москва: Медицина; 1988, с. 532–6.

Корик Г.Г. Половые расстройства у мужчин. Москва: Медицина; 1973. 230 с.

Кочарян Г.С. Неврозы и сексуальные расстройства. Клиническая сексология и андрология (Учебник). НАН и АМН Украины. Киев: Здоровье; 1996, с. 114–21.

Кочарян ГС. Сексуальные дисфункции и поведенческие трансформации. Харьков: Академия сексологических исследований; 2000. 81 с.

Кочарян Г.С. Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи у мужчин (формирование, патогенетические механизмы, клинические проявления, психотерапия) [автореферат]. Москва; 1992. 46 с.

Кочарян Г.С. Синдром тревожного ожидания неудачи у мужчин и эндокринные механизмы сексуальных дисфункций. Соц клин психиатрии. 1997; 4:57–62.

Кочарян Г.С. Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи у мужчин и его лечение. Харьков: Основа; 1995. 279 с.

Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Краткое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии. Москва: Триада-Х; 2000. 232 с.

Крукс Р., Баур К. Сексуальность. Перевод с английского на русский. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК; 2005. 480 с.

Леонхард К. Акцентуированные личности: перевод с немецкого на русский. 2-е изд. стереотипный. Киев: Вищанская школа. Главное издательство; 1989. 375 с.

Липгарт Н.К., Голобурда А.В. Клинические особенности сексуальных расстройств при неврозах у мужчин. Неврозы и половые расстройства. Воронеж: Воронежское издательство; 1985, с. 83–108.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд., доп. и переработанный. Львов: Медицина; 1983. 255 с.

Нохуров А. Нарушение сексуального поведения: судебно-психиатрический аспект. Москва: Медицина; 1988. 224 с.

Нохуров А. Половые расстройства при олигофрении. Специальная сексопатология. Руководство для врачей. Москва: Медицина; 1983, с. 172–80.

Овсянников С.А. Изменения некоторых сексологических показателей шкалы SFM и их клинические особенности при шизофрении. Диагностика, лечение и профилактика половых расстройств. Москва: Медицина; 1978, с. 37–41.

Овсянников С.А. Психический статус и его особенности у сексологических больных. Методические рекомендации. Москва: Медицина; 1976. 21 с.

Пицак А.А. Особенности половых расстройств у мужчин, страдающих вялотекущей шизофренией [автореферат]. Москва: Московский научно-исследовательский институт психиатрии; 1986. 22 с.

Посвянский ПБ. Половые расстройства в клинике, дифференциальной диагностике и психопатологии шизофрении. Проблемы современной сексопатологии (сборник трудов). Москва: Московский научно-исследовательский институт психиатрии; 1972, с. 296–322.

Савенко ЮС. Скрытые депрессии и их диагностика: Методические рекомендации. Москва: Медицина; 1978. 15 с.

Свядощ АМ. Женская половая патология. Издание пятое, исправленное. и добавить. Кишинев: Штиинца; 1991. 184 с.

Свядощ АМ. Неврозы и их лечение. Эд. второе, исправленное и дополненное. Москва: Медицина; 1971. 451 с.

Сринивасан С., Гловер Дж., Тампи Р.Р., Тампи Д.Д., Сьюэлл Д.Д. Сексуальность и пожилой взрослый. Curr Psychiatry Rep 2019 Sep 14;21(10):97. doi: 10.1007/s11920-019-1090-4.

Татлаев НШ. Клиника сексуальных расстройств у мужчин, страдающих маниакально-депрессивным психозом [автореферат]. Москва; 1984. 24 с.

Татлаев НШ. Половые расстройства у мужчин, страдающих маниакально-депрессивным психозом. Специальная сексопатология: руководство для врачей. Москва: Медицина; 1983, стр. 160–72.

Хайт Н.З. Половые расстройства при поражении гипоталамуса [автореферат]. Москва; 1971. 19 с.

Шостакович Б.В., Матвеев В.Ф. Психопатии и патохарактерологические явления. Руководство по психиатрии. Москва: 1988, с. 301–49.

Ягубов М.И. Клиника и терапия сексуальных дисфункций у больных с невротическими расстройствами. Soc Clin Psychiatr. 2006;16(3):46–53.

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, четвертое издание: DSM-IV-TR. США: Американская психиатрическая ассоциация; 2000. 943 с.

Бэнкрофт Дж., Янссен Э., Стронг Д., Карнес Л., Вукадинович З., Лонг Дж.С. Связь между настроением и сексуальностью у гетеросексуальных мужчин. Arch Sex Behav. 2003;32(3):17–30. дои: 10.1023/a:1023409516739.

Бруно Ф.Дж. Семейная энциклопедия психического здоровья. Нью-Йорк, Чичер, Брисбен, Торонто, Сингапур: JOHN WILEY & SONS; 1989. 422 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *