Акцентуация характера личко: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

35. Акцентуации характера по а. Е. Личко

Понятие об акцентуации характера.

Акцентуация характера (по А.Е. Личко) — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое — особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к соматическим заболеваниям, особенно длительным. Акцентуация характера выступает как важный фактор фона при эндогенных психических заболеваниях и как фактор предрасполагающий при реактивных нервно-психических расстройствах. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, а последнее же весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Знание типа акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее, эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.). Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, — тем самым открываются перспективы для психопрофилактики. Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением человека. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

Типы акцентуаций характера.

Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, различают следующие основные типы акцентуаций характеров:

Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми – родителями и педагогами – у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много увлечений, как правило, поверхностных и мимолетных. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности. Бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип.

Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того, чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип.

Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей- то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками.

4. Астеноневротический тип.

Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип.

Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком. Предпочитают общаться с малышами и взрослыми. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности»

6. Психастенический тип.

Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше ценны на словах, а не на деле.

7. Шизоидный тип.

Наиболее существенная черта этого типа – замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особыми увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего, для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

Акцентуации характера по А. Е. Личко

Акцентуация характера (по А.Е.Личко) — это чрезмерный акцент на определенных чертах характера, при котором наблюдаются отклонения в психике и поведении человека, граничащие с патологией.

Такие акценты, как преходящие психические состояния, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем подростковом возрасте. У подростков тип стресса имеет прямое отношение к преходящим поведенческим расстройствам («пубертатный кризис»), острым аффективным реакциям и неврозам (как по их образу, так и по отношению к их причинам). Тип стресса также во многом определяет отношение подростка к соматическим заболеваниям, особенно длительным. Характерная акцентуация — важный фоновый фактор при эндогенных психических расстройствах и предрасполагающий фактор при реактивных психоневрологических расстройствах. Тип акцентуации характера следует учитывать при разработке программ реабилитации для молодежи. Этот тип служит одним из основных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, советов по будущей профессии и трудоустройству и, наконец, для устойчивой социальной адаптации. Знание типа акцента важно при создании психотерапевтических программ, чтобы максимально эффективно использовать различные виды психотерапии (индивидуальные или групповые, дискуссионные, директивные и т. д.) Дезадаптации, открывая тем самым перспективы психопрофилактики.

Обычно акценты появляются во время формирования характера и сглаживаются по мере взросления человека. Черты характера в акцентах могут проявляться не постоянно, а только в определенных ситуациях, в определенных условиях и почти не обнаруживаются при нормальных обстоятельствах. Социальная дезадаптация акцентов либо не происходит вовсе, либо длится недолго.

Типы акцентуации характера.

Несмотря на редкость чистых типов и общность смешанных форм, выделяют следующие основные типы акцентуации характера:

1. Гипертимический тип.

Молодежь этого типа отличается подвижностью, общительностью, склонностью к проказам. Они много шумят в событиях, которые их окружают, им нравится неугомонная компания сверстников. Обладая хорошими общими способностями, они проявляют беспокойство, отсутствие дисциплины и учатся неравномерно. У них всегда хорошее и радостное настроение. Со взрослыми — родителями и учителями — у них часто возникают конфликты. У этих молодых людей много интересов, обычно поверхностных и мимолетных.

Молодые люди с гипертематическим типом часто переоценивают свои способности. Они слишком самоуверенны и слишком готовы хвастаться, хвастаться и производить впечатление на других.

2. Циклоидальный тип.

Для него характерны повышенная раздражительность и склонность к апатии. Молодые люди этого типа предпочитают оставаться дома одни, а не гулять со сверстниками. Они с трудом переносят даже незначительные неудобства и крайне раздраженно реагируют на комментарии. Их настроение периодически меняется с высокого на депрессивное (отсюда и название типа), продолжительностью от двух до трех недель.

3) лабильный тип.

Этот тип очень изменчив по настроению и часто непредсказуем. Причины неожиданной смены настроения могут быть самыми банальными, например, кто-то случайно бросает слово, кто-то недружелюбный взгляд. Они «способны впадать в состояние депрессии и депрессии при отсутствии каких-либо серьезных несчастий или неудач. Поведение этих подростков во многом зависит от настроения в данный момент.

Настоящее и будущее могут быть окрашены в светлые и темные цвета. по настроению.

4. астеноневротический тип.

Для этого типа характерны повышенная тревожность и капризность, утомляемость и раздражительность. Усталость особенно характерна при выполнении сложной умственной работы.

5. Чувствительный тип.

Для него характерна повышенная чуткость ко всему: к тому, что доставляет удовольствие, а к тому, что беспокоит или пугает. Эти молодые люди не любят большие компании, слишком много эмоций, игр и злобных игр. Они застенчивы и робки по отношению к незнакомцам, поэтому часто кажутся сдержанными. Они открыты и общительны только с теми, кого хорошо знают. Они охотнее всего общаются с маленькими детьми и взрослыми. В подростковом возрасте эти подростки могут испытывать трудности с приспособлением к своей группе сверстников, а также испытывать «комплекс неполноценности».

6. Психастенический тип.

Для таких подростков характерно ускоренное и раннее интеллектуальное развитие, склонность к рефлексивным рассуждениям, самоанализу и оценке поведения окружающих. Однако на словах таких подростков часто ценят больше, чем на деле.

7. Шизоидный тип.

Самая яркая черта этого типа — сдержанность. Эти молодые люди не очень близки со своими сверстниками и предпочитают находиться в одиночестве в компании взрослых. Часто проявляют внешнее безразличие к окружающим людям, незаинтересованность в них, плохо понимают состояние других людей, их переживания, не могут посочувствовать. Их внутренний мир часто наполнен различными фантазиями, каким-то конкретным увлечением. Экстернализируя свои чувства, они довольно сдержанны, не всегда понятны другим, особенно своим сверстникам, которым они обычно не очень нравятся.

8. Тип эпилептоида.

Эти подростки часто плачут и мучают свое окружение, особенно в раннем детстве. Такие дети, как пишет А.Е. Личко, любят истязать животных, дразнить младших, издеваются над беззащитными. В детских компаниях ведут себя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, преувеличение и эгоизм. В группе детей, которыми они управляют, эти подростки устанавливают свои собственные жесткие, почти террористические порядки, и их личная власть в таких группах во многом основана на добровольном подчинении других детей или на страхе. В условиях строгого дисциплинарного режима они часто чувствуют свое превосходство, стараются угодить своему начальству, стремятся к преимуществу над своими сверстниками, получают власть и устанавливают свой диктат в своем окружении.

9. Истероидный тип.

Основная черта этого типа — эгоцентризм, стремление постоянно привлекать к себе внимание. Молодые люди этого типа часто имеют явную склонность к театральности, позерству и хвастовству. Такие дети не могут стоять, когда в их присутствии кто-то хвалит их коллегу, когда другим уделяется больше внимания, чем им. Их потребность привлечь внимание других, выслушать собственное восхищение и похвалу становится насущной необходимостью. Для этих подростков характерны притязания на уникальное положение среди сверстников, желающие влиять на других, привлекать их внимание, они часто выступают в группах в качестве подстрекателей и зачинщиков. При этом они не могут ни стать настоящими руководителями и организаторами дел, ни получить неформальный авторитет. Они терпят неудачу часто и быстро.

10. Неустойчивый тип.

Иногда это ошибочно называют слабой волей, отвлечением. Подростки этого типа проявляют повышенную склонность и склонность к неизбирательным развлечениям, а также к бездеятельности и безделью. У них нет серьезных интересов, в том числе профессиональных, и они совершенно не думают о своем будущем.

11. Тип конформиста.

Этот тип демонстрирует бездумное, а зачастую просто оппортунистическое подчинение всем властям, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их жизненное кредо — «быть как все». Он из тех оппортунистов, которые ради своих интересов готовы предать своего товарища, бросить его в трудную минуту, но что бы он ни делал, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, а часто даже больше, чем один.

Личко А.Е. Психопатии и характерологические акценты у подростков. — Л .: Медицина, 1977; изд. 2-е издание, Л .: Медицина, 1983.

2023 Код диагноза по МКБ-10 Z73.

1: модель поведения типа А
  1. Коды МКБ-10-СМ
  2. Z00-Z99
  3. Z69-Z76
  4. Z73-
  5. 2023 Код диагноза по МКБ-10-CM Z73.1

Модель поведения типа А

    2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 Платежный/специальный код POA Exempt
  • Z73.1 — это оплачиваемый/специальный код МКБ-10-CM, который можно использовать для обозначения диагноза в целях возмещения расходов.
  • Редакция МКБ-10-CM Z73.1 2023 г. вступила в силу 1 октября 2022 г.
  • Это американская версия Z73.1 ICD-10-CM — другие международные версии ICD-10 Z73.1 могут отличаться.
Следующие коды выше Z73.1 содержат обратные ссылки на аннотации

Обратные ссылки на аннотации

В этом контексте обратные ссылки на аннотации относятся к кодам, которые содержат:

  • Применимо к аннотациям, или
  • Код также аннотации, или
  • Code First аннотации, или
  • 9 0003 Исключает 1 аннотацию или
  • Исключает2 аннотации, или
  • Включает аннотации, или
  • Примечания, или
  • Используйте дополнительные аннотации
, которые могут быть применимы к Z73. 1:

  • Z00-Z99

    2023 МКБ-10-СМ Диапазон Z00-Z99

    Факторы, влияющие на состояние здоровья и обращения в службы здравоохранения Примечание

    • Z-коды обозначают причины обращений. Соответствующий код процедуры должен сопровождать Z-код, если процедура выполняется. Категории Z00-Z99 предназначены для случаев, когда обстоятельства, отличные от болезни, травмы или внешней причины, классифицируемые по категориям A00-Y89, регистрируются как «диагнозы» или «проблемы». Это может произойти двумя основными способами:
    • (a) Когда лицо, которое может быть больным или не быть больным, обращается в службы здравоохранения с какой-либо конкретной целью, например, для получения ограниченного ухода или обслуживания в связи с текущим заболеванием, для донорства органа или ткани, для получения профилактической вакцинации (иммунизация ), или для обсуждения проблемы, которая сама по себе не является болезнью или травмой.
    • (b) При наличии обстоятельств или проблем, которые влияют на состояние здоровья человека, но сами по себе не являются текущим заболеванием или травмой.
    Факторы, влияющие на состояние здоровья и обращение в службы здравоохранения
  • Z73

    Код диагноза по МКБ-10 Z73

    Проблемы, связанные с трудностями управления жизнью

      2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 202 3 Неоплачиваемый/неконкретный код
    Тип 2 Исключая

    • проблемы, связанные с социально-экономическими и психосоциальными обстоятельствами (Z55-Z65)
    Проблемы, связанные с трудностями управления жизнью
Присутствует при поступлении

POA Help

«Присутствие при поступлении» определяется как присутствие в момент поступления приказа о госпитализации — состояния, развивающиеся во время амбулаторного приема, включая отделение неотложной помощи, наблюдение или амбулаторное хирургическое вмешательство, считаются POA.

  • Z73.1 считается освобожденным от отчетности POA.
МКБ-10-CM Z73.1 сгруппирована в группе (группах), связанной с диагностикой (MS-DRG v40. 0):

  • 951 Другие факторы, влияющие на состояние здоровья

Преобразование Z73.1 в ICD-9-CM

История кода

  • 2016 (действует с 01.10.2015) : Новый код (первый год не-проекта МКБ-10-КМ)
  • 2017 (действует с 01.10.2016) : без изменений
  • 2018 (действует с 01.10.2017) : без изменений
  • 2019 (действует с 01.10.2018) : Без изменений
  • 2020 (действует с 01.10.2019) : без изменений
  • 2021 (действует с 01.10.2020) : без изменений
  • 2022 (действует с 01.10.2021) : Без изменений
  • 2023 (действует с 01.10.2022) : Без изменений

Записи указателя диагностики, содержащие обратные ссылки на Z73.1:

Коды ICD-10-CM, смежные с Z73. 1

Z72.810 Антиобщественное поведение детей и подростков

Z72.811 Антиобщественное поведение взрослых0028

Z72.82 Проблемы, связанные со сном

Z72.820 Лишение сна

Z72. 821 Неадекватная гигиена сна

Z72.823 Риск удушения (удушья) под другим во время сна

Z72.89 Другие проблемы, связанные с образом жизни

Z72.9 Проблема, связанная с образом жизни, неуточненная

Z73 Проблемы, связанные с трудностями управления жизнью

Z73. 0 Перегорание

Z73.1 Модель поведения типа А

Z73.2 Отсутствие отдыха и досуга

Z73.3 Стресс, не классифицированный в других рубриках

Z73.4 Неадекватные социальные навыки, не классифицированные в других рубриках

Z73. 5 Конфликт социальных ролей, не классифицированный в других рубриках

Z73.6 Ограничение активности из-за инвалидности

Z73.8 Другие проблемы, связанные с трудностями управления жизнью

Z73.81 Поведенческая бессонница детского возраста

Z73.810 …… тип ассоциации начала сна

Z73. 811 …… тип установки предела

Z73.812 …… комбинированный

Требования о возмещении с датой вручения 1 октября 2015 г. или после этой даты требуют использования кодов МКБ-10-CM.

Nils Beer — Behandlung von Persönlichkeitsstörungen

Целью данной статьи является обзор основных особенностей так называемых «расстройств личности», их возможных причин и основных подходов к их терапевтическим возможностям. Диагностика и лечение расстройств личности считаются сложными, поскольку отличить такие «расстройства личности» от «нормальных», хотя иногда и проблематичных черт личности, непросто.

  1. Общая характеристика расстройств личности

Распространенность расстройств личности оценивается в 5–10 %. Согласно современным системам классификации (DSM-V и МКБ-10), они характеризуются 90–175 специфическим сочетанием стойких дисфункциональных паттернов восприятия, отношений, мышления и поведения с патологической ценностью 90–176 . Расстройства личности имеют значение для болезни в том смысле, что они негибкие, неадекватные и ситуационно-генерализованные .0176, что приводит к субъективным жалобам и дистрессу в мышлении, чувствах и поведении. Часто глубоко укоренившиеся и стойкие модели поведения, которые проявляются в ригидных реакциях на различные личные и социальные жизненные ситуации , приводят к нарушению работоспособности . Расстройства личности патологического значения вызывают сильных субъективных жалоб со значительными страданиями в личной сфере и в межличностных отношениях . Расстройства личности обычно существуют с детства и подросткового возраста, но из-за процесса развития их не следует диагностировать до зрелого возраста.

Психологическая нестабильность и стрессы являются бременем не только для пострадавших, но часто и для их близких. Что касается расстройств личности, то это особенно верно для пограничного расстройства личности и особенно диссоциального (антисоциального) расстройства личности.

  1. Обзор специфических расстройств личности

Наиболее важные признаки и диагностические критерии некоторых специфических расстройств личности представлены ниже в сжатой табличной форме. Диагностика расстройств личности — или их более легких форм , так называемых акцентуаций личности — требует тщательного структурированного клинического диагностического интервью опытных практикующих врачей.

Все мы несем некоторые черты «расстройства личности» в смысле проблемных черт личности , в определенной степени зависимы, имеют некоторые компульсивные черты или также некоторые нарциссические части. В этом отношении важно подчеркнуть, что проблемных черт личности всегда лежат в пределах спектра и что расстройства личности проявляются только в крайнем диапазоне выраженности .

Не следует упускать из виду, что черты личности, лежащие в континууме – в случае расстройства личности, которое не полностью развито – также дают преимущества : Например, люди с обсессивно-компульсивной акцентуацией личности работают аккуратно и надежны, несколько зависимые люди способны к сближению и привязанности, а люди со здоровой степенью нарциссизма интересны и занимательны.

В соответствии с клиническими психологическими/психиатрическими диагностическими системами (ICD-10 и DSM-V), которые все еще используются в настоящее время, расстройства личности могут быть диагностированы как психические расстройства только в том случае, если черты личности или стили личности обладают следующими характеристиками:

  • когда человек демонстрирует устойчивый паттерн восприятия, мышления, чувств и поведения, который постоянно жестко негибок и плохо адаптирован,
  • , если эти черты личности приводят к значительным нарушениям, например, в академической, профессиональной и/или личной сфере, и/или
  • , если у пострадавшего возникает высокий уровень страдания из-за субъективных жалоб собственной личности.

 

Следующий обзор показывает в табличной форме наиболее важные классификационные признаки индивидуальных расстройств личности . Несмотря на то, что у большинства людей будет не патологическое расстройство личности, а в лучшем случае «акцентуация личности», табличный обзор может служить для выявления проблемных и стрессовых черт личности. Проблемные и вызывающие стресс черты личности или, если они есть, расстройства личности можно затем проработать в рамках естественно более продолжительной терапии и изменить в направлении снижения стресса.

Параноик

ПД

  • Чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам.
  • Склонность к постоянным обидам (обиды, обиды и недоверие не прощаются)
  • Недоверие и постоянная склонность к искажению опыта (путем неверной интерпретации нейтрального и дружеского отношения других как враждебного или презрительного)
  • Настойчивое отстаивание своих прав
  • Необоснованное подозрение в сексуальной неверности супруга или полового партнера
  • Постоянный эгоцентризм, особенно в сочетании с сильным высокомерием

Термин «параноидальный» (=бредовый) неуместен, поскольку не имеет ничего общего с параноидной шизофренией. Старые термины, такие как «ворчливый» или «фанатический», являются более подходящим описанием этого расстройства.

Антисоциальный

ПД

  • Черствое отсутствие заботы о чувствах других
  • Безответственное отношение и пренебрежение общественными нормами
  • Неспособность поддерживать длительные отношения, хотя вступить в них не составляет труда
  • Очень низкая толерантность к фрустрации и низкий порог агрессивного, в том числе насильственного поведения

– Отсутствие чувства вины или неспособность извлечь уроки из негативных последствий

Эмоционально

нестабильный

ПС

Центральное место в расстройстве, также известном как пограничное расстройство личности, занимает расстройство аффективной регуляции и расстройство контроля над импульсами, в соответствии с которым проводится различие между импульсивным и пограничным типами.

Импульсивный тип : Должны присутствовать не менее трех из следующих диагностических критериев:

  • Склонность действовать неожиданно и без учета последствий
  • Явная склонность к ссорам и конфликтам (особенно при прекращении импульсивных действий или выговоре)
  • Склонность к вспышкам гнева или насилия с неспособностью контролировать взрывное поведение
  • Сложность в поддержании действий, которые не получают немедленного вознаграждения
  • Непостоянное и капризное настроение.

Пограничный тип : Должны присутствовать по крайней мере три из следующих диагностических критериев:

  • Нарушение и неуверенность в отношении самооценки, целей и «внутренних предпочтений» (включая сексуальные)
  • Нестабильность образа себя и межличностных отношений, части себя воспринимаются как чуждые и мучительные
  • Склонность к интенсивным, но нестабильным отношениям, часто приводящим к эмоциональным кризисам
  • Чрезмерные усилия, чтобы не быть брошенным
  • Повторяющиеся угрозы или акты членовредительства
  • Постоянное чувство пустоты.
Аананкастик

ПД

Негибкость, педантичность и жесткость являются основными критериями расстройства – больные также проявляют высокий перфекционизм и добросовестность . Это часто значительно затрудняет своевременное выполнение профессиональных и социальных задач.

Больные значительно страдают от конфликта стремления к совершенству и жизни по строгим стандартам с одной стороны, и почти никогда не достигающей его с другой.

  • Чувство сильного сомнения и чрезмерная осторожность.
  • Постоянная озабоченность деталями, правилами, списками, порядком, организацией или планами
  • Перфекционизм, мешающий выполнению задач
  • Чрезмерная добросовестность и щепетильность
  • Несоразмерное внимание к производительности и пренебрежение удовольствиями и межличностными отношениями
  • Чрезмерная педантичность и приверженность общественным условностям
Тревожный-

избегающий

ПД

Симптомами этого расстройства являются чувство незащищенности, страх быть отвергнутым , быть оцененным негативно, а также застенчивость , напряженность и избегание социальных контактов . Больные быстро чувствуют критику, что приводит к большим проблемам в профессиональной и социальной среде.
  • Постоянные и обширные чувства напряжения и беспокойства.
  • Убеждение в том, что вы социально неуклюжи, непривлекательны или хуже других
  • Чрезмерное беспокойство по поводу критики или отказа в социальных ситуациях
  • Ограниченный образ жизни из-за необходимости физической безопасности
  • Избегание профессиональной и социальной деятельности, требующей интенсивного межличностного контакта – из-за боязни критики, неодобрения или отторжения (страх отторжения).
Зависимый

ПД

Это характеризуется зависимым образом жизни, отсутствием принятия на себя личной ответственности, чувством постоянной зависимости от поддержки и страхом разлуки и одиночества продолжают характеризовать расстройство.
  • Поощрение или разрешение другим принимать большинство важных решений в собственной жизни
  • Подчинение своих потребностей потребностям других, от которых существует зависимость, с несоразмерным соответствием их желаниям
  • Нежелание предъявлять даже разумные требования лицам, от которых зависит
  • Чувство дискомфорта или беспомощности в одиночестве (из-за преувеличенного страха неспособности позаботиться о себе в одиночку)
  • Частая озабоченность страхом быть брошенным и зависимым от самого себя
  • Ограниченная способность принимать повседневные решения без многочисленных советов и заверений со стороны других….
Самовлюбленный

ПД

Нарциссическое расстройство личности несет в себе основные диагностические признаки высокомерия и неспособности подвергаться критике . Пострадавшие люди демонстрируют стойкий паттерн внутреннего опыта и поведения, характеризующийся потребностью в восхищении , отсутствие эмпатии , фантазии о безграничном успехе, власти и красоте , чувство собственной значимости. Кроме того, есть чувство права, чувство зависти к другим, высокомерное поведение и эксплуататорские отношения.
  • Чувство величия по отношению к собственным достижениям
  • Озабоченность фантазиями о безграничном успехе, власти, обладании, красоте или идеальной любви
  • Признание себя «особенным» и уникальным
  • Потребность в чрезмерном восхищении
  • Правовое отношение; необоснованные ожидания особо благоприятного обращения или автоматическое исполнение ожиданий.
Комбинированный

ПС

Здесь выполняются диагностические признаки различных расстройств личности, но нет преобладающей картины симптомов, которая позволила бы поставить конкретный диагноз .

Часто встречается сочетание признаков пограничного, диссоциального и истерического расстройства личности.

  1. Причины расстройств личности

потенциальные причины расстройств личности до сих пор полностью не изучены и, в частности, почти нет исследований возможных нейробиологических/генетических факторов.

Имеются данные об актуальности психологических влияний на социализацию . В соответствии с этим детские переживания – особенно в форме проблемные детско-родительские отношения – рассматриваются как фактор риска развития расстройства личности.

Другими факторами риска расстройства личности являются стрессовые и травматические переживания в детстве . В соответствии с этим существуют доказательства того, что эмоциональное пренебрежение в детстве и травматический опыт, т. е. особенно физическое и сексуальное насилие, способствуют возникновению диссоциального и пограничного расстройства личности.

Наконец, отсутствие социальной интеграции является фактором риска. Критические переломы в развитии семьи, отсутствие социальной и социальной интеграции, миграция, а также быстрые социальные и социальные изменения являются основными аспектами отсутствия или недостаточной социальной интеграции.

  1. Терапия расстройств личности

Терапевтическая процедура сложна и трудна , поскольку расстройство личности проявляется в виде гетерогенного паттерна нарушений . Тесное положительное влияние черт личности, считающихся относительно устойчивыми и продолжительными, в силу своего характера часто требует интенсивного и длительного лечения. Таким образом, эффективное лечение диагностированного расстройства личности не поддается краткосрочной терапии. Поскольку эффективных методов лечения психотропными препаратами практически не существует – за исключением кратковременного вмешательства при острых кризах – психотерапия считается наиболее важным и эффективным методом лечения. Оба психоаналитически ориентированных и поведенческих терапевтических подходов получили признание.

Терапия пограничного расстройства личности считается большой проблемой для терапевтов, поскольку проблемное поведение и симптомы нестабильного аффекта пациента также проявляются в терапевтических условиях, что может частично подорвать эффективное лечение.

В качестве важного принципа следует рассматривать не расстройство личности как таковое, а:

  • Возникающие в результате нарушения межличностного взаимодействия.
  • нарушения переживаний (часто неустойчивые и негативистские)
  • нарушения самовосприятия и саморегуляции
  • расстройства импульсивного контроля.

Различные методы терапии имеют следующие общие черты:

  • мультимодальный подход
  • подробный (дифференциальный) диагноз в начале терапии, на основании которого определяются индивидуальные методы лечения
  • определение приоритетов терапии и временных рамок терапии
  • заключение обязательных соглашений (например, что в случае с пограничными пациентами повторное сокращение приведет к прекращению терапии).

Несмотря на это сходство, отдельные терапевтические процедуры различаются как концепцией, так и методологией лечения расстройств личности, и здесь кратко представлены только две процедуры.

Кернберг и Кларкин Фокусированная на переносе терапия представляет собой модифицированный психоаналитический метод, который фокусируется на анализе переноса и контрпереноса в терапевтических отношениях.

В первую очередь подходит для лечения пограничного, нарциссического и истерического расстройства личности. Целью психотерапии, ориентированной на перенос, является изменение структуры тех областей внутреннего опыта пациента, которые приводят к повторяющимся деструктивным поведенческим и реляционным паттернам, путем выявления и интерпретации паттернов переноса, возникающих в терапевтическом процессе между пациентом и терапевтом.

Диалектико-поведенческая терапия (Linehan, 1983) рассматривает пограничное расстройство личности в первую очередь как расстройство регуляции аффекта и включает элементы поведенческой терапии в терапевтический подход:

  • Обучение социальным навыкам 901 76 для улучшения межличностного взаимодействия .
  • Медитативные техники, основанные на осознанности для сосредоточения внимания на сиюминутных внутренних переживаниях
  • Тренинг эмоциональных компетенций для борьбы со стрессом и снижения острого напряжения, и особенно для стабилизации аффектов и эмоций регулирование .
  1. Резюме и резюме

Расстройства личности представляют собой относительно стабильное, социально негибкое и плохо адаптированное поведение. Необходим тщательный клинико-психологический/психиатрический диагноз, чтобы отличить чисто стрессовые черты личности от патологических расстройств личности. Расстройства личности приводят к значительному снижению производительности в личной и профессиональной сферах и к высокой степени субъективных страданий пострадавших.

Существует целый ряд специфических расстройств личности, таких как распространенное зависимое, диссоциальное и эмоционально нестабильное расстройство личности.

Возможные причины расстройств личности включают эмоциональное пренебрежение и травматические переживания (физическое насилие и сексуальное насилие) в детстве.

Доказано, что эффективной терапией – особенно при пограничном расстройстве личности – является психотерапия, ориентированная на перенос, и, кроме того, диалектико-поведенческая терапия.

 

Перспективы смены парадигмы в МКБ-11 – Дименсиональная классификация расстройств личности.

Классификация расстройств личности как отдельных категорий, представленная в этой статье, будет заменена в будущей МКБ-11 размерной классификацией с градациями тяжести. Наличие или отсутствие расстройства личности будет определяться нарушениями функций личности, связанных с собой и межличностными отношениями.

Все диагнозы расстройства личности, за исключением пограничного расстройства личности, упразднены, так что в МКБ-11 осталась только категория «расстройство личности» (код МКБ-11 6D10), которая может быть дополнена так называемый «квалификатор признака», если присутствуют критерии пограничного ПС.

Все остальные формы расстройств личности характеризуются специфическими профилями пяти патологических черт личности. Наиболее важное изменение с точки зрения детской и подростковой психиатрии заключается в том, что возрастной предел для диагностики расстройств личности был снят, так что расстройство и его развитие теперь рассматриваются в перспективе на протяжении всей жизни, сравнимой с другими психическими расстройствами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *