Шпаргалка 100 ответов по психологии
Страница 33 из 100
33. Виды воображения
Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее… Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать…
В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга.
Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.
Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К. Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее/воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.
Таким образом, благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека..
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.
Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовкиматериала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.
Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.
Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.
Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.
В ходе процессов пассивного воображения происходив нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.
Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.
<< Предыдущая — Следующая >>
03. Воображение. Творчество
03. Воображение. ТворчествоСтраница «Психология» сайта Алексея Дедова
Как убрать боковой баннер с рекламой
03. Воображение. Творчество
1. Воображение — это психический познавательный процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Связано с мышлением, но характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.
Основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. (Если вступавших, то это механизм памяти.) Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность. Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта.
Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
Виды воображения
Пассивное и активное.
Пассивное — произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия).
Активное — артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко находится эмпатия — способность понимать другого человека, сопереживать. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи.
Воссоздающее воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.
Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие события. Основано на перенесении определенных элементов в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.
Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом.
2. Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:
— агглютинация — «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;
— гиперболизация — преувеличение или преуменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
— схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
— типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
— заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
(Тест «Собака»)
2. Творческое мышление
Творчество –
1) адаптивный механизм, помогающий приспособиться в новой социальной ситуации,
2) условия развития общества в целом.
(Элемент теста Торранса – как можно использовать авторучку всеми возможными и невозможными способами.)
3. Способ активизации творческого мышления – «Мозговой штурм» («Умственный шторм», брейнсторминг). Предложен Алексом Осборном (США), предназначен для продуцирования идей или решений при работе в группе.
1) Группа состоит из 7—10 человек, желательно различной профессиональной направленности (для уменьшения стереотипизации подходов), в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.
2) «Запрет критики» — чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою.
3) Участники должны быть в состоянии релаксации, то есть состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта.
4) Все высказываемые идеи фиксируются без указания авторства.
5) Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов — специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10 процентов. Участников в состав «жюри-экспертов» не включают.
Упреждающее воображение: наметить новые пути к экологической коммуникации
Этот пост является частью серии блогов, посвященных исследовательским методологиям совместного производства знаний, инициативы Лаборатории совместного творчества программы экологической коммуникации Mistra.
Узнайте больше о Лаборатории совместного творчества на нашем сайте.
Сообщение в блоге, написанное доктором Маркусом Басси, старшим преподавателем истории и исследований будущего и футурологом Университета Саншайн-Кост, Австралия.
Когда мы сталкиваемся с проблемами, мы обычно обращаемся к опыту, чтобы справиться с ними. Наш опыт может быть получен из первых рук или связан с более широкой культурной базой данных, которой могут быть годы, десятилетия, столетия или даже тысячелетия. Ожидание опирается на такие переживания. Если приближается Рождество, мы, скорее всего, вспоминаем прошлые Рождества и начинаем заполнять возможности для предстоящего праздника. Если нас пригласили на прогулку в лес, мы можем вспомнить, что в прошлый раз, когда мы были в лесу, нас преследовал медведь, а затем покрыться холодным потом и отклонить приглашение.
Наши воспоминания соединяются с нашим воображением в предвидении возможных результатов действия, времени, места и так далее. С этой точки зрения наши воспоминания представляют собой нарративные конструкции прошлого, перенесенные в настоящее. Я утверждаю, что этот процесс, который мы можем назвать «системным» воображением и на который мы полагаемся каждый день, работает с нарративами при построении сценариев будущего. В ситуации «обычного бизнеса», когда мир хорошо себя ведет, упорядочен и предсказуем, такое воображение служит нам хорошо. Однако там, где проблемы оспариваются и коварны, и где существует большая доля неопределенности, мы не можем полагаться на такого рода системное воображение. Мы скорее упираемся в «стену воображения», и наши повествовательные способности колеблются.
Важно понимать, что любой «обычный бизнес» создает демпфирующее поле, исключающее или маргинализирующее альтернативы. Воображение в таком мире одомашнено и пассивно, потому что служит определенной системе или парадигме и набору имплицитных допущений, которые играют на руку группе доминирующих групп. Сила «стены воображения» демонстрируется борьбой за воображение за пределами текущих экономических, политических, экологических, социальных и даже личных горизонтов будущего. Я утверждаю, что для того, чтобы демократизировать производство знаний и бросить вызов тому, кто внутри, а кто нет, и тем самым обеспечить более широкое «упреждающее» воображение, необходимо разработать принципы совместного производства .
Когда мы тренируем предвосхищающее воображение, когда мы изучаем новые инструменты воображения, и когда мы делаем это вместе, воображение может быть намного больше, чем набор данных памяти. Мы уже знаем это, поскольку сотворчество — это динамика, создающая мир. Мы рождаемся в истории и культуре, наш язык как коллективное достояние развивается, наша способность предвидеть в этом мире всегда открыта для нового, но ограничена традициями и ценностями и предположениями, которые они подкрепляют.
Это понимание лежит в основе программы экологической коммуникации Mistra. В наших тематических исследованиях, посвященных 1. углеродному сельскому хозяйству, 2. лесным пожарам и 3. экологическим захоронениям, мы стремимся развивать новую творческую и упреждающую грамотность для большего числа участников в отношении коварного набора проблем и способствовать лучшему будущее. В то время как воображение сегодня сильно недооценивается в контексте знаний, грамотность — способность создавать смыслы, видеть закономерности, извлекать сложные новые значения, а также развивать и делиться идеями в грамотных сообществах — может быть расширена за счет упреждающего воображения в качестве важного компонента.
Чтобы выжить (и фактически создать) в современном индустриальном мире, мы разработали линейные формы стратегического мышления. Я бы сказал, что в сложном мире с угрожающими системными сбоями нам нужно высвободить нашу способность упреждать. В одной из недавних публикаций отмечу:
[…] предвосхищающие системы встроены в ДНК всех живых существ. По мере того, как люди превращались в культурных существ, сохраняя (но немного укрощая) свою инстинктивную бытийность, предвосхищение становилось все более когнитивным, интуитивным и эмоциональным измерением человеческих процессов (Bussey 2020, стр. 88) .
Глубоко признавая эволюцию, я считаю важным оценить этот момент в совершенно новых условиях, с которыми мы сталкиваемся сегодня.
С упреждающим воображением связана инновация. Я бы сказал, что инновации требуют гибридности, доверия к альтернативам и готовности совершать ошибки и, что важно, играть. Игра, тестирование идей в безопасных пространствах с помощью гипотез, сценариев и игр толкает нас на новую территорию. Может ли предвосхищающее воображение ожить благодаря совместной творческой игре и помочь нам создать инклюзивный контекст для лучшего будущего?
По моему жизненному опыту, семинарам и лекциям, предвосхищающее воображение может быть здесь инструментом, поскольку оно предлагает следующее:
- Возвращение к памяти, традициям и культурным нормам
- Развитие новых навыков чтения и взаимодействия с миром
- Повышение нашей способности выражать себя – общение является ключом к построению инклюзивных разговоров о будущем, которые не поляризованы
- Формирование оптимизма, который, несмотря на обреченность и уныние, заставляет нас подойти к задаче
- Создание чувства взаимосвязи через искренние разговоры не только с другими представителями нашего вида, но и, как это ни парадоксально, с более чем людьми.
Стремясь создать сообщество, ориентированное на будущее, мы будем изучать возможности совместного творчества, такие как Лаборатория совместного творчества. Там мы признаем, что люди реагируют на критические условия мира, исходя из глубоко укоренившихся позиций, которые в настоящее время лежат в основе их идентичности и поддерживают ее. Каждая позиция имеет смысл для тех, кто ее занимает. Каждая позиция поддерживает их, но ни одна позиция часто не может охватить их в целом. Вместо этого он поддерживает единственную возможность. Признавая различные идентичности, интересы и позиции, совместное производство смысла и знаний в экологической коммуникации Mistra направлено на переход от единственного к неопределенности, возможности и сложности общества как коллектива.
Сама устойчивость, как я предполагаю, становится разговором о смысле, цели и возможности. Речь идет о множественном числе во всех вещах, но это не релятивизм: скорее, он стремится разработать набор этических и практических подходов для решения будущих проблем для всех заинтересованных сторон. Это долгосрочное мышление в краткосрочной перспективе. Дело не в том, чтобы быть зеленее и просвещеннее, чем ребята в будущем. Вместо этого речь идет о вдохновении, творчестве и создании смысла вместе с этими ребятами.
Идеи и взгляды в сообщениях блога являются собственными идеями и взглядами автора/ов.
Басси, М. (2020). Взлом предвкушения и благодати. В Преобразующее преимущество: знания, вдохновение и опыт для педагогов взрослых, изд. . У. Бистер и М. Мелманн. Берлин: трансформация принимает международные публикации.
Упреждающее воображение. И тогда все должно было уступить… | Маркус Басси
И тогда все должно было уступить:
планов, которые так волнующе не прыгали,
звучит глубоко, глубоко внутри него звенит
мягкими воспоминаниями, которые он скрывал. Райнер Мария Рильке
***
Когда мы сталкиваемся с проблемами, мы обращаемся к опыту, чтобы справиться с ними. Память может быть получена из первых рук или связана с более широкой культурной базой данных, которой могут быть годы, десятилетия, столетия или даже тысячелетия. Одной из ключевых особенностей предвидения является то, что оно опирается на опыт понимания будущего. Итак, если приближается Рождество, мы вспоминаем прошлые Рождества и начинаем заполнять возможности для предстоящего праздника. Если нас пригласили на прогулку в лес, мы можем вспомнить, что в прошлый раз, когда мы были в лесу, нас преследовал медведь, а затем покрыться холодным потом и отклонить приглашение.
Наши воспоминания соединяются с нашим воображением в предвидении возможных результатов действия, времени, места и так далее. Наши воспоминания — это нарративные конструкции прошлого, перенесенные в настоящее. Упреждающее воображение работает с такими нарративами при построении будущих сценариев. Мы все полагаемся на этот процесс каждый день. Когда мир хорошо себя ведет, упорядочен и предсказуем, такое воображение служит нам хорошо. Это привычный мир «обычного бизнеса». Но во времена неопределенности, оспариваемых анализов и коварных проблем это пассивное воображение не знает, что делать. Мы упираемся в стену воображения, и наши повествовательные способности колеблются.
Но упреждающее воображение потенциально гораздо больше, чем просто набор данных в памяти. Когда мы тренируем воображение, оно способно на гораздо большее: оно вырабатывает стратегии решения проблем, соединения точек и даже иногда прокладывания новых путей. Нам нужно мыслить с точки зрения воспитания новой грамотности во имя будущего. Грамотность — это способность ощущать, видеть закономерности, извлекать из них сложные новые значения, а также развиваться и при этом делиться с грамотными сообществами. Предвосхищающее воображение — один из таких компонентов литературного мира будущего. В настоящее время это человеческая способность, которая недостаточно развита, а также недооценена.
Чтобы выжить в современном индустриальном мире, мы разработали линейные формы стратегического мышления. Однако в мире сложных и угрожающих сбоев систем линейного и стратегического недостаточно. Такие методы направлены на решение проблем будущего с мышлением прошлого. Нам нужно высвободить нашу в основном дремлющую способность к предвидению. В недавней публикации, которая заслуживает широкого внимания, я отмечаю:
Ожидание — ключевой эволюционный двигатель в жизни. Даже микробы предвидят. Это так, потому что предвосхищающие системы встроены в ДНК всех живых существ. По мере того, как люди превращались в культурных существ, сохраняя (но немного приручая) свою инстинктивную бытийность, предвосхищение становилось все более когнитивным, интуитивным и эмоциональным измерением человеческих процессов (2020, стр. 88) .
Важно учитывать этот момент. Совершенно новые формы условий, с которыми мы сталкиваемся сегодня, вызывают новую форму рассуждения и действия. Это рассуждение возникает повсюду вокруг нас, и его можно найти в изменчивом системном мышлении, эко-философии и действиях многих, кто инстинктивно знает, что им нужно делать что-то по-другому. Как футурист, глубоко понимающий эволюцию, это имеет смысл. Инновация связана с упреждающим воображением. Он вызывает гибридность во многих формах. Также требуется доверие к альтернативам, готовность ошибаться и, что немаловажно, играть. Таким образом, мы можем видеть, что антиципационное воображение может быть инструментом для такой работы. Он делает это, предлагая следующее, что лежит в основе моих семинаров и обучения:
1. Возвращение к памяти, традициям и доминирующим культурным нормам
2. Развитие новых навыков чтения и взаимодействия с миром
3. Повышение нашей способности выражать себя — общение является ключом к построению инклюзивных разговоров о будущем, которые не поляризованы
4. Выполнение этой работы, конечно же, вселяет оптимизм в то, что, несмотря на обреченность и мрак, мы, как предвосхищающие виды, справимся с задачей
5. Искренние разговоры, конечно, имеют большое значение для создания чувства взаимосвязи не только с другими представителями нашего вида, но и, как ни парадоксально, с более чем человеческими.
В этой опережающей схеме я связываю их с пятью культурными «чувствами» и утверждаю, что новое человечество имманентно, возникает и обещает неочеловечество. С философской точки зрения это Неогуманизм в действии и проект, над которым я работал десятилетиями (2006). Нам нужно мыслить масштабно и действовать локально, нам также нужно верить в лучшее, сопротивляясь желанию спрятаться, возвести стены или отрицать отношения. Любовь к миру и другим – вот что поддерживает в этой работе.
Создание грамотного сообщества будущего начинается с творческого скачка, который говорит о том, что мы можем работать с теми, кто находится на другом конце спектра. Мы должны отложить в сторону различия и понять, что люди реагируют на критическое состояние мира, исходя из глубоко укоренившихся позиций, которые в настоящее время лежат в основе их идентичностей и поддерживают их. Тогда сама устойчивость становится разговором о смысле, цели, идентичности и возможности. Дело не в том, чтобы быть зеленее и просвещеннее, чем ребята в будущем. Во всем этом предвосхищающая функция человека становится глаголом, а предвосхищающее воображение становится для него источником вдохновения, творчества и надежды.