Антиципирующее воображение: — — — Timepsyhology.ru

Виды воображения

Воображение – особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное – образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по – видимому, характерно только для человека, во всяком случае, нет убедительных доказательств его наличия у животных. Воображение связанно с активностью организма, с происходящими в нём физиологическими процессами и с этой точки зрения мало, чем отличается от других психических процессов. В то же самое время воображение является самым “психическим” из всех психических процессов человека. Это, означает, что ни в чём другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто идеальный, загадочный характер человеческой психики. Можно предположить, что именно воображение, желание его понять и объяснить (хотя бы в форме сновидений или галлюцинаций) привлекло внимание учёных к душевным явлениям в древности, поддерживало и продолжает поддерживать интерес к психологии человека в наши дни.

Что же касается тайн данного феномена, то они, в частности, состоят в том, что воображение человека может возникать неожиданно, спонтанно, рождать в виде образов нечто такое, аналогов чему в мире не существует. Теперь можно дать и формальное определение воображению. Под ним мы будем понимать психический процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто соответствующее им не воздействует на органы чувств. Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные — пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Отдельно выделяют и рассматривают такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грёзы.
1. Виды активного воображения
Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее… Близко к этим видам воображения находится эмпатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что – либо и далее выполняет её. Правда, человек, включаясь в процесс активного воображения, заранее не имеет точного представления о том, что он в конечном счёте вообразит или придумает: образ его фантазии рождается в ходе и в результате соответствующего процесса, и в деталях  не известен его творцу до тех пор, пока этот образ им самим не будет сотворён.
Более того, творящий его человек не знает заранее о том, где и на чём остановится его творческий процесс. Так работают, например, писатели, художники, инженеры, учёные, представители других творческих профессий. Активным этот вид воображения называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек может внести нечто новое, остановиться, то есть он в состоянии управлять данным процессом или прекратить его по своей воле
1.1. Воссоздающее воображение
Воссоздающее воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Этот вид воображения широко используется в различных видах человеческой практики. Обычный строй применения воссоздающего воображения таков: кто-то рассказывает, как найти нужный дом в незнакомом районе города и подробно описывает сложный путь следования. При восприятии слов возникают образы, их системы, соответствующие описанию улицы, знаки, ориентиры. С большей или меньшей точностью представляется внешний вид описываемых мест. Степень соответствия возникших образов действительности будет зависеть от точности и образности описания, а также от яркости и богатства воссоздающего воображения слушателя. Более сложные виды воссоздающего воображения, такие как воображение чертежей, географических карт, нотных записей, восприятие литературных произведений, требуют специальной подготовки, знаний и навыков. Советским психологом О.И. Никифоровой отмечено, что воссоздающее воображение у различных людей развито не в одинаковой степени (различие в обучении, жизненном опыте, индивидуальных особенностях). Ею выделено четыре типа
литературного воссоздающего воображения
. 1.     Наиболее слабое воображение. При чтении описания пейзажа у таких испытуемых совсем не пробуждалась деятельность воображения, у них не возникли наглядные представления о пейзаже, они могли пересказать содержание прочитанного только в общей форме.
2.     У испытуемых могут возникать представления, но они в той или иной мере не соответствуют тексту. Сложный процесс воссоздания художественного образа подменяется процессом конкретизации их личного, индивидуального воспоминания, более или менее сходного с образом описания. 3.     В этих случаях отмечалось прежде всего стремление точнее представить себе образ пейзажа по его описанию. Лицам данного типа приходилось детально анализировать текст. При чтении у них возникали несоответствующие тексту воспоминания, но в отличие от испытуемых второй группы они всегда проверяли эти воспоминания на основе анализа текста и старались путем сознательной переделки воссоздать образы такими, какими их изобразил писатель. Основное качество испытуемых этого типа то, что они четко определяли различия между образом литературного описания пейзажа и своими воспоминаниями. Испытуемые могли воссоздать в воображении образ пейзажа по его описанию даже в случае, если они ранее никогда не видели в жизни такого или сходного пейзажа.
4.     Полное приспособление воображения к своеобразию художественных описаний и полное подчинение образных процессов глубокому и точному анализу текста. У таких читателей, — как пишет О.И. Никифорова: «сразу вместе, по ходу чтения, возникают представления, соответствующие образу пейзажа, созданному писателем. Никаких заметных операций воображения, никаких переделок представления у них не наблюдалось». Образы возникли сами собой по мере чтения текста. Эти испытуемые просто «видели» образы. Особенности данного типа в том, что образы возникали сразу без опосредованного воспоминания прошлых впечатлений. Но образное воссоздание зависит не только от способностей к воссоздающему воображению, от уровня знаний, но и от стилистических особенностей описания. Как показали исследования, человеку легче воссоздать образ при синтетическом описании, и сам образ будет более правильным.
1.2. Антиципирующее воображение
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д. Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий. Антиципирующее воображение внутренне связано со структурой любой человеческой деятельности. Более примитивные и простые формы этого вида воображения есть у животных. Корни антиципирующего воображения уходят в сферу жизненно важных приспособительных механизмов мозга, в основе которых лежит принцип опережающего отражения действительности, то есть приспособление к будущим, еще не наступившим событиям. Не будь этих механизмов, ни одно живое существо не могло бы просуществовать и минуты. Это — универсальное явление жизни, которое во многом определило все формы приспособительного поведения живой материи. Высшим проявлением этого принципа и является деятельность антиципирующего воображения в его конкретных человеческих формах: мечты, предвосхищение событии, предвидение последствий своих действий и т.
д. Как и остальные виды воображения, антиципирующее черпает «строительные» материалы из запасов памяти, из знаний прошлого и настоящего, из понимания логики развития определенных событий. Благодаря антиципирующему воображению, человек организует свою деятельность, исходя не только из своего личного опыта, но используя опыт других людей и всего человечества. В новой и неизвестной ситуации человек не может не прибегать к методу проб и ошибок. Антиципирующее воображение помогает мысленно проделать ряд действий, исследовать предполагаемые варианты поведения, возможные последствия, на основе которых человек может тормозить и откладывать одни и активизировать другие действия. Человеку не нужно прыгать с двадцатого этажа, чтобы узнать, как опасно такое падение. Наоборот, представление собственного падения с высоты и связанный с ним страх (что является, кстати, очень частым мотивом сновидений), а также воображаемая картина возможных последствий — повреждения, увечья, переломы, смерть и т.д. — удерживают многих людей от соблазна залазить на деревья и крыши, и обусловливают, казалось бы, ничем не обоснованный страх высоты.
Таким образом, благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого. Эту ситуацию, возникающую в воображении, можно обозначить как ситуацию «как будто». Принимая определенную социальную или личностную роль в такой ситуации, человек проверяет достоверность своих знаний о себе, а также о своей «экологии», то есть о непосредственно окружающей среде и окружающих людях. Выдвинутые гипотезы проверяются в практической деятельности. Некоторые из них отбрасываются как неадекватные и несоответствующие действительности, другие, подтвержденные опытом, признаются как правильные, и на примере их строятся новые. Успех прогнозирования, соответствие предполагаемых результатов действительным будет зависеть от того, насколько материал антиципирующего воображения объективен и соответствует действительности.
Степень правдоподобия предположения будет зависеть от того, насколько в гипотезе учитываются известные факторы и законы природы и человеческого общества, а также противоречит ли данная гипотеза установленным законам. Усиление функции активного воображения может оказаться особенно полезным для человека, занимающегося поисками решения научной задачи. 1.3. Творческое воображение Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. В зависимости от предмета, на который направлено воображение, различают научное, художественное, технологическое воображение. Примером творческого воображения в науке, например, являются своеобразные образы-понятия, в которых в наглядной форме проступает определенное понятие. В химии — это формула вещества, то есть специфический образ в виде рисунка дает полную характеристику данного вещества, указывает порядок связи атомов в молекуле и структуру их расположения в пространстве. В физике — это наглядная модель строения атома, в биологии — модель, образ молекулы белка и т.д. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция. Одним из первых психологов, изучавших эти процессы, был Т. Рибо. В своей книге «Творческое воображение» он выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация — самопроизвольная операция, она проявляется уже в восприятии. Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Наблюдались традиционно выделенные операции творческого воображения, или так называемые алгоритмы воображения: агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация. Важными условиями для творческого воображения являются его целенаправленность, то есть сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии, предвидение предполагаемых результатов; продолжительное «погружение» в проблему. Наибольший интерес представляет работа Э. Блейлера «Аутистическое мышление» (1927), в которой дается развернутый и глубокий анализ пассивного воображения. В последующие (30-60-е) годы появились лишь единичные исследования, что отражает, очевидно, определенное снижение интереса к изучению этой психической функции. В последнее время в связи с развитием психологии положение начинает изменяться, но остаются актуальными неразрешенные проблемы значения патологии воображения в патогенезе неврозов, невротических состояний и психозов. 2. Пассивное воображение Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. «Оно отражает осуществление желаний и стремлений, устраняет препятствия и превращает невозможное в возможное и реальное. Цель достигается в связи с тем, что для ассоциаций, соответствующих стремлению, прокладывается путь, ассоциации же, противоречащие стремлению, тормозятся, т.е. благодаря механизму, зависящему, как нам известно, от влияния аффектов» (Блейлер). Важнейшую роль в пассивном воображении Блейлер придает именно эффективности, выступающей как тенденция. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения, «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения, как подчеркивает Э. Блейлер, направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. При этом человек может считаться с требованиями действительности. Логика, отражающая реальные соотношения действительности, не может служить для пассивного воображения руководящим началом. В динамике образов-фантазий различные желания и тенденции личности могут сосуществовать независимо от того, противоречат они друг другу или нет. Если в процессе реалистического мышления, полагает Блейлер, в поступках и высказываниях большое число влечений, желаний и потребностей игнорируется, подавляется как нежелательное в пользу того, что является субъективно более важным, то в образах пассивного воображения все это может получить свое яркое выражение. Вряд ли хорошо воспитанный, разумный и осторожный человек будет слишком агрессивно проявлять свое несогласие с несправедливыми и обидными действиями начальника. Зато в мысленной оценке, которую рисует «разогретое» желанием мести воображение, этот же начальник может подвергаться самой саркастической уничтожающей критике со стороны подчиненного. Он может быть даже физически уничтожен, растоптан, раздавлен в образах фантазий размечтавшегося человека, и это приносит ему большое удовлетворение и компенсирует обиду. Подавленное желание ответить обидчику выступает в пассивном воображении на первый план с особой силой. Именно неотреагированные желания, прерывание начавшихся или еще только планируемых действий, невозможность действовать из-за непреодолимого препятствия, крушение планов — все это субъективно переживаемое как состояние фрустрации является основным активатором пассивного воображения. И вот фантазия создает образы, являющиеся заместителями удовлетворения, не полученного в реальной деятельности. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей. Образы воображения могут быть совершенно независимыми от действительности, что в крайних случаях приводит к созданию абсолютной бессмыслицы, совершенно непонятной другим. Пассивное воображение управляется двумя принципами. 1)                         каждый аффект стремится удержаться. Он прокладывает пути для соответствующих ему представлений, придает им преувеличенную логическую ценность, а также тормозит появление противоречащих представлений, лишает их свойственного им значения. Таким образом, веселый человек гораздо легче ассимилирует веселые идеи, чем печальные, и наоборот. 2)                         мы стремимся получить и сохранить приятное, а следовательно, и окрашенные удовольствием представления; неприятного мы избегаем. Образы активного творческого или практического воображения могут быть переданы (кристаллизованы) в вербальном сообщении или в творческом произведении. В большинстве случаев продукты пассивного воображения являются образами, труднопередаваемыми в словесной форме, абстрактными, символическими, случайными, непонятными для других и поэтому несообщаемыми, как считает Л.С. Выготский. Пассивное воображение может пользоваться первым попавшимся, даже ошибочным материалом, лишенным всякой логической связи, например, ассоциациями по созвучию, случайными совпадениями каких угодно образов и представлений, использованием одного понятия вместо другого, имеющего только второстепенные общие компоненты с первым и т. д. В процессе пассивного воображения игнорируются временные соотношения. В образах-фантазиях, замечает Блейлер, живут стремления, которые ликвидировались для сознания десятки лет тому назад: воспоминания, ставшие недоступными реалистическим функциям, используются в пассивном воображении как недавние, и зачастую им отдается предпочтение, потому что они меньше наталкиваются на противоречие с актуальной действительностью. Интересно то, что более точные, полные и профессиональные знания о предмете мечтаний и грез значительно тормозят процесс фантазирования, становятся препятствием. Игнорирование «реальности» в процессе пассивного воображения, как пишет Э. Блейлер, заключается в том, что логические законы оказываются действительными для материала мыслей лишь постольку, поскольку они могут служить главной цели, т.е. изображению неосуществленных желаний как осуществленных. Противоречия, касающиеся содержания мыслей, еще более грубы и многочисленны, нежели аффективные противоречия. Э. Блейлер отмечает, что прирожденный характер аутистического мышления особенно четко обнаруживается в символике, которая повсюду отличается сравнительным однообразием из века в век в мифологии, в сновидениях вплоть до душевной болезни. Действительно, в основе огромного количества сказов, мифов, притч лежит относительно ограниченное число мотивов

Существуют различные виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности. Продуктивное Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Репродуктивное Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству. Галлюцинации Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененным (не нормальным) состоянием сознания человека. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п. Мечты Мечты — это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди. Грезы Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека. Сновидения Особый интерес всегда представляли и до сих пор представляют сновидения. В настоящее время склоняются к тому, что в сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.

Воображение различным образом связано с волей человека, на основании чего выделяются произвольное и непроизвольное воображение. Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным. Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания. Произвольное воображение — это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными способами. Примером произвольного пассивного воображения являются грезы, когда человек преднамеренно предается думам о том, что вряд ли когда-нибудь осуществиться. Произвольное активное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа, что характерно, в частности, для деятельности писателей, изобретателей, художников.

Исследование особенностей воображения у детей дошкольного возраста

Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.

Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К.Д.Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее/воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

Таким образом, благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф.Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое  воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека..

Образы  творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один  из первых психологов, изучавших эти  процессы, Т.Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная  и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной  диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация  – создание целостного образа из элементов  вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности  личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения  происходив нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же как  и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта. [6]

     Таким образом,  воображение-это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта. Основы воображения составляют такие остаточные формы процессов, как: возбуждения и торможения; ирраидации и концентрация; анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. виды воображения, бывают: пассивное и активное, непроизвольное и произвольное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Особенности развития воображения  в дошкольном возрасте
 

     Весьма распространено мнение о том, что воображение ребёнка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребёнок вообще живёт наполовину в мире своих фантазий [23]. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало и у некоторых психологов и педагогов [12, с. 228–233]. Однако уже в 30-е гг. ХХ в. крупнейший отечественный психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта [3, с. 26–33]. Все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребёнка богаче воображения взрослого. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребёнок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся взрослым неожиданными и оригинальными [10, с. 93].

     Ряд исследователей относят появление воображения к началу раннего возраста, находя его зачатки в составе сенсоматорного интеллекта к одному году восьми месяцам, когда ребёнок начинает создавать внутренние образы сенсоматорных задач и открывать новые практические схемы действия с предметами в результате активной манипулятивной деятельности [18; 22].

     Есть мнение, что воображение  ребёнка начинает своё развитие  с трёх лет, так как оно  в качестве психического процесса  может формироваться только при  условии наличия действующего полноценного сознания [1, с. 5; 20].

     Принято появление зачатков воображения  относить к концу раннего возраста [2, с. 24–30; 6, с. 263–275; 4, с. 436–454; 11, с. 107–115], т. к. именно в этот период  ребёнок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Вначале этот процесс дети совершают в игре, ибо «сама детская фантазия необходимо порождается игрой, возникая именно на этом пути проникновения ребёнка в реальность» [14, с. 494].

     Начав развиваться в два-три года, воображение поэтапно достигает подлинного расцвета в старшем дошкольном возрасте [8, с. 52–59; 16, с. 208–213].

     На первом этапе развития (2,5 года) воображение разделяется на аффективное  и познавательное. Такая двойственность  воображения связана с двумя психологическими новообразованиями раннего детства, во-первых, с выделением личностного «Я» и, в связи с этим, переживанием ребёнком своей отдельности от окружающего мира, а, во-вторых, с возникновением наглядно-действенного мышления.

     Благоприятный фактор развития  воображения, как на данном, так  и на последующих этапах развития, – развитая речь. Она позволяет  ребёнку лучше представить предмет,  который он не видел, оперировать  этим образом, т. е. мыслить.  Развитая речь освобождает ребёнка от власти непосредственных впечатлений, позволяет ему выйти за их пределы, а значит, построить более адекватные (непротиворечивые) образы окружающей действительности.

     Развитие познавательного воображения  осуществляется ребёнком в оперировании игрушками, когда им разыгрываются знакомые действия взрослых и возможные варианты этих действий. Развитие аффективного воображения осуществляется посредством проигрывания ребёнком переживаний.

     Механизм построения воображения  предполагает наличие двух последовательных элементов: порождение образа идеи и составление плана её реализации [1, 23]. На первом этапе развития воображения присутствует только первый из них – образ идеи, который строится путём опредмечивания, когда ребёнок свои отдельные и неполные впечатления от действительности достраивает с помощью воображения до некоторого предметного целого. Планирования же воображаемого действия, как и его продуктов, на этом этапе воображения нет. Воображение творит саму идею, которая затем опредмечивается в изображении.

     Второй этап развития воображения  начинается в четыре-пять лет.  Идёт активное усвоение норм, правил и образов поведения,  что естественно укрепляет «Я»  ребёнка, делает его поведение  более осознанным в сравнении  с предыдущим периодом. Возможно, именно это обстоятельство является причиной снижения творческого воображения [7, с. 107–115]. В данном возрасте снижается частота возникновения устойчивых страхов (аффективное воображение), поскольку с развитием сознания уменьшаются эффекты искажённого восприятия окружающей действительности.

     Познавательное воображение в  этом возрасте тесно связано  с развитием ролевой игры и  продуктивных видов деятельности  – рисования, лепки, конструирования.  В этом возрасте ребёнок пока  ещё следует за образом (образ «ведёт» действия ребёнка) и потому он в основном воспроизводит известные ему образы поведения взрослых и сверстников в ролях, рисунках и т. п. Но поскольку ребёнок уже хорошо владеет речью, у него появляются элементы планирования. Ребёнок планирует один шаг действий, затем совершает, выполняет его, видит результат, затем планирует следующий шаг и т. д. С четырёх-пяти лет дети переходят к ступенчатому планированию. Возможность ступенчатого планирования подводит детей к направленному словесному творчеству, когда они сочиняют сказки, как бы нанизывая одно событие на другое.

     Третий этап в развитии воображения  начинается в шесть-семь лет.  В данном возрасте ребёнок  осваивает основные образцы поведения  и получает свободу в оперировании  ими.  Он может отходить от стандартов, комбинировать их, используя эти стандарты при построении продуктов воображения.

     В рамках данного этапа аффективное  воображение направлено на изживание  полученных психотравмирующих воздействий  путём многократного варьирования  в игре, рисовании и других видах продуктивной, творческой деятельности. В случае устойчивых конфликтов с реальностью дети обращаются к замещающему воображению.

     В старшем дошкольном возрасте  творчество ребёнка носит проективный  характер, что символизирует устойчивые переживания. Творческие виды деятельности могут выступать как способы компенсации травмирующих переживаний.

     Познавательное воображение на  этом этапе претерпевает качественные  изменения. В старшем дошкольном  возрасте воображение ребёнка  становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. Воображение перестаёт сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушиваемым сказкам. Оно приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности [9, с. 46–53].

     Воображение начинает предварять  практическую деятельность, объединяясь  с мышлением в процессе творчества, воображение выполняет в нём  специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нём мышление. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует её разрешению [16, с. 212].

     Воображение как целенаправленная  деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребёнок начинает контролировать и определять характер своего воображения – воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения [8, с. 59].

     На каждом этапе детского развития  творческое воображение работает  особенным образом, свойственным  конкретной ступени развития, на  которой стоит ребёнок.  Воображение  зависит от опыта, а опыт  ребёнка складывается и растёт  постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребёнка и у взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребёнка работает иначе, чем у взрослого.

Ожидание через воображение | The Classic Journal

by Austin Kral

Photo by Sharon McCutcheon on Unsplash

Следующее эссе представляет собой объяснение трех основных подходов к решению проблемы амодального завершения (как сформулировано Бенсом Нанаем), а именно восприятия -, убеждений и доступа, за которыми следует краткое изложение мотивации Нанаи для разработки его собственной спорной теории, представления об образах, которое он предлагает в качестве замены трем другим. Он завершается комментарием о том, что отчет-воображение явно опирается на аспекты описания-восприятия-, убеждения-и-доступа по очереди, и его соответствующей неспособности сделать их устаревшими.

Ключевые слова: философия, разум, амодальность, восприятие, психология, воображение воображение связаны. В этой статье я буду следовать за Бенсом Нанаем и использовать термин «воображение» для обозначения исключительно неперцептивных состояний, обладающих феноменальным характером. Примечательно, что это исключает пропозициональные установки или предположения (Нанай, 2016, стр. 1). Хотя восприятие и воображение имеют много общих феноменальных черт, также верно и то, что они различаются во многих отношениях, особенно в их причинном влиянии (Nichols & Stich, 2000, стр. 122 и 130). В то время как перцептивные переживания, как правило, взаимодействуют с другими психическими состояниями (такими как убеждения, желания, эмоции и т. д.) последовательным и предсказуемым образом, роль воображения остается неопределенной. Тем не менее, феноменологическое сходство между ними остается достаточно значительным, чтобы поднять следующий вопрос: действительно ли восприятие и воображение настолько различны (Nanay, 2010, p. 252)?

Одной из областей психологических исследований, которая оказалась особенно плодотворной для разжигания этой дискуссии, является область амодального завершения, восприятия частично затемненных объектов как цельных и непрерывных, несмотря на дефицит соответствующих сенсорных стимулов. Хотя такое перцептивное «заполнение» чаще всего упоминается в связи со зрением, оно также присутствует и в других модальностях чувств (таких как отсутствие основной иллюзии слуха, когда одновременное появление двух тонов вызывает появление третьего иллюзорного тона). ). Амодальное завершение имеет отношение к текущему исследованию, потому что, как предполагает Нанай в своей статье «Восприятие и воображение», стандартные концепции восходящей обработки неспособны объяснить, как сенсационно несуществующие стимулы, тем не менее, воспринимаются как перцептивно присутствующие. То есть, как закрытые объекты влияют на наше восприятие, не взаимодействуя напрямую с нашими органами чувств? В ответ на это нисходящие модели восприятия, которые допускают участие мысленных образов, генерируемых воображением, на первый взгляд, гораздо более перспективны (Nanay, 2016, стр. 6). Нанай утверждает, что состояния воображения не только способны усиливать восприятие посредством ментальных образов, но и что такие ментальные образы являются необходимым компонентом амодального завершения. Таким образом, учитывая вездесущность затемнителей в поле зрения, предположение Нанаи сводится к следующему: все случаи восприятия включают мысленные образы в большей или меньшей степени (Нанай, 2016, с. 8), при этом мысленные образы характеризуются как квази-образы. — перцептивный, сознательный и в значительной степени неактивный (в отличие от визуализации) (Нанай, 2010, стр. 249).). Однако, прежде чем Нанай сможет сделать этот вывод, он должен сначала продемонстрировать недостаточность существующих моделей, а именно оценок восприятия, убеждений и доступа (Нанай, 2010, стр. 242–249).

Согласно описанию восприятия, впервые сформулированному психологом Джеймсом Дж. Гибсоном, амодальное завершение — это просто восприятие чего-то закрытого. То есть нет необходимости преднамеренно представлять окклюзированный стимул, потому что существующие визуальные сигналы (такие как бинокулярное несоответствие 1 , Т-образные соединения 2 и удаление текстуры 3 ) достаточно, чтобы предположить, что находится за окклюдером. Нанай вкратце отвергает его на том основании, что отсутствие сенсорной стимуляции противоречит восприятию, ссылаясь на заполнение слепого пятна как на параллельный случай. В обоих случаях отсутствие сенсорной активации подразумевает соответствующее отсутствие восходящего восприятия (Nanay, 2010, стр. 242).

Далее Нанай выдвигает два возражения против теории убеждений, которая утверждает, что амодальное завершение полностью состоит из похожих на убеждения репрезентаций закрытых частей объектов. Вместо того, чтобы рассматривать амодальное завершение как особый тип восприятия, теория убеждений утверждает, что знания о том, что должно существовать за закрытой областью, достаточно, чтобы создать ментальное представление об этом. Первое возражение Нанай основано на кажущейся непроизвольности амодального завершения, что делает его нечувствительным к убеждениям, на которые предположительно полагаются для его представления. Отсылка к иллюзии вытянутой лошади 4 , Нанай указывает, что вместо того, чтобы видеть двух лошадей закрытыми, переднюю половину одной и заднюю половину другой, большинство людей воспринимают одну удлиненную лошадь. Это остается верным, несмотря на окружающий образец и предыдущие знания о лошадях, благоприятствующие первой интерпретации. Следовательно, заключает Нанай, есть некоторые случаи амодального завершения, которые не только не опираются на веру, но и прямо противоречат ей (Нанай, 2010, стр. 243–244).

Второе возражение Нанай против версии убеждений основано на неврологических данных, которые предполагают наличие значительной активации в первичной зрительной коре во время случаев амодального и модального завершения. Если, как утверждает теория убеждений, амодальное завершение не является перцептивным, почему в таких случаях присутствуют паттерны активации, обычно связанные с перцептивным опытом? Эта неспособность теории убеждений объяснить текущие неврологические данные еще больше говорит против нее (Nanay, 2010, p. 244–246).

Наконец, у Нанай есть три возражения против учетной записи доступа. В своей наиболее радикальной форме подход-доступ утверждает, что амодальное завершение не включает репрезентацию, а вместо этого полностью полагается на понимание того, что доступно перцепции (возможно, на основе сенсомоторной интуиции 5 ). Однако учетная запись доступа быстро сталкивается с проблемами, поскольку опыт, по-видимому, играет важную роль в том, как амодально завершается окклюзированная область. Если это так, то учетная запись доступа превращается в учетную запись убеждений (Нанай, 2010, стр. 247).

Во-вторых, учетная запись доступа не позволяет различать случаи частично закрытых объектов и полностью закрытых объектов. Например, опыт амодального завершения кошачьего хвоста за забором сильно отличается от опыта знания того, что в соседней комнате есть кошка. Хотя в обоих случаях закрытые части кошки присутствуют в восприятии, первая обладает феноменальным качеством, которого не хватает второй, и учетная запись доступа не может объяснить это (Nanay, 2010, стр. 247–248).

В-третьих, бывают случаи амодального завершения, которые включают только двумерные стимулы (например, восприятие неполного круга как целого, но частично закрытого). Здесь, по-видимому, нет точки обзора, которая открыла бы скрытую часть круга (за исключением удаления ее затемнения), и, таким образом, для всех целей восприятия она недоступна. Тем не менее, именно такая перцептивная доступность утверждает, что учетная запись доступа обеспечивает амодальное завершение. Следовательно, по каждому из этих трех пунктов учетная запись доступа не соответствует требованиям (Нанай, 2010, стр. 248–249).).

Показав несостоятельность господствующих теорий, Нанай выдвигает свою собственную, которую он называет образами-счетами (Нанай, 2010, с. 249). Согласно Нанаю, амодальное завершение включает использование мысленных образов для представления закрытых областей объектов. Важно отметить, что генерация мысленных образов не требует активной визуализации и часто происходит пассивно, что «позволяет нам локализовать воображаемый объект в нашем эгоцентрическом пространстве» (Нанай, 2010, с. 250). Далее Нанай приводит дополнительные нейробиологические данные, которые, по-видимому, подтверждают эту точку зрения: в то время как клетки сетчатки остаются неактивными из-за отсутствия сенсорных стимулов, закрытые или неполные области, тем не менее, вызывают активность на первых этапах обработки зрительной информации. Это предполагает, что в игре присутствует нисходящее влияние, которое действует как сознательно, так и бессознательно, объясняя очевидный недостаток нашего контроля над амодальным завершением, но, тем не менее, чувствительно к нашим убеждениям и предшествующим знаниям, таким образом объясняя детерминированность амодального завершения. восприятия (Нанай, 2016, с. 6). Таким образом, воображение оказывается многообещающим кандидатом на эту роль, и Нанай заключает, что его модель мысленных образов более правдоподобна с эмпирической и концептуальной точки зрения, чем ее предшественники.

Хотя я не возражаю против утверждения Нанаи о том, что ментальные образы в некоторых случаях способствуют амодальному завершению, я считаю, что его отказ от объяснений восприятия, убеждения и доступа не имеет адекватного обоснования. Вместо того, чтобы делать эти модели устаревшими, объяснение мысленных образов предполагает их объяснительную силу. Процесс амодального завершения более вариабелен, чем предполагает модель мысленных образов Нанаи, и лучше объясняется контрфактической аргументацией в целом, особым видом которой являются мысленные образы. Здесь я использую контрфактическое рассуждение для обозначения более широкого диапазона воображаемых состояний, включающего как пропозициональные представления, так и предположения. Хотя включение предположений в воображаемые состояния остается спорным, я включаю их сюда из-за их очевидной роли в формировании контрфактуалов (например, «Если бы я был собакой, у меня было бы четыре ноги»). С моей точки зрения, и восприятие, и убеждения (или интуиция) необходимы для надлежащего ограничения контрфактических возможностей только теми, которые наиболее соответствуют текущим обстоятельствам. Без таких ограничений казалось бы необъяснимым, почему в случае амодального завершения воображение постоянно производит достоверные ментальные образы.

Кроме того, описание Нанаем пассивных ментальных образов зависит от того, что кажется формой сенсомоторной интуиции, родственной той, которую он отвергает в отчете о доступе, ошибочном отклонении, по его собственному признанию (Нанай, 2010, стр. 250). Короче говоря, сенсомоторная интуиция — это представление о положении агента в пространстве и его отношениях с окружающей средой. Сходство между этим и предположением Нанаи о том, что мы «локализуем воображаемый объект в нашем эгоцентрическом пространстве» (Нанай 2010, стр. 250), очевидно и предполагает, что восприятие не ограничено строго во времени. Другими словами, восприятие по существу носит предсказательный характер и включает в себя проекцию возможных будущих состояний на настоящее окружение. Здесь я в значительной степени опираюсь на основанный на поведении подход Ральфа Мёллера к визуальному восприятию, который можно резюмировать с помощью слогана «восприятие через предвосхищение» (Мёллер, 19 лет).99, с. 171). Мое предположение состоит в следующем: благодаря восприятию паттерны пространственных отношений идентифицируются и становятся конститутивными для убеждений (т. Затем эти интуитивные представления служат для ограничения контрфактических представлений наблюдателю. Таким образом, описанные выше четыре модели амодального завершения распределены во времени и представляют разные стадии многогранного и качественно изменчивого процесса.

Преимущество включения контрфактических рассуждений становится очевидным, если принять во внимание сложность, которая характеризует большую часть человеческих действий. В то время как многие из чисто реактивных поведений, демонстрируемых нечеловеческими животными, можно было бы объяснить, не обращаясь к воображаемым психическим состояниям, процесс принятия решений человеком часто гораздо более сложен и предполагает взвешивание множества потенциальных вариантов будущего. Точно так же амодальное завершение зависит от предсказания того, что «будет воспринято», если затемнение будет удалено или наблюдатель переместится, а окончательное заполнение — лишь один из многих вариантов. Хотя контрфактическое рассуждение кажется многообещающим кандидатом на эту роль, оно было бы недостаточно ограничено без помощи восприятий и убеждений и, следовательно, не могло бы объяснить общую точность амодального завершения. Таким образом, хотя включение Нанаем воображения в амодальное восприятие имеет право на существование, его ограничение его мысленными образами неоправданно и не объясняет случаев амодального завершения, не сопровождаемых яркими сенсорными качествами. Кроме того, игнорирование всех трех альтернативных описаний ослабляет его образную модель, которая не может независимо объяснить первично достоверный характер амодального завершения. Определенная форма статистического вывода, по-видимому, необходима для того, чтобы сузить диапазон возможных результатов до наиболее релевантных. И такой вывод требует включения перцептивных сигналов, описываемых отчетом восприятия, обоснованных предсказаний, к которым обращается счет убеждения, и сенсомоторного знания, которое сообщает пространственные отношения, вытекающие из счета доступа.

Примечания

[1] Бинокулярное несоответствие — это разница между правым и левым изображениями на сетчатке, вызванная их горизонтальным разделением (см. также стереопсис).

[2] Т-образные соединения образуются, когда одна поверхность перекрывает край другой поверхности, в результате чего между ними появляется Т-образное пересечение.

[3] Удаление текстуры происходит, когда объект, проходящий перед фоном, временно закрывает текстуру фона.

[4] Иллюзия вытянутой лошади создается путем разрезания силуэта лошади пополам и размещения двух половин по обе стороны от закрывающего прямоугольника. Это создает иллюзию единого удлиненного тела лошади (выходящего за прямоугольник), а не двух лошадей, одна с закрытой задней половиной, а другая с закрытой передней половиной.

[5] Цитируя непосредственно Меллера (1999), «Восприятие пространства и формы основано на предвосхищении сенсорных последствий действий, которые могут быть выполнены агентом, исходя из текущей сенсорной ситуации» (стр. 171).

Ссылки

Möller, R. (1999). Восприятие через предвидение. Поведенческий подход к визуальному восприятию. В: Понимание репрезентации в когнитивных науках: нужна ли репрезентации реальность? Эд. Александр Риглер, Маркус Пешль и Астрид фон Штайн. Спрингер, 169 лет–176.

Нанай, Б. (2010). Восприятие и воображение: амодальное восприятие как ментальные образы. В: Философские исследования, 150 (2), 239–254. doi: 10.1007/s11098-009-9407-5.

— (2016). Воображение и восприятие. В: Справочник Рутледжа по философии воображения. Эд. Эми Кинд. Рутледж, 1–12.

— (2018). Важность амодального завершения в повседневном восприятии. В: i-Восприятие, 9(4), 1-16. doi: 10.1177/2041669518788887

Николс С. и Стич С. (2000). Когнитивная теория притворства. В: Познание, 74 (2), 115–147. дои: 10.1016/S0010-0277(99)00070-0.


Благодарности : Благодарю: доктора Рене Ягнова и рецензентов The Classic Journal за предложения, которые побудили меня уточнить части эссе.

Стиль цитирования: APA

Упреждающее воображение. И тогда все должно было уступить… | by Marcus Bussey

5 минут чтения

·

28 ноября 2020 г.

И тогда все должно было уступить:
планов, которые так захватывающе не прыгали,
звучит глубоко, глубоко внутри него звенит
мягкими воспоминаниями, которые он скрывал. Райнер Мария Рильке

***

Когда мы сталкиваемся с проблемами, мы обращаемся к опыту, чтобы справиться с ними. Память может быть получена из первых рук или связана с более широкой культурной базой данных, которой могут быть годы, десятилетия, столетия или даже тысячелетия. Одной из ключевых особенностей предвидения является то, что оно опирается на опыт понимания будущего. Итак, если приближается Рождество, мы вспоминаем прошлые Рождества и начинаем заполнять возможности для предстоящего праздника. Если нас пригласили на прогулку в лес, мы можем вспомнить, что в прошлый раз, когда мы были в лесу, нас преследовал медведь, а затем покрыться холодным потом и отклонить приглашение.

Наши воспоминания соединяются с нашим воображением в предвидении возможных результатов действия, времени, места и так далее. Наши воспоминания — это нарративные конструкции прошлого, перенесенные в настоящее. Упреждающее воображение работает с такими нарративами при построении будущих сценариев. Мы все полагаемся на этот процесс каждый день. Когда мир хорошо себя ведет, упорядочен и предсказуем, такое воображение служит нам хорошо. Это привычный мир «обычного бизнеса». Но во времена неопределенности, оспариваемых анализов и коварных проблем это пассивное воображение не знает, что делать. Мы упираемся в стену воображения, и наши повествовательные способности колеблются.

Но упреждающее воображение потенциально намного больше, чем просто набор данных в памяти. Когда мы тренируем воображение, оно способно на гораздо большее: оно вырабатывает стратегии решения проблем, соединения точек и даже иногда прокладывания новых путей. Нам нужно мыслить с точки зрения воспитания новой грамотности во имя будущего. Грамотность — это способность чувствовать, видеть закономерности, извлекать из них сложные новые значения, а также развиваться и делиться этим с грамотными сообществами. Предвосхищающее воображение — один из таких компонентов литературного мира будущего. В настоящее время это человеческая способность, которая недостаточно развита, а также недооценена.

Чтобы выжить в современном индустриальном мире, мы разработали линейные формы стратегического мышления. Однако в мире сложных и угрожающих сбоев систем линейного и стратегического недостаточно. Такие методы направлены на решение проблем будущего с мышлением прошлого. Нам нужно высвободить нашу в основном дремлющую способность к предвидению. В недавней публикации, которая заслуживает широкого внимания, я отмечаю:

Ожидание — ключевой эволюционный двигатель в жизни. Даже микробы предвидят. Это так, потому что предвосхищающие системы встроены в ДНК всех живых существ. По мере того, как люди превращались в культурных существ, сохраняя (но немного приручая) свою инстинктивную бытийность, предвосхищение становилось все более когнитивным, интуитивным и эмоциональным измерением человеческих процессов (2020, стр. 88) .

Важно учитывать этот момент. Совершенно новые формы условий, с которыми мы сталкиваемся сегодня, вызывают новую форму рассуждения и действия. Это рассуждение возникает повсюду вокруг нас, и его можно найти в изменчивом системном мышлении, эко-философии и действиях многих, кто инстинктивно знает, что им нужно делать что-то по-другому. Как футурист, глубоко понимающий эволюцию, это имеет смысл. Инновация связана с упреждающим воображением. Он вызывает гибридность во многих формах. Также требуется доверие к альтернативам, готовность ошибаться и, что немаловажно, играть. Таким образом, мы можем видеть, что антиципационное воображение может быть инструментом для такой работы. Он делает это, предлагая следующее, что лежит в основе моих семинаров и обучения:

1. Возвращение к памяти, традициям и доминирующим культурным нормам

2. Развитие новых навыков чтения и взаимодействия с миром

3. Повышение нашей способности выражать себя — общение является ключом к построению инклюзивных разговоров о будущем, которые не поляризованы

4. Выполнение этой работы, конечно, вселяет оптимизм в то, что, несмотря на обреченность и мрак, мы, как предвосхищающие виды, справимся с задачей

5. Искренние разговоры, конечно, имеют большое значение для создания чувства взаимосвязи не только с другими представителями нашего вида, но и, как ни парадоксально, с более чем человеческими.

В этой опережающей схеме я связываю их с пятью культурными «чувствами» и утверждаю, что новое человечество является имманентным, эмерджентным и обещающим неочеловечество. С философской точки зрения это Неогуманизм в действии и проект, над которым я работал десятилетиями (2006). Нам нужно мыслить масштабно и действовать локально, нам также нужно верить в лучшее, сопротивляясь желанию спрятаться, возвести стены или отрицать отношения. Любовь к миру и другим — вот что поддерживает в этой работе.

Создание грамотного сообщества будущего начинается с творческого скачка, который говорит о том, что мы можем работать с теми, кто находится на другом конце спектра. Мы должны отложить в сторону различия и понять, что люди реагируют на критическое состояние мира, исходя из глубоко укоренившихся позиций, которые в настоящее время лежат в основе их идентичностей и поддерживают их.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *