Амбивалентность — New Style
Сабина Оруджева 2018/Июнь N172, Sabina Orudjeva, Сабина Оруджева
Термин «амбивалентность» состоит из двух частей: «ambo» – «оба» и «valentia» – «сила». В психологии он появился в начале прошлого века благодаря работам швейцарского психиатра Эйгена Блейлера.
Так он назвал противоречивые чувства, возникающие у нас в отношении человека, которого мы и принимаем, и отвергаем одновременно.
Зигмунд Фрейд считал, что двойственность является неотъемлемой характеристикой человеческой натуры, поэтому мы все можем испытывать противоречивые или даже экстремальные чувства. Одно из самых ярких проявлений таких чувств – сочетание любви и ненависти.
Оно нередко присутствует в любовных, дружеских, детско-родительских и других значимых для нас отношениях. К счастью, в подавляющем большинстве случаев любовь и привязанность преобладают над ненавистью, однако криминальные хроники свидетельствуют о том, что множество преступлений совершается именно в отношении близких людей.
По мере того как растёт плотность событий и ускоряется темп современной жизни, наша двойственность дополняется целым спектром противоречивых переживаний, которые сменяют друг друга под натиском новой информаций. По сравнению с предыдущими поколениями нашим современникам доступен огромный выбор возможностей почти во всех областях жизни. Поэтому в идеале нам следовало бы постоянно «обновлять свои программы» – переосмысливать отношения и возможности и точно определять свои приоритеты. Однако наш мозг ленится это делать без особой на то необходимости. Поэтому мы и застреваем во взаимоисключающих желаниях и эмоциональном хаосе.
Я приведу хорошо всем известные примеры амбивалентных намерений: «Хочу есть и худеть», «Хочу жениться и быть свободным». На первый взгляд, они выглядят, как набор взаимоисключающих действий, однако если вдуматься, то они маскируют настоящее желание. Вполне понятно, что большинство из нас любит вкусно поесть и никому не интересно просто так худеть. Этим занимаются только когда хотят стать стройными и красивыми. Жить в браке, оставаясь свободным, я бы перевела так: «Хочу семью, но не собираюсь себя ею ограничивать». Проще говоря: «Хочу неравных отношений с женой».
Амбивалентное намерение у нас возникает, когда мы не можем отказаться от того, что для нас важно, и в то же время принимаем решение, для которого такой отказ совершенно необходим. И вот тут нас, как говорится, «двоит»: мы мечемся и не можем понять, что и когда делать…
Эта проблема чаще всего возникает у тех, кому в детстве родители или школьные учителя внушали: «Будешь делать то, что надо, то, что тебе скажут». Когда родители решают за детей, что им есть, во что одеваться, с кем дружить и так далее, ими, как правило, движут благие намерения. Однако результат у такого строгого воспитания чаще всего бывает довольно грустный.
Не меньший вред наносит негативная реакция взрослых на проявление детской самостоятельности, когда её расценивают как ошибку. Либо начинают стыдить, обвинять или наказывать ребёнка. Такое отношение может обидеть или породить страх и чувство вины, сформировать убеждение, что любви он не достоин. Или другое: «Лучше ничего не хотеть и не делать, раз делать то, что хочу, наказуемо». Таким выводам сопутствуют падение самооценки и протест против взрослых. Поскольку дети не могут позволить себе проявить гнев в отношении родителей, они направляют его на себя. Для этого им нужно разделить себя на «хорошего» и «плохого», чтобы потом наказать свою «плохую» часть.
Когда мы с детства растим в себе разрушительные эмоции, такие как гнев, вина и обида, мы всё дальше и дальше отодвигаемся от того, чего хотим. А потом, во взрослой жизни, столкнувшись с необходимостью выбирать между «хочу» и «надо», нам привычнее и спокойнее склониться в сторону последнего. Одним из последствий такого выбора является самоограничение, стремление довольствоваться только тем, что необходимо, – мы запрещаем себе желать большего и не раскрываем своего потенциала.
И здесь я хочу напомнить про силу наших желаний, ведь то, что мы по-настоящему хотим, уже «заряжено энергией», которая нужна, чтобы это осуществить. А у тех, кто не осознаёт, чего он хочет, такой энергии гораздо меньше, то есть они не достигаторы.
Всем нам известно, что амбивалентность чувств и противоречивость намерений характерны для подросткового возраста. Вследствие несбалансированности гормонального статуса подростков постоянно перебрасывает из детского состояния во взрослое и обратно. Этот процесс происходит у них так часто и быстро, что они не успевают его осознать. И нам остаётся только гадать, с кем мы сейчас говорим: со взрослым или с ребёнком? Из-за этой неопределённости подростки часто испытывают тревогу и растерянность, мрачнеют, а иногда даже перестают радоваться жизни. К счастью, большинство этих проблем проходит по мере того, как они взрослеют. От эмоциональной раскачки и информационных перегрузок современные подростки защищают себя клиповым мышлением и быстрым переключением внимания. Поэтому в учёбе и общении им важно выключаться, делать паузы. А чтобы лучше усвоить материал или поделиться своими впечатлениями, им необходимы картинки, фотографии и видео.
Что можно порекомендовать взрослым, которые столкнулись с детской или подростковой амбивалентностью? Во-первых, оглянуться назад и постараться вспомнить, когда и как она начала проявляться, что было запрещено, и какие выводы из этого мог сделать ваш ребёнок. Во-вторых, начинайте с ним обсуждать то, что вы собираетесь делать. Узнайте, что для него важно, каковы его предпочтения, что он думает. Как бы преждевременно это для вас ни прозвучало, но по мере его взросления вам все равно придётся это учитывать и договариваться.
И наконец, в простых, житейских ситуациях, например, когда вы покупаете одежду, готовите завтрак или планируете, как провести выходные, разрешите ребёнку самому выбирать, что и когда для него лучше.
Автор: Сабина Оруджева
Психолог, лайф-коуч
44 (0) 7554798382
Амбивалентность | Понятия и категории
О. Бердслей. Саломея с головой Иоанна Крестителя.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo — оба и valentia — сила) — наличие у человека противоположных эмоций по отношению к одному и тому же объекту (любовь и ненависть, симпатия и антипатия и т. п.) либо одновременное присутствие двух взаимно непримиримых, исключающих одно другое желаний. Термин «амбивалентность» ввел швейцарский психоаналитик Э. Блейлер в начале 20 века. Ныне часто используется и за пределами психологии (напр., в социологии и философии науки) в более широком смысле, когда речь идет о противоречивости, неоднозначности того или иного действия, оценки, установки и т. п.
Tags:
Философия
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от лат. ambo — оба + valentis — имеющий силу). Характеристика эмоциональной сферы, выражающаяся в двойственности отношений к человеку или явлению, прежде всего при одновременном его принятии и отвержении. Так, например, в ревности взрослого человека происходит объединение чувств любви и ненависти, а в печали — сладости и горести.
Tags:
Психология
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo — оба + valentis — имеющий силу). Характеристика направленности личности, описанная Э. Блейлером (Bleuler Е. Dementia praecox oder Gruppe der Schizophrenien. Leipzig; W., 1911), выражающаяся в одновременном возникновении несовместимых друг с другом чувств (любовь и ненависть), представлений (друг и враг), желаний (приближение и отталкивание), намерений (помочь и навредить). Исследования. Э.
Tags:
Психология
ЧУВСТВО: АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (амбивалентность чувств) — 1. Несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых чувств по отношению к некоему объекту; противоречивое отношение субъекта к объекту — одновременная направленность на один и тот же объект противоположных чувств. Комплекс состояний эмоциональных, связанных с двойственностью отношений — с одновременным принятием и отвержением. Например, в ревности объединены чувства любви и ненависти. Одна из отличительных черт невротиков.
Tags:
Психология
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (лат. ambo — оба и valentia — сила) — термин, который был введен Э. Блейлером для обозначения двойственности переживания, отношения к чему-либо или кому-либо, иначе говоря, когда один объект вызывает у человека сразу два противоположных чувства, например, любовь и ненависть, жалость и отвращение и т.п.
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 13.
Tags:
Языкознание
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (двойственность, двусмысленность) — двойственность, двузначность, иногда противоречивость. В психологии чувств означает двойственное переживание, совместное присутствие в душе двух противоположных, как будто несовместимых стремлений касательно одного объекта — например, симпатии и антипатии.
Словарь практического психолога. — Минск, Харвест. С. Ю. Головин, 2001, с. 28.
Tags:
Психология
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo — оба, valentia — сила — противоречивый, двойственный) — сосуществование в глубинной структуре личности противоположных, взаимоисключающих эмоциональных установок (например, любви и ненависти) по отношению к какому-либо объекту или человеку, одна из которых оказывается при этом вытесненной в область бессознательного и оказывает действие, не осознаваемое данной личностью. В художественной литературе это состояние описано и всесторонне проанализировано Ф.М. Достоевским. Сам термин «А.» введен в научный оборот психиатром Э. Блейлером, который видел в А.
Tags:
Психология
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от греч. ambi — приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia — сила) — сложное состояние личности, связанное с одновременным возникновением противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Часто наблюдается у подростков во взаимодействии со сверстниками, родителями, педагогами.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 10.
Tags:
Психология
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ [от лат. ambo — оба и valentia — сила] — наличие у человека противоположных эмоций по отношению к одному и тому же объекту (любовь и ненависть, симпатия и антипатия и т. п.) или одновременное присутствие двух взаимно непримиримых желаний, когда одно подвергается вытеснению и маскируется другим. Термин А. ввел швейцарский психоаналитик Э. Блейлер в начале XX в.
Tags:
Психология
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (AMBIVALENCE). Сосуществование в одном и том же человеке и в его отношении к одному и тому же предмету двух различных аффектов — удовольствия и страдания, любви и ненависти (см., например, Спиноза, «Этика», III, 17 и схолия), тяги и отвращения.
Амбивалентность — не только не исключительное явление, но скорее правило нашей эмоциональной жизни, как двусмысленность — правило человеческого общения. Исключением в обоих случаях служит простота.Tags:
Психология
Страницы
- 1
- 2
- следующая ›
- последняя »
Амбивалентность. Худший психологический яд. | by Chrysa Chrysou
Как амбивалентные отношения влияют на наше здоровье и как с ними справляться. Изображение создано автором.Великий философ-стоик Эпиктет сказал в своем «Руководстве по жизни»:
«Избегайте брататься с людьми, которые не разделяют ваши ценности. Длительное общение с людьми с ложными идеями может только запятнать ваше мышление…»
Сколько в нашей жизни людей, которые затмевают наше мышление и ведут себя токсично, и почему в некоторых случаях мы позволяем им поддерживать с нами близкие отношения? Почему так сложно разорвать с ними связь и установить границы… В большинстве случаев ответ — Амбивалентность!
Я не буду говорить об амбивалентности как о части психологического расстройства, а как об эмоциональном состоянии смешанных чувств к кому-либо. В сегодняшней статье я поделюсь с вами своим мини-исследованием об амбивалентных отношениях, о том, как они влияют на наше физическое и психическое здоровье и что мы можем сделать, чтобы справиться с ними, чтобы восстановить отношения с собой и другими. Кроме того, огромная часть этого обновления состоит в том, чтобы переопределить себя, установить более прочные основы и понять причины и результаты этого эмоционального состояния.
Ученые говорят, что люди, у которых более амбивалентные отношения, чаще болеют, менее счастливы и не так сильно любят свою работу или свою жизнь… мы также знаем, что амбивалентность способствует возникновению физических симптомов, связанных со стрессом. Калеб Зиферт, доктор философии (адъюнкт-профессор психологии Мичиганского университета в Дирборне) разработал со своими студентами 3 исследования, направленных на изучение того, как отношения могут влиять на стресс и способность привязанности к зависимости от здоровья. Первое исследование было проведено на 483 студентах и показало, что амбивалентность привязанности является наиболее значимым уникальным предиктором физических симптомов, связанных со стрессом. Это показывает, что простое беспокойство таким образом значительно увеличивает ваш уровень стресса. Во втором исследовании они сделали то же самое, но на этот раз они использовали выборку сообщества из 69 человек.6 взрослых и изучали не только здоровую зависимость, но и интимное поведение, как часто люди обращаются за поддержкой к своему основному партнеру. В этом исследовании они обнаружили аналогичную картину результатов первого исследования, но на этот раз все было выше. Чем более ненадежной была их привязанность, тем больше физических симптомов и боли они испытывали. И они также обнаружили, что тревога и амбивалентность — это уникальные пути. Амбивалентность ведет непосредственно к стрессу, а также вызывает боязнь близости.
Третье исследование было проведено на новой выборке из 713 взрослых, и на этот раз они рассматривали межличностные отношения в более широком смысле как уникальные пути к симптомам и боли, связанным со стрессом. Это исследование снова показало, что амбивалентность вызывает стресс и что людям с амбивалентными отношениями трудно установить границы, что увеличивает их стресс и физическую боль. Они также с большей вероятностью изолируют себя от других людей и ограничивают доступ к социальной поддержке, что усугубляет боль.
Фото Гаспара Ухаса на UnsplashТаким образом, мы узнали, что амбивалентность и взаимодействие с людьми таким проблематичным образом вызывает физическую боль и значительно повышает уровень стресса. Мы также знаем, что у людей, которые более подвержены стрессу, естественные клетки-киллеры не работают, у них меньше эритроцитов и повышен уровень кортизола, что снижает иммунные функции.
Итак, амбивалентность работает в нашей системе как спусковой крючок для высвобождения яда, вызывающего у нас проблемы со здоровьем и боль. И, несмотря на все это и по абсурдной причине, большинство из нас все еще следуют этой сумасшедшей петле, которая отстой. Так почему же это происходит и где решение?
Что ж, Рик Рейнольдс (LCSW) снял очень интересное видео об амбивалентности и сказал гениальную вещь:
«с одной стороны разума происходит действие и что-то меняется, а с другой, есть привычка поддерживать старое поведение, статус-кво, и когда вы находитесь в этом месте, наступает паралич».
Итак, что вызывает этот паралич… Если мы проанализируем это и посмотрим глубже, то причина, по которой мы застыли и не можем действовать в соответствии с решением, касающимся наших отношений или чего-то двойственного в нашей жизни, — это страх перед принятием этого решения. Этот страх парализует нас по трем конкретным причинам.
Во-первых, наш мозг запрограммирован поддерживать старый статус-кво, привычку. В большинстве случаев, когда мы сохраняем амбивалентные отношения в нашей жизни, это происходит потому, что мы привыкли к таким отношениям с самого раннего возраста с нашими родителями или родственниками. А иногда это происходит потому, что отношения с другим человеком когда-то начинались как нечто прекрасное и с годами превратились во что-то амбивалентное и ядовитое. Но этот человек занял место рутины в нашем мозгу, и тогда отношения стали привычкой. А человеческий мозг любит привычки и воспринимает изменения как риск, а чтобы защитить нас от риска, вырабатывает кортизол, гормон стресса.
Во-вторых , мысль о принятии этого решения немедленно активирует страх сожаления. И это вопрос ответственности, зрелости и самосознания. Если вы достаточно зрелы, чтобы узнать себя, узнать и признать, чего вы действительно хотите, тогда вы сможете доверять себе в том, что хорошо для вас, и принять это решение без каких-либо сомнений. Говорить «что, если» и отвергать ответственность за свои решения и действия только способствует беспокойству и страданиям. В некотором смысле такое состояние ума заставляет нас заключать в тюрьму нашу потребность создавать отношения, которые выражают то, кто мы есть.
Фото Alex Shute на UnsplashВ-третьих , страх вины. Говоря об этом решении держаться на расстоянии или прекратить контакт с человеком, с которым вы испытываете амбивалентность, вы чувствуете себя плохим парнем, а он/она — жертвой. Иногда вы чувствуете необходимость извиниться за это или даже то, что вы не правы, поступая таким образом. В других случаях вы чувствуете, что, сохраняя дистанцию, вы предаете все хорошие моменты и чувства, которые у вас были друг с другом. Но вы забываете, что все эти противоречивые чувства по отношению к этому человеку и его/ее поведению бросают тень на ваше мышление, и если нет шанса измениться, оно того не стоит. И, конечно, очень хорошо быть хорошим парнем, но мы должны помнить, что огромная часть семени вины заложена высокими ожиданиями общества. Каждый — плохой парень в чьей-то истории, и если плохая вещь, которую вы сделали, — это создание границ от людей, которые вредят вашему психическому и физическому здоровью, то это нормально.
Жалоба на ситуацию или отношения не решит проблему. Со временем ситуация станет только хуже, поэтому принимайте меры и решайте проблему немедленно и перестаньте бояться реакции другого человека или чувства вины. Чувство эмоциональной амбивалентности с кем-то создает для вас только ограничения. Это может заставить вас чувствовать себя сбитым с толку и испытывать недостаток самосознания, уверенности и ясности.
Итак, в следующий раз, когда вы почувствуете этот страх перед решением сохранить такого друга в своей жизни, я хочу, чтобы вы задали себе эти вопросы. Радуется ли мой друг моему счастью? Поддерживает ли мой друг меня в моих успехах и неудачах? И являются ли эти отношения продуктивными и правдивыми для обеих сторон?
В конце концов, эмоциональная амбивалентность — это страх принять правду и что-то с этим сделать. Когда вы начнете принимать эту истину, вы поймете, что некоторые из ваших друзей — враги, и они не заслуживают вашего времени и энергии на том уровне, на котором вы не должны медлить и бояться решений. Они убийцы мечты, которые сомневаются в вашем успехе, они сомневаются в успехе и думают обо всех негативах. Они будут рядом с вашим несчастьем только для того, чтобы чувствовать себя лучше, но никогда не будут рядом, чтобы поддержать вас. Иногда они заставляют вас чувствовать себя особенными, а иногда становятся осуждающими, может быть, даже злонамеренными, и используют вас для всего, чего хотят и в чем нуждаются.
Photo by Sixteen Miles Out на UnsplashОтличный инструмент, который вы можете использовать, чтобы лучше понять свои эмоции, свои желания и организовать свои мысли, — начать вести дневник. Начните писать о том, что вы чувствуете, в каждой детали, о своих мыслях о ваших отношениях и о том, что вас радует или расстраивает. Раз в две недели читайте свои предыдущие работы и записывайте, что вы думаете о вещах, написанных вами в качестве внешнего наблюдателя. Вы будете поражены тем, что начнете понимать о себе и своих отношениях. Время от времени вам придется признать и принять правду, и когда вы это сделаете, вам будет легче действовать в соответствии с ней и справляться с миром с лучшей точки зрения.
Стоицизм учит нас видеть людей такими, какие они есть, а не такими, какими мы хотим их видеть, потому что наши ожидания глубоко влияют на наши эмоции. А когда вы познаете себя и свои эмоции, вы сможете управлять своими ожиданиями, своими страхами и не только принять жестокую правду, как она есть, но и сделать ее своим союзником.
Для получения дополнительных статей, подобных этой, следуйте за мной здесь 🙂 :
Chrysa Chrysou — Medium
Как бороться с ядовитыми мнениями (3 превосходных философских инструмента) Дорогой читатель, Добро пожаловать в мой философский круг.
medium.com
Это симптом шизофрении?
Амбивалентность — это термин, обозначающий смешанные чувства по поводу чего-либо. Когда-то врачи считали его ключевым симптомом шизофрении, но это уже не так. Недавние исследования указывают лишь на слабую связь между амбивалентностью и шизофренией, а некоторые данные свидетельствуют о том, что на самом деле это может быть более распространенным симптомом аффективных расстройств.
Многие люди иногда испытывают двойственное отношение к определенным ситуациям, людям или вещам. Регулярное переживание амбивалентности встречается реже, и когда-то эксперты считали это важной характеристикой шизофрении.
В этой статье исследуется амбивалентность, ее связь с шизофренией и современные диагностические критерии шизофрении. Он также рассматривает некоторые тесно связанные состояния и советует, когда обращаться за медицинской помощью.
Амбивалентность — это состояние ума, включающее смешанные чувства или мысли о человеке, предмете или ситуации. Эти смешанные чувства или мысли могут тянуться в разных направлениях.
Швейцарский психиатр Пауль Ойген Блейлер, впервые употребивший психиатрический термин «шизофрения» в 1908, определил амбивалентность как одновременное наличие двух разных идей или личностей в уме или наличие противоречивых отношений или эмоций.
Амбивалентность не является изначально негативным состоянием ума. Однако некоторые данные свидетельствуют о том, что амбивалентность с большей вероятностью может возникнуть у людей с определенными психическими заболеваниями.
Шизофрения — это психотическое расстройство, сопровождающееся галлюцинациями, бредом или нарушениями мышления. Во всем мире шизофренией страдает около 1% взрослых. В Соединенных Штатах этот показатель составляет от 0,6% до 1,9%.%.
Блейлер считал амбивалентность одним из четырех основных симптомов шизофрении. Медицинское сообщество больше не считает амбивалентность существенной характеристикой этого состояния, но некоторые данные свидетельствуют о том, что амбивалентность более распространена среди людей с шизофренией.
Врачи и ученые могут измерять амбивалентность различными методами. В более ранних исследованиях эксперты иногда использовали шкалу шизотипической амбивалентности (SAS), чтобы оценить степень, в которой человек испытывает определенные формы амбивалентности. SAS использует анкету для оценки амбивалентности как шизотипического симптома или черты.
Например, исследование 2008 года показало, что у людей с более высокими показателями SAS симптомы шизофрении чаще проявляются, чем у членов контрольной группы.
Однако использование различных методов измерения может привести к различным результатам. Например, пересмотренная шкала шизотипической амбивалентности (rSAmb) представляет собой другой опросник для амбивалентности. Согласно исследованию 2014 года, не существует сильной корреляции между более высоким показателем rSAmb и симптомами шизофрении.
В недавнем исследовании 2020 года оценивался уровень амбивалентности, которую люди с шизофренией проявляли по отношению к своему образу самого себя. В исследовании изучались закономерности мозговой активности участников с помощью функциональной МРТ (фМРТ) и измерялась амбивалентность с помощью опросника SAS. Люди с шизофренией показали значительно более высокий уровень амбивалентности по отношению к реальному и идеальному Я-образу в поведенческой задаче, чем контрольная группа.
Таким образом, связь между амбивалентностью и шизофренией неясна. Хотя люди с этим заболеванием могут испытывать изменения настроения, которые могут привести к амбивалентности, исследование в целом показывает, что амбивалентность не является самым сильным показателем шизофрении.
В настоящее время медицинские работники не считают амбивалентность определяющим признаком шизофрении. Врачи и психиатры диагностируют у кого-то шизофрению только в том случае, если этот человек соответствует определенным условиям. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е издание ( DSM-5 ) перечисляет их следующим образом: шизофрении.
В DSM-5 также отмечается, что медицинские работники должны проявлять особую осторожность при диагностике шизофрении, если у человека в анамнезе имеется расстройство аутистического спектра или коммуникативное расстройство, начавшееся в детстве. В этом случае человеку должен быть поставлен диагноз шизофрения только в том случае, если он испытывал выраженный бред или галлюцинации в течение как минимум 1 месяца.
В DSM-5 отмечается, что некоторые состояния имеют некоторые симптомы, общие с шизофренией, что может затруднить диагностику. Эти состояния включают:
- большое депрессивное расстройство с психозом
- шизофреноформное расстройство и кратковременное психотическое расстройство
- бредовое расстройство
- биполярное расстройство с психозом
- шизоаффективное расстройство