Акцентуация в психологии это: Акцентуация. Что такое «Акцентуация»? Понятие и определение термина «Акцентуация» – Глоссарий

Акцентуация (психология) | это… Что такое Акцентуация (психология)?

Запрос «Акцентуация» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Акцентуа́ция (от лат. accentus — ударение), Акцентуа́ция хара́ктера, Акцентуа́ция ли́чности, Акцентуи́рованная ли́чностная черта́ — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи.[1] Согласно МКБ-10 классифицируется как одна из проблем, связанных с трудностями поддержания нормального образа жизни (Z73.73.)

Содержание

  • 1 История понятия
  • 2 Сущность и границы понятия
  • 3 Степени выраженности
  • 4 Классификация акцентуаций
  • 5 Примечания
  • 6 См. также

История понятия

Термин «акцентуация» в 1968 году ввёл немецкий психиатр Карл Леонгард, который употреблял его в словосочетаниях «акцентуированная личность» и «акцентуированная черта личности». Он описывает акцентуации как чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние в неблагоприятных условиях. Леонгард характеризует акцентуации как «отклонение от нормы», но замечает, что по его мнению «население Берлина это на 50 % акцентуированные личности и на 50 % — стандартный тип людей». Он разработал также свою классификацию акцентуаций, в которой можно видеть значительное влияние психоаналитических представлений о типологии психических расстройств.[2]

В 1977 году Андрей Евгеньевич Личко на основе работ Леонгарда и классификации психопатий Петра Борисовича Ганнушкина развил концепцию и начал использовать словосочетание «акцентуация характера», считая личность слишком комплексным понятием для акцентуаций. Разработанная им типология имеет явную привязку к классификации психопатий и, кроме того, предназначена только для подросткового возраста.[1]

На данный момент, с переходом российской психиатрии на МКБ-10, классификация психопатий Ганнушкина морально устарела, и акцентуации, для удобства работы, часто классифицируются исходя из международной типологии расстройств личности, либо из психоаналитических типологий личностных расстройств, хотя такой подход и не является строгим или признанным научным сообществом.

Сущность и границы понятия

Понятие «акцентуация» близко к понятию «расстройство личности». Основным отличием является то, что три основные характеристики расстройства личности (влияние на все сферы жизни человека, стабильность во времени, социальная дезадаптация) никогда не присутствуют в акцентуации одновременно:

  1. Акцентуированный человек может специфически реагировать на специфические психогенные воздействия, но только на них, в то время как человек с расстройством личности на любые психогенные воздействия реагирует в соответствии с особенностями своего расстройства (влияние на все сферы жизни).
  2. Акцентуации могут наиболее ярко проявляться только в течение определённого периода жизни человека (например подросткового периода) и обычно сглаживаются со временем, в то время как для расстройств личности характерно появление на ранних периодах жизни и стабильность или усиление проявлений в течение жизни (стабильность во времени).
  3. Акцентуации могут не приводить к социальной дезадаптации вообще или приводить к ней лишь на непродолжительное время, в то же время расстройства личности мешают такой адаптации постоянно (социальная дезадаптация).

Хотя специально это обычно не подчёркивается, можно видеть, что понятие «акцентуация» определяется через понятие «расстройство личности» («психопатия»), и вторично по отношению к нему. Из утверждений Личко об отличиях акцентуаций от расстройств личности можно сделать вывод, что во всём остальном они схожи.[1]

А. Е. Личко разрабатывал свою концепцию и диагностические методы исключительно для работы с подростками, из-за чего иногда можно встретить утверждения других авторов, что понятие акцентуации применимо только к подростковому возрасту.

Однако сам он нигде не ограничивает область применения этого понятия, и говорит только об области применения своих теоретических и практических разработок.

Степени выраженности

А. Е. Личко выделяет две степени выраженности акцентуаций:

  1. Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Акцентуированные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни. Компенсации не происходит даже при отсутствии психических травм.
  2. Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Акцентуированые черты характера проявляются в основном при психических травмах, но не приводят к хронической дезадаптации.[1]

Классификация акцентуаций

Основная статья: Классификация акцентуаций

За время существования понятия «акцентуация» было разработано несколько типологий акцентуированных личностей. Первая из них (1968 год) принадлежит автору концепции, Карлу Леонгарду. Следующая, получившая более широкую известность классификация от 1977 года, была разработана Андреем Евгеньевичем Личко.

Примечания

  1. 1 2 3 4 Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — Санкт-Петербург: Речь, 2009. — 256 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9268-0828-6
  2. Карл Леонгард. Акцентуированные личности = Akzentuierte Persönlichkeiten. — Берлин, 1976. — 328 с. — ISBN 3-437-10447-0

См. также

  • Расстройство личности
  • Психологическая установка
  • Психиатрическое литературоведение
  • Классификация акцентуаций
  • Классификация психопатий

Акцентуация (психология) | это… Что такое Акцентуация (психология)?

Запрос «Акцентуация» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Акцентуа́ция (от лат. accentus — ударение), Акцентуа́ция хара́ктера, Акцентуа́ция ли́чности, Акцентуи́рованная ли́чностная черта́ — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи.[1] Согласно МКБ-10 классифицируется как одна из проблем, связанных с трудностями поддержания нормального образа жизни (Z73.73.)

Содержание

  • 1 История понятия
  • 2 Сущность и границы понятия
  • 3 Степени выраженности
  • 4 Классификация акцентуаций
  • 5 Примечания
  • 6 См. также

История понятия

Термин «акцентуация» в 1968 году ввёл немецкий психиатр Карл Леонгард, который употреблял его в словосочетаниях «акцентуированная личность» и «акцентуированная черта личности». Он описывает акцентуации как чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние в неблагоприятных условиях. Леонгард характеризует акцентуации как «отклонение от нормы», но замечает, что по его мнению «население Берлина это на 50 % акцентуированные личности и на 50 % — стандартный тип людей». Он разработал также свою классификацию акцентуаций, в которой можно видеть значительное влияние психоаналитических представлений о типологии психических расстройств.[2]

В 1977 году Андрей Евгеньевич Личко на основе работ Леонгарда и классификации психопатий Петра Борисовича Ганнушкина развил концепцию и начал использовать словосочетание «акцентуация характера», считая личность слишком комплексным понятием для акцентуаций. Разработанная им типология имеет явную привязку к классификации психопатий и, кроме того, предназначена только для подросткового возраста.[1]

На данный момент, с переходом российской психиатрии на МКБ-10, классификация психопатий Ганнушкина морально устарела, и акцентуации, для удобства работы, часто классифицируются исходя из международной типологии расстройств личности, либо из психоаналитических типологий личностных расстройств, хотя такой подход и не является строгим или признанным научным сообществом.

Сущность и границы понятия

Понятие «акцентуация» близко к понятию «расстройство личности». Основным отличием является то, что три основные характеристики расстройства личности (влияние на все сферы жизни человека, стабильность во времени, социальная дезадаптация) никогда не присутствуют в акцентуации одновременно:

  1. Акцентуированный человек может специфически реагировать на специфические психогенные воздействия, но только на них, в то время как человек с расстройством личности на любые психогенные воздействия реагирует в соответствии с особенностями своего расстройства (влияние на все сферы жизни).
  2. Акцентуации могут наиболее ярко проявляться только в течение определённого периода жизни человека (например подросткового периода) и обычно сглаживаются со временем, в то время как для расстройств личности характерно появление на ранних периодах жизни и стабильность или усиление проявлений в течение жизни (стабильность во времени).
  3. Акцентуации могут не приводить к социальной дезадаптации вообще или приводить к ней лишь на непродолжительное время, в то же время расстройства личности мешают такой адаптации постоянно (социальная дезадаптация).

Хотя специально это обычно не подчёркивается, можно видеть, что понятие «акцентуация» определяется через понятие «расстройство личности» («психопатия»), и вторично по отношению к нему. Из утверждений Личко об отличиях акцентуаций от расстройств личности можно сделать вывод, что во всём остальном они схожи.[1]

А. Е. Личко разрабатывал свою концепцию и диагностические методы исключительно для работы с подростками, из-за чего иногда можно встретить утверждения других авторов, что понятие акцентуации применимо только к подростковому возрасту. Однако сам он нигде не ограничивает область применения этого понятия, и говорит только об области применения своих теоретических и практических разработок.

Степени выраженности

А. Е. Личко выделяет две степени выраженности акцентуаций:

  1. Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Акцентуированные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни. Компенсации не происходит даже при отсутствии психических травм.
  2. Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Акцентуированые черты характера проявляются в основном при психических травмах, но не приводят к хронической дезадаптации.[1]

Классификация акцентуаций

Основная статья: Классификация акцентуаций

За время существования понятия «акцентуация» было разработано несколько типологий акцентуированных личностей. Первая из них (1968 год) принадлежит автору концепции, Карлу Леонгарду. Следующая, получившая более широкую известность классификация от 1977 года, была разработана Андреем Евгеньевичем Личко.

Примечания

  1. 1 2 3 4 Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — Санкт-Петербург: Речь, 2009. — 256 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9268-0828-6
  2. Карл Леонгард. Акцентуированные личности = Akzentuierte Persönlichkeiten.
     — Берлин, 1976. — 328 с. — ISBN 3-437-10447-0

См. также

  • Расстройство личности
  • Психологическая установка
  • Психиатрическое литературоведение
  • Классификация акцентуаций
  • Классификация психопатий

Почему у людей есть акцент?

Фредерик Л. Кулидж и Томас Дж. Кулидж

Мой младший брат Том (сейчас на пенсии) зарабатывал себе на жизнь плотником и музыкантом. В прошлом семестре он решил проверить мой курс в Колорадском университете в Колорадо-Спрингс «Эволюционная нейропсихология: введение в эволюцию структур и функций человеческого мозга». Несмотря на то, что он только что прослушал курс, он решил, что хочет сделать презентацию Pecha Kucha (20 слайдов PowerPoint, каждый из которых представлен в течение 20 секунд), как и студенты, проходящие курс для получения кредита. Поскольку большую часть своей взрослой жизни он прожил на северных холмах Джорджии, он сказал, что заинтересован в том, чтобы делать свою Печа Куча на акцентах людей. На самом деле мы выросли в Майами, где еще в 1950-х и начале 1960-х многие из его жителей были бывшими северянами, как и наши родители из Нью-Йорка и Бостона. Таким образом, наши акценты представляли собой странную смесь «нью-йоук», «баустан» и глубокого юга с вкраплениями идишских слов от нашего отца.

Итак, что такое акцент? Акцент — это звук того, как люди говорят. Как правило, группа людей (которые взаимодействуют друг с другом) используют одинаковый акцент. Чем более географически ограничена группа, тем больше они склонны перенимать схожие акценты из более отдаленных групп. Однако подгруппы даже в пределах одного и того же географического положения могут использовать одинаковые акценты, даже если они отличаются от других подгрупп. Эти подгруппы могут быть образованы их схожим социально-экономическим статусом, их этнической принадлежностью, их социальным классом или кастой и/или другими факторами.

Акценты формируются на основе того, как люди произносят гласные и согласные в определенных словах, что также называется просодией речи. Просодия относится к тону речи или ее музыкальности. Например, мы заметили, что слово «пять» обычно произносится как один слог. Хотя в некоторых южных штатах США люди склонны растягивать его произношение до такой степени, что оно может звучать как два слога, например « fi-ve ». «Джит еще? [Ты уже поел?]. — Нет, ты хочешь? [Нет, ты хотел?].

В некоторых языках одно слово может иметь несколько значений в зависимости от его просодии. Есть классический пример просодических различий в мандаринском диалекте китайского языка (диалект — это более широкий термин для языковых различий, помимо произношения). В китайском языке слог ma может означать «мать», когда произносится высоким тоном, «конопля», когда произносится низким восходящим тоном, и «ругать», когда произносится высоким нисходящим тоном. Также считается, что просодия является функцией правого полушария (в первую очередь правой надмаргинальной извилины), тогда как левое полушарие, как правило, больше участвует в буквальном понимании и воспроизведении речи.

Почему люди говорят с одинаковым акцентом? Нет единой причины, по которой люди так легко и быстро перенимают одинаковые акценты. Межличностная теория принятия акцента предполагает, что люди по своей природе являются социальными существами, и они хотят быть похожими на других в клане, поэтому они перенимают схожие способы действия, движения, выражение лица и речь. Кроме того, они в значительной степени перенимают эти способы бессознательно, точно так же, как если один человек зевает, это становится заразным, и другие будут зевать. На самом деле зевота более заразна, если зевающий и зевающий эмпатически ближе друг к другу, как родственники и друзья, а не незнакомцы, хотя с последними она все же может быть заразной. Опять же, акценты, как и заразительная зевота, перенимаются, потому что Homo sapiens развивались группами и, таким образом, по своей сути являются социальными существами с социальным мозгом (см. Dunbar, 1998, классическую статью о гипотезе социального мозга).

Нейрофизиологическое объяснение усвоения акцента может исходить из исследования «зеркальных нейронов». срабатывают, когда обезьяна схватывает объект, и те же самые нейроны срабатывают, когда другие обезьяны видят, как другая обезьяна (или человек) схватила объект. Они также обнаружили, что зеркальные нейроны срабатывают при наблюдении или имитации жестов рта и лица. Впоследствии было высказано предположение, что зеркальные нейроны и система зеркальных нейронов ответственны за широкий спектр когнитивного и социального поведения, хотя исследования зеркальных нейронов не лишены критики (см. Hickok, 2014). Тем не менее кажется, что зеркальные нейроны могут помочь объяснить, почему люди так легко перенимают и имитируют поведение других людей, включая их акцент.

Также интересно, что людям, которые изучают второй язык, особенно после полового созревания, очень трудно усвоить акцент, характерный для их второго языка. Оказывается, детям гораздо легче перенять акцент второго языка. Это явление может быть связано с большей нейропластичностью мозга до полового созревания, чем после. Похоже, что левое и правое полушария начинают процесс латерализации во время полового созревания (и, таким образом, проявляют меньшую нейропластичность после полового созревания). Таким образом, может случиться так, что языки и соответствующие им акценты легче освоить раньше, чем позже.

Наконец, важно отметить, что акцент есть у всех. Но вы, наверное, уже знаете это.

Понимание акцентов и диалектов | Психология

«Мой опыт работы в Лаборатории памяти и психолингвистики в обучении и образовании обогащает мое знакомство с психологическими исследованиями и побудил меня включить психолингвистические исследования после получения степени бакалавра в области психологии, коммуникативных наук и расстройств и лингвистики. »

Руководящий факультет: Скотт Фраундорф

Контактное лицо: [email protected]

Область исследований: Когнитивные

Описание исследования: Вы когда-нибудь замечали, что даже когда люди говорят на языке, у нас часто разные акценты или диалекты? Например, человек из Питтсбурга может сказать: «Инцу лучше подождать, прежде чем ехать в дантан; эти выбоины на Бигелоу нужно сначала заделать». Если вы не из Питтсбурга, это предложение может быть немного сложнее понять. Но в целом наш разум все еще достаточно хорошо улавливает смысл таких предложений, даже если звуки речи или синтаксис нам незнакомы.

В современном глобальном обществе мы часто общаемся с людьми, не говорящими с нашим акцентом или диалектом, в том числе с людьми, для которых язык не является родным. Мы проводим исследование, чтобы понять, как люди реагируют на вариативность речи, связанную с акцентом и диалектом, чтобы ответить на такие вопросы, как: используют ли слушатели различные стратегии понимания, основанные на акцентированной речи? Приспосабливаются ли люди к речи с акцентом со временем? Приспосабливаются ли люди ко всем категориям акцентов (например, ко всем говорящим на «питтсбургском») или только к отдельным говорящим? И какие когнитивные механизмы поддерживают понимание речи с акцентом?

 Обязанности студентов:

  • Помощь в разработке экспериментальных материалов (например, создание и запись предложений, построение экспериментов в Qualtrics или редактирование звука).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *