Антропоморфизм
Антропоморфизм Общая информацияАнтропоморфизм (по-гречески Антропос «,» человек «; morphe,» форма «) является присвоение человеческой форме или в качестве, которое не является человеком.
В истории религии, антропоморфизм ссылается на изображение Бога в человеческом образом, с человеческой телесной формы и эмоции, такие, как зависть, гнев, или любовь.
Если мифологии является исключительно с антропоморфных богов, других религиозных течений считает, что нецелесообразно рассматривать всемогущий, вездесущий Бог, как человека. Для того чтобы говорить о Боге, однако, метафорического языка должно быть занято.
В философии и богословия, казалось бы, антропоморфных концепций и языка используются, поскольку невозможно представить себе Бога без присвоения ему некоторые черты человека.
В Библии, например, Бог наделил с физическими характеристиками и людские эмоции, но в то же время он понимается как трансцендентальный.
В искусстве и литературе, антропоморфизм, является Изображения природных объектов, как, например, животных или растений, как говорят, обоснование, разумное, humanlike существ.
Самая ранняя критика антропоморфизм в Западном выступил Xenophanes, греческий философ о 5-м веке до нашей эры.
Xenophanes отметил, что в то время как эфиопы представлял богов, как смуглый, северян во Фракии изображали богов с красными волосами и синими глазами.
Он пришел к выводу, что антропоморфных представлений богов неизменно свидетельствуют больше о людях, которые делают их, чем они свидетельствуют о божественном. Греческий философ Платон аналогичные возражения человека представительства богов, а в диалоге Республики, он особенно против присвоения человеческих недостатков в божественное существо.
Оба Xenophanes и Платон хочет очистить религию путем устранения элементов, которые они считают примитивной и сырой.
Девятнадцатом веке немецкий философ Гегель GWF, что греческий антропоморфных религия представляет собой шаг вперед по сравнению поклонения богам в виде животных, практика называется theriomorphism (по-гречески therion, «животное»; morphe, «форма»). Гегеля также утверждал, что христианство довел понятие антропоморфизм к зрелости, настаивая не только предположить, что Бог человека форме, но и то, что Иисус Христос был одновременно и в полной мере человеческой личности, а также полностью божественное.Поскольку христианство включает человечества в самой природе Божества, он был обвинен в антропоморфизм как еврейских и исламских мыслителей.
Антропоморфизм
Advanced ИнформацияСрок (не нашел в Библии, производные от греческого Антропос, мужчина, и morphe, форма) обозначает мнение, которое conceives от Бога, как человека, имеющих форму (Exod. 15:3; Num. 12:8) с ног (Быт. 3:8; Исход. 24:10), руки (Exod. 24:11; Джош. 4:24), уста (Num. 12:8; Jer. 7:13), и сердце (Hos. 11:8) , Но в более широком смысле этот термин также включает в себя атрибуты человека и эмоции (Быт. 2:2; 6:6; Исход. 20:5; HOS. 11:8).
Эта тенденция антропоморфизм, общих для всех религий, найти такое полное выражение в греческой многобожие, что общая мужчина мысли боги смертны, как мужчины.
Xenophanes (около 570-480 до н.э.) решительно отреагировал, обвинив мужчину сделать богов по образу Своему.
Позднее события в греческой мысли считаются мужчины, как боги смертны (ранние формы гуманизма), или рассматривают Бога в метафизической чувства чисты, будучи абсолютным.
Трансцендентальная в последнем под влиянием эллинизма евреев из Египта с тем, что переводчики из греческого OT, LXX, в течение третьего и второго века до н.э., был вынужден изменить некоторые anthropomorphisms.
например, где на иврите гласит: «они видели Бога Израилева» (Exod. 24:10) LXX имеет «, они увидели место, где Бог Израиля стоял», и за «Я буду говорить с ним уст в уста» ( Num. 12:8) LXX переводится «Я буду говорить с ним уст в уста по всей видимости».
Вместе с тем, OT, если читать с сочувствия и понимания, показывает духовное развитие, которое является исправительно-либо сырой, literalistic мнению антропоморфизм или менее ложных неприятие каких-либо антропоморфных выражений.
«Образ Бога», созданный в человеке (Быт. 1:27) в сфере личности, духа, а не человеческой форме.
Потому что израильтяне «не видит форме» (Втор. 4:12) на Синае, они были запрещены изображения в любой форме; мужчина или женщина, зверь, птица, гадов, или рыба (Втор. 4:15-19).
NT декларации Иисуса: «Бог есть дух, и те, кто поклониться Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24), ожидается в Иов 9:32; Ps.
50:21; и HOS. 11:9.
Антропоморфизм от израильтян была попытка выразить нерациональных аспектов религиозного опыта (mysterium tremendum «, aweful Величества», обсуждались Рудольфа Отто) с точки зрения рациональной, и первые проявления его не как «сырой», как так называемый просвещенный человек будет иметь один думаю.
Права характеристики Израиля Бог был всегда высок, в то время как боги их Ближнего Востока соседей разделяет пороков мужчин.
В то время как представительство Бога в Израиле никогда не выходит за рамки антропоморфизм, боги других религий предположить формы животных, деревья, звезды, или даже сочетание элементов.
Антропоморфных концепций были «абсолютно необходимым, если Бог Израиля заключается в том, чтобы оставаться Богом личности израильтянина, а также люди в целом …. для среднего поклонником … это очень важно, чтобы его Бог богословия кто может сочувствовать его человеческие чувства и эмоции, в которых он может любить и страх попеременно, и кому он может передать священный эмоции, связанные с воспоминаниями отца и матери и друга «(WF Олбрайт, от каменного века до христианства, 2nd Ed., P. 202).
Именно в область теизме, что личное, о чем говорится в христианство, должен постоянно думать в антропоморфных терминах.
Для связи Бога исключительно в качестве абсолютных Быть или Великого Неизвестного состоит в том, чтобы передать ему или ей, но и думать о Боге, как в буквальном смысле личного, с которым мы можем стипендий, есть ты.
Некоторые возражали против этой точки зрения, объяснить, как порождение безличные силы стали личные людей осознает свою личность.
«Сказать, что Бог абсолютно отличается от нас столь же абсурдно, как говорить о том, что он полностью, как нас» (DE Trueblood, философии религии, стр. 270).
Парадоксально, как может показаться, есть посредническую позицию, которая находит ответа в воплощении Иисуса Христа, Который сказал: «Тот, кто видел Меня видел Отца» (Иоан. 14:9).
Конечные человек никогда не цепляться за антропоморфизм о воплощении и концепция Бога как Отца (Мт. 7:11), но в то же время он осознает невозможность абсолютной, полное понимание Бога, на «моей мысли, не ваши мысли, ни ваши пути моем пути, говорит Господь «(Isa. 55:8).
ДУ Beegle
(Elwell Евангелической словарь)
Библиография
В. Eichrodt, Богословие OT, I; J. Хемпель, ЗАО, «Die Grenzen DES Anthropormorphismus Jahwes IM Alten Завета: Эйн Vortrag,» Зо 57: 75ff.; Д. Хикс, философских основах теизм; Р. Отто, идея о Священном; HH Роули, вера Израиля; HB Swete, Введение в OT-гречески.
Антропоморфизм, Anthropomorphites
Католическая информации(Антропос, человек, и morphe, форма).
Термин используется в самом широком смысле для обозначения тенденции мужчину к зачатию деятельности внешним миром в качестве партнера по своему.
Философская система, которая заимствует свой метод с этой тенденцией, называется философско антропоморфизм.
Слово, однако, была в более общем плане, используемых для обозначения игру, что импульсом в религиозной мысли.
В этом смысле, антропоморфизм является приписывание в Верховный Быть в форме, органов, операции, а также общие характеристики человеческой природы.
Эта тенденция сильно проявляется в примитивных языческие религии, во всех формах политеизма, особенно в классическом язычества Греции и Риме.
Обвинение в антропоморфизм настоятельно против греков их собственным философ, Xenophanes из концовка.
Первые христианские апологеты упрекал язычниками за то, что они представляют Бога, который является духовным, а лишь усиливается человек, при условии соблюдения прав пороками и страстями.
Библии, особенно Ветхого Завета, изобилует антропоморфных выражений.
Почти все мероприятия органической жизни приписываемые Всевышнего.
Он говорит, дышит, видит, слышит, Он ходит в сад, Он сидит в небо, и земля подножие ног Его.
Он должен, однако, заметил, что в Библии locutions такого рода приписывают характеристики человека к Богу лишь в неясных и неопределенный путь.
Он никогда не позитивно объявил на тело или природа же, как и мужчины, и человека дефекты и пороки никогда не были даже образно отнести к Нему.
Метафорический, символический характер этого языка, как правило, очевидны.
Всевидящий глаз означает Божье всеведение; вечным оружием Его всемогущество; мечом порку грешников, когда он, как утверждается, пожалел, сделав человеком, мы очень принудительное выражение передать Его отвращение от греха.
Обоснование этого языка можно найти в том, что истина может быть передано только с помощью мужчины средних человеческих идей и мыслей, и заключается в том, чтобы быть выражена только в языке подходят к их осмыслению.
Ограничения нашей концептуальной возможности заставляют нас представлять Бога в себе идеи, которые были первоначально взяты из наших знаний о себе и цель мира.
Писание сами наглядно предостеречь нас от ошибки в толковании их образный язык в слишком буквальном смысле этого слова.
Они учат, что Бог является духовной, всеведущий, невидимый, вездесущий, несказанный.
Настойчивость при буквальном толковании метафорического привело к ошибке в Anthropomorphites. На протяжении всего писаниях отцов духовности Божественной природы, а также неадекватность человеческой мысли понять величие, доброту и бесконечное совершенство Бога, постоянно подчеркивали.
В то же время, католической философии и теологии, изложенным идею Бога с помощью понятий, полученные главным образом от знания нашего собственной факультетов, и наши умственного и нравственного облика.
Мы достигнем нашей философские знания Бога, вывод из природы различных форм существования нашей собственной включали, что мы видим во Вселенной.
Все созданные опыта, однако, падает несравненно меньше perfections Божественного, следовательно, наши идеи Бога никогда не может действительно представлять его, как он есть, и, поскольку Он бесконечен, а наши умы конечны, сходство между нашей мыслью и ее бесконечной объект должен всегда обморок.
Очевидно, однако, если мы будем делать все, что в наших силах сделать наш идеи, а не совершенен, но, как достойно, как это может быть, мы должны быть ей с помощью наших представлений о том, что является самой высокой и лучшей в масштабах существования Мы знаем, что. Следовательно, как ум и личность являются благородные формы реальности, по нашему мнению, наиболее достойно Божия, когда мы зачать его под признаки ума, воли, интеллекта, личности.
В то же время, когда богослов и философ использует эти и аналогичные термины со ссылкой на Бога, он понимает, они могли быть основаны не на точно такие же чувства, которые они несут при применении к человеку, но и в смысле контролируется и оценивается по принципам изложенные в доктрине аналогии.
Несколько десятилетий назад, мыслители и писатели Spencerian и других родственных школ редко затрагивается доктрина личного Бога без обозначения его антропоморфизм, и, таким образом, по их мнению, за исключением его окончательно из мира философской мысли.
Несмотря на спад, мода еще не полностью исчезли.
Обвинение в антропоморфизм можно призвал против нашего образа мышления и выступая от Бога только теми, кто, несмотря на протесты теологов и философов, упорно предполагая, что термины используются univocally от Бога и существ.
Когда аргументы, которые предложили поддержать обвинение, они, как правило, выставку неверно мнение относительно важнейших элементов личности.
Суть доказательства заключается в том, что бесконечное является неограниченной, в то время как личность существу предполагает ограничение, поэтому говорить о бесконечных лица попасть Абсурдность.
Что действительно необходимо концепции личности, во-первых, индивидуальное существование в отличие от неопределенности и идентичности с другими существами, а следующий, владения, или интеллектуальный контроль над самим собой.
Сказать, что Бог является личной заключается в том, чтобы сказать, что он отличается от Вселенной, и что он обладает сам и Его бесконечной деятельности, неопределенный какой-либо необходимости изнутри или извне. Эта концепция вполне совместима с этой бесконечности.
Когда агностиком бы запретить нам думать о Боге, как личные, и будет нам говорить о Нем, как энергия, сила и т.д., он просто заменители более низких и более несовершенных концепций для высших один, без побега от того, что он терминов антропоморфизм, поскольку эти понятия слишком вытекают из опыта.
Кроме того, он предлагает насилия в человеческой природе, когда, как это иногда случается, он спросит нас развлекать на обезличенный Быть, задумана в рамках механического типов силы или энергии, чувства почтения, послушания и доверия.
Эти чувства вступают в действие только в мире людей, и не может быть осуществлено в направлении том, чтобы лишить кого мы атрибутов личности.
Anthropomorphites (Audians)
Раздел христиан, которые возникли в четвертом веке в Сирии и продлен в Скифии, которую иногда называют Audians, от своих основателей, Audius.
Принимая к тексту Бытия, I, 27, в буквальном смысле, Audius счел, что Бог человека форму.
Ошибка была настолько грубые, и с использованием Санкт Джером выражения (Epist. VI, Pammachium объявлений), поэтому абсолютно бессмысленны, что она не проявляет активности.
К концу века он появился среди некоторых органов африканских христиан.
Отцы, кто писал против него уволить почти презрительно.
Во времена Кирилла Александрийского, имеются некоторые anthropomorphites среди египетских монахов.
Он состоят короткое опровержение своих ошибок, которые он отнести к крайним невежеством.
(Adv. Anthrop. В ГУ, LXXVI.) Что касается обвинений в антропоморфизм предпочитали против Мелито, Tertullian, ORIGEN и Lactantius, см. в соответствующих статьях. Эта ошибка была возобновлена на севере Италии в ходе десятого века, но был effectually подавлены епископов, в частности, узнал Ratherius, епископ Вероны.
Публикация информации Автор Джеймсом J. Fox.
Трансляции Боб Старшего. Католическая энциклопедия, том I. Публикуемые 1907 году.
Нью-Йорк: Роберт Appleton компании.
Nihil Obstat, 1 марта 1907.
Remy Lafort, ЗППП, цензор.
IMPRIMATUR. + Джон Фарли кардинал, архиепископ Нью-Йорка
Библиография
ST. THOMAS, К. Гент., I, X; III, XXXVIII, XXXIX; Сумма Theol., QQ.
II, IV, XIII; Вильгельм И Сканнелл, руководство католической теологии (Лондон, 1890), I, Бк.
II, Pt. 1; SHANAHAN, Джон Fiske Идея Бога в катетерная.
Ун-та.
Bull., III; Мартино, изучение религии (Нью-Йорк, 1888), I, Бк.
II, I; Флинт, теизм (Нью-Йорк, 1903), Lect.
III; THEODORET, исторических.
Eccl., IV, IX; VIGOUROUX, в Dict.
де ла Библии, С. В.; ST.
Августина, Де водолазов.
quaest. объявлений Simplicianum, Q. VII; Де МПК. Dei, I, Q. II.
Это при условии представления в первоначальном английском языке
Отправить по электронной почте вопрос или комментарий к нам: Электронная почта
Основная ВЕРИТ веб-странице (и индекс к темам) находится на
Бог в Античности • Расшифровка эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсГлавные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?АудиолекцииМатериалыКак греки идеализировали Бога и обожествили идею
Автор Артемий Магун
Вне зависимости от того, верите вы в Бога или нет, это слово что-то означает. Понятие существует в нашем языке, в нашей культуре, и, в общем-то, почти вся известная нам человеческая история так или иначе была связана с богами. Если говорить о ранней древности, то, наверное, мы довольно точно можем сказать, что в то время была большая доля фантазии. Люди, конечно, представляли себе каких-то существ довольно часто. Но не факт, что понятие Бога сводится собственно к фантазии. И эволюция от этого периода к монотеизму, к нашим современным религиям как раз показывает, что из этих фантазий на самом деле можно вычленить что-то очень фундаментальное, что фантазией уже не является. Можно сказать, например, что в христианстве — если мы с вами неверующие люди или по крайней мере не воспринимаем Евангелие буквально — тоже есть большая доля сказок. Но являются ли сам Бог, сама идея Бога, фигура и персона Бога сказкой? Это трудно было бы доказать. Есть строгий монотеизм, а наиболее строгий монотеизм, который мы знаем, — это иудаизм, где Бог существует в одиночестве: он единая фигура, абсолютно отделенная от нашего мира в своей абсолютности. Ну и некоторые достаточно еретические течения христианства тоже тяготели к такому пониманию. В этой предельной модели места сказкам действительно не остается.
Само слово и категория «Бог» предшествовали и иудаизму, и христианству, и исламу. И, как я уже сказал, древние культы очень часто включали в себя то, что мы называем богами — неких более или менее антропоморфных или даже иногда зооморфных существ, но все равно это были личности, и они обладали собственными именами. Задним числом мы думаем, что, наверное, речь шла об обожествлении предков, о культе предков, когда какой-нибудь самый известный предок постепенно становился Богом. Безусловно, мы знаем исторические ситуации, где примерно так и было. Иногда очевидно, что мы имеем дело с обожествлением животного, которое потом постепенно приобретает человеческий облик, или даже какой-то природной стихии, которая тоже приобретает человеческий облик, сливается с образом какого-то человека. Но бывает по-разному. Ясно, что человечество сталкивается с чем-то, чего не может понять, и с чем-то, что этому человечеству не то что даже нравится, но вызывает у него некоторые особенные, скажем возвышенные, чувства, чувство трепета, ужаса, смешанного с восхищением. И чтобы осмыслить этот странный опыт, мы обращаемся к фигуре Бога. Здесь нужно ввести понятие сакрального, или священного. Оно неотъемлемо от идеи Бога, и оно как бы шире.
У нас много возможностей испытать чувство сакрального — этот самый ужас и восхищение. Не в каждом из этих случаев мы говорим именно о Боге как о фигуре, как о единой инстанции. Но очень часто этот опыт сакрального связан с божеством. Кое-что о богах мы можем узнать из самого слова «бог», из языка. Означает ли это слово что-нибудь реальное или нет? И разумеется, в разных языках это слово разное, и это как раз дает очень широкое понимание.
Например, русское слово «бог», разумеется, сначала не значило никакого единого Бога и не имело отношения ни к иудаизму, ни к христианству. Оно древнее, индоевропейское; похоже, что заимствовано из персидского языка и связано с идеей деления на доли. То есть Бог — это тот, кто распределяет, дает долю, дает, если хотите, счастье или несчастье. В древнегреческой мифологии были богини мойры, которые плели нить судьбы. Чем-то таким, видимо, являлись боги в русском понимании.
Если брать германский термин Gott, God и так далее, то здесь, насколько мы понимаем, значение переполнения жизненной силы, некой сверхэнергии. Если говорить материалистически, то эрекции; если говорить экономически, то чего-то вроде прибавочной стоимости. Когда у тебя чувство полноты или когда ты видишь человека или животное, преисполненное какой-то сверхэнергией, то ты говоришь: «В этом есть Бог». Заметьте, что в обоих случаях мы имеем дело, в общем-то, с некоторым качеством. В то время как у нас в языке они фигурируют как обозначение личности или просто субъекта, существа, инстанции. Повторяю, когда мы идем в глубь веков, мы выкапываем там какое-то содержательное значение, качество. Связь Бога с языком отражена и в терминологии божественного. Потому что вот гнездо значения, связанное с древнегреческим, латинским языком, там «бог» — это θεός по-гречески, deus по-латыни. Мы точно не знаем, но похоже, что это связано с греческим, например, словом «тезис». То есть Бог — это то, что полагается в языке. Это существо, которое обладает каким-то особым типом речевого воздействия. Или, наоборот, к которому мы можем обращаться, скажем, с молитвой, то есть с какими-то нашими особыми способами речевого воздействия.
Понятно, что речь — это именно то, что характеризует человека по отношению к другим существам. И в речи людям всегда виделось что-то сакральное, священное. Многие современные теории языка говорят о том, что язык был своеобразной магической практикой. Возможно, что он даже служил гипнотическим целям. Да и сейчас он часто этому служит: согласитесь, иногда речь завораживает. Поэтому неслучайно, что Бог ассоциируется для древних с каким-то особым типом завораживающей речи.
Это неполный список, но я бы выделил вот эти три интересных значения. Особый вопрос — это то, как эти представления о богах связаны с общественным устройством людей. Бывает так, что Бог — это просто имя какого-нибудь царя в древности, но так бывает не всегда. Например, в Египте обожествляли своих царей и фараонов, говорили, что это боги. Но это все-таки считается каким-то сомнительным типом религии, обычно Бог более отделен от нас. Хотя действительно, если мы верим в личного Бога, особенно если этих богов много, то мы, конечно, можем легко использовать религию для оправдания авторитарного режима, как вот и случилось в Египте. В позднем Риме тоже обожествляли императора, говорили, что он бог, пока не перешли к христианству.
То есть в религии, и мы как раз это видим в монотеизме, очень развита авторитарная сторона. Потому что человек начинает говорить, что он и мы все рабы Бога. И тут вопрос, насколько этот Бог может выступать как правитель? Если он более-менее близко к нам, то может — и санкционирует, скажем, королевскую власть; в Европе так долго поступал христианский Бог. Если мы рабы Бога, то по аналогии мы рабы наших баронов и герцогов. Но это не значит, что в республиках и демократиях не было богов — напротив, они были очень часто как раз тоже религиозными обществами, но тенденция такова, что в республике Бог отдаляется. Здесь он ассоциируется с некими мистическими религиями, где либо богов много и это культы частные, либо основной Бог каким-то образом прячется. Например, знаменитая афинская демократия была построена вокруг всевозможных ритуалов, мистерий, гадательных практик. То же самое Древний Рим до императоров. Думаю, что это связано с их демократическим или республиканским устройством.
Ну и современное общество. Можно по-разному к нему относиться, но что-то в нем есть либеральное, демократическое. В современном обществе Бог тоже в основном эвакуируется в область непостижимого, тайного, приватного, если мы вообще в него верим. По крайней мере, это какой-то адекватный способ говорить о Боге в наше время науки, рациональности и всеобщей ясности. Еще надо заметить про древнее понятие Бога, что он не похож на нашего не только потому, что богов много, но еще и потому, что он не обязательно добрый и хороший. Да, он очень мощный, но совершает ли он всегда хорошие поступки? Наверное, нет. И наше с вами представление о демонах — это уже спроецированная в прошлое критика монотеизмом своих собственных предшественников. То есть то, что древние считали богами, потом стали называть демонами. Мы еще будем с вами об этом говорить. Философия не уверена, что такая морализация религии идет ей на пользу. Бог, когда мы сталкиваемся с ним в Ветхом Завете, в Торе, в различных книжках иудаизма, не очень приятное существо, он там направо и налево убивает людей без особых причин. И вот, например, Зигмунд Фрейд как-то сказал, что, в общем-то, в древней иудейской мифологии Бог предстает как своеобразный злобный демон, только позднее он явно как-то цивилизуется и становится каким-то добрым царем. Древние боги, в общем-то, по ту сторону добра и зла, но, безусловно, с развитием философской религии, философского монотеизма это меняется, и мы начинаем думать о Боге как о наборе совершенств.
Теперь надо сказать об этом переломе. Перелом возникает не потому, что все начинают верить в иудейского Бога или в Христа. А он происходит немного раньше, в Древней Греции, когда возникает наша с вами европейская рациональность, или, можно еще сказать, западная метафизика. Многие авторы сразу обвинили бы меня в колониализме, в постколониализме, что я говорю про Запад, про Европу, но а что делать, это исторический факт, здесь развивалась такая система мышления; своеобразные формы религиозной рациональности были, безусловно, также в Индии и Китае. Но они были другие, мы сейчас о них не говорим, о них можно было бы продуктивно поговорить позже, но они не породили столь яркого понимания именно Бога, как у нас. Ни Будда, ни тем более Конфуций не являются в нашем смысле богами. Поэтому при всех определенных сходствах перехода к рациональному мышлению мы не можем здесь мазать одной краской западную систему религиозного мышления и не западную. Это не значит, что она хуже, она просто другая. История пошла таким путем — к счастью или к сожалению, — что именно на основе иудео-христианской религии люди построили пушки, напечатали книжки и завоевали весь мир. И именно рациональность и религия западного типа стали доминирующими — как вы знаете, завоевание мира шло частично под флагом миссионерства, христианской религии. К счастью, оно не было доведено до конца и остались другие религии, но проект был такой. Так вот, в Древней Греции в VI–V веках до нашей эры потихоньку возникает система рационального мышления, метафизики, науки, где, грубо говоря, все надо доказывать, все должно выводиться одно из другого; возникает задача здравого, немистического, системного понимания того, как все устроено, при помощи языка и математики, чисел.
И тут возникает представление о Боге нового типа. Бог — это уже не просто какой-то красивый мужчина с крылышками (как его иногда изображали) или не какой-то злобный демон с хвостом (так его тоже изображали), но по-настоящему Бог — это первопринцип, основа бытия сущего. Архэ́ (Ἀρχή), как говорили по-гречески. Почему нужен такой первопринцип? Потому что мы чаще наблюдаем сущее, которое беспринципно. То есть оно не соответствует собственной идее, неясно, откуда оно взялось, и непонятно, почему именно так складывается наша жизнь. Я взялся от мамы и папы — это еще более-менее понятно, но почему я родился мужчиной, а не женщиной, почему я встретил именно вот эту свою жену, а не другую, почему я родился в России, а не в Америке, почему мне не повезло в лотерею, — вот это вообще ниоткуда не вытекает. Бог вводится как принцип, который бы в принципе, извините за тавтологию, объяснил все это непонятное.
То есть можно говорить, с одной стороны, о некотором Боге-прародителе, как в Библии: Бог создал землю, потом создал Адама и Еву, потом Адам и Ева родили Авеля и Каина, а потом пошло-поехало, — но это все опять же мифология. Для философии важно, во-первых, что Бог есть единый и это единое постепенно распадается на два, на три, на четыре; что Бог есть Абсолют, что он есть всё. Он превосходит любые частные определения. Но, соответственно, этот Абсолют как-то дальше воплощается в материальную жизнь. И, как я уже сказал, Бог есть основа всех событий, это событие событий, он объясняет то, почему случается так или иначе; например, упомянуто творение Богом Адама и Евы — если хотите, это первособытие, первое событие вообще, в иудео-христианской модели.
Это есть первый блок, которым философия как бы врывается здесь в религию и ее формирует. А второй, который я уже упоминал, — это то, что нам нужна какая-то форма идеала. Все мы стремимся к идеалу: подражаем маме и папе, подражаем любимому книжному герою, начальнику или, наоборот, подчиненному и так далее. Но в основе этого подражания лежит представление о совершенстве, о том, что, с одной стороны, есть мы с вами, а с другой — есть какие-то совсем совершенные люди и вещи. Как у Платона: есть стол, но наверняка есть стол еще лучше, поэтому есть абсолютный стол, совершенный стол, идея стола. Вот так же есть абсолютное сущее, совершенное сущее, и им является Бог. То, что мы сегодня (это уже терминология немецкого идеализма) называем идеалом.
Действительно, и без всякого Платона мы видим, что статуя греческого бога — это статуя идеализированного, совершенного человека; человека, от которого взяли его совершенство и отбросили все остальное. Поэтому Бог в философии — это, во-первых, первопринцип, во-вторых, это идеал. Это совокупность совершенств, и предполагается, что, если собрать все совершенства, они не будут друг другу противоречить, как, вообще-то, подсказывал бы здравый смысл. Если ты очень властный, очень сильный и в то же время очень добрый и чувствительный, то, наверное, у тебя ничего не получится, а они считали, что получится. То есть каким-то образом возможен синтез всех совершенств и, соответственно, самое лучшее существо. Постепенно философия развивает это представление о Боге, которое я назвал бы моральным.
Но надо сказать, что не только в Греции, но и в иудаизме — в Палестине, в Иудее — намечалось подобное понимание Бога; в уже упомянутой Торе есть шаги к философскому пониманию Бога наряду с изображениями его как злобного деспота. Есть понимание, что Яхве — это тот, кто есть. Можно так понимать соответствующее слово иврита, которое обозначает Бога — «я сущий», — а это уже очень похоже на философское обобщение этой фигуры, так же как это было у древних греков. Идеи, естественно, странствовали в то время тоже. Вот это любопытно, хотя естественно, что там есть гораздо больше мифологии.
Но наряду с размышлениями об идеальности Бога и первопринципа также в древнегреческой философии старшим поколением философов, до Платона, было сделано важное радикальное замечание. Ярче всего оно выразилось у Ксенофана, и к нему был близок более известный философ — Парменид. С точки зрения Ксенофана, Бог, безусловно, существует, но не имеет никакого отношения к человеку. Потому что человек — это мы с вами, люди, мы знаем наши слабости и ограничения; неужели мы думаем, что Абсолют, идеальное сущее, похож именно на человека. Это как думать, что прилетят инопланетяне и будут говорить с нами на русском. На каком основании? Это, говорит Ксенофан, получается антропоморфизм. Если бы свиньи придумали религию, то у них был бы Бог-свинья. В чем тут логика? Настоящий Бог для нас непостижим, по крайней мере он непостижим в таких вот простых чувственных терминах. Его лучше понимать в отрицательных терминах — как то, чем он не является. У него нет материи? В нашем понимании он бессмертен, он бесконечен и так далее. У него есть негативные, непозитивные определения. Это радикальное высказывание, но оно очень повлияло на монотеизм разного типа.
Если мы переходим к рациональной идее Бога, то у нас есть всегда соблазн выключить Бога из мира — это будет более последовательно. Хотя не все шли этим путем. Платон, например, так далеко не заходит. И, как я уже сказал, когда Бог осмысляется как Абсолют, он тут же осмысляется как моральный идеал. И именно Платон, по-видимому, впервые формулирует моральную религию. Платон уделяет довольно много времени доказательству этого факта: Бог не может никак совершать плохих поступков.
Например, Платон предлагает запретить «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, потому что там боги, как вы знаете, очень активны и делают всякие сомнительные вещи — ревнуют, например. Платон говорит, что это не соответствует нашим моральным представлениям, поэтому это должно быть цензурой исключено. Если есть какое-то зло в мире, то его нужно специально объяснять. В одном из диалогов Платона возникает фигура демиурга, Бога-ремесленника, который творит мир из материи. В этом нет ничего плохого, но потенциально этот Бог может отличаться от Бога как такового, Бога абсолютного. И вот эти идеи были дальше развиты в некоторых околохристианских сектах. У гностиков было такое представление, что Бог был добр, но наш мир был создан не им, а каким-то другим Богом, отпавшим, которого они называли злым демиургом. Злой ремесленник, который вылепил мир, чтобы посмеяться. Вот такая была интересная гипотеза, отвергнутая, впрочем, естественно, в официальной религии.
У Платона был ученик — Аристотель. И он продолжает линию на рационализацию теологии. У Аристотеля в центре мира стоит Бог, без Бога его картина мира невозможна. Но этот Бог не личность, это, как он называет его, неподвижный перводвигатель, некоторая совокупность сущего — Абсолют, который где-то —по-видимому, в центре мироздания — находится, без него ничего двигаться не будет, он придает вещам энергию и является для них целью движения, ориентиром, идеалом. Это очень важный аргумент, который потом начинает называться доказательством бытия Бога. Аристотель, наверное, первым разработал доказательство бытия Бога, а доказательство в том, что про вещи, которые нас окружают, — по крайней мере нам что-то про них понятно, мы можем их разобрать, мы знаем структуру, сегодня физика нам объясняет, из чего они состоят (тела состоят из клеток, клетки из молекул, молекулы из атомов, атомы из элементарных частиц), —мы много знаем. Мы даже знаем законы, по которым тела соотносятся, движутся, но нам не очень понятно, куда они движутся, зачем, в чем источник движения, почему мир меняется. У современной физики есть на это разные интересные варианты ответов, но на самом деле с точки зрения философии они не очень удовлетворительны, потому что, если мы скажем, что мы знаем, что движение одно и то же всегда, что все движется по кругу и по одним и тем же законам, то, по Аристотелю, это не движение: настоящее движение — это изменение.
То, что эта штука была, а теперь ее нет или ее не было, а теперь она возникла, — вот это настоящее движение. А как его объяснить? Оно есть, безусловно, но объяснить его трудно, поэтому Аристотель вводит идею запуска этого движения, которое не когда-то давно произошло, кто-то запустил мир, и он до сих пор вертится — так потом думали в XVIII веке. А Аристотель исходит из постоянного присутствия этого двигателя в мире, он все время вбрасывает в мир энергию для движения. Кстати, даже современная физика считает, что если энергия в мире постоянна — тоже непонятно почему, — то ее соотношение выравнивается, происходит так называемая энтропия, и упорядоченность движения в мире сокращается. На самом деле сокращается именно то, что древние греки называли энергией, мы сейчас называем энергией немного другое. Почему это происходит? Вот такой закон, говорит нам наука. И здесь как раз она согласна с Аристотелем и древними греками, потому что Аристотель говорит: если Бог не будет вбрасывать эту энергию, избыток силы, то сила какая-то, конечно, будет, но она будет постепенно угасать. Что, собственно, на данный момент мы и наблюдаем: по-видимому, Бог куда-то отвернулся, занялся чем-то другим.
ГусьгусьКандидат игрушечных наукКто придумал лего? Какая фраза зашифрована в его названии? Из чего изготавливались первые детальки? И почему современное лего такое крепкое? Финальный эпизод детского подкаста о химии и популярных игрушках
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсыСпецпроекты
Аудиолекции
25 минут
1/4
Бог в Античности
Как греки идеализировали Бога и обожествили идею
Читает Артемий Магун
Как греки идеализировали Бога и обожествили идею
24 минуты
2/4
Бог у христиан и мусульман
Что случилось, когда Бог стал человеком, и как богословы доказывали его бытие
Читает Артемий Магун
Что случилось, когда Бог стал человеком, и как богословы доказывали его бытие
12 минут
3/4
Бог у атеистов
Как ученики Гегеля обнаружили, что Бог умер
Читает Артемий Магун
Как ученики Гегеля обнаружили, что Бог умер
13 минут
4/4
Бог после холокоста
Как философы XX века искали Бога и нашли его в Другом
Читает Артемий Магун
Как философы XX века искали Бога и нашли его в Другом
Материалы
Античная философия vs христианство: сравниваем главные понятия
Бытие, свобода, душа, любовь и вино — чем они стали после Христа
Тест: какой бог это сделал?
Проверьте себя на знание мифов и священных текстов
Объясняем сложные философские мемы
Об идее блага, космизме и солипсизме — с помощью смешных картинок
О проектеЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры ArzamasОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Почему мы антропоморфизируемся — Информационный бюллетень выпускников GDBBS
Первоначально опубликовано 10 апреля 2015 г.Вы когда-нибудь приписывали человеческие черты животным или даже неодушевленным предметам? Если да, то вы участвовали в так называемом антропоморфизме. Мы часто приписываем эмоции животным, а интенциональность — бессмысленным объектам. Каждый раз, когда вы принимаете свою вешалку за незваного гостя или заявляете, что ваш щенок любит вас, вы виновны в антропоморфизации.
Антропоморфизм — это тенденция приписывать человеческие черты, такие как физические качества, эмоции, намерения или мысли, нечеловеческим объектам, таким как животные или объекты.
Люди по своей природе относятся ко всему так, как если бы оно обладало некоторой степенью понимания или ответственности. (Приходилось ли вам когда-нибудь ругаться на свой принтер или поощрять запуск машины?) Это побочный продукт нашей склонности к антропоморфизации. Он пронизывает наше восприятие. Это обычное явление в человеческой жизни, и оно может быть особенно проблематичным при определенных обстоятельствах.
Но почему мы очеловечиваемся?
Короче говоря, мы так устроены. Человеческий мозг настроен на то, чтобы пытаться понять намерения, мысли и чувства других людей. Эта концепция называется теорией разума. Определенные области мозга содержат популяции «зеркальных» нейронов, которые проявляют ту же активность, когда мы выполняем действие, и когда мы наблюдаем, как другие выполняют действие.
Люди с дефицитом в областях, где расположены эти зеркальные нейроны, соответствуют дефициту эмпатии и теории разума. Неудивительно, что это те самые области мозга, которые активны, когда человек антропоморфизируется.
Для предсказания действий животных и неодушевленных предметов используются те же области мозга, что и для предсказания поведения другого человека. Хотя мы можем сознательно различать человека и не-человека, одни и те же механизмы в нашем мозгу активируются, когда мы наблюдаем за действиями обоих.
Важно отметить, что то, как мы воспринимаем наши мысли, ограничено не только нашим восприятием, но и языком, которым мы располагаем для передачи нашего восприятия. Подумайте об этом так: большинство людей согласятся с тем, что мышь не может думать как человек. По крайней мере, вы, вероятно, согласитесь с тем, что вы не можете сказать, о чем думает мышь. Чтобы знать, о чем думает мышь, нужно либо быть мышью, либо уметь с ней разговаривать.
Так как же объяснить поведение мыши? Что делает мышь, если не думает? У нас нет для этого слова. Чтобы попасть в собственную ловушку, мы не можем думать, как мыши, поэтому у нас нет слов, чтобы описать, что может происходить в мышиной голове. Мы вынуждены воображать вещи так, как может только человек, потому что, в конце концов, мы всего лишь люди.
Так что же толку от антропоморфизма?
Довольно легко объяснить, почему мы хотим понимать других людей. Мы социальный вид, и поэтому должны иметь возможность понимать других, по крайней мере, до некоторой степени. Но не является ли антропоморфизм просто побочным продуктом переполненного энтузиазмом мозга, пытающегося придать всему Теорию Разума?
Сомнительно. С точки зрения эволюции, почти всегда лучше предполагать, что что-то умнее, чем оно есть на самом деле. Точнее, почти всегда лучше предположить, что что-то хочет вас достать и что это что-то достаточно разумно, чтобы о нем беспокоиться.
Верить в то, что каждая призрачная фигура — это грабитель, гораздо безопаснее, чем верить, что каждая призрачная фигура — это купальный халат. Верить, что каждый паук полон злобной ненависти к человечеству, безопаснее, чем не думать ни о каком пауке.
Думайте о своем антропоморфном мозге как о высокосложном механизме, который лучше перестраховаться, чем потом сожалеть. Мы запрограммированы верить, по крайней мере вначале, что все, что мы видим, ведет себя с определенной долей преднамеренности. Результаты этого могут быть хорошими или плохими.
Каковы последствия антропоморфизма?
Как упоминалось выше, антропоморфизм — это обычно хорошо. Но когда антропоморфизация может пойти наперекосяк?
Доктор Шеннон Гурли, профессор неврологии Университета Эмори, описывает антропоморфизм как «двойную угрозу».
«Во-первых, мы рискуем опошлить человеческое существование. Может ли мышь действительно испытать изнурительную природу шизофрении? От аутизма? Мы просто не знаем. И связанный с этим вопрос касается пределов нашей способности как ученых интерпретировать наши данные. Если мы приписываем животному человеческие черты, мы рискуем не рассмотреть другие возможности. Например, мышь забилась в угол, потому что она «подавлена» или потому что ей просто холодно? Или болен?
Даже несмотря на риски, нередко можно услышать, как метеоролог говорит о гневе природы, а биолог говорит о том, что хочет делать клетка. Особенно заманчиво антропоморфизировать, когда кажется, что исследования можно напрямую перенести на обычный человеческий опыт.
Тем не менее, д-р Гурли напоминает нам, что «сообщение о том, что у мыши развивается поведение, похожее на депрессию, является более точным с научной точки зрения — и оно позволяет нам помнить об альтернативных возможностях и признавать ограниченность наших собственных знаний, которые связаны принципиальной неспособностью напрямую общаться с животными».
Предрасположенность нашего мозга к предоставлению свободы воли приводит к тому, что мы видим намерение, мысль и причину в естественном мире, даже если это необъяснимо. Мы естественным образом приписываем интенциональность всему, что видим: есть ли у этого человеческий мозг, мозг животного или вообще нет мозга.
Антропоморфизм настолько распространен, что некоторые биологи и биологические философы утверждают, что он лежит в основе восприятия людьми высших сил, или богов, действующих на мир. Когда мы думаем о божествах, активируются те же области мозга, что и при приписывании теории разума другим людям.
С незапамятных времен люди приписывали необъяснимые события сущностям, которых они не могли видеть или чувствовать, а только чувствовать и делать выводы. Некоторые ученые утверждают, что этому явлению способствует неврологическая основа антропоморфизации. В сущности, мы могли бы даже конструировать идеи богов по образу и подобию самих себя.
Отредактировал: Анзар Аббас
Антропоморфные божества и божественные монстры | Истоки библейского монотеизма: политеистическое прошлое Израиля и угаритские тексты
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстоки библейского монотеизма: политеистическое происхождение Израиля и угаритские текстыБиблейские исследованияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстоки библейского монотеизма: политеистическое происхождение Израиля и угаритские текстыБиблейские исследованияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Смит, Марк С. , «Антропоморфные божества и божественные монстры», Истоки библейского монотеизма: политеистическое происхождение Израиля и угаритские тексты ( New York , 2001; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 ноября 2003 г.), https ://doi.org/10.1093/019513480X.003.0002, по состоянию на 7 июня 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстоки библейского монотеизма: политеистическое происхождение Израиля и угаритские текстыБиблейские исследованияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстоки библейского монотеизма: политеистическое происхождение Израиля и угаритские текстыБиблейские исследованияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой первой главе показано основное отличие между антропоморфными божествами и чудовищными божественными существами. Здесь ассириолог Ф. А. М. Виггерманн предложил очень полезную типологию, которая, модифицированная для угаритской литературы, помогает набросать религиозную карту космоса; на основе этой типологии предлагаются три зоны — центральная, периферийная и запериферийная, которые выражаются прежде всего в пространстве и месте. Они соответствуют, соответственно, домашнему и чужому, тому, что переживается людьми, и тому, что находится за пределами человеческого опыта; в соответствии с этой схемой божества обитают в «близких» местах, а чудовища и демонические силы — нет. Существует также разделение между домашними (и внешними) божествами, которые удовлетворяют потребности и функции человека, и божествами или чудовищными силами на периферии, представляющими угрозу или разрушение. Кроме того, доброжелательные божества часто изображаются антропоморфно или в виде домашних животных, тогда как деструктивные божества предстают в виде чудовищ или неприрученных животных.
Ключевые слова: антропоморфные божества, космос, божества, божественные монстры, домашние животные, история религии, религиозное картографирование, типология, угаритские тексты
Предмет
БиблеистикаКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.