Анкеты для школьников психологические – Психологические тесты, методики, анкеты

Анкета для проведения социально-психологического тестирования «Отношение к вредным привычкам»

Анкета для проведения социально-психологического тестирования

«Отношение к вредным привычкам»

1. Как Вы относитесь к наличию вредных привычек у окружающих Вас людей (в школе, дома, на улице и т.д.)?

  • 1. осуждающе

  • 2. мне это неприятно

  • 3. безразлично

  • 4. не знаю

  • 5. это личное дело каждого

  • 6. меня это огорчает.

2. Какие из приведенных в вопросе вредных привычек, встречающихся в нашем обществе, Вы считаете допустимыми, а какие – нежелательные для общества? (в ответе необходимо использовать все приведенные в вопросе вредные привычки)

  • 1. курение

  • 2. сквернословие

  • 3. обкусывание ногтей

  • 4. употребление алкоголя (в том числе пива).

3. Если к числу вредных привычек относить сквернословие, обкусывание ногтей, курение, употребление пива, употребление крепких алкогольных напитков, то с каким утверждением Вы согласитесь (продолжите фразу): «Наличие у человека перечисленных привычек для его здоровья …..

  • 1. вредно и неприемлемо, если исходить из интересов нашего современного общества

  • 2. вредно, но приемлемо, т.к. у каждого человека есть свобода выбора в отношении

своей жизни и своего здоровья

  • 3. вредно, но это касается не всех перечисленных в вопросе привычек

  • 4. не так уж и вредно, даже если у человека имеются все перечисленные привычки

4. Как Вы относитесь к наличию в художественных фильмах сцен курения и употребления алкоголя главным положительным героем?

  • 1. мне это безразлично

  • 2. отношусь осуждающе

  • 3. мне это неприятно

  • 4. не задумывался(лась) над этим.

5. Если бы Вы были президентом страны, запретили бы Вы продажу алкоголя и табачных изделий, как наносящих вред здоровью?

  • 1. оставил(а) бы продажу разрешенной, т.к. считаю, что здоровье – личное дело каждого

  • 2. оставил(а) бы продажу разрешенной и снизил(а) бы возраст разрешения продаж хотя

бы до 16 лет

крайней степени зависимости

людей

6. Как Вы считаете, какие вредные привычки могут вызвать привыкание?

  • 1. курение

  • 2. сквернословие

  • 3. обкусывание ногтей

  • 4. употребление пива

  • 5. употребление крепких алкогольных напитков

7. Считаете ли Вы, что привыкание к вредным привычкам имеет для человека последствия?

  • 1. вред для здоровья

  • 2. никаких последствий

  • 3. нарушение жизненных планов

  • 4. не знаю

  • 5. сочувствие и сопереживание со стороны окружающих

  • 6. осуждение и неприязненное отношение со стороны окружающих.

8. Как Вы думаете, почему у людей проявляются вредные привычки?

  • 1. не знаю

  • 2. из-за низкой культуры

  • 3. опыт моего окружения показывает, что это может быть связано с подражанием

окружающим.

9. Как Вы считаете, может ли человек избавиться от вредных привычек?

  • 1. уверен(а), что человек может самостоятельно избавиться от вредных привычек

  • 2. уверен(а), что человек может самостоятельно избавиться не от всех вредных

привычек

  • 3. считаю, что человеку в такой ситуации нужна помощь близких

  • 4. считаю, что человеку в такой ситуации нужна помощь близких и врачей

  • 5. считаю, что человек не способен избавиться от вредных привычек.

10. Как Вы думаете, почему людям бывает трудно избавиться от вредных привычек?

  • 1. из-за отсутствия силы воли

  • 2. из-за высокой распространенности в обществе

  • 3. по моему опыту — из-за желания «не выглядеть белой вороной» в компании, где эти

привычки являются нормой

11. Выберите утверждение, которое в наибольшей степени подходит в качестве характеристики Ваших близких родственников?

  • 1. мои близкие родственники практически не имеют вредных привычек

  • 2. некоторые из моих близких родственников имеют отдельные привычки, которые

могут считаться вредными

  • 3. некоторые мои близкие родственники имеют вредные привычки

  • 4. большинство моих близких родственников имеют вредные привычки

12. Есть ли у Вас привычки, которые могут считаться вредными?

  • 1. отсутствуют

  • 2. единичные и проявляются

  • 3. некоторые, но проявляются регулярно

  • 4. значительное количество, проявляются регулярно.

13. Назовите причину, по которой у Вас могли проявиться действия, относимые к категории «вредные привычки»:

14. В какой ситуации у Вас могли проявиться действия, относимые к категории «вредные привычки»?

  • 1. случайно

  • 2. дома, за праздничным столом

  • 3. дома, в одиночестве

  • 4. во время или после конфликта

  • 5. в компании.

15. Имеете ли Вы желание избавиться от своих вредных привычек?

  • 1. имею желание и готов этого добиваться

  • 2. имею желание, но не готов этого добиваться (не верю, что у меня это получится)

  • 3. не имею желания, т.к. не верю, что у меня это получится

  • 4. не имею желания, т.к. не хочу избавляться от своих привычек

  • 5. считаю, что у меня нет вредных привычек, и буду стараться впредь повышать уровень

своего здорового образа жизни

infourok.ru

Анкета для педагога-психолога в школе, для выявления отношения учащихся к школе «Учитель глазами ученика»

Анкета «Учитель глазами учеников».

(для начальных классов)

1.С каким настроением ты идешь в школу?

1. с радостью;

2. с привычным равнодушием;

3. скорее бы все это кончилось;

4. с предчувствием неприятностей;

5. иное (укажи) ________________________

2.Бывают ли у тебя в школе неприятности?

1. часто;

2. редко;

3. никогда;
3.Если бывают, то от кого они исходят?

1. от классного руководителя;

2. от учеников вашего или другого класса;

3. нет, такого не бывает.

4.иное (укажи)____________________________________
4.Какую роль, по- твоему, играет в классе твой классный руководитель?

1. контроль за успеваемостью и дисциплиной;

2. вторая мама;

3. организатор досуга;

4. помощник ребят в трудных обстоятельствах;

5. старший товарищ;

6. иное (укажи)____________________________________________

5.Какой учитель тебе больше всего нравится? Можно написать нескольких.

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

6.Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?

1. да;

2. нет;

3.незнаю.

АНКЕТА

«Учитель глазами учащихся»

Уважаемый ученик, просим Вас выразить Ваше личное мнение в оценке эффективности работы педагога. Опрос анонимный.

Укажите наиболее предпочитаемый предмет: ___________________________________

Вопросы

Да

Нет

1. Ясны ли объяснения материала?

2. Используется ли учителем наглядность (схемы, таблицы, раздаточный, иллюстративный материал)?

3. Обладают ли занятия простотой и доходчивостью?

4. Поощряется ли личная инициатива ученика?

5. Удается ли учителю в процессе занятия влиять на мысли, чувства, убежденность, нравственные позиции?

6. Доброжелательно ли отношение учителя к ученикам?

7. Тактичен ли учитель?

8. Справедлив ли учитель в оценке знаний учеников?

9. Достаточно ли требователен учитель?

Перечислите какие учителя вызывают у Вас наибольшее уважение: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Тест по теме: Диагностические методы (анкетирование и тестирование) используемые социальным педагогом в работе с детьми «группы риска» и учащимися школы

Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Ключ
1. Г-1 Гипертимы х 3 (умножить значение шкалы на 3)
+: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77. 
–: нет.
2. Г-2 Возбудимые х 2 (застревание/застревающий тип)
+: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81. 
–: 12, 46, 59.


3. Г-3 Эмотивные х 3
+: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79. 
–: 25.
4. Г-4 Педантичные х 2
+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83. 
–: 36.
5. Г-5 Тревожные х 3
+: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82. 
–: 5.
6. Г-6 Циклотимные х 3
+: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84. 
–: нет.
7. Г-7 Демонстративные х 2
+: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88. 
–: 51.
8. Г-8 Неуравновешенные х 3 (возбудимость/возбудимый тип)
+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86. 
–: нет.
9. Г-9 Дистимические х 3
+: 9, 21, 43, 75, 87. 
–: нет.
10. Г-10 Экзальтированные х 6
+: 10, 32, 54, 76. 
–: нет.

 

Описание акцентуаций по Леонгарду


1. Гипертимический тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Они часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности у них может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Такие люди склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству, испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
2. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Он часто страдает от мнимой несправедливости по отношении к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Заносчив, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность).
3. Эмотивный тип. Родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для людей этого типа характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженные черты — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому–либо угрожает опасность; сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.


4. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скурпулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.
5. Тревожно-боязливый тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.
Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.
6. Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Людям этого типа свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажду деятельности, повышенную говорливость, скачку идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления; так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил; то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, подростки становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадают при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. «Плохие» дни более насыщены дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.
7. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Он может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит в данный момент, для него является правдой; по–видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.
8. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.
9. Дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.
10. Аффективно-экзальтированный тип. Яркая черта этого типа — способность восторгаться, восхищаться; характерны также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема; они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
Возможно применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант — применение опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и бланк для ответов. Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации.

nsportal.ru

Материал по психологии по теме: Анкетирование учащихся

                                                     АНКЕТА

               Для выявления эмоционально-психологического состояния детей

1. Задание: выбери наиболее подходящий для тебя ответ.        

1. Ощущаешь ли ты потребность в общении со взрослыми? 

  1. Да
  2. Нет

2. Чувствовал (а) ли ты когда-нибудь, что тебе легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?

  1. Да
  2. Нет

3. Кто больше всего понимает тебя?

  1. друг
  2. отец
  3. мать

4. Видишь ли ты друга в своих учителях?

  1. Да
  2. Нет

В своих родителях?

  1. Да
  2. Нет

5. Хотел (а) бы ты быть таким человеком, как твои родители?

  1. Да
  2. Нет
  1. Задание: Перед тобой незаконченные предложения, которые нужно дописать). 
  1. Мне трудно общаться, когда мой одноклассник …

а)грубит мне, кричит на меня;

б)дразнится;

в)молчит;

  1. Мне очень тяжело, когда мои родители …

а)ссорятся между собой, потом не разговаривают друг с другом;

б)кричат на меня;

в)сравнивают меня с кем-то;

  1. Мне становится очень трудно, когда …

а)не понимают меня, не выслушивают;

б)объявляют о моих недостатках;

  1.  Задание: Выбери  два ответа: сначала самый неудачный, затем самый подходящий, лучший на твой  взгляд.  Объясни свой выбор.

1) Мама просматривает дневник. Один тройки. А ведь на носу Новый год. «Не стыдно так заканчивать четверть?» — спрашивает мама.

  1. Я сам(а) хотел (а) бы иметь отметки получше, да только не получается.
  2. Опять начали воспитывать.
  3. Мне стыдно.
  4. Мама, я учусь не хуже всех.

2) Ваш одноклассник, пробегая мимо парты, сбросил на пол ваши учебные принадлежности.

Ваши действия:

  1. Догоню и стукну, как следует, чтобы больше мое не трогал.
  2. Крикну, что он — дурак, и соберу свои вещи с пола.
  3. Пройду и скажу, чтоб он положил все обратно на парту.

nsportal.ru

Анкета для психолого-педагогической диагностики обучающихся

Варианты анкет (психолого-педагогический мониторинг)

Вчера в 13:00

Анкета «Оцени себя сам»

 

Самооценка — сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Она выполняет прежде всего регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это объясняется тем, что в самооценке интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится, то есть проект его будущего.

С самооценкой тесно связано такое личностное образование, как уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже остальных. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи хотят быть лучше всех.

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная характеристика была общепризнана.

Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки».

Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

  1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

  2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

  3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

— совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

— характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы,

б) любая другая аргументация;

— устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

 

Мои достоинства и недостатки

 

Исследование самооценки детей 7–10 лет можно проводить и при помощи теста «Оцени себя».

Ученикам предлагается набор положительных и отрицательных качеств и шкала — вертикальная линия, в верхней части которой располагаются положительные значения, а в нижней — отрицательные.

Слова, образующие отдельные качества личности:

аккуратность, беспечность, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, застенчивость, злопамятство, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадание, стыдливость, терпеливость, трусость, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

В начале тестирования внимание детей обращают только на список оцениваемых качеств, из которых они выбирают по 5–6 самых привлекательных и самых непривлекательных. После того как эти качества отобраны (выписаны или подчеркнуты в списке), ученикам предлагают оценить себя и объясняют принцип размещения качеств на шкале. При анализе результатов важно отметить расположение на шкале как положительных, так и отрицательных качеств. Адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств ставит в верхнюю часть шкалы, а одно-два качества — в нижнюю часть или близко к середине. Если отрицательные качества поставлены близко к середине, одно из них попало в нижнюю часть шкалы, а хотя бы одно — в верхнюю часть, можно говорить, что ребенок в целом принимает себя и свой образ, но не идеализирует его и видит свои отрицательные черты.

Если ребенок все положительные качества помещает в верхней части шкалы достаточно высоко, а отрицательные — в нижней или около середины — его оценка неадекватно завышена. Он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков и приписывает себе отсутствующие достоинства.

Эта неадекватность может быть источником агрессивного поведения, конфликтности, так же как и тревожности или нарушения общения. Негативные проявления связаны с тем, что образ, который выстроил ребенок, не совпадает с представлением о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и является причиной асоциальных реакций школьника.

Если ребенок располагает положительные черты ближе к середине, или, что еще хуже, в нижней части шкалы, то независимо от того, где поставлены отрицательные качества, можно говорить о неадекватной заниженной самооценке. Расположение отрицательных качеств только ухудшает (если они находятся в верхней части шкалы) или несколько улучшает (если они помещены внизу) общую структуру самооценки.

Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе, стремление расположить к себе собеседника, особенно взрослых. Однако заниженная самооценка может быть связана и с асоциальностью, агрессивностью, особенно в тех случаях, когда от ученика настойчиво требуют выполнения каких-то обязанностей, с которыми он не справляется.

СПРАВЛЮСЬ ИЛИ НЕТ?

Уровень притязаний обнаруживается в прогностической, или априорной, самооценке еще не полученного результата. Для ее выяснения у детей начальных классов может быть использована следующая методика.

Разным по успеваемости ученикам даются поочередно три задания: одно — по русскому языку, другое — по математике (оба на основании изученного и понятного материала), третье — неучебное, например, складывание орнамента по заданным образцам. Им предлагается ответить на вопрос: «Сможешь ли ты выполнить задания, на какую оценку и почему?» Затем дети должны ответить на тот же вопрос относительно трех разных по успеваемости одноклассников.

Анализу, позволяющему выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию, подлежат следующие данные:

  1. Уровень прогностической самооценки у разных по успеваемости школьников (верная, завышенная, заниженная).

  2. Особенности прогностической оценки этих школьников.

  3. Особенности адаптационной оценочной деятельности, ее направленность — на оценку способностей к учебе или на качества личности.

  4. Распространение оценочной деятельности при выполнении учебных заданий на учебные ситуации.

Данный анализ позволяет выяснить складывающуюся у каждого ученика оценочную позицию. Важность выявления у слабоуспевающих школьников формирующейся оценочной позиции доказана в исследованиях отечественных психологов: с возрастом у таких школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом, подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному, по сравнению с реальными возможностями, уровню притязаний.

 

Анкета для оценки уровня школьной мотивации

учащихся начальных классов

 

В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла; нейтральный ответ — 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:

  1. 25—30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

  1. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

  1. 15—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но неучебные ситуации.

  1. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5.Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение – положительной динамики в обучении и развитии.

АНКЕТА

  1. Тебе нравится в школе?

а) да

б) не очень

в) нет

  1. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) иду с радостью

б) бывает по-разному

в) чаще хочется остаться дома

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школе не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

а) пошел бы в школу

б) не знаю

в) остался бы дома

  1. Тебе нравится, когда вам отменяют какие-нибудъ уроки?

а) не нравится

б) бывает по-разному

в) нравится

  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

а) не хотел бы

б) не знаю

в) хотел бы

  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) нет

б) не знаю

в) хотел бы

  1. Ты часто рассказывает о школе своим родителям и друзьям?

а) часто

б) редко

в) не рассказываю

  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

а) мне нравится наш учитель

б) точно не знаю

в) хотел бы

9.У тебя в классе много друзей? а) много б) мало в) нет друзей

  1. Тебе нравятся твои одноклассники? а) нравятся б) не очень в) не нравятся

infourok.ru

Материал (3 класс) на тему: Анкеты для учащихся для определения психологического климата в классе

Фамилия, имя________________________________________

  1. Ты в классе:

1)Активный, полноправный член коллектива.

2)Участвуешь в большинстве дел, но часть одноклассников делает это активнее тебя.

3)Участвуешь в половине дел класса.

4)Не чувствуешь привязанности к классу и в его делах участвуешь редко.

5)Делами класса не интересуешься и участвовать в них не                   желаешь.

2. Хотел бы ты перейти в другой класс:

1)Очень хотел бы.

2)Скорее перешел бы, чем остался.

3)Скорее остался бы в своем классе.

4)Очень хотел бы остаться в своем классе.

5)Очень хотел бы остаться в своем классе.

3. Взаимоотношения учащихся в вашем классе:

  1)Лучше, чем в других классах.

  2)Такие же, как в других классах.

  3)Хуже, чем в других классах.

                     4. Взаимоотношения учащихся вашего класса с учителями:

1)Лучше, чем в других классах.

2)Такие же, как в других классах.

3)Хуже, чем в других классах.

Фамилия, имя_____________________________________________________

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1.Всегда ли учеников вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?

2.Всегда ли вы оказываете помощь друг другу в учебе?

3.Все ли ответственно относятся к учебе?

Фамилия, имя_____________________________________________________

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1.Всегда ли учеников вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?

2.Всегда ли вы оказываете помощь друг другу в учебе?

3.Все ли ответственно относятся к учебе?

Ваша фамилия, имя, отчество __________________________________________________

Кого из класса Вы хотели бы пригласить домой на свой День рожденья?

1)_________________________________________________

2)_________________________________________________

3)_________________________________________________

Кого из класса Вы не пригласили бы к себе домой на свой День рожденья?

1)_________________________________________________

2)_________________________________________________

3)_________________________________________________

nsportal.ru

Предлагаем две небольшие анкеты «Мой класс» и «Сплоченность класса»

Они, на наш взгляд, помогут тебе выработать более полное представление о своем классе. Выбери в каждом суждении тот вариант, который считаешь более подходящим.

Анкета «Мой класс»

1. В нашем классе:

а) большинство ребят хорошие;

б) есть всякие — и хорошие, и малоприятные;

в) большинство ребят неприятны мне.

2. Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоего класса и ты, жили бы недалеко друг от друга?

а) да;

б) мне все равно;

в) нет.

3. Ты можешь рассказать, чем увлекаются, что коллекционируют ребята из твоего класса?

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

4. Если бы тебя попросили, мог бы ты рассказать о ребятах из твоего класса?

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

5. Оцени, насколько нравится тебе твой класс:

1 балл — совсем не нравится;

2 балла — не нравится;

3 балла — и нравится и не нравится;

4 балла — нравится;

5 баллов — очень нравится.

6. Если бы тебе представилась возможность всем классом поехать на месяц летом отдыхать вместе, как бы ты к этому отнесся?

а) хорошо;

б) равнодушно;

в) плохо.

7. Можешь ли ты уверенно сказать, кто кому в твоем классе помогает?

а) да;

б) не замечал;

в) нет.

8. Оцени, насколько дружный у вас класс:

1 балл — cовсем не дружный;

2 балла — недружный;

3 балла — когда как;

4 балла — дружный;

5 баллов — очень дружный.

9. Летом или после окончания школы захотелось бы тебе увидеть снова ребят из твоей группы и встречаться с ними время от времени?

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

 

Оценка

Засчитай себе три балла за каждый ответ «а», 1 балл — за каждый ответ «б» на вопросы 1,2,3,4,6,8.

Подсчитай сумму баллов.

Прибавь к сумме оценки, которые ты поставил своему классу в ответах на вопросы 5 и 7.

Подсчитай общую сумму.

 

Сопоставь полученную тобой сумму баллов с оценкой результатов

0—9 баллов — Тебе не очень нравятся ребята в классе. Подумай, почему так получается. Может быть, это связано с тем, что ты не очень интересуешься ими? Может быть, если ты внимательно посмотришь вокруг, то увидишь, какие интересные люди тебя окружают. Мы проводим в школе 11 лет. Жалко, если за это время мы не научимся ценить людей, которые нас окружают.

10—18 баллов — Кто-то в классе тебе нравится, кто-то нет. Так часто бывает. Но попробуй внимательно присмотреться к тем, кто не нравится тебе. Может быть, среди них окажутся очень интересные люди.

19—25 баллов — Судя по ответам, тебе повезло. Ты учишься в очень дружном классе. Ты ценишь одноклассников, а они ценят тебя. Тебе можно позавидовать. Такая школьная дружба часто остается на всю жизнь.

 

Анкета «Сплоченность класса»

Прежде всего обсудим, что такое «сплоченность», и зачем она нужна в процессе школьной жизни. К числу важных характеристик сплоченности можно отнести наличие у большинства ребят таких ценностей как: сотрудничество, взаимопомощь, поддержка, желание делать все творчески, уметь найти компромисс, решать поставленные задачи и др. В сплоченном классе человек чувствует себя более защищенным. Наиболее значимым для него является чувство «Мы». При этом важно, чтобы он не прятался за спины других, проявлял свою индивидуальность, уважая индивидуальность других. И чувствовал ответственность за общее дело.

Ниже приводятся характеристики класса как малой группы. Каждая дана в трех вариантах. Твоя задача — выбрать один из трех предлагаемых вариантов (а, б или в), который, по твоему мнению, больше всего подходит к твоему классу.

1

а) Думаю, что всем ребятам тепло, уютно и комфортно в классе, мы в кругу друзей;

б) далеко не всем уютно в нашем классе;

в) в классе есть ребята, с которыми никто не дружит.

2

а) В основном ребята дорожат нашим классом;

б) большинство ребят не задумываются о том, что значит класс в их школьной жизни;

в) думаю, что есть ребята, которые хотели бы перейти в другой класс.

3

а) В нашем классе внимательно относятся к каждому ученику;

б) наш класс заботиться не только о себе и нашей школе, мы внимательны ко всем людям, которые нас окружают;

в) ребят из нашего класса больше волнуют дискотеки, школьные вечера, чем проблемы каждого из учеников.

4

а) В нашем классе интересная жизнь, мы любим все делать вместе;

б) жизнь в нашем классе могла бы быть интереснее;

в) в нашем классе скучно, чтобы жизнь класса была интересней, все надо полностью изменить.

5

а) Мы часто ходим куда-нибудь все вместе, и нам это нравится;

б) хотелось бы чаще ходить куда-то всем классом;

в) не надо никуда ходить вместе всем классом.

6

а) Думаю, что наш класс дружный;

б) в нашем классе есть несколько дружеских компаний, несколько групп, а общей дружбы нет;

в) дружба в классе невозможна.

7

а) Думаю, что каждый из нас может проявить в классе свои способности и интересы;

б) далеко не все могут проявить свои способности и интересы в классе;

в) мало кто из ребят может проявить в классе свои способности и интересы.

 

Обработка результатов

Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы Номер вопроса

Ответы в баллах

а          б          в

1          10        2          -10

2          10        2          -10

3          10        20        -10

4          10        5          -10

5          20        10        -10

6          10        6          -5

7          30        20        -10

 

Подсчитайте сумму полученных баллов

Интерпретация результатов

76—100 баллов — ваш класс — сплоченный коллектив, в нем ценится и уважается каждый ученик.

46—75 баллов — В вашем классе средний уровень сплоченности, в нем существуют отдельные группировки по симпатиям, взаимным интересам.

30—45 баллов — В вашем классе низкий уровень групповой сплоченности, есть лидеры и аутсайдеры, многим ребятам в классе плохо, неуютно.

Ниже 30 баллов — В вашем классе очень низкий уровень групповой сплоченности, каждый сам по себе, ребята друг другу не интересны.

 

После получения индивидуальных результатов важно представить общую картину. Можно использовать доску, разделив ее на 4 части. Один из учеников записывает в каждую колонку количество голосов (голоса подсчитываются поднятием руки). В результате можно увидеть наглядную картину представления ребят о сплоченности своего класса.

Далее следует провести обсуждение полученных данных. Сделать это нужно корректно, не требуя от каждого обоснования своей позиции. Можно разбить класс на две группы (выбор происходит добровольно). Одна группа – представляет позицию «за», другая – «против». Каждая группа выдвигает свои аргументы. Члены экспертной группы (2–3 человека) выносят решение о том, кто более четко обосновал свою позицию. В конце каждой группе предлагается внести свои предложения по улучшению жизнедеятельности класса.

Использованы материалы Учебного пособия «Психология для школьника».

www.cpms-smol.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *