Альтруист и эгоист: Альтруизм — антипод эгоизма. Стоит ли связываться с альтруистами?

Альтруизм — антипод эгоизма. Стоит ли связываться с альтруистами?

 

Фильм «Просто так»

Альтруизм (от лат. alter – другой) – бескорыстная забота о другом человеке (других людях). Противоположность альтруизму – эгоизм. Близко – позиция Творца и позиция Ангела.

Альтруист – человек с нравственными принципами, предписывающими бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей). Альтруистом человек является тогда, когда в его заботе о людях ни на сознательном, ни на сверхсознательном, ни на подсознательном уровнях нет мыслей о собственных интересах и выгоде. Если альтруисту важна нравственная чистота его намерений, полная свобода от корысти, он стремится оказать помощь не близкому, а совершенно постороннему человеку.

Помогая друзьям, близким и любимым, мы, бывает, рассчитываем на взаимность. Есть матери, которые много вкладывают в своих детей, но обычно за этим есть понимание, что это «мои дети», есть желание воплотить в этих детях «свои идеалы», есть надежда на то, что они позаботятся о матери в старости или хотя бы скажут матери «Спасибо!».

Альтруист избегает всего этого. Альтруист просто дает, в этом вся суть. Никакого завтра у альтруиста нет, он не считает, сколько он вложил, и у него нет ожидания, что ему что-то вернется из того, что он вложил.

Альтруист – обычно мягкий, спокойный человек. Альтруист может часто предлагать кому-то помощь и надолго увлекаться деланием чужих дел, мало вспоминая о своих. Для альтруиста трудно сесть кушать, не позвав кого-то разделить с ним еду. Когда альтруисту удается кому-то помочь или выполнить чью-то просьбу, он внутри искренне рад. Он радуется чужим успехам и искренне сопереживает чужим трудностям.

Альтруизм бывает разный. Часто встречается недалекий альтруизм с торопливым желанием быстрее отдать первым попавшимся людям все, что у человека есть, просто потому, что они сильно нуждаются. Негативной стороной многих альтруистов является как раз то их качество, что они иногда слишком сильно забывают о себе. Человек, который считает, что о себе заботиться не нужно – не ценит и не уважает себя. Кроме того, это недальновидно. Если бы человек действительно заботился об окружающих, он бы задумался о том, за счет каких ресурсов он собирается о ком-либо заботиться. Он обязан был бы вначале обязательно позаботился о себе, чтобы он был хотя бы здоровый, умытый, еще чтобы имел машину, чтобы развозить свои подарки окружающим, чтобы у него на эти подарки были деньги… Мудрый альтруизм предполагает разум и осмотрительно разбирается, кому сколько чего дать, учитывая последствия этого, и предпочитает «не рыбкой накормить, а научить пользоваться удочкой», чтобы человек мог уже кормить себя сам.

Впрочем, в реальности таких чистых альтруистов мало, чаще альтруистами называют тех людей, которые склонны помнить о том, что кроме их интересов есть окружающие люди и о других заботится тоже. Впрочем, уже не совсем альтруизм. В Синтоне для этого есть специальное название – Творцы. Творец в своей жизненной стратегии разумнее альтруиста. Творец действительно хочет заботиться не только о себе, а еще о людях и жизни, но для того, чтобы делать это разумно, грамотно, долго и т. д., он заботится о том, чтобы у него было что-то, чтобы он сам был достаточно здоровый, богатый человек, тогда его помощь будет реальной. А так же нужно заботиться о том, чтобы его помощь была действительно нужна, чтобы ему не приходилось никого догонять после того, как он о ком-то позаботился, а от него все разбегаются.

Альтруизм стал отдельной темой экспериментальной социальной психологии и изучается под общей рубрикой просоциального поведения. Интерес исследователей к этой теме заметно возрос после появления многочисленных публикаций, посвященных антисоциальному поведению, в частности агрессии. Снижение агрессии виделось важной задачей наряду с расширением просоциального поведения. Особенно много усилий было потрачено на изучение помогающего поведения и вмешательства случайных свидетелей.

В академической психологии известны три теории альтруизма. Согласно теории социального обмена, оказание помощи, как и любое другое социальное поведение, мотивируется желанием минимизировать затраты и оптимизировать вознаграждение. «Теория социальных норм» исходит из того, что оказание помощи связано с существованием в обществе определенных правил, например, «норма взаимности» побуждает нас отвечать добром, а не злом тем, кто пришел нам на помощь, а норма «социальной ответственности» заставляет нас заботиться о тех, кто в этом нуждается, столько времени, сколько нужно, даже тогда, когда они не в состоянии отблагодарить нас. «Эволюционная теория альтруизма» исходит из того, что альтруизм нужен для «защиты собственного рода» (из книги Д. Майерс «Социальная психология​»).

Читайте статьи на тему: «Эгоистичны ли мы по своей природе?»: Биологически мы эгоистичны и оппонирующая ей статья Почему мы не рождаемся эгоистами.

Альтруист или эгоист: кем рождается человек

Кем рождается человек? Альтруистом или эгоистом? Можно ли научить мозг различать фейки? Об этом «РГ» беседует с Василием Ключаревым, профессором, заведующим международной лабораторией социальной нейробиологии НИУ ВШЭ, которая создана в рамках мегагранта.

Василий Андреевич, вы пытаетесь разобраться, человек рождается эгоистом или альтруистом. Со времен Дарвина ученые бьются над этим вопросом, философы уже сформулировали почти десяток определений альтруизма. Не отстают и биологи, а генетики периодически сообщают о разных вариантах гена альтруизма.

Василий Ключарев: Мы ни в коем случае и не замахиваемся на то, чтобы дать окончательный ответ на этот сложнейший вопрос. Одном из самых важных для понимания сути человека и его эволюции. Задача предельно скромная: посмотреть, что происходит в нашем мозге, когда он выбирает, поступить как альтруист или как эгоист.

Надеюсь, в мозг испытуемых не вводятся электроды?

Василий Ключарев: Сейчас есть современные методы, которые позволяют изучать мозг, не проникая в него. В нашем случае это транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). Аппарат излучает «пучок» магнитного поля, он проникает в мозг и временно подавляет активность той или иной зоны. В данном случае мы работали с лобной корой. Она возникла на поздних этапах нашей эволюции, отвечает за сознание, рабочую память и, что для нас принципиально важно, — за самоконтроль. Что произойдет, если отключить эту зону? Гипотеза была такая. Если альтруизм приобретен в ходе социализации человека и мы освобождаем его от самоконтроля, то на первое место выходит борьба за существование. Природный эгоизм. Люди должны меньше помогать друг другу. И наоборот, если альтруизм дан нам природой от рождения, то отключение лобной зоны должно снять приобретенный в ходе эволюции контроль, открыть дорогу глубинному естеству человека, который готов помогать другому.

И что ответил мозг добровольцев?

Василий Ключарев: Они играли в традиционные игры, которые применяют в своих исследованиях психологи и экономисты. Человеку дают приличную сумму денег, которые он может забрать домой, а может поделиться с другими. Каков результат? Когда снимали самоконтроль, то человек отдавал предпочтение альтруизму, больше делился, чем оставлял себе.

Можно ли научить мозг критично относиться к гигантскому потоку информации

То есть, наши далекие предки, когда только спустились с дерева и жили инстинктами, тем не менее были альтруистами. Возлюбили ближнего своего. И этот «закон» остался где-то в глубинах и нашего мозга. Но по мере эволюции, когда появлялись верхние, в том числе лобные области, когда человек начал жить осознанно, в этих зонах «возник» эгоизм. Странная картина? Вроде все должно быть наоборот.

Василий Ключарев: Если оценивать наши результаты формально, то такой вывод напрашивается. Но их надо рассматривать во всей полноте этой масштабной проблемы. Мы же посмотрели, что происходит в мозге, когда человек поставлен перед выбором, как ему поступить, проявить альтруизм или эгоизм. Не более того. Вообще в мире на эту тему делается огромное количество исследований. Например, профессор Майкл Томаселло показал, что маленькие дети обладают врожденной способностью помогать, даже когда их не просят. Словом, каждое исследование — это кирпичик в общую картину сложнейшей проблемы. Дает ее новый ракурс, позволяя хотя бы немного приблизиться к истине.

Другое ваше исследование связано с фейками. Сейчас нейросети пытаются их выявлять фейки, но успехи пока не впечатляют. Очевидную ложь они научились отлавливать, но более-менее изощренное вранье часто пропускают. В чем суть ваших работ?

Василий Ключарев: Мы не ловим фейки, а смотрим, как мозг на них реагирует. Цель — узнать, какая зона мозга в наибольшей степени грузится фейками, что в ней происходит. Можно ли его переучить более критично относиться к гигантскому потоку информации. В экспериментах участвуют две группы добровольцев. Одну несколько месяцев учили медиаграмотности, в том числе распознавать фейки. Другая подобный тренинг не проходила. Подчеркну, что такие исследования в нашей лаборатории находятся в самом начале пути.

Все это звучит, прямо скажем, фантастично. Неужели даже двоечника можно с помощью манипуляций на мозге, посылая в него соответствующие сигналы, сделать если не умным, то критичным? Не обучая медиаграмотности?

Василий Ключарев: Вполне возможно, это нереально, но цель науки — ставить задачи, даже нереальные. Отрицательный результат не менее важен, чем положительный. Нередко именно он дает совершенно неожиданную подсказку для дальнейшего поиска. И мы имеем возможность попробовать.

Разница между эгоизмом и альтруизмом

Опубликовано Admin

Эгоизм против альтруизма
 

Разница между эгоизмом и альтруизмом подчеркивает различие между двумя крайними человеческими природами. Эгоизм и альтруизм можно рассматривать как два разных термина. Они выдвигают на первый план две крайности природы человека. Эгоизм относится к качеству чрезмерной эгоцентричности или эгоизма. Альтруизм, с другой стороны, относится к качеству полной самоотверженности. Психологов всегда завораживала эта изменчивая природа человека, когда его действия то граничат с альтруизмом, то с эгоизмом. По их мнению, на это взаимодействие между различными действиями влияет ряд факторов. В этой статье делается попытка понять разницу через понимание индивидуальной терминологии.

Что такое эгоизм?

Термин эгоизм также упоминается как эгоизм . Этот термин можно определить как качество чрезмерной тщеславности или эгоцентризма . Человек эгоистичный, как правило, невнимателен к другим и сосредотачивается исключительно на индивидуальном «я». Такой человек будет заниматься любой деятельностью, которая вредит другим и приносит пользу себе. В этом смысле, можно сказать, у него утрачивается чувство морали и морального долга по отношению к другим. Это можно понять на примере. Мужчина, который женат и имеет двоих детей, решает бросить их, потому что они тяготят его. Семья бедна, а жена и дети не в состоянии зарабатывать для семьи. Мужчина считает, что ситуация слишком тяжелая и что ему не следует тратить свою жизнь на такую ​​жалкую ситуацию, и просто уходит. В таком сценарии человек полностью эгоцентричен. Он невнимателен к другим членам семьи и не чувствует никаких моральных обязательств. Некоторые считают, что человеку свойственно быть эгоистичным. Например, Томас Гоббс, который был философом, утверждал, что люди по своей природе эгоистичны. По его мнению, люди ведут войну друг против друга из-за своей эгоистичной природы. Однако нельзя утверждать, что все индивидуумы эгоистичны. Это можно понять через понятие альтруизма.

Эгоизм – оставить семью беспомощной

Что такое альтруизм?

Альтруизм можно просто определить как бескорыстие . Это когда человек ставит потребности других даже выше себя . Вот почему его можно рассматривать как противоположность эгоизму. Такой индивидуум настолько озабочен другими, что полностью игнорирует себя. Возьмем, к примеру, солдата, который жертвует собой, чтобы спасти других членов своего батальона, или родителя, который рискует собой или собой, чтобы спасти ребенка. Это случаи, когда человек полностью забывает о себе. В некоторых ситуациях альтруизм достигается за счет собственного «я». Тогда это рассматривается как жертва. Существует сильное моральное обязательство, а также эмоциональная привязанность, которая заставляет человека быть альтруистом. Одни считают, что это не следует рассматривать как альтруизм, потому что индивид выставляет себя за другого, который ему известен. Но альтруизм расширяется дальше. Когда человек на вокзале спасает жизнь совершенно незнакомому ему человеку, рискуя собственной жизнью, — это тоже альтруизм. Психологи проводят различные исследования, чтобы понять, почему люди ведут себя так.

Альтруизм – человек, рискующий своей жизнью, чтобы спасти кого-то.

В чем разница между эгоизмом и альтруизмом?

• Эгоизм можно определить как крайний эгоцентризм, тогда как альтруизм можно определить как самоотверженность.

• Эти два качества можно рассматривать как две крайности человеческого качества.

• Эгоистичный человек заботится только о себе, а альтруистический человек заботится о других, игнорируя себя.

 

Изображения предоставлены: Женщина и дети и спасение женщины через Wikicommons (общественное достояние)

Эгоизм и альтруизм — Философская энциклопедия Routledge

Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • контент заблокирован

    1

    Определения «эгоизма»

  • содержание заблокировано

    2

    Лечение эгоизмом альтруизма

  • контент заблокирован

    3

    Аргументы за и против

  • контент заблокирован

    4

    Древняя форма эгоизма

  • содержимое заблокировано

    Библиография

Тематический

  • По
  • Краут, Ричард

DOI

10.4324/9780415249126-L126-1

DOI: 10.4324/9780415249126-L126-1
Версия: V1, опубликован в Интернете: 1998
. com/articles/thematic/эгоизм-и-альтруизм/v-1


Генри Сиджвик рассматривал эгоизм как этическую теорию, параллельную утилитаризму: утилитарист считает, что нужно максимизировать благо всех существ во вселенной; вместо этого эгоист считает, что хорошее, к которому в конечном счете следует стремиться, есть только его собственное. Эту форму эгоизма (часто называемую «этическим эгоизмом») следует отличать от эмпирической гипотезы («психологического эгоизма»), согласно которой люди стремятся максимизировать собственное благо. Этический эгоизм может одобрять поведение, приносящее пользу другим, поскольку часто лучший способ продвигать свое благо — это формировать отношения сотрудничества. Но эгоист не может одобрить альтруистическое оправдание такого сотрудничества: альтруизм требует приносить пользу другим только ради них самих, тогда как эгоист настаивает на том, что конечной целью должно быть исключительно собственное благо.

Один из способов защитить этический эгоизм — утвердить психологический эгоизм, а затем предположить, что наши обязательства не могут превосходить наши возможности; если мы не можем не стремиться максимизировать собственное благополучие, мы не должны придерживаться менее эгоистичных стандартов. Но эта защита широко отвергается, потому что психологический эгоизм кажется слишком простой концепцией человеческого поведения. Более того, эгоизм нарушает наше чувство беспристрастности; нет такого факта о себе, который оправдывал бы исключение других из своей конечной цели.

Существует, однако, иная форма эгоизма, которая процветала в древнем мире и не поддается этой критике. Он утверждает, что чье-то благо состоит главным образом или исключительно в добродетельных поступках, и поэтому правильно понятый личный интерес является нашим лучшим проводником.

Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Ссылка на эту статью:
Краут, Ричард. Эгоизм и альтруизм, 1998, doi: 10.4324/9780415249126-L126-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/egoism-and-altruism/v-1.
Copyright © 1998-2022 Рутледж.

Похожие запросы

Темы
  • Этика

Связанные статьи

  • Буддийская концепция пустоты Уильямс, Пол
  • Моральная мотивация Уоллес, Р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *