Социальный интерес как предмет анализа в индивидуальной психологии А.Адлера
Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитывает и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.[10, с. 138]
Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди – прежде всего мать, а затем остальные члены семьи – способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния.
Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений – качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку – любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.
Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся неосуществленными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.[1,с.172]Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия.
Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.
Индивидуальная психология Адлера описывает человека как единого и целостного. Адлер предложил теорию, с помощью которой можно оказать помощь людям в понимании себя и других. Основные принципы его системы, следующие: индивидуум как самосогласующаяся целостность, человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, а также социальная принадлежность индивидуума.
Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство, а стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. [14]
Стиль жизни, по мнению австрийского психолога, основан на наших усилиях, направленных на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, на усиление чувства превосходства. С точки зрения Адлера стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте от 4 до 5 лет, изменить его позже почти невозможно. Он становится главным стержнем поведения в будущем.
Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума; определенное влияние на его формирование оказывает также порядок рождения в семье. Последним конструктом, на котором делается упор в индивидуальной психологии, является социальный интерес — внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья.
Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали.
Подводя итог,
можно сказать о то, что Адлер
разработал холистическую систему индивидуальной
психологии, подчеркивающую подход к пониманию
каждого человека как интегрированной
целостности в социальном контексте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.А. Адлер Наука о характерах.
Понять природу человека — Академический
проект, 2011. -253с.
2. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное
психологическое консультирование. –
М., 2005. – 218 с.
3. Браун Дж., Кристенсен Д..Теория и практика семейной психотерапии – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
4. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М. : Деловая книга, 2004. – 208 с.
5. Елизаров А.Н. Психологическое
консультирование семьи: Учебное пособие.
— М.: Ось-89, 2004. — 399 с.
7. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 2003. – 264 с.
8. Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 544с.
9. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общ.ред. Н.Н. Посысоева. – м.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
10. Практика и теория индивидуальной психологии/ А. Адлер; пер. с англ. А. Боковикова. – М.: Академический Проект, 2011. – 240 с.
11. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнайдер: В 2 ч. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.
12. Семейное консультирование: учебник
для студентов высших учебных заведений / В.
В. Гагай. — Санкт-Петербург :
13. Журнал практической психологии
и психоанализа. [Электронный ресурс].
— Режим доступа: http://psyjournal.ru/ | |
14. Журнал «Вопросы психологии». [Электронный
ресурс]. — Режим доступа: http://www.voppsy.ru/
Альфред Адлер — презентация онлайн
1. Альфред Адлер
1870–19372. Биография
Австрийский психиатр и психолог. Родилсяв Рудольфсхайме, предместье Вены, в семье
еврейского купца среднего достатка. В
детстве Альфред болел многими серьезными
болезнями, в том числе рахитом, он упорно
боролся против своих физических слабостей.
В пять лет Альфред заболел тяжелейшим
воспалением легких, так, что семейный
доктор считал этот случай безнадежным; но
его спас другой врач. Выздоровев, мальчик
тоже решил стать врачом.
Получил образование
в Вене. В
восемнадцать лет он
поступил в Венский
университет, чтобы
изучать медицину, и
в 1895 году получил
ученую степень. Он
открыл частную
практику, сначала в
области
офтальмологии,
потом – общей
медицины.
Благодаря растущему интересу молодого
врача к нервной системе, ее
функционированию и адаптации, его
занятия постепенно переместились в
область неврологии и психиатрии.
После окончания Венского университета
Адлер примкнул к социалдемократическому движению и активно
участвовал в нем, проповедуя идею
равенства всех людей, независимо от
расы, религии, пола и т.д.
На одном из митингов он познакомился с
приехавшей из России студенткой
Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая
несколько позже стала его женой.
С 1900-х годов Адлер начал
заниматься психопатологией в
контексте общей медицины.
В 1902 году, в возрасте 32-х лет, Адлер
вступил в кружок психоаналитиков. В
отличие от Фрейда, Адлер не считал,
что причины психической болезни
следует искать в какой-то сексуальной
травме, полученной в раннем детстве и
оспаривал он и его метод
интерпретации сновидений.
В 1907 году Адлер опубликовал книгу
«Исследование неполноценности
органов» (Studie ber die Minderwertigkeit
von Organen), в которой изложил свои
взгляды на формирование
человеческой психики, что вызвало
негативную реакцию Фрейда. Адлер
заявил о том, что «психоанализ не
должен быть ограничен только одним
способом», в ответ на это Фрейд резко
высказался о «своеволии отдельных
психоаналитиков».
В 1910 году Адлер был избран
президентом Венского
Психоаналитического общества. Тем
временем отношения между Фрейдом и
Адлером резко ухудшились. Фрейд, ещё
в ноябре 1910 года в своих письмах к
Юнгу называвший Адлера «вполне
приличным и очень умным человеком»,
к концу года объявил его «параноиком»,
а его теории — «непонятными».
К 1911 году теоретические расхождения
стали неприемлемыми и Адлер вместе
с восемью единомышленниками
разорвал отношения с кружком Фрейда.
Впоследствии, по решению Фрейда
между членами Венского
психоаналитического общества и
отколовшейся «бандой Адлера» не
допускалось контактов.
С 1912 Адлер начал применять термин
«индивидуальная психология »; в том
же году был опубликован труд Адлера
«О нервном характере», где
обобщались основные концепции
ученого. Книга была отвергнута
коллегией венских профессоров,
которые считали, что этот труд
относится к области философии, а не
медицины.
Также в 1912 Адлер основал «Журнал
индивидуальной психологии»,
публикация которого была прервана
Первой мировой войной. В течение двух
лет Адлер служил на русском фронте;
вернувшись в 1916 в Вену, стал
главным врачом военного госпиталя.
Адлер, сердечный, общительный,
остроумный человек, умел найти подход
к своим пациентам. Его теории, в
отличие от фрейдовских, никого не
шокировали.
В 1919 при поддержке австрийского
правительства Адлер организовал
первую детскую реабилитационную
клинику. Через несколько лет в Вене
было уже около тридцати таких клиник,
в которых работали ученики Адлера.
Персонал каждой клиники состоял из
врача, психолога и социального
работника. Деятельность Адлера
получила международную известность.
Детские реабилитационные клиники
появились в Германии, Голландии,
несколько позже – в США.
В 1922 был возрожден
«Журнал
индивидуальной
психологии»,
получивший
название
«Международного
журнала
индивидуальной
психологии».
В 1926 году Адлер получил приглашение
занять должность профессора
Колумбийского университета в НьюЙорке. В 1928 году Адлер читал лекции
в Новой школе социальных
исследований в Нью-Йорке.
С приходом к власти нацистов
последователи Адлера в Германии
подверглись преследованиям и были
вынуждены эмигрировать. В 1934 году в
Австрии были закрыты все детские
реабилитационные клиники. В связи с
усилением нацизма, в 1932 году Адлер
окончательно покинул Вену,
обосновался в США, где он возглавил
кафедру психологии в Лонг-Айлендском
медицинском колледже.
В апреле 1937 года, после серии лекций во
Франции, Англии и Голландии, он,
вероятно, перенес сердечный приступ,
однако ограничился непродолжительным
отдыхом в отеле и не упомянул о
случившемся в письмах родным и
друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937
года, приехав в Абердин (Шотландия)
для чтения серии лекций, Адлер, в
возрасте 67-ми лет, неожиданно
скончался от обширного инфаркта.
17. Концепция индивидуальной теории личности
Альфред Адлер ввёл своё понятие личности, аименно: в ней постулировалось три фактора
стабильности и динамики личности: чувство
общности, чувство неполноценности,
стремление к самозначимости. Считалось,
что если усиливается чувство
неполноценности, то повышается стремление
к самозначимости и понижается чувство
общности; если усиливается стремление к
самозначимости, то также понижается
чувство общности; и если, наконец,
усиливается чувство общности, то
понижается чувство неполноценности
19. 10 исходных положений теории Адлерa
1. Все его органы и функции человека рассматриваютсяс точки зрения обслуживания потребностей человека
как целостной системы.
2. Поведение людей не предопределено, они не
являются жертвами своего прошлого, своей
наследственности или своей окружающей среды.
Люди имеют выбор и делают его. Теория учит личной
ответственности.
3. Все поведение является целенаправленным и лучше
всего может быть понято на основе целевых
стремлений или тенденций конкретного человека или
на основе его неповторимой траектории движения (к
цели). Личность всегда находится в процессе
становления.
4. Люди могут выбирать, они способны осознавать
события, оценивать их и делать соответствующие
выводы.
5. Люди не просто приспосабливаются к своему
окружению, событиям или стимулам. Они могут
создавать и частично или полностью изменять эти
стимулы — объективно или субъективно.
6. Люди воспринимают мир субъективно, поэтому,
чтобы понять конкретного человека «мы должны
быть способны видеть его глазами и слышать его
ушами».
7. Все поведение должно пониматься в рамках
социальной среды. Люди изменяют свое положение,
как это описывалось в ранней гештальт-психологии, в
феноменальном поле. Адлерианскую психологию
часто характеризуют как теорию поля.
8. Адлер представил миру психологию ценностей.
Наивысшая ценность — идеальная ценность для
людей — заключается в социальном интересе,
который многими понимается как
переформулирование на языке психологии таких
религиозных заповедей, как «Возлюби ближнего
твоего, как самого себя» и «Не отделяй себя от
народа своего». Адлер был предшественником
современного экзистенциализма*, так как придавал
особое значение таким понятиям, как выбор, личная
ответственность и смысл жизни.
9. Адлерианскую психологию можно охарактеризовать
как идиографическую психологию**.
Номотетические** описания могут использоваться в
целях обучения, однако всякий раз, когда Адлер
позволял себе такие формулировки, он
предостерегал своих учеников: «Впрочем, все может
быть совсем иначе».
10. Психология Адлера — скорее
психология пользования, чем
психология владения. Она
функциональна, динамична.
Адлерианцы, кроме как в
эвристических*** целях, не прибегают к
категоризации. Диагностическая
номенклатура не слишком созвучна
адлерианской практике.
* Экзистенциализм — направление в философии
XX века, акцентирующее своё внимание на
уникальности иррационального бытия человека
**Идиографическая психология использует такие
теории и такие методы, которые сохраняют и
выявляют индивидуальные различия. Кроме того,
имеет место попытка предоставить каждому
испытуемому возможность говорить на его
собственном языке, сохранить смыслы, которые
поддерживают жизнь конкретных людей в этом мире,
и зафиксировать эти смыслы и субъективные
переживания с помощью относительно
неструктурированных, неформальных методов.
Номотетическая психология стремится к
выявлению научных, статистически достоверных и
допускающих обобщение законов человеческого
поведения.
*** Эвристика — метод преподавания (метод наводящих
вопросов, рассчитанный на то, что учащийся
самостоятельно найдет решение поставленного
вопроса).
24. Научные труды
Воспитание детей. Взаимодействие половИндивидуальная психология как путь к познанию и
самопознанию человека
Индивидуально-психологическое лечение неврозов
К теории галлюцинаций
Наука жить
Понять природу человека
Сны и их толкование
Техника лечения
Исследование неполноценности органов и ее
психической компенсации
О нервном характере
Практика и теория индивидуальной психологии
Невротическая конституция
Смысл жизни
Социальный интерес: вызов человечеству
26.
ИсточникиПСИХОЛОГИЯ: Введение в профессию(http://intropsy.ru)
Википедия (http://ru.wikipedia.org)
Психологический информационный
ресурс (http://www.sevpsiport.com)
Электронная энциклопедия «Britannica»
Библиотека ЛИБРУСЕК
Что еще нужно миру: социальный интерес
Социальный интерес, термин, введенный в начале 1900-х годов Альфредом Адлером, относится к родству человека с другими живыми существами и чувству принадлежности к человеческому сообществу (Adler, 1964/1933) . Хотя понимание социального интереса широко не известно, его потенциал для создания более гармоничного общества и смысла жизни огромен.
Из тысяч ранних воспоминаний, которые я слышал, одно особое воспоминание выделяется в моей памяти как яркий пример общественного интереса. Несколько лет назад я попросил маму рассказать об одном из ее первых воспоминаний. Маргарет, выросшая в Южном Бостоне, штат Массачусетс, вспоминала: «Я помню, как помогала маме развешивать белье на бельевой веревке, протянувшейся от окна нашего трехэтажного дома до угла соседнего дома. Мы вместе тянули веревку. чтобы заставить его двигаться, чтобы мы могли приколоть каждый предмет одежды один за другим. Было приятно иметь возможность помочь (Кларк, 2002, стр. xiii)».
Насколько я помню свою мать, когда она росла, она всегда казалась занятой, пытаясь помочь другим людям. Маргарет была довольна своей жизнью, хотя ей и моему отцу было нелегко воспитывать шестерых детей при скудных финансовых возможностях. Когда я был молод, я иногда удивлялся, как она может радоваться жизни, принося столько жертв.
Люди с повышенным социальным интересом проявляют совместную, конструктивную и содействующую активность в контексте эмпатических отношений. Хотя социальный интерес проявляется в раннем детстве человека, его также можно взращивать и развивать на протяжении всей жизни. Поощрение детей быть чуткими к потребностям других и пытаться понять точки зрения других людей имеет важное значение для стимулирования роста личностного измерения.
В то время как социальный интерес имеет альтруистические элементы, чувство психологического благополучия возникает благодаря преодолению эгоцентричных забот. Поиск смысла и цели в жизни путем участия в начинаниях, выходящих за рамки самого себя, является ключевым аспектом социального интереса. Принадлежность к группе также уменьшает чувство изоляции и одиночества, которое может быть частью человеческого состояния.
В отличие от воспоминаний Маргарет, я слышал множество ранних воспоминаний, которые предполагают низкий уровень социального интереса. В качестве примера Джейсон рассказал: «Я помню, как ждал, пока из школы выйдет ботан. Когда он появился, я ударил его по лицу. У него слетели очки, и я наступил на них. увидеть, как он плачет, как ребенок, когда я раздавил его очки ногой». В своей жизни Джейсон часто чувствует себя отчужденным от человеческого сообщества и в основном преследует эгоцентричные и антиобщественные цели.
У таких людей, как Джейсон, наблюдается дефицит социального интереса, что снижает их способность испытывать чувство принадлежности и сопереживания по отношению к другим. Задача общества состоит в том, как стимулировать развитие общественного интереса, в том числе у лиц, отвергающих стремление к сотрудничеству и содействию.
В моем опыте консультирования я наблюдал усиление социального интереса среди клиентов в контексте терапевтических отношений доверия и эмпатического понимания. В то же время легко плохо обращаться с людьми и увольнять их с пониженным уровнем социального интереса. Парадоксально, но эта позиция противоречит конечному выражению социального интереса: обеспечить место для всех живых существ в человеческом сообществе.
Gemeinschaftsgefühl: Чувство сообщества/Социальное чувство/Общественный интерес
Примечание: Номера страниц, заключенные в скобки, являются цитатами из Индивидуальная психология Альфреда Адлера: Систематическое представление избранных из его работ. (HL и RR Ansbacher, ред.). © 1964, Harper & Row, Publishers, Inc. Используется с разрешения Perseus Books Group.
Это неудовлетворительные переводы немецкого термина Адлера на английский язык, Gemeinschaftsgefühl . Наиболее точным из них является чувство общности, которое включает в себя осознание человеком своей принадлежности к человеческому сообществу и космосу, частью которого он является, а также понимание своей ответственности за то, как жизнь сообщества формируется под его влиянием.
или ее действий. Это фундаментальное чувство быть одним среди других в качестве ближнего. Адлер, для которого английский был иностранным языком, позволил себя убедить, что термин «социальный интерес» (под которым понимался интерес к интересам других) можно использовать для выражения того, что Адлер называл «направлением действия чувства общности». (цитируется по Ansbacher, 1992, с. 405), особенно в отношении решения трех жизненных задач. Иногда использовалось социальное чувство, но в конечном итоге предпочтение отдали термину «социальный интерес», возможно, чтобы избежать ассоциации с риторикой социализма или коммунизма. Чувство общности/социальный интерес, рассматриваемый как универсальная человеческая способность, необходимо культивировать и тренировать, и поэтому он понимается по аналогии с человеческой способностью к языку и речи. Кроме того, это считается показателем успешной адаптации (психического здоровья): чем более развито чувство общности, тем больше уменьшается чувство неполноценности со связанным с ним чувством отчуждения и изоляции; следовательно, эффективность психотерапии или консультирования зависит от повышения и укрепления чувства общности и социального интереса отчаявшегося человека.Фраза, которая ясно выражает то, что мы могли бы внести в объяснение [общественного интереса], звучит так: «Увидеть глазами другого, услышать ушами другого, почувствовать сердцем другого» (стр. 135). ).
Способность к отождествлению, которая одна делает нас способными к дружбе, любви к человечеству, сочувствию, занятию и любви, является основой социального интереса и может практиковаться и проявляться только в сочетании с другими (стр. 136).
[Общественный интерес или социальное чувство] — это больше, чем чувство; это оценочное отношение к жизни (с. 135).
Это означает, в частности, интерес или чувство к сообществу sub specie aeternatatis [под аспектом вечности — Спиноза] (стр. 142).
Отсутствие социального интереса, всегда обусловленное усилением чувства неполноценности, толкает индивидуума к неврозу или преступлению, а группы и нации к пропасти самоуничтожения (с. 449).
Общественный интерес есть истинная и неизбежная компенсация всех естественных слабостей отдельных людей (с. 154).
Общественный интерес . . . это врожденная потенция, которую необходимо сознательно развивать (стр. 134).
Индивидуальная психология утверждает, что сила общественного интереса лежит в основе всех социальных продуктов, таких как язык и разум или «здравый смысл» (стр. 449).
Чувство дома является непосредственной частью социального интереса. Жизнь на этой бедной земной коре человека, имеющего общественный интерес, протекает так, как если бы он был дома (с. 155).
Для доклада и обсуждения Sulliman Scale of Social Interest (1973), см. Oberst, U.E. & Stewart A.E. (2003), стр. 181-184.
© Griffith, J., & Powers, R.L. (2007). Лексикон адлерианской психологии: 106 терминов, связанных с индивидуальной психологией Альфреда Адлера (2-е изд.). Порт-Таунсенд, Вашингтон: Adlerian Psychology Associates (стр. 11).
Определения понятий используются с разрешения Джейн Гриффит. Полный список понятий и определений можно найти в Лексикон адлерианской психологии: 106 терминов, связанных с индивидуальной психологией Альфреда Адлера Джейн Гриффит и Роберта Л.