1.2. Виды анкетирования
Существует много разнообразных видов анкетирования, это зависит от того, по каким признакам их. группировать. В связи с этим в нашей литературе можно встретить разные классификации.
Здесь приводится одна, которая даст более полное представление о существующих видах анкетирования.
Методы сидра информации
Классификация видов анкетирования
по объему
сплошное
выборочное
по способу заполнения анкет
прямое косвенное
по способу общения
заочное личное (очное)
по способу распространения анкет по процедуре проведения
прессовое почтовое раздаточное групповое индивидуальное
В зависимости от того, какое количество людей будет опрошено, анкетирование бывает: сплошным и выборочным.
При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность.
При выборочном анкетировании — только часть генеральной совокупности — выборочная совокупность. Такой вид анкетирования наиболее распространен среди исследователей при получении первичной социологической информации.
По способу заполнения анкеты анкетирование бывает: прямое и косвенное.
Прямая анкета — ответы вписываются лично опрашиваемыми лицами.
Косвенная анкета — если ответы записывает анкетер. Этот вид анкетирования применяется, если для респондента трудно лично заполнить анкету. Например, по причине крайне преклонного возраста, из-за физической травмы, слабого зрения и т. п.
По способу общения между исследователем и респондентом: очное (личное) и заочное.
При очном опросе происходит прямое общение исследователя с респондентом, анкета заполняется в присутствии исследователя. При этом достигается стопроцентный возврат анкет, а респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике ее заполнения. При сборе заполненных анкет анкетер может проконтролировать качество их заполнения.
По характеру процедуры личного опроса анкетирование бывает групповым и индивидуальным.
Групповое анкетирование — это единовременное, но индивидуальное анкетирование респондентов, которых для этой цели собирают в определенное время в одном помещении. Оно широко применяется по месту работы и учебы. При его проведении достаточно одного анкетера для работы с группой в 15 — 20 человек, что дает возможность собрать значительный материал, не тратя на это много времени.
Индивидуальное анкетирование — проводится, если нет возможности собрать респондентов в одно место. В этом случае опрос производится поочередно.
Заочное анкетирование. При проведении этого вида анкетирования респондент заполняет анкету в отсутствии исследователя.
По способу распространения анкет респондентам различают прессовое, почтовое и раздаточное анкетирование.
Прессовое анкетирование. Анкета публикуется на страницах газет и журналов.
Почтовое анкетирование. Вопросники рассылаются определенной группе лиц с просьбой дать ответ на них и возвратить по почте.
При прессовом и почтовом анкетировании процент возврата анкет очень низкий, в среднем около 5%.
Раздаточное анкетирование. Анкеты раздаются каждому респонденту. Исследователь объясняет цель опроса, кратко консультирует по технике заполнения и заранее обговаривает время и адрес возврата анкеты.
Недостатки, во-первых, респондент при заполнении анкеты может советоваться с другими людьми, а это значительно уменьшает достоверность информации. Во-вторых, процент возврата вопросников низкий, хотя и более высокий, чем при прессовом и почтовом анкетировании.
опрос живых свидетелей того, как ситуация складывалась и в каком направлении она развивалась.
На
первый взгляд, кажется, нет ничего проще,
чем провести
опрос, задать вопросы клиенту. Но при
более глубоком рассмотрении проблемы,
необходимо, как отмечал
Ш. Рамон, учитывать, что социальный
работник и
клиент находятся в неравных отношениях
с точки зрения
власти, т. е. клиент во многом зависит
от социального
работника. В связи с этим некоторым
клиентам, особенно
проживающим в доме престарелых, детском
доме,
доме инвалидов и т. д., бывает довольно
трудно выразить
свои негативные чувства и мнения к
социальным
работникам. Часто прямые вопросы со
стороны социального работника могут
только обострить существующую
проблему, лучшие результаты приносит
опрос, проведенный
приглашенным исследователем
Поэтому чаще всего желательно проводить письменный опрос респондентов. В настоящее время уже разработан ряд универсальных анкет, помогающих социальным работникам собирать и обрабатывать полученные данные о клиенте. Но эти анкеты имеют определенные недостатки. Самым главным является то, что вследствие своей универсальности они слишком общи, поэтому социальный работник не может использовать их в каждом конкретном случае. В связи с этим можно сделать вывод, что «наряду с патентованными и имеющимися средствами сбора и обработки информации социальный работник должен уметь разрабатывать и свои, отвечающие узким задачам и специфике работы в данном социальном агенстве» 2.
Хорошо разработанная анкета, самостоятельно составленная или только применяемая социальным работником, позволяет экономить время сбора информации, обеспечивает респондентам анонимность и помогает им избежать влияния на них мнения других участников опроса. При этом социальный работник должен быть уверен, что респонденты способны и проявляют готовность выполнять поставленные перед ними задачи. В некоторых случаях предпочтительнее сочетать анкетирование с интервьюированием.
Если потенциальный клиент заполняет соответствующую анкету до обращения за помощью к социальному работнику и до первого разговора с ним, то таким образом могут быть получены сведения о том, как данный клиент видит свою проблему и в каких услугах он нуждается.
Если клиент справляется с анкетой легко и непринужденно, то социальный работник может получить много ценной информации, которую с помощью другого метода сбора информации он, может быть, даже и не получил бы. Проведение анкетирования часто бывает полезным, если социальный работник хочет оценить знания или отношения индивида или группы. Респонденты меньше смущаются и более раскованно себя ведут при письменных ответах нежели при интервьюировании или беседе, когда отвечать надо у всех на виду и когда всем становится очевидны не только знания опрашиваемых, но также их отсутствие.
Например, социальная работница хочет помочь группе несовершеннолетних девушек решить проблемы свиданий и секса. В данном случае сначала следует составить небольшую анкету (около 12—15 вопросов), в которой выяснились бы факты, имеющие отношение к деторождению и сексу. Результаты анкетирования позволят лучше понять, насколько осведомлены девушки в жизненных вопросах, и станут стимулом для организации дискуссии, полезной для всех3.
Для того чтобы провести анкетирование необходим специфический инструментарий — анкета. В предыдущей главе мы рассмотрели подробно: что такое программа, зачем она нужна и из каких частей состоит. Теперь подробно остановимся на том, что такое анкета, из чего она состоит, как правильно и грамотно ее составить.
Составить инструментарий социологического исследования не так просто, как кажется на первый взгляд. Многие считают, что написал один вопрос, второй, третий… — и анкета готова. Процесс создания анкеты можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Только упорядоченная определенная гамма звуков будет давать стройную мелодию. Так и при составлении анкеты необходимо соблюдать определенные правила и принципы, а также знать особенности разных видов вопросов, уметь правильно их формулировать и рационально располагать, чтобы получить более полную и точную характеристику изучаемого объекта.
Что такое анкета? В существующих учебниках и словарях, под анкетой подразумевается упорядоченный список вопросов. Но указания, о том, как следует упорядочить их, даются не везде. Поэтому рассмотрим подробнее именно этот вопрос. Анкета — это не механическая последовательность вопросов, которые располагаются в ней в зависимости только от личного желания исследователя, а определенная взаимосвязь вопросов, образующих особое целое. Анкета не сводится к простой сумме свойств расположенных в ней вопросов, а обладает своими собственными свойствами. Анкета должна состоять из трех частей:
Виды анкетирования | Студент-Сервис
Деление анкетного опроса на индивидуальное, групповое и массовое анкетирование производится по числу респондентов аналогично классификации интервью по этому критерию. А вот число опрашивающих для подобного размежевания в отличие от интервью значения не имеет, так как ситуации с несколькими анкетерами одновременно на одного опрашиваемого дело невероятное, или, по меньшей мере, бессмысленное, поскольку анкета все равно одна.
По полноте охвата изучаемой популяции различают сплошное и выборочное анкетирование. Сплошное предполагает работу со всеми представителями намеченной выборки. Выборочное – только с некоторыми лицами. В научной практике массовых опросов в основном осуществляется выборочный вариант. Сплошное анкетирование – прерогатива социальных мероприятий (например, перепись населения).
По типу контактов респондентов с анкетером выделяют два класса анкетирования: очное и заочное. В первом случае заполнение опросного листа респондентом совершается в присутствии анкетера. Во втором случае – в его отсутствие. Заочный опрос может осуществляться несколькими путями: а) рассылка анкет по почте, б) публикование их в прессе с последующим сбором заполненных бланков в редакциях или по иным адресам, в) вручение и сбор анкет через рассыльных по месту работы, жительства, отдыха. Опыт показывает, что возврат почтовых и газетных отправлений, варьируя в зависимости от социальных, культурных и политических условий, все же довольно низок. По данным советских исследователей 15–20-летней давности, возврат анкет по почте составлял 5–7%. Резкое повышение стоимости почтовых услуг в нашей стране в последние годы сводит на нет надежды на благополучный исход почтового опроса.
Особый вид заочного анкетирования, объединяющий его с заочным интервью, представляет телефонный опрос. К этому же разряду относятся и иногда применяемые телевизионные, радио- и Internet-опросы. От анкетирования здесь присутствуют такие признаки, как массовость, высокая степень формализации процедуры, предельная целенаправленность, слабое влияние опрашивающего, анонимность. С интервью эти оперативные опросы сближаются тем, что ведутся в устной форме (исключение может быть только для телевидения) и запись ответов производится опрашивающим, т. е., по сути, отсутствует сам опросный лист.
Специфический вид опроса – экспертный опрос. Он может выполняться как в виде интервью, так и в виде анкетирования. В научной практике преобладает анкетный вариант. Эти опросы в основном направлены на сотрудничество со специалистами, позволяющее уточнить рабочие гипотезы, оценить адекватность и надежность данных какого-либо исследования, отшлифовать интерпретацию научных фактов. Как сбор данный о самих экспертах анкетный опрос используется крайне редко. Отсюда вытекают и его особенности: не анонимность, малая доля закрытых и косвенных вопросов, отсутствие «ловушек» и «фильтров», соответствующая теме опроса специальная терминология, меньшее внимание к оформлению анкет, но большая ее содержательность.
8 основных методов постановки вопросов, которые вам нужно знать
Когда Томас Кун сказал, что «ответы, которые вы получаете, зависят от вопросов, которые вы задаете», он определенно был прав.
Понимание конкретных типов вопросов, которые вы задаете, не только поможет вам получить более точные ответы и построить более крепкие отношения, но также поможет вам не вводить людей в заблуждение или, что еще хуже, убережет вас от ужасного коммуникативного срыва.
Давайте начнем с повседневных вопросов, которые люди задают, и ответов, которые они могут получить.
Закрытые вопросы (иначе «полярные»)
Закрытые или «полярные» вопросы обычно предполагают односложный ответ, например «да» или «нет». Например, «Вы водите машину?» или «Вы взяли мою ручку?» Они также могут включать ответы на фактические вопросы или вопросы с несколькими вариантами ответов, такие как «Как вас зовут» или «Хотели бы вы чай, кофе или воду». ?»
Они популярны в качестве ледокольных вопросов в групповых ситуациях, потому что на них легко ответить. Конечно, большинство вопросов можно открыть для дальнейшего обсуждения, в том числе закрытые вопросы — но об этом позже.
Полезно для: разогрева групповых дискуссий, получения быстрого ответа
Открытые вопросы
Открытые вопросы требуют немного больше размышлений и обычно поощряют более широкое обсуждение и разработку. На них нельзя ответить простым ответом «да» или «нет». Например: «Что вы думаете о своем начальнике?» или «Почему вы выбрали эту машину?»
Полезно для: критического или творческого обсуждения, получения дополнительной информации о человеке или предмете
Наводящие вопросы
Эти вопросы полезны для получения разъяснений и побуждения других рассказать вам больше информации о предмете. Наводящие вопросы обычно представляют собой серию вопросов, которые копают глубже и дают более полную картину. Например: «Когда вам нужен законченный проект, и можно ли я отправлю его вам по электронной почте?»0003
Наводящие вопросы
Эти вопросы предназначены для того, чтобы направить респондента на определенный желаемый положительный или отрицательный путь.
На рабочем месте вы можете столкнуться с такими наводящими вопросами, как: «Есть ли у вас проблемы с проектом?» или «Понравилось ли вам работать над этим проектом?» Первый тонко подталкивает респондента к отрицательному ответу; последний в положительную сторону. Спросив «как у вас дела с этим проектом», вы получите более сбалансированный ответ.
Наводящие вопросы также могут включать в себя обращение в конце, предназначенное для принуждения респондента к согласию с говорящим. Например, «этот проект идет хорошо, не так ли?» побуждает респондента сказать «да». Это работает особенно хорошо, потому что психологически мы предпочитаем говорить «да», а не «нет». Поэтому, когда мы оказываемся на месте, мы обычно выбираем первое.
Полезен для: налаживания позитивных дискуссий, завершения продажи, направления разговора к результату, который отвечает вашим интересам
Предупреждение: Важно осторожно использовать наводящие вопросы; их можно рассматривать как нечестный способ получить желаемый ответ.
Загруженные вопросы
Загруженные вопросы кажутся простыми, закрытыми вопросами, но с одной изюминкой: они содержат предположение об респонденте. Они широко используются юристами и журналистами, чтобы заставить своего собеседника признать фундаментальную истину, которую в противном случае они не захотели бы раскрыть.
Например, вопрос: «Вы перестали воровать ручки?» предполагает, что респондент воровал ручку более одного раза. Ответит ли она да или нет, в какой-то момент она признается, что украла ручки.
Конечно, предпочтительным ответом было бы: «Я никогда в жизни не крал ручку». Но не всегда легко обнаружить ловушку. Эти вопросы совершенно справедливо рассматриваются как манипулятивные.
Полезен для: обнаружения фактов о ком-то, кто в противном случае не хотел бы предоставлять информацию
Вопросы-воронки
Как и в случае с воронкой, эти вопросы начинаются в общих чертах, а затем сужаются до определенного пункта — или наоборот.
Знакомясь с новым человеком, мы обычно начинаем с конкретных закрытых вопросов, таких как «Как тебя зовут?» и «Чем ты занимаешься?», а затем переходим к более открытым вопросам, таким как «Почему ты выбрал быть пожарным?», когда вам станет удобнее разговаривать друг с другом.
Обратное — начиная с общего вопроса, прежде чем перейти к чему-то конкретному — часто используется при допросе свидетелей, чтобы получить максимальное количество информации о человеке или ситуации. Например: «Чем вы зарабатываете на жизнь? Вы работаете по ночам? Вы видели взлом? Было ли больше одного человека?» И так далее.
Воронкообразные вопросы также можно использовать для снятия напряженности: попросите кого-то подробно рассказать о своей проблеме, чтобы отвлечь его от гнева и дать вам информацию, которая вам нужна, чтобы предложить ему решение, которое, в свою очередь, успокаивает его и заставляет задуматься. позитив делается, чтобы помочь им.
Полезно для: построения отношений, обнаружения очень специфической информации, рассеивания аргументов
Воспроизведение и обработка вопросов
Вопросы на припоминание требуют, чтобы получатель запомнил факт. Например, «сколько будет семь раз по семь?» и «куда вы положили ключи?» или «какой у вас пароль для входа?» С другой стороны, вопросы процесса требуют от респондента добавления собственного мнения к своему ответу. Эти типы вопросов могут использоваться для проверки глубины знаний респондента по определенной теме. Например: «Какие преимущества дает закрытый вопрос?» или «Почему именно вы подходите для руководства этим проектом?»
Полезен для: поощрения критического мышления и глубокой оценки предмета в тестах, интервью или обсуждениях
риторических вопросов
Это совершенно другой зверь, потому что они не требуют ответа. Это просто утверждения, сформулированные в виде вопросов, чтобы сделать беседу более увлекательной для слушателя, который соглашается с вами.
Например, «разве не приятно работать в такой дружной команде?» более увлекательно, чем «эта команда дружная», не требующая от респондента никакого мысленного участия.
Риторические вопросы часто используются тренерами или ораторами для эффекта, чтобы заставить аудиторию задуматься и согласиться. Таким образом, они являются не слишком дальним родственником наводящего вопроса.
Полезно для: убеждения людей, создания вовлеченности
Слово в тон
Тон, контекст, интонация и язык тела — все это помогает нам понять, о чем нас спрашивают. Но что произойдет, если вы добавите в микс технологию и поместите цифровой экран между собеседниками?
Смайлики и гифки проникли на рабочие места, и они здесь, чтобы остаться. Более того, нельзя отрицать, что они улучшают межличностное общение и в некоторой степени удовлетворяют нашу потребность в чем-то более человечном.
На самом деле, при правильном использовании эмодзи и гифки могут сделать общение на рабочем месте более увлекательным для всех. Задавая вопросы по электронной почте или через приложение командного чата, такое как Typetalk, почему бы не дополнить свое сообщение парой гифок? Очевидно, проявите некоторую осмотрительность — возможно, вы захотите воздержаться при разговоре с новым клиентом. Но для общего чата и совместной работы в команде это лучший вариант, чем общение лицом к лицу.
При определенном уровне осторожности в отношении тона и знании того, как правильно задавать вопросы, вы можете получить намного больше от ваших рабочих отношений.
Типы вопросов — эффективное задавание вопросов
Хотя существует множество причин для вопросов, информация, которую мы получаем в ответ (ответ), во многом зависит от типа вопроса, который мы задаем.
Вопросы в своей простейшей форме могут быть как открытыми, так и закрытыми — на этой странице рассматриваются оба типа вопросов, но также подробно описаны многие другие типы вопросов и когда их можно использовать для улучшения понимания.
Закрытые вопросы
Закрытые вопросы предполагают краткий сфокусированный ответ — ответы на закрытые вопросы часто (но не всегда) могут быть как правильными, так и неправильными.
На закрытые вопросы обычно легко ответить — поскольку выбор ответа ограничен — их можно эффективно использовать в начале разговора, чтобы стимулировать участие, и они могут быть очень полезны в сценариях установления фактов, таких как исследования.
Закрытые вопросы используются для получения краткого ответа, часто состоящего из одного слова.
- Закрытые вопросы могут просто требовать ответа «Да» или «Нет» , например: ‘ Вы курите?
- Закрытые вопросы могут потребовать, чтобы выбор был сделан из списка возможных вариантов , например: « Вы хотите говядину, курицу или вегетарианский вариант?» », « Вы путешествовали сегодня поездом или автомобилем? ’
- Закрытые вопросы можно задать идентифицирует определенную часть информации , опять же с ограниченным набором ответов, например: « Как вас зовут?» », « Во сколько открывается супермаркет? », « Где вы учились в университете? ’
Открытые вопросы
В отличие от закрытых вопросов, открытые вопросы позволяют давать гораздо более длинные ответы и, следовательно, потенциально больше творчества и информации. Существует множество различных типов открытых вопросов; некоторые более закрыты, чем другие!
Наводящие или «нагруженные» вопросы
Наводящий вопрос, обычно неявно, направляет ответ респондента в определенном направлении.
Вопрос сотруднику: « Как у вас дела с новой финансовой системой? ’ Этот вопрос побуждает человека задаться вопросом, как он справляется с новой системой на работе. Очень тонким образом это создает вероятность того, что, возможно, они не находят новую систему такой уж хорошей.
‘ Расскажите, как у вас дела с новой финансовой системой — менее наводящий вопрос — этот вопрос не требует вынесения каких-либо суждений и, следовательно, не подразумевает, что с новой системой что-то не так.
Дети особенно восприимчивы к наводящим вопросам и чаще берут на себя инициативу при ответе взрослого. Что-то простое, например: « У тебя был хороший день в школе?» » указывает ребенку на размышления о хороших вещах, которые произошли в школе. Спрашивая: « Как сегодня в школе?» 901:28» вы не требуете какого-либо суждения о том, насколько хорошим или плохим был день, и, скорее всего, получите более взвешенный и точный ответ. Это может повлиять на остальную часть разговора, следующим вопросом может быть: « Чем вы занимались в школе?» ’ — ответ на этот вопрос может варьироваться в зависимости от того, что вы задали первым — хорошие вещи или просто вещей .
Вопросы на припоминание и процесс
Вопросы также можно разделить на категории по типу «воспоминания» — требующие запоминания или припоминания чего-либо, или «процессуального» — требующего более глубокого осмысления и/или анализа.
Простой вопрос на припоминание может звучать так: « Какова девичья фамилия вашей матери? ’. Это требует от респондента вспомнить некоторую информацию по памяти, факт. Школьный учитель может задать своим ученикам вопросы на память: « Какая самая высокая гора?» ’ Процессуальные вопросы требуют больше размышлений и анализа и/или обмена мнениями. Примеры включают: « Какие навыки вы можете привнести в эту организацию, чего не могут другие кандидаты? » или «». Каковы преимущества и недостатки задавания наводящих вопросов детям? ’
Риторические вопросы
Риторические вопросы часто носят юмористический характер и не требуют ответа.
‘ Если вы намеревались потерпеть неудачу, а затем добиться успеха, вы потерпели неудачу или преуспели? ’ Риторические вопросы часто используются выступающими в презентациях, чтобы заставить аудиторию задуматься — риторические вопросы по замыслу используются для стимулирования размышлений.
Политики, лекторы, священники и другие лица могут использовать риторические вопросы при обращении к большой аудитории, чтобы привлечь внимание. Кто бы не надеялся остаться здоровым до старости? ’, это не вопрос, требующий ответа, но наш мозг запрограммирован думать об этом, что позволяет нам больше вовлекаться в разговор с говорящим.
Воронка
Мы можем использовать умные вопросы, чтобы по существу направить ответы респондента, то есть задать ряд вопросов, которые становятся более (или менее) ограничительными на каждом этапе, начиная с открытых вопросов и заканчивая закрытыми вопросами или наоборот.
Например:
- «Расскажите о своем последнем отпуске».
- «Что ты видел, пока был там?»
- «Были хорошие рестораны?»
- «Ты пробовал местные деликатесы?»
- «Вы пробовали похлебку из моллюсков?»
Вопросы в этом примере становятся более ограничительными, начиная с открытых вопросов, которые допускают очень широкие ответы, с каждым шагом вопросы становятся более сфокусированными, а ответы становятся более ограничительными.
Воронка может работать наоборот, начиная с закрытых вопросов и переходя к более открытым вопросам. Для консультанта или следователя эти методы воронки могут быть очень полезной тактикой для получения максимального количества информации, начиная с открытых вопросов, а затем переходя к более закрытым вопросам. Напротив, при знакомстве с кем-то новым обычно начинают с более закрытых вопросов и постепенно переходят к открытым вопросам, когда обе стороны расслабляются. (См. нашу страницу: Что такое консультирование? для получения дополнительной информации о роли консультанта.)
Ответы
Существует множество вопросов и типов вопросов, поэтому также должно быть множество возможных ответов. Теоретики пытались определить типы ответов, которые могут быть у людей на вопросы, основными и наиболее важными из них являются:
Прямой и честный ответ – это то, чего обычно хочет добиться спрашивающий, задавая свои вопросы. вопрос.
Ложь – респондент может солгать в ответ на вопрос. Спрашивающий может уловить ложь, основываясь на правдоподобности ответа, а также на невербальном общении, которое использовалось непосредственно до, во время и после ответа.
Вне контекста – Респондент может сказать что-то совершенно не связанное или не имеющее отношения к вопросу или попытаться сменить тему. В таких случаях может быть уместно переформулировать вопрос.
Частично отвечая – Люди часто могут выбирать, на какие вопросы или части вопросов они хотят ответить.
Уклонение от ответа – Политики особенно известны этой чертой. Когда задают «трудный вопрос», на который, вероятно, есть отрицательный ответ для политика или его политической партии, избегание может быть полезным тактом. Отвечать вопросом на вопрос или пытаться привлечь внимание к какому-то положительному аспекту темы — методы избегания.
Промедление — Хотя это похоже на уклонение от ответа на вопрос, промедление можно использовать, когда требуется больше времени для формулирования приемлемого ответа. Один из способов сделать это — ответить на вопрос другим вопросом.
Искажение – Люди могут давать искаженные ответы на вопросы, основанные на их восприятии социальных норм, стереотипов и других форм предубеждений.