Антропоморфизм это в литературе: антропоморфизм | это… Что такое антропоморфизм?

Содержание

АНТРОПОМОРФИЗМ | Энциклопедия Кругосвет

АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. anthropos ‘человек’ и morphe ‘вид, форма’), наделение человеческими качествами, уподобление человеку.

Различаются следующие значения данного термина.

1. Мировоззренческий принцип, выражаемый различными, прежде всего, номинативными средствами языка. В соответствии с этим принципом неодушевленные предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие природой человека, наделяются человеческими качествами, физическими и психическими. Указанным объектам приписывается, в частности, способность чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.

Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идет гроза, небо хмурится и т. п.). Антропоморфизм был свойствен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевленные объекты (камень, скала, солнце), живые существа (дерево, крокодил, лев), а также вымышленные сущности земного или среднего (лешие, домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних (черти) миров. У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста, чрезмерная волосатость и др.

В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребенка. Дети дошкольного возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости». В повседневной жизни антропоморфизм продолжает сохраняться не как принцип мировоззрения, а как один из принципов языковой номинации. Это касается также языков науки и техники. В частности, антропоморфные номинации широко распространены в компьютерной терминологии: интеллектуальные сети, память компьютера, диалоговая программа.

2. Прием поэтической речи, состоящий в том, что предмет изображения уподобляется человеку, либо наделяется человеческими свойствами, в частности, способностью вести беседу с человеком:

О временах простых и грубых

Копыта конские твердят

(О.Мандельштам)

В поэтической речи нередки случаи, когда все изложение ведется от лица неодушевленного предмета:

Я – кактус! Я с трудом великим

Даю порою корешок,

Я неуклюж и с видом диким

Колол и жег что только мог

(К.Случевский)

Антропоморфизм в поэтической и некоторых видах непоэтической речи представляет собой пример коммутации «лицо/не-лицо». Распространенность антропоморфизма в определенных родах прозы и поэзии настолько высока, что скорее отказ от видения в неодушевленных объектах и живых существах, не являющихся людьми, партнеров по диалогу станет считаться здесь отклонением от нормы: «баснописцы, любящие „говорящих» животных, а также философы, изучающие развитие сознания у растений и даже у материи вообще, сохранили многочисленных последователей» (Ж.Дюбуа. Общая риторика).

3. Риторический прием включения в аргументативный или убеждающий дискурс духовных и прочих воображаемых сущностей, умерших или еще не родившихся людей или персонифицированных неодушевленных предметов. В уста этих сущностей вкладываются аргументы в пользу отстаиваемой оратором точки зрения или выражение определенного отношения к сообщаемому. Так, в старопольской литературе популярны жалобы отчизны-матери на неблагодарность детей-граждан. Другие примеры: Наши славные предки стыдятся, глядя на вас, бросивших мечи и бежавших; Потомки доверили нам заботу о нашей голубой планете; Звери только скажут вам спасибо, если вы прекратите рубить лес в промышленных масштабах; Любой компьютер, отвечая на этот вопрос, покажет на экране код ассемблера.

4. Единицы языка, являющиеся результатом использования приемов, перечисленных выше (в этом значении термин антролпоморфизм употребляется также во множ. числе), т.е. обозначающие соответствующие «человеческие» признаки, качества, действия и отношения сходства между человеком и другими предметами и явлениями (растениями, животными, объектами неживой природы, мифологическими существами и т.д.).

Антропоморфизмы можно разделить на лексические и синтаксические. Антропоморфный характер первых присутствует в их словарном значении: это лексические единицы, представляющие наименования предметов, не являющихся частями тела человека или не обозначающих человеческие качества, но этимологически восходящие к наименованиям последних. К лексическим антропоморфизмам относится, в частности, богатый арсенал стершихся метафор: ручка (двери), носик (чайника), ушко (иголки), устье (реки) и т.п. Синтаксические антропоморфизмы представляют собой сочетания наименований предметов, не относящих к человеку и не обладающих в действительности человеческими качествами, с обозначениями качеств, действий и отношений, характеризующих людей или свойственных людям. Среди синтаксических антропоморфизмов четко различаются носители живой и стершейся образности (ср.: три гордые пальмы Лермонтова и устойчивые терминологические сочетания очарованные частицы, усталость металла и т.п.).

Некоторые лингвисты и философы считают, что изобилие антропоморфизмов в речи является одним из показателей того, насколько искажается истина в ходе употребления естественного языка. Х.Вайнрих отмечает: «языковая ложь, если понимать вещи буквально, – это большинство таких риторических фигур, как эвфемизмы, гиперболы,… слова-табу, антропоморфизмы и др.» (Язык и моделирование социального взаимодействия). Ж.Деррида пишет: «Что же, таким образом, представляет собой истина? – вопрошает Ницше, – марширующую армию метафор […] и антропоморфизмов […] Истины есть иллюзии, которые забыли об этой своей иллюзорной природе».

Приблизительными синонимами для термина антропоморфизм являются: олицетворение, персонификация, прозопопея.

Леон Иванов

Карта сайта

Карта сайта
  1. В начало
  2. Наука
  3. Словарь терминов
  • Академия
    • Академия сегодня
    • Устав Российской академии художеств
    • Использование логотипа РАХ
    • Порядок предоставления материалов на сайт РАХ
    • Официальные документы
    • Противодействие коррупции
    • Противодействие терроризму
  • История
    • Академия художеств
    • Хроника
    • Президенты
    • Система наград и поощрений
    • Архитектурный ансамбль Императорской Академии художеств
  • Наука
    • Основные задачи научной деятельности
    • Основные направления программы фундаментальных исследований
    • Научные издания
    • Журнал «ACADEMIA» 2009-2012
    • Журнал «ACADEMIA» 2020
    • Научные конференции , симпозиумы , заседания
    • Словарь терминов
  • Образование
    • Академическая система художественного образования
    • Организации-партнеры РАХ в сфере художественного образования
    • Новости. События.
    • Научно-методическая и экспертная деятельность
    • Академические просмотры и защиты выпускных квалификационных работ
    • Учебные практики на базе Российской академии художеств
  • Музеи и выставочные залы
    • Выставочные залы Российской академии художеств
    • МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели
    • Мемориальный Музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова»
    • Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
    • Московский музей современного искусства
    • Другие выставочные залы
  • Новости
  • Выставки
  • Конкурсы
  • ЮНЕСКО
    • Актуальные проекты. События .Мероприятия.
    • Фонд Юнеско
    • Кафедра Юнеско РАХ
версия для печати

Антропоморфизм — определение и примеры

Определение антропоморфизма

Антропоморфизм — это литературный прием, который можно определить как метод, с помощью которого писатель приписывает человеческие черты, амбиции, эмоции или поведение в целом животным, нечеловеческим существам, явлениям природы , или объекты.

Разница между антропоморфизмом и персонификацией

Антропоморфизм также является типом персонификации, который придает человеческие характеристики нечеловеческим существам или объектам, особенно животным. Однако между этими двумя есть небольшая разница. Олицетворение — это акт наделения животных или объектов человеческими характеристиками для создания образов, в то время как антропоморфизм направлен на то, чтобы заставить животное или объект вести себя и выглядеть как человек.

Знаменитая деревянная кукла Пиноккио была антропоморфизирована, когда ему дали возможность говорить, ходить, думать и чувствовать, как настоящий мальчик. Басни и сказки обычно имеют персонажей, которые могут служить примерами антропоморфизма.

Примеры антропоморфизма в литературе. 0 как ребенок во сне, во сне, у ягуара, спешащего в ярости


Сквозь тюремную тьму после сверла глаз

На короткий свирепый запал. Не от скуки –
Глаз доволен быть слепым в огне,
Ударом крови в мозгу глухой слух –
Он вертится из прутьев, но нет ему клетки

Больше, чем провидцу его келья:
Его походка — пустыни свободы:
Мир катится под длинным толчком его пятки.
Над полом клетки открываются горизонты».

Это стихотворение основано на ягуаре, свирепом животном. Хьюз показывает своим читателям мир глазами ягуара, который думает как человек.

Пример #2:

Скотный двор (Джордж Оруэлл)

«Товарищи, вы уже слышали о странном сне, который мне приснился прошлой ночью. Но я приду к сну позже. У меня есть еще кое-что, чтобы сказать сначала. Не думаю, товарищи, что пробуду с вами еще много месяцев, и перед смертью считаю своим долгом передать вам ту мудрость, которую приобрел. Я прожил долгую жизнь, у меня было много времени для размышлений, пока я лежал один в своем стойле, и я думаю, что могу сказать, что понимаю природу жизни на этой земле не хуже любого живущего сейчас животного. Вот об этом я и хочу вам сказать… Человек — единственное существо, которое потребляет, не производя. Он не дает молока, не несет яиц, он слишком слаб, чтобы тянуть плуг».

Скотный двор — один из прекрасных примеров антропоморфизма. В этом отрывке одна из свиней по имени Старый Майор произносит политическую речь перед своими товарищами против зла, навязанного человеческими правителями. Здесь Старый Майор подстрекает их к восстанию против человека-тирана. Все это использование является хорошим примером антропоморфизма.

Пример №3:

Собачья сказка (Марк Твен)

«Мой отец был сенбернар, моя мать была колли, но я пресвитерианка. Это мне мама сказала, я сама не знаю этих приятных различий. Для меня это всего лишь красивые большие слова, ничего не значащие. Моя мать любила такие; ей нравилось их произносить и видеть, как другие собаки смотрят с удивлением и завистью, будто недоумевая, как она получила такое образование… Когда я, наконец, подросла, меня продали и увезли, и я никогда больше ее не видел. У нее было разбито сердце, и у меня тоже, и мы плакали; но она утешала меня, как могла…»

Главный герой этой истории — пес, который описывает свою жизнь щенком. История рассказывается с точки зрения верного питомца. Собака обладает человеческими чертами, такими как эмоции, стыд, страх, боль, счастье и безнадежность.

Функция антропоморфизма

Существуют различные причины для использования антропоморфизма. Основной из них – сделать более широкое обращение к читателям. С использованием предметов или животных история может стать визуально привлекательной и не угрожающей читателям. Следовательно, он мог привлечь внимание широкой аудитории (в том числе и детей), представляя мультипликационных персонажей в сказках и мультипликационных фильмах. В литературе он служит действенным средством создания политической и социальной сатиры. Следовательно, он имеет более широкую сферу применения, чем просто развлечение детей.

сообщите об этом объявлении

Что такое антропоморфизм — определение, примеры и использование

Что такое антропоморфизм в письме?

Во-первых, давайте определим антропоморфизм

Про антропоморфизм можно долго говорить. Начнем с того, что разберем разные части слова. Затем мы определим определение антропоморфизма, чтобы лучше понять его.

АНТРОПОМОРФИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Что такое антропоморфизм?

Антропоморфизм — это присвоение человеческих черт и характеристик нечеловеческим субъектам. Этими человеческими чертами часто являются такие вещи, как эмоции, поведение и общение. Термин происходит от греческого «ánthrōpos», что означает «человек», и morphe или «форма». Антропоморфизм часто изучается в психологии, например, когда люди антропоморфизируют своих домашних животных. Это также ценный литературный прием, который используется как в кино, так и в литературе.

Примеры антропоморфизма в кино:

  • Немо и Дори в В поисках Немо
  • Уилсон в Изгой
  • Аслан в Лев, колдунья и платяной шкаф

Теперь, когда у нас есть базовое понимание определения, давайте посмотрим на некоторые примеры этого техника.

Определение антропоморфизма с примерами

Примеры антропоморфизма

Антропоморфизм можно найти во всех типах письма как способ оживить и еще больше привлечь аудиторию. Давайте посмотрим на пример.

В игре Frozen антропоморфизм используется для оживления снеговика по имени Олаф. Без этого литературного приема Олаф не был бы таким забавным и интересным в этом фантастическом фильме.

Мы перенесли сценарий Frozen в приложение для написания сценариев StudioBinder, чтобы разобрать этот пример. Обратите внимание, что диалоги Олафа столь же естественны и харизматичны, как и любой из человеческих персонажей.

Пример в Frozen  •  Читать Frozen Anthropomorphism Example

Другой пример можно найти в романе «Лев, колдунья и платяной шкаф » К. С. Льюиса. Описывая Аслана, Льюис антропоморфизирует животное льва, чтобы он был королем.

Лев, колдунья и платяной шкаф

«Он-он мужчина?» — спросила Люси.

«Аслан мужик!» — строго сказал мистер Бивер. «Конечно, нет. Я говорю вам, что он царь леса и  сын великого Императора-за-морем. Разве вы не знаете, кто такой Царь зверей? Аслан — лев  — Лев, великий Лев.»

«Ох!» сказала Сьюзан, «Я думала, что он мужчина. Он… в безопасности? Я буду немного нервничать из-за встречи со львом. либо храбрее большинства, либо просто глупы.»

«Значит, он не в безопасности?» сказала Люси.

«В безопасности?» — сказал мистер Бивер. «Разве ты не слышишь, что говорит тебе миссис Бивер? Кто сказал что-нибудь о безопасности?  Конечно, он не в безопасности. Но он хороший. Он король, говорю вам».

Использование Аслана в образе льва символично, поскольку он считается одним из королей дикой природы.

Кроме того, это также способ повысить престиж и силу персонажа.

Объяснение различий

Антропоморфизм против персонификации

Когда мы используем антропоморфизм в предложении, часто возникает путаница, если мы на самом деле говорим об олицетворении. Однако эти методы имеют свое собственное уникальное определение и применение.

Олицетворение — это литературный прием, придающий человеческие характеристики нечеловеческим вещам или неодушевленным предметам. Это относится к животным, объектам или даже понятиям. Подобно антропоморфизму, персонификация может добавить жизни и энергии безжизненным объектам или субъектам.

Вот видео, которое раскрывает эту разницу.

Что означает антропоморфизм по сравнению с персонификацией?

Однако олицетворение отличается своим образным характером.

Персонификация может, образно говоря, придавать человекоподобные характеристики нечеловеческим субъектам. С другой стороны, антропоморфизм буквально придает этим предметам человеческие черты.

Антропоморфизм Значение В действии

Для чего используется антропоморфизм?

В чем смысл антропоморфизма для писателей и как они могут его применять? Этот метод может использоваться по разным причинам в зависимости от намерения автора. Рассмотрим несколько эффективных способов его использования.

Знакомые персонажи

Антропоморфизация нечеловеческих персонажей может помочь зрителям лучше понять этих персонажей.

Ключ к отличному повествованию — эмоциональное вовлечение аудитории. И эта техника создает эмоциональную связь, когда мы замечаем человеческие качества в нечеловеческом субъекте.

Только подумайте об этой эмоциональной сцене из «Короля Льва». Были бы мы так же опустошены, если бы Муфасу просто изобразили как обычного льва?

Наша эмоциональная связь с Муфасой проистекает из его диалогов и человеческих качеств. Спойлеры в видео ниже.

Король Лев  •  Примеры антропоморфизма

Возможности повествования

Антропоморфизм создает больше возможностей для использования в качестве персонажей. Из-за этого писатели также могут исследовать новую среду, новые сюжеты и новые миры, чтобы рассказать свою историю.

Например, историю, действие которой происходит в океане, было бы сложно реализовать без этого устройства. Только так история В поисках Немо может быть создана и быть настолько захватывающей.

В поисках Немо  •  Примеры антропоморфизма

Символизм

Еще одна важная причина для использования антропоморфизма — создание ярких символов. Часто у нас есть ассоциация с нечеловеческими субъектами, такими как животные. Использование этой техники влияет на то, как мы видим персонажа.

Например, в сатирическом романе Курта Воннегута « Бойня номер пять» использует свиней как персонажей, символизирующих элитарный правящий класс.

Бойня номер пять  •  Примеры антропоморфизма

Антропоморфизм может быть невероятно полезным литературным приемом, чтобы сделать историю более увлекательной и захватывающей. Это также позволяет писателям исследовать больше миров и предметов, которые в противном случае были бы невозможны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *