Антропоморфизация это: Антропоморфизм связали с «тревожным» бегством от близости — Naked Science

Вещи как живые люди — ECONS.ONLINE

Фото: Reuters

Кофе-брейк

Экономика

Поведенческая экономика

Склонность очеловечивать неодушевленные предметы помогает людям осмыслить окружающую действительность и снизить неопределенность, а компаниям – укрепить лояльность потребителей и нарастить продажи. Антропоморфизм помогает и в защите окружающей среды, и в борьбе с пандемией.

5 февраля 2021   |   Ирина Рябова Эконс

Склонность очеловечивать неодушевленные предметы помогает людям осмыслить окружающую действительность и снизить неопределенность, а компаниям – укрепить лояльность потребителей и нарастить продажи. Антропоморфизм помогает и в защите окружающей среды, и в борьбе с пандемией.

5 февраля 2021   |   Ирина Рябова Эконс

За время пандемии коронавирус успел получить самые разные эпитеты в официальных выступлениях и сообщениях СМИ: «невидимый враг», «хитрый противник», «жестокий» и «коварный» – COVID-19 то и дело представал одушевленным и обладающим теми или иными человеческими чертами. Антропоморфизм, то есть перенос человеческого образа на неодушевленные предметы, животных, природные явления или абстрактные понятия, в случае с вирусом был не просто литературным приемом – он способствовал борьбе с пандемией, заключают в недавнем исследовании ученые из университетов Эдинбурга, Луисвилла и Гуэлфского университета (Онтарио). Очеловечивание предмета или явления делает его более понятным и конкретным, а это сокращает психологическую дистанцию между ним и человеком, объясняют авторы: при очеловечивании коронавируса люди начинали считать его более опасным, чем думали прежде, и активнее принимали защитные меры. Это следует учитывать в политике и коммуникации в сфере здравоохранения, рекомендуют авторы.

Антропоморфизм может быть полезен не только при борьбе с вирусами: ученые активно изучают, как он влияет на поведение людей и каким образом может использоваться на практике.

Социальные нормы диктуют, что антропоморфизация является признаком ребячества или глупости – взрослый человек, разговаривающий со своей бытовой техникой или плюшевым мишкой, считается инфантильным, если не сумасшедшим, но на самом деле приписывание разума предметам – это «побочный продукт» активного интеллектуального и социального познания, отмечал Николас Эпли, профессор поведенческих наук в Университете Чикаго, автор книги «Интуиция. Как понять, что чувствуют, думают и хотят другие люди». Антропоморфизация – это отражение развития величайших способностей человеческого мозга, сделавшего человека уникально умным на планете, а вовсе не признак глупости, объясняет Эпли. Более того, очеловечивание можно рассматривать как когнитивный подход, который помогает быстро и эффективно осознать окружающий мир и приспособиться к нему, пишут исследователи департамента когнитивных наук Университета Мессины.

Зачем людям антропоморфизм

Антропоморфизация – это, по сути, индукция, то есть познание от частного к общему: человек использует знания и представления о себе для выводов о свойствах и характеристиках неизвестных ему окружающих объектов, объясняют Эпли и его соавторы из Чикагского университета. Согласно предложенной ими теории, существует несколько основных причин, лежащих в основе склонности людей очеловечивать окружающие объекты. Самая простая – очеловечиваемый объект просто выглядит похожим на человека.

Это объясняет, например, парейдолию – склонность людей видеть лица и глаза в предметах и природе, а также выбор антропоморфного дизайна при разработке роботов, взаимодействующих с людьми.

Люди часто приписывают разум тем предметам, которые им нравятся. Антропоморфизация отражает желание человека создавать и поддерживать социальные связи, и, если социальных связей в окружении недостаточно, желание очеловечивать предметы усиливается. Например, в фильме «Изгой» герой Тома Хэнкса, попавший на необитаемый остров, заводит себе друга – волейбольный мяч, с которым постоянно беседует, обращаясь к нему по имени Уилсон – в честь компании-производителя. Одинокие люди чаще склонны очеловечивать предметы и животных, показало исследование Эпли с соавторами: в одном из экспериментов участники, острее испытывающие одиночество, чаще приписывали человеческие характеристики «убегающему» будильнику на колесиках, в другом – с большей вероятностью приписывали внимательность и сочувствие животным.

Наконец, антропоморфизация помогает рационализировать и объяснить поведение, которое кажется непонятным, и таким образом контролировать окружающий мир. Приписывание вещам разума и человеческого характера в этом случае обеспечивает интуитивно понятный и легко доступный способ снижения уровня неопределенности за счет упрощения сложных для понимания явлений. Например, Всемирная метеорологическая организация отмечает, что присваивание ураганам человеческих имен упрощает коммуникацию со СМИ, повышает интерес к предупреждениям метеорологов и готовность населения к вероятности стихийных бедствий.

Тенденция к очеловечиванию может усиливаться, если понять окружающее труднее: нечто непредсказуемое с большей вероятностью наделяется разумом. Еще в одном исследовании Эпли с соавторами продемонстрировали участникам эксперимента поведение двух собак, одна из которых действовала менее предсказуемо. Те участники, кто сильнее желал контролировать ситуацию, чаще приписывали человеческие качества менее предсказуемой собаке.

Товар как друг и помощник

Антропоморфизация создает привязанность к очеловечиваемому объекту, что активно используется в маркетинге и рекламе. Один из приемов – очеловечивание логотипа бренда: например, Mr. Peanut (англ. «господин Арахис») как символ американской компании Planters, которая выпускает орехи и другие снеки, или шинный человечек, ставший символом производителя покрышек Michelin. Таким образом бренд начинает ассоциироваться с определенными «личностями», а это способствует установлению доверительных и устойчивых взаимоотношений человека с брендом.

Еще более распространенный маркетинговый подход – антропоморфизация самого товара. Исследования свидетельствуют, что очеловечивание товара повышает вероятность его позитивной оценки потребителями, если они ассоциируют его с тем или иным знакомым им образом. Маркетологи стимулируют такое восприятие двумя основными способами: во-первых, за счет антропоморфного дизайна (например, решетка радиатора, которая вместе с фарами создает эффект «улыбающегося лица» у автомобиля), а во-вторых, связывая товары с человеческими ролями – позиционируя как помощников в хозяйстве, товарищей, членов семьи и др.

Антропоморфизация повышает доверие к очеловеченному объекту. Эксперименты с участием водителей, совершавших поездки на симуляторе на обычном автомобиле, на беспилотном автомобиле и на «очеловеченном» беспилотном автомобиле – ему дали имя Айрис и женский голос в динамиках, – показали, что водители «очеловеченной» беспилотной машины доверяют ей больше, чем те, кто водил обычный и беспилотный «неочеловеченный» автомобили.

Очеловечивание не только улучшает отношение потребителя к товару, но и увеличивает готовность больше за него заплатить, показало исследование на основе эксперимента. Его авторы выставляли на онлайн-аукцион один и тот же электронный планшет, но в одном случае размещали его стандартное фото, а в другом – придавали ему человеческие черты (пририсовывали лицо, руки и др.): ставки желающих купить планшет оказались выше, если гаджет обладал «человеческим лицом». Что именно лежит в основе такого поведения людей – предмет дальнейших исследований, признают авторы, но одним из основных механизмов может быть непроизвольное возникновение эмоциональной привязанности, которая усиливает желание приобрести товар.

Объект заботы

Впрочем, антропоморфизм может идти и во вред продажам, показало исследование психологов Джесси Чендлера из Мичиганского университета и Норберта Шварца из Университета Южной Калифорнии. Так, люди и сами часто относятся к своим автомобилям как к одушевленным существам – товарищам или даже членам семьи, которые становятся объектом внимания и заботы. Например, владельцы автомобилей, очеловечивающие свои машины, испытывают меньшее желание менять их на новые и больше тратят на их содержание и текущий ремонт, что может быть негативно с точки зрения автопроизводителей, заинтересованных в расширении продаж новых моделей.

При этом, принимая решение о том, пора ли поменять автомобиль, такие водители зачастую руководствуются не объективным состоянием старого автомобиля, а своим эмоциональным отношением к нему. Так, водители, которые охарактеризовали цвет своей машины как «теплый», реже говорили о желании продать ее и купить новую, чем те, кто называл оттенок автомобиля «холодным», – речь шла не столько о цветовой гамме, сколько о душевной теплоте.

Учитывая такие особенности восприятия, компаниям при выборе маркетинговой стратегии может быть более выгодно очеловечивать все-таки не сам товар, а бренд.

Антропоморфизм может быть полезен не только в бизнесе, но и в деле охраны окружающей среды. Люди, очеловечивающие природу, с большей вероятностью будут испытывать чувство вины из-за ухудшения состояния окружающей среды и потому более мотивированы заботиться о ней и предпринимать действия для ее защиты, выяснил Ким-Пон Там из Гонконгского университета науки и технологий. Художественные и анимационные фильмы, в которых в том числе очеловечиваются животные, могут вдохновить людей узнать больше об охране природы и способствовать сохранению биоразнообразия, считают эколог Мэтью Силк и его коллеги из Университета Эксетера. В целом антропоморфизация может рассматриваться как полезный инструмент для защиты окружающей среды и экологического просвещения: так, активисты часто говорят о «матери-Земле», а отдельные государства и штаты США принимают законы, наделяющие те или иные природные объекты правами, что подразумевает, что они могут понести ущерб или испытывать боль подобно людям.

Обратный процесс

Теория Эпли, Уэйца и Качоппо, описывающая причины антропоморфизации, может дать некоторое представление и о противоположном ей процессе – «расчеловечивании», или дегуманизации. Дегуманизация приводит к тому, что люди начинают восприниматься как предметы или животные и в глазах других людей лишаются человеческих качеств и характеристик. Это используется, например, военными – для дегуманизации врага, но одновременно может приводить к бесконтрольной агрессии и массовым убийствам.

Факторы, усиливающие склонность к очеловечиванию, могут влиять и на дегуманизацию. Так, чем выше сходство предмета с человеком, тем сильнее будет склонность людей наделить его человеческими чертами. Но в то же время чем больше человек обнаруживает отличий у той или иной группы людей (например, другой национальности или расы), тем больше он может быть склонен к «расчеловечиванию» – то есть к восприятию отличающихся «не как людей».

Более крепкие и многочисленные внутригрупповые социальные связи имеют различные позитивные эффекты, но в то же время могут увеличивать вероятность «расчеловечивания» других групп: тесно связанные между собой члены группы могут считать других не похожими на себя, то есть, по сути, не похожими на людей. В результате социально «чужие» группы – к примеру, мигранты – часто дегуманизируются, так же как и максимально уязвимые или маргинальные группы, в частности наркоманы и бездомные. Дегуманизация увеличивает психологическую дистанцию и моральное отчуждение от других, что приводит к снижению доверия в обществе, росту агрессии и одобрению дискриминации.

Ирина Рябова

Редактор Econs.online

Самое популярное

Скрытые истоки неравенства

«Цифры врут»: как читать числа и не попасть в «ловушки статистики»

Бедные профессионалы: доходы квалифицированных специалистов в России

Теория гравитации в экономике: выводы для России

«Тайные знаки»: почему люди видят смысл даже там, где его нет

Социально-экономическая дружба

Ирина Рябова

Редактор Econs. online

#экономическая психология

#маркетинг

#когнитивные исследования

Комментарии (0)

Самое популярное

Скрытые истоки неравенства

«Цифры врут»: как читать числа и не попасть в «ловушки статистики»

Бедные профессионалы: доходы квалифицированных специалистов в России

Теория гравитации в экономике: выводы для России

«Тайные знаки»: почему люди видят смысл даже там, где его нет

Социально-экономическая дружба

РАЗНОВИДНОСТИ АНТРОПОМОРФНЫХ ОБРАЗОВ-ПЕРСОНАЖЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Опубликован: окт 28, 2020

Ключевые слова:

антропоморфизм, план содержания, план выражения, антропоморфный персонаж, моноистический антропоморфный персонаж, классический антропоморфный персонаж, генетически синекдохальный антропоморфный персонаж, дуалистический антропоморфный персонаж anthropomorphism, plan of content, plan of expression, anthropomorphic character, monoistic anthropomorphic character, classical anthropomorphic character, genetically synecdochal anthropomorphic character, dualistic anthropomorphic character

##plugins.

themes.bootstrap3.article.main##

А. С. АЛЬШЕВСКАЯ

Белорусский государственный университет, Минск

Аннотация

Статья посвящена разграничению антропоморфных персонажей относительно разновидностей проявления антропоморфного плана выражения, а также типов подобных персонажей относительно специфики объекта антропоморфизации. Относительно специфики проявления антропоморфного плана выражения нами были выделены две разновидности антропоморфных персонажей: 1) моноистические антропоморфные персонажи; 2) дуалистические антропоморфные персонажи. В рамках моноистических антропоморфных персонажей выявлены два типа подобных персонажей относительно специфики объекта, подвергающегося антропоморфизации: 1) классические антропоморфные персонажи; 2) генетически синекдохальные антропоморфные персонажи.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать

(1)

АЛЬШЕВСКАЯ, А. С. РАЗНОВИДНОСТИ АНТРОПОМОРФНЫХ ОБРАЗОВ-ПЕРСОНАЖЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки 2020, 67-75.

Раздел

Литературоведение

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Библиографические ссылки

Введение в литературоведение : учеб. пособие / Л.В. Чернец [и др.] ; под ред. Л.В. Чернец. – М. : Высш. шк., 2006. – 680 с.

Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. – М. : Искусство, 1970. – 384 с.

Морозов, И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре (Кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма) / И.А. Морозов. – М. : Индрик, 2011. – 352 с.

Большая Российская энциклопедия : в 30 т. / пред. науч.-ред. совета Ю.С. Осипов ; отв. ред. С.Л. Кравец. – М. : Большая рос. энцикл., 2005. – Т. 2. – 766 с.

Подольская, Н.В. Словарь русской ономастической терминологии / Н.В. Подольская; отв. ред. А.В. Суперанская. – М. : Наука, 1978. – 200 с.

Ожегов, С.И. Словарь русского языка : ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов ; под общ. ред. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М. : Оникс : Мир и образование, 2010. – 1200 с.

Гоголь, Н.В. Повести. Пьесы. Мертвые души / Н.В. Гоголь. – М. : Худож. лит, 1975. – 654 с.

Андерсен, Х.К. Сказки / Х.К. Андерсен. – Минск : Народная асвета, 1967. – 312 с.

Сказки народов Европы : в 10 т. / сост. А.Л. Налепин. – М. : Дет. лит., 1988. – Т. 4 : Сказки народов Европы.– 719 с.

Андерсен, Х.К. Сказки и истории : в 2 т. / Х.К. Андерсен ; пер. с датск., вступ. ст. Т.И. Сильман. –Л. : Худ. лит., 1977. – Т. 1. – 584 с.

Шварц, Е.Л. Пьесы / Е.Л. Шварц. – М. : Флюид ФриФлай, 2008. – 496 с.

Сильман, Т.И. Сказки Андерсена / Т.И. Сильман // Сказки и истории : в 2 т. – Л. : Худож. лит., 1977. – Т. 1. – С. 5–27.

Мушынскі, М.І. Шэдэўр беларускага прыгожага пісьменства / М.І. Мушынскі // Песні жальбы. Казкі жыцця / Я. Колас. – Мінск : Маст. літ., 2007. – С. 95–103.

Колас, Я. Песні жальбы. Казкі жыцця / Я. Колас. – Мінск : Маст. літ., 2007. – 230 с.

Ядвігін, Ш. Выбраныя творы / Ядвігін Ш. – Мінск : Маст. літ., 2006. – 239 с.

Сент-Экзюпери де, А. Маленький принц / А. де Сент-Экзюпери ; пер. с фр. Н. Галь. – М. : Молодая гвардия, 1963. – 96 с.

Сказки русских писателей / сост. В.П. Аникин, вступ. ст. Л.С. Савик. – Минск : Юнацтва, 1984. – 352 с.

Крылов, И.А. Басни / И.А. Крылов. – Минск : Юнацтва, 1990. – 237 с.

Буль, П. Планета обезьян / П. Буль ; пер. с фр. Ф. Мендельсона. – М. : Захаров, 2001. – 210 с.

Мо Янь. Устал рождаться и умирать: / Мо Янь ; пер. с кит., примеч. И. Егорова.– СПб. : Амфора, 2014. – 703 с.

Антропоморфное определение и значение — Merriam-Webster

ан · троф · по · морфизировать ˌan(t)-thrə-pə-ˈmȯr-ˌfīz 

переходный глагол

: приписывать человеческую форму или личность

непереходный глагол

: приписывать человеческую форму или личность нечеловеческим вещам

антропоморфизация

ˌan(t)-thrə-pə-ˌmȯr-fə-zā-shən

существительное

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете Вызывает тревогу тот факт, что это может быть слишком простой переход к антропоморфизации в обратном подобии того, что все, что работает для ОИИ, будет в равной степени разумным и подходящим и для людей. Лэнс Элиот, Forbes , 21 июня 2022 г. Специалисты по робототехнике предупреждают, что помимо усложнения машины слишком человеческий вид может иметь неприятные последствия: люди могут быть склонны к 9Например, 0025 антропоморфизирует дроида, в то время как подражание выражениям лица может быть странным и тревожным, если сделано плохо. Джереми Кан, Fortune , 29 сентября 2022 г. Сработали наши глупые человеческие мозги и их склонность к антропоморфизации неодушевленных предметов. Марина Корень, The Atlantic , 27 августа 2021 г. Имейте в виду, что в наши дни существует постоянная и опасная тенденция к антропоморфизировать ИИ. Лэнс Элиот, Forbes , 7 июля 2021 г. Имейте в виду, что в наши дни существует постоянная и опасная тенденция антропоморфизировать ИИ. Лэнс Элиот, Forbes , 7 июля 2021 г. Имейте в виду, что в наши дни существует постоянная и опасная тенденция антропоморфизировать АИ. Лэнс Элиот, Forbes , 28 июня 2021 г. Большинство западных ученых учили никогда не антропоморфизировать животных. Maciek Pożoga, Smithsonian Magazine , 5 января 2021 г. Имейте в виду, что в наши дни существует постоянная и опасная тенденция антропоморфизировать ИИ. Лэнс Элиот, 9 лет0025 Forbes , 5 июня 2021 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «антропоморфизация». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

антропоморф(ic) или антропоморфизм(изм) + -ize

Первое известное использование

1825, в значении, определенном в переходном смысле

Путешественник во времени

Первое известное использование антропоморфизации было в 1825 г.

Посмотреть другие слова того же года

Словарные статьи рядом с

антропоморфизация

антропоморфит

антропоморфизировать

антропоморфология

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Антропоморфизировать».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/anthropomorphize. По состоянию на 16 ноября 2022 г. Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

торос

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!


Большая британская викторина по словарному запасу

  • Названный в честь сэра Роберта Пиля, как называется британская полиция?
  • Робби Бобби
  • Берти Пилхеды

Проверьте свои знания и, возможно, узнаете что-нибудь по ходу дела.

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Ежедневное задание для любителей кроссвордов.

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

определение антропоморфизации в The Free Dictionary

антропоморфоморфный

 (ăn′thrə-pə-môr′fīz′)

св. физ. , антроп. по морф. физ.

в.

Приписывать человеческие качества.

т. вн.

Приписывать человеческие качества нечеловеческим вещам.


антропо-по-морфизация (-fĭ-zā’shən) сущ.

Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

Антропоморфиза

(ˌnnθrəpəˈmɔːfaɪz) или

Антропоморфиза

VB

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *