Избегание участия – Картина дня – Коммерсантъ
Фонд «Петербургская политика» и «Инсомар» занялись изучением социальной апатии. Эксперты характеризуют социальную апатию как состояние общества, при котором граждане не желают принимать участие в той или иной политической активности. У апатии множество причин, от пандемии до погоды. Апатия не всегда вредна — такое состояние, в частности, может быть выгодно власти, а социум беречь от саморазрушения. С другой стороны, апатия может вести к депрессии, агрессии или даже панике, предупреждают исследователи.
Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ
Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ
16 декабря президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов и директор по политическому анализу «Инсомар» Виктор Потуремский представили исследование, посвященное социальной апатии среди населения. Оно проводилось на грант Российского фонда фундаментальных исследований (находится в ведении правительства России) и Экспертного института социальных исследований (один из аналитических центров внутриполитического блока администрации президента).
«Социальная апатия — преобладающее в обществе состояние устранения индивида и социальных групп от социальных и политических взаимодействий, сопровождающееся угнетенным психоэмоциональным фоном»,— определил социальную апатию господин Потуремский.
Господин Виноградов заметил, что, приступая к исследованию, предполагал, что явление социальной апатии вполне изучено: «Это термин постоянно находил живой отклик в медиа, у экспертов, среди респондентов. Каждый находил к нему свой ключ». Однако оказалось, что словосочетание «социальная апатия» используется скорее в публицистическом, чем в научном смысле, и отображает «избегание со стороны граждан участия в политических и социальных процессах». Исследователи сразу предупредили, что они не делали количественной оценки уровня «социальной апатии», но дали понять, что феномен достаточно распространен, что, впрочем, не обязательно плохо. По словам господина Виноградова, апатия может иногда работать, например, как способ защиты от суицида.
По результатам экспертных интервью, представители «Петербургской политики» выделили несколько возможных причин распространения социальной апатии в российском обществе.
Некоторые считают, что это мировой тренд, связанный не только с пандемией коронавируса, но и с быстро прогрессирующей цифровизацией и переносом многих социальных связей в виртуальное пространство. Другие эксперты предположили, что апатия может быть следствием действий власти по симуляции политической повестки или ее размыванию. «Третьей волны нет, но индийский штамм нас накрыл, но в России ситуация улучшается, но ухудшается за счет Москвы, откуда (вирус) потащат в регионы, как в прошлом году, но у нас кэшбэк за туризм по России, а Москва (транспортный) хаб, поэтому вакцинируйтесь, чтобы снять маски, которые все равно нужно носить, но необязательно, хотя и обязательно, но лучше не снимать, поэтому ужесточим контроль, но на самом деле не ужесточим, поэтому носите на подбородке, как носили» — так исследователи суммировали противоречивую риторику властей разных уровней, которая сама по себе способна вызвать апатию.
Ряд опрошенных экспертов отметили, что власть говорит с обществом как с ребенком, а общество, сравнить которое можно скорее с подростком, чувствует фальшь и уходит от конфликта, предпочитая «не ссориться с родителями».
При этом Михаил Виноградов считает, что социальная апатия дает власти определенные возможности. Она способствует низкой популярности действий, нацеленных на изменения, разрушение и самоуничтожение, пояснил эксперт. Благодаря апатии граждане неспособны вырабатывать стратегии протестных действий, и это дает власти относительную свободу рук. В то же время нарастают и риски: негатив накапливается в обществе в силу дефицита каналов его выплеска, и даже редкие проявления протестов приобретают политическую значимость.
«Инсомар» изучал социальную апатию с помощью фокус-групп, проведенных в октябре—ноябре 2021 года во Владивостоке, Тольятти и селах Ленинградской области. Среди факторов, способствующих апатии, эксперты выделили экономические проблемы, пандемию и антиковидные меры властей, состояние информационного поля — в частности, отсутствие привлекательного образа будущего, усиление репрессивной риторики и даже погодные условия. Выход из состояния апатии впавшие в нее респонденты видят главным образом в повышении доходов. Господин Виноградов же перечисляет совсем другие выходы из состояния апатии: депрессию, агрессию, панику, эйфорию и мобилизацию.
Андрей Винокуров
ценностей больше нет. Российское общество накрыла социальная апатия
Социологи объяснили, что в формировании апатичного ощущения участвуют сразу все факторы — экономические проблемы, пандемия и антиковидные меры властей, состояние информационного поля, отсутствие привлекательного образа будущего, усиление репрессивной риторики и даже погодные условия
Чрезвычайные происшествия, криминал, проблемы здравоохранения, бродячие собаки, межнациональные и другие конфликты, а также резонансные заявления региональных чиновников и депутатов – все эти темы давно уже в топе медийного потребления, однако сейчас, по свидетельствам аналитиков популярного канала «Незыгарь» фиксируется возрастающий тренд на проактивное конструирование таких фобий в общественном сознании.
Эксперты по масс-медиа констатируют приоритетный запрос аудитории на тревожный контент и связывают его с высоким уровнем беспокойства значительной части российского общества. Ковидокризис очень серьезно повлиял на ментальное состояние общества, усилил ощущение тревоги и неопределенности, что влияет и на текущие параметры медийного потребления.
Помимо этого, обращает на себя внимание рост интереса к оккультным и эзотерическим факторам в общественном дискурсе, что также позволяет говорить об усилении иррациональности в структурах социальности.
Такой эмоциональный фон, в свою очередь, заставляет людей замыкаться на текущих проблемах и усиливает социальный пессимизм, а также уменьшает радиус общественного доверия. Такого рода тенденции порождают в российском обществе, в первую очередь, повальную социальную апатию.
Социологи из фонда «Петербургская политика» и компании ИНСОМАР провели исследование этого явления, которым поражено российское общество.
Сформулировали определение: «Социальная апатия — преобладающее в обществе состояние устранения от социальных и политических взаимодействий, сопровождающееся угнетенным психоэмоциональным фоном.»
Обнаружили, что это исключительно русское понятие. В мировой литературе используются слова «неучастие», «аномия», которые не передают всего масштаба явления.
По итогам исследования сложилось три версии, что такое социальная апатия в России. Первое — это отторжение всего социально-политического, от партий до активности ТСЖ. Второе — это угнетенное состояние, отторгающее ценность любого действия. «Какой смысл, все равно ничего не поменять, от нас ничего не зависит, все бесполезно». И третье — это пониженный интерес к ценности сегодняшнего дня.
В формировании апатичного ощущения участвуют сразу все факторы — экономические проблемы, пандемия и антиковидные меры властей, состояние информационного поля, отсутствие привлекательного образа будущего, усиление репрессивной риторики и даже погодные условия. Погружение в апатию может быть долгим. А вот выход часто бывает стремительным и спонтанным, причем возможны 4 варианта выхода: депрессия, агрессия, паника и эйфория.
Ситуация в целом неблагоприятно влияет на ментальное здоровье социума и способствует накоплению отрицательных эмоций и стресс-факторов. Учитывая, что инерция ковидокризиса будет длительной эксперты прогнозирует сохранение такой структуры общественных настроений в средне- и долгосрочной перспективе, уверены социологи.
Материалы по теме:
Почему политическая активность перестройки обернулась апатией сегодняшнего дня
Алексей Макаркин: «Рейтинг «Единой России» может расти от усталой апатии граждан»
Воспитали на свою голову: апатия избирателей грозит разрушением системы власти
СМИБедностьКризисСоциологиявойнагражданское обществообществоПсихология Общественное мнениепандемия
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Захват социальной апатии: роль кинематики действия «дотянуться до захвата» для оценки социальной апатии при легких нейрокогнитивных расстройствах
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Эл. адрес: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый будний день
Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
Полнотекстовые ссылки
ИОС Пресс
Полнотекстовые ссылки
. 2021;81(2):569-582.
DOI: 10.3233/JAD-200966.
Валерия Манера 1 2 , Гуэнда Гальперти 3 4 , Эрика Ровини 3 4 , Радиа Зегари 1 2 , Джанмария Манчиоппи 3 4 , Лаура Фиорини 5 , Ориан Грос 1 2 6 , Орели Мутон 1 2 7
, Филипп Робер 1 2 7 , Филиппо Кавалло 5 3 4Принадлежности
- 1 Лаборатория CoBTeK, Университет Лазурного Берега, Ницца, Франция.
- 2 IA Association, Ницца, Франция.
- 3 Институт биоробототехники, Scuola Superiore Sant’Anna, Понтедера, Италия.
- 4 Кафедра передового опыта в области робототехники и искусственного интеллекта, Scuola Superiore Sant’Anna, Пиза, Италия.
- 5 Факультет промышленной инженерии Флорентийского университета, Флоренция, Италия.
- 6 Кафедра логопедии, Университет Лазурного Берега, Ницца, Франция.
- 7 Center Mémoire de Ressources et de Recherche, Университетская больница Ниццы, Ницца, Франция.
- PMID: 33814424
- DOI: 10.3233/JAD-200966
Валерия Манера и др. Дж. Альцгеймера Дис. 2021.
. 2021;81(2):569-582.DOI: 10.3233/JAD-200966.
Авторы
Валерия Манера 1 2 , Гэнда Гальперти 3 4 , Эрика Ровини 3 4 , Радиа Зегари 1 2 , Джанмария Манчиоппи 3 4 , Лаура Фиорини 5 , Ориан Грос 1 2 6 , Орели Мутон 1 2 7
Принадлежности
- 1 Лаборатория CoBTeK, Университет Лазурного Берега, Ницца, Франция.
- 2 IA Association, Ницца, Франция.
- 3 Институт биоробототехники, Scuola Superiore Sant’Anna, Понтедера, Италия.
- 4 Кафедра передового опыта в области робототехники и искусственного интеллекта, Scuola Superiore Sant’Anna, Пиза, Италия.
- 5 Факультет промышленной инженерии Флорентийского университета, Флоренция, Италия.
- 6 Кафедра логопедии, Университет Лазурного Берега, Ницца, Франция.
- 7 Center Mémoire de Ressources et de Recherche, Университетская больница Ниццы, Ницца, Франция.
- PMID: 33814424
- DOI: 10.3233/JAD-200966
Абстрактный
Фон: Социальная апатия, снижение инициативы в предложении или участии в социальной деятельности или взаимодействии, часто встречается при легких нейрокогнитивных расстройствах (БДН). Текущая оценка апатии основывается на самоотчетах или клинических шкалах, но все больше внимания уделяется определению более объективных, измеримых и неинвазивных показателей апатии.
Задача: В настоящем исследовании мы исследовали интерес к записи кинематики действий в социальной задаче «дотянуться до захвата» для оценки социальной апатии.
Методы: В исследовании приняли участие 30 человек: 11 здоровых лиц контрольной группы (ГЦ; 6 женщин, средний возраст = 68,3±10,5 года) и 19 человек с БДН (13 женщин, средний возраст = 75,7±6,3 года). На основании диагностических критериев апатии субъекты БДН были классифицированы как социально апатичные (БДН, N = 9).) по сравнению с неапатичными (NA-MND, N = 10). SensRing, носимый датчик в форме кольца, надевали на их указательный палец, и испытуемых просили дотянуться и взять банку, чтобы поместить ее в чашку (индивидуальное условие) и передать ее партнеру (социальное состояние).
Полученные результаты: В фазе действия «дотянуться до захвата» HC и NA-MND показали разные профили ускорения и скорости в социальном и индивидуальном условиях. Никаких различий не было обнаружено для A-БДН.
Вывод: Предыдущие исследования показали интерес к регистрации уровня еженедельной двигательной активности пациентов для оценки апатии. Здесь мы показали, что 10-минутное задание «дотянуться до захвата» может предоставить информацию для дифференциации социально апатичных и неапатичных субъектов с БДН, тем самым предоставив инструмент, который легко использовать в клинической практике. Необходимы будущие исследования с большей выборкой, чтобы лучше охарактеризовать эти результаты.
Ключевые слова: Апатия; диагностика; намерение; мотивация; двигательная активность; нейрокогнитивные расстройства; социальное поведение; социальная изоляция.
Похожие статьи
Носимая инерциальная система в форме кольца для выявления нарушений планирования действий во время последовательностей «дотянуться до захвата»: экспериментальное исследование.
Ровини Э., Гальперти Г., Манера В., Манчиоппи Г., Фиорини Л., Грос А. , Роберт П., Кавалло Ф. Ровини Э. и др. J Neuroeng Rehabil. 2021 27 июля; 18 (1): 118. дои: 10.1186/с12984-021-00913-4. J Neuroeng Rehabil. 2021. PMID: 34315497 Бесплатная статья ЧВК.
«Игра на интерес»: игровое приложение для улучшения оценки апатии у пациентов с нейрокогнитивными расстройствами.
Зегари Р., Манера В., Фабр Р., Гершуш Р., Кениг А., Фан Тран М.К., Роберт П. Зегари Р. и др. Дж. Альцгеймера Дис. 2020;74(2):669-677. дои: 10.3233/JAD-191282. Дж. Альцгеймера Дис. 2020. PMID: 32083586
SensRing, новое носимое кольцевидное устройство для объективного анализа движений «дотянуться до захвата».
Ровини Э., Гальперти Г., Фиорини Л., Манчиоппи Г., Манера В., Кавалло Ф. Ровини Э. и др. Annu Int Conf IEEE Eng Med Biol Soc. 2020 июль; 2020: 4020-4023. doi: 10.1109/EMBC44109.2020.9176116. Annu Int Conf IEEE Eng Med Biol Soc. 2020. PMID: 33018881
Суицидальная идея.
Хармер Б., Ли С., Дуонг ТВХ, Саадабади А. Хармер Б. и др. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. PMID: 33351435 Бесплатные книги и документы.
О нейросхеме хватания: влияние намерения действия на кинематическую асимметрию в действиях хватания.
Флиндалл Дж., Гонсалес CLR. Флиндалл Дж. и др. Atten Percept Psychophys. 2019 окт;81(7):2217-2236. doi: 10.3758/s13414-019-01805-5. Atten Percept Psychophys. 2019. PMID: 312
Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Типы публикаций
термины MeSH
Полнотекстовые ссылки
ИОС Пресс
Укажите
Формат: ААД АПА МДА НЛМ
Отправить по номеру
Доводы в пользу социальной апатии – будущее Америки
Консерваторы достаточно часто жалуются на «проснувшихся левых», но одна из проблем «пробуждения» заключается в том, что оно выходит за рамки левых и правых. Чрезмерный анализ всего, основанный на идеологии и политике, губителен для личного счастья.
Поскольку технологии продолжают делать нашу жизнь более взаимосвязанной, они подвергают нас множеству социальных проблем по всему миру, от изменения климата до нарушений прав человека в Китае. А с ростом общественного сознания возникает чувство долга заботиться о том, как наши действия влияют на мир. Однако эта социальная забота может стать подавляющей и непрактичной перед лицом сложного мира с, казалось бы, бесконечными проблемами. Я не имею в виду, что люди должны заботиться только о себе, но быть хорошим человеком и помогать людям в своей жизни — это совсем не то, что пытаться решить мировые проблемы.
Может быть, когда заинтересованная толпа осуждает Дэйва Шаппеля, или «Baby It’s Cold Outside», или классические рок-песни или [выберите последнюю историю культуры отмены], реальная проблема не в том, что они неверны, что эти вещи способствуют социальному негативу. идеи, а скорее то, что идентификация вещей через эту линзу утомительна. Он создает мир, в котором ничто не может быть получено само по себе без анализа всех возможных внешних факторов. Это тот же менталитет людей, которые хотят запретить жестокие видеоигры, фильмы Квентина Тарантино или рок-музыку из-за ее негативных социальных последствий. Какова бы ни была цель, она подчиняет стремление к личному счастью социальному долгу, что утомительно и заставляет людей жаждать аполитичного облегчения, особенно когда кажется невозможным жить по-настоящему нравственно невинным образом.
В первом сезоне сериала Netflix «Половое воспитание » (ни в коем случае не правого сериала) самопровозглашенный главный герой-подросток называет школьные танцы «присвоенной американской традицией, которая прославляет сексизм и торгует нереалистичным изображением романтическая любовь.» Но когда его романтический интерес проявляет интерес к танцу, он отмахивается от своих идеологических опасений и спрашивает ее. Поиск наслаждения перевешивает идеологическое благочестие. Настойчивость в общественном сознании также высмеивается персонажем Бриттой Перри в «9».Сообщество 0289 и Лесли Ноуп в Парки и зоны отдыха .
Девятнадцать восемьдесят четыре так часто упоминается в связи с цензурой, авторитаризмом и правительственной слежкой, что это стало клише. Но роман Джорджа Оруэлла также показывает безрадостность общества, в котором всепоглощающая идеология. «Долг перед партией и государством» является движущей силой каждого аспекта жизни — развлечений, отдыха, даже секса — и стремление к частной жизни считается подозрительным:
В принципе у члена партии не было свободного времени, и он никогда не оставался один, кроме как в постели. Предполагалось, что когда он не работает, не ест и не спит, он принимает участие в каком-то коллективном отдыхе: делать что-либо, предполагающее вкус к одиночеству, даже гулять в одиночестве всегда было немного опасно. В новоязе для этого было слово: СОБСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ, называлась она, что означало индивидуализм и эксцентричность.
В качестве другого примера возьмем веганство. Несмотря на то, что многие люди знают о жестокости промышленного животноводства и экологических последствиях мясной диеты, лишь немногие решаются отказаться от употребления в пищу животных. Тех, кто это делает, стереотипно считают проповедниками, особенно если они осуждают других за их выбор еды.
Я лицемер, потому что сел на пескетарианскую диету, отчасти из экологических соображений (хотя я также сделал это в интересах своего здоровья). Хотя некоторых людей привлекает растительная пища, многие жаждут мяса (я люблю), считают вегетарианство нецелесообразным и в конце концов возвращаются к мясу. Также возникает вопрос, от чего нужно воздерживаться. Я отказался от мяса, но как насчет нарушений прав человека и экологических проблем рыбной промышленности? Если я исключаю рыбу, что насчет вредителей, которых убивают во время выращивания сельскохозяйственных культур? Чтобы по-настоящему защитить животных, должен ли я обратиться в джайнизм и подметать землю перед собой, когда иду, чтобы не наступить на насекомых?
Сколько я должен мучиться над каждым своим действием, пытаясь рассчитать и взвесить его влияние на окружающую среду, общество, права человека, экономику, COVID-19 и т. д.?
Философ-утилитарист Питер Сингер написал в своем эссе «Голод, изобилие и мораль», что люди морально обязаны жертвовать свои излишки богатства бедным странам, потому что голодающие нуждаются в деньгах больше, чем люди, использующие их для покупки предметов роскоши. По словам Сингера, не сделать этого было бы равносильно отказу спасти тонущего ребенка, потому что вы не хотите испортить свою одежду. Если довести его до логического завершения, этот принцип потребует от вас пожертвовать все ваше второстепенное имущество, и все же это кажется абсурдным большинству людей.
Человеку достаточно сложно с уверенностью знать, что правильно для его собственной жизни, не говоря уже о том, чтобы предсказать, что принесет пользу миру. Какие бы жертвы мы ни приносили, они могут быть контрпродуктивными, бесплодными или частью сизифовой борьбы с огромными проблемами. Например, переработка кажется простым способом уменьшить количество отходов, но большая часть нашей переработки на самом деле попадает на свалки.