Анкетирование это в психологии определение – Раздел V. Анкетирование как вид психологического исследования

Анкетирование — это… Что такое Анкетирование?


Анкетирование

  Один из наиболее распространенных в социологии и социолингвистике методов получения обширного материала в виде ответов на вопросы специально составленной программы (анкеты). Содержание анкет, формулировка вопросов, порядок их расположения, характер и полнота ответов на них варьируется в зависимости от конкретных задач исследователя. Существуют разные варианты анкет. Простейшей разновидностью из них является анкета, имеющая целью установить факт наличия некоторого социально маркированного языкового явления в той или иной языковой среде (напр., распространенности слов-жаргонизмов). Более сложные анкеты могут иметь цель установить реальный уровень языковой компетенции (включают тесты на знание языка), исследовать явления языковой компетенции и билингвизма, степень аккультурации языкового коллектива, степень функционального развития языка, характер языковой ситуации в регионе и пр.

  ♦ методы сбора социолингвистических данных

Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук. Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко. 2006.

Синонимы:
  • Анкета
  • Анклав

Смотреть что такое «Анкетирование» в других словарях:

  • анкетирование — я, ср. enquêter. Действие по значению глаг. анкетировать; метод социологического исследования с помощью анкет. БАС 2. Анкетирование указало еще на один тревожный момент атомизацию общества, растущее обособление людей. 1994. Родина 1990 4 10.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • АНКЕТИРОВАНИЕ — один из методов опроса клиентов в маркетинговом иссле довании. Процесс АНКЕТИРОВАНИЯ включает в себя следующие этапы: подготовка анкеты, на которую опрашиваемый должен дать ответы; распростране ние анкет, их обработка и анализ. Словарь финансовых …   Финансовый словарь

  • анкетирование — опрашивание, опрос Словарь русских синонимов. анкетирование сущ., кол во синонимов: 3 • демоскопия (1) • …   Словарь синонимов

  • Анкетирование — один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения (на бумаге) социолога и респондента… Источник: Приказ Минкультуры РФ от 06.05.2008 N 71 Об одобрении учебно методического пособия Методическое обеспечение социально… …   Официальная терминология

  • Анкетирование — средство получения информации для социального обследования, применяется в социологических, социально психологических, экономических, демографических исследованиях. При А. каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, необходимо ответить на …   Словарь бизнес-терминов

  • АНКЕТИРОВАНИЕ — техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение, изучение анкет. Применяется в общественных науках, при переписях населения, изучении общественного мнения …   Большой Энциклопедический словарь

  • анкетирование — АНКЕТИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., что (книжн.). Собрать ( бирать) какие н. сведения путём проведения анкет (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • АНКЕТИРОВАНИЕ — [Словарь иностранных слов русского языка

  • АНКЕТИРОВАНИЕ — англ. survey; нем. Befragung. Метод получения первичной информации, заключающийся в составлении анкет и проведении опроса; применяется в обществ, науках, при переписях населения, в изучении обществ, мнения. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • АНКЕТИРОВАНИЕ — АНКЕТИРОВАНИЕ. То же, что анкетный опрос. Вспомогательный метод исследования с помощью анкет. В процессе А. лицу или группе лиц предлагается ответить устно или письменно на вопросы: открытые (предполагается свободный ответ) или закрытые (ответ… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • анкетирование — АНКЕТИРОВАНИЕ1, я, ср Метод социологического исследования, состоящий в сборе сведений или мнений при помощи распространения и изучения анкет (опросных листов, составленных по определенной программе). Психологи произвели анкетирование.… …   Толковый словарь русских существительных


sociolinguistics.academic.ru

Анкетирование — это… Что такое Анкетирование?


Анкетирование
средство получения информации для социального обследования, применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических исследованиях. При А. каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, необходимо ответить на вопросы анкеты. Вопросы бывают открытые(дается свободный ответ) и закрытые(ответ состоит в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений), а также объективные(об образовании, возрасте, заработной плате и т.д.) и субъективные(об отношении к условиям жизни или определенным событиям и личностям). Обычно А. проводится анонимно.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.

Синонимы:
  • Анкета
  • Анкилоз

Смотреть что такое «Анкетирование» в других словарях:

  • анкетирование — я, ср. enquêter. Действие по значению глаг. анкетировать; метод социологического исследования с помощью анкет. БАС 2. Анкетирование указало еще на один тревожный момент атомизацию общества, растущее обособление людей. 1994. Родина 1990 4 10.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • АНКЕТИРОВАНИЕ — один из методов опроса клиентов в маркетинговом иссле довании. Процесс АНКЕТИРОВАНИЯ включает в себя следующие этапы: подготовка анкеты, на которую опрашиваемый должен дать ответы; распростране ние анкет, их обработка и анализ. Словарь финансовых …   Финансовый словарь

  • анкетирование — опрашивание, опрос Словарь русских синонимов. анкетирование сущ., кол во синонимов: 3 • демоскопия (1) • …   Словарь синонимов

  • Анкетирование — один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения (на бумаге) социолога и респондента… Источник: Приказ Минкультуры РФ от 06.05.2008 N 71 Об одобрении учебно методического пособия Методическое обеспечение социально… …   Официальная терминология

  • АНКЕТИРОВАНИЕ — техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение, изучение анкет. Применяется в общественных науках, при переписях населения, изучении общественного мнения …   Большой Энциклопедический словарь

  • анкетирование — АНКЕТИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., что (книжн.). Собрать ( бирать) какие н. сведения путём проведения анкет (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • АНКЕТИРОВАНИЕ — [Словарь иностранных слов русского языка

  • АНКЕТИРОВАНИЕ — англ. survey; нем. Befragung. Метод получения первичной информации, заключающийся в составлении анкет и проведении опроса; применяется в обществ, науках, при переписях населения, в изучении обществ, мнения. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • АНКЕТИРОВАНИЕ — АНКЕТИРОВАНИЕ. То же, что анкетный опрос. Вспомогательный метод исследования с помощью анкет. В процессе А. лицу или группе лиц предлагается ответить устно или письменно на вопросы: открытые (предполагается свободный ответ) или закрытые (ответ… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • анкетирование — АНКЕТИРОВАНИЕ1, я, ср Метод социологического исследования, состоящий в сборе сведений или мнений при помощи распространения и изучения анкет (опросных листов, составленных по определенной программе). Психологи произвели анкетирование.… …   Толковый словарь русских существительных


dic.academic.ru

Анкетирование

Опрос — метод сбора психологической информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) психологического общения психолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные психологом, вытекающие из целей и задач исследования.

Метод анкетирования представляет собой способ получения психологической информации с помощью составленной в соответствии с определенными правилами системы вопросов (анкеты), каждый из которых логически связан с целью исследования. С помощью анкеты на основе словесного отчета опрашиваемых психолог получает эмпирический материал для установления личностных качеств, суждений, интересов, ценностных ориентации и установок респондентов.

Цель анкетного опроса — получить психологическую информацию о состоянии коллективного или индивидуального мнения, а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью. Эта информация выражается в форме высказываний респондентов относительно зафиксированных эмпирически (в виде вопросов) исследовательских задач и категорий анализа.

Область применения анкетирования. Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Значение этого метода особенно возрастает в исследовании социально-психологических явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда изучаемая сфера недостаточно обеспечена документальной информацией. Наиболее эффективно его применение в сочетании с другими методами. Разновидности опроса могут быть использованы на всех этапах прикладного психологического исследования.

Основные нормативные требования к опросу: четкое выделение исследовательских задач, адекватность вопросов задачам исследования; доступность формулировок пониманию респондентов; соблюдение в ходе опроса принципов социально-психологического общения; учет особенностей и компетенции респондентов и интервьюеров; побуждение интереса респондентов и интервьюеров к результатам опроса; точность фиксации ответов респондентов; стандартизация условий проведения опроса.

Ограничения в применении опроса. Данные опроса выражают субъективное мнение опрошенных. Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений, связанных с особенностями отражения психологической практики в сознании индивидов, выступающих в качестве респондентов.

Программа проведения опроса — включает все основные структурные элементы программы психологического исследования. Особое внимание уделяется определению исследовательских задач, построению категорий анализа, их эмпирическому выражению в качестве вопросов респонденту.

Объект анкетного опроса — группа или индивид, предмет опроса -субъективно-оценочная информация, выраженная в мнении респондентов и характеризующая их социальное поведение, мотивы, ценностные ориентации, события и факты их жизни.

Вопрос — письменное или устное обращение к респонденту с целью выявления его мнения, которое может выступать в качестве данных, относящихся к предметному содержанию исследования. Вопрос к респонденту — результат эмпирической интерпретации задачи, опорных понятий исследования, его гипотез.

Анкета — это опросный лист (опросник) структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами психологического исследования. Это основной инструмент сбора информации в ходе опроса, фиксируемый в виде устных или письменных ответов респондентов.

Респондент — лицо, участвующее в опросе, выступающее в качестве источника или коммуникатора психологической информации. Респонденты обладают определенной степенью компетентности в изучаемой проблеме. Это могут быть как специалисты (эксперты), так и неспециалисты. В оценке значимости представленной респондентами информации важно знать их социальное положение, уровень осведомленности по содержанию поставленных вопросов, социально-психологические особенности. По этим данным можно судить о характере сведений^ респондентов, искренности их ответов.

Интервьюер (анкетер) — человек, непосредственно общающийся с респондентами с помощью вопросника с целью сбора информации. Характер и содержание функций интервьюера, уровень требований, предъявляемых к его квалификации, зависит от вида опроса. В анкетном опросе он (анкетер) выполняет главным образом функцию инструктора. Поэтому в качестве анкетеров могут выступать лица, не имеющие специальной профессиональной подготовки, но прошедшие соответствующий инструктаж и пробное анкетирование. В интервью поискового характера интервьюеру необходима специальная профессиональная подготовка.

Анкетирование позволяет выявить основные события и факты жизни респондента, оценить их влияние на процесс становления его личности, определить особенности формирования и проявления в реальных условиях учебной деятельности основных интересов и склонностей, нравственных качеств, учебной и социальной активности, профессиональной направленности, обоснованности и устойчивости мотивов поступления в университет. Анкетирование может быть групповым и индивидуальным.

Групповое анкетирование — широко применяется при обследовании респондентов в целях изучения их профессиональной направленности, интересов, ценностных ориентации, других свойств и качеств личности. Респондентам раздаются анкеты для заполнения в аудитории. Обычно психолог работает с группой, состоящей из 25-30 человек. Все анкеты возвращаются, респонденты имеют возможность получить дополнительную информацию по технике заполнения, а психолог, собирая анкеты, может проконтролировать качество их заполнения.

При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются респондентам, а время возврата анкет заранее обговаривается.

Анкетный опрос — один из наиболее оперативных способов сбора первичной индивидуально-психологической и социально-психологической информации. Что представляет собой анкета? Давая наиболее общее определение, можно сказать, что анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление качественно-количественных характеристик объекта и предмета анализа. Чтобы анкета соответствовала своему предназначению — дать психологу достоверную информацию, надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее построения и прежде всего особенности вопросов, из которых она состоит.

Все вопросы, используемые в анкете, можно классифицировать следующим образом: по содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и биографии), по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные вопросы), по функции (основные и неосновные).

Вопросы о фактах сознания направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью респондента или окружающей социальной средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Любое мнение, высказанное респондентом, представляет собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер.

Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности респондентов. Вопросы о фактах биографии опрашиваемого входят во все анкеты, образуя социально-демографический блок вопросов, выявляющих пол, возраст, образование, профессию и другие характеристики респондентов.

studfiles.net

VI. Метод анкетирования

Анкетирование — это письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты. Анкетирование может быть электронным — в случае, если используется компьютер. Анкета может распространяться через прессу, по почте (с предварительного согласия респондента). Однако наиболее эффективным является так называемый раздаточный опрос, когда анкетер вручает анкету и ждет, когда она будет заполнена: только в этом случае можно гарантировать возвращение анкеты.

Анкета— это документ, в котором вопросы, адресованные определенному множеству людей: она предполагает, что каждый человек входящий в эту совокупность, даст на них ответы. Поэтому анкетой нельзя называть любую совокупность вопросов. Анкета размножается на машинке, принтере или отпечатывается типографским способом. Любая анкета должна включать вводную часть, содержательную и заключительную часть.

В вводной частисодержится вся информация о том, кто проводит исследование, о целях, которые стоят перед ним, и о правилах заполнения анкеты (инструкция). Кроме того, во вводную часть обычно включают благодарность за участие в опросе, а также указание на то, что полученные данные будут использоваться лишь в объявленных целях, то есть гарантируется анонимность.

Содержательная часть— это основная составляющая анкеты, в которой формулируются вопросы, расположенные в определенной последовательности. Если в процессе заполнения анкеты у респондента могут возникнуть затруднения, в содержательную часть включают пояснения и рекомендации. При разработке анкеты необходимо стремиться к тому, чтобы на все вопросы респондент мог ответить за 25—30 минут; если на заполнение анкеты требуется больше времени, то результаты могут оказаться менее продуктивными в силу утомления и потери интереса к опросу. Обычно количество вопросов не превышает 30—40.

Заключительная часть, или паспортичка, содержит необходимые сведения о респонденте: его возрасте, национальности, семейном положении, статусе, образовании и т.д. Обычно в паспортичку включаются вопросы о характеристиках, которые могут иметь значение с точки зрения интерпретации результатов.

Поскольку опрос всегда имеет дело с людьми, обладающими как общими, так и индивидуальными особенностями, в социологии были сформулированы принципы, в соответствии с которыми следует составлять анкеты. Мы приведем рекомендации, сформулированные В.А. Ядовым.

1. Анкеты должны строиться с учетом психологии восприятия, а не в соответствии с логикой исследования.

2. При построении анкет необходимо учитывать особенности опрашиваемых (их культурный уровень, социальный опыт).

3. При расположении вопросов необходимо идти от частного к общему, а не в обратном направлении.

4. Смысловые блоки, на которые делится анкета, должны быть примерно одинакового объема.

5. Начинать анкету следует с самых простых вопросов, постепенно их усложняя, затем сложность вопросов должна снижаться, а перед самым завершением анкеты (перед паспортичкой) снова повышаться. Таким образом, наиболее сложные вопросы должны располагаться в середине анкеты и почти в самом ее конце, перед простой для ответов заключительной частью.

В анкетах и интервью используются самые разнообразные вопросы, которые за даются с различными целями.

1. С точки зрения целей исследования выделяются:

основные вопросыиспользуются исследователем для того, чтобы получить необходимую информацию.

контрольные вопросыпредназначены для проверки искренности, непротиворечивости и последовательности ответов респондента. Нередко в таком случае используются другие формулировки вопроса, который уже задавался, или вопросы, связанные с ним по смыслу. Например, сначала респонденту задается вопрос: «как вы относитесь к предпринимателям и предпринимательству?». Затем, спустя несколько вопросов, у него спрашивают о его отношении к национализации собственности. Если в первом и втором случае респондент говорит о положительном отношении, исследователь может допустить, что ответы либо неискренни, либо непоследовательны.

вопросы-фильтрывводятся для получения дополнительной информации о респонденте — как правило, о том, является ли он компетентным в той или иной сфере. Примером здесь может служить вопрос «как вы понимаете демократию?»

2. Вопросы анкеты подготавливаются с учетом психологических особенностей респондентов. С этой точки зрения могут быть выделены дополнительные разновидности вопросов.

Прямые вопросыадресованы непосредственно респонденту и направлены на выявление его личного мнения по тому или иному вопросу.

Косвенные вопросывводятся тогда, когда есть сомнение, что респондент захочет дать прямой ответ на вопрос (например, о своей интимной жизни). В этом случае вопрос формулируется таким образом, чтобы у респондента возникло впечатление, что он отвечает от лица социальной группы или про сто «объективно» оценивает явление.

Буферные вопросывводятся для того, чтобы подготовить респондента к переходу от одной темы к другой. Ответы на эти вопросы могут не учитываться при анализе, так как, отвечая на них, опрашиваемый как бы «настраивается» на новую тему.

Контактные вопросынаправлены на установление интереса к исследованию, поддержание внимания, расположения к исследователю.

З. С точки зрения свободы респондента в выборе ответа выделяют следующие вопросы:

открытые вопросыпредполагают, что ответы на них респондент строит полностью по своему усмотрению. Примером может служить вопрос: «Можете назвать причины, по которым вы можете изменить свое предпочтение на выборах?». Спрашиваемый в качестве ответа на такой вопрос может указать любую причину, которую он считает важной, причем такая причина может быть неединственной. Открытые вопросы не предполагают предварительной категоризации: они будут распределяться по группам лишь на этапе интерпретации результатов.

закрытые вопросыпредполагают, что ответы на них выбираются респондентом из заранее определенных вариантов. Такие вопросы обычно используют, если исследователю заранее известно, какую информацию он хочет получить и мнение по каким вопросам его интересует, прежде всего.

Выделяют разновидности закрытых вопросов. Дихотомические вопросыпредполагают выбор между «да» и «нет», например: «есть ли причины, по которым вы можете поменять свои предпочтения на выборах?».

Вопросы-менюпредполагают выбор одного варианта или любого сочетания вариантов. Например, может даваться несколько вариантов ответов на вопрос «по каким причинам вы можете изменить свои предпочтения в процессе выборов»: «недостойное поведение кандидата по отношению к другим кандидатам», «получение сведений о преступлениях и проступках кандидата», «влияние родственников или друзей», «самостоятельное решение» и т.д.

Полузакрытые вопросы— вид вопросов, занимающий промежуточное положение между открытыми и закрытыми вопросами. В этом случае респонденту дается несколько вариантов ответов, но он имеет право ответить в свободной форме, если ни один из вариантов не подходит.

Достаточно распространенной формой социологических опросов является интервью, которое представляет собой своеобразную целенаправленную беседу с глазу на глаз с опрашиваемым. Вначале интервью применялось в основном в медицине в качестве клинической беседы с пациентом как средство получения достоверной информации о больном. Впоследствии, по мере развития эмпирических исследований, оно наряду с анкетированием стало одним из распространенных методов получения социологической информации об изучаемом объекте.

studfiles.net

Ответы@Mail.Ru: что такое анкетирование?

Опрос через анкету

Анкетирование — это письменный опрос, разновидность метода опроса, при котором общение между социологом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуются анкетой. по способу доставки анкеты различают раздаточное (курьерское ) анкетирование, при котором анкета оставляется респонденту для заполнения, а затем забирается в условленное время; По степени участия анкетера выделяют анкетирование в присутствии анкетера, когда он инструктирует респондентов перед началом опроса и помогает ему в случае надобности непосредственно в процессе опроса. Анкетирование в отсутствии анкетера проводится в случае раздаточного (курьерского) опроса, когда контакт анкетера с респондентом ограничивается вводным инструктажем о правилах заполнения анкеты при вручении ее респонденту, а также контрольным просмотром заполненной анкеты и выяснения возникших у респондента вопросов при возвращении анкеты. <a rel=»nofollow» href=»http://www.helpstudent.com.ru/index.php/option/lurm/sect/works/task/view/catid/114/id/36/fld/usr_more/Itemid/73″ target=»_blank»>http://www.helpstudent.com.ru/index.php/option/lurm/sect/works/task/view/catid/114/id/36/fld/usr_more/Itemid/73</a>

Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

Анкетирование — это письменный опрос. Его особенностью является то, что отвечая на поставленные вопросы, человек даёт не запрограммированные (да, нет, иногда, никогда, время от времени и проч.) , а личные ответы, высказывает своё мнение. Анкетирование — это очень эффективный метод для построения анализа, скажем социального заказа, или корпорационной стратегии.

Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий

Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

touch.otvet.mail.ru

Анкетирование | Psylist.net

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: «Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?»;

это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: «Какой из учебных предметов – самый интересный?». А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: «алгебра», «химия», «география», «физика» и т.д.;

это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов «да» или «нет» испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:

5 – уверено да;

4 – больше да, чем нет;

3 – не уверен, не знаю;

2 – больше нет, чем да;

1 – уверенно нет.

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование – это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

psylist.net

Анкета определение

Анкета

Лист № 1 анкеты Всероссийской переписи населения 2010 года.

Анкета (фр. enquête «расследование; опрос»; ср.: англ. inquiry) — согласно изданному в 1910 году в Российской империи «Словарю иностранных слов, вошедших в состав русского языка» Александра Николаевича Чудинова есть «справка по вопросам социальным или экономическим, доставляемая по требованию правительства сведущими людьми»[1].

«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» выпущенный в конце XIX — начале XX века переадресует запрос «Анкета»[2] на статью «Сведущие люди», то есть люди обладающие необходимыми знаниями «для выяснения фактического положения какого-либо вопроса или для оценки проектируемых мероприятий, особенно в области экономической и социальной, правительства прибегают к опросу людей, наиболее осведомленных или непосредственно заинтересованных. В Западной Европе такого рода опросы С. людей назыв. обследованиями, или анкетами (enquête)…[3]».

Среди основных синонимов слову «анкета», которые предлагает «Словарь синонимов» изданный в 2010 году, тремя наиболее употребляемыми являются: «вопросный лист», «опросник» и «опросный лист»[4]. Как видно, из самого нового словаря, в XX веке произошло разделение понятий, и в XXI веке под словом «анкета» подразумевается только лист бумаги (или любой другой Носитель информации) на котором напечатаны вопросы, ответы респондента на которые имеют целью увеличения знаний для решения какой-либо проблемы. Сам-же процесс заполнения опросного листа называется анкетированием.

Одной из наиболее известных анкет является так называемая «Анкета Пруста», а одним из наиболее масштабных анкетирований в Российской Федерации в XXI веке, можно по праву назвать Всероссийскую перепись населения 2010 года.

В настоящее время анкеты заполняют при получении заграничного паспорта гражданина Российской Федерации, при поступлении в вуз, при подаче заявления о приёме на работу, при получении визы в другую страну (за исключением стран с которыми существуют межгосударственные договорённости отменяющие эту процедуру), при получении государственной субсидии или кредита в банке и т. д.

Широкое использование анкет обусловлено прежде всего их несомненным удобством: анкета сводит к минимуму время необходимое на написание рукописного текста и практически снимает проблему «неразборчивого» почерка, помимо этого, в ряде случаев, анкеты могут обрабатываться машинами (например, при помощи «Cognitive Forms»), что значительно ускоряет и удешевляет опрос. Также, благодаря анкетам, один человек может раздавать их респондентам по мере их прихода, а не зачитывать каждый вопрос в отдельности и дожидаться пока все на него ответят, чтобы задать следующий. Время, которое респондент тратит на ответы, благодаря использованию анкет, зависит только от его личной расторопности.

ru.wikipedia.org>

Метод анкетирования

Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий

zna4enie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *