Антропоморфные животные что это: Недопустимое название — ВикиФур, русскоязычная фурри-энциклопедия

Содержание

АНТРОПОМОРФНЫЙ — это… Что такое АНТРОПОМОРФНЫЙ?

АНТРОПОМОРФНЫЙ
АНТРОПОМОРФНЫЙ
АНТРОПОМО́РФНЫЙ, антропоморфная, антропоморфное (греч. от anthropos — человек и moprhe — вид) (научн.). Человекообразный. Антропоморфные обезьяны.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

.

Синонимы:
  • АНТРОПОМОРФИЧЕСКИЙ
  • АНТРОПОСОФ

Смотреть что такое «АНТРОПОМОРФНЫЙ» в других словарях:

  • антропоморфный — антропоморфный …   Орфографический словарь-справочник

  • антропоморфный — антропоморфический, человекоподобный, человекообразный Словарь русских синонимов.

    антропоморфный прил., кол во синонимов: 3 • антропоморфический (2) …   Словарь синонимов

  • антропоморфный — ая, ое. anthropomorphe adj. Человекообразный. Антропоморфная революция. Платонов Лунная бомба. // П. 1987 38. Комбарель ..В пещере .. найдено свыше 400 изображений различных животных .. а также антропоморфных фигур. БСЭ 3 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • АНТРОПОМОРФНЫЙ — АНТРОПОМОРФИЧЕСКИЙ, АНТРОПОМОРФНЫЙ (от греч. anthropomorphos имеющий человеческий образ). Человекообразный так называют породы обезьян, весьма похожих, по строению тела, на человека. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Антропоморфный — прил. Человекообразный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • антропоморфный — антропоморфный, антропоморфная, антропоморфное, антропоморфные, антропоморфного, антропоморфной, антропоморфного, антропоморфных, антропоморфному, антропоморфной, антропоморфному, антропоморфным, антропоморфный, антропоморфную, антропоморфное,… …   Формы слов

  • Антропоморфный — …   Википедия

  • антропоморфный — антропом орфный …   Русский орфографический словарь

  • антропоморфный — ая, ое. Человекообразный. А ые обезьяны …   Энциклопедический словарь

  • антропоморфный — ая, ое. Человекообразный. А ые обезьяны …   Словарь многих выражений

Книги

  • Джагхед. Том 2, Здарски Чип, Норт Райан. Джагхед Джонс возвращается! Станьте свидетелями того, как обожающий бургеры приятель Арчи находит нового друга. Ну, она ему немного больше чем друг… но вообще вы ужсами решайте, кто кому… Подробнее  Купить за 437 руб
  • Джагхед. Том 2, Здарски Чип. Джагхед Джонс возвращается! Станьте свидетелями того, как обожающий бургеры приятель Арчи находит нового друга. Ну, она ему немного больше чем друг… но вообще вы ужсами решайте, кто кому… Подробнее  Купить за 369 руб
  • Серый и Кот, Олег Тищенков. 9 ноября 2013 года в открытый космос вышли космонавты тридцать седьмой международной космической экспедиции Сергей Рязанский и Олег Котов. В руках они несли факел сочинской олимпиады… Да… Подробнее  Купить за 360 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «АНТРОПОМОРФНЫЙ» >>

Антропоморфизм — это.

.. Что такое Антропоморфизм?

Антропоморфизм (греч. ανθρωπος человек, μορφή вид) — наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

Мировоззренческая концепция, выраженная номинативными средствами языка, изобразительных искусств и т. п. Согласно этому принципу, неодушевлённые предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие человеческой природой, могут наделяться человеческими качествами, физическими и эмоциональными. Рассматриваемые объекты в состоянии, в частности, чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.

Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идёт гроза, небо хмурится, листва шепчет и т. п.). Антропоморфизм был свойствен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевлённые объекты (камень, скала, солнце), живые существа (дерево, крокодил, лев), а также существа земного или среднего (лешие, домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних (черти) миров[1].

У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста или крыльев, чрезмерная волосатость и др.

В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребёнка. Дети дошкольного возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушёл в гости». В повседневной жизни антропоморфизм продолжает сохраняться не как принцип мировоззрения, а как один из принципов языковой номинации. Это касается также языков науки и техники. В частности, антропоморфные номинации широко распространены в компьютерной терминологии: интеллектуальные сети, память компьютера, диалоговая программа, ответ на запрос.

Интересен также обратный феномен, наблюдаемый в сленге компьютерных специалистов: «мне надо „перезагрузиться“», «„оперативки“ не хватает, чтоб запомнить» и т. п. Термин антропоморфизм имеет тесное отношение с термином гипостазирование. (см. гипостазирование)

В рамках басен[2], а также явления «Фурри» понятие может обозначать обратное явление: наделение людей свойствами животных.

См. также

Ссылки

Примечания

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

«Внутри сидит лысый мужик» Они надевают маски животных, чтобы нести добро. Кто-то считает их извращенцами: Общество: Россия: Lenta.ru

В мультфильмах часто можно увидеть антропоморфных животных. Большинство зрителей воспринимают этих персонажей как людей, а их визуальное представление — как еще один художественный прием. Но участники субкультуры фурри не только считают себя волками, лисами и котами, они специально шьют пушистые костюмы и маски, а также пытаются понять душу говорящих зверей. Зачем они это делают — в репортаже «Ленты.ру».

В парке Кусково жарко. Светит яркое солнце, прогуливающиеся обыватели обмахиваются газетой и предпочитают сидеть на скамеечках в тени деревьев. Люди одеты легко, в светлую одежду. Впрочем, не все.

По одной из аллей шагает пестрая компания, и если большинство ее представителей одеты в рубашки с короткими рукавами и футболки, другие вышли на променад в полном облачении. Сначала может показаться, что это ростовые куклы, изображающие антропоморфных животных — енотов, волков, лис, котов, но что они рекламируют? Ничего, разве что самих себя.

Это фурри — представители одноименного движения, члены которого идентифицируют себя с теми или иными представителями фауны. «Нам нравятся животные, это мило и симпатично. Люди, когда нас видят, пытаются нас поцеловать, потому что просто надо выразить положительные эмоции», — объясняет «песец» Коган корреспонденту «Ленты.ру».

Сегодня он, как и многие другие, пришел на фурри-сходку без костюма — фурсьюта: побоялся жары. В беседу вмешивается человек, представившийся леопардом. «У меня был опыт в +30 на ВДНХ — чуть не получил тепловой удар, а это хорошо только когда рядом есть палатка, где можно быстро переодеться», — говорит он. Коган усмехается — мол, есть такие, которые могут выжить и в +500. «Из него все уже вытопится, останутся лишь обезвоженные кости, а ему нормально», — иронизирует «песец».

Фурри продолжают свое шествие по аллеям. К ним подбегают дети, которым очень хочется познакомиться с «волком» в джинсовке, на спине которой написано Motorhead, или «котиком» в клетчатой рубашке. Фурри охотно играют с ними и дают фотографироваться. «У нас есть правило: мы никогда не берем деньги за фотографию, — рассказывает «лис» Элли Фокс. — Был очень смешной случай, когда один из фурсьютеров фотографировался, и у него спросили: сколько денег дать? Он ответил, что денег не надо, но мальчик все равно в благодарность купюру свернул и ему в глаз фурсьюта засунул».

Фото: страница «Прогулка в Кусково» во «ВКонтакте»

По словам Элли Фокса, такие прогулки в парках для фурри — шанс подарить окружающим положительные эмоции, да и самим «ловить от этого кайф». Может быть, для обычных людей они — какие-то странные ряженые в костюмах, но большую часть, замечает он, это радует. «Красивые люди в красивом городе, кто-то в красивых костюмах. Карнавал — жаль, что у нас такие не проводятся, как в Бразилии», — добавляет «лис».

«Песец» Коган говорит, что во время прошлой прогулки в Кусково к ним даже подходили иностранцы и пытались поцеловать: «Ой, лисичка, как мило!». «Это, конечно, было бы странно, если бы они узнали, что внутри сидит лысый мужик, — тогда бы он иначе себя вел», — с грустной улыбкой признается пушистый.

Коган увлекся фурри, когда жил в далеком северном городе Новом Уренгое. В самом деле, логично: Север, Полярный круг, Новый Уренгой, песец… Впрочем, в родном городе ни о каких прогулках в фурсьюте речь не шла — среда не располагала вести себя отлично от окружающих. «Сейчас, знаешь, популярно АУЕ, все такое, — говорит он. — А у нас еще в нулевых собирали передачки на зону».

Фурсона — это второе «я» фурри, «то, что тебе нравится, то, что тебе хочется выражать». «Те же песцы — они одни из самых сообразительных из псовых, потому что у них очень тяжелые условия жизни, — объясняет Коган. — Им приходится выкручиваться, или они все перемрут. Они контактные, учатся чему-то новому, приручаются». Это очень похоже на положение самого Когана, который учился среди одноклассников, увлеченных тюремной культурой.

С фурри он познакомился случайно — наткнулся в интернете. «Мне было грустно, одиноко, не с кем поговорить, не хватало положительных эмоций, — говорит «песец». — Я увидел фуррей, испытал позитив, заобщался и испытал еще больше положительных эмоций, потому что в тусовке находится куда более интересный контингент людей, чем случайный набор людей, который подобрался у тебя в школе».

Внезапно к Когану подбегает щуплый молодой человек с длинными волосами. «Я тебя так понимаю!» — картинно рыдает он и лезет обниматься. «Вот тоже несчастный, — показывает на него «песец». — Он как-то даже гопником пытался стать!» Молодой человек принимает горделивую позу и говорит, что не только пытался, но и был в течение двух лет. Корреспондент «Ленты.ру» понимает, что спрашивать волосатого о его успехах на этом поприще было бы несколько неуместно, учитывая обстоятельства. И воздерживается.

Все фурри рассказывают примерно одну и ту же историю. «Кот» Бандит увидел фурри в интернете, ездил на сходки и конвенты в качестве фотографа, а потом это ему настолько понравилось, что он выбрал себе фурсону и заказал фурсьют. «Лиса» Элли Фокса всегда привлекали образы антропоморфных существ во всевозможных мифологиях, и фурри стали естественным продолжением этого увлечения. Анна — «белая медведица» увлеклась «пушистыми» еще в детстве, после просмотра клипа Полы Абдул Opposites Attract, в котором, вместе с певицей, танцевал нарисованный кот-обольститель. Сапелка пришел в субкультуру из-за друзей-фурри, а потом «подумал, что чем-то похож на этих хаски — вроде образ мышления у меня такой же немного нестандартный, как и у них».

Все они охотно говорят о фурсоне — рассказывают, как стали теми животными, с которыми себя ассоциируют. Но что это? Просто способ самовыражения или нечто большее?

Фото: страница «Прогулка в Кусково» во «ВКонтакте»

Элли Фокс объясняет фурсону с точки зрения аватара игрока в компьютерной игре. «Наверное, это утопическое представление о себе», — размышляет он. Фурсона — это то, кем человек хочет себя видеть, она наделяется определенными красками и эмоциями.

«Кто-то видит в этом духовную практику, — говорит Коган. — Не могу посчитать объективно, но большая часть людей, как и я понимают, что тут нет никакой духовной фигни. Нам нравятся животные, это мило и симпатично». Вживаться в образ до конца, реально считать себя животным — такое встречается редко, и это отдельный класс людей, который фурри называют териантропами. «Но, по-моему, это что-то психическое. Не болезнь, но отклонение», — качает головой «песец».

Самые популярные фурсоны в тусовке — это лисы, волки и коты, однако встречаются, например, и драконы. А драконы-то тут при чем? Вот совсем не пушистые. «Чтобы быть фуррем — не обязательно быть пушистым», — говорит Коган. А Элли Фокс добавляет, что видел в тусовке даже самолет — человека в костюме «Боинга». И в чем же заключается его фурсона? «Наверно, как самолетик — свободный, летает везде», — улыбается «лис».

Хотя фурри говорят, что в основном публика реагирует на их прогулки положительно, не все относятся к ним дружелюбно. За одним из участников шествия в Кусково увязывается мрачный тип в тюбетейке, снимающий одного из фурсьютеров на телефон. «У него нет лица! — цедит сквозь зубы человек. — Это проказа! Безликий!»

«Фурри — это нравственно деструктивная субкультура, впитавшая в себя помимо гомосексуалистов и педофилов, еще и скотоложников, — заявляет на сайте миссионерско-апологетического проекта «К истине» американский проповедник Пол Якобсон.  — Извращенная похоть — это то, чем живет фурри-сообщество. Едва ли вы найдете картинки без фиксации на объекте вожделения художника. Фурри всегда одеваются в костюмы, когда собираются вместе. Часто их сборища заканчиваются оргиями».

«Стержень всей тусовки — то, что она очень толерантна и дружелюбна, — объясняет Коган. Поэтому, как говорит он, тут есть куча геев, «просто странных чуваков», трансгендеров. Есть и негативные персонажи, которые пришли «просто потрахаться, наркоманы всякие — как везде».

«В фуррях есть абсолютно все, поэтому тема скользкая, но простая», — вторит ему Элли Фокс. По его словам, все точно так же, как в обычном мире. В интернете есть эротика? Среди фуррей тоже есть. Среди обычных людей есть те, кому нравится необычный секс? Среди фуррей тоже есть такие.

«Есть люди, которые уперлись рогом и считают, что все должно быть по их правилам, и они будут осуждать всех — фуррей, анимешников, любителей пони, американские фильмы, немецкую речь. При этом сами они могут быть копрофагами, например», — говорит Элли Фокс. Он считает, что мир традиционных ценностей рушится, и приверженцы такого взгляда на действительность понимают это и боятся этого. «Я лично считаю, что лезть в чужую постель нельзя. Традиционность уже давно ушла в небытие в большей части общества», — подводит итог «лис». Нужно быть проще, нужно быть толерантным, утверждает он.

Фото: страница «Прогулка в Кусково» во «ВКонтакте»

Конечно, в России слово «толерантность», не без участия многих СМИ, стало настоящим жупелом. «Почему я должен терпеть [здесь можно вставить любую непонятную широкой общественности вещь или явление]?!» — восклицает обыватель. Элли Фокс объясняет, что толерантность для него — уважение к людям, которые уважают закон и не лезут за пределы, куда нельзя лезть. «Человек, который, не дай бог, покушается на детей, — однозначный преступник», — добавляет он.

«Хаски» Сапелка сам попал в ненавистнические материалы о фурри, распространяемые религиозными активистами в интернете. В один прекрасный день ему прислали ссылку на статью, иллюстрацией которого стали его фотографии в фурсьюте. «Один очень верующий дядечка выложил снимки, где я фоткаюсь с детьми, держу их на руках — такие милые фоточки. И обвинил меня в педофилии, зоофилии и прочих веселых вещах», — рассказывает он. На вопросы о том, зачем он это делает, «дядечка» отвечал угрозами подать заявление «в ментовку» и «заблокировать в Роскомнадзоре».

«В итоге мы сами начали писать жалобы, — поддерживает друга Элли Фокс. — Я как православный человек считаю, что такие люди оскорбляют чувства верующего. Он нес кучу клеветы. Это человек, который что-то там себе придумал. Я считаю, что у него какой-то диагноз».

Впрочем, причина появления таких статей в религиозной среде проста. «Представь, ты — богобоязненный христианин, набираешь в поисковике «фурри» и видишь картинку, на которой антропоморфный конь [занимается сексом] с лисой. Что ты подумаешь? Ну вот», — говорит Коган. И не стоит в этом искать какой-то заговор извращенцев — просто есть широкая аудитория, которая такой контент потребляет. Все так же, как и в обществе в целом. «Достаточно зайти на порносайты для обычных людей, посмотреть, что там есть, и подумать: вот блин!..» — говорит другой фурри. В общем, кто ищет, тот всегда найдет.

Но большинство фурри стараются просто не замечать какие-то негативные проявления в отношении них, а некоторые не только «дарят позитив на улицах», но и стараются, например, помочь воспитанникам детских домов. «Я начал ездить по детским домам от волонтерской организации, — рассказывает Кот-Бандит. — Потихоньку другие фурри начинают тоже ездить. Вчера ездили в Ярославскую область — все в восторге от нас».

Может показаться, что фурри — очень малочисленная закрытая тусовка. «Кот» Бандит считает, что в Москве около 500 фуррей, Элли Фокс называет другую цифру — три-пять тысяч. Однако по словам фурри Скипа, как показывает опыт, «совершенно случайно можно найти по два-три фурри на большой 17-этажный дом». «На самом деле фуррей достаточно много, — резюмирует он. — Там, где я живу, есть вайфай «лисенок». Чей — не знаю».

Как рассказывает «тигр» Керальт, в России увлечение «пушистыми» началось в конце 90-х годов, когда в Москве собралась небольшая конвенция любителей мультфильма «Король-Лев». Что-то конкретное про то время он не может вспомнить, но тут корреспондент «Ленты.ру», состоявший в то время в зарождающемся движении любителей японской анимации, понимает, что знает этих людей.

История это достаточно смешная. Первый российский клуб любителей аниме RAnMa целый год враждовал с любителями «Короля-льва», обвиняя их в низкопоклонничестве перед «убогой» анимацией Диснея, травя диснеевцев в сети FIDO и в интернете (в который в основном выходили с помощью модема по ночному тарифу). Все закончилось тем, что диснеевцы привезли из США кассету с «Королем-львом-2» и объявили полную и безоговорочную победу над RAnMa, а потом постепенно стали организаторами российского фурри-движения. Впрочем, в 2000-х все это уже казалось слишком нелепым, чтобы даже вспоминать, и, видимо, эта «великая война» так и не дошла до современных фурри даже в форме городской легенды.

Фото: страница «Прогулка в Кусково» во «ВКонтакте»

Сообщество постепенно росло, и в 2001 году была собрана первая Русфурренция — конференция «пушистых». Тогда она проводилась в одном подвальчике на Арбате. Места хватило всем — пришло всего 50 человек. Еще через год она повторилась, а на третий организаторы задумались о том, что нужно помещение побольше, так как количество фуррей стало расти по экспоненте. В результате в 2003 году под мероприятие сняли целый подмосковный пансионат.

«Тут ведь как — на самом деле очень много ругани было по этому поводу, потому что все это вышло сильно дороже, — тепло вспоминает то время Керальт. — Зарождались вожди сопротивления, которые говорили: вот, мол, фурри-движение коммерциализируется! Они с нас деньги тянут! Но, елы-палы, тот подвальчик не мог всех физически вместить».

Сейчас Русфурренция — это тусовка фурри, на которой собираются представители движения со всех концов России. Скип рассказывает, что на ней можно часто встретить и иностранцев — приезжают как обычные «пушистики», так и корифеи, известные всем. Больше всего европейцев, американцев мало. «У американцев очень много своих конвентов, чуть ли не в каждом втором штате, — поясняет Скип. — Они в основном по Америке и катаются — им так проще».

Крупные события — это всегда шум, веселье и большое количество мероприятий. Прогулки по паркам — совсем другое дело. «Получается более «лампово», это как-то больше свое, — говорит Скип. — Но, конечно, хочется быть и там, и там».

Движению много лет, и оно продолжает расти. Последний раз большой скачок произошел, когда вышел полнометражный мультипликационный фильм «Зверополис». «Это фурри на сто процентов, и сделан он был потому, что субкультура на Западе приобрела массовость», — уверен Элли Фокс. По его словам, «Зверополис» стал точным попаданием в субкультуру. «Если представить, что мы такое, то «Зверополис» — это мы и есть. Обычное сообщество с ушами и хвостами. Не будем вдаваться в то, кто себя представляет антропоморфным животным, а кто нет», — говорит он.

Впрочем, этим анимационным фильмом увлекаются не только фурри. «Я видел, как изобретают велосипед: а давайте у всех будет персонаж, как в «Зверополисе», и каждый будет его отыгрывать? Да это уже лет 30 существует!» — смеется Коган.

Внес свою внезапную лепту и чемпионат мира по футболу — люди на улице внезапно стали видеть в фурри символа мундиаля — волка Забиваку. «Ты видишь что-то незнакомое, ты ищешь, к чему бы это привязать. Рядом стоит статуя Забиваки — о, это Забивака!» — говорит Коган.

И что же теперь? Возможно, если движение превратится в массовое и выйдет в свет, то ничем хорошим это не кончится — ведь, как уже говорилось выше, общество с трудом принимает что-то новое и необычное. «Вообще, я думаю, с популярностью все будет намного легче. Первую ассоциацию с фурри будут вызывать не сношающиеся зверушки, а Забивака и «Зверополис»», — уверен Коган.

Фото: страница «Прогулка в Кусково» во «ВКонтакте»

В движении постепенно меняются поколения — приходят новые молодые люди. Впрочем, тем, кто пришел на сходку в Кусково, по большей части далеко не 18 лет — некоторым уже сильно за 40. Но Скип уверяет, что молодежь охотно идет в фурри, и для них специально проводится «день фурри-новичка». «Туда приходят даже мелкие фурри с родителями — есть такие, до 18 лет, и те, которые только пришли, — объясняет Элли Фокс, который тоже проводит такие вечеринки. — Мы рассказываем, как себя вести, как общаться с властями, как отыгрывать фурсону».

Часто бывает так, что на определенном этапе развития той или иной субкультуры «старая гвардия» начинает себя чувствовать неуютно: «ламповые» времена узкого круга единомышленников проходят. Но «старички»-фурри этого не боятся. «Можно собираться в своей тусовке, можно пытаться влиться в свежую волну. Ну, это жизнь. Все мы рано или поздно уходим в утиль, сменяемся», — размышляет Коган.

Для него фурри — не увлечение и не смысл существования. Это часть его жизни, и он не видит смысла его выкидывать. «Я могу быть фурри в одиночестве в своей комнате, мне не надо ничего доказывать», — утверждает он. По его словам, после того, как ты проводишь какое-то время в этой субкультуре, это уже не духовные переживания и классные костюмы, тебе просто приятно взаимодействовать с кучей приятных людей, которых в обычной жизни никогда бы не встретил. «Меня, например, очень вставляет, что 14-летняя девочка, которая пришла с мамой, и взрослый дядька, которому 60 лет, могут встретиться в одном пространстве и совершенно нормально общаться», — резюмирует он.

Антропоморфные мифы — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

Сюжеты антропоморфных мифов

Отголоски сюжета антропоморфных мифов можно обнаружить в повсеместно распро­страненных мифах о браке женщины с животным и о рождении ею сына. Однако такие мифы не являются исключительно антропоморфными мифами, а лишь есть переход от тотемистических в креационистские мировоззренческие концепции.

Антропогонические мифы, в которых говорится не о происхо­ждении какого-либо конкретного племени (как в родовых сказаниях о тотемах или только об антропоморфной матери), а о появлении на земле человека как такового, можно подразделить на несколько категорий в зависимости от сюжета. Сюжеты эти уходят корнями в архетипические представления, то есть, их появление не объясняется внешними факторами: наблю­дениями за природными явлениями или культурными заимствовани­ями. Сходство мотивов обусловлено общими закономерностями мышления древних людей, архетипической основой — матри­цей, на которую наслаиваются конкретные образные пред­ставления.

Антропоморфный великан

см. Первые люди-великаны

В некоторых культурах, отдаленных друг от друга во времени и пространстве, распространен сюжет о создании одного громадного существа, антропоморфного великана, обладающего всеми признаками человека.

Пара людей

Другой, не ме­нее распространенный сюжет: первоначально боги или бог создают пару человеческих существ, мужчину и женщину, являющихся в дальнейшем прародителями всего человечества.

В сказаниях о первом мужчине и первой женщине неиз­менно проявляется сопутствующий мотив грехопадения. Двое разнополых представителей рода человеческого никогда не оправ­дывают доверия создателя. Библейские Адам и Ева, идентичные им персонажи мусульманских сказаний Адам и Хавва вкушают запрет­ный плод, познают таинства супружеской жизни, словом, всегда на­рушают запреты, данные богом. Их непослушание доходит до ко­щунства. Первая человеческая пара в иранской мифологии Мртйа и Мртйанаг начали с того, что попробовали мясо ягненка и выпили молока вместо того, чтобы питаться росой. А затем и вовсе пере­стали почитать создателя (князя света Ахура Мазду), объявив вла­стелином мира и своим отцом злого Ахримана (господина тьмы и зла).

Мотив падения и изгнания из рая, как и в случае с Перво­человеком андрогином, сопряжен с идеей потери изначального совершенства, которым обладали первые люди с момента соз­дания. Произошедшее от первой пары человечество прибавляет к первородному греху прародителей все новые пороки.

Изготовление людей

Третий сюжет повествует о творении первых людей сразу в большом коли­честве. Обычно боги производят их каким-либо ремесленным спо­собом: лепят из глины, выстругивают из дерева, собирают из костей животных.

В мифах о создании сразу множества лю­дей, например, вылепленных богами в большом количестве проявляется мотив о дальнейшем ухудшении рода человеческого наглядно. В этом случае, как правило, подчеркивается практич­ность богов, сотворивших человечество для того, чтобы было кому вести хозяйство, возделывать землю, выращивать растения и гото­вить пищу для небожителей. И вообще боги в лице человека созда­ют себе слугу и почитателя, они желают, чтобы появилось в мире существо, поклоняющееся создателю.

Часто из-за нерадивости самих творцов у людей появляются изъяны. В шумерском эпосе боги Энки («Великий владыка», покровитель земли) и Нинмах («Госпожа вла­дычица», богиня-мать) лепят человечков из глины, время от времени прерываясь, чтобы отдохнуть и выпить вина. Поначалу их творения получаются удачными. Затем, захмелев, они создают уродцев, наде­ленных физическими недостатками, женщин, не способных рожать, бесполых существ. Подобный мотив существует в китайской мифо­логии, где богиня-мать Нюй Гуа мастерит людей из твердой глины, но когда ей надоедает это занятие, она ляпает их из ила, разбавлен­ного водой. Получаются нищие, неудачники, однорукие, одноногие калеки. Вероятно, так объясняется, почему из-под руки создателя появляются несовершенные, обделенные существа. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Смысл антропоморфных мифов

Часто в мифологии вина за убожество и физические недостат­ки приписывается самому человечеству, отказывавшемуся почитать отца, или возгордившемуся своим превосходством над всеми тваря­ми земными. Гордыня, излишнее любопытство, нарушение запретов доводят людей до того, что их наказывают (насылая смерть, болезни, укорачивая срок жизни) или вообще приносят в жертву, чтобы вме­сто них создать новое человечество (такой мотив бытует у амери­канских индейцев).

Вероятно, таким способом миф напоминает, что созданный по образу и подобию бога человек не должен возгордить­ся и возноситься. Идея подобия должна быть не предметом гор­дости, а стимулом к совершенствованию нерадивого, провинив­шегося детища божия. Думается, в этих сюжетах заключен важный психологический момент, связанный с возможностью становления.

Человек, являясь венцом творения, все же должен сам себя созидать, творить и совершенствовать. Разумеется, в мифах не найти прямых подобных высказываний, но интерпретация бессознательных сопутствующих сюжету образов приводит к такому толкованию смысла антропогонических мифов.

Вопросы к этой статье:
  • Какие существуют сюжеты мифов о появлении человека?

  • Какие антропогонические сюжеты вам известны?

  • Какие категории антропоморфных мифов в зависимости от сюжета существуют?

  • Какой обязательный мотив сопутствует сюжету о творении пер­вой человеческой пары?

Что такое антропоморфизм (антропоморфный)

Нередко случается так, что люди дают имена неодушевленным предметам – например, своей любимой машине. Часто разговаривают с комнатными цветами, поливая их. Мы знаем, что людям свойственно наделять животных и неодушевленные предметы человеческими чертами.
Данное явление в науке получило понятие антропоморфизм.

Понятие антропоморфизм произошло от греческого anthropos — человек и morphe – вид форма. Это перенесение человеческих свойств на животных, предметы, явления и силы природы, а также перенос образа и свойств человека на абстрактные понятия, мифических существ, видение божеств в образе и виде человека. Изучаемые объекты способны испытывать эмоции, переживать и сочувствовать, принимать решения и совершать действия, свойственные только человеку.

Все мы рано или поздно приписываем эмоции и чувства животным. В различных ситуациях мы можем сказать, что пес «рад» возвращению хозяина или кошка «любит» спать на мягком, хотя она вовсе не испытывает подобных чувств. Просто человеку удобно так изъясняться. Удобно объяснять поведение животных через свои эмоции.

С чего все началось

Антропоморфизм присущ ранним религиям, а также характерен для мифов всех времен и народов. Он был основным принципом людей в познании этого мира, таким образом они объясняли все явления природы, которых не могли понять. Например, когда небо меняло свой цвет с яркого на более темный, говорили, что небо «нахмурилось».

В религиях физические качества человека переносились на неодушевленные предметы (солнце, воду, камень), животных и птиц (орел, кошка), мифических существ (домовые). Всех их очеловечивали и поклонялись им, возводили в ранг богов, создавали из обычных животных священных.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В языческой вере поклоняются духам природы. Например, просят помочь вырастить урожай у дождя или солнца (Даждьбог и Ярило). Еще не понимая сил и законов природы, люди пытались задобрить духов (например, воды) и просили их дать плодородие земле.

Рекомендуем: Языческие обереги и их значение

В Египте крупный рогатый скот символизировал плодородие земли и изобилие природы. Быков начали обожествлять. Спустя некоторое время такая вера переросла в подношения тотемам (фигурки животных, которым поклонялись), а затем – в представление богов в антропоморфном виде. Так в египетской мифологии появились божества, которых изображали с головой животного и телом человека (Осирис, Хатхор).

В христианстве Бога изображают на иконах в человеческом обличии, хотя божество – дух. В Библии часто можно встретить антропоморфные образы.

Во времена Ч. Дарвина ученые считали, что, если человек произошел от животного по своей природе, следовательно, животные должны быть похожи на людей. Они должны мыслить по-человечески и вести себя соответственно. Ученые пытались объяснить психологическое поведение зверей по аналогии с поступками человека.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

С развитием науки антропоморфизм заменяется научными понятиями. В современном обществе мы можем сказать: «Компьютер думает, запоминает». Это базируется на сходствах действий человека и компьютера.

Современный мир

В настоящее время антропоморфизм плотно вошел в нашу жизнь. И применение его совсем не считается психологическим отклонением. Многие разговаривают с техникой дома (вспомните персонажа программы Наша Russia Сергея Юрьевича Белякова, который любит разговаривать с телевизором), ласково обращаются к машинам «ласточка».

Рекомендуем: Значение понятия альтруизм

Данная тенденция активно используется в рекламе, и зрители с удовольствием воспринимают такие вещи. Танцующие медвежата с коробок хлопьев, соревнующиеся кукуруза и зеленый горошек. Все это позволяет человеку легче воспринимать и приобретать предметы, рассказывающие сами о себе.

Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет

Понятие антропоморфизма характерно для ранних стадий развития детей. Малыши в возрасте до семи лет могут объяснять всякие взаимоотношения в окружающей их среде и в природе в целом по сходству с теми отношениями, которые они видят у взрослых и у себя. Например: «Солнце закатилось за горизонт, потому что оно пошло спать».

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Конечно, это очень часто встречается у детей и является нормой, а у взрослого человека это может быть проявлением психиатрического отклонения. К примеру, некоторые люди предполагают, что животные могут быть злы, добродушны, их может мучить совесть, и они в состоянии испытывать такие же чувства, что и люди.

Речь идет о тех людях, которые страдают синдромом Альцгеймера или аутистах. Они просто не способны адекватно воспринимать реальность, и с полной уверенностью приписывают животным и технике человеческие эмоции.

Рекомендуем: Кто такой амбидекстр?

Это свидетельствует о том, что большинство людей не совсем понимают, чем они отличаются от животных. Антропоморфическое объяснение манеры животных вести себя как человек, совершать людские поступки и испытывать человеческие эмоции обозначает, что грань между животными и людьми стерта, и это приводит к исчезновению особенностей психики человека.