Анигиляционная и биологическая агрессия: Агрессия и ее роль в нашей жизни

Содержание

Агрессия и ее роль в нашей жизни

С детства человеку внушается, что быть агрессивным – нехорошо и деструктивно, хотя во взрослой жизни нередко случаются ситуации, когда агрессия вынуждена и жизненно необходима. Психологи так и не пришли к единому мнению: агрессия – это хорошо или плохо, норма это или патология?

Психолог, гештальт-терапевт, ассоциированный член Европейской ассоциации телесных психотерапевтов (ЕАВР), член Профессионального Совета и руководитель программ Московского гештальт-института, действительный член Европейской ассоциации гештальт-терапевтов (ЕАGT)

Марина Баскакова

В повседневной жизни каждый человек сталкивается с агрессией либо как ее инициатор, либо как жертва, и обе позиции вызывают негативные эмоции. В обществе сложилось традиционно отрицательное отношение к подобной модели поведения. Считается, что интеллигентный человек, особенно родитель, должен всегда сдерживать себя и проявлять чудеса выдержки, в крайнем случае выражать свою агрессию конструктивно.

С детства человеку внушается, что быть агрессивным – нехорошо и деструктивно, хотя во взрослой жизни нередко случаются ситуации, когда агрессия вынуждена и жизненно необходима. Психологи так и не пришли к единому мнению: агрессия – это хорошо или плохо, норма это или патология?

Когда говорят об агрессии, то обычно под этим словом понимают либо агрессивное поведение, то есть поступки и действия, противоречащие чьим-то другим интересам, либо выражение агрессии. В этом случае слово «агрессия» становится не совсем уместным, оно, скорее обозначает некую сигнальную функцию, демонстрирующую, что у человека возникло какое-то агрессивное чувство – гнев, злость, протест, недовольство. В равной мере это относится и к животным. Очень выразительны эти сигналы, например, у обезьян – устрашающее выражение «лица», пронзительные звуки, резкие движения.

Конечно, человек выражает свои агрессивные чувства, к счастью, чаще по-другому. И, если уж от агрессии никуда не деться, то выражать ее нужно, по крайней мере, конструктивно и цивилизованно.
Почему же у человека есть потребность в агрессии? Понятно, что все живые существа на земле – и люди, и животные – способны к агрессии и прекрасно оснащены функцией агрессивности. Для чего она нужна? Прежде всего, для охраны своей территории и жизненного пространства, для обеспечения и сохранения собственной жизни, то есть для какой-то витальности, и, кроме того, для расширения своих границ. Это крайне важная биологическая функция, и ни уменьшить ее, ни избавиться от нее совсем невозможно. Но делать-то с этим что-то нужно!

Раздражение основано на дефиците дружественности, внимания и соучастия.

Человек может ее окультурить, то есть находить какие-то приемлемые формы, которые будут не только конструктивны, но и конформны, что позволит выстроить цивилизованный диалог между антагонистическими субъектами. Это позволяет договориться, и, не переходя на уровень открытой войны или вражды, выяснить, что предшествовало агрессивному проявлению, откуда появился этот гнев, протест, раздражение или недовольство. И в этом случае можно выяснить реальную потребность инициатора агрессии, которая, по его мнению, не будет удовлетворена, если его партнер по взаимодействию что-то не сделает, либо сделает, но не так.

Реальная потребность мамы, возмущенной тем, что сын-подросток не вынес мусор, скорее всего не пустое помойное ведро. Это может быть соучастие, подтверждение дружественности, недостаток внимания, и ее раздражение основано на этих дефиците этих чувств.

Любопытно, но любая, даже самая простая, нереализованная потребность приводит к агрессии в той или иной степени. Например, если человек проголодался, то через некоторое время он почувствует дискомфорт, нарастающий с течением времени от легкого раздражения до ярости. И, если он не заметил, что он голоден, его дискомфорт и развивающаяся дисфория относятся исключительно к тому, что он не реализовал эту простую потребность в еде. Любой человек, обратившийся к нему в это время, вызовет у него, по крайней мере, недовольство, возможно, каким-либо образом выраженное, хотя на самом деле это недовольство имеет другие корни – голод. И для того, чтобы прийти в более спокойное состояние, достаточно совершить очень простые, неагрессивные действия – что-то съесть.

К сожалению, в нашей культуре на первый план выступает не знание своих потребностей, а выполнение каких-либо социальных задач, которые человек сам себе ставит. Люди зачастую забывают о своих потребностях и даже стыдятся, вспоминая о них. Происходит своеобразное специальное обучение «не знать» о своих потребностях, все воспитание построено на этом. Что с этим делать, где, в какой момент людей отучают ощущать свои потребности? Как можно научиться, хотя бы на уровне семьи, не игнорировать свои потребности, а, наоборот, создать условия, чтобы эти потребности осознавались в более явном виде?

Чтобы понять, как происходит это «обучение» незнанию потребностей, можно рассмотреть основные этапы развития того, что называется витальная агрессия.

Рождается младенец, и он изначально очень агрессивен, но не в том плохом обыденном представлении, а в том, что он уже умеет и выражать, и проявлять свои витальные потребности – криком он привлекает к себе внимание взрослого для того, чтобы тот послужил инструментом для их удовлетворения. Бывает забавно наблюдать, когда один маленький человечек громко кричит, а взрослые бегают вокруг, и гадают, чего же он хочет – есть, спать, а, может, хочет, чтобы его взяли на ручки, тем самым реализуя его потребность в близости? Большинство младенцев очень успешно манипулируют окружающими взрослыми, но не в плохом смысле этого слова, а потому, что у них пока нет собственного инструментария для реализации своих потребностей.

В дальнейшем, когда этот инструментарий появляется, манипулирование родителями приобретает тот самый негативный смысл, становится поведенческой агрессией. Ребенок уже обладает какими-то навыками и может совершить что-то самостоятельно, но пытается побудить взрослого, чтобы он за него это сделал. Очень часто подобное поведение встречается и у подростков.

Когда витальная безопасность обеспечена, дети начинают удовлетворять свою потребность в расширении границ – это любопытство, важный инструмент становления личности.

На следующем этапе, когда витальная безопасность уже достаточно обеспечена, дети начинают удовлетворять свою потребность в расширении границ – это любопытство, важный инструмент становления личности, который мощно подавляется чем дальше, тем больше, но, к счастью, не у всех. Ребенок начинает все трогать, совать в рот, по мере того, как он приобретает способность самостоятельно передвигаться, он стремится забраться все дальше и дальше, дотянуться до большего количества предметов. Ребенок становится экспансивным, любопытным, и в этом смысле – очень агрессивным.

Именно в этот момент и начинаются ограничения, и, следовательно, конфликт. Ведь с одной стороны, хорошо, что ребенок любопытен – он познает мир и расширяет собственные границы. Но, с другой стороны, маленькие дети совершенно не умеют обеспечивать себе безопасность. Конечно, эта способность нарастает, ребенок начинает что-то понимать, к нему приходит опыт, в чем-то он учится себя ограничивать. Тем не менее, окружающие его взрослые пока еще продолжают обеспечивать его безопасность.

И для того, чтобы ребенок не шел туда, где его безопасность не гарантирована, его пугают. Это классический способ ограничения витальности, иногда называемой агрессивностью. Второй классический способ – ограничение запретами. Вокруг ребенка выстраивается заборчик из колышков «Нельзя!». Существует масса поговорок-пугалок, которые для взрослых звучат забавно, но для детей создают мощную преграду развитию их детской витальности и способности расширять свое пространство – «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!», «Закрой рот, ворона залетит!», например.

Ведь маленький ребенок понимает все буквально. Когда маленький ребенок чему-то удивляется, он целиком распахивается навстречу чему-то новому и интересному, а ему говорят: «Ворона залетит!». И он по-настоящему пугается того, последствия чего он не может предвидеть. Маленькая царапинка или легкий ожег вызывает у него невероятный ужас – а вдруг я умру? И у малыша возникает внутренний конфликт «Я хочу, но боюсь!» или «Мне это нельзя, я буду наказан».

Пугать, запрещать, стыдить — классические способы ограничения витальности, иногда называемой агрессивностью.

Дальше включаются моральные запреты – «Стыдно!», «Все ребята как ребята, ты один такой-сякой», то есть малышу внушается мысль, что если он что-то будет делать неправильно, то станет каким-то не таким, плохим, не принятым, не признанным. В этом случае потребность в признании, и именно в тот момент, когда она наиболее остра, находится в очень опасной зоне. И ребенок эту ситуацию воспринимает так: «Если я не буду соответствовать требованиям окружающих меня – меня не будут любить и признавать!»

Вообще маленькими детьми очень легко манипулировать с точки зрения того, чтобы они начали забывать о своих потребностях. Поэтому в семьях очень важно строить доверительные отношения с детьми, делиться своими потребностями, и чем раньше, тем лучше.

При появлении первых признаков агрессии полезно обнаружить, каковы истинные потребности в этот момент.

При появлении первых признаков агрессии очень полезно обнаружить, каковы же истинные потребности в этот момент, и, если в семье теплая и доверительная атмосфера, сделать это значительно проще. Может быть, необходимо внимание, или желание поделиться своими чувствами, возможно, потребность прикоснуться, некое психологическое поглаживание – не физическое прикосновение, а духовный контакт. Очень часто взаимная агрессия родителей и подростков возникает из-за того, что эта потребность остается неудовлетворенной, причем с обеих сторон.

Но потребность – это достаточно сложное структурированное понятие, как же отличить потребность от не потребности? Например, «Я хочу, чтобы мой ребенок выносил мусор» — это потребность? Как отделить одно от другого? На самом деле потребность от желания («Я хочу!») часто сильно отличается. Можно вспомнить пирамиду Маслоу – пирамиду иерархии потребностей человека, согласно которой существуют базовые потребности (еда, сон, секс и т.д.), и все основывается на удовлетворении именно их.

В гештальт-подходе существует концепция, которая объединяет 3 метапотребности:
1. Потребность в безопасности
2. Потребность в близости
3. Потребность в действии

Под метапотребностью здесь понимается потребность, обнаруживаемая в любой потребности как некоторый исходный фундамент. И именно агрессия не как некоторое действие, а как свойство всех живых организмов на этой планете (агрессивность) служит для обеспечения этих потребностей.

Удовлетворение первой из метапотребностей – потребности в безопасности – обеспечивает человеку выживание и ощущение постоянства. Человек охраняет от чуждого вторжения свою территорию и тело, свое психологическое пространство для того, чтобы чувствовать себя целостным, ненарушенным, нетравмированным. И пока эта потребность не удовлетворена, основные мотивы поведения людей направлены на выживание. Человек осуществляет более глубинные программы, часто инстинктивные, уже не особо опираясь на социальный контекст и контакты, а пользуется очень древними механизмами тотальной защиты.

Как только основные физиологические потребности и потребность в безопасности в достаточной мере удовлетворены, есть ощущение защищенности, доверия, возможности сохранить свою жизнь, на первый план выходит потребность в близости – потребность в любви, привязанности и зависимости. Человек начинает рассматривать других людей как возможных партнеров по взаимодействию, и стремится достичь состояния, которое можно назвать «Я не один». Это не обязательно тотальное присутствие, как считают многие, но некая разделенность.

В основе конфликтов родителей и взрослеющих детей чаще всего лежит неудовлетворенность именно этой потребности, а вовсе не вынос мусора или какие-то домашние работы. Понимание этого поможет разрешить ситуацию конструктивно – возможно, подросток может делать что-то еще, что ему более импонирует, нежели вынос мусора.
На самом деле, если ребенок еще не отделился, не сепарировался от родителей, и живет с ними внутри их и его безопасного пространства семьи, то все они нуждаются во взаимном сотрудничестве. А это, по сути, потребность в близости и разделенности.

Взросление и близость возникают, когда люди перестают быть друг другу нужны, но признают важность друг друга. «Ты мне не нужен, я сам прокормлюсь и проживу – но ты мне важен! Мне интересно, что ты думаешь, что чувствуешь, что говоришь!»

Признать это гораздо сложнее, чем определять простые желания – чтобы дети слушались, хорошо учились, выносили мусор или мыли посуду, то есть делали то, что успокаивает родительскую тревогу и, в конечном итоге, обеспечивает безопасность родителей, как людей, успешных хотя бы в семейном контексте.

Чтобы честно ответить себе на вопрос – а что же на самом деле я хочу, необходимо учитывать непростой феномен, присутствующий в любой паре и при любом взаимодействии – муж-жена, родитель-ребенок, партнеры, друзья. Это необходимость признавать важность друг друга. Недавно ушедший из жизни гештальт-терапевт Александр Маховиков очень ярко описал этот феномен. По его словам, люди вообще друг другу не нужны. Понятно, что младенцу и маленькому ребенку нужны родители, подростку, который себя еще не обеспечивает, вообще-то говоря, тоже. Но это скорее потребность в безопасности.
А взросление и настоящая близость возникает тогда, когда люди перестают быть друг другу нужны, но признают важность друг друга – «Ты мне не нужен, я сам прокормлюсь и проживу – но ты мне важен! Мне интересно, что ты думаешь, что чувствуешь, что говоришь!»

В данном контексте отсутствует проблема выноса мусора или мытья посуды вообще. Это подтверждается тем, что когда подросток покидает семью и родители начинают жить одни, они с этим каким-то удивительным образом справляются, впрочем, как и сами отделившиеся дети!

В случае, если, например, мама чувствует себя одинокой и покинутой, когда сын не вынес мусор, не вымыл посуду, не убрал свою комнату, возможно, ей стоит подумать о том, что происходит в ее взрослых отношениях, есть ли у нее достаточно поддержки, и почему для нее так важно сотрудничество ее ребенка, в каких областях ей этого сотрудничества может не хватать. И было бы совсем неплохо, не пугая своего уже взрослого ребенка, начать разделять с ним свои чувства, свою горечь, возникающую от того, что ее покинутость, недолюбленность, обездоленность связывается с мусором или грязной посудой.

Кстати, причины, по которым подросток мусорит в своем личном пространстве, могут быть совершенно другими. Есть замечательная книга Виктора Рудольфовича Дольника «Непослушное дитя биосфера», где легко и непринужденно раскрывается эта тема, а так же почему это с возрастом проходит, почему мужчины разбрасывают носки, а женщины все вытирают тряпочкой, и многое, многое другое.

Если рассматривать агрессию как форму социального поведения, то нельзя не упомянуть о двух ее злокачественных формах: когда витальная, жизненная агрессивность превращается в насилие, и когда агрессия оказывается инструментом осуществления власти – не сотрудничества, не подтверждения близости, а именно власти над кем-то. И если властвовать над маленькими детьми достаточно просто, то с детьми в подростковом возрасте все обстоит значительно сложнее. Если требования насильственные, заранее не оговоренные, то подросток будет отчаянно им сопротивляться.

Договориться с подростоком нелегко, но стоит поинтересоваться – что он готов привнести в качестве своего вклада в семейный уклад. Вполне вероятно, что это устроит родителей, и они не будут себя чувствовать покинутыми.

Вообще власть и иерархические отношения – кто круче, кто старше – осуществляются, как правило, всегда с помощью насильственной агрессии. Крайний пример – тираны, чье правление сопровождалось диким, кровавым и необузданно жестоким насилием.

Само понятие агрессия имеет множество трактовок. По словам известного немецкого психолога Эриха Фромма, понятие «агрессия» напоминает ему коллекцию хлама, куда свалены многие психологические механизмы, которые люди не умеют анализировать, и даже не знают, как их назвать. В своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» он подразделяет агрессию на 2 вида – жизненную, витальную и деструктивную, в основе которой лежит разрушение и разрушительность.

Один из основателей гештальт-психологии, выдающийся немецкий психотерапевт Фредерик Перлз, в своей книге «Эго, голод и агрессия» приводит аналогичную классификацию, но в других терминах. Первый вид – биологическая агрессия – присуща всем живым существам и совершенно необходима для жизни и осуществления жизнедеятельности, успешной, удовлетворяющей и приятной. Второй вид агрессии – анигиляционная агрессия, которая пусть даже не приводит к убийствам и поеданию друг друга, тем не менее обладает огромной разрушительной силой, ломая порой не только психологически, но даже физически. Например, могут начаться всякие болезни, если какие-то отношения складываются неблагоприятно, или вообще нет удовлетворяющих отношений.

И чтобы избежать подобных разрушительных последствий, нужно обязательно честно смотреть на свои потребности, признаваться себе в том, в чем может быть, не хочется признаваться.

Может ты ждешь от своего ребенка признания и любви, а вовсе не чистого мусорного ведра? Это потребность в близости, а не потребность в действии!

Третья метапотребность человека – это потребность в действии. Существует интересный момент, связанный с выражением агрессии и действием. Сколько бы человек не злился и не выражал свою агрессию, но, если ему не удается осуществить успешные действия, направленные на удовлетворение своей потребности, обнаруженной с трудом, с помощью некоторой рефлексии и признания самому себе, он, скорее всего, будет чувствовать себя плохо. Он может не болеть, но побаливать, какая-то соматизация возникнет потому, что его агрессивная энергия направлена на совершение действия по удовлетворению этой потребности.

В данном контексте болезни подростков и родителей, их соматические сложности – это тоже один из способов выражения потребности, в которой сложно признаться самому себе и передать другому словами.

По большому счету, обучение не знать потребности, удовлетворяет потребность в безопасности. Все наши общественные институты ориентированы на регуляцию, а не синхронизацию. При синхронизации люди естественным образом, не договариваясь, находят общий ритм и интерес. Например, влюбленные, которым приятно вместе вставать и вместе ложиться, завтракать, ужинать, проводить время вместе, даже если один из них жаворонок, а второй сова, вынуждены синхронизироваться, чтобы общаться друг с другом.

Регуляция же подчинена жестким схемам и четким регламентам, все делается одновременно, строем. И в этом строю – имеется в виду не движение, а одновременность, например, необходимость одновременно обедать или приходить на уроки – собственные потребности отодвигаются на задний план. Утренние войны из-за вставания на работу, в школу знакомы всем. Особенно остро эта проблема стоит в семьях, где есть маленькие дети, у которых еще нет осознанной ответственности. Они пока не в состоянии найти баланс между потребностью еще поспать и необходимостью идти в садик или школу. Поэтому родители нервничают, все выглядят агрессивными и друг другом не довольны. У более зрелых людей этот конфликт решается достаточно просто достижением этого баланса – «Да, я хочу спать, но мне нужно на работу, я хочу на эту работу, и я туда прихожу в хорошем настроении, несмотря на то, что мне не удалось выспаться!». Однако, если работа нелюбимая, то никакого баланса не будет, а будет фрустрация или болезни, как способ избежать.

На самом деле потребностей у людей не так уж много. Как человеку определить, что ему на самом деле хочется в том или ином конфликте, и как донести эти потребности до противной стороны? Существуют практические упражнения, помогающие лучше разобраться в истинных причинах собственной агрессивности.

Задание#1

Вспомните и опишите ситуацию, в которой злились, протестовали, кричали, что-то требовали вслух. После попытайтесь посмотреть глубже и понять, что на самом деле было причиной злости и негодования, но вслух не было произнесено. На самом деле, как бы человека не учили не знать своих потребностей, в глубине души у каждого есть их список!
После этого напишите 3 возможных варианта развития событий – что было бы, если бы вместо крика и ругани было бы произнесено то или это. Анализ полученных вариантов позволит понять, что для вас предпочтительней, и поможет в дальнейших аналогичных случаях снизить остроту конфликта, либо избежать его совсем.

Как понять, какой именно вариант подходит лучше всего? Это подскажет внутреннее чувство. Вспомните, как барон Мюнхгаузен спрашивал у своей возлюбленной в замечательном фильме Марка Захарова:

Ну скажи что-нибудь на прощанье!
— Что сказать?
— Подумай. Всегда найдется что-то важное для такой минуты.
— Я… я буду ждать тебя!
— Не то!
— Я… я очень люблю тебя!
— Не то!
— Я буду верна тебе!
— Не надо!
— Они положили сырой порох, Карл! Они хотят тебе помешать!
— Вот!

Это было именно то, что он хотел от нее услышать.

Достаточно часто во время конфликтов человеку кажется, что другому понятны его потребности – что тут говорить, все и так ясно! На самом деле это не всегда так.

Задание#2

Попробуйте в ситуации, в которой не удалось достичь договоренности, максимально конкретизировать свои требования к партнеру. Для начала составьте список для себя и подумайте, что мешает высказать их прямо – стыд, неловкость, что-то еще? Желательно формулировать в виде просьб, хотя многие просто не любят просить о чем-то других. Но гораздо чаще случается, что человеку кажется, что он просит, а на самом деле его просьба звучит как требование. И после того, как выполнена эта самостоятельная работа, можно использовать ее результаты при общении с близкими людьми.

Тема агрессии и ее роли в жизни человека широка, при изучении ее возникает вопросов больше чем ответов. Агрессивность подчиняется своим законам, порой непредсказуемым. Поскольку человек – существо агрессивное, эти законы влияют на его поведение, и важно направить эту агрессию в конструктивное русло.

АГРЕСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — биологическая или социальная проблема? — Extempore

Дети рано начинают осознавать, что используя агрессию, можно достигнуть желаемой цели. Агрессивное поведение появляется, когда на пути осуществления желаний ребёнка возникают преграды.  

У детей уже в возрасте одного, двух лет, у дошкольников можно наблюдать агрессивное поведение, которое проявляется припадками крика с двигательным возбуждением, кусанием, ударами, бросанием предметов. Дети по незначительному поводу ссорятся, ломают игрушки, портят книги и мебель. При попытке создать социальные рамки, устанавливающие границы поведения, для таких детей типичны фрустрация и протест.

Косвенные признаки агрессии проявляются в реакциях упрямства и негативизма, отказе от выполнения поручений и принятых правил. В школьном возрасте наблюдается жестокое обращение с другими детьми, животными, деструктивное отношение к вещам. С точки зрения прогноза садистские действия следует считать неблагоприятными, особенно при сочетании с асоциальными тенденциями в поведении. Асоциальные тенденции проявляются в детском поведении поджогами, уходами из дома, отказом от посещения школы, лживостью, склонностью к воровству.

Существует безусловная связь агрессивности и противоправных действий. Агрессивное поведение часто перерастает в юношеском возрасте в асоциальное поведение со стойкой оппозицией к воспитательным мерам и конструктивному взаимодействию. Криминальные действия наиболее часто совершаются в возрасте от 14 до 24 лет. Пик агрессивных проявлений у детей приходится на начало пубертатного криза, сопровождающегося реакциями эмансипации, самоутверждения, отрицания семейных и общественных ценностей. Чаще эти отклонения отмечаются у подростков с невысоким интеллектом, которые слабо усваивают школьную программу, противопоставляют себя общественной морали, легко фиксируются и застревают на отрицательных переживаниях с чувством безысходности. Нарушенное поведение может сочетаться с депрессивными аффектами, страхами, искажённой структурой личности. Агрессивные действия могут быть способом эмоциональной разгрузки.

Ослабление роли и позиций родителей, разрыв с ними усугубляет проблемы. Уход от дисциплинарного давления семьи создаёт иллюзию свободы, но приводит лишь к накоплению отрицательного социального опыта, отсутствию перспективы в развитии. Неоднократные и безуспешные попытки родителей справиться с асоциальными поступками ребенка при формирующейся психопатии лишь подтверждают мнение, что истинные психопаты не проходят стадий эмоционального развития, необходимых для выработки чувства вины, сочувствия и угрызений совести. Прогноз неблагоприятен при повторяющихся агрессивных и противоправных действиях, неадекватной сексуальной активности.

Агрессивные девочки развиты интеллектуально выше, а агрессивные мальчики — скорее, интеллектуально ниже. У мальчиков имеется тенденция к открытой, физической агрессии. У девочек — к скрытой, вербальной.

В большинстве случаев в реализации агрессивных импульсов проявляется индивидуальная направленность, она ориентирована в основном на объект, с которым сложились нарушенные отношения.

Анализируя становление агрессии и делинквентности, следует обратиться к наиболее важному объекту — семье, где воспитывался ребёнок. Некоторые дети рождаются в семьях, где социальная перспектива неблагоприятна, где не осуществляется в достаточной степени наблюдение за детьми, где не способны обеспечить в полной мере своим детям положительно структурированный семейный климат.

Неблагополучные семьи, отличающиеся хаотичностью воспитания, не дают отчётливого набора ценностных и поведенческих норм, они не располагают таким воздействием на агрессивность, как семейный контроль, поддержка и тёплые отношения, адекватные физические и психологические методы дисциплинарного воздействия. Ранняя эмоциональная фрустрация, недостаток материнской заботы и ласки, дефицит отцовского внимания, неспособность ограничить антиобщественное поведение ребёнка приводят к тому, что подросток переводит недостаточную жёсткость воспитания в собственное агрессивное поведение. В таких условиях низкого качества внутрисемейного реагирования вряд ли приходится рассчитывать на развитие нормальных и конструктивных моральных и когнитивных процессов, что может стать причиной снижения уровня функционирования изначально нормального интеллекта. И позднее антиобщественное поведение становится отражением ранней неблагоприятной ситуации семейного и социального плана. Решающим фактором является социальная компетентность родителей: их взаимоотношения со школой, работой, правосудием и условия обитания.
Сниженная социальная перспектива, неблагоприятный социальный путь, извращённые ценности, низкий социальный престиж, субкультура неудачника, недостаточность материальных ресурсов и отсутствие социальной поддержки, равнодушная позиция общества в целом зачастую приводят к срыву родительского контроля.

Семейные конфликты, связанные с унижением и истязанием, рассматривают как психотравму. Жестокое обращение переходит в психогенный фактор при условии массивности, длительности и повторяемости. Тяжесть травмирующего эффекта связана с наличием и характером психических расстройств у родителей, в том числе с массивным алкоголизмом и криминальным анамнезом. В таких семьях пренебрегают обязательными правилами, структура семьи дезорганизована, а действия родителей некомпетентны.

Таким образом формируется феномен передачи патологических форм взаимоотношений между родителями и детьми из одного поколения в другое.

Не следует предполагать, что только дети могут явиться предметом унижения и насилия. Если ребёнок воспитывался в условиях вседозволенности и попустительства и стал сильнее родителей, у него появляется искушение одолеть их физически. Следует признать, что жестокое обращение с родителями, как и жестокое обращение с детьми, не редко встречается в практике, но реальная частота не известна. Большинство родителей хранят это как семейную тайну, не желая раскрыть свой позор и тем самым признать свою несостоятельность как воспитателей, а также поступиться иллюзией «гармоничной» семьи.

К причинам, провоцирующим кризисные ситуации, приводящим к психическому дискомфорту и диссоциации, следует отнести: семейную жестокость; групповую «подростковую жестокость» с мотивом систематического унижения жертвы; сексуальные и гомосексуальные злоупотребления со специфическим унижением жертвы; экстремальные ситуации в условиях боевых действий, рассматриваемые как социальное насилие.

Выделяют три типа жестокого обращения с детьми. Это физическая жестокость, пренебрежительное отношение (игнорирование) и сексуальное злоупотребление. Тяжесть последствий определяется типом, выраженностью воздействия и его продолжительностью. Личная незрелость, подчиняемость, доверчивость, недостаточный личный опыт, неумение критично оценить ситуацию и прогнозировать её, слабость механизмов психологической защиты способствуют развитию психологического срыва. При этом пессимистически оценивается прогноз на будущее, развиваются депрессивные состояния, а при декомпенсации формируются суицидные тенденции.

Выделяют три группы причин, влияющих на агрессию: биологические, социальные и психологические.

К биологическим факторам наиболее часто относят: наследственность, отягощенную психическими заболеваниями, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и психотропных препаратов, наличие в анамнезе тяжелых или повторных черепно-мозговых травм, а также инфекций, интоксикаций. Генетические различия вносят существенный вклад в формирование склонности к агрессивному поведению. Близнецовые и семейные исследования показывают, что индивидуальные различия агрессивности в существенной степени (почти на 50%) обусловлены генетическими факторами. Хромосомы 6,11,15,17 и Y-хромосому связывают с агрессивным поведением (Алфимова М. В., Трубников В. И., 2000).

Часть генетических нарушений являются общими для разных типов агрессивного поведения и некоторых черт темперамента (эмоциональности и импульсивности).

Однако, Брайен (Bryant, 1964) предостерегает, что излишняя увлеченность биологическими детерминантами агрессивного поведения может объясняться желанием найти «легкий» способ решения проблемы человеческой агрессивности.

В развитии агрессивного поведения большую роль играют половые гормоны, в частности тестостерон. Тестостерон — андроген, который вырабатывается клетками Лейдига в яичках мужчины, корой надпочечников обоих полов, а также в яичниках. Гормон выделяется по циркадным ритмам у обоих полов, самый высокий и меняющийся уровень наблюдается утром, более низкий и стабильный — в течение дня.

Доказано, что андрогены влияют на агрессию, а также способствуют социальному доминированию, конкурентоспособности и импульсивности. Агрессия увеличивается с повышением уровня андрогенов в период полового созревания. Однако существует доказательство того, что высокий уровень тестостерона не является достаточным условием, чтобы вызвать агрессивное поведение.

Агрессивное поведение связывают также с изменением обмена нейромедиаторов, в частности серотонина. Хигли и коллеги (1996) изучали пробы спинномозговой жидкости приматов с измерением уровня серотонина и его метаболитов. Найдена отрицательная корреляция между метаболитами серотонина и агрессией. При этом не установлено четкой связи между агрессией и метаболитами норадреналина и дофамина. У пациентов с психическими заболеваниями также существует отрицательная корреляция между уровнем серотонина, его метаболитов и агрессией. Снижена концентрация серотонина и его метаболитов у детей с агрессивным поведением и в мозге самоубийц.

Важную роль в возникновении и регуляции агрессивного поведения играют структуры головного мозга: кора, гипоталамус, лимбическая система, миндалина.

Лобная доля коры головного мозга позволяет осуществлять планирование поведения и подавляет агрессивность. Повреждение головного мозга или его дисфункция могут нарушить механизмы контроля возникновения агрессии. Марк и Эрвин (Mark & Ervin, 1970) предположили, что механизмы регуляции страдают при повреждении лимбической системы и при нарушении передачи сигнала коры головного мозга. Подобные сигналы являются продуктами «процесса, определяющего развитие структур мозга после рождения и закладывающего в мозг опыт прошлого (включая культурные и семейные модели поведения)». Bard & Mountcastle (1940) пришли к выводу, что гипоталамус стимулирует атакующее поведение, а кора головного мозга подавляет агрессию. В 1960-х Флинн обнаружил, что электрическая стимуляция латерального гипоталамуса вызывает агрессию у кошек, стимуляция медиального гипоталамуса — атакующее поведение.

Роль миндалины имеет сложный характер. Эггар и Флинн обнаружили, что стимулируя базомедиальное ядро миндалины, можно блокировать атакующее поведение, стимулируя боковое ядро — усилить его. А эктомия миндалины снижает агрессию.

В качестве социальных факторов, оказывающих свое воздействие на агрессивное поведение, выступают: семья, полученное образование, наличие и характер выполняемой работы, общение в асоциальных группах и др.

Среди психологических характеристик, связанных с агрессивностью как свойством личности, рассматриваются: выраженность в структуре личности черт эгоцентризма, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, тревожности, а также склонность к дисфориям, эмоциям ярости и гнева. Могут иметь значение особенности самооценки, контроля. Одну из центральных ролей в возникновении агрессивного поведения играют характеристики мотивационной сферы, а также уровень социализации со степенью усвоения регулирующих поведение морально-этических и правовых норм.

Глубинно-психологические теории утверждают инстинктивную природу агрессии. Агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека. Наиболее яркими представителями данного подхода являются психоаналитическая и этологическая школы (К.  Юнг, З. Фрейд, Г. Гартман, Е. Крис, К. Лоренц, Моррис).

Представители психоанализа связывают агрессию с проявлением «инстинкта смерти» у человека.

К. Лоренц, один из основателей поведенческой биологии, считает, что «агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных». С точки зрения поведенческой биологии исследователь рассматривал агрессивное поведение как процесс катарсиса, в ходе которого «выводится» внутреннее напряжение и наступает определённая разрядка. Он утверждал, что агрессия у животных и человека является унаследованной, спонтанной тенденцией, как мотивация есть, пить. К. Лоренц считал, что агрессия неизбежна, накопленная энергия должна найти выход, и люди активно ищут ситуацию конфликта.

Фрустрационно-агрессивная гипотеза понимает агрессию как реакцию на пережитую фрустрацию (разочарование).

Шваб, Коэроглоу (Shwab, Couroglou) видят в агрессии «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и психической целостности организма». Агрессия рассматривается как инструмент успешной эволюции, самоутверждения, доминирования, адаптации и присвоения жизненно важных ресурсов.

Х. Кауфман утверждает, что «агрессия — средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе».

Иногда агрессию рассматривают как неотъемлемую часть гомеостаза человека. Гомеостаз — это нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе. Агрессия в данном случае представляет собой инструмент психической саморегуляции.

Э. Фромм рассматривает злокачественную агрессию как инструмент доминирования, выражающегося в стремлении «человека к абсолютному господству над другим живым существом». По мнению Э. Фромма, «биологически неадаптивная, злокачественная агрессия вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе; она специфична только для человека; приносит биологический вред и социальное разрушение». Главные проявления такой агрессии — убийство и жестокие истязания, не имеющие никакой цели, кроме получения удовольствия. В основе «злокачественной агрессии» лежит не инстинкт, а некий «человеческий потенциал». Такая агрессия встречается в двух различных формах: спонтанной и связанной со структурой личности. Спонтанные проявления агрессивности обусловлены не человеческой природой, а деструктивным влиянием определенных постоянно действующих условий. Однако в результате внезапных травмирующих обстоятельств этот потенциал мобилизуется и дает резкую вспышку (войны, религиозные или политические конфликты).

Такой вид агрессии, как садизм, имеет деструктивный характер. Главная цель заключается в «желании причинить боль вне зависимости от наличия или отсутствия сексуальных мотивов». Ощущение абсолютной власти над другим существом, чувство своего всемогущества — вот главная сущность садизма.

 

Формы агрессии

Определение агрессивности включает два понятия: физиологической агрессивности — положительного качества личности, выражающегося в действиях и желаниях без враждебного оттенка с целью утвердиться, овладеть чем-то, и истинной, патологической агрессивности, представляющей собой деструктивные действия в отношении окружающих или самого себя.

К физиологической форме агрессии относится агрессия самоутверждения, которая повышает способность человека к достижению целей. Она значительно снижает потребность в подавлении другого человека (в жестоком, садистском поведении). Робкий, неуверенный человек страдает от недостатка наступательной активности, поэтому ему гораздо сложнее достигнуть поставленной цели. Оборонительная агрессия является фактором биологической адаптации. Человек защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам.

Среди видов агрессивного поведения выделяется агрессия физическая и вербальная (словесная — угрозы, оскорбления, критика). Если для детского возраста (Хекхаузен) характерно применение физической агрессии (у детей от 3 до 10 лет отмечается приблизительно 9 актов физической агрессии в час), то у взрослых она социализируется, приобретая социально приемлемые формы, превращаясь в агрессию вербальную. К социализированным формам вербальной агрессии относятся ирония, юмор, сатира.

Агрессия подразделяется в ряде исследований на скрытую (мечты, фантазии, воображение сюжетов мести, сцен насилия, сны) и открытую. Открытая агрессия делится на прямую (непосредственно направленную на объект, спровоцировавший агрессию) и косвенную (когда вред причиняется косвенным путем — анонимные письма, сплетни вместо желаемой физической расправы над обидчиком). Косвенная агрессия используется открыто или исподтишка. Сюда относят доносительство, ложь, мелочные и назойливые жалобы, злобные придирки, постоянные возражения и скрыто причиняемые мучения, злорадство по поводу промахов других, издевательство и цинизм, упрямое молчание и враждебное умалчивание, умышленное подстрекательство к проступкам и нарушению групповой морали.

Перемещенная агрессия определяется сменой объекта агрессии: вместо того, чтобы ударить обидчика, можно пнуть кресло, кошку, собаку, ребенка, хлопнуть дверью. Косвенная и перемещенная агрессия, как правило, наблюдаются в тех случаях, когда лицо, спровоцировавшее агрессивные действия, защищено высоким социальным статусом, властью или физической силой.

По мнению Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: «физическая — вербальная», «активная — пассивная» и «прямая — непрямая». Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий. Например, избиение может быть классифицировано как физическая, активная и прямая агрессия.

Аммон различает три вида агрессии:

  1. Конструктивная — открытое прямое проявление агрессии в социально приемлемой форме или с социально позитивным результатом.
  2. Деструктивная — открытое прямое проявление агрессии в социально неприемлемой форме или с социально негативным результатом.
  3. Дефицитарная — связана с дефицитом соответствующих поведенческих навыков и вследствие этого с недостаточным отреагированием агрессивных побуждений. Данная форма агрессии считается характерной для пациентов, страдающих психосоматическими заболеваниями.

По направлению агрессия подразделяется на экстрапунитивную (внешнеобвинительную, или гетероагрессию) и интрапунитивную, или аутоагрессию.

 

Аутоагрессивное поведение

Аутоагрессия — способ поведения человека в экстремальной ситуации (состоянии), одна из форм, наряду с агрессией, закономерного и целесообразного комплексного механизма приспособления. Её характер и степень тяжести представляет собой результат сочетания личностных психологических установок, индивидуальных биологических реакций организма в определённых ситуациях. Выбор аутоагрессии как способа реагирования зависит от степени внутренней зрелости личности.

К аутоагрессивным действиям относятся: физическая аутоагрессия — нанесение себе травм, порезов, а также вербальная аутоагрессия — самокритика, самообвинения. Наиболее жестким видом физической аутоагрессии является суицид. Суицид определяется как намеренное и осознанное лишение себя жизни.

Суицид представляет собой один из вариантов поведения человека в экстремальной ситуации, причем не ситуация определяет выбор реагирования, а личностные особенности человека, его жизненный опыт, интеллект, характер и стойкость интерперсональных связей. Суицидогенный конфликт может быть вызван реальными причинами (у практически здоровых лиц), но может заключаться в дисгармоничной структуре личности или иметь психотический генез. Независимо от характера причин, конфликт для субъекта всегда реален, и поэтому сопровождается интенсивными переживаниями, как правило, с депрессивной окраской. Конфликтная ситуация подвергается личностной переработке, в процессе которой конфликт разрешается. При его субъективной неразрешимости приемлемыми для личности способами в качестве пути разрешения и способа выхода из психологического тупика может использоваться суицид.

Лица, склонные к суициду, обладают сниженным уровнем социальной компетентности. Совершая суицид, человек посылает своеобразный сигнал бедствия, стремясь вызвать жалость и сострадание близких и даже посторонних людей. Легче всего суицидальные поведенческие модели усваиваются социально незрелыми людьми, подростками, которые рассматривают посягательства на свою жизнь не с точки зрения общественной морали, а с позиции эффективности суицидальных действий.

Среди суицидальных мотивов различают две группы — мотивы неблагополучия (одиночество, тяжесть жизни, потеря близких) и мотивы конфликта, в который кроме суицидента вовлечены и другие лица. Мотивам неблагополучия чаще всего соответствуют суициды «монологические» — следствие внутреннего монолога или размышления, в основе которого нет обращения к кому-либо и нет расчёта на изменение поведения окружающих. Смысл этих суицидов — отказ от жизни, самонаказание.

Мотивы конфликта чаще звучат в «диалогических» суицидах, которые носят характер протеста, призыва о помощи, адресующегося какому-то конкретному лицу или общественному мнению. Диалогические суициды представляют собой «аргумент» в конфликте, когда суицидент хочет чего-то добиться или доказать. Прогностически монологические суициды более опасны, чем диалогические, так как в первом случае человек не верит в улучшение ситуации и не рассчитывает на чью-либо помощь. Тогда как во втором варианте человек более доступен для контакта.

Суициды условно подразделяются на истинные, когда в качестве цели выступает желание человека лишить себя жизни, и демонстративно-шантажные, применяющиеся для оказания давления на окружающих, извлечения выгод, манипулирования чувствами людей. Демонстративно-шантажное поведение своей целью предполагает не лишение себя жизни, а демонстрацию этого настроения. В отличие от завершённых суицидов, суицидные попытки, обставленные порой очень драматично, демонстрации и имитации их, а также высказывания суицидных замыслов имеют целью лишь декларацию с целью шантажа. Попытки суицидов происходят в 30–40 раз чаще, чем истинные (законченные) суициды. В 1/3 случаев попыткам суицида окружающие не придают значения. Повторение суицида тем вероятнее, чем моложе субъект; чаще попытка эта совершается в течение первого года, и чем больше попыток, тем больше физический риск. Повторный акт лучше подготовлен и менее импульсивен.

Суицидальные попытки совершаются чаще всего молодыми женщинами и подростками. Подростковый возраст является наиболее опасным в плане развития суицидальных тенденций. В этот период зачастую случаются ситуации, характеризующиеся как психологический кризис. Причинами могут быть безответная любовь, отрыв от привычных связей и окружения, насилие, пережитое горе и т.  д. Решения эти принимаются порой на пике травмирующей ситуации, в условиях неразрешимого, как кажется суициденту, ситуационного тупика.

Аутоагрессивное поведение в подростковом возрасте у юношей и девушек соотносится в отношении 1:4. Психопатологическая картина у суицидентов характеризуется наличием органических поражений ЦНС, ЧМТ в анамнезе, наличием депрессивных расстройств различной степени выраженности. Соотношение же законченных суицидов между юношами и девушками соотносится как 3:1.

Суициду предшествует обычно просьба о помощи. Недоверие к подобным заявлениям, сомнения в достаточной «обоснованности» намерений, высказанные порой в покровительственно-ироничной манере, вынуждают потенциального суицидента перейти к активной подготовке и реализации акта суицида. Обращения к окружению могут выражаться косвенно или же намёками, но даже прямые высказывания намерений часто игнорируются, встречая удивительную эмоциональную глухоту. Это поведение отражает борьбу мотивов потенциального самоубийцы, испытывающего потребность высказать своё волнение.

Употребление наркотиков, курение, приём алкоголя, татуаж, пирсинг и реализация других вредных для здоровья действий следует рассматривать как варианты аутоагрессивного поведения, как суицид замедленного действия.

С определенной долей условности все известные факторы суицидального риска можно разделить на социально-демографические, природные, медицинские, индивидуальные. Суицид может отражать обычай, правило поведения, принятое в конкретном обществе, в определенной культуре (например, японское харакири). Он может быть связан с неизлечимыми соматическими заболеваниями, психическими расстройствами и, наконец, может наблюдаться у практически здоровых лиц. В последнем случае обычно возникают острые или хронические психические травмы. Суицидальные действия встречаются практически в любом возрастном периоде. Известны данные о суицидальных попытках у детей в возрасте от 3 до 6 лет.

Понимание аутоагрессивной активности как биологически закономерного, приспособительного способа поведения человека в экстремальной ситуации определяет более логичную направленность в выборе способа терапевтического воздействия при аутоагрессии.

 

Лечение и профилактика

Работу по коррекции агрессивного и аутоагрессивного поведения надо начинать с анализа биологических, психологических и социальных факторов, приведших к формированию проблемы. Сложность заключается в том, что с жалобами в 99% случаев обращаются родители и близкие, которые становятся жертвами агрессивного поведения. Пациент в большинстве случаев отрицает проблему или ищет виновных в ближайшем окружении, оправдывая себя и смягчая тяжесть поступка. Кроме того, предложения профессиональной помощи наталкиваются в значительном числе случаев на неспособность пациента и его окружения понять смысл такового контакта. К сожалению, традиционные лечебные учреждения редко могут предоставить необходимые условия для систематического психологического и психотерапевтического взаимодействия, не говоря уже о возможности влияния на макро- и микросоциальную среду. Реализовать адекватное терапевтическое воздействие в условиях закрытых учебных учреждений также практически невозможно, так как принудительные меры воспитания способны лишь закрепить агрессию и окончательно разрушить социализацию. В таких условиях патологическая субкультура только усиливается, а декларируемые воспитателями ценности не воспринимаются.

Наиболее целесообразен принцип совмещения лечебной, психологической и социальной помощи с отказом от репрессивных мер.

Профилактика агрессивного поведения у детей складывается из гармоничных отношений в семье (мощный антиагрессивный фактор), формирования адекватных интерперсональных отношений в детских коллективах, своевременного лечения заболеваний, которые способствуют развитию агрессивного поведения.

Связь между агрессией и страхом уничтожения в Израиле title={Связь между агрессией и страхом уничтожения в Израиле}, автор={Эрель Шалит}, журнал={Политическая психология}, год = {1994}, объем = {15}, страницы={415-434} }

  • Эрел Шалит
  • Опубликовано 1 сентября 1994 г.
  • Психология, политология
  • Политическая психология

С самого начала современный сионизм предлагал еврейскую идентичность силы и мужества в качестве альтернативы тому, что считалось слабостью и беспомощностью. После Холокоста тревога смерти превратилась в агрессивную энергию в борьбе с вторгшимися арабскими армиями во время израильской войны за независимость. Баланс между агрессией и страхом уничтожения был серьезно нарушен угрозой повторения травмы до Шестидневной войны и высвобождением в результате силы, мощи и агрессии…»

View via Publisher

Израильская экзистенциальная тревога: культурная травма и конституция национального характера

    Гад Яир

    Социология набор глубинных культурных кодов, которые составляют различные эмпирические проявления.…

    Роль унижения в палестино-израильском конфликте в Газе

      Д. Лейси

      Политология

    • 2011

    Израильско-палестинский конфликт представляет собой длинную и сложную неприятную историю об упущенных возможностях, хрупких перемириях, обманутых ожиданиях и нарушенных договоренностях. В данной статье я предлагаю социально-психологический…

    Доминирование страха над надеждой в жизни индивидов и коллективов

      М. Яримович, Д. Бар-Таль

      Психология, политология

    • 2006

    Мы обращаемся к вопросу почему страх доминирует над надеждой в жизни отдельных людей и коллективов на основе накопленных знаний в психологии, неврологии и социологии эмоций. Это…

    Упреждение и принятие решений Израилем в 1967 и 1973 годах

      Сара Судетич

      Политология

    • 2021

    политический и социальный климат современного Ближнего Востока . Они установили физические границы между Израилем и его соседями и…

    Теория и измерение эмоций в конфликте

      Стефан Дж. Баел, О. Стерк, Элизабет Мер

      Бизнес

    • 2016

    Хотя недавние исследования продемонстрировали ключевую роль эмоций в конфликтах, взаимодействие между индивидуальными и коллективными измерениями этой переменной еще не полностью…

    «Даже такой урод, как ты, будет в безопасности в Тель-Авиве»: Трансгендеры, раненые привязанности и сионистская экономика благодарности

      Саффо Папантонопулу

      Политология

    • 2014

    кто ты?? если вы не мужчина или женщина, возможно что-то среднее?? тогда вы можете объяснить мне вашу нелепую и невежественную ненависть к единственной стране на Ближнем Востоке, которая кому-то нравится. ..

    Израильско-палестинские конфликты с психологическими проблемами: перспективы литературы

      Стефан Ж. Баэле

      Политология

    • 2011

    Последние события в области конфликтов elo-palestinien semblent apporter la preuve – s’il en fallait encore une – que ce conflit n’est past tant constrictible en termes politiques que…

    Измерение про-северокорейских настроений в Южной Корее в эпоху Ким Чен Ира

      Д. Оуэн

      Социология

    • 2014

    Межгрупповая угроза, знание чужой группы и готовность покупать внутригрупповые и чужие продукты: опосредующая роль межгрупповых эмоций

      Фейтен Лун, Цзы-цин Е, Гохуа Лю

      Психология

      9002 0 Европейский журнал Социальная психология

    • 2022

    История Агнона

      А. Фальк

      Психология

    • 2018

    Израильтяне: основатели и сыновья

    9 0010 Амос Элон

    Политология

  • 1971

ПЕРЕИЗДАНИЕ ЭТОГО ЛИЧНОГО И ПОЭТИЧЕСКОГО ОТЧЕТА О МНОЖЕСТВЕ ИСТОРИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ СИЛ, КОТОРЫЕ ПРИВЕЛИ К ОСНОВАНИЮ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ, И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ИДЕНТИЧНОСТИ, КОТОРЫЕ…

Разделенный Self

    R. Laing

    Psychology, Medicine

    British Journal of Psychiatry

  • 1994

R. D. Laing был, пожалуй, самым известным психиатром во второй половине 20 века. И все же сегодня для человека с такой международной репутацией в его профессии много недоброжелателей и мало…

Происхождение и история сознания

    Э. Нойманн

    Психология

  • 1949

Эта красноречивая книга, первая из работ Эриха Неймана, переведенная на английский язык, опирается на весь спектр мировой мифологии, чтобы показать, что индивидуальное сознание претерпевает изменения. тот же архетип…

Психоаналитическая теория, терапия и самость

    Х. Гантрип

    Психология

  • 1971

Психоаналитическая теория, терапия и самость представляет в доступной форме общую теоретическую позицию, принятую Гарри Гантрип в своих двух более ранних книгах «Структура личности и человек…»

Символические поиски: основные понятия аналитической психологии

    Э. Уитмонт

    Психология

  • 1969

В этой книге исследуется использование и развитие символизирующих способностей человека — тех качеств, которые делают его человеком. Доктор Уитмонт описывает символический подход к сну, который включает в себя…

Детство и общество

    Э. Эриксон

    Психология

  • 1950

Оригинальные и чрезвычайно влиятельные идеи Эрика Х. Эриксона лежат в основе большей части нашего понимания развитие человека. Его взгляды на взаимозависимость индивидуального роста и исторического…

Два эссе по аналитической психологии

    К. Юнг

    Психология

    The Indian Medical Gazette

  • 1929

Этот том стал известен как, возможно, лучшее введение в работу Юнга. В этих знаменитых очерках. «Отношения между Эго и бессознательным» и «О психологии бессознательного»…

Архетипы и коллективное бессознательное

    К. Юнг

    Психология

  • 1968

Очерки, излагающие основы Юнга психологический системы: «О психологии бессознательного» и «Отношения между Эго и бессознательным» с их первоначальными версиями в…

Введение в работу Мелани Кляйн

    Х. Сигал

    Психология

  • 1973

Наиболее ясное и всестороннее введение в кляйнианские теории от одного из ведущих современных кляйнианских аналитиков, включая новые главы о ее ранних работах и ​​технике . Это переиздание…

В Земле Израиля

    Беньямин Нойбергер, Амос Оз, Мори Голдберг-Бартура

    География, история

  • 1983

Что предотвращает ядерную аннигиляцию? | Союз неравнодушных ученых

Коллин: Сегодняшнее холодное открытие начинается с пугающего факта: президент Соединенных Штатов — единственный человек в стране, который принимает решение о размещении ядерного оружия. Никакие другие консультации не нужны, чтобы принять это чрезвычайно важное решение. Более того, такая же политика, известная как единоличная власть, существует и в России. Судьба миллиардов людей находится в руках двух человек.

Если от этого у вас начинает тошнить, значит, вы в хорошей компании. Есть много групп, в том числе Союз обеспокоенных ученых, которые предложили закон об ограничении угроз ядерного оружия, а это означает, что мы можем оказать давление на наших политиков, чтобы они улучшили и расставили приоритеты в этой политике. Хотя вопрос единоличной власти является внутренним вопросом, его последствия носят глобальный характер, и поэтому для поиска решений ядерной опасности, с которой мы все сталкиваемся, необходимы международные отношения и дипломатия.

Дженнифер Нокс, политический и исследовательский аналитик Программы глобальной безопасности в UCS, здесь, чтобы объяснить два наиболее важных аспекта существующего законодательства в области ядерной политики. Первый – это Договор о нераспространении ядерного оружия, или ДНЯО. И второй — это Договор о запрещении ядерного оружия, который мы будем называть Договором о запрещении ядерного оружия.

Хотя бряцание ядерной саблей Владимира Путина привлекло больше внимания к угрозам ядерного оружия, я могу заверить вас, что риски существовали задолго до войны России с Украиной, и они требуют большего нашего внимания и поддержки.

Коллин: Дженнифер, добро пожаловать на подкаст.

Дженнифер: Спасибо, что пригласили меня, Коллин. Я рад быть здесь.

Коллин: Итак, война России против Украины повысила в нашем общественном сознании угрозу ядерного оружия. С самого начала ядерной эры ученые, политики и заинтересованная общественность призывали их отменить. Итак, Джен, я хотел бы поговорить с вами сегодня о том, что делается или не делается здесь, в США, и на глобальном уровне для снижения риска ядерного оружия. Итак, давайте начнем с рисков, потому что они не ограничиваются только запуском и детонацией бомбы. Можете ли вы выделить некоторые из менее очевидных рисков?

Дженнифер: Так что, конечно, факты о ядерном оружии зависят от того, как и где оно используется, какие виды оружия используются, потому что, конечно, разрушительная сила оружия может сильно различаться, а также от того, сколько оружия используются? Взрывная волна и тепловая волна самого взрыва не только привели бы к огромным человеческим жертвам, но и разрушили бы инфраструктуру, которая сделала бы возможным значимое гуманитарное реагирование.

Итак, вы должны представить, что в этом сценарии больниц нет, дорог нет. Как вы относитесь к городу, полному пострадавших от ожогов и без водопровода? Таким образом, у нас действительно нет представления о том, как мы могли бы реагировать на эту ситуацию. Кроме того, есть также радиация и радиоактивные осадки, которые вызывают острые краткосрочные, но также и долгосрочные последствия для здоровья и последствия для здоровья поколений. Это действительно длительный эффект, который затрагивает людей, которые еще не родились, когда происходит это бедствие.

И эти эффекты не ограничиваются городами, их не останавливают границы. Эти материалы переносятся ветром, водой, пищей, которую мы едим, в телах животных. Так что масштабы этой катастрофы, как вы понимаете, трудно оценить.

Но, конечно же, в более крупном обмене ядерными ударами мы также видим массовое перемещение людей, возможно, перемещение людей в небывалых масштабах. Были проведены исследования, которые показывают, что сажа от горящих городов, выбрасываемая достаточно высоко в атмосферу, где она может сохраняться в течение десятилетия или более, изменит глобальный климат, нарушив сельское хозяйство, что приведет к повсеместному голоду, особенно в местах, которые уже уязвимы в отношении продовольствия. или которые полагаются на глобальное распределение и поставки, чтобы прокормить свое население.

Произойдут социальные, политические и экономические потрясения, которые невозможно предсказать, но и невозможно предотвратить. Таким образом, никто не может сказать, как будет выглядеть мир после ядерной войны, за исключением того, что он будет неотличим от мира, который мы знаем сегодня. Коллин: Ух ты, слово, которое постоянно мелькает у меня в голове, — это катастрофа. Я думаю, что часто мы думаем об обмене ядерными ударами как о чем-то вроде обычного, где все то же самое, но больше. Но эффекты, которые вы описали, действительно меняют жизнь.

Дженнифер: И действительно меняет цивилизацию. И одна из самых сложных вещей в работе над этим вопросом заключается в том, что последствия настолько невообразимы, что… И также полностью гипотетичны. Это абстракция, которую людям трудно осмыслить.

Коллин: Итак, каковы были первые согласованные усилия по предотвращению применения ядерного оружия?

Дженнифер: Ученым и другим руководителям потребовалось не так уж много времени, чтобы понять, что, как вы сказали, ядерное оружие было не улучшенной формой предыдущего оружия, а уникальной новой формой разрушения, которая потребовала бы уникальных усилий для содержать. И это было действительно подчеркнуто и подтверждено ужасами, последовавшими за бомбардировками Хиросимы и Нагасаки, некоторые последствия которых не были ожидаемы, в том числе долговременные последствия радиационного облучения для поколений.

Альберт Эйнштейн, как известно, выразил сожаление по поводу поощрения разработки ядерного оружия. Роберт Оппенгеймер был во время войны главой Лос-Аламосской национальной лаборатории. Его часто называют отцом атомной бомбы. А уезжая из Лос-Аламоса, предупредил о будущем, в котором ядерное оружие станет регулярной частью военных арсеналов и нормальным орудием войны. И он сказал: «Народы этого мира должны объединиться, иначе они погибнут».

Президент Трумэн позже назвал его плаксой за призывы к международному контролю над этим оружием. Но другие люди видели те же опасности, что и Оппенгеймер. И хотя Манхэттенский проект в то время был грандиозным научным проектом, были все основания полагать, что технология ядерного оружия в конечном итоге станет доступной во всем мире, точно так же, как порох, радар, самолеты, любые военные или технологические достижения.

Не менее важно в этом случае и то, что технологии, которые позволили бы странам развивать программы ядерной энергетики и получать выгоду от ядерной энергии, эти технологии и технологии, необходимые для программы создания ядерного оружия, во многом пересекаются. В принципе, во многих отношениях они одинаковы. Таким образом, нет большой разницы между передовыми ядерно-энергетическими возможностями и способностью производить ядерное оружие.

Только после Кубинского ракетного кризиса опасность стала достаточно очевидной, чтобы побудить международное сообщество к решительным согласованным действиям. Это событие продемонстрировало, что можно не только ступить на порог ядерного уничтожения, но и случайно соскользнуть, и что эти опасности будут существовать до тех пор, пока существует ядерное оружие. Таким образом, государства были очень обеспокоены риском использования ядерного оружия в результате случайности или просчета и пытались контролировать распространение ядерного оружия, чтобы уменьшить этот риск.

Коллин: какова политика США в отношении ядерного оружия, и какие у нас есть системы сдержек и противовесов, когда дело доходит до управления ядерным оружием?

Дженнифер: Соединенные Штаты являются первой ядерной державой. Это единственная страна, которая когда-либо применяла ядерное оружие в войне. И сегодня это одна из крупнейших ядерных держав. Фактически, Россия и США вместе владеют примерно 90% всех мировых ядерных боеголовок. Каждый из них имеет в своем арсенале около 4000 боеголовок. Ни у одного другого государства, обладающего ядерным оружием, их не больше нескольких сотен. Таким образом, существует действительно большая пропасть между США и Россией по сравнению с другими семью ядерными державами.

Прямо сейчас США планируют потратить более 1 триллиона долларов в ближайшие несколько десятилетий на модернизацию своих ядерных сил. И мы также наблюдаем сильное давление и все более громкие призывы, особенно со стороны оборонных сообществ, призывающих к разработке новых типов ядерных боеголовок. Итак, мы вступаем в период, который начинает ужасно походить на очередную гонку вооружений, и мы видим, что другие страны, особенно Россия и Китай, также стремятся расширить свои арсеналы.

Президент США имеет исключительное право санкционировать использование ядерного оружия, и это полномочие вытекает из гражданского контроля над вооруженными силами, изложенного в Конституции, предоставляя Конгрессу право объявлять войну, в то время как Президент назначается главнокомандующим. Фактически нет никакой системы сдержек и противовесов против способности президента отдать приказ о ядерном ударе, даже применить ядерное оружие первым в конфликте, то есть, по сути, начать ядерную войну.

Коллин: Есть ли у России такая же политика, что означает, что Путин имеет единоличное право отдавать приказ о запуске ядерного оружия?

Дженнифер: Да. Точно так же, как президент США принимает решения в Соединенных Штатах, российский президент принимает решения в России.

Коллин: Поскольку ядерное оружие действует в глобальном масштабе, мы часто слышим о двух международных договорах. Начнем с ДНЯО или Договора о нераспространении ядерного оружия. Что это такое и кто сидит за столом?

Дженнифер: Итак, ДНЯО, Договор о нераспространении ядерного оружия, я могу быть предвзятым из-за вопросов, над которыми я работаю, но я не думаю, что будет преувеличением сказать, что это один из самых важных и общих успешных дипломатических усилий в истории человечества. В 1960-х, начале 1960-х политологи предсказывали, что вскоре мы увидим мир, в котором будет от 20 до 30 государств, обладающих ядерным оружием.

И это не та ситуация, в которой мы находимся сегодня. Не снова в конце 60-х, а здесь, в 2022 году. И это потому, что сегодня почти каждая страна в мире является участником ДНЯО. Это все страны, кроме Индии, Израиля, Пакистана, Южного Судана и Северной Кореи, что является просто невероятным показателем успеха для договора такого рода. Его часто называют большой сделкой между неядерными государствами и пятью странами, которые были признаны ядерными державами, потому что они обладали ядерным оружием, когда договор заключался.

Неядерные государства, участвующие в договоре, согласились не разрабатывать и не обладать ядерным оружием, и они подтверждают это обязательство с помощью обширных защитных мер. Взамен по договору они получают доступ к мирным ядерным технологиям, таким как ядерная энергия или ядерные технологии, используемые в медицинских целях. И они также получили от пяти ядерных держав обязательство «добросовестно» заниматься ядерным разоружением.

Теперь, глядя на эту сделку, становится очевидным, что неядерные государства несут значительно большую ответственность и бремя по сравнению с ядерными державами, которые только пообещали действовать добросовестно для достижения конечной цели ядерного разоружения. И это потому, что договор был в первую очередь написан владельцами ядерного оружия и для них во время холодной войны. Итак, вы можете видеть, как распределяется власть в соответствии с тем, как изложено в этом договоре. Поэтому нераспространение является гораздо более приоритетной задачей, чем разоружение.

Но договор позволяет государствам-участникам собираться каждые пять лет для обсуждения и оценки того, какой прогресс был достигнут в договоре, насколько хорошо государства соблюдают условия договора и как продвигать цели договора вперед. Это стало действительно важным и последовательным международным форумом для работы государств по вопросам нераспространения и разоружения.

Каждый раз, когда происходит этот обзор договора, предпринимается попытка создать окончательный документ, описывающий консенсус государств по состоянию договора и пути его продвижения вперед. Итак, из-за правил достижения консенсуса в этом договоре это означает, что каждое отдельное государство, по сути, имеет право вето на то, что содержится в этом итоговом документе. И функционально это означает, что государства, обладающие ядерным оружием, эти пять ядерных держав имеют право вето или контроля над тем, какие шаги предпринимаются для продвижения к разоружению.

Коллин: И мы смогли получить окончательный документ?

Дженнифер: Итак, в прошлом нам удавалось получить окончательный документ. И в прошлом нам не удавалось достичь консенсуса по итоговому документу. Последняя обзорная конференция только что завершилась в августе этого года. Он был отложен на два года из-за COVID. И мы не достигли консенсуса на этой обзорной конференции, что стало большим разочарованием. Фактически консенсус был заблокирован одним государством, Россией. И они проголосовали против принятия этого итогового документа, потому что возражали против формулировки, которая была включена в отношении радиологической опасности военных действий вокруг украинской Запорожской АЭС, которую сейчас оккупируют российские войска. Таким образом, в результате это действительно иллюстрирует некоторую слабость этой идеи консенсуса, согласно которой одно государство может сорвать всю работу, которая была проведена на этой конференции до этого момента.

Коллин: Итак, достижение консенсуса означает, что вы все согласились, но это не обязывающее соглашение. Это «добросовестно». У меня это в кавычках.

Дженнифер: Это правда. И действительно, если сделать шаг назад, это почти вся дипломатическая работа, верно? Особенно в духе этих многосторонних договоров. Иногда мы говорим о вещах, которые являются обязательными, а не обязательными. И, конечно же, есть степени, в которых договор или соглашение могут иметь больше или меньше обязательств. Но когда мы говорим о договорах на международном уровне, мы говорим о том, что политологи называют состоянием анархии, что просто означает, что нет власти, которая бы обеспечивала выполнение соглашений, что делает дипломатию такой важной, потому что, в конечном счете, даже для такого договора, как ДНЯО, в котором государства согласились что-то сделать, функционально это имеет значение только до тех пор, пока они не перестанут соглашаться на это.

Коллин: Верно. Итак, на дипломатической арене не имеет большого значения, является ли это обязательным или необязательным.

Дженнифер: Верно. Самое главное — приверженность или отсутствие приверженности.

Коллин: Давайте теперь поговорим о более позднем разработанном договоре, которым является Договор о запрещении ядерного оружия, или ДЗЯО. Итак, что это за договор? И, вы знаете, мой дополнительный вопрос, вероятно, будет: чем они отличаются? Чем они отличаются?

Дженнифер: Верно. Итак, ДЗЯО часто называют Договором о запрещении ядерного оружия, потому что это всеобъемлющий и всеобщий запрет ядерного оружия. Таким образом, это контрастирует с ДНЯО, гораздо более старым Договором, который является разрешительным в том смысле, что он признает право пяти государств обладать ядерным оружием.

Договор о запрещении ядерного оружия, для сравнения, говорит, что для этого оружия абсолютно нет места. Это бесчеловечно, и их нужно категорически запретить. Подобно биологическому оружию или химическому оружию как оружию массового поражения. Так, этот договор запрещает всем государствам-участникам разрабатывать, испытывать, производить, применять, угрожать применением ядерного оружия, а также государствам запрещается помогать государствам в проведении этой деятельности.

Итак, одно из других огромных различий между Договором о запрещении ядерного оружия и ДНЯО заключается в том, что государства, обладающие ядерным оружием, не имеют никакого отношения к этому договору. Его в основном проводили члены Глобального Юга, и переговоры по нему были проведены в 2017 году. Кроме того, многие группы гражданского общества принимали активное участие в переговорах и реализации этого договора, наиболее важной из которых является Международная кампания за отмену ядерного оружия. Оружие, часто называемое ICAN, получившее Нобелевскую премию мира за свою работу по этому вопросу.

Коллин: Кто это установил?

Дженнифер: Откуда это взялось?

Коллин: Да.

Дженнифер: Это интересно, потому что, я думаю, ваш вопрос иллюстрирует, что эти два договора возникли в очень разные периоды, верно? Переговоры по ДНЯО были заключены в самый разгар холодной войны в конце 1960-х годов, сразу после Карибского кризиса, и в значительной степени переговоры по нему велись между Соединенными Штатами и Соединенным Королевством с одной стороны стола и Советским Союзом с другой. . Итак, это договор, написанный в основном государствами, обладающими ядерным оружием, и для них в контексте небольшого комитета в Организации Объединенных Наций.

Для сравнения, договор о запрещении ядерного оружия также был заключен в рамках ООН, но гораздо большей группы государств. В его переговорах участвовало более 120 государств, а также множество акторов гражданского общества. Таким образом, это договор, возникший после холодной войны, в период, когда многие другие государства чувствовали, что они не только способны, но и обязаны работать над ядерным разоружением, независимо от того, обладают ли они этим оружием или нет.

Коллин: Что касается ДЗЯО, Договора о запрещении ядерного оружия, где мы находимся с точки зрения того, что он является принятым или ратифицированным договором?

Дженнифер: Итак, Договор о запрещении ядерного оружия или ДЗЯО вступил в силу в прошлом году, в январе 2021 года. Сегодня его подписали 86 сторон, и 66 из них полностью ратифицировали договор, став государствами-участниками. Таким образом, договор, по сути, действует для каждого государства, которое его ратифицировало. И только в этом году у них была конференция, первая встреча государств-участников, первая из, надеюсь, многих возможностей для членов этого договора собраться вместе, чтобы разработать план действий по осуществлению договора и оценить прогресс в выполнении договора. цели.

Коллин: Итак, если в этом не участвуют ядерные державы, есть ли в этом договоре реальная сила?

Дженнифер: Это интересный вопрос, потому что ядерные государства будут утверждать, что в этом договоре нет силы. И, на самом деле, они утверждают это довольно часто и весьма убедительно, что для меня является ключом к тому, что в этом договоре действительно есть сила. Если бы его не было, то не было бы причин так часто говорить, что его нет. Механизмы воздействия этого договора на поведение государств, очевидно, действительно отличаются от ДНЯО, но это не означает, что он не имеет никакого эффекта. Просто это работает по-другому.

Целью Договора о запрещении ядерного оружия является делегитимация ядерного оружия и заклеймение обладания им. Итак, он устанавливает норму, которая гласит: «Мы считаем это оружие неприемлемым. Мы считаем, что государства, которые полагаются на него, полагаются на оружие, которое является бесчеловечным и незаконным». И есть надежда, что в конечном итоге это побудит государства рассматривать другие варианты обеспечения своей безопасности.

Коллин: Итак, я чувствую, что теперь у меня в голове ясно, что ДНЯО — это договор, который направлен на управление ядерным арсеналом, его минимизацию или сокращение, а ДЗЯО — это договор, который хочет полностью запретить ядерное оружие. . Могут ли эти два договора существовать вместе, или нам нужно двигаться, я думаю, в сторону ДЗЯО?

Дженнифер: Они могут сосуществовать вместе. И я думаю, что возможно, что они могут сосуществовать только вместе. Одна из огромных проблем, с которыми сталкивается режим ДНЯО, заключается в этом мощном застое. Думаю, у большинства официальных лиц и дипломатов возникает настоящий страх, когда они думают о режиме ДНЯО, столь важном для снижения ядерных рисков на протяжении 50 с лишним лет своего существования. Но это стало форумом, на котором так сложно представить прогресс из-за состояния отношений между ядерными державами прямо сейчас.

Итак, Договор о запрещении ядерных испытаний… И я рассматриваю его почти как клапан сброса давления, место, где государства все еще могут собираться вместе, чтобы вести конструктивный разговор, чтобы предпринять шаги для продвижения вперед и облегчить часть этой тяжести и этот ужас и страх, что мы больше не сможем добиться прогресса. Но правда в том, что, хотя ДНЯО действительно делает гораздо больше, чем Договор о запрещении ядерного оружия, кристаллизует и сохраняет мир таким, какой он есть, поскольку он позволяет этим пяти государствам обладать ядерным оружием, договоры разделяют одно и то же стремление: это мир без ядерного оружия, полное разоружение. И это та часть ДНЯО, которой слишком долго не уделялось должного внимания. Итак, я считаю эти договоры взаимодополняющими. И я надеюсь, что появление Договора о запрещении ядерного оружия в конечном итоге позволит придать больший импульс развитию в контексте ДНЯО и что эти договоры смогут по-разному работать вместе.

Коллин: Вы немного говорили о том, как война России против Украины подорвала ДНЯО. Повлияло ли это на ТПНВ?

Дженнифер: Я думаю, хотя вы можете определенно сказать, и совершенно ясно, что действия России наносят ущерб ДНЯО, я думаю, что в некотором смысле действия России активизировали Договор о запрещении ядерного оружия, потому что он действительно продемонстрировал, что многие убеждения, что позволяют нам чувствовать себя комфортно с существованием ядерного оружия, не обязательно верно. И некоторые из этих убеждений включают в себя то, что ядерное оружие по своей сути является оборонительным, потому что оно предотвращает или препятствует войне из-за огромных затрат, которые могут возникнуть в результате его применения.

Но на самом деле то, что мы видим сегодня в войне России на Украине, это то, что Россия использует угрозу ядерной войны, чтобы защитить себя от последствий собственной агрессии против неядерного государства. И это расшатывает нормы, лежащие в основе всего режима ядерного нераспространения. Кроме того, Россия демонстрирует, что мы не можем обязательно доверить одному человеку власть, которая коренным образом изменит человеческую цивилизацию и миллионы жизней. Я думаю, что люди по всему миру смотрят на Путина и говорят: «Я не хочу, чтобы у него была такая власть. Может быть, ни у кого не должно быть такой власти».

Коллин: Итак, вы знаете, этот вопрос слишком тревожный, чтобы его задавать, но я думаю, что наши слушатели и я тоже задаемся этим вопросом. Давайте представим невообразимое, если бы Россия применила ядерное оружие против Украины и ее народа, как бы отреагировали США и другие страны, особенно учитывая, что Украина не является членом НАТО?

Дженнифер: Итак, к сожалению, ответ таков, что я не знаю. И более пугающий ответ заключается в том, что это возможно. Никто точно не знает, что произойдет, если Россия применит ядерное оружие в своей войне на Украине. Как США отреагируют, это решение, которое в конечном итоге будет приниматься одним человеком, президентом Байденом. Будут предприняты все усилия, чтобы сохранить все варианты, доступные для него, до того момента, когда он примет это решение. И я уверен, что некоторые из его советников будут весьма настойчиво утверждать, что США должны ответить на применение ядерного оружия собственным применением ядерного оружия, чтобы продемонстрировать решимость России.

Другие советники, вероятно, также будут решительно возражать, что ответный удар, даже символическим применением ядерного оружия, даже небольшого, того, что мы называем тактическим ядерным оружием, может привести к дальнейшей эскалации, которая сама по себе может привести к более широкому обмену ядерными ударами и что, следовательно, неядерный ответ какой-то был бы лучше. Но мы не узнаем, как будет развиваться этот сценарий, пока это не произойдет, потому что раньше такого никогда не было.

Коллин: Какие вы видите реалистичные, достижимые следующие шаги, которые приблизит нас к уничтожению ядерного оружия на планете?

Дженнифер: Я думаю, самое важное, что мы можем сделать в ближайшие пять лет, это попытаться остановить новую гонку вооружений, которая находится на очень ранней стадии, от выхода из-под контроля. Сейчас мы находимся в том месте, где основные ядерные державы модернизируют свои арсеналы, они рассматривают возможность расширения своих арсеналов, и все они смотрят друг на друга, чтобы найти эти оправдания.

И я думаю, что с трезвостью и дальновидностью мы можем замедлить эту динамику сейчас, потому что, если мы этого не сделаем, мы потратим следующие несколько десятилетий, пытаясь обратить ее вспять. Итак, я думаю, что самое важное, что мы можем сделать, это не оказаться в эпицентре второй холодной войны.

Следующее, что можно сделать, и это можно было бы сделать сейчас, — это более активное взаимодействие ядерных держав, и особенно Соединенных Штатов, с международным сообществом по гуманитарным последствиям применения ядерного оружия. Эта тема сейчас обсуждается гораздо шире из-за Договора о запрещении ядерного оружия, но она действительно важна. И правда в том, что мы не до конца понимаем последствия применения ядерного оружия. Мы не до конца понимаем, как это влияет на людей, как это влияет на сообщества. И нам нужно знать это не только потому, что это помогает информировать политику, которая обеспечивает снижение ядерных рисков и, в конечном итоге, ликвидацию ядерного оружия, но и потому, что во всем мире уже есть люди, которые пострадали от ядерного оружия, от его применения в Японии, но также от ядерных испытаний, более 1000 ядерных испытаний было проведено во время холодной войны, и от их разработки, от сообществ, живущих вблизи мест добычи урана или объектов военной обороны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *