Определение типа детско-родительских отношений | Консультация (старшая группа) на тему:
Определение типа детско-родительских отношений
_____________________________________________________________________
1. Вы всегда уверены, что знаете о своем ребенке всё:
а) да, конечно;
б) скорее да, чем нет;
в) скорее нет, чем да;
г) у ребенка могут быть свои секреты.
2. Если у Вас проблемы с ребенком, кто в семье их решает:
а) мать;
б) отец;
в) совместно;
г) любой другой член семьи (бабушка, дедушка).
3. Если у Вашего ребенка появляются первые признаки простуды, как Вы обычно поступаете:
а) немедленно вызываю врача;
б) лечу самостоятельно;
в) зачем беспокоиться, скоро всё пройдет;
г) полагаюсь на опыт бабушки.
4. Ваш ребенок в группе детского сада подрался или поссорился с другим ребенком:
а) узнаю у воспитателя, почему он допустил подобное поведение ребенка;
б) мой ребенок не мог спровоцировать ссору;
в) я так и знала, «опять полез в драку»;
г) сами разберутся.
5. Вы стараетесь выполнить все желания ребенка:
а) да, если они не вредят его здоровью;
б) да, если они финансово допустимы;
в) нет, мой ребенок часто просит невозможного и капризничает;
г) нет, ребенок должен с детства понимать, что в жизни не всё выполнимо.
6. Вы считаете своим долгом знать всё, о чем думает Ваш ребенок:
а) да, конечно;
б) нет, у ребенка могут быть свои секреты;
в) ребенок должен расти свободным и самостоятельным.
7. Как часто Вы думаете о том, что благополучие Вашего ребенка находится под угрозой:
а) часто, почти всегда о нем беспокоюсь, даже если нахожусь рядом с ним;
б) часто, но только если меня нет рядом;
в) только в случае опасности;
г) беспокоюсь, но считаю, что ребенок должен расти самостоятельным.
8. Когда Вы собираетесь в отпуск или отдохнуть, то:
а) беру ребенка с собой, хотя с ним очень хлопотно отдыхать;
б) беру ребенка с собой с большим удовольствием, семья должна отдыхать вместе;
в) оставляю ребенка на время бабушке. б, 10а, 116, 126, 13а или 136.
Итого:
Вы — «тревожная мама»
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1а, 2а, За, 4а, 5а, 6а, 7а, 86, 10а, 116, 12а, 13а.
Итого:
Вы — «тоскливая мама»
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в или 1г, 2г, Зв, 4в, 5в, 66, 7в, 8в, 96, 106, 116, 12а, 136.
Итого:
Вы — «уверенная и властная мама»
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1а или 1г, 2а, 36, 4а, 5г, 6г, 7г, 8в, 9а, 106, 11а, 126, 136, но может быть и 13а и 13в.
Итого:
Для пап
Вы — «папа-мама» или «мама-папа»
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 16, 2в, 36, 46, 56, 66, 76, 86, 96, 10а, 116, 126, 13а или 136.
Итого:
Вы — «Карабас-Барабас»
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в, 26, Зв, 4в, 5г, 6в, 7г, 8в или 8а, 9а, 106, 11а, 126, 13в или 136.
Итого:
Вы — «крепкий орешек»
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в, 2а, За, 4а или 4в, 5г, 6в, 7в, 8в, 9а, 106, 11а, 126.
Итого:
Вы — «попрыгунья-стрекоза»
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в, 2а или 2г, 3г, 4г, 5в, 66, 7в, 8в, 9в, 10в 11в 12а, 136.
Итого:
Вы — «добрый молодец», «рубаха-парень»
Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в, 2а, Зв или 36, 4г, 56, 66, 7в, 8в, 96, 10а 116 12а, 136.
Итого:
Вы — «ни рыба ни мясо», «под каблуком»
Если Ваши ответы во всем вторят маме ребенка.
Произведите подсчеты и получите итог по каждой из категорий, соответствующей Вашему полу. Самый высокий итог указывает на доминирующие тенденции в Ваших отношениях с ребенком.
Следует помнить, что возможно внесение корректив в Вашу модель взаимодействия с малышом.
А.Я. Варга по характеру отношения к детям выделяет четыре типа мам [6, 34].
Спокойная уравновешенная мама — настоящий эталон материнства. Она всегда всё знает о ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.
Тревожная мама вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу его благополучию. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех членов семьи.
Тоскливая мама вечно всем недовольна. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с такой мамой не повезло.
Уверенная и властная мама твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. «Создавая» ребенка
по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче — к инициативе.
Достаточно интересна классификация пап, представленная АИ. Баркан [4, 136].
«Папа-мама» — это по-матерински заботливый отец, он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается делать это с должным терпением (как это бывает у мам). Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым.
«Мама-папа» главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку всё разрешается, всё прощается, и он иногда «удобно устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.
«Карабас-Барабас». Папа — злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Он нервозен и непоследователен. В семье царит страх, а в душе ребенка поселяется тревога. Наказание за содеянное — излюбленный метод такого папы. И вполне возможен вариант, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти. Так Карабас создает для себя Везувий, который не любит «молчать».
«Крепкий орешек» — непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, когда он не прав.
«Попрыгунья-стрекоза» — папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни — свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него — тяжелая ноша, ребенок — обуза, предмет заботы жены (что хотела — то получила!). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу.
«Добрый молодец», «рубаха-парень» — папа, на первый взгляд, и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.
«Ни рыба ни мясо», «под каблуком» — это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, Даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.
Существует попытка описать воспитание в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль определяется как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми членами семьи. Детские роли четко выявляются в семьях, где родительские позиции утрачивают гибкость и адекватность. К наиболее «типичным» относятся следующие роли.
«Козел отпущения». Эта детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые те готовы выплеснуть друг на друга.
«Любимчик». Она возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке и любовью к нему.
«Бэби». В этой роли ребенок отдален от родителей, он «вечное дитя», от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.
«Примиритель». Ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.
Анкета для родителей по итогам занятий в «Семейной школе» / Слушай с пользой
Анкета для родителей по итогам занятий в «Семейной школе» / Слушай с пользойГлавная / Методы сбора обратной связи / Анкетирование / Анкета для родителей по итогам занятий в «Семейной школе»
АНО Центр сопровождения детей и семей «Содействие»
|
Описание программы (практики) В «Семейной школе» проводится цикл детско-родительских занятий для семей с детьми с ОВЗ. На занятиях отрабатываются навыки эффективного взаимодействия с детьми в ходе практической деятельности, организуется родительское просвещение, проводится коррекционно-развивающая работа. Дети и родители получают поддержку, новые знания и навыки. Для формирования поддерживающих социальных связей семей проводятся досуговые инклюзивные мероприятия. Для специалистов организуются семинары по профилактике эмоционального выгорания и трансляции опыта работы. |
|
Благополучатели программы:
|
|
Социальные результаты, о которых собирается обратная связь данным инструментом:
|
|
Описание запроса: Вопросы, на которые предполагается получить ответы:
|
|
Описание инструмента: Анкетирование проводится по окончанию занятий в «Семейной школе». Данные используются для сравнительного анализа ожиданий родителей от участия в цикле занятий (входная анкета) и достижений/впечатлений/ эмоций после его окончания. |
|
Решения, которые могут быть приняты на основе полученных данных:
|
Скачать инструмент |
Расширенный поиск
Авторизуйтесь, чтобы добавить комментарий
Опрос родителей и детей (PCRS)
1. Сколько времени, по вашему мнению, вы проводите с матерью/отцом? (1 = почти нет, 7 = очень много)
2. Насколько хорошо, по вашему мнению, вам удавалось поддерживать постоянные отношения с матерью/отцом? (1 = совсем нет, 7 = очень)
3. Насколько вы доверяете своей матери/отцу? (1 = совсем нет, 7 = очень сильно)
4. Насколько вы уверены, что ваши мать/отец не стали бы насмехаться или высмеивать вас, если бы вы говорили о проблеме? (1 = совсем нет, 7 = очень)
5. Насколько вы уверены, что ваши мать/отец помогут вам, когда у вас возникнет проблема? (1 = совсем нет, 7 = очень)
6. Насколько близки вы чувствуете себя со своей матерью/отцом? (1 = очень далеко, 7 = очень близко)
7. Насколько удобно было бы вам обратиться к матери/отцу по поводу романтической проблемы? (1 = совсем нет, 7 = очень)
8. Насколько комфортно вам было бы говорить с мамой/папой о проблеме в школе? (1 = совсем нет, 7 = очень)
9. Насколько вы не уверены в том, какую роль в вашей жизни должны играть ваши мать/отец? (1 = совсем нет, 7 = очень хорошо)
10. Насколько точно, по вашему мнению, вы понимаете чувства, мысли и поведение матери/отца? (1 = совсем нет, 7 = очень сильно)
11. Насколько легко вы принимаете слабости вашей матери/отца? (1 = совсем нет, 7 = очень)
12. В какой степени вы думаете о своей матери/отце как о взрослом человеке, живущем собственной жизнью, в отличие от того, что думаете о ней только как о своей матери/отце? (1 = думать только как о матери/отце‚ 7 = воспринимать как взрослую с собственной жизнью)
13.Как часто вы злитесь на маму/папу? (1 = почти никогда, 7 = довольно часто)
14. В целом, насколько сильно Вы обижаетесь на свою мать/отца? (1 = совсем нет, 7 = очень часто)
15. Насколько хорошо вы общаетесь с мамой/папой? (1 = совсем нет, 7 = очень)
16. Насколько хорошо ваша мать/отец понимает ваши потребности, чувства и поведение? (1 = совсем нет, 7 = очень)
17. Насколько хорошо вас слушает мама/папа? (1 = совсем нет, 7 = очень)
18. Насколько вы заботитесь о своей матери/отце? (1 = совсем нет‚ 7 = сильно)
19. Когда вы находитесь вдали от дома‚ сколько вы обычно скучаете по маме/папе? (1 = совсем нет, 7 = очень)
20. Насколько вы уважаете свою мать/отца? (1 = совсем нет, 7 = очень сильно)
21.Насколько Вы цените мнение своей матери/папы? (1 = совсем нет, 7 = очень сильно)
22. Насколько Вы восхищаетесь своей матерью/отцом? (1 = совсем нет, 7 = очень много)
23. Насколько сильно ты хотел бы быть похожим на свою маму/папу? (1 = совсем нет, 7 = очень сильно)
24.Насколько Вы были бы удовлетворены образом жизни Вашей матери/отца как своим собственным? (1 = совсем нет, 7 = в высшей степени)
Подшкала положительной аффективности, подшкала «Вовлеченность отца» и подшкала «Общение» выявили коэффициент альфа 0,93, 0,94 и 0,89 соответственно.
положительная подшкала «Аффективность», подшкала «Обида/смешение ролей», подшкала «Идентификация» и подшкала «Общение» показали коэффициент альфа 0,94‚ 0,61‚ 0,84‚ и 0,88‚ соответственно. (Fine, 1981)
Обратная оценка отрицательно сформулированных пунктов (9‚ 13‚ и 14)
Факторы версии отца включают положительный аффект (пункты 3‚ 14‚ 18–24)‚ участие отца (пункты 1‚ 2‚ 6‚ 9‚ 10‚ 16)‚ общение (пункты 7‚ 8‚ 15–17)‚ и гнев (пункт 13). Факторы версии матери включают положительный аффект (пункты 1–3, 6, 7, 15–23), обиду/смешение ролей (пункты 9, 14), идентификацию (пункты 13, 23, 24) и общение (пункты 4, 5‚ 7‚ 8‚ 15–17).
Этот инструмент можно найти по адресу: https://etd.ohiolink.edu/!etd.send_file?accession=osu1382550299&disposition=inline & Fischer, Joel., Corcoran, Kevin J. (2007). Меры для клинической практики и исследований: справочник. (4-е изд.). Нью-Йорк. Оксфордский университет пр. Том. 1‚ Страница (ы): 385-387.
Отлично, Марк. А.‚ (1981). Долгосрочные последствия развода для отношений между родителями и детьми. Университет штата Огайо, магистр художественной диссертации.
Fine, M. A., Moreland, JR, Schwebel, A.I. (1983). Долгосрочные последствия развода для отношений между родителями и детьми. Психология развития, 1983, 19, 703–713
Файн, М. А., Уорли, С. М. и Швебель, А. (1985). Исследование отношений между родителями и детьми: исследование его психометрических свойств. 57(1), 155-161.
Пархизгар‚ А. (2002). Сравнительное исследование взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и кризисом идентичности и отсутствием кризиса идентичности у старшеклассниц (персидский). Университет Тарбиат Моалем, магистр. Тезис.
Дадаш‚ З. (2004). Управление восстановлением семьи в улучшении отношений матери и ребенка. Университет Хатам, магистр наук. диссертация
Fine, MA, Moreland, JR & Schwebel, A. (1983). Исследование отношений между родителями и детьми (PCRS). В Фишер, Джоэл., Коркоран, Кевин Дж. (2007). Меры для клинической практики и исследований: справочник. (4-е изд.). Нью-Йорк. Оксфордский университет пр. Том. 1‚ Страница (ы): 385-387.
Моджаллал, М., Хоссейнханзаде, А. А., Тахер, М., и Яхьязаде, А. (2017). Отношения между родителями и детьми и курение среди студентов колледжей: роль родителей в курении женщин и мужчин. Журнал практики клинической психологии, 5 (2), 81-90.
BASC-3 PRQ, BASC-3 Анкета о взаимоотношениях родителей
Выберите один из наших продуктов
Обзор
- Дата публикации:
- 2015
- Возрастной диапазон:
- 2:0-18:11
- Уровень чтения:
- 3 класс
- Баллы/интерпретация:
- Т-баллы и процентили для населения в целом
- Уровень квалификации:
- Б
Квалификационный уровень
Уровень A
Этот уровень одобрения позволяет вам приобретать наши тесты, не требующие профессиональной степени, аккредитации, членства в организации или лицензии/сертификата.
Уровень B
Этот уровень одобрения позволяет вам покупать наши оценки, требующие уровней квалификации A или B.
Уровень C
Этот уровень одобрения позволяет вам покупать все наши оценки.
- Время завершения:
- 10-15 минут
- Варианты подсчета очков:
- Веб-администрирование Q-global®, оценка и/или отчетность или ручная оценка.
- Другие языки:
- испанский
- Телемедицина:
Руководство по использованию этого теста в вашей телепрактике.
Информация о продукте
BASC-3 PRQ включает две формы — Preschool or Child и Adolescent, — которые могут быть быстро и легко заполнены родителем или основным опекуном. Преимущества
ХарактеристикиЧтобы узнать больше о продуктах BASC-3, прочитайте обзорную брошюру.
Примеры отчетовСледующие примеры отчетов доступны для BASC-3 PRQ. |
|
Вебинары
Для BASC-3 PRQ доступны следующие обучающие мероприятия. |