Моделирующий эксперимент в психологии: 1.3.3. Моделирующий эксперимент

5.3. Психологический эксперимент | Вестишки.ру

 

Опорные слова к вопросу №5 — здесь

Эксперимент в психологии (от лат. experimentum — проба, опыт) — один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще, и психологического исследования в частности. Отлича­ется от наблюдения активным вме­шательством в ситуацию со сторо­ны исследователя, осуществляюще­го планомерное манипулирование одной или несколькими переменны­ми (факторами) и регистрацию со­путствующих изменений в поведе­нии изучаемого объекта.

Правиль­но поставленный эксперимент позволяет про­верять гипотезы о причинно-след­ственных отношениях, не ограни­чиваясь констатацией связи (кор­реляции) между переменными.

Раз­деляют традиционные и факторные планы проведения эксперимента.

При традици­онном планировании эксперимента меняется лишь одна независимая переменная, при факторном — несколько. Достоин­ством последнего является возмож­ность оценки взаимодействия фак­торов — изменения характера влия­ния одной из переменных в зави­симости от значения другой, но зато значительно увеличивается трудоёмкость исследования.

Если изучаемая область относитель­но неизвестна, и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотаж­ном эксперименте {пилотажное исследование). Его результаты могут помочь уточнить направление дальнейшего исследования.

Когда имеются две кон­курирующие между собой гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем эксперименте (лат.- experimentum crucis).

Контрольный эксперимент осуществляется с целью провер­ки каких-либо зависимостей.

Итак, специфика эксперимента как метода психологического иссле­дования заключается в том, что в нем целенаправленно и проду­манно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и его развитие. Однако организовать и про­вести настоящий, отвечающий всем требованиям науки, психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных иссле­дованиях он встречается реже, чем другие методы.

Одна из трудностей применения эксперимента в пси­хологии заключается в том, что ис­следователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуе­мым) и может невольно повлиять на его поведение.

Эксперимент формирую­щий

(синонимы — преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий эксперимент, метод активного формирования психики) позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как вос­приятие, внимание, память, мыш­ление. Тем самым он принципиально отличается от всех других видов психологического исследования. Применяется в возраст­ной и педагогической психологии.

Формирующий эксперимент состоит в прослеживании изменений психики ребенка в процессе актив­ного воздействия исследователя на испытуемого. Формирующий эксперимент позволяет не ограничиваться регистрацией выяв­ляемых фактов, а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, дина­мику, тенденции психического раз­вития, становления личности, опре­деляя возможности оптимизации этого процесса.

Кроме формирующего эксперимента имеются ещё две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных и приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствии жизни.

 

В. Экспериментальные методы

Случайная страница

О проекте

Прислать материал

Контакты


Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1390


Б. Диагностические методы Г. Формирующие методы

В отличие от неэкспериментальных и диагностических методов «психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт…» [Петровский Артур Владимирович (1924)]. Специфика экспериментальных методов состоит, таким образом, в том, что они предполагают:
а) организацию специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых;
б) изменение этих условий в ходе исследования.

(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Вместе с тем экспериментальные методы предполагают использование неэкспериментальных и диагностических методов, непосредственно включают их в себя в качестве своих естественных моментов.
В психологии существуют три типа собственно экспериментального (в классическом, естественнонаучном понимании термина «эксперимент») метода:

  • естественный (полевой) эксперимент;
  • моделирующий эксперимент;
  • лабораторный эксперимент. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам. Условия, используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.

(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительная замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка проведения исследования и т.п.) являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки тех неэкспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т. д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи.
Лабораторный эксперимент — особый тип экспериментального метода — предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже — при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует предмету психологического исследования.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 |

Как симуляции используются в исследованиях человеческого поведения?

Исследования человеческого поведения часто сталкивались с выбором между двумя альтернативными подходами к экспериментальной работе — изучением поведения в контролируемой или естественной среде.

С одной стороны, тщательно контролируемые лабораторные настройки позволяют вносить точные изменения в экспериментальные установки — все участники испытывают одни и те же настройки, с небольшим пространством для экспериментального шума, и настраивается одна экспериментальная переменная.

Эксперимент работает хорошо, поскольку можно измерить, как поведение человека может меняться в ответ на идентифицируемое изменение. Недостатком является то, что эти среды по своей природе неестественны — из-за устранения возможности вариаций среда часто становится все меньше и меньше репрезентирует реальную жизнь.

С другой стороны, эксперименты, проводимые «в дикой природе», позволяют участникам вести себя и воспринимать мир нормально и естественно. Будет изменена одна экспериментальная переменная, но высока вероятность появления экспериментального шума. Это означает, что поведение будет более естественным, но сложнее гарантировать, что любое изменение связано исключительно с экспериментальной переменной.

Если мы хотим по-настоящему понять человеческое поведение (и, спойлер: мы это делаем), нам часто приходится искать компромисс между этими двумя подходами. Нам нужно оценить, сколько шума, по нашему мнению, будет введено, и сколько вариаций допустимо для создания среды, которая кажется участнику подходящей. Принятие этого решения является важной частью процесса проектирования эксперимента. Однако иногда есть и третий путь: симуляции.

iMotions используется в контексте виртуальной реальности, в то время как данные отслеживания глаз и кожно-гальванической реакции собираются.

Что такое моделирование?

Симуляция — это имитация реальной вещи. В исследованиях поведения человека это часто принимает форму контролируемого представления обстановки, которую участник не может разумно испытать. Хотя может быть интересно и важно знать, как пилот ведет себя в опасных условиях полета, явно не идеально, чтобы это происходило в реальной жизни.

Моделирование позволяет нам не только тестировать реакцию на опасные настройки, но и позволяет нам точно воспроизвести их. Мы можем видеть, как разные пилоты (или не пилоты, если на то пошло) снова и снова реагируют на одну и ту же опасную обстановку.

Авиасимулятор является очевидным примером широко используемого моделирования для оценки поведения, но в настоящее время существует удивительное разнообразие различных симуляторов, предназначенных для измерения реакций в условиях высокой точности. С появлением виртуальной реальности теперь также можно создавать совершенно новые среды (и даже создавать нереальные) с относительно небольшими затратами.

Эти среды стали более доступными как для исследователей, так и для участников, с лучшим пониманием таких аспектов, как укачивание [1].

Ниже мы рассмотрим примеры различных сценариев моделирования и то, как исследователи изучают поведение человека в каждом из них.

Вождение и не только

Симуляторы вождения знакомы многим из нас. Симуляторы, встречающиеся в аналогичной форме во многих игровых автоматах, обеспечивают безопасную среду для проверки навыков вождения и реакции, в комплекте с рулевым колесом, шестернями, а иногда и многим другим.

В лаборатории вождения в Стэнфорде используется настоящий автомобиль, окруженный экранами высокой четкости, чтобы обеспечить захватывающий опыт вождения автомобиля. Данные с этого автомобиля и других датчиков интегрируются в iMotions, чтобы помочь исследователям понять поведение водителя.

Исследования часто фокусируются на том, как повысить безопасность водителей (и пешеходов) путем проверки факторов, которые могут повлиять на вероятность аварии. Тестирование новых функций, которые могут улучшить (или ухудшить) осведомленность водителя, можно легко выполнить в симуляторе без какого-либо реального риска.

Исследователи использовали датчики, такие как ЭЭГ, для исследования блуждания мыслей в симуляторе вождения [2], обнаружив, что это психическое состояние не только может отрицательно влиять на способность управлять автомобилем, но и может быть обнаружено, что открывает возможность для оснащения автомобили с датчиками (возможно, хотя и не обязательно ЭЭГ), которые могут подавать соответствующие предупреждения, если внимание водителя слишком далеко отвлекает от дороги.

Отслеживание взгляда также является популярным инструментом, используемым в симуляторах вождения, поскольку он предлагает возможность внедрения в реальный автомобиль без технических ограничений, которые накладывает ЭЭГ. Исследователи использовали отслеживание взгляда для оценки когнитивной нагрузки [3] в симуляторе вождения, предполагая, что это можно использовать в качестве метода мониторинга когнитивного состояния водителей.

Оба этих метода — ЭЭГ и отслеживание взгляда — также были объединены с iMotions в симуляторе вождения для проверки системы раннего предупреждения для водителей [4]. Когнитивная нагрузка и измерение когнитивных состояний с помощью ЭЭГ использовались в предварительном тесте поведения при вождении. Было обнаружено, что эти датчики могут указать, нужно ли доставлять систему раннего предупреждения об опасности или водитель уже достаточно бдителен.

Помимо симуляторов вождения, исследователи также изучают поведение в различных других симуляторах транспортных средств, от симуляторов полета до морских исследований на симуляторах кораблей (Force Technologies использует iMotions для оценки поведения рулевого управления корабля в моделировании полного вращения грузового корабля).

Моделирование работы

Моделирование не обязательно привязано к транспортному средству, но также может происходить в среде, где участники могут свободно передвигаться. Исследователи, например, использовали отслеживание взгляда в контексте медицинского образования, чтобы оценить, насколько хорошо был проработан каждый аспект протокола [5].

Моделирование, определяющее производительность оператора диспетчерской, в контексте, варьирующемся от атомных электростанций [6], нефтехимических электростанций [7] и диспетчерских вышек [8, 9, 10], обычно использует отслеживание взгляда и / или ЭЭГ для оценки внимание и когнитивные ресурсы операторов.

Исследователи из Университета Лулео используют iMotions и различные датчики для изучения когнитивных процессов, происходящих в натуралистических симуляциях диспетчеров поездов.

Использование моделирования может быть распространено даже на военные приложения. Исследователи пошли на многое, чтобы воссоздать реалистичные симуляции оружия [11] и военной обстановки [12], чтобы понять когнитивное и физиологическое давление, которому часто подвергаются солдаты.

Различные исследования также были сосредоточены на том, как военные пилоты реагируют на сложные ситуации, в которых необходимо принимать быстрые решения. Отслеживание взгляда использовалось в этом контексте для изучения влияния зрительной нагрузки (объем представленной визуальной информации) и того, как это может повлиять на способность пилотов принимать решения [13].

Исследователи также изучили использование измерений ЭЭГ и частоты сердечных сокращений как в реальном полете, так и в симуляции полета [14]. Результаты показали, что наиболее сложные аспекты операции могут быть определены индивидуально для пилотов, предоставляя данные, которые могут сообщить, какие аспекты обучения потребуют дополнительной работы для каждого пилота.

Чтобы лучше понять один из основных методов исследования с использованием моделирования, загрузите наше бесплатное руководство по отслеживанию взгляда ниже.

Ссылки

[1] Гавгани А. М., Несбитт К. В., Блэкмор К. Л., Наливайко Э. (2017). Профилирование субъективных симптомов и вегетативных изменений, связанных с киберболезнью. Autonom Neurosci . 203:41–50. пмид: 28010995.

[2] Болдуин, К.Л., Робертс, Д.М., Барраган, Д., Ли, Дж.Д., Лернер, Н., и Хиггинс, Дж.С. (2017). Обнаружение и количественная оценка блуждания мыслей во время имитации вождения. Frontiers in Human Neuroscience , 11, 406.

[3] Палинко О., Кун А.Л., Широков А. и Химан П. (2010). Оценка когнитивной нагрузки с помощью дистанционного отслеживания взгляда в симуляторе вождения . В материалах Симпозиума 2010 г. по исследованиям и приложениям отслеживания взгляда (стр. 141–144). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: ACM Press.

[4] Э, Пакдаманян., Л. Фэн., И, Ким. (2018). Влияние тактильной обратной связи всего тела на восприятие водителя при движении по кривой . Труды ежегодного собрания Общества человеческого фактора и эргономики, 62, 19-23.

[5] Henneman, E.A., Cunningham, H., Fisher, D.L., et al. (2014). Отслеживание взгляда как механизм дебрифинга в симулированной обстановке повышает безопасность пациентов. Dimens Crit Care Nurs , 33:129–135.

[6] Ковесди, К., Райс, Б., Бауэр, Г., Спилман, З., Хилл, Р., и ЛеБлан, К. (2015). Измерение работоспособности человека в смоделированных диспетчерских пунктах атомной электростанции с использованием отслеживания взгляда , INL/EXT-15-37311.

[7] Икума, Л. Х., Харви, К., Тейлор, К. Ф., и Хандал, К. (2014). Руководство по оценке производительности оператора диспетчерской с использованием скорости и точности, воспринимаемой рабочей нагрузки, осведомленности о ситуации и отслеживания взгляда. Журнал предотвращения убытков в обрабатывающей промышленности , 32: 454-465.

[8] Кирни, П., Ли, В. К., Ю, К. С., Брейтуэйт, Г. (2018). Влияние систем оповещения на характер движения глаз авиадиспетчера и его осведомленность о ситуации. Эргономика , 5:1-14.

[9] Giraudet, L., Imbert, J.P., Bérenger, M. , et al. (2015). Нейроэргономическая оценка дизайна интерфейса человек-машина в управлении воздушным движением с использованием поведенческих показателей и показателей EGG/ERP. Поведенческие исследования мозга , том. 294, стр. 246-53.

[10] Арико П., Боргини Г., Ди Флумери Г., Колозимо А., Бонелли С., Гольфетти А. и др. (2016). Адаптивная автоматизация, запускаемая индексом умственной нагрузки на основе ЭЭГ: пассивное приложение интерфейса мозг-компьютер в реалистичной среде управления воздушным движением. Фронт. Гум. Нейроски . 10:539.

[11] Л. К. А. Кампос и Л. Л. Менегальдо. (2018). Симулятор боевого танка для задач координации глаз и рук в условиях горизонтальной вибрации всего тела. Journal of Low Frequency Noise, Vibration and Active Control , Vol. 37(1) 144–155.

[12] Саус, Э. Р., Джонсен, Б. Х., Эйд, Дж., Риисем, П. К., Андерсен, Р., и Тайер, Дж. Ф. (2006). Эффект краткого обучения ситуационной осведомленности в симуляторе полицейской стрельбы: экспериментальное исследование. Мил. Психол . 18, С3–С21.

[13] Качер Дж., Кутилек П., Криванек В., Доскочил Р., Смрчка П. и Крупка З. (2017). Измерение и моделирование поведения военных летчиков. На Международной конференции по моделированию и моделированию автономных систем (стр. 434-449). Спрингер, Чам.

[14] Г. Клоудова, М. Стехлик. (2017). Совершенствование подготовки военных летчиков психофизиологическими методами. Международный журнал психологических и поведенческих наук, Vol:11, No:11.[/fusion_builder_column][/fusion_builder_row][/fusion_builder_container]

Wildcat World: программы моделирования для обучения основным понятиям психологии

Wildcat World: программы моделирования для обучения основным понятиям психологии

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Методы исследования и статистика
  • Опубликовано:
  • Майкл Ф. Браун 1  

Методы, инструменты и компьютеры исследования поведения том 31

, страницы 14–18 (1999 г.)Процитировать эту статью

  • 314 доступов

  • 3 Цитаты

  • Сведения о показателях

Аннотация

Описан ряд компьютерных программ, позволяющих начинающим студентам-психологам планировать, проводить, анализировать и интерпретировать виртуальные (симулированные компьютером) психологические исследования. Этот метод позволяет инструктору лучше контролировать результаты студенческих экспериментов, увеличивает объем экспериментов, которые могут проводить учащиеся, уменьшает количество времени в классе, которое должно быть посвящено проведению экспериментов, и устраняет опасения по поводу того, что учащиеся-экспериментаторы используют людей или животных. предметы.

Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи

Ссылки

  • Box, G.E.P., & Muller, M.E. (1958). Примечание о генерации случайных нормальных отклонений. Анналы математической статистики , 29 , 610–611.

    Артикул Google ученый

  • Гольдштейн, М. Д., и Штрубе, М. Дж. (1995). Понимание корреляций: два компьютерных упражнения. Преподавание психологии , 22 , 205–206.

    Артикул Google ученый

  • Граф, С. А. (1995). Три хорошие лаборатории, без настоящих крыс: обзор трех оперантных лабораторных симуляций. Поведенческий аналитик

    , 18 , 301–306.

    Google ученый

  • Грэм, Дж., Аллоуэй, Т., и Крамес, Л. (1994). Сниффи, виртуальная крыса: имитация оперантного обусловливания. Методы исследования поведения, инструменты и компьютеры , 26 , 134–141.

    Артикул Google ученый

  • Microsoft Visual Basic 3.0 [Компьютерное программное обеспечение] (1993). Редмонд, Вашингтон: Microsoft.

  • Шимофф, Э., и Катания, А.С. (1995). Использование компьютеров для обучения анализу поведения. Поведенческий аналитик , 18 , 307–316.

    Google ученый

  • Strube, MJ, & Goldstein, MD (1995). Компьютерная программа, демонстрирующая разницу между основными эффектами и взаимодействиями. Преподавание психологии , 22 , 207–208.

    Артикул Google ученый

  • Weir, C.G., McManus, I.C., & Kiely, B. (1991). Оценка этого обучения статистическим понятиям с помощью интерактивного опыта с моделированием Монте-Карло. Британский журнал педагогической психологии , 61 , 240–247.

    Google ученый

Download references

Author information

Authors and Affiliations

  1. Department of Psychology, Villanova University, 19085, Villanova, PA

    Michael F. Brown

Authors

  1. Michael F. Brown

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Академия

Автор, ответственный за переписку

Майкл Ф. Браун.

Дополнительная информация

«Дикая кошка» относится к талисману Университета Вилланова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *