Фрейд катарсис: Что такое катарсис и при чем здесь искусство

Катарсис — Психологос

Катарсис (от греч. katharsis — очищение) — процесс острого или длящегося негативного переживания, в своей верхней точке превращающийся в позитивное переживание. Кипение переживаний, превращающее темные, трудные и больные переживания в переживания чистые, светлые и благородные.

Традиционное понятие «катарсис» разработано в древнегреческой философии искусства. В древнегреческом языке слово katharsis чаще всего означало «очищение», в особенности от чувства вины. Однако наиболее известное его употребление в период античности встречается в загадочном определении Аристотелем трагедии как действия (drama), «совершающего путем сострадания и страха очищение (катарсис) подобных чувств». В дальнейшем катарсис получил распространение в психологической науке (Фрейд З., Выготский Л.С. и др.). Термин «Катарсис» употребляется в эстетике и в психологии искусства применительно к реакции зрителя, а в психотерапии — в связи с высвобождением вытесненного аффекта или психической энергии.

Различают катарсис высокий и бытовой. Высокий катарсис может произойти, например, через восприятие произведений искусства, например под впечатлениием трагедии и сопереживанию их высокой и трагической жизни. Бытовой катарсис — проще: человек пострадал, проплакался, и если после этого злость ушла и возникло желание простить, также говорят о бытовом катарсисе.

В психоаналитической литературе термин «катарсис» впервые появляется в «Исследованиях истерии» (Studien uber Hysterie, 1895) Йозефа Брейера и Зигмунда Фрейда, хотя и использование термина, и сам метод были предложены Брейером. Он добивался устранения симптомов истерии, побуждая пациентов в состоянии гипноза оживлять или вспомнить забытые события детства — часто, но не всегда травматические, — и связанные с ними чувства.

Фрейд предположил, что в таких случаях психическая или нервная энергия, которая привела бы к первичному аффекту, была отвлечена на формирование истерических симптомов и что воспоминания об этих событиях были вытеснены в бессознательное. Когда в гипнотическом состоянии в сознание вводится ранее вытесненное воспоминание и связанный с ним аффект, последний тем самым разряжается и симптом исчезает. Этот процесс аффективной разрядки получил еще одно название — «отреагирование». Фрейд считал катартический метод предшественником и сохраняющимся ядром психоанализа.

В современной психотерапии вне психоаналитической традиции словом катарсис в общем смысле обозначают терапевтическое высвобождение эмоций или снятие напряжения, включая и то, что могло сознаваться или быть связано с осознаваемыми переживаниями. В имплозивной терапии целенаправленно пытаются вызвать сильные эмоции, чтобы добиться катартического снятия напряжения. Катарсис — центральное понятие психодрамы и важный аспект большинства моделей сокращенной психотерапии и кризисного вмешательства. Иногда то же самое называется «выговариванием», «отыгрыванием» или «вентилированием». Важно помнить, что выбрасывание агрессии, пропагандируемое многими специалистами, является неэффективным методом и скорее вредной рекомендацией.

Катарсис. Что такое «Катарсис»? Понятие и определение термина «Катарсис» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Катарсис (греч. katharsis — очищение) – термин для обозначения очищающего эффекта переживаемых эмоций. Понятие предложил Аристотель в «Поэтике», когда описывал зрителей театра, наблюдающих за представлением и переживающих за трагическую судьбу главного героя.

В этот момент они пребывают в состоянии внутреннего очищения, которое полезно для души и тела. Позитивную роль искусства в этом контексте отмечали Пифагор, Гераклит, Платон, а также их многочисленные последователи в области философии и эстетики.

В психологии термин получил особое распространение – считается, что в эту область знаний его ввел австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд.

Предпосылкой для этого стал предложенный им и его наставником (австрийский врач Йозеф Брейер) катартический метод, который заключается в переносе в сознание подавленных чувств и воспоминаний, после чего следует эмоциональная разрядка. Самый известный пример – история исцеления Анны О. (псевдоним пациентки Брейера), к которой психотерапевт применял метод гипноза, благодаря чему она вспоминала забытые переживания и моменты, которые помогли ей избавиться от ряда психологических проблем.

Гештальт рассматривает катарсис как бурное проявление чувств, в результате которого происходит снятие напряжения. Например, когда человек плачет или переходит на крик. Катарсис, как правило, наступает после амплификации – классического метода терапии, при котором гештальт-специалист всячески способствует возникновению у пациента спонтанных чувств.

< Капризы детей

Клаустрофобия >

Популярные термины

    Катарсис

    Психоанализ

    Что такое психоанализ, чем он отличается от психотерапии, почему стоит так дорого и должен длиться так долго?

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Если из отношений исчез секс: 9 способов пробудить желание
    • О чем ваш партнер (не) должен знать: мнение семейного консультанта
    • Нормальный мужчина XXI века: какой он? Часть 2. Фаллоцентризм
    • Как природа может помочь вам при стрессе: советы экотерапевта
    • «За 23 года жизни у меня были только одни отношения: что я делаю не так?»
    • 12 условий, необходимых интроверту для счастья
    • Увидела мужа с любовницей и ослепла: истероидное расстройство личности
    • Инструкция для брошенных: как перестать плакать и начать жить

    Сегодня читают

    • «Как сообщить мужу, что я с ним развожусь?»
    • «Я в браке, но у меня не пропадает желание общаться с другими девушками. Почему?»
    • «Ненавижу играть с детьми. Я вообще нормальная мать?»
    • Ни в горе, ни в радости: 5 признаков, что семья на грани развода
    • Инструкция для брошенных: как перестать плакать и начать жить

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерОСЕНЬ 2022 №71

    Подробнее

    спецпроекты

    Катарсис (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) iResearchNet

    Определение катарсиса

    Согласно теории катарсиса, агрессивное действие или даже просмотр агрессии является эффективным способом уменьшения гнева и агрессивных импульсов. Слово катарсис происходит от греческого слова katharsis , что в буквальном переводе означает «очищение». Первое письменное упоминание о катарсисе встречается в «Поэтике» Аристотеля. Аристотель учил, что просмотр трагических пьес дает людям эмоциональную разрядку (9).0005 катарсис ) от негативных чувств, таких как жалость и страх. В греческой драме трагический герой не просто старел и уходил на пенсию — он часто умирал насильственной смертью. Наблюдая, как герои пьесы переживают трагические события, зритель, по-видимому, очистился от собственных негативных чувств. Считалось, что это эмоциональное очищение приносит пользу как человеку, так и обществу.

    Катарсис также играл важную роль в древних религиозных и магических ритуалах исцеления. Выплескивая свои эмоции, люди, по-видимому, вызывали и изгоняли демонов и злых духов, которые владели их телами.

    Древнее понятие катарсиса было возрождено Зигмундом Фрейдом, который считал, что подавленные негативные эмоции могут накапливаться внутри человека и вызывать психологические симптомы, такие как истерия (нервные всплески). Фрейд считал, что гораздо лучше выражать враждебность, чем сдерживать ее внутри.

    Терапевтические идеи Фрейда об эмоциональном катарсисе составляют основу так называемой гидравлической модели гнева, основанной на идее давления воды (гидравлический означает «связанный с водой»). Гидравлическая модель предполагает, что фрустрация приводит к гневу, а гнев, в свою очередь, накапливается внутри человека, подобно гидравлическому давлению в замкнутом пространстве, до тех пор, пока он каким-то образом не высвобождается. Если вы не выпускаете свой гнев наружу, а пытаетесь держать его внутри, это в конечном итоге приведет к тому, что вы взорветесь в агрессивной ярости. Современные теории катарсиса основаны на этой гидравлической модели.

    В статье о насилии и агрессии в СМИ обсуждается вопрос о том, повышает ли агрессию просмотр насилия. Поэтому в этой статье основное внимание будет уделено тому, увеличивает ли агрессивность агрессивное поведение (например, крик, вопли, удары ногами).

    Широко распространена вера в катарсис

    Вера в ценность излечения широко распространена во всем мире. Например, уже более 20 лет жители Токио вымещают свое недовольство на ежегодном конкурсе криков. Использование концепции в популярной прессе является признаком того, насколько она широко распространена. Сообщения о катарсисе часто появляются в пьесах, фильмах, телепрограммах, радиопрограммах, журналах и газетах.

    Вы даже можете покупать продукты, чтобы излить свой гнев. Например, «Стрелок по напряжению» — это деревянное ружье, которое стреляет до шести резинок за выстрел по целям, которые можно пометить лично (например, босс, свекровь). Еще один продукт — надувная боксерская груша Wham-It. Такие продукты основаны на гидравлической модели гнева. Компании, которые заставляют их рассчитывать на клиентов, которые считают, что вымещать гнев на неодушевленных предметах безопасно, полезно для здоровья и эффективно. Если бы не было таких клиентов, не было бы и таких продуктов.

    Концепция катарсиса пронизывает даже повседневный язык. В английском языке скороварка часто используется как метафора гнева. (Скороварка — это кастрюля, используемая для приготовления пищи под давлением, что сокращает время приготовления. У кастрюли есть запорная крышка и клапан, который можно использовать для уменьшения давления.) Люди похожи на скороварки, и их гнев подобен жидкости внутри. плита. По мере увеличения гнева жидкость поднимается. Люди говорят о гневе, который «кипит внутри» человека. Если люди очень злы, у них «кипит кровь» или они доходят до «точки кипения». Если гнев становится слишком сильным, люди «взрываются» или «взрываются». Чтобы предотвратить взрыв, людей призывают «выпустить свой гнев», «выпустить пар», «выпустить его» и «выплеснуть его из груди».

    Исследование доказательств катарсиса

    Если теория катарсиса верна, то выход гнева должен уменьшить агрессию, потому что люди должны избавиться от гнева. Почти сразу же, как только исследователи психологии начали проводить научные проверки теории катарсиса, они столкнулись с проблемами. В одном из первых экспериментов на эту тему, опубликованном в 1959 году, участники получили оскорбительное замечание от кого-то, кто выдавал себя за другого участника (сообщника). Затем некоторых из оскорбленных участников заставили в течение 10 минут забивать гвозди — занятие, напоминающее многие техники «отдушины», которые люди, верящие в катарсис, продолжают рекомендовать и сегодня. Забивание ногтей должно уменьшить последующую агрессию (если теория катарсиса верна). Участники контрольной группы получили такое же оскорбление, но не забили ни одного гвоздя. Затем участникам дали возможность раскритиковать человека, который их оскорбил. Результаты показали, что люди, которые забивали гвозди, впоследствии относились к сообщнику более враждебно, чем те, кто не забивал ни одного гвоздя. По-видимому, излияние гнева на эти гвозди заставляло людей с большей готовностью вымещать гнев на другом человеке. Аналогичные результаты были получены во многих других исследованиях. В 1973 года Альберт Бандура, известный социальный психолог, выступил с заявлением, призывающим к мораторию на теорию катарсиса и использование вентиляции в терапии. Всесторонний обзор исследования, опубликованного в 1977 году, показал, что выражение гнева не уменьшает агрессию; во всяком случае, это делает людей более агрессивными впоследствии. Авторы также пришли к выводу, что выражение гнева может уменьшить физиологическое возбуждение (например, частоту сердечных сокращений, кровяное давление), но только в том случае, если люди выражают свой гнев непосредственно против человека, который их разозлил, и этот человек не может отомстить. Выражение против замещающих целей не снижает возбуждение. Более поздние исследования показали, что вентиляция не работает даже среди людей, которые верят в ценность вентиляции, и даже среди людей, которые сообщают, что чувствуют себя лучше после вентиляции. Агрессия порождает дальнейшую агрессию.

    Одним из вариантов вентиляции легких являются интенсивные физические упражнения, такие как бег. Хотя физические упражнения полезны для сердца, они не очень хороши для уменьшения гнева. Злые люди сильно возбуждены, и цель состоит в том, чтобы снизить уровень возбуждения. Упражнения повышают, а не снижают уровень возбуждения. Кроме того, если кто-то будет провоцировать вас после тренировки, возбуждение от упражнения может перейти в провокацию, что еще больше разозлит вас.

    Подводя итог, можно сказать, что выплескивание гнева похоже на использование бензина для тушения пожара: это только усугубляет ситуацию. Выражение поддерживает высокий уровень возбуждения и поддерживает агрессивные мысли и гневные чувства — это просто отработка того, как вести себя более агрессивно.

    Что делать, если вентиляция не работает?

    Если использовать метафору скороварки для описания гнева, есть три способа справиться с накоплением пара. Первый подход заключается в том, чтобы попытаться сдержать давление. Проблема с этим подходом заключается в том, что скороварка может взорваться, когда она больше не может выдерживать давление. Затаивание гнева внутри и постоянное размышление о нем может привести к сердечным заболеваниям в более позднем возрасте. Второй подход заключается в том, чтобы периодически откачивать часть пара. Этот подход, заключающийся в том, чтобы выпустить гнев или выпустить пар, в теории звучит хорошо, но он не работает. Третий подход — уменьшить огонь и уменьшить огонь! С понижением температуры снижается и давление. Этот третий подход намного эффективнее двух других подходов к уменьшению гнева.

    Все эмоции, включая гнев, состоят из телесных состояний (таких как возбуждение) и ментальных значений. Чтобы избавиться от гнева, вы можете работать над любым из них. Гнев можно уменьшить, снизив уровень возбуждения, например, расслабившись. Гнев также можно уменьшить с помощью умственных тактик, таких как переосмысление проблемы или конфликта или отвлечение себя и переключение внимания на другие, более приятные темы. Определенное поведение также может помочь избавиться от гнева. Например, поцеловать возлюбленного, посмотреть комедию, погладить щенка или совершить доброе дело может помочь, потому что эти действия несовместимы с гневом, и поэтому состояние гнева становится невозможным поддерживать.

    Ссылки:

    1. Бушман, Б. Дж. (2002). Выплескивание гнева подпитывает или гасит пламя? Катарсис, размышления, отвлечение внимания, гнев и агрессивная реакция. Бюллетень личности и социальной психологии, 28, 724-731.
    2. Бушман, Б.Дж., Баумайстер, Р.Ф., и Стэк, А.Д. (1999). Катарсис, агрессия и убеждающее влияние: самоисполняющиеся или саморазрушающиеся пророчества? Журнал личности и социальной психологии, 76, 367-376.
    3. Джин, Р. Г. и Куанти, М. Б. (1977). Катарсис агрессии: оценка гипотезы. В Л. Берковиц (ред.), Достижения экспериментальной социальной психологии (Том 10, стр. 1-37). Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Гнев и катарсис: миф, метафора или реальность?

    Недавняя публикация ученого-когнитивиста доктора Арта Маркмана о природе гнева и катарсиса поднимает важные вопросы о том, как лучше всего справляться с гневом — как во время психотерапии, так и вне ее. Это тема, которую мы с другим блогером PT , доктором Стивеном Стосны, кратко обсуждали здесь ранее. (См. публикации здесь и здесь.)

    Во-первых, позвольте мне сказать, что многочисленные метафоры, которые мы применяем к неправильно понимаемому феномену гнева, имеют очень веские основания: они довольно точно и феноменологически описывают субъективное и объективное переживание гнева как крайне изменчивой эмоции, которая может, в зависимости от как мы справляемся с этим, строим с течением времени, достигаем крещендо и в конечном итоге взрываемся. Гнев можно «сдерживать». Гноятся, становятся токсичными и медленно и разрушительно просачиваются в повседневную жизнь, как радиоактивное заражение. Вскипятить и закипятить. Гнев — это первобытная сила природы, ураган, торнадо, извержение вулкана, гроза, молния, естественная форма энергии, мало чем отличающаяся от электричества. Когда человек легко приходит в ярость, он «перегорает» или демонстрирует «короткий предохранитель».

    Гнев раскален докрасна. Тлеющий или бушующий огонь. Иногда «медленное горение». Мы называем кого-то, кто быстро приходит в ярость, «горячей головой». Бомба замедленного действия легко «взорвется» или «сработает». Пороховая бочка. Дымящийся чайник. Кипящий котел, в котором «варятся» в собственном соку. Разгневанные люди «раздувают прокладку» под чрезмерным внутренним давлением, как нагретая кастрюля, которая «открывает крышку», или боеголовка ракеты, которая «сходит с ума». Кого-то, охваченного яростью, часто сравнивают с ядерным реактором, который катастрофически и бурно «тает». Как это ни парадоксально, в других случаях характерологически злой, обиженный, ожесточенный или враждебный человек кажется «хладнокровным» и расчетливым, как это видно, например, при антисоциальном расстройстве личности, иногда описываемом как «ледяной», «холодный как огурец». или «каменно-холодный».

    Возможно, метафорически ближе всего к истине, гнев или ярость — это мощная взрывчатка, подобная динамиту, которую можно использовать в разрушительных или созидательных целях, во благо или во зло. Подобно ядерному излучению или нитроглицерину, гнев можно использовать как для причинения вреда, так и для исцеления. Гнев может при определенных обстоятельствах полностью овладеть человеком, слепо толкая нас к саморазрушительному поведению и злым поступкам. Как и любовь, гнев может быть «слепым». Гнев часто переживается как угрожающая, злонамеренная чужеродная сила, овладевающая разумом, телом и душой. Свирепый зверь, медведь-берсерк, ядовитый змей, огнедышащий дракон, гневный бог, мстительный дьявол или демон. Такие распространенные метафоры явно носят архетипический характер и в той или иной форме и в разных культурах на протяжении тысячелетий были частью того, как люди лингвистически концептуализируют и описывают субъективный опыт гнева. Подобно мифам, метафоры гнева, как правило, содержат основное ядро ​​жизненно важной истины об элементарной, загадочной природе гнева или ярости.

    Но ошибка использования таких метафор заключается в том, что они воспринимаются слишком буквально, а не метафорически. Например, крайняя ярость может ощущаться или казаться так, будто она овладевает человеком, подобно демону или дьяволу.

    Это распространенный миф или метафора, за которую часто хватаются психотические пациенты, чтобы объяснить свои диссоциированные импульсы. Но это не делает гнев Дьяволом. В этом сценарии проблемой является буквализм или овеществление, а не метафора. Сравнение гнева с нагретой жидкостью в закрытом сосуде не делает его таковым в буквальном смысле. Из этой метафоры нельзя экстраполировать и то, что гнев будет вести себя точно так же, как эта нагретая жидкость. Не будет, потому что это не буквально нагретая жидкость, и не обязательно будет таковой действовать. Гнев — это не то или это. Что есть, то есть. Но у него есть качества, схожие с другими первичными человеческими переживаниями, такими как грусть, тревога и половое влечение. Подобно другим инстинктивным побуждениям, экзистенциальным переживаниям и примитивным аффектам, гнев можно отрицать или подавлять. А когда гнев хронически подавляется, он становится проблематичным, патологическим, токсичным и потенциально опасным для себя и/или других.
    Как только это происходит, решение, однако, состоит в том, чтобы не бить боксерскую грушу: это не заставит гнев, негодование или горечь исчезнуть. Но это, скорее всего, приведет к кратковременному снятию напряжения, что, как и мастурбация, доставляет удовольствие. Удары по подушке, сумке или кровати, когда человек еще не разгневан, может быть эффективной техникой, используемой некоторыми райхианскими или биоэнергетическими терапевтами для побуждения, пробуждения и более глубокого осознания подавленного гнева. Но таким образом нельзя постоянно «истощать» или опустошать гнев, точно так же, как невозможно постоянно истощать половое влечение, мастурбируя. На самом деле, это может служить вместо «заправки насоса».

    Доктор Маркман и другие выступают против «катарсиса», заключая, что он только заставляет человека злиться больше, чем раньше. В поддержку своей позиции он цитирует некое экспериментальное исследование, проведенное в 1999 году. (См. его публикацию.) За столетие до этого исследования венские врачи Йозеф Брейер и Зигмунд Фрейд (1895) открыли и задокументировали терапевтическую ценность катарсиса или то, к чему они пришли.

    вызвать ареакцией : «Затухание воспоминаний или потеря их аффекта зависит от различных факторов».0005 Наиболее важным из них является наличие энергичной реакции на событие, провоцирующее аффект. Под «реакцией» мы понимаем здесь весь класс произвольных и непроизвольных рефлексов — от слез до актов мести, — в которых, как показывает нам опыт, происходит разрядка аффектов. в результате этого часть аффекта исчезает, и об этом факте повседневного наблюдения свидетельствует словесное словоупотребление с помощью таких словосочетаний, как «выплакаться» [9].0005 sich ausweinen ‘], и «выпустить пар» [‘
    sich austoben
    ‘, буквально ‘беситься’]. Если аффект подавлен, аффект остается связанным с памятью. . . . Реакция потерпевшего на травму оказывает полностью «катарсическое» действие только в том случае, если это адекватная реакция — как, например, месть. Но язык служит заменителем действия; с его помощью аффект может быть «отреагирован» почти так же эффективно». Это было рождением психоанализа.0009

    Под «языком» Фрейд и Брейер подразумевают словесное выражение таких чувств, как гнев, а не их физическое проявление. Удар кулаком по сумке или по кровати, очевидно, является физическим выражением гнева. Но для того, чтобы стать по-настоящему катарсисом, пациент должен испытать или пережить эти эмоции настолько глубоко, насколько это возможно, а не просто физически выражать их или рационально обсуждать. Более подходящей метафорой для подавленного гнева было бы подземное месторождение нефти или природного газа. Масло находится под огромным давлением. При подключении часть этого давления внезапно высвобождается в виде «фонтанного фонтана». Но это ничего не делает для значительного снижения подземного давления, накапливавшегося на протяжении тысячелетий. Аналогичным образом, использование глубоких и хронически сжимаемых резервов гнева, обиды или ярости действительно может вывести на поверхность еще больше гнева. Вот почему простое реагирование или высвобождение гнева не обязательно является терапевтическим: вентиляция, как предполагает доктор Маркман, может раздуть пламя гнева, а не погасить его огонь. Конечно, деструктивное выражение гнева в форме физического насилия не является решением проблемы. Можно ли сказать, что массовые убийцы или жестокие супруги «излечились» или стали менее злыми, физически вымещая свою ярость на своих жертвах?

    Когда мы имеем дело с гневом, мы имеем дело не с метафорой. Мы имеем дело с экзистенциальной реальностью. Психобиологический феномен. Ударить по мешку, скажем прямо, это не то же самое, что ударить человека, который задел ваши чувства или предал вас. Это не является, как выразились Фрейд и Брейер, «адекватным» ответом на оскорбление, настоящей местью или талионическим нападением на реального человека. Это дает кому-то крошечное представление о том, на что может быть похожа настоящая месть, но не дает полного психологического удовлетворения. Такое вентиляционное поведение стучится в дверь скрытого гнева, ненадолго открывает ее, выпуская лишь немного гнева наружу, а затем тут же снова захлопывает ее — именно это и произошло в эксперименте, упомянутом доктором Маркманом.

    Конечно, проблема здесь в том, что мы не можем в цивилизованном обществе бить кулаками, избивать или словесно оскорблять каждого человека, который оскорбляет или приводит нас в ярость. (Хотя некоторые, кажется, начали прибегать к такому примитивному поведению.) В современной жизни есть на что злиться. И мы должны научиться принимать, контролировать, терпеть и перенаправлять этот гнев как можно более конструктивно. Но когда гнев остается невыраженным, куда уходит гнев? Да, иногда, если мы осознаем гнев в данный момент, он проходит. Но, как правило, она не просто испаряется, как могла бы храниться жидкость без крышки. Гнев, когда его отрицают или подавляют, имеет тенденцию накапливаться или накапливаться с течением времени, точно так же, как знания и опыт накапливаются и накапливаются с течением времени. Он становится горьким или прогорклым. И он становится все более мощным и потенциально опасным, точно так же, как токсин может постепенно и коварно накапливаться в какой-то части тела, в конечном итоге достигая опасного для жизни уровня.

    Произвольное использование выразительных, вентилирующих или катартических техник, таких как битье подушкой, первобытный крик, избиение постели или батака и т. д., предназначенных для «слива» или рассеяния гнева и ярости, в конечном счете, неэффективны и клинически контрпродуктивны. Сегодня психотерапевты, как правило, делятся на два основных лагеря, когда дело доходит до гнева: подавляющая терапия и экспрессивное выражение гнева. Но многие психотерапевты, использующие такие экспрессивные или эмпирические техники, слишком сильно зависят от них в лечении, чтобы вызвать и рассеять гнев, преждевременно вытесняя его наружу в ошибочной и в конечном итоге тщетной попытке «выпустить гнев» и избавиться от него за один раз. и для всех. Если бы простой механический катарсис, абреакция или выветривание гнева или ярости неизменно были бы конструктивной или лечебной практикой, задача психотерапевта была бы гораздо менее сложной, сравнительно четкой и в большинстве случаев несколько излишней. Но это не так. Как сказал психолог Ролло Мэй (1969), такой вентиляционистский менталитет является «вопиющей ошибкой многих современных психотерапевтов — главным образом иллюзией, что простое переживание или действие — это все, что необходимо для лечения. концепций, символов и мифов, «переживание» усечено и носит скорее мастурбационный, чем полностью репродуктивный характер».

    Однако заключение, как кажется доктору Маркману и другим, о том, что катарсис никогда не бывает полезным, неверно. Срок катарсис происходит от греческого katharsis , которое, в свою очередь, происходит от корня kathairein , означающего очищать или очищать. Аристотель использовал этот термин для описания терапевтического воздействия театральной трагедии на очищение эмоций, приводящее к духовному обновлению или приятному снятию напряжения. Фрейд, конечно, использовал катарсис для обозначения процесса повторного переживания вытесненных и, следовательно, бессознательных эмоций в терапии. Но разнообразная практика катарсиса восходит к первобытным целительским ритуалам, экзорцизму и исповеди, причем последняя использовалась в свое время инками и ацтеками, а также католической церковью, где и экзорцизм, и традиционный исцеляющий ритуал назывались исповедь до сих пор живы. Когда дело доходит до эффективной борьбы с гневом, катарсис — это не просто вопрос «выпускания пара», хотя это может быть полезно в лечении, если оно осуществляется вербально, а не физически. Но вербализация должна быть напрямую связана с истинным источником гнева и укоренена в нем. Когда такой гнев признается и выражается в словесной форме, он может расчистить путь к обнаружению того, что изначально его вызвало.

    Психотерапия частично помогает пациентам признать, принять и более конструктивно использовать свой гнев, чтобы изменить себя, свои отношения и свою жизнь. Это требует повторного владения личной страстью, властью, решимостью, силой и решимостью. Доктор Маркман задает правильный вопрос: всегда ли лучше выражать свой гнев словесно и/или физически? Многое зависит от контекста, времени и обстоятельств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *