Понятие внутриличностного конфликта | Журнал-И
Понятие внутриличностного конфликта. Особенности протекания
Что касается самой проблемы внутриличностных конфликтов, тс она связана с загадочным внутренним миром человека и в силу этого представляется весьма сложной, различные аспекты которой находят свое отражение во многих психологических концепциях и теориях. В настоящем пособии мы не ставим цель подробно рассмотреть указанную проблему. Здесь мы ограничимся лишь минимальным уровнем знаний о внутриличностных конфликтах необходимых руководителю в рамках его конфликтологической компетентности.
Прежде всего, необходимо иметь в виду, что внутриличностныи конфликт – постоянный спутник человеческой жизни. Трудно представить человека, который бы не сталкивался с такими конфликтами. Но среди них следует различать внутриличностные конфликты конструктивного характера, которые являются необходимым моментом развития личности, и конфликты деструктивной направленности, ведущие к тяжелым переживаниям, вызывающим стрессы и даже крайние формы их разрешения – суициды.
В связи с вышесказанным важно дать следующее понятие внутриличностного конфликта: Это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов – потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов.
Весьма распространенными внутриличностными конфликтами в организации являются так называемые мотивационные конфликты, теория которых разработана К. Левиным (1890–1947). Мотивационные конфликты подразделяются на три типа. К первому типу относятся эквивалентные конфликты, или, по трактовке К. Левина, конфликты типа «приближение – приближение». Такие конфликты возникают при ситуации выбора одного из двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов. Например, сотрудник в организации может оказаться перед выбором времени отпуска, места его проведения и т.п. Особенно ответственные выборы для персонала в организации связаны с новыми должностными назначениями, принятием решений на перспективные задачи и др.
Второй тип конфликтов по К. Левину связан с выбором одного из двух или более непривлекательных объектов. Такие конфликты называются витальными, или конфликтами типа «избегание – избегание». Примером таких конфликтов являются конфликты, связанные с выбором сотрудника остаться в подразделении, которое не устраивает его по каким–либо причинам, или перейти в другое подразделение, которое также не может его устроить.
Третий тип мотивационных конфликтов получил название амбивалентных конфликтов, или конфликтов типа «приближени – избегание». Конфликты такого рода возникают при ситуации выбора объекта, в котором сочетаются как позитивные, так и негативные качества. Иначе говоря, амбивалентные конфликты возникают тогда, когда человек оказывается перед выбором объекта, который чем–то устраивает его, а чем–то нет. Например, сотрудник может быть полностью удовлетворен работой, но транспортные проблемы для него являются тяжелым бременем. Или характер работы вполне устраивает сотрудника, но возникают проблемы с командировками и т.д.
Обобщенная характеристика мотивационных конфликтов представлена в таблице 4.2.
Таблица 4.2. Классификация внутриличностных конфликтов по к. Левину
Не менее частыми в организации проявляются и так называемые фрустрирующие конфликты. Такого рода конфликты возникают тогда, когда ожидаемые оценки личностью результатов своей деятельности расходятся с оценками экспертов. Например, сотрудник, выполнивший какое–либо задание, оценивает его результаты высоко, а руководителя не вполне устраивает полученный результат. В этом случае сотрудник может оказаться в состоянии фрустрирую–щего конфликта. Следует заметить, что в большей степени в оценке своего труда нуждаются женщины по сравнению с мужчинами, поэтому они в большей степени подвержены такого рода конфликтам.
Для более глубокого уяснения сути рассматриваемого конфликта можно привести формулу человеческого самоуважения У. Джеймса:
Комментируя приведенную формулу, отметим очевидный факт. Если успех выше ожидаемого результата, то человек будет испытывать восторг, переживать счастливые минуты. И наоборот, если полученный результат ниже ожидаемого, то человек будет испытывать чувство разочарования. Если показатели успеха и ожидания оценивать в баллах, то, очевидно, в первом случае показатель самоуважения (С) будет иметь величину С 1, а во втором случае С 1. Например, во время сдачи экзамена на курсах переподготовки два сотрудника получили оценку 4. Но один из них рассчитывал получить оценку 5, а второй – оценку 3. В первом случае мы будем иметь следующее описание результата по формуле У. Джеймса (сотрудник будет недоволен своим результатом):
А во втором случае сотрудник будет удовлетворен своим результатом:
Особое место среди внутриличностных конфликтов в организации занимают когнитивные конфликты, в основе которых лежит теория когнитивного диссонанса, разработанная американским психологом Л. Фестингером. Когнитивные конфликты можно разделить на два типа. К первому мы отнесем конфликты рассогласования в социальном взаимодействии. Такие конфликты возникают, например, в том случае, когда сотрудник в организации сталкивается с противоположными суждениями двух авторитетных для него людей. Это могут быть лидеры мнений или руководители. Отмеченные конфликты возникают и в том случае, когда человек сталкивается с действиями других людей, которые противоречат его представлениям. Например, измена друга, недостойное поведение руководителя и т.п.
Второй тип когнитивных конфликтов мы назовем конфликтами рассогласования в собственных действиях. Например, конфликты, связанные с вредными привычками и знанием о них. Особенно часто конфликты рассогласования в собственных действиях в организации возникают в случаях, когда действия сотрудника противоречат нормам права или морали.
Обобщенная характеристика когнитивных конфликтов представлена в таблице 4.3.
Таблица 4.3. Обобщенная характеристика когнитивных конфликтов
Источник: studopedia.ru
img59.ru
Тест 53. Эквивалентный внутриличностный конфликт
А) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере непривлекательными объектами
Б) конфликт, связанный с выбором двух или более в равной степени привлекательных взаимоисключающих объектов
В) конфликт, связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны
Г) конфликт, связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью, не получает одобрения в обществе, коллективе или семье
Д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутренней мире личности склонности к экстраверсии-интроверсии
Тест 54. Амбивалентный внутриличностный конфликт – это:
А) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере непривлекательными объектами
Б) конфликт, связанный с выбором двух или более в равной степени привлекательных взаимоисключающих объектов
В) конфликт, связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны
Г) конфликт, связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью, не получает одобрения в обществе, коллективе или семье
Д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутренней мире личности склонности к экстраверсии-интроверсии
Тест 55. Витальный внутриличностный конфликт – это:
А) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере непривлекательными объектами
Б) конфликт, связанный с выбором двух или более в равной степени привлекательных взаимоисключающих объектов
В) конфликт, связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны
Г) конфликт, связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью, не получает одобрения в обществе, коллективе или семье
Д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутренней мире личности склонности к экстраверсии-интроверсии
Тест 56. Формами проявления внутриличностных конфликтов являются:
А) неврастения, эйфория, сублимация, идеализация, номадизм, рационализация
Б) неврастения, эйфория, регрессия, проекция, идеализация, номадизм, рационализация
В) неврастения, эйфория, идеализация, проекция, рационализация, вытеснение
Г) неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, переориентация
Д) компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение
Тест 57. Технологии эффективного общения в конфликте сводится к таким способам, приемам и средствам общения, которые позволяют достичь следующих целей:
А) добиться убеждения соперника в своей правоте
Б) добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника
В) добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником
Г) добиться превосходства в переговорном процессе над соперником
Д) овладеть инициативой в споре
Тест 58. Технологии рационального поведения в конфликте это:
А) совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов на основе самоконтроля своих эмоций
Б) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте
В) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями
Г) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе
Д) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника
Тест 59. Содержание управления конфликтами включает:
А) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение
Б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение
В) прогнозирование, регулирование, разрешение
Г) прогнозирование, анализ, предупреждение. разрешение
Д) анализ конфликтной ситуации, прогнозирование, предупреждение. Разрешение
Тест 60. Управление конфликтами – это:
А) целенаправленное воздействие на процесс его динамики
Б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт
В) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними
Г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними
Д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих
Тест 61. Признание реальности конфликтующими сторонами, легитимизация конфликта и институциализация конфликта входят в содержание:
А) прогнозирования конфликта
Б) предупреждения конфликта
В) стимулирования конфликта
Г)регулирования конфликта
Д) разрешения конфликта
Тест 62. Институциализация конфликта – это:
А) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта
Б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия
В) форма привлечения общественности для разрешения конфликта
Г) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте
Д) обращение к медиатору
Разбор конкретных ситуаций к рейтинг-контролю № 1
Цель: измерение у студентов как будущих руководителей уровня умений навыков конструктивной критики поведения будущих сотрудников.
Ситуация 1
Ваш подчиненный, зрелый и талантливый специалист творческого типа, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые проблемы и великолепно взаимодействует в коллективе. Вместе с тем у вас не сложились отношения с этим работником. Он не воспринимает вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбициозно.
В его работе вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако ваш предыдущий опыт свидетельствует о его негативной реакции на критику: он становится раздражительным и настороженным. Как себя вести?
Ситуация 2
Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером, вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал весело шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая произошла сегодня у него в доме.
В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?
Ситуация 3
Всякий раз, когда вы ведете серьезный разговор с одной из ваших подчиненных, критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так поступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не знаете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, вы расстраиваетесь и злитесь. Что же можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?
Ситуация 4
Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний – она расплакалась. Как довести до нее свои соображения?
Ситуация 5
У вас в подразделении есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?
Ситуация 6
Вы приняли на работу молодого способного юриста (только что окончившего Институт внешнеэкономических связей, экономики и права), который превосходно справляется с работой. Он провел уже несколько консультаций, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление от вашего секретаря по поводу его грубости. Какие замечания и каким образом необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?
Ситуация 7
Во время деловой встречи с вами ваш сотрудник из отдела рекламы «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести, ведь он подрывает ваш авторитет. Что вы предпримете?
Ситуация 8
Ваш заместитель очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо. Однако вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе в последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявления об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним обсудить это, но он даже не понимает, о чем вы говорите, его интересует только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить его стиль взаимодействия с персоналом? Что вы предпримете?
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ — это… Что такое КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ?
- КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ
- — англ. conflict, intrapersonal/ intraindividual; нем. Konflikt, intrapersonaler. Трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т. п., сопровождающееся сильными эмоциональными переживаниями. см. КОНФЛИКТ РОЛЕВОЙ.
Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009
- КОНФЛИКТ АНТАГОНИСТИЧЕСКИЙ
- КОНФЛИКТ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
Смотреть что такое «КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ» в других словарях:
конфликт внутриличностный — (конфликт внутрипсихический) как правило порождение амбивалентных стремлений субъекта. В психоанализе З. Фрейда изначальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и прочего, в коих выражается … Большая психологическая энциклопедия
КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ — англ. conflict, intrapersonal/ intraindividual; нем. Konflikt, intrapersonaler. Трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т. п … Толковый словарь по социологии
КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ — – а) один из основных типов конфликта, остро переживаемое психическое состояние, вызванное амбивалентностью чувств и затянувшейся борьбой мотивов, интересов, влечений, отражающих противоречивые связи с социальной средой и задерживающих принятие… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ ГЕНДЕРНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РОЛИ — – частный случай внутриличностного гендерного конфликта, возникающий в результате исполнения индивидом неполотипичной профессиональной роли, имеющей рассогласование с ценностно смысловой сферой гендерной роли, и проявляющийся в комплексе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ ГЕНДЕРНЫЙ — – разновидность внутриличностного ролевого конфликта, вызванная противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности соответствовать этим… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ — – разновидность внутриличностного конфликта, основное противоречие которого лежит в сфере профессиональных интересов субъекта конфликта. Любая профессиональная деятельность закономерно сопровождается внутриличностным конфликтом в связи с заданной … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
конфликт — (от лат. conflictus столкновение) столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого К. лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции… … Большая психологическая энциклопедия
КОНФЛИКТ РОЛЕВОЙ — понятие из области психологии конфликтов, которое, несмотря на широкое распространение, отличается разнообразием вкладываемых значений. Можно выделить 3 основных значения. 1. Один из типов межличностных конфликтов, отличительной особенностью… … Большая психологическая энциклопедия
КОНФЛИКТ ВНУТРЕННИЙ — (в психологии) – См. Конфликт внутриличностный … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КОНФЛИКТ АДАПТАЦИОННЫЙ — – конфликт, возникающий на основе нарушения процесса социальной или профессиональной адаптации субъекта. К. а. проявляется как внутриличностный (несоответствие между ожиданиями и реальной обстановкой, между внешними требованиями и личными… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Книги
- Психология трагического, Г.Р. Консон. Монография является первым в России исследованием феномена психологии трагического в искусстве, базовой категорией которого оказывается внутриличностный конфликт, понимаемый исследователем… Подробнее Купить за 640 грн (только Украина)
- Психология трагического, Г.Р. Консон. Монография является первым в России исследованием феномена психологии трагического в искусстве, базовой категорией которого оказывается внутриличностный конфликт, понимаемый исследователем… Подробнее Купить за 570 руб
- Как понять и принять себя?, Елена Созончук. В основе многих психологических проблем клиентов лежит внутриличностный конфликт, который возникает на фоне заниженной самооценки, непринятия себя… Иногда клиенты это осознают, а иногда это… Подробнее Купить за 120 руб электронная книга
dic.academic.ru
Внутриличностный конфликт 6
ВВЕДЕНИЕ
Изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX века и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа — Зигмунда Фрейда. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборстве, по Фрейду, сущность внутриличностного конфликта.
Иначе рассматривали теорию внутриличностного конфликта представители гуманистической школы. Фундаментальным компонентом структуры личности, считает Карл Роджерс, является “Я-концепция” — представление личности о самой себе, образ собственного “Я”, формирующийся в процессе взаимодействия с окружающей средой. На основе “Я-концепции” происходит саморегуляция поведения человека. Но “Я-концепция” часто не совпадает с представлением об идеальном “Я”. Между ними может происходить рассогласование. Этот диссонанс между “Я-концепцией”, с одной стороны, и идеальным “Я” — с другой, и выступает как внутриличностный конфликт, который может привести к тяжелому психическому заболеванию.
Широкую известность получила концепция внутриличностного конфликта одного из ведущих представителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу. Согласно Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей:
1) физиологические потребности;
2) потребность в безопасности;
3) потребность в любви;
4) потребность в уважении;
5) потребность в самоактуализации.
Еще одна весьма популярная сегодня теория внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом, создавшим новое направление в психотерапии — логотерапию — поиск смысла человеческого существования. Согласно концепции Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Но осуществить смысл жизни удается лишь немногим. Отсутствие же его порождает у человека состояние, которое он называет экзистенциальным вакуумом, или чувством бесцельности и пустоты.
Согласно теории А.Н. Леонтьева, внутриличностный конфликт – неизбежная часть структуры личности. Любой человек, даже имеющий ведущий мотив поведения и основную цель в жизни, не может жить только одной какой-либо целью или мотивом. Мотивационная сфера человека никогда не напоминает застывшую пирамиду. Так что конфликт тех или иных интересов и целей – вполне нормальное для каждого человека явление.
1. Общая характеристика внутриличностных конфликтов.
Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.
Совершенно легко объясним тот факт, что исследование внутренних конфликтов у нас, да и за рубежом. Ведется в основном в рамках психологического направления.В рамках психоаналитического направления акцент делается на биопсихологической трактовке внутриличностного конфликта. У человека в состоянии конфликта происходит столкновение желаний (З.Фрейд). Часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Постоянно спорят друг с другом такие структуры психики как Оно, Я и Сверх-я.
Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях.
Я – разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствие с требованиями реальной действительности.
Сверх-Я – «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями. Которые общество предъявляет к личности.
Основные внутриличностные конфликты проистекают из-за расхождения интересов Оно и Сверх-Я. Преодолеть их помогают механизмы сублимации, проекции, рационализации, вытеснения, регрессии и др. однако такие процессы протекают не всегда успешно.
В теории К.Г.Юнга внутриличностный конфликт — это регресс в сферу бессознательного, проигрывание так называемого «родительского сценария».
У К.Хорни внутриличностный конфликт рассматривается с двух позиций — как столкновение стремления к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.
В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. По К.Роджерсу в основе конфликта лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками. Которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. А.Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации.
Основатель логотерапии В.Франкл описывает сущность внутриличностного конфликта как потерю смысла жизни.Когнитивная психология рассматривает конфликт как несовпадение знания и поведения или несовпадение двух знаний.
Подведя итог, внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения.
Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта:
1. когнитивная сфера:
· снижение самооценки,
· осознание своего состояния как психологического тупика,
· задержка принятия решения,
· глубокие сомнения в истинности принципов, которыми вы раньше руководствовались;
2. эмоциональная сфера:
· психоэмоциональное напряжение,
· частые и значительные отрицательные переживания;
3. поведенческая сфера:
· снижение качества и интенсивности деятельности,
· снижение удовлетворенности деятельностью,
· негативный эмоциональный фон общения;
4. интегральные показатели: ухудшение механизма адаптации, усиление стресса.
Форма проявления и симптомы.
Неврастения . Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли
Эйфория . Показное веселье; выражение радости неадекватно ситуации; «смех сквозь слезы».
Регрессия .Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности
Проекция . Приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная
Номадизм . Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения, партнеров, частые разрывы отношений с друзьями, изменение привычек, увлечений, обстановки
Рационализм . Самооправдание своих поступков, действий, даже неадекватных и социально неодобряемых.
2.Классификация и виды внутриличностных
конфликтов.
Существует совершенно четкая классификация внутриличностных конфликтов. В ее основе — дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающих в конфликт.
Наш с вами внутренний мир включает: мотивы, ценности, самооценку.
Мотивы — «хочу» (потребности, интересы, желания),
ценности — «надо»
самооценка — «могу»
Исходя из такого понимания внутреннего мира человека, выделяются следующие внутриличностные конфликты:
Структура внутреннего мира личности, находящейся в конфликте
Вид внутриличностного конфликта
«хочу» («Я хочу») «надо» («Я должен») «могу» («Я есть»)
•Мотивационный конфликт
• Нравственный конфликт
• Конфликт нереализованного желания
• Ролевой конфликт
• Адаптационный конфликт
• Конфликт неадекватной самооценки.
Известны и другие классификации внутриличностных конфликтов.
Э.Эриксон связывает устойчивые внутриличностные конфликты с возрастными кризисами:
0-1 год Доверие-недоверие
1-3 года Автономия – стыд, сомнение
3-6 Инициатива – чувство вины
6-12 Трудолюбие – чувство неполноценности
12-19 Я-идентичность – смешение ролей
20-25 Близость-изоляция
26-64 Порождение, творчество – застой
65 — смерть Интеграция — отчаяние
К.Левину классификацирует внутриличностные конфликты по :
Тип конфликта, причина, модель разрешения.
Эквивалентный (приближение-приближение) Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов. Компромисс
Витальный (избегание-избегание). Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами. Компромисс
Амбивалентный (приближение-избегание)Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная сторона. Примирение.
Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах. Мы должны понимать, что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Они всегда — результат воздействия на личность социальной среды.
В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы:
— конфликты ,возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные)
— конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные, неадекватной самооценки). Они отражают отношение личности к окружающей среде.
mirznanii.com
Теории внутриличностных конфликтов — Мегаобучалка
Внутренние конфликты подросткового возраста
А.П. Новгородцева, кандидат психологических наук, доцент кафедры дифференциальной психологии МГППУ
В статье поднимается проблема развития внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте, которые не осознаются ни подростками, ни значимыми для них взрослыми, что создает почву для развития глубоких кризисных переживаний и, как следствие, искаженного, невротического развития личности.
Автор выступает против утвердившейся пассивной позиции в психологии относительно критических периодов в развитии личности, считая, что личностные новообразования каждого последующего возрастного периода, нивелирующие социальную ситуацию развития предыдущего возраста, не должны становиться причиной для невротического развития личности.
Основные понятия: личность, внутренний конфликт, кризис, невротическое развитие, новообразования личности подростков, чувство взрослости, конфликт доверия, противоречивые потребности, двойственные чувства, конфликт Я-концепции, двойственность психосексуальной функции.
В современной психологии достаточно основательно утвердилось представление о неизбежности возрастных кризисов, даже появилось понятие «нормативный кризис», что, на наш взгляд, не является бесспорным, более того, утверждает определенную пассивную позицию практической психологии в этом вопросе. Представляется, что данная ситуация требует более внимательного рассмотрения и уточнения понятий: «внутренний конфликт», «кризис» в развитии личности, «невроз» или невротическое развитие личности. Одним из наиболее значимых периодов в развитии личности выступает подростковый возраст, который причисляют одновременно к критическому, кризисному и самому трудному. Мириться с неизбежной трудностью подросткового возраста стало нормой. Ситуация когда и учитель, и социальный педагог, и практический психолог – каждый на своем языке, на запрос родителей, учителей и самих подростков о сложности их взаимоотношений, отвечает в таком духе: «Что же Вы хотите, это возраст такой, немного потерпите, и все образуется» — пожалуй, наиболее часто встречающаяся.
И действительно, очень многие подростки, повзрослев, внешне производят впечатление вполне адаптированных людей, однако, взгляду психолога, который работает с подростками, предстают родители и учителя этих подростков. И здесь открывается картина глубоких внутренних конфликтов самих взрослых, конфликтов, берущих начало в детстве и в подростничестве, но так и не решенных в последующие годы и превратившихся в те самые «невротические наслоения», которые затрудняют их жизнь, болезненно проявляясь в их детях, учениках, во взаимоотношениях друг с другом. Не случайно, известный специалист в области детских и подростковых неврозов А.И.Захаров отмечает: «Неврозы – это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений – прародителей, родителей и детей» (А.И.Захаров, 1988, с. 3).
Внутренние конфликты — это сфера проблем в развитии личности. Под личностью мы понимаем систему взаимоотношений человека с собой, с другими людьми и с окружающей действительностью в целом. Еще недавно это определение здесь могло звучать как «система отношений человека к себе, к другим людям и к окружающей действительности в целом», однако, понимая, что отношение отдельно взятого человека всегда является результатом интерсубъектного отношения, считаем необходимым, ввести понятие «взаимоотношение», с тем, чтобы более точно определить смысл, который мы вкладываем в понятие «личность». Развитие личности, с точки зрения культурно-исторический теории, представляет собой процесс интериоризации содержания «социальной ситуации развития», опосредованного индивидными особенностями человека. Процесс интериоризации в онтогенезе представляет собой взаимно обусловленную активность субъектов по отношению друг к другу, где невозможно провести «границу» или «черту» между их активностью, в частности, — между активностью ребенка и взрослого. Психологические особенности каждого возрастного этапа берут свое начало в предыдущих возрастах и влияют на развитие личности в последующих возрастных периодах.
Теории внутриличностных конфликтов
Конфликт – это психологическое состояние, которое вызвано столкновением или противостоянием разных потребностей, ценностей, интересов, влечений, взглядов, и т.п. Такое противостояние происходит как в поле межличностного взаимодействия, так и во внутриличностном плане. В современной психологической науке отношение к конфликту значительно изменилось и, главным образом в том, что конфликтные отношения восприниматься как атрибут психической жизни человека, необходимая ее составляющая. Внутренний мир человека сложен и противоречив. Состояние внутреннего конфликта, когда человек испытывает одновременно необходимость действовать в разных направлениях, принимать решение по поводу своих разнонаправленных желаний, интересов, влечений, убеждений – такие состояния, скорее норма для человека, нежели непротиворечивое, последовательное течение событий, мыслей и чувств.
Важной особенностью современной конфликтологии является представление о развивающей функции конфликта, его позитивном влиянии на развитие личности. Человек, направленный на продуктивное, конструктивное решение внутренних конфликтных состояний и внешних ситуаций, с необходимостью осуществляет личностный рост посредством развития самосознания и самоотношения, децентрации, внешнего локуса контроля, усложнения когнитивной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности.
Тактика избегания конфликтной ситуации осознанная или неосознанная, игнорирование конфликта по причине некомпетентности, неизбежно будут приводить к новым конфликтам, развитию кризисов и, как следствие к невротическому развитию личности.
Понятие «внутренний конфликт» тесно связано, с такими внутриличностными состояниями, как кризис и невроз. Психологический кризис развивается в условиях длительного внутреннего конфликта, когда человек не в состоянии разрешить конфликтную ситуацию: удовлетворить личностно необходимую потребность, изменить отношение, осуществить выбор, принять адекватное решение. Кризисное состояние может протекать в условиях как осознанного, так и неосознанного отношения к конфликту. Кризис усиливается, когда человеку, не достает личностного ресурса осознать и сформулировать собственную проблему, или когда длительное время не удается найти приемлемого решения. Невроз или невротическое состояние, — это неосознанная защитная реакция личности на продолжающийся психологический кризис, который создает большое внутреннее напряжение, и человек неосознанно прибегает к различным защитным реакциям, которые, пусть суррогатным образом, но помогают снимать напряжение или уходить от конфликта. В дальнейшем, если не происходит, качественных изменений – «личностного роста», развитие личности принимает невротический характер (В.Н.Мясищев, 1995; А.А.Александров, 1997; А.И.Захаров, 1988; К.Хорни, 1995; Ф.Перлз, 2001 и др.).
Психоаналитическая психология, которая ставила изучение и терапию внутренних конфликтов личности во главу угла, выдвинула несколько теоретических подходов в попытке ответить на вопрос о причинах, движущих силах, способах терапии внутренних конфликтов и, как их следствие, — невротических состояний.
Одна из первых теорий, объясняющих причину возникновения внутренних конфликтов, была предложена З.Фрейдом. Он полагал, что в основе любого внутреннего конфликта лежит базальный конфликт. Базальный конфликт с необходимостью возникает между инстинктивными влечениями либидо, слепо требующими удовлетворения и запретами со стороны общества и, в первую очередь, семьи. З.Фрейд, будучи сторонником биогенетической теории личности, считал инстинкты движущей силой развития личности и в силу этого распространял неизбежность базального конфликта и многообразие внутренних конфликтов на всех людей. Если внутренние конфликты не находят своего конструктивного разрешения, то выход из кризисных состояний осуществляется через психологические защитные реакции: вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию, изоляцию и др.
К.Хорни, последовательница Фрейда, подчеркивала пессимистический характер фрейдовской концепции внутренних конфликтов и видела ограниченность его теории в том, что он считал базальный конфликт неизбежным, а внутренние конфликты в принципе не разрешимыми. С точки зрения Фрейда, максимум, что можно сделать в плане разрешения конфликтов, — это достичь более совершенного контроля над ними или, в лучшем случае, «сублимировать» их (К.Хорни, 1995).
В отличие от З.Фрейда, свою теорию внутренних конфликтов К.Хорни определила как конструктивную, аргументируя тем, что она убеждена в потенциальных возможностях человека к продуктивному изменению на протяжении всей жизни, что служит основанием к возможности разрешать внутренние конфликты. В своей теории К.Хорни определяет внутриличностный конфликт в виде триединого межличностного отношения человека, проявляющегося в «движении к людям», в «движении против людей» и в «движении от людей». В попытке найти исходную, более общую причину внутреннего конфликта, его движущую силу, К.Хорни идет по проторенному пути вслед за Фрейдом, считавшим движущей силой базального конфликта компульсивные (навязчивые) влечения «либидо», инстинктивные по своей природе, направленные только на удовлетворение и не терпящие фрустрации. В понимании К.Хорни, «навязчивые влечения», которые представляются движущей силой развития личности, являются скорее результатом врожденного ощущения «базальной тревоги», а не энергии «либидо». Внутриличностные конфликты, в представлении К. Хорни, «рождаются из чувств изолированности, беспомощности, страха и враждебности». Способы, с помощью которых человек пытается справиться с миром вопреки этим чувствам, нацелены, в первую очередь, не на получение удовольствия, а на достижение безопасности; «их навязчивый характер обусловлен стоящей за ними тревогой» (К.Хорни, 1995, 10).
К.Хорни отходит от ортодоксального фрейдовского психоанализа, но только в плане первопричины. По существу, не смотря на придание большого значения социальным и культурным факторам в процессе развития личности, которое К. Хорни активно подчеркивает, ее взгляд на природу человека остается в рамках индивидуалистической, биологизаторской концепции развития личности. Природа индивида противопоставляется враждебному социуму. Родившись, человек обречен испытывать тревогу, беспокойство, страх, изолированность. Движущей силой его развития становится борьба с отчаянием и тревогой. В качестве невротического разрешения внутренних конфликтов, К.Хорни выделяет стратегии защитного поведения: «движение от людей» — как состояние изоляции, «движение против людей» — как агрессивное отношение к действительности и «движение к людям» — как отношение зависимости от них.
К. Юнг в своей аналитической психологии изучал проблему противоположных тенденций в людях, как одну из наиболее существенных характеристик человека. Особенность понимания К.Юнгом противоречивых тенденций в человеке: мужественности и женственности, экстраверсии и интроверсии, разума и чувств и т.п., –заключается в том, что наличие этих противоречивых тенденций в личности человека, свидетельствует, скорее, о гармоничной целостности человека, нежели о наличии конфликта. И, напротив, значительное преобладание одной из противоположностей, одностороннее развитие личности, свидетельствует о внутренней конфликтности. Юнг рассматривал целостность личности не в отсутствии противоположных качеств или их столкновении, а во взаимном их дополнении. Противоположности не противостоят, а дополняют друг друга. Внутренне конфликтной, невротичной личностью, Юнг считал человека претерпевшего одностороннее развитие своей личности. Его концепция «самости», то есть, врожденной сущности человеческой личности, подчинена «закону дополнительностей» противоположных качеств, составляющих сущность «самости» (К.Юнг, 1994; К.Хорни, 1995).
Изучение внутриличностных конфликтов в потребностно-мотивационной сфере человека, в русле психологической теории поля, осуществлял К.Левин. Автор акцентирует внимание на динамической характеристике разнонаправленных потребностно-мотивационных составляющих поведения человека, которые могут образовывать различные комбинации. В результате своих исследований К.Левин выделил 3 типа внутренних конфликтов.
1). Конфликт равнопривлекательных, но взаимоисключающих потребностей – конфликт, который называют «буридановой проблемой».
2). Конфликт одинаково непривлекательных потребностей, который требует выбора по принципу « наименьшего из зол».
3). Конфликт амбивалентных потребностей, которые сколь привлекательны для человека, столь и отвергаемы им, к примеру, курильщик, страстно желающий курить, и ненавидящий себя в этой роли. (К. Левин, 1982).
Гештальт-психология,в лицеФ.Перлзаи его холистической теории дает представление о развитии и разрешении внутриличностных конфликтов, с позиции принципа гомеостаза (равновесия), присущего организму. Изменяющаяся внешняя среда нарушает внутреннее равновесие организма, поскольку организм и среда (человек и среда) составляют единое, целостное поле. Изменяющаяся внешняя среда нарушает равновесие организма и создает определенное напряжение, которое выражается в потребностных состояниях – в незавершенных «гештальтах». Когда потребностное состояние удовлетворяется, — гештальт завершается и организм приходит в состояние равновесия. Проблему внутренних конфликтов Ф.Перлз видит в трудностях для человека реагировать на все то множество воздействий, которые создают внешние обстоятельства, в необходимости в каждый данный момент выделять доминирующую потребность и выстраивать все последующие потребности в соответствии со своей иерархией ценностей. В контакте со средой человек должен уметь различать когда, как и с кем вступать во взаимодействие, когда и как уходить от контакта, через какое время вновь возвращаться к взаимодействию и т.д. Человек, не способный к различению своих потребностей и особенностей внешней среды, попадает в замешательство и оказывается не способным к продуктивной жизнедеятельности. Главную причину в возникновении затруднений в общении со средой Ф.Перлз видит в невротических состояниях личности человека, которые развиваются в процессе ее становления и определяются преимущественно характером родительско-детских отношений. Искаженное развитие личности, в первую очередь, проявляется в неспособности различать или адекватно устанавливать границу между «Я» и «другими». Ф.Перлз выделяет четыре защитных механизма, лежащих в основе невротического развития личности: интроекцию, слияние, проекцию, ретрофлексию (Ф.Перлз, 2001).
Теория когнитивного диссонанса рассматривает внутриличностные конфликты с точки зрения когнитивной характеристики личности. Конфликт развивается в условиях столкновения несовместимых представлений, когниций, затрагивающих личностнозначимые отношения, когда от человека требуется осуществить выбор, идущий вразрез с его собственными убеждениями и установками. Внутриличностный конфликт, возникающий в результате когнитивного диссонанса, может разрешаться путем изменения отношений человека (личностного смысла) к конфликтному явлению, что рассматривается как «рост личности», если диссонанс преодолевается — возникает комфортное состояние. Если же личностного роста не происходит, то данный конфликт преодолевается преобразованием других консонансов в диссонансы, т.е. ведет к развитию конфликтов в других сферах, что может разрушающе действовать на всю систему личности, и приводить к кризисным состояниям и развитию невротических защитных реакций (Л.Фестингер, 1999).
В гуманистической теории развития личности К.Роджерса, внутренний конфликт представлен в противостоянии «Я-концепций»: реального и идеального представления о себе. Идеализированное представление о себе складывается из ценностных ориентаций человека и носит вполне осознанный характер. Реальная Я-концепция, складывающаяся с самого раннего детства, под воздействием отношений значимых «других», преимущественно в родительско-детских отношениях, и может быть не вполне осознанной. Если, условно говоря, «расстояние» между этими двумя концепциями достаточно большое, то личность всегда будет испытывать внутренний конфликт неудовлетворенности собой, что, в свою очередь, будет способствовать ее развитию, с целью приближения к идеальной Я-концепции. Наиболее успешное разрешение конфликта Я-концепций осуществляется при взаимном движении их навстречу друг к другу, что требует от личности периодического переосмысления соотношений реального и идеального представления о себе. Важным условием в успешном развитии и преодолении конфликта Я-концепций является фактор позитивного самоотношения. Уровень позитивного самоотношения способствует процессу осознания и принятия реального Я, со всеми его слабостями и несовершенством. Ибо без осознания своих проблем и принятия ответственности за свое развитие на себя, конструктивного разрешения конфликта между реальной и идеальной Я-концепциями осуществить невозможно.
В условиях, когда сближение идеальной и реальной Я-концепций затруднено, личность испытывает постоянный внутренний конфликт, что может приводить к развитию кризиса в развитии личности (Э.Бернс, 1986; К.Роджерс, 1994).
В отечественной психологии проблема внутренних конфликтов личности представлена преимущественно работами психологов невропатологического направления, рассматривающих внутренний конфликт как потенциальное невротическое состояние. Это работы В.Н. Мясищева, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова и др.
В.Н. Мясищев рассматривает личность как систему отношений человека к окружающей действительности. Отношения личности берут свое начало во взаимоотношениях людей друг к другу. Межличностные взаимоотношения по своей эмоциональной составляющей представляют определенную иерархию личностной значимости для отдельно взятого человека. Именно фактор личностной значимости, по мнению автора, является одним из центральных в образования внутриличностных конфликтов. Рассматривая глубоко внутренние переживания, составляющие основу внутриличностных конфликтов, В.Н. Мясищев, подчеркивает их содержательное отличие от понимания глубинного в психоаналитическом смысле этого понятия (В.Н.Мясищев, 1995, 134).
Основные положения его теории внутриличностных конфликтов можно сформулировать следующим образом: 1) аффективное напряжение, возникающее в результате взаимодействия с действительностью, само по себе еще не приводит к глубокому внутреннему кризису и невротическому состоянию; 2) внутренние конфликты образуются в результате невозможности для человека реализовать, значимые для него потребности; 3) реализация потребностей, не приводящих к кризисному состоянию, должна осуществляться в личностно значимых взаимоотношениях; 4) разрешение противоречия между личностью и значимыми для нее сторонами действительности должны носить продуктивный характер для личности; 5) внутренний конфликт и, как следствие, кризис и невроз образуются в результате не адекватного его разрешения для личности; 6) невроз представляет собой «болезнь» личности, как нарушение системы отношений человека, поэтому область борьбы с неврозами – это область пограничная между педагогикой, психологией и медициной.
В.Н. Мясищев выделяет несколько видов внутренних конфликтов.
Неврастенический конфликт возникает в результате противоречия между желаниями, запросами личности и ее возможностями в их реализации. Когда усилия человека, не приводят к желаемому результату. В этих условиях происходит истощение личностного ресурса, что приводит к невротическому развитию.
Истерический конфликт является результатом противоречия между личностью и окружающей ее действительностью. Когда действительность идет в разрез с субъективными требованиями личности, происходит рассогласование ожидания и реальности. Внутренний конфликт в этом случае возникает в результате неудовлетворенного желания, в ситуации, когда человек не может ни подчинить действительность своим требованиям, ни отказаться от своих желаний и вынужден подчиниться действительности.
Обсессивно-психастенический конфликт развивается в ситуации противоречивых внутренних отношений. Это противоречие может возникать, когда человек испытывает амбивалентные, противоречивые чувства к одному и тому же объекту или явлению действительности, который является для него личностно значимым и, следовательно, он не может отказаться от них. Такие же внутренние противоречия могут быть вызваны борьбой между разными внутренними тенденциями, в условиях, когда необходимо осуществлять выбор между равноценными внутренними побуждениями: между желанием и долгом, между влечением и этическими нормами, личной привязанностью и нравственными ценностями. Конфликт проявляется в внешне немотивированных навязчивых действиях, когда человек сталкивается с ситуациями, символизирующими его внутренние конфликты.
Смешанный конфликт, включает в себя сочетания всех предыдущих конфликтов, образуя более сложные взаимозависимые комплексы. Это ситуации когда один внутренний конфликт провоцирует конфликт другого типа. При этом человек, как правило, и не предполагает подобный исход, потому, что не знает сам, как он будет реагировать на результаты своих же действий. Классическим примером является образ Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского. Совершив выбор между желанием и нравственностью, в пользу преступления, Раскольников далее не смог жить с этим грузом.
В.Н. Мясищев считает, что необходимо дифференцировано подходить к условиям и причинам, вызывающим внутренние конфликты и невротические состояния. При этом, он руководствуется следующими положениями. Первое, что он подчеркивает, — это отсутствие непосредственной связи между невротическим развитием и конституциональными особенностями человека, полагая врожденные факторы только одним из условий в ряду множества других. Второе положение – это отсутствие прямой связи между сильными аффективными состояниями, потрясениями, потерями и развитием внутреннего конфликта. Наибольшую роль в развитии внутренних конфликтов В.Н.Мясищев отводит тем отношениям и связям с действительностью, которые складывались в процессе жизненного опыта, во взаимоотношениях с близки, значимым окружением, которое формирует установки и реакции ребенка на явления действительности. Первостепенное значение В.Н.Мясищев придает ситуациям раннего детства и тому характеру взаимоотношений, которые складывались у ребенка в семье. Особенно подчеркивается роль неблагоприятных отношений в критические фазы развития личности, когда человек наиболее чувствителен к внешним воздействиям, под влиянием которых происходит наиболее интенсивное становление личности (А.А. Александров, 1997)
В клинике развития неврозов у детей ряд авторов подчеркивают в качестве главных причин, факторы несоответствия воспитательного влияния темпераменту ребенка, особенностям реагирования ребенка на окружающую действительность, а также психофизиологическим возможностям детей и особенностям формирования характера и личности в целом (В.И. Гарбузов, 1977; А.И. Захаров, 1988).
Изучению особенностей развития внутренних конфликтов у детей и подростков посвящен ряд работ А.И. Захарова. Разделяя взгляды В.Н.Мясищева на проблемы развития внутренних конфликтов личности, приводящих к невротическому ее развитию, А.И. Захаров, для объяснения эмоциональной сущности конфликтов в детском и подростковом возрасте, привлекает понятия «тревоги» и «страха», а также возрастные особенности развития личности детей и подростков.
В раннем дошкольном возрасте ведущим в развитии внутренних невротических конфликтов является «противоречие между заостренной потребностью эмоционального признания и возможностью ее удовлетворения со стороны родителей, проявляемое страхом «быть никем», т.е. не значить, не представлять ценности, быть забытым и нелюбимым» (А.И.Захаров,1988,с.200). Это положение действительно согласуется с представлениями возрастной психологии. Именно в раннем дошкольном детстве кризис 3х лет проявляется требованием внимания и признания своей «самости». Именно в этот период у детей развивается ощущение самоценности, собственной значимости, возникает отношение к себе как к самостоятельной личности. Если ребенок оказывается в ситуации непризнания его самостоятельности и, более того, авторитарного подавления его требований, то «страх быть никем» действительно может стать эмоциональной основой внутреннего конфликта в этом возрасте. Подобный конфликт приводит, по мнению автора, к развитию истерического невроза и, если не происходит коррекционных изменений во взаимоотношениях родителей и детей, то дальнейшее развитие личности ребенка может развиваться по истерическому типу.
В старшем дошкольном возрасте детские страхи начинают носить более обостренный характер и проявляться не только в виде предметного страха, но и в виде различных поведенческих реакций. Наиболее типичными неспецифическими реакциями проявления невроза страха могут быть расстройства желудочно-кишечного тракта, ОРЗ, различного рода тики, заикание, энурез, мастурбация и пр. В основе невроза страха, по мнению А.И. Захарова, лежит «…противоречие между невозможностью или слабостью защиты себя при выраженном инстинкте самосохранения. Подобное противоречие проявляется в страхе «быть ничем», т.е. не существовать, быть безжизненным, мертвым» (А.И.Захаров,1988, с. 200). Данные наблюдения автора можно соотнести с известными положениями психологии развития личности старшего дошкольника. Так, известно, что детям 6-7 лет присущи более усугубленные переживания тревоги и страха, проявляющееся в страхе смерти своей и близких родственников. Объясняют это тем, что в этом возрасте к детям приходит понимание конечности жизни, которое может быть усугублено наблюдением ухода из жизни близких родственников. Известно также, что детям этого возраста присущ более реалистичный взгляд на собственный возраст. Если младшие дошкольники (в 3 года) считают себя уже большими, то старшие дошкольники уже понимают, что они еще маленькие и хотят чтобы их и воспринимали как маленьких. Трехлетние дети заявляют: «Я уже большой», а шестилетки говорят: «Нет, я еще маленький». Вероятно, это ощущение собственной малости, слабости перед сильными взрослыми и всем миром, это развивающееся реалистическое отношение к себе и рождает обостренное ощущение незащищенности и потребность в большей помощи, защите и опеке. И если окружающие взрослые не создают ребенку ощущения защищенности и поддержки и продолжают к нему относиться как к «уже большому», памятуя трехлетний возраст, то появляется вероятность внутреннего конфликта у детей между потребностью в защите и фрустрацией ее со стороны близких взрослых. Эмоциональную выраженность этого конфликта А.И. Захаров определяет, как «страх быть ничем». Особенность этого невротического состояния А.И. Захаров называет «неврозом страха». Впрочем, «неврозом страха» можно назвать и все другие невротические состояния в данной классификации автора. Вероятно, автор прибег к такому компромиссу, по причине того, что все другие детские страхи, вызванные возрастными особенностями развития личности, уже имеют аналоги по своей клинической выраженности в невропатологии и имеют традиционные названия, в то время как невроз старшего дошкольников не имеет традиционного названия.
Младший школьный возраст дает свою особую картину внутренних конфликтов ребенка. Учеба в школе очень часто сопровождается противоречием между требованиями родителей и учителей и реальными возможностями ребенка. В ситуации, когда все: и взрослые, и дети — стремятся к максимально успешному результату, часто имеет место конфликт между «желанием и возможностями», между требованием к себе или со стороны значимых взрослых и невозможностью соответствовать этим требованиям. Внутренний конфликт, вызванный фрустрацией потребности в одобрении взрослыми, сопровождается тревожным состоянием у детей, которое А.И. Захаров называет «страхом быть не тем». Психология развития личности в младшем школьном возрасте вполне согласуется с такими выводами невропатологического подхода. Известно, что одной из ведущих потребностей развития личности в период младшей школы, является потребность ребенка соответствовать ожиданиям взрослых, сопряженная с доминирующей личностной ориентацией на взрослых, которые для него представлены, в первую очередь, в лице учителей и родителей.
Подростковый возраст – возраст наиболее интенсивного развития личности, проявляется в значительных качественных внутриличностных новообразованиях и сопряжен с множеством внутренних конфликтов. В невропатологии подростковый возраст ассоциируется с наиболее характерным для него внутренним конфликтом, который проявляется в обсессивном неврозе, неврозе навязчивых состояний. В определении А.И. Захарова наиболее выраженным внутренним конфликтом подросткового возраста является конфликт единства Я, «противоречия между чувством и долгом, эмоциональными и рациональными сторонами психики». Эмоциональная составляющая внутреннего конфликта подросткового возраста определяется автором, как глубинный страх «быть не собой». Это представление согласуется с положениями возрастной психологии, где одной из центральных проблем развития личности в подростковом возрасте является проблема идентичности, как способности жить в соответствии со своим Я, соответствовать своей индивидуальности. Проблема, которая звучит в вопросе: « как быть собой среди других?».
Нетрудно заметить, что невропатологический подход к рассмотрению внутренних конфликтов личности, согласуется в значительной степени с периодизацией возрастных кризисов в психологии развития личности. Особенно в части причин развития внутренних конфликтов, которые в возрастной психологии принято называть возрастными кризисами. Возрастные кризисы часто определяют как нормативные, подчеркивая этим их необходимость и даже нормальность. С этим трудно спорить, поскольку практика, реальная действительность доказывают это буквально « на каждом шагу». Но вместе с тем, существует классическая полемика вокруг вопроса о неизбежности возрастных кризисов (Л.С. Выготский, 1984; А.Н.Леонтьев, 1975; Д.Б. Эльконин, 1997, 2004; К.Н.Поливанова, 2000). Возрастные психологии, считающие, что кризисы неизбежны, руководствуются положением, о том, что если есть причина в виде личностных новообразований, возникающих в процессе развития личности, то и кризис неизбежен. В связи с этим возникло и понятие критических возрастов. Вместе с тем, авторы, изучающие возрастные кризисы, всегда замечают, что если ребенок попадает в ситуацию адекватного воспитания, кризисы, практически, не проявляются. Возможно, проблему о неизбежности кризиса следует сформулировать несколько иначе. Отделить личностные новообразования от кризисов, не делать из них неразрывный тандем.
Новообразования личности проявляются в развитии новых потребностей. Если потребности удовлетворяются адекватно для личностного развития, то ни внутренних конфликтов, ни кризисов, ни тем более неврозов в этом направлении развития личности возникнуть не может.
Выше мы уже отмечали, что кризисы возникают в результате невозможности разрешения внутренних конфликтов. Внутренний конфликт возникает в ситуации фрустрации личностной потребности или непродуктивного для личности характера ее удовлетворения (В.Н.Мясищев,1995). Следовательно, если потрудиться и найти продуктивный способ удовлетворения потребности, то можно избежать ярко выраженных внутренних конфликтов и как следствие кризисов и невротического развития личности.
В реализации бескризисного развития личности следует выделить несколько необходимых условий: 1) важно понять, что внутренние конфликты развиваются в ситуации фрустрации потребностей личностного развития; 2) необходимо изучать закономерности возрастного развития личности, их психологическое содержание; 3) разделять потребности, обусловленные личностными новообразованиями и потребности второстепенного плана, фрустрация которых не создает условий для развития внутреннего конфликта. В общетеоретическом вопросе о происхождении новообразований и соответствующих им потребностей личностного развития, мы придерживаемся позиций культурно-исторической психологии и психологической теории деятельности. Личностные новообразования и, соответственно, потребности личностного развития задаются образом жизни самого общества, его культурно — психологическим уровнем, проявляясь через социальную ситуацию развития индивида, преобразуясь в процессе интериоризации через индивидуальные особенности и жизненный опыт человека, создают неповторимый индивидуальный образ его личности.
Внутренний конфликт грозит преобразоваться в кризисное состояние, если конфликт игнорируется или решается непродуктивным для развития личности образом. Человек в каждый момент своей жизнедеятельности включен в иерархию множества потребностей, но только те из них, что обусловлены развитием личности, новообразованиями личности, в случае их фрустрации, могут вызывать внутренние конфликты. Невроз, по представлению многих исследователей этого явления, является «болезнью личности», т.е. следствием кризисных переживаний, вызванных неразрешенными внутриличностными конфликтами.
Возрастные кризисы возникают в результате развития новообразований личности, которые влекут за собой потребности личностного развития. Качественные изменения, происходящие в развитии психической сферы, неизбежно ведут к изменению отношений в личностной сфере. Однако, ни о какой четкой последовательности здесь речь не идет, что развивается раньше, а что позже. Процессы психической и личностной сфер взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.
Обращаясь к вопросу внутренних конфликтов подросткового возраста, важно определить основные психологические образования этого возраста, которые создают условия для развития новых потребностей и определяют дальнейшее развитие личности. Неудовлетворение этих потребностей ведет к аномальному развитию личности, развитию кризисных состояний и, как следствие, к невротическим явлениям.
К главным новообразованиям подросткового возраста, как известно, относят развитие сознания на уровне самосознания, развитие понятийного мышления и развитие чувства взрослости [5,8,17, 19, 22].
megaobuchalka.ru