Психологическая реабилитация: возвращение к реальности
Опубликовано — ср, 24/04/2019 — 14:40
Булгаков Александр Владимирович
Москва: МГОУ, 2018. — 146, [1] с.
ISBN 978-5-7017-2875-0
В монографии с позиций проблемного подхода к психологическим исследованиям, основанном на реалистической философии науки, рассматриваются вопросы, с вязанные с оказанием психологической помощи пациентам медицинских учреждений. Раскрываются подходы к понятию психологической реабилитации, социально-психологические условия повышения эффективности психологической реабилитации в медицинских учреждениях, практические приемы оказания психологической помощи. Монография доказывает, что не все области научной психологии «бегут от реальности» (И. Шапиро). Книга иллюстрирует возможности анализа и решения проблем пациентов на примерах работы психологов-волонтёров Военного университета в ГВКГ имени академика Н.Н. Бурденко, с ранеными участниками боевых действий и пациентов «Центра патологии речи и нейрореабилитации» г. Москвы.
Монография предназначена для студентов и аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», слушателей факультетов повышения квалификации — психологов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами оказания психологической помощи.
Книга доступна:
- в фонде открытого доступа: 88.9 (Психотерапия).
Содержание:
Благодарности авторов
Вступительная статья. Проблемный подход к психологической реабилитации: от амбивалентности к реальности
Теоретические и методические подходы к проблеме психологической реабилитации
Сравнительный анализ подходов к проблеме психологической реабилитации: теория и практика
Концепция межгрупповой адаптации как теоретическая и методическая основа проблемного подхода к психологической реабилитации
Интегративная модель проведения психологической реабилитации
Выводы по первой главе
Социально-психологические технологии психологической реабилитации
Социально-психологические технологии психологической реабилитации: основные понятия
Личность пострадавшего, как объект психологического воздействия
Совместная деятельность специалистов-реабилитологов по комплексной психодиагностике и коррекции
Арт-терапия как средство психологической реабилитации
Деятельность психолога, как социально-психологическое условие психологической реабилитации
Компетенциальная технология управления и самоуправления межгрупповой адаптацией специалистов-реабилитологов
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Методики для оценки межгрупповой адаптации специалистов-реабилитологов в медицинском учреждении
Тест «Мотивационный профиль», модернизация опросника П. Маргии и Ш. Ричи (А.В. Булгаков, 2017)
Техники психотерапии, используемые в реабилитационном процессе
Техника «Встреча»
Техника «Магический коллаж»
Техника «Стратегии преодоления и исцеления»
Техника «Изменение визуальных субмодальностей» (А — клиент, В — консультант)
Abstracts
Основная рубрика: Психология > Отраслевая психология > Медицинская психология > Клиническая психология > Психическое здоровье (психогигиена) > Психотерапия, Психология > Отраслевая психология > Практическая психология
Кондрацкая О.В., Онищенко Е.Г.
Психотерапия в реабилитации больных ишемической болезнью сердца
Кравцова Е. Е.
Психотерапия с позиций культурно-исторического подхода
Чернов И. В.
Методы и модели планирования и управления распределением технических средств реабилитации инвалидов в системе обязательного социального страховани
Теги
Новые поступления
психология
труды преподавателей РГГУ
Булгаков Александр Владимирович
Реабилитационная психология как научное направление в психологии
Статья- формат doc
- размер 204. 5 КБ
- добавлен 24 июля 2010 г.
Феноменология реабилитационной психологии.
Реабилитация (психологическая).
Методы психогигиены, психопрофилактики и психологической
реабилитации.
Библиография.
Стоимость данного файла составляет 5 балл(ов)
Похожие разделы
- Академическая и специальная литература
- Медицинские дисциплины
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Вопросы ментальной медицины и экологии
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Вопросы психического здоровья детей и подростков
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Клиническая и специальная психология
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Медицинская психология
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Медицинская психология в России
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Обозрение психиатрии и медицинской психологии
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Психическое здоровье
Смотрите также
- формат pdf
- размер 9. 24 МБ
- добавлен 07 мая 2010 г.
Книга предназначена для студентов медицинских вузов и факультетов клинической психологии, а также для врачей общей практики. Книга содержит следующие разделы: Основы общей психологии: введение в психологию; психические процессы; психические состояния; личность и индивидуальность (Психический склад личности). Основы социальной психологии: социальная психология как наука, ее структура и история становления; методы социальной психологии; социальная…
Дисертация- формат doc
- размер 353 КБ
- добавлен 21 сентября 2011 г.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Санкт-Петербург.
- формат doc
- размер 5.97 МБ
- добавлен 15 мая 2011 г.
Клиническая психология. Основы общей психологии. Основы социальной психологии. Клиническая психология.
Статья- формат pptx
- размер 315.03 КБ
- добавлен 21 октября 2009 г.
Презентация состоит из 47 слайдов и включает в себя краткое описание дисциплины (цель, задачи, структура, краткий исторический обзор, отрасли клинической психологии и их характеристики, базовые понятия и т. д. ) Очень полезная и незаменимая вещь для студентов, изучающих клиническую психологию!
pottee- формат doc
- размер 198 КБ
- добавлен 02 июня 2010 г.
МГГУ им. Шолохова, дисциплина — клиническая психология. Тест содержит 162 вопроса по клинической психологии. Правильные ответы выделены красным цветом. Кому принадлежит термин «клиническая психология»? Кто первым открыл экспериментально-психологическую лабораторию в России? Кого можно считать родоначальником нейропсихологии? Назовите основателя научной психологии Укажите психолога, внесшего наибольший вклад в развитие патопсихологии в России Осно…
- формат doc
- размер 670 КБ
- добавлен 12 декабря 2011 г.
Гродно: ГрГМУ, 2008. — 77 с. В данном пособии изложены общие вопросы медицинской (клинической) психологии, отражены основные психологические теории возникновения психических и поведенческих расстройств, рассмотрены психологические аспекты лечебного процесса и психология больного человека, впервые публикуются психологические концепции детской психопатологии. В данном издании предпринята попытка собрать воедино необходимую информацию по общей меди…
- формат pdf
- размер 8.21 МБ
- добавлен 31 марта 2010 г.
Издание 2-е (дополненное),2001. — 779 с. Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психология умирания. Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией. Указатели предметный…
- формат doc
- размер 66.25 КБ
- добавлен 15 марта 2011 г.
Сост. и общая редакция Н. В. Тараб-риной. — СПб.: Питер, 2000. — 352 с. — (Серия «Хрестоматия по психологии»). ISBN 5-272-00153-2 Клиническая психология в настоящее время является самой востребованной обществом областью психологической науки. Смена названия с медицинской психологии на клиническую отражает начавшийся в последнее десятилетие процесс ее интеграции в мировую психологию, процесс, который сопровождается дискуссиями о методах и програм…
- формат pdf
- размер 1.45 МБ
- добавлен 07 мая 2011 г.
— Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 352 стр. Аннотация. В настоящем учебном пособии показано историческое развитие психологии как науки, рассмотрены предмет, задачи и методы психологии. Кроме того, в пособии рассмотрены познавательные процессы, их нарушения, патология, индивидуально-психологические особенности личности, а также вопросы психологии общения. В пособии использованы материалы, включающие некоторый спектр нетрадицио…
- формат doc
- размер 819.84 КБ
- добавлен 07 мая 2011 г.
— Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 352 стр. Аннотация. В настоящем учебном пособии показано историческое развитие психологии как науки, рассмотрены предмет, задачи и методы психологии. Кроме того, в пособии рассмотрены познавательные процессы, их нарушения, патология, индивидуально-психологические особенности личности, а также вопросы психологии общения. В пособии использованы материалы, включающие некоторый спектр нетрадицио…
Программы обучения психологии реабилитации и нейропсихологии
Николетт Карнахан, доктор философии. – Научный сотрудник по психологии реабилитации
Программа магистратуры : Американский университет, клиническая психология
Программа стажировки : Система здравоохранения штата Вирджиния, Центральная Вирджиния
Программа бакалавриата : Колледж Уитмена, психология
Профессиональные интересы : приспособление к инвалидности/хроническому заболеванию состояния, помощь с учетом травм, черепно-мозговая травма и суицидальный риск, вмешательства, основанные на ценностях
Забавный факт/хобби : «Я был футболистом и продолжаю получать удовольствие от любой деятельности, которая включает в себя командную работу, физические упражнения и/или прогулки на свежем воздухе».
Почему я выбрал Johns Hopkins : «Я выбрал Johns Hopkins PM&R из-за дыхания и качества клинических, научных исследований и возможностей профессионального развития в области реабилитационной психологии, а также возможности работать в тесном сотрудничестве с поддерживающими и исключительными преподавателями и студентами. . Во время моего обучения здесь в качестве преддокторанта я был поражен созданной благоприятной средой и захотел стать частью этого сообщества фантастических, эмпатичных и чрезвычайно компетентных психологов и людей».
Иеремия Лум, доктор философии. — научный сотрудник нейропсихологии
Программа магистратуры : Тихоокеанский университет Сиэтла
Программа стажировки : Система здравоохранения штата Вирджиния, отделение нейропсихологии
Программа бакалавриата : Вашингтонский университет, Сиэтл
Профессиональные интересы : клиническая нейропсихология, углубленный нейропсихологический методы интерпретации, достоверность результатов, психологические предикторы результатов когнитивных тестов, методы терапевтической оценки, реабилитационная психология, краткие поведенческие вмешательства для семей/опекунов лиц с неврологическим заболеванием или инсультом, нагрузка на лиц, осуществляющих уход
Забавный факт/хобби : «В свободное время я люблю разводить экзотических животных, читать, собирать авторучки и проводить время на свежем воздухе»
Почему я выбрал PM&R Джона Хопкинса для стипендии : «Формальное обучение реабилитационной нейропсихологии очень важно редко, и это то, что изначально привлекло меня к PM&R в Университете Джонса Хопкинса. Наше подразделение воплощает идею о том, что оценка и вмешательство не являются взаимоисключающими и, при продуманном объединении, приводят к более полным рекомендациям по лечению, чем любая отдельная специальность. Знания преподавателей в этих областях области и их направленность на индивидуальное профессиональное развитие являются образцовыми. Я горжусь возможностью учиться у них в этой быстро меняющейся академической медицинской среде!»
Бретт Опельт, доктор философии, магистр наук — научный сотрудник по психосоциальной реабилитации
Программа магистратуры : Университет штата Нью-Мексико, психологическое консультирование
Программа стажировки : Система здравоохранения Эль-Пасо, штат Вирджиния
Программа бакалавриата : Университет Висконса in-Milwaukee
Профессиональные интересы : Симптомы рассеянного склероза , поведенческая медицина сна, вмешательства DBT и ACT для управления симптомами рассеянного склероза и понимание семьей инвалидности
Забавный факт/хобби : «Мне нравится смотреть новые телепередачи и вязать во время просмотра телевизора. Я экстраверт, хотя ненавижу холод и впадаю в зимнюю спячку. Летние занятия больше нравятся мне.»
Почему я выбрал Johns Hopkins : «Я выбрал Johns Hopkins PM&R, потому что поддержка, близость и искренность отдела сияли во время моего интервью. И с тех пор, как они начали работать в отделе, они продемонстрировали такое же поведение лично. Обучение больше о рассеянном склерозе и возможности стать частью исследовательской группы MS Rehab».
Скотт Равитс, доктор философии. – Научный сотрудник по психологии боли
Программа магистратуры : Университет Содружества Вирджинии, клиническая психология
Программа стажировки : Медицинский центр Университета Дьюка
Программа бакалавриата : Техасский университет, психология 900 09 Профессиональные интересы : обезболивание, поведенческие медицина сна, адаптация к хроническим заболеваниям, травма
Забавный факт/хобби : «Я родился в Бельгии и мой родной язык — французский. »
Почему я выбрал Johns Hopkins : «Я выбрал Johns Hopkins за глубину исследований и клинические возможности, связанные с психологией боли, способность сотрудничать с исследователями внутри и за пределами PM&R, а также за приверженность факультета подготовке всесторонних психологов. .»
Александрия Роджерс, доктор философии. – Научный сотрудник по психологии реабилитации
Программа магистратуры : Университет Джорджии, Консультативная психология
Программа стажировки : Hennepin Healthcare
Программа бакалавриата : Университет штата Пенсильвания, английский язык и психология
Профессиональные интересы : реабилитационная психология, хроническая боль, адаптация к хроническим заболеваниям, различия в состоянии здоровья, поддержка лиц, осуществляющих уход, травма
Забавный факт/хобби : «Я пел в Белом доме со своим хором и умею играть на четырех инструментах».
Почему я выбрал Johns Hopkins : «В больнице Johns Hopkins PM&R работают одни из самых влиятельных людей в области реабилитационной психологии и нейропсихологии. Johns Hopkins — одна из лучших больниц в мире, которая предлагает безупречную подготовку, а также создает семейная атмосфера. Возможность получить дальнейшее обучение в области острой реабилитации и лечения хронической боли в моем родном штате было легким решением».
Реабилитационная психология — Seattle Children’s
Что такое реабилитационная психология?
Программа детской психологической реабилитации в Сиэтле помогает молодым людям, у которых есть проблемы с обучением, эмоциями или поведением из-за травмы или медицинского заболевания. Наша цель – помочь вашему ребенку жить полноценной жизнью.
Мы работаем с младенцами и молодыми людьми. Если вы хотите записаться на прием к реабилитационному психологу в связи с заболеванием или травмой вашего ребенка, попросите его лечащего врача направить вас. Если у вас есть направление, позвоните по номеру 206-9.87-2219 для записи на прием.
Провайдеры, узнайте, как направить пациента для получения услуг реабилитационной психологии.
Почему стоит выбрать программу детской психологической реабилитации в Сиэтле?
Seattle Children’s — национальный лидер в области реабилитации детей. Наша команда является частью программы реабилитационной медицины.
- Наши нейропсихологи являются лицензированными психологами, специализирующимися на взаимосвязи между мозгом, обучением и поведением. У нас есть опыт в выяснении того, влияет ли заболевание на мозг вашего ребенка, и наилучших вариантов лечения для них.
- Наши психологи-реабилитологи прошли специальную подготовку для оценки социальных навыков, эмоций и поведения вашего ребенка.
- Людей с такой подготовкой и опытом можно найти в основном в передовых медицинских центрах, таких как Seattle Children’s. Немногие профессионалы в сообществе обладают таким опытом.
- Наши реабилитационные психологи и нейропсихологи тесно сотрудничают со специалистами в других областях, чтобы обеспечить вашему ребенку и семье наилучший уход. К ним относятся нейронауки, психиатрия и реабилитационная медицина.
- Пока ваш ребенок находится в нашей больнице, мы предоставляем консультации по мере необходимости, чтобы помочь ему справиться с травмой или заболеванием, поражающим его мозг, и адаптироваться к ним.
Наш опыт работы с широким спектром заболеваний дает нам навыки и знания, чтобы помочь вашему ребенку. Мы работали с детьми, подростками и молодыми людьми с черепно-мозговыми травмами, инсультом, церебральным параличом, инфекциями головного мозга и многими другими состояниями.
Мы оцениваем, как ваш ребенок думает, чувствует и взаимодействует с другими дома и в школе, с друзьями и в обществе. После тщательной оценки мы даем экспертные советы, чтобы помочь вашему ребенку:
- Восстановите как можно больше своих способностей
- Приспособиться к изменениям в том, как работает их тело или разум
- Успешно вернуться в школу и свое сообщество
- Справляться с эмоциональными или поведенческими проблемами, когда они приспосабливаются к своей болезни или травме
Условия, которые мы лечим
Мы оцениваем и лечим когнитивные, психологические, поведенческие и эмоциональные проблемы, вызванные болезнью или травмой. Мы не видим детей, у которых есть только расстройства обучения или поведения, связанные с развитием, такие как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или трудности с обучением.
Иммунная система организма обычно защищает от болезней. Но иногда иммунная система ошибочно атакует здоровые клетки и ткани. Это может вызвать состояния, которые влияют на мозг ребенка. Прочтите о детской клинике воспалительных заболеваний головного мозга в Сиэтле.
Многие дети, которых мы наблюдаем, перенесли черепно-мозговую травму или сотрясение мозга. Серьезная травма головы может привести к повреждению головного мозга. Наша команда проверит языковые и мыслительные способности вашего ребенка. Мы рекомендуем способы помочь им восстановить как можно больше функций и спланировать их возвращение в школу и в свое сообщество.
Клетки мозга нуждаются в кислороде, чтобы выжить. Повреждения головного мозга могут произойти, когда мозг не получает достаточного количества кислорода (гипоксия) или вообще не получает кислорода (аноксия). Событие, близкое к утоплению, — это один из способов, которым это происходит.
Опухоли головного мозга представляют собой разрастания клеток черепа, которые не являются нормальными. Многие виды опухолей головного мозга поражают детей. Некоторые из них являются раком (злокачественными), а другие нет (доброкачественными). Читать далее.
Церебральный паралич (ДЦП) — это общий термин, обозначающий постоянные различия в том, как человек двигается и контролирует свои мышцы. Различия вызваны повреждением головного мозга ребенка по мере его развития. Травма головного мозга может произойти до, во время или после рождения. ДЦП влияет на силу, мышечный тонус и моторику ребенка
Нервно-мышечные заболевания поражают нервы и мышцы. Они часто вызывают мышечную слабость и могут привести к проблемам с мышечным контролем. Например, мышечная дистрофия (МД) — это группа заболеваний, при которых мышцы со временем ослабевают. МД иногда поражает сердце, глаза, головной мозг и другие органы.
Рассеянный склероз (РС) — длительное заболевание, вызванное повреждением защитного покрытия нервных волокон в головном и спинном мозге. Это может вызвать проблемы со зрением, равновесием, контролем мышц, речью и другими функциями тела вашего ребенка.
Иногда болезнетворные вирусы или бактерии проникают в центральную нервную систему (ЦНС) и вызывают инфекции. ЦНС включает головной и спинной мозг. Он контролирует деятельность организма.
Энцефалит, менингит и ВИЧ являются наиболее распространенными типами.
Инсульт может произойти двумя способами. Иногда кровоснабжение части мозга прекращается. В других случаях кровеносный сосуд в мозгу разрывается и кровоточит в пространство вокруг клеток мозга. В любом случае клетки мозга не получают кислорода и питательных веществ, необходимых им для выживания.
Инсульты могут вызывать:
- Потеря мышечной активности в частях тела (паралич)
- Проблемы с памятью, обучением и мышлением
Услуги, которые мы предлагаем
Большая часть нашей работы заключается в проведении нейропсихологических обследований как для детей, которые находятся в нашей больнице (стационарно), так и для тех, кто посещает нашу клинику (амбулаторно). Мы также предлагаем широкий спектр других услуг для пациентов стационаров.
Ваш ребенок может быть направлен на нейропсихологическую оценку, если травма или болезнь вызывают проблемы с его мышлением, чувствами, речью или поведением. Мы оцениваем мыслительные способности вашего ребенка, успеваемость в школе, эмоции и поведение.
На основании результатов мы предоставляем заключения экспертов и рекомендуем варианты лечения, чтобы помочь вашему ребенку в школе, дома и в обществе. Мы сообщаем вам наши выводы и рекомендации во время последующего визита и в полном отчете.
Оценка часто включает:
- Углубленные интервью с родителями или опекунами
- Отзывы администрации школы и поставщиков медицинских услуг
- Формальные тесты IQ (коэффициент интеллекта), памяти, обучения, внимания, решения проблем и успеваемости
Во время тестирования ваш ребенок будет выполнять практические действия, отвечать на вопросы и иногда пользоваться компьютером. Вы и ваш ребенок также можете заполнить бумажно-карандашные анкеты. При необходимости ваш ребенок может посетить логопеда (SLP).
Амбулаторные услуги
В дополнение к нейропсихологическим обследованиям наши услуги для детей в амбулаторных клиниках включают:
Если у вашего ребенка было сотрясение мозга или черепно-мозговая травма средней степени тяжести, мы обсудим ваши опасения по поводу его речи, навыков мышления, настроения и поведения. Мы работаем в команде с врачами и другими поставщиками Клиники реабилитационной медицины черепно-мозговых травм и Программы сотрясения мозга.
Мы адаптируем услуги для вашего ребенка. Некоторым детям помогает нейропсихологическая оценка. Мы даем рекомендации, чтобы помочь вашему ребенку максимально восстановить свои способности. Мы помогаем спланировать их возвращение в школу и общество.
После пребывания в больнице в связи с такими состояниями, как черепно-мозговая травма, травма спинного мозга или инсульт, вашему ребенку может быть полезна наша реабилитационная медицинская клиника.
Психолог-реабилитолог или нейропсихолог из группы вашего ребенка может посоветовать вам услуги, которые помогут вашему ребенку учиться в школе и справляться с инвалидностью. Мы также можем порекомендовать способы решения эмоциональных или поведенческих проблем, которые могут возникнуть у вашего ребенка, когда он приспосабливается к своей болезни или травме.
Стационарные услуги
Для детей, находящихся в детской больнице Сиэтла, мы работаем в составе группы реабилитационного лечения. Мы помогаем вашему ребенку справиться с болезнью или травмой и приспособиться к ней. Мы также помогаем с получением услуг поддержки и возвращением в школу. Наша команда работает с вашим ребенком, вашей семьей и, при необходимости, со школой вашего ребенка.
Помимо нейропсихологических обследований наши услуги для детей в больнице включают:
Мы предлагаем такие стратегии обезболивания, как визуализация и релаксация.
Мы помогаем вашему ребенку справиться с проблемами, которые могут возникнуть у него с мышлением, рассуждениями, обучением и запоминанием. Мы учим их способам улучшения их внимания, памяти и обучения.
Мы расскажем вашему ребенку и членам семьи об изменениях мыслительных навыков, эмоций и поведения, связанных с состоянием здоровья вашего ребенка. Мы также предлагаем способы помочь вашему ребенку справиться с ситуацией.
Мы предлагаем индивидуальную и семейную терапию, чтобы помочь вашему ребенку и семье. У вашего ребенка могут возникнуть проблемы со своими эмоциями и психическим здоровьем, когда он имеет дело с травмой или болезнью. Мы помогаем вашему ребенку справиться со своими чувствами и поведением. Мы развиваем способность вашего ребенка справляться с болезнью или травмой и связанным с этим стрессом.
Вместе с сертифицированными учителями Seattle Children’s мы помогаем адаптировать обучение к потребностям вашего ребенка. Когда вашему ребенку пора возвращаться в школу, мы тесно сотрудничаем с вами и учителями вашего ребенка, чтобы возвращение прошло успешно.
Мы предлагаем помощь другим детям в вашей семье. Мы также поддерживаем вас как родителя или опекуна вашего ребенка.
Запись на прием к реабилитационному психологу
- Если вашему ребенку необходимы услуги реабилитационного психолога в связи с медицинским заболеванием или травмой, попросите своего лечащего врача направить вас.
- Мы принимаем направления от поставщиков услуг в Seattle Children’s и в местном сообществе.
- Провайдеры, узнайте, как направить пациента на получение психолого-реабилитационной помощи.
- Если у вас уже есть направление, позвоните по телефону 206-987-2219, чтобы записаться на прием.
- Если у вас назначена встреча, узнайте больше о том, как к ней подготовиться.
- Узнайте о ресурсах по психологии реабилитации, таких как полезные ссылки, видео и рекомендуемая литература для вас и вашей семьи.