Альфред адлер комплекс неполноценности: Комплекс неполноценности Адлер | Сверхкомпенсация, гиперкомпенсация: VIKENT.RU

Чувство неполноценности по А.Адлеру

Альфред Адлер начал свою практику в качестве глазного врача, а затем в качестве основной сферы деятельности он выбрал психиатрию. В процессе работы он сталкивался с проблемой лечения неврозов и знакомился с работами З. Фрейда. В 1902 году он стал активным участником дискуссионной группы по психоанализу.

А.Адлер никогда не был учеником Фрейда и развивал собственные идеи, что (впоследствии)привело к разногласию между ними. Их взгляды относительно развития личности сильно различались. Адлер считал, что центральное место в развитии личности занимают не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект [3].

Разница во мнениях привела к тому, что в 1911 году Адлер решил сложить с себя полномочия президента Венского психоаналитического общества и разорвал все связи с Фрейдом.

Чувство неполноценности & стремление к превосходству

Чувство неполноценности — это ощущение человеком своей слабости, несостоятельности. Адлер считал, что чувство неполноценности возникает в детстве. Ребенок начинает испытывать его от того, что длительное время находится в полной зависимости от своих родителей. Это приводит к возникновению чувства собственной слабости, неполноценности по сравнению с сильными и независимыми родителями. При этом, данное чувство является вполне естественным и не должно восприниматься негативно. Скорее даже наоборот, данное чувство часто вызывает ответную реакцию, стимулирующую амбиции и стремление к превосходству.

Стремление к превосходству является главной движущей силой общества. Благодаря этому стремлению человек способен развиваться. Таким образом, чувство неполноценности и стремление к превосходству могут дополнять друг друга. Ведь вероятно, без осознания чувства неполноценности у человека и не возникнет желание преодолеть его и достичь успеха.

Комплекс неполноценности & комплекс превосходства

Чувство неполноценности может стать слишком сильным и преобразоваться в комплекс. Он проявляется в стойкой убежденности человека в том, что он во многом хуже других и у него имеются серьезные недостатки, которые делают его действительно неполноценным.

По мнению А.Адлера детей, у которых наиболее ярко проявляется чувство неполноценности, которое впоследствии может стать комплексом неполноценности, можно разделить на три категории. «Это дети, рожденные со слабыми или несовершенными органами; дети, к которым относились сурово и без любви, и, наконец, слишком избалованные дети» [1].

В первом случае, дети, рожденные с явными физическими недостатками, часто страдают чувством психологической неполноценности. Дети, обделенные заботой и любовью, также становятся неуверенными в себе, из-за мысли о том, что их никогда не будут любить и ценить. Но и те, которых любят, но слишком балуют в детстве, тоже часто подвержены этому комплексу. Это происходит из-за чрезмерной опеки и заботы, они зачастую боятся что-либо делать самостоятельно, что формирует у них чувство неуверенности в собственных силах.

Несмотря на то, что вышеуказанные случаи часто приводят к возникновению комплекса неполноценности, они не являются обязательным условием его появления.

Подведение итогов

Если чувство неполноценности слишком возрастет, то это может привести к развитию комплекса. Так, человек начинает преувеличивать чувство своей слабости и у него закрепляются мысли о собственной ущербности. Это чувство приводит к тому, что человек становится неуверенным в своих способностях и считает, что совершенно ни на что не годен. В иных случаях у человека возникает комплекс превосходства, в результате чего, человек начинает безосновательно преувеличивать свои способности и умения. Такой человек становится высокомерным и эгоцентричным.

Таким образом, комплекс неполноценности может являться отрицательным проявлением чрезмерного чувства неполноценности, которое само по себе вполне нейтрально и естественно. Оно способствует личностному развитию человека, побуждает к тому, чтобы совершенствоваться, становиться лучше, достигать поставленных целей и реализовать свой внутренний потенциал. Однако сам комплекс неполноценности не является нормальным явлением. Если человек ощущает определенный дискомфорт, в связи с ним, то следует всерьез задуматься о том, чтобы начать работу над устранением комплекса.

 Литература:
  •  1. А.Адлер. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ, А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. (The Education of Children. Gateway Editions, Ltd South Bend Indiana, 1978). Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 1998.
  •  2. Гуревич, П. С. Психоанализ. Современная глубинная психология : учебник для магистров / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
  •  3. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. Изд. третье, исправленное. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

Автор: Закирова Ляйсан, студентка

Редактор: Бибикова Анна Александровна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch. ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Вклад Альфреда Адлера. Комплекс неполноценности и его взаимосвязь с психосоматической медициной

Альфред Адлер сын еврейского торговца, родился в Вене 7 февраля 1870 года. Мать Альфреда была замечательной пианисткой, а сам Адлер обладал необыкновенно красивым голосом и ему часто советовали попробовать себя в роли оперного певца. Альфред Адлер перенёс в детстве много болезней, но больше его тяготило постоянное соперничество со старшим братом. Дома он не чувствовал равенства и не мог насладится самоуважением. Полученный опыт борьбы он отразил потом в своих трудах, где он подчеркивал важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества [7, 118]. В 18 лет Альфред поступает в Венский университет на отделение медицины. На одном из политических собраний в университете он встретил свою будущую супругу Раису, русскую студентку, которая также училась в университете.

Адлер получил медицинскую степень в 1895 году и начал практику как офтальмолог, но по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией Альфред переквалифицировался в сторону неврологии и психиатрии.

В 1901 году, защищая в печати книгу Фрейда, получил от З.Фрейда благодарственное письмо и был приглашен в дискуссионную группу по психоанализу.

В 1910 году став президентом Психоаналитического общества и соредактором одного из психологических журналов. Всего через год расхождение во взглядах с Фрейдом неприемлемыми для многих членов Общества и самого Фрейда и Адлер покинул пост президента и ушел из Общества вместе с девятью единомышленниками. В дальнейшем Адлер создал собственную организацию «Ассоциацию индивидуальной психологии», и это направление распространилось по всей Европе.

Альфред Адлер опубликовал множество статей и монографий, а также посвятил огромную часть своего времени лекционным турам по Европе и США, занимался преподавательской деятельностью. В 1932 году он навсегда покинул Вену и обосновался в Соединенных штатах, возглавив кафедру медицинской психологии Лонг-Айлендского медицинского колледжа.Умер Адлер в Шотландии в 1937 году, в возрасте 67 лет, во время лекционного тура по Европе[7, 118].

Основные понятия индивидуальной психологии Адлера

Теория Адлера основана на нескольких источниках. Особенно значимыми стали теория эволюции Ч.Дарвина, психоаналитическая теория З.Фрейда, воля к власти Ницше, вымышленные цели Вайхингера и теория холизма.Адлер концентрировал своё внимание на отношении личности и окружающего мира. Главный биологический факт для Адлера – это не инстинктивное сексуальное поведение ребенка, а то что ребёнок чувствует себя маленьким и беспомощным в мире взрослых. Согласно Адлеру, ранние попытки детей адаптироваться к окружающей среде приводят к тому, что они вырабатывают превосходство над другими в качестве способа обрести самоутверждение и достигнуть успеха.

Основные принципы теории А. Адлера следующие:

  1. Все действия человека происходят в социальном контексте, нельзя изучать людей изолировано.
  2. Упор делается на межличностной психологии. Самым важным для индивидуума является развитие у него чувства включенности его в некое более крупное социальное целое в качестве неотъемлемой его части.

Неполноценность (органическая неполноценность) – органическая слабость. У каждого индивидуума существуют определенные слабые места – органы, особенно подверженные болезням. Органическая слабость может быть преодолена с помощью усердной тренировки. Фактически слабый орган можно развить до такой степени, что он станет самой главной силой человека. «Важно не то с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается»

Комплекс неполноценности. Согласно Адлеру, на детей глубоко воздействует сознание ими собственной неполноценности, которое является неизбежным следствием размеров ребёнка и отсутствия у него власти. Дети относительно малы и беспомощны во взрослом мире. Для ребёнка контролировать собственное поведение и вырваться на свободу из-под власти взрослых — наиважнейшая задача. Борьба за достижение власти – это ранняя детская компенсация чувства неполноценности. «Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно – причина всех улучшений в положении человечества.» Умеренное чувство неполноценности может подтолкнуть личность к конструктивным достижениям.

Для Адлера практически весь прогресс, есть результат наших стараний компенсировать чувство неполноценности. Это чувство подталкивает нас к более значительным достижениям.

Осознание своей слабости, несостоятельность и фрустрация в совокупности формируют комплекс неполноценности.

Агрессия и борьба за превосходство. Понятие агрессии Адлер отождествлял с инициативностью и способностью преодолевать препятствия, также агрессия может проявляться как воля к власти.

В дальнейшем он рассматривал агрессию и волю к власти как обобщенный мотив «стремление к превосходству». Стремление к превосходству может принимать как позитивное, так и негативное направление. Так если стремление связано с социальным интересом и заботой о благополучии окружающих, то развитие будет благоприятным здоровым, конструктивным, и наоборот, если стремление направленно на личное превосходство, стараясь подчинить себе других, вместо того чтобы становиться более полезным для окружающих может привести к невротическому синдрому, личное превосходство обычно не приносит признания и личного удовлетворения, которое ищет человек.

Жизненный стиль и жизненные цели. Жизненные цели – ориентир, который вырабатывается человеком. На жизненную цель человека влияют его жизненный опыт, его ценности, склонности и личные свойства. Жизненная цель не есть ясная и осознанная. Формирование жизненной цели начинается в детстве, как компенсация чувства неполноценности. Жизненные цели обычно служат защитой от чувства бессилия, мостом в будущую жизнь.

Жизненные цели – всегда нечто нереалистичное, часто могут быть невротически преувеличены. Для невротика обычно существует огромная пропасть между сознательно поставленными реальными целями и саморазрушительными жизненными целями, поставленными бессознательно. Фантазиям о личном превосходстве и самоуважении уделяется больше внимания, чем целям, приводящим к реальным достижениям.

Жизненный стиль – это уникальный способ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности. Составляющие жизненного стиля:

  • Я-концепция;
  • Идеал себя – мнение о том, каким он должен быть;
  • Образ мира – представление о мире, людях, а также о том, что требует мир от человека.
  • Этические убеждения – личный этический кодекс.

Отдельные привычки и черты поведения приобретают значение как элементы индивидуального жизненного стиля и целей, поэтому при лечении следует обращаться к целостному стилю жизни, так как данный симптом или черта поведения – всего лишь выражение единого жизненного стиля. [7, 125]

Схема апперцепции – по Адлеру – это личная концепция мира, определяющая поведение человека. Адлер напоминал «наши чувства получают не реальные факты, а лишь их субъективный образ, отражение внешнего мира». Схема апперцепции имеет свойство усиливать сама себя. Например, если мы боимся, мы более склонны замечать угрозы в окружающем мире и тем самым усиливаем нашу изначальную веру в то, что окружающий мир угрожает нам.

Социальный интерес. В некотором смысле все поведение человека социально, потому что мы развиваемся в социальном окружении, и наши личностные характеристики формируются обществом. Социальный интерес — в широком смысле включает в себя чувство родства со всем человечеством и привязанности к жизни в целом.

Сотрудничество. Адлер считал, что только взаимодействуя друг с другом, принося пользу обществу, мы можем преодолеть нашу реальную неполноценность. «Если человек взаимодействует с другими, — писал Адлер, — он никогда не станет невротиком»

Идея комплекса неполноценности, его взаимосвязь с психосоматической медициной

Само по себе чувство неполноценности — не болезнь или недостаток. Человек в отличие от животных рождается слабым, беззащитным и беспомощным, то есть с момента рождения постоянно испытывает недостаточность своих сил и ограниченность возможностей. Тяготясь этим, он делает все, чтобы стать более совершенным. В такой ситуации чувство неполноценности — не тормоз, а стимул.Болезненное переживание собственной неполноценности может породить у человека неуверенность в своих силах, что создает ему многочисленные проблемы. Если переживания своей неполноценности начинают доминировать в душевной жизни человека, окрашивая ее в негативные эмоциональные тона, он утрачивает способность к развитию своих творческих сил и дарований. Не чувствуя возможностей для подлинной компенсации неполноценности, человек избирает извращенные пути.

Оборотной стороной комплекса неполноценности часто выступает так называемый комплекс превосходства — человек всеми способами стремится возвыситься над другими людьми, чтобы тем самым компенсировать свою ущербность. Верх в нем берут надменность, высокомерие и самодовольство. Средствами достижения превосходства обычно выступают всевозможные социальные символы — материальныеи статусные.Для компенсации этого комплекса человек может стремиться к обогащению, всячески подчеркивая значение денег как мерила жизненного успеха, либо к обретению всевозможных званий и высоких должностей, позволяющих ему вопреки скромным способностям утвердить свое превосходство над другими. Так что безудержный карьеризм, погоня за инструментами и символами власти (одним из которых, совершенно очевидно, в человеческом обществе выступают деньги) — во многих случаях не столько проявление силы, сколько симптом слабости.«Любой невроз, — пишет Адлер, — может пониматься как ошибочная с позиций культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства».

Адлер обратил внимание на факты физиологической неполноценности отдельных органов: ведь ни у одного человека все органы не бывают хорошо сформированы и развиты. У одного – выносливое сердце, но больной желудок, у другого – хорошее зрение, но неважный слух, у третьего – сильный интеллект, но вялые чувства и т.

д. органы и функции способны в какой-то мере заменять, компенсировать друг друга. Сердце с больным клапаном работает так, что развивает сильную сердечную мышцу. Слабовидящий человек склонен чаще прислушиваться. Но Адлера больше всего интересует компенсация в рамках одной функции: ребенок со слабым зрением тренирует себя в искусстве рассматривания предметов, человек со слабым слухом напрягает слуховой орган и постепенно учится различать самые тонкие различия звуков.

Кроме физических дефектов существуют социально – культурныеформы неполноценности. Адлер легко обнаруживает их в возрастных, половых, экономических. Политических и моральных отношениях. Возраст – главный и универсальный источник неполноценности.

Адлер заявлял, что «комплекс неполноценности» — лишь идея, объяснительный принцип, элемент общей схемы поведения, который должен рассматриваться в совокупности с другими элементами: «жизненным стилем», «компенсацией» и «социальным чувством». Он подчеркивал, особенно в последних своих работах, что дело не в фактической полноценности, поскольку критерии полноценности и совершенства относительны, зависят от культуры. Дело в «генерализированном чувстве» неполноценности, которое вызывает приток сил и служит импульсом к действию. [6,115]

А. Адлер выделялтак же причины, “три вида страданий”, которые способствуют возникновению комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей. Рассмотрим виды этих причин, лежащих в основе возникновения комплекса неполноценности, согласно их вкладу в формирование личностных границ ребенка. Чрезмерная опека, например, может приводить к слиянию с родителями, к поглощению ребенка или к размыванию его границ и подмене их границами другого. Отвержение со стороны родителей, полное пренебрежение ребенком или отсутствие полноценного взаимодействия создает вокруг него некое подобие психологического вакуума, в котором он не может найти опору для выстраивания своих границ с социальным миром. Неполноценность какого-либо органа позволяет ребенку довольно рано устанавливать его отличие от других, т.е. фактически проводить границу между собой и другими людьми, но и одновременно максимально ограничивает возможность последнего в установлении широкого плодотворного контакта с миром. [5, 87]

Психологи называют комплексом совокупность бессознательных представлений, эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека в самом начале его жизненного пути и затем влияют на его мироощущение и поведение.Закомплексованность может выражаться в преувеличении, акцентировании своей немощи, вплоть до «бегства в болезнь». Отчаявшись добиться признания со стороны окружающих, не имея возможности подкрепить собственную самооценку реальными успехами и достижениями, человек порой начинает, сколь это ни парадоксально, упиваться неудачами, поражениями и даже болезнями. Более того, он может безотчетно провоцировать возникновение разных болезненных симптомов, чтобы хоть так привлечь к себе внимание и вызвать сострадание близких.

Говоря о невротических проявлениях у людей А. Адлер писал «Основанное на реальных впечатлениях, впоследствии тенденциозно закрепленное и углубившееся чувство неполноценности уже в детском возрасте постоянно побуждает пациента направлять свое стремление на цель, значительно превышающую всякую человеческую меру». Конечно, из этого не следует, что все талантливые невротики, применив механизм гиперкомпенсации, становятся великими художниками, философами, политиками и полководцами. Для обычного невротика, как пишет Адлер, «психотерапевтическое лечение должно быть направлено на то, чтобы показать ему, как он привычным для себя способом постоянно пытается оказаться в идеальной для осуществления своей руководящей жизненной линии ситуации, пока он, поначалу из негативизма, а затем по собственной воле не изменит свой жизненный план и не присоединится к человеческому сообществу и его логическим требованиям».

Вернемся немного к истории появления индивидуальной психологии А.Адлера и психосоматической медицины вообще.Издавна людям было известно, что состояние психики влияет на физическое здоровье. Примеры такого влияния приводились еще Гиппократом. Тем не менее, в 19 в., когда зарождалась современная научная медицина, представление о важности этой связи было утрачено. Основное внимание уделялось изучению доступных глазу структурных аномалий (патоанатомии). Лишь в 20 в. пришло понимание, что болезни, прежде всего, связаны с функциональными нарушениями (патофизиологией). Одной из основ психосоматической медицины стала научная психология, также появившаяся лишь в 20 в., так в 1907 году А.Адлер в своих работах пытался объяснить, почему болезни по разному воздействуют на разных людей, он писал как врач преимущественно с физиологической точки зрения, а также обращал внимание, что у каждого индивидуума существуют определённые слабые места, особенно подверженные болезням. В дальнейшем развитии психосоматической медицины были сделаны выводы о том, что нет ни одной болезни, в развитие которой так или иначе не вовлекались бы наряду с физическими и психологические факторы. Такие факторы, как плохое питание, алкоголь, курение, злоупотребление лекарствами, кажутся биологическими, но в их основе лежит психологически мотивированное поведение. Аналогичным образом жизненные «стрессы», как известно, связаны со множеством различных болезней.[3, 187] Учитывая основные понятия связанные с комплексом неполноценности и способом избавления человека от чувства неполноценности, дискомфорта, слабости и беспомощности Адлер предположил появление множества симптомов, связанных с психологическим состоянием человека, и способов комплексного лечения с помощью психотерапии.

Новейшие достижения Альфреда Адлера

Многие из новаторских идей Адлера сейчас применяются столь широко, что воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Его работа над взаимодействием психологических и физических элементов   в случаях органической неполноценности (см. выше) стала инструментом для создания психосоматической медицины. Почти в каждой психологической работе касающейся воспитания используются положения из теории Адлера, касающиеся детского поведения, хотя и без ссылок на него. Адлеровская психология оказала влияниена ведущихпсихологов, таких как Маслоу, Роджерс, документально доказано (Ansbacher, 1990)[7, 141]. Как неоднократно было доказано, теория Адлера сталапредпосылкой образования когнитивной психологии. Значительным вкладом Адлера вразвитие современной психологии является исследование комплекса неполноценности, роли власти и агрессии в поведении человека, концепция единства личности и утверждение важности несексуальных факторов в развитии.

Идеи Адлера имели огромное значение для развития современной психологии, психиатрии, особенно детской, а также оказали существенное влияние напроцессы воспитания и обучения.

Список литературы:
  1. Акимова М.К.Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2003. – 489с.
  2. Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  3. Васильев В. Стресс и здоровье. — М., 1991.-369с.
  4. Грановская Р. Элементы практической психологии. Л. 1988.-215с.
  5. Запашный А.М. Комплексы в подростковом возрасте. Монография. Новосибирск, 1985.- 446с.
  6. Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001. – 612с.
  7. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864с.

Автор: Попова Юлия, практикующий военный психолог.

Публикуется в авторской редакции


Купить книгу в Литрес Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch. ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Комплекс неполноценности — Энциклопедия Нового Света

В области психологии и психоанализа комплекс неполноценности — это чрезвычайно глубокое чувство того, что один человек ниже других. Это часто происходит бессознательно и, как считается, заставляет страдающих людей сверхкомпенсировать, что приводит либо к впечатляющим достижениям, либо к крайнему антиобщественному поведению. Ранняя работа в этой области была начата Альфредом Адлером, который использовал пример «комплекса Наполеона», чтобы проиллюстрировать свою теорию. По словам Адлера, даже самые глубокие и разрушительные комплексы неполноценности можно вылечить с помощью его терапевтического процесса, который использует нашу естественную способность вносить позитивные изменения в нашу жизнь.

Содержание

  • 1 Классическая психология Адлера
  • 2 Комплекс Наполеона
  • 3 Комплекс неполноценности у детей
  • 4 Культурный холуй
  • 5 Лечение
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 кредитов

Классическая психология Адлера

Комплекс неполноценности — чрезвычайно глубокое чувство неполноценности, которое может привести к пессимистическому смирению и предполагаемой неспособности преодолевать трудности. В отличие от нормального чувства неполноценности, которое может выступать в качестве стимула к достижениям, комплекс неполноценности представляет собой развитое состояние уныния, часто приводящее к отступлению от трудностей. Этот невроз вызван попыткой достижения крайне нереалистичного идеала личности, в то время как вера в собственную значимость уже сильно поколеблена глубоко укоренившимся чувством неполноценности. С другой стороны, комплекс неполноценности может привести к успешным сверхдостижениям, сопровождаемым добровольным социальным остракизмом, поскольку человек доведен до крайности, чтобы сверхкомпенсировать свою воспринимаемую неполноценность, полагая, что другие видят его только с точки зрения этой неадекватности.

Понятие комплекса неполноценности впервые было введено Альфредом Адлером в его «Индивидуальной психологии». Адлер определял психическое здоровье как чувство человеческой связи и готовность полностью развиваться и способствовать благополучию других. Когда эти качества недостаточно развиты, человек испытывает чувство неполноценности или отношение превосходства, которое может вызывать неприязнь у других. Восприятие превосходства приводит к эгоцентричному поведению, и человек может эмоционально или материально эксплуатировать других людей. Адлеровская теория индивидуальной психологии психологической компенсации утверждает, что «чем сильнее чувство неполноценности, тем выше цель личной власти».

Адлер постулировал, что в результате начальной беспомощности младенец чувствует себя неполноценным и пытается преодолеть чувство незавершенности, стремясь к более высокому уровню развития. Чувство неполноценности и компенсация этого чувства становятся динамическим принципом мотивации, перемещая человека с одного уровня развития на другой. Это стремление происходит постоянно на протяжении всей жизни, начиная с младенчества, когда дети осознают свои недостатки, особенно при сравнении себя со старшими детьми и взрослыми. Адлер описал возникающее в результате чувство неполноценности как «ситуацию с минусом». Эти чувства неполноценности становятся мотивацией для стремления к тому, что он называл «положительными ситуациями».

Адлер провел различие между первичными и вторичными чувствами неполноценности. Первичное чувство неполноценности коренится в исходном опыте маленького ребенка слабости, беспомощности и зависимости. Вторичное чувство неполноценности относится к опыту взрослого, который не может достичь бессознательной, компенсаторной, вымышленной конечной цели субъективной безопасности и успеха. Воспринимаемая дистанция от этой цели приводит к «минусовому» ощущению, которое затем может вызвать воспоминание об исходном чувстве неполноценности. Это сочетание чувств неполноценности может восприниматься как непреодолимое.

Проблема с этим чувством неполноценности заключается в том, что цель, придуманная для облегчения первоначального, первичного чувства неполноценности, на самом деле вызывает вторичное чувство неполноценности. Этот порочный круг характерен для страдающих неврозами. Вторичное чувство неполноценности обостряется, когда человек ставит перед собой нереально высокую или невозможную компенсаторную цель. Помимо страданий от недостижения этой цели, взрослому человеку может еще преследовать остаток исходного, первичного чувства неполноценности.

Комплекс Наполеона

Комплекс Наполеона (или синдром Наполеона) — это разговорный термин, используемый для описания типа комплекса неполноценности, которым страдают люди невысокого роста. Альфред Адлер использовал Наполеона Бонапарта как пример человека, доведенного до крайности психологической потребностью компенсировать то, что он считал недостатком: свой маленький рост. Однако на самом деле Наполеон не был особенно низким, его рост чуть превышал 168 см (5 футов 6 дюймов).

Как правило, люди с этим комплексом компенсируются разными способами. Например, человек с комплексом Наполеона может размещать в своем доме картины на более низком уровне и делать другие подобные приспособления, которые позволяют ему чувствовать себя выше в своем окружении. Компенсационное поведение может также включать в себя чрезмерную агрессию или склонность к спорам, а также склонность к стремлению к сверхдостижениям, и все это служит для того, чтобы дать человеку чувство большей самооценки.

Комплекс неполноценности у детей

Адлер считал, что чувство неполноценности обычно начинается в детстве. У детей может развиться чувство неполноценности из-за реальных недостатков или из-за неправильного толкования своего тела или своих социальных или физических отношений с окружающей средой. Адлер считал, что фиктивная цель превосходства ставится выше и тем настойчивее будет соблюдаться, чем дольше и яснее ребенок осознает свою незащищенность, чем больше он страдает от действительных физических или умственных недостатков и чем сильнее он чувствует себя заброшенным. . В какой-то момент стремление к власти и господству над другими преувеличивается и усиливается, пока не становится патологическим.

Концепция неполноценности как мотивационной силы для детей не уникальна для Адлера. Один из учеников Адлера, Энтони Брук, предупредил, что навешивание ярлыков на детей как на агрессивных или иным образом асоциальных является лишь поверхностным. Он считал, что стремление к значимости и чувство неполноценности являются причинными факторами. Чувство неполноценности ранит детей и делает их агрессивными. С другой стороны, он считал, что чувство неполноценности может быть очень полезным в воспитании. Это особенно важно с точки зрения педагога, так как интерес детей к своему образованию проистекает из их чувства неполноценности, если оно остается в допустимых пределах. Он указал на две существенные причины, препятствующие интересу ребенка к учебе. Первая — это чрезмерное чувство неполноценности, ведущее к отчаянию и чувству безнадежности в достижении мастерства. Другое, обычное последствие первого, есть развитие стремления уже не к безопасности и равенству, а к власти и превосходству.

Эрик Эриксон описал четвертую стадию психосоциального развития как задачу неполноценности против трудолюбия. Он обнаружил, что для ребенка на этом этапе важно открыть для себя удовольствие от того, чтобы быть продуктивным и испытать успех. В школе перед ребенком ставится задача освоить академические навыки, новые навыки общения со сверстниками, а также развить физические способности посредством игр и спорта. Трудности в любой из этих областей могут привести к чувству неполноценности, неудачи и некомпетентности. Однако при поддержке взрослого ребенок может развить чувство компетентности. Если взрослые в жизни ребенка не поддерживают ребенка, вероятно, разовьется чувство неполноценности, что, в свою очередь, приведет к тому, что ребенок будет вкладывать меньше средств и, таким образом, к дальнейшим неудачам.

Культурное отвращение

Было высказано предположение, что комплекс неполноценности может существовать и на более широком уровне, затрагивая целые культуры. В таких случаях, известных как «культурное неприятие», люди определенной нации испытывают чувство смущения, вызванное ощущением того, что их национальная культура уступает другим. Несмотря на спорность как социологическая теория, этот термин вошел в обиход, особенно в Австралии, Шотландии и других странах, исторически связанных с Англией.

Адлер считал, что желание групп сбежать или компенсировать свое сокрушительное чувство неполноценности является фактором, способствующим национальной ненависти, классовой борьбе и даже войне. Он приписывал такое чувство неполноценности отдельным людям в толпе, требующей войны как решения предполагаемых угроз своей безопасности, и еще более многочисленным толпам, которые приняли войну как решение.

Адлер пришел к выводу, что его принципы индивидуальной психологии могут быть также применены к группам, объединяя скрытые силы во благо, как это было для отдельных людей. Он постулировал, что если его использовать в более широком масштабе, этот подход может превратиться в мощный инструмент для избавления наций и групп от их деструктивных коллективных комплексов неполноценности, точно так же, как он излечил людей от их чувства неполноценности.

Лечение

Основным показателем психического здоровья в адлерианской психотерапии является чувство общности и связи со всей жизнью. Попытки компенсировать преувеличенное чувство неполноценности вымышленной конечной целью превосходства над другими являются серьезным препятствием для развития чувства общности. Это чувство единства дает реальный ключ к истинному чувству безопасности и счастья человека. При адекватном развитии оно приводит к чувству равенства, отношению совместной взаимозависимости и желанию внести свой вклад. Следовательно, главная цель адлерианской психотерапии — усилить это чувство общности.

Терапевтический процесс одновременно фокусируется на трех аспектах изменения. Во-первых, болезненное, преувеличенное чувство неполноценности сводится к уровню, который можно использовать для содействия росту, развитию и здоровому стремлению к значимости. Во-вторых, необходимо высвободить деструктивное стремление больного к превосходству над другими, проявляющееся в компенсаторном образе жизни. Третий аспект – это воспитание равенства и чувства общности. В основе этого подхода лежит твердая вера в творческую способность человека свободно делать выбор и корректировать его при наличии достаточной информации — чрезвычайно оптимистичный взгляд на человеческую природу и нашу способность меняться.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Адлер, Альфред. 1987. Внутренняя жизнь ребенка и чувство общности. Индивидуальная психология. Том. 44 № 4, сентябрь 1987 г.
  • Бори, К. Джордж. 1997. Альфред Адлер

Внешние ссылки

Все ссылки получены 2 марта 2018 г.

  • Этапы психосоциального развития Эрика Эриксона
  • «Я хочу покончить с шотландским раболепием» — новость со ссылкой на первого министра Шотландии Джека Макконнелла.

Кредиты

Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Комплекс неполноценности  история
  • Napoleon_complex  history

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «комплекса неполноценности»

Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

Психология Альфреда Адлера: превосходство, неполноценность и отвага

Посмотреть арт в видео

Ниже приводится стенограмма этого видео.

«Было бы нелегко найти другого автора, — писал Анри Элленбергер в «Открытии бессознательного», — от которого было заимствовано так много со всех сторон без подтверждения, чем Альфред Адлер». (Открытие бессознательного, Анри Элленбергер)

Хотя Альфред Адлер был одним из самых влиятельных психологов двадцатого века, его сильно затмили два его современника — Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. Однако подход Адлера к пониманию человеческого поведения имеет привлекательный аспект, которого иногда не хватает этим двум другим мужчинам, — он чрезвычайно практичен. Он полагался на здравый смысл, чтобы объяснить, почему люди ведут себя так, а не иначе и как лучше всего изменить свое поведение, чтобы жить более процветающей жизнью. Одна из основных тем его работы заключается в том, что часто источник наших страданий заключается не в том, как жизнь бросает нам вызов, а в решениях, которые мы принимаем перед лицом таких вызовов, и в этом видео мы предоставим обзор психологии Адлера, чтобы конкретизировать эту идею.

Согласно Адлеру, если мы хотим понять, почему человек ведет себя так, а не иначе, мы должны сначала признать, что люди склонны стремиться к достижению целей, созданных ими самими:

«…первое, что мы обнаруживаем в психических тенденциях, это то, что движения направлены к цели. . .Эта телеология, это стремление к цели заложено в концепции приспособления». (Альфред Адлер, Понимание человеческой природы)

У каждого из нас есть множество целей в отношении различных аспектов нашей жизни. Наш выбор этих целей, согласно Адлеру, структурирован целью более высокого порядка, называемой нашим самоидеалом. Наш Я-идеал представляет собой идеальный тип человека, которым мы хотели бы стать, и его формирование начинается в раннем детстве. «Как нам лучше всего найти свое место в этом мире?» — задаемся вопросом мы, и то, как мы отвечаем на этот вопрос, формирует наш идеал себя. Иными словами, наш идеал «Я» формирует ход нашей жизни в том смысле, что он

«указывает на будущее и «тянет» нас к тому, что могло бы быть, что могло бы быть». (Основы адлерианской психологии)

Наше представление о себе играет решающую роль в нашем развитии, поскольку оно влияет на наше стремление к превосходству, которое, согласно Адлеру, является фундаментальной движущей силой человеческого поведения. Другими словами, мы естественным образом стремимся улучшить нашу видимую долю в жизни, чтобы занять более выгодное положение. Или, как выразился Адлер, «материал жизни постоянно стремился достичь плюса из минусовой ситуации» (Альфред Адлер, «Социальный интерес: вызов человечеству»). Если стремление к превосходству является врожденным, то конкретные проявления этого стремления определяются содержанием нашего Я-идеала. Другими словами, мы стремимся к превосходству, стремясь актуализировать наш я-идеал.

По мере того, как мы идем по жизни, мы узнаем, какие типы поведения и модели мышления приближают нас к нашему идеалу себя, а какие мешают нам. В процессе мы вырабатываем то, что Адлер назвал стилем жизни, который «представляет собой субъективный, не сформулированный набор руководящих принципов, которые люди разрабатывают и используют для продвижения по жизни и достижения своих целей». (Азбука адлерианской психологии) Адлер настаивал на том, что мы не можем априорно судить об образе жизни как о здоровом или нездоровом, нормальном или ненормальном. Скорее мы можем только наблюдать за ним в действии и видеть, какой успех он приносит.

«Для Адлера не было «нормального» образа жизни. Каждый образ жизни был адекватным, пока жизнь не поставила перед ним задачу, к которой он не был готов; именно тогда и проявились его «слабые места». (Гарольд Мосак и Майкл Маниаччи, Учебник по адлерианской психологии)

«Слабые стороны» нашего образа жизни подрывают наше стремление к превосходству и вызывают чувство неполноценности. Чувство неполноценности основано на субъективных оценках, которые мы делаем о себе, или на выводах, которые мы делаем относительно нашей способности достигать наших целей. Чувство неполноценности часто вызывается тем, что называется объективной неполноценностью, то есть неполноценностью, основанной на некоторых измеримых критериях по сравнению с другими. Например, мы можем быть объективно хуже с точки зрения нашей силы или роста, суммы денег, которую мы зарабатываем, или нашего уровня навыков в определенной деятельности. Однако объективная неполноценность вызывает чувство неполноценности только в том случае, если это как-то важно для нашего стремления к превосходству. Если, например, кто-то беден, но деньги не являются важной частью его я-идеала, его недостаток богатства не вызовет чувства неполноценности. С другой стороны, чувство неполноценности может возникнуть при отсутствии объективной неполноценности. Очень часто люди считают себя неполноценными способами, которые не имеют под собой реальной основы.

То, как мы реагируем и адаптируемся к нашей неполноценности, сильно влияет на наше психологическое здоровье и общее качество нашей жизни. Адлер предположил, что есть два основных способа справиться с чувством неполноценности. Либо мы рассматриваем обстоятельства, которые их порождают, как проблемы, с которыми нужно столкнуться, и поэтому используем копинг-поведение, либо мы рассматриваем их как проблемы, которых нужно избегать, и прибегаем к защитному поведению.

Копинг-поведение можно разделить на два типа: непосредственное решение проблем и компенсация. Когда мы верим, что можем напрямую устранить причину нашего чувства неполноценности, мы применяем подход к решению проблем. Если мы теряем работу, мы ищем другую, если наши навыки недостаточны для какого-то дела, мы тратим время на их совершенствование. Если, с другой стороны, прямое решение проблемы невозможно, мы можем прибегнуть к копинг-поведению, называемому компенсацией. Мы ищем способы компенсировать нашу неполноценность, совершенствуясь таким образом, чтобы компенсировать наш недостаток. Например, тот, кто потерял слух, может компенсировать это, развивая способность читать по губам.

Однако многие люди не желают решать свои проблемы таким образом и поэтому обращаются к защитному поведению. Защитное поведение используется в попытке убедить себя и других в том, что причина, по которой они не смогли справиться со своей неполноценностью и приблизиться к своим целям, заключается в том, что определенные препятствия, которые, как они утверждают, находятся вне их контроля, мешают их прогрессу. Адлер сравнил защитное поведение с представлениями в цирке, поскольку они используются для того, чтобы отвлечь внимание от самых насущных проблем жизни и вместо этого направить его на проблемы, которые относительно тривиальны.

Защитное поведение принимает различные формы. У некоторых людей возникают физические проблемы, такие как головные боли или хроническая усталость, которые затем используются в качестве оправдания того, почему они не могут справиться со своими проблемами. У других развиваются тревожные расстройства, которые используются аналогичным образом; они используют свои страхи как оправдание того, почему они не могут предпринять действия, необходимые для того, чтобы приблизиться к своим целям. В других случаях, вместо того, чтобы полагаться на оправдания и симптомы, люди обращаются к защитному поведению, которое Адлер назвал поиском на расстоянии. Это влечет за собой прокрастинацию или только самые маленькие шаги вперед, прежде чем вернуться в свою зону комфорта.

Хотя все мы в той или иной степени используем защитное поведение, проблемы возникают, когда оно продолжается слишком долго. Поскольку, как заметил Элленбергер в «Открытии бессознательного», Адлер считал тех, кто полагается на защитное поведение, «жалкими людьми, которые использовали прозрачные уловки, чтобы избежать… жизненных обязанностей». («Открытие бессознательного», Анри Элленбергер) Защитное поведение со временем теряет свою эффективность. Мы можем полагаться только на определенные оправдания до тех пор, пока другие их не увидят. Когда это происходит, у нас есть два варианта: мы можем начать решать свои проблемы прямо или полностью отказаться от проблемы, развив тем самым то, что Адлер назвал комплексом неполноценности.

Чтобы избежать этой участи, мы должны перестать полагаться на защитное поведение и научиться прямо сталкиваться с проблемами. Адлер считал, что иногда причина, по которой люди изо всех сил пытаются это сделать, заключается в том, что они приняли идеал себя, который не способствует здоровому существованию. Возможно, наш я-идеал чрезмерно перфекционист или слишком зависит от погони за такими вещами, как богатство, статус, власть, слава или красота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *