как рассуждать последовательно и логично
Третий урок курса посвящен аргументации и ее практическим особенностям. Но прежде чем мы перейдем к основному материалу, поговорим немного на тему того, почему вообще с позиции критического мышления необходимо уметь аргументировать свое мнение, а также доверять только аргументированным мнениям.
Содержание:
- Что такое аргументация и почему она важна?
- Практические основы аргументации: структура, базовые правила, критерии оценки аргументов
- Основные методы аргументирования
- Задание на взаимопроверку
- Правила аргументации
- Конструкции аргументирования и приемы аргументации
- Тактика аргументации
- Немного об убедительных доводах
Что ж, приступим.
Что такое аргументация и почему она важна
Термин «аргументация» происходит от латинского слова «argumentatio», что означает «приведение аргументов». Это значит, что мы приводим какие-либо доводы (аргументы) с целью вызвать доверие или сочувствие к выдвигаемому нами тезису, гипотезе или утверждению. Комплекс таких доводов и является аргументацией.
Задача аргументации – сделать так, чтобы адресат принял выдвигаемую автором теорию. И по большому счету аргументацию можно назвать междисциплинарным исследованием выводов как результата логических рассуждений. Аргументация имеет место и в научной, и в бытовой, и в правовой, и в политической сферах; всегда применяется в беседах, диалогах, убеждениях, переговорах и т.д.
Аргументация – это явление исторического характера, и она видоизменяется с течением времени. Для ее выражения служат языковые средства, например, произнесенные или написанные утверждения. Эти утверждения, их взаимосвязи и влияние на человека изучает теория аргументации.
Аргументация есть деятельность целенаправленная, и она способна как усилить, так и ослабить чьи-либо убеждения. Также это и социальная деятельность, ведь когда человек аргументирует свою позицию, он воздействует на тех, с кем контактирует. Здесь подразумевается диалог и активная реакция противоположной стороны на доказательства и свидетельства. Кроме того, предполагается и адекватность собеседника, и его способность к рациональному взвешиванию аргументов, их принятию или оспариванию.
Именно благодаря аргументации человек может доходчиво объяснить кому-либо свою точку зрения, подтвердить ее истинность вескими доводами, исключить непонимание. Грамотно аргументированные суждения сводят к минимуму сомнения, говорят о правдивости и серьезности выдвигаемых гипотез, предположений и заявлений. К тому же если человек в состоянии привести веские аргументы в свою пользу, это служит показателем того, что он уже не раз критически оценил всю имеющуюся у него информацию.
По этой же причине и доверять стоит только тем сведениям, которые могут быть достойно аргументированы. Это будет означать, что они проверены, доказаны и истинны (или хотя бы попытка к этому была сделана). Собственно, это и есть цель критического мышления – ставить что-то под сомнение, чтобы найти подтверждающие или опровергающие факты.
Из всего, сказанного выше, можно заключить, что аргументирование является самым правильным и открытым способом воздействия на мнения и решения других людей. Естественно, чтобы обучение критическому мышлению дало результат, а аргументация была эффективной, необходимо знать не только теоретические, но и практические ее основы. Ими мы и продолжим.
Практические основы аргументации: структура, базовые правила, критерии оценки аргументов
Объем понятия «аргументирование» очень глубок. Учитывая то, что это, пожалуй, самая трудная из стадий убеждения, она требует от человека знаний и владения материалом, выдержки и умения концентрироваться, напористости и корректности высказываний. При этом нужно помнить, что автор аргументов всегда зависит от своего собеседника, т.к. последний будет решать, приемлемы для него аргументы или нет.
Аргументация имеет свою структуру. Выглядит она так:
1 |
Выдвижение тезиса – формулировка своей позиции, предложения или мнения. |
2 |
Приведение аргументов – сюда относятся свидетельства, доказательства и доводы, посредством которых автор обосновывает свою позицию (аргументы должны объяснять, почему собеседник должен вам верить или соглашаться с вами). |
3 |
Демонстрация – имеется в виду демонстрация взаимосвязи тезиса с аргументами (именно на этом этапе достигается убеждение). |
При помощи аргументации можно частично, либо полностью изменить мнение и точку зрения собеседника. Однако чтобы достичь успеха, нужно следовать нескольким важным правилам:
- Оперировать нужно убедительными, точными, ясными и простыми понятиями.
- Информация должна быть правдивой (если достоверность данных не установлена, то не нужно их использовать, пока все не будет проверено).
- В процессе разговора нужно подбирать определенный темп и конкретные способы аргументации, основываясь особенностях своего характера и темперамента.
- Все аргументы должны быть корректны; никакие личные нападки не допускаются.
- Рекомендуется воздерживаться от использования неделовых высказываний, которые затрудняют понимание информации; лучше оперировать наглядными доводами; при освещении негативной информации в обязательном порядке указывается ее источник.
Для человека, хорошо знакомого с тем, о чем он говорит, не составит особого труда подобрать хорошие аргументы. Но чаще всего, если есть задача убедить своего собеседника, лучше запастись убедительными доводами заранее. К примеру, можно набросать их список, а затем проанализировать и определить наиболее эффективные. Но здесь следует знать, как определять сильные и слабые аргументы. Делается это при помощи критериев их оценки:
✔ | Эффективные аргументы всегда основаны на фактах. Исходя из этого, из составленного заранее перечня сразу можно отбросить сведения, которые нельзя подкрепить фактами. |
✔ | Эффективные аргументы всегда имеют прямое отношение к предмету обсуждения. Все остальные аргументы должны быть исключены. |
✔ | Эффективные аргументы всегда актуальны для собеседника. По этой причине нужно заблаговременно выяснить, какой интерес доводы будут представлять для адресата. |
Если вы уверены в том, что ваши аргументы соответствуют предлагаемым критериям, можно переходить непосредственно к аргументации. Исходя из этого, развитие критического мышления предполагает освоение основных методов аргументирования.
Основные методы аргументирования
Теория аргументации предлагает использовать достаточно много методов аргументирования. Мы расскажем о наиболее действенных из них с нашей точки зрения. Они подходят как для делового, так и для повседневного общения.
1
Фундаментальный метод
Смысл метода состоит в прямом обращении к человеку, которого вы хотите познакомить фактами, представляющими основу ваших умозаключений.
Но в применении таких сведений не нужно чересчур усердствовать. Слишком большое количество цифр действует утомляюще, вследствие чего аргументы теряют свой эффект. Важно также и то, что некорректные данные могут ввести слушателя в заблуждение.
ПРИМЕР: Преподаватель университета приводит статистику о студентках-первокурсницах. Исходя из нее, 50% студенток родили детей. Цифра впечатляющая, но в действительности выясняется, что на первом курсе было лишь две девушки, и только одна родила.
2
Метод игнорирования
Чаще всего игнорирование применяется в спорах, диспутах и беседах. Смысл таков: если вы не можете опровергнуть предлагаемый вам оппонентом факт, вы можете успешно игнорировать его значение и ценность. Когда вы видите, что человек придает значение тому, что, на ваш взгляд, не имеет особой важности, вы просто фиксируете это и пропускаете «мимо ушей».
3
Метод противоречия
По большей части этот метод можно назвать защитным. Его основой является выявление противоречий в рассуждениях оппонента и фокусировании на них внимания. В результате, если его доводы безосновательны, вы легко окажетесь в выигрыше.
ПРИМЕР (спор Пигасова и Руднева на тему существования убеждений, описанный И. С. Тургеневым):
«— Прекрасно! — промолвил Рудин. — Стало быть, по-вашему, убеждений нет?
— Нет и не существует.
— Это ваше убеждение?
— Да.
— Как же вы говорите, что их нет. Вот вам уже одно, на первый случай. — Все в комнате улыбнулись и переглянулись».
4
Метод «Да, но»
Самые лучшие результаты представленный метод дает тогда, когда оппонент с предубеждением относится к теме беседы. Учитывая то, что предметы, явления и процессы имеют как положительные, так и отрицательные стороны, это метод дает возможность увидеть и обсудить альтернативные способы решения проблемы.
ПРИМЕР: «Как и вы, я прекрасно осознаю все перечисленное вами в качестве преимуществ. Однако вы не учли и некоторые недостатки…» (Далее одностороннее мнение собеседника последовательно дополняется аргументами с новой позиции).
5
Метод сравнения
Этот метод отличается высокой эффективностью, т.к. делает речь автора яркой и внушительной. Также данный метод можно назвать одной из форм метода «извлечения выводов». Благодаря ему аргументация становится весомой и явной. Для усиления рекомендуется применять общеизвестные аналогии с явлениями и предметами.
ПРИМЕР: «Жизнь за Полярным кругом можно сравнить с пребыванием в холодильнике, дверь которого никогда не открывается».
6
Метод «Бумеранг»
«Бумеранг» позволяет применять против оппонента его же «оружие». В методе отсутствует доказательная сила, но, несмотря на это, он самым серьезным образом влияет на слушателя, в особенности, если использовать остроумие.
ПРИМЕР: Во время выступления В. В. Маяковского перед жителями одного из московских районов по поводу решения в СССР проблем интернационального характера кто-то из зала вдруг спросил: «Маяковский, вы какой национальности? Вы родились в Багдати, значит, вы грузин, да?».
Маяковский посмотрел на этого человека и увидел пожилого рабочего, искренне желающего разобраться в проблеме и так же искренне задающего свой вопрос. По этой причине он по-доброму ответил: «Да, среди грузин — я грузин, среди русских — я русский, среди американцев — я был бы американцем, среди немцев — я немец».
Одновременно с этим два парня из первого ряда решили съехидничать: «А среди дураков?».
На это Маяковский ответил: «А среди дураков я в первый раз!».
7
Метод частичной аргументации
Один из самых популярных методов. Его смысл сводится к тому, что монолог оппонента расчленяется на явно различимые части с применением фраз «это явно неверно», «на этот вопрос можно посмотреть по-разному», «это точно» и т.п.
Интересно, что основой метода служит известный тезис: если в любом доводе и выводе всегда можно отыскать нечто сомнительное или недостоверное, то уверенное давление на собеседника позволяет прояснить даже самую затруднительную ситуацию.
ПРИМЕР: «Все, что вы рассказали нам о принципах работы очистных сооружений теоретически совершенно правильно, однако на практике нередко приходится делать серьезные исключения из правил» (Далее перечисляются обоснованные аргументы в пользу вашей позиции).
8
Метод «Видимая поддержка»
Относится к методам, к применению которых нужно готовиться. Использовать же его нужно в ситуациях, когда оппонентом, например, в споре, являетесь вы. Суть метода такова: допустим, собеседник озвучил вам свои доводы по поводу обсуждаемой проблемы, и слово переходит к вам. Здесь и кроется хитрость: в начале своей аргументации вы не высказываете ничего в противовес словам оппонента; вы даже приводите новые аргументы в его поддержку, удивляя этим всех присутствующих.
Но это лишь иллюзия, ведь далее последует контратака. Проводится она примерно по такой схеме: «Но…. в подтверждение своей точки зрения вы забыли привести несколько других фактов… (перечисляете эти факты), и это еще не все, ведь…» (Далее следуют ваши аргументы и доказательства).
Ваша способность мыслить критически и аргументировать свою позицию серьезно разовьется, даже если вы ограничитесь освоением вышеизложенных методов. Однако если ваша цель – достичь в данной области профессионализма, этого будет крайне мало. Чтобы начать двигаться дальше, нужно изучить другие составляющие аргументирования. Но прежде давайте немного попрактикуемся.
Задание на взаимопроверку
Только что вы познакомились с методами аргументирования, и теперь предлагаем вам немного потренироваться в их применении.
Ниже даны три фразы. Представьте, что вам говорит их ваш собеседник, и попробуйте парировать каждую при помощи одного из методов.
Фразы:
- Ты же говорил, что поддержишь меня в любой ситуации?!
- Тебе место в дурдоме!
Это задание на взаимную проверку, поэтому сначала вам нужно проверить 2 работы других пользователей, а затем загрузить свою. При проверке чужих работ оцените оригинальность ответов и то, насколько они эффективны и аргументированны.
Cтатистика На весь экран
Уверены, у вас получилось выполнить задание и подобрать правильные слова. Однако любая аргументация всегда строится на определенных правилах, и именно о них мы и поговорим далее.
Правила аргументации
Правила аргументации достаточно просты, но каждое из них отличается набором своих особенностей. Всего этих правил четыре:
1
Правило первое
Оперируйте убедительными, точными, ясными и простыми терминами. Имейте в виду, что убедительность легко теряется, если приводимые доводы размыты и абстрактны. Также берите во внимание то, что в большинстве случаев люди улавливают и понимают намного меньше, чем хотят показать.
2
Правило второе
Метод аргументации и ее темп желательно подбирать в соответствии с особенностями своего темперамента (о типах темперамента вы можете почитать здесь). Это правило предполагает:
- Свидетельства и факты, озвученные по отдельности, действуют более эффективно, чем те, которые преподносятся все вместе.
- Несколько (три-пять) наиболее ярких доводов более действенны, чем множество средних фактов.
- Аргументирование не должно иметь форму «героического» монолога или декларирования.
- При помощи грамотно расставленных пауз можно достичь лучшего результата, нежели при помощи потока слов.
- Большее воздействие на собеседника оказывает активное, а не пассивное построение высказываний, в особенности, когда нужно привести доказательства (к примеру, фраза «мы это сделаем» намного лучше фразы «это можно сделать», слово «заключить» намного лучше фразы «сделать заключение» и т.д.)
3
Правило третье
Аргументация всегда должна выглядеть корректной. Это значит:
- Если человек прав, открыто признавайте это, даже если последствия могут быть для вас неблагоприятными.
- Если собеседник принял какие-либо аргументы, в дальнейшем старайтесь использовать именно их.
- Избегайте фраз-пустышек, свидетельствующих о снижении концентрации и ведущих к нецелесообразным паузам для выигрыша времени или поиска нити разговора (такими фразами могут быть: «не было сказано», «можно и так, и так», «наряду с этим», «иначе говоря», «более или менее», «как я уже сказал» и т. п.)
4
Правило четвертое
Адаптируйте аргументы к личности собеседника:
- Выстраивайте аргументацию, учитывая мотивы и цели оппонента.
- Помните, что так называемая «чрезмерная» убедительность может вызвать неприятие со стороны оппонента.
- Старайтесь не применять формулировки и выражения, затрудняющие понимание и аргументирование.
- Стремитесь к максимально наглядному изложению своих доказательств, соображений и идей с приведением примеров и сравнений, но помните, что они не должны расходиться с опытом собеседника, т.е. должны быть близки и понятны ему.
- Избегайте крайностей и преувеличений, чтобы не вызвать недоверия оппонента и не поставить под сомнение всю свою аргументацию.
Следуя этим правилам, вы повысите внимание и активность собеседника, минимизируете абстрактность своих высказываний, намного эффективнее увяжете аргументы и обеспечите максимальное понимание своей позиции.
Общение между двумя людьми, когда речь идет о спорах и дискуссиях, практически всегда происходит по схеме «атакующий – защитник». Очевидно, что вы можете оказаться как в первой, так и во второй позиции. По этому принципу формируются и конструкции аргументирования.
Конструкции аргументирования и приемы аргументации
Всего существует две основных конструкции аргументирования:
1 | Доказательная аргументация (применяется, когда нужно что-либо обосновать или доказать). |
2 | Контраргументация (применяется, когда нужно опровергнуть чьи-либо утверждения и тезисы). |
Для использования обеих конструкций принято оперировать одними и теми же приемами.
Приемы аргументации
Каким бы ни было ваше убеждающее воздействие, вы должны ориентироваться на десять приемов, применение которых оптимизирует вашу аргументацию и сделает ее более эффективной:
- Компетентность. Делайте аргументы более объективными, достоверными и глубокими.
- Наглядность. По максимуму применяйте знакомые всем ассоциации и избегайте абстрактных формулировок.
- Ясность. Увязывайте факты и свидетельства и остерегайтесь недосказанности, путаницы и двусмысленности.
- Ритм. Делайте свою речь более интенсивной по мере приближения к финалу, но не упускайте из вида ключевые вопросы.
- Направленность. Обсуждая что-либо, придерживайтесь конкретного курса, решайте ясные задачи и стремитесь к четким целям, заранее в общих чертах познакомив с ними оппонента.
- Внезапность. Учитесь увязывать факты и детали в необычной и неожиданной форме и тренируйтесь в использовании этого приема.
- Повторение. Акцентируйте внимание собеседника на главных идеях и положениях, чтобы оппонент лучше воспринимал информацию.
- Границы.
- Насыщенность. Излагая свою позицию, делайте эмоциональные акценты, вынуждающие оппонента быть максимально внимательным. Не забывайте также и понижать эмоциональность, чтобы закрепить мысли оппонента и дать ему и себе небольшую передышку.
- Юмор и ирония. Будьте остроумны и шутите, но не усердствуйте. Лучше всего действовать так, когда нужно парировать выпады собеседника или высказать неприятные для него доводы.
С использованием данных приемов ваш аргументационный арсенал пополнится серьезным оружием. Но, помимо методических аспектов, к которым по большей части относится техника аргументирования, искусство критически мыслить и последовательно рассуждать превосходно развивается тактикой аргументации.
Тактика аргументации
Освоить тактику аргументации не так сложно, как может показаться. Для этого нужно всего-навсего усвоить ее основные положения.
1
Использование аргументов
Аргументация должна начинаться уверенно. Не должно быть никаких колебаний. Основные аргументы излагаются в любой подходящий момент, но лучше делать это постоянно в новом месте.
2
Выбор техники
Техника (методы) должна выбираться с учетом психологических особенностей оппонента и своих собственных.
3
Избегание конфронтации
Чтобы фаза аргументации протекала нормально, следует стремиться к избеганию конфликтов и обострений, т.к. разные позиции и нагнетенная атмосфера, словно пламя, могут распространиться на другие области общения. И здесь мы должны указать на несколько нюансов:
- Критические вопросы рассматриваются или в самом начале, или в самом конце стадии аргументации.
- Деликатные вопросы обсуждаются наедине с собеседником еще до начала беседы или дискуссии, т.к. тет-а-тет достигаются гораздо большие результаты, чем при свидетелях.
- Когда ситуация сложная, всегда делается пауза, и только после того как каждый «выпустил пар», продолжается общение.
4
Поддержание интереса
Наиболее эффективно предлагать собеседнику варианты и сведения для заблаговременного вызова у него интереса к теме. Это значит, что изначально описывается текущее положение дел с акцентом на вероятные отрицательные последствия, а затем указываются возможные решения и подробно описываются их преимущества.
5
Двусторонняя аргументация
С помощью нее можно повлиять на человека, позиция которого не совпадает с вашей. Нужно указать на плюсы и минусы своего предложения. На результативность этого способа воздействуют интеллектуальные способности оппонента. Но, независимо от этого, нужно представить все недостатки, которые могли бы стать ему известны от других людей и из прочих источников информации. Что касается односторонней аргументации, она применяется тогда, когда у собеседника сформировалось свое мнение и когда у него нет возражений против вашей точки зрения.
6
Последовательность плюсов и минусов
Исходя из выводов социальной психологии, основное формирующее воздействие на позицию оппонента оказывает такая подача информации, где сначала перечисляются положительные стороны, а затем отрицательные.
7
Персонифицированная аргументация
Известно, что убедительность фактов зависит от восприятия людей (люди, как правило, некритичны к себе). Поэтому в первую очередь нужно постараться определить точку зрения собеседника, а после вставить ее в свою конструкцию аргументации. В любом случае следует стараться не допускать противоречивости аргументов оппонента и собственной аргументации. Самый простой путь к достижению этого – прямое обращение к своему визави, например:
- Что вы думаете по этому поводу?
- Вы правы.
- Как вы думаете, как можно решить этот вопрос?
Когда вы признаете правоту оппонента и проявите к нему внимание, вы поощрите его, а значит, он будет более восприимчив к вашей аргументации.
8
Составление выводов
Бывает так, что аргументация превосходна, но желаемая цель не достигается. Причиной тому служит неумение обобщить сведения и факты. Исходя из этого, для большей убедительности нужно в обязательном порядке самостоятельно делать заключения и предлагать их собеседнику. Помните, что далеко не всегда факты являются очевидными.
9
Контраргументация
Если вдруг вам приводят аргументы, которые видятся вам безупречными, не нужно паниковать. Напротив, следует сохранять хладнокровие и применить критическое мышление:
- Верны ли предлагаемые факты?
- Можно ли опровергнуть эту информацию?
- Можно ли выявить противоречия и неувязки в фактах?
- Не ошибочны ли предлагаемые выводы (хотя бы отчасти)?
Представленная тактика может стать заключительным элементом всей вашей стратегии аргументирования. И по большому счету, информации, с которой вы познакомились, вполне хватит, чтобы научиться профессионально аргументировать свою точку зрения, позицию и доводы. Но все же этот урок не будет полным, если мы не дадим еще несколько рекомендаций.
Заключить третий урок нашего курсы мы хотим небольшим разговором об убедительных доводах – еще одном важном элементе воздействия на мнение человека и группы людей.
Немного об убедительных доводах
Что такое убеждение? Если не разбираться в массе всевозможных трактовок и интерпретаций, убеждением можно назвать использование таких слов, которые склонят партнера по общению принять вашу точку зрения, поверить вашим словам или сделать так, как говорите вы. И как же этого добиться?
Знаменитый американский радикальный организатор и общественный деятель Саул Алинский создал совершенно простую теорию убеждения. Она гласит, что человек воспринимает информацию с позиции личного опыта. Если вы попробуете донести свою позицию до другого, не беря во внимание то, что он хочет сказать вам, вы можете даже не рассчитывать на успех. Говоря проще, если вы хотите убедить кого-то, вам нужно приводить ему аргументы, соответствующие его убеждениям, ожиданиям и эмоциям.
Ссылаясь на это, можно выделить четыре основных варианта действий при аргументировании:
1 |
Фактические данные. Несмотря на то, что иногда статистика может ошибаться, практически всегда факты неоспоримы. Сведения, полученные эмпирическим путем, считаются одним из самых убедительных инструментов для составления основы аргументации. |
2 |
Эмоциональное воздействие. Как говорил один из лучших американских психологов Абрахам Маслоу, люди лучше всего реагируют, когда мы обращаемся к их эмоциям. |
3 |
Личный опыт. Истории из собственной жизни и информация, проверенная на личном опыте, – это замечательные инструменты для воздействия на слушателя. Собственно, вы и сами можете в этом убедиться: послушайте человека, который рассказывает вам что-то «по учебнику», а затем послушайте того, кто сам пережил или сделал то, о чем говорит. Кому вы больше верите? |
4 |
Прямое обращение. Из всех существующих слов можно выбрать то, которое люди не устанут слушать никогда – это слово «Вы». Каждый задает себе вопрос: «А в чем от этого польза для меня?». Отсюда и еще один секрет убеждения: пытаясь кого-то в чем-то убедить, всегда ставьте себя на его место, а когда поймете его ход мышления, обратитесь к нему с помощью «Вы» и объясните то, что нужно, на «его» языке. |
Удивительно, но эти четыре простейших приема не применяются в жизни и работе огромным количеством людей, в частности теми, кто по каким-то причинам принижает достоинства персонализации, обращения к эмоциям и прямого общения с людьми. Но это грубейшая ошибка, и если вы желаете стать убедительным в своих словах, вы ни в коем случае не должны ее допускать. Соедините все изложенное в этом уроке в единое целое – и вы поразитесь, насколько легко и быстро можно научиться быть убедительным в любой жизненной ситуации.
Развитие критического мышления и навыка аргументирования снабдит вас огромным количеством преимуществ в семейной, повседневной и профессиональной жизни. Но опять же: есть вещи, которые могут стать помехами на вашем пути. Что это за препятствия? Ответ на этот вопрос мы дадим в следующем уроке, где перечислим большинство потенциальных помех и приведем немало интересных примеров.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.
Cтатистика На весь экран
Теперь же самое время побеседовать о препятствиях на пути критического мышления.
Кирилл
← 2 Научный метод4 Препятствия →
Правила аргументации: как развить этот навык и использовать его в работе
Содержание статьи
Если вы не раз отстаивали свою идею, но чаще всего проигрывали в споре, или приходилось принимать решение, которое никто не поддерживал из коллег, то навыки аргументации помогут лучше справиться с подобными ситуациями. В статье объясним, как правильно обосновать свое мнение.
Что такое аргументация
Аргументация — это объяснение своей позиции или мнения с помощью приведения доводов. Для отстаивания своей точки зрения обычно используют либо известные факты, либо логические заключения, которые могут подтвердить правоту спорящего. Приведем пример.
Аргумент
Спать ночью полезнее, чем днем, потому что в организме вырабатывается больше мелатонина в темноте. Этот гормон помогает быстрее засыпать и лучше восстанавливаться.
Не аргумент
Нужно ложиться спать ночью, потому что все так делают.
Из чего состоит аргументация
Тезис: «Билеты к экзамену нужно учить заранее, а не в последнюю ночь».
Аргумент: «Дело в том, что при регулярном повторении информация будет лучше запоминаться. А выученные билеты в последнюю ночь отложатся только в краткосрочной памяти и быстро забудутся, согласно кривой забывания Германа Эббингауза».
Пример: «Если выучить исторические даты за один день, то, скорее всего, через неделю вы не сможете вспомнить и половины».
Вывод: «Следовательно, готовиться к экзамену стоит за одну или две недели».
Правила аргументации
- Используйте в тезисах простые слова, которые будут понятны собеседнику. Откажитесь от абстрактных или сложных терминов.
Сложный аргумент
Максима представляет собой субъективные принципы волнения, которые нужно отделять от побуждений, волевых импульсов или страстей.
Понятный аргумент
Цели человека связаны с его поведением и поступками.
- Строить свои доводы логично и последовательно, избегая разных искажений.
Нелогичный аргумент
Любая информация сразу откладывается в краткосрочной памяти, поэтому учите билеты прямо перед экзаменом.
Логичный аргумент
В краткосрочной памяти информация хранится недолго. Если нужно выучить большой объем, то стоит заранее учить билеты и периодически их повторять, чтобы лучше запомнить материал.
- Отказаться от субъективных мнений и сомнительных аргументов. Лучше привести один убедительный довод, после которого не останется никаких вопросов.
Сомнительный довод
Для специалистов уже больше важны универсальные навыки, чем профессиональные.
Убедительный аргумент
По статистике SuperJob, 25% россиян работали в этом году над профессиональными навыками, а 12% — над навыками социального взаимодействия.
- В дискуссии не смешивать аргументы с примерами. Аргумент — это известный факт, а пример — это реальный случай, который подтверждает аргумент.
Пример
Мои коллеги прошли корпоративное обучение, и их эффективность увеличилась.
Аргумент
Согласно исследованию ANCOR, 1/3 сотрудников отметили, что корпоративное обучение помогло им увеличить продуктивность в кризисной ситуации.
- В процессе спора важно выделять маркерами тезисы и аргументы, чтобы вести человека по линии рассуждения, как навигатор.
Специальные фразы:
- для тезисов — «я убежден», «я уверен»;
- для аргументов — «потому что», «поскольку»;
- для выводов — «таким образом», «следовательно».
Теперь вы знаете, как правильно выстроить линию аргументации. А как распознать манипуляции в переговорах и противостоять им, можно узнать из нашего бесплатного онлайн-курса «Коммуникативная грамотность».
Аргументация Определение и значение — Merriam-Webster
доводы ˌär-gyə-mən-ˈtā-shən
-ˌmen-
1
: Закон или процесс формирования причин и сделок с выводами и применением их к делу в обсуждении
2
: дебаты, обсуждение
- аргумент .
- арги-барги [ в основном британцы ]
- туда-обратно
- разговор
- конфаб
- болтовня
- конференция
- проконсультироваться
- консультация
- совет
- адвокат
- дебаты
- обсуждение
- диалог
- диалог
- обсуждение
- обмен
- болтовня
- переговоры
- talk
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Он пытался использовать аргументация убеждать своих противников, а не силой. дело не подлежит аргументации ; мое решение окончательное
Недавние примеры в Интернете Ведущие интеллектуалы того мира, такие как теоретик ИИ Элиезер Юдковски, писали для онлайн-форума под названием «Меньше неправильного», который, как и эффективный альтруизм, также привлек сообщество молодых людей, больше интересующихся конкретными способами 9.0069 аргументация чем политика. — Ниташа Тику, Washington Post , 17 ноября 2022 г. Будущие дополнительные приложения искусственного интеллекта могут изменить ландшафт эффективного CI, представляя предпочтения в совещательных контекстах, используя языковые модели для выявления аргументов пробелов или точек консенсуса или вычисляя консенсус по кластерам мнений. — Wired , 15 августа 2022 г. А если серьезно, то эта линия аргументации является странной с научной точки зрения. — Разиб Хан, Discover Magazine , 4 января 2013 г. Пылкая аргументация Харриса иногда кажется повторяющейся или извилистой, но убежденность и исследование прожигают страницу и придают согласованность и актуальность пугающей теме. — Федерико Перельмутер, 9 лет.0069 Washington Post , 9 февраля 2023 г. Да, действительно, это была четверть века исключительного письма, требовательной аргументации , запоминающегося остроумия, очных споров, неустанного противодействия и беспощадного издевательства над глупыми и вредными идеями. — Рич Лоури, National Review , 4 октября 2021 г. Но дело в том, что речь идет о аргументации и доказательствах, а не только о количестве людей, которые во что-то верят. — Эллисон Уиттен, 9 лет.0069 Журнал Discover , 13 июля 2022 г. Джоллесу это удается, потому что его комедийные навыки хорошо подходят для аргументации . — Хершал Пандья, Стервятник , 14 октября 2022 г. Большая часть аргументации является скрипучей из-за этих анахроничных предположений и случайных выводов о частотах современных гаплогрупп, восходящих к древним географическим демографическим распределениям. — Разиб Хан, 9 лет.0069 Журнал Discover , 23 мая 2013 г. Узнать больше
Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «аргументация». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Первое известное использование
15 век, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование аргументации было в 15 веке
Посмотреть другие слова из того же века аргументированный
аргументация
спорный
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Аргументация».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www. merriam-webster.com/dictionary/argumentation. По состоянию на 5 апреля 2023 г.Копировать ссылку
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
джерримандер
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Старая добрая викторина
- мышеловка маслобойка
- дробилка для винограда стиральная машина
Проверьте свои знания и, возможно, узнаете что-нибудь по пути.
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?
PLAY
Аргументация: определение и типы | StudySmarter
Настоящая аргументация, пожалуй, самый важный способ общения в академическом и профессиональном мире. При эффективном использовании аргументация — это то, как люди обсуждают и обмениваются идеями. Когда люди изучают типы аргументации, они лучше способны анализировать и понимать аргументы других и делать более убедительные утверждения.
Что такое определение аргументации?
Слово «ссора» имеет негативные коннотации, связанные с эмоциональными переживаниями в личных отношениях. В результате слово «спорить» часто отождествляют со словом «драться». Однако аргументация означает не совсем то же самое в контексте риторики.
Риторика — это любой выбор, который делает коммуникатор, пытаясь убедить целевую аудиторию. Каждый раз, когда люди говорят или пишут, у них есть цель — убедить, проинформировать или развлечь, — и риторика является сердцевиной эффективного достижения этой цели. Риторические модусы — это все возможные способы организации общения. Несколько примеров риторических модусов включают причину и следствие, повествование, описание и иллюстрацию.
В риторическом смысле аргумент — это причина или несколько причин, призванных убедить аудиторию в истинности или обоснованности действия или идеи. Это не обязательно означает разногласия или напряженность среди участников дебатов. Аргументация — это риторический способ, используемый, когда кто-то явно выступает в поддержку определенной точки зрения.
Методы аргументации
Традиционно методы аргументации делятся на две категории: индуктивная и дедуктивная . Вы, наверное, слышали о дедуктивных рассуждениях, но важно понимать оба способа представления аргумента.
Рис. 1. Индуктивное рассуждение в аргументации использует подсказки, чтобы прийти к заключению.
Индуктивное рассуждение в аргументах
Индуктивное рассуждение учитывает несколько факторов и формирует обобщение на основе этих посылок. Эти факторы или «подсказки», если вы Шерлок Холмс, дают достаточно оснований полагать, что обобщение верно. Индуктивное рассуждение движется от конкретных деталей к широкому обобщенному заключению.
Допустим, вы сидите возле школы и подсчитываете количество людей в сандалиях. Предположим, вы насчитали несколько сотен студентов в теннисных туфлях и другой узкой обуви и только двадцать в сандалиях. В этом случае вы можете использовать индуктивное рассуждение, чтобы прийти к выводу, что учащиеся предпочитают носить закрытую обувь в вашей школе.
Дедуктивные рассуждения в аргументах
С другой стороны, дедуктивные аргументы начинаются с общего принципа и используют его, чтобы сделать конкретный логический вывод. Посылки дедуктивного рассуждения по необходимости гарантируют истинность заключения. Дедуктивное рассуждение движется от обобщений к конкретным выводам.
Дедуктивное рассуждение выглядит так:
A = B (общий принцип)
B = C (общий принцип)
Итак, A должно = C (конкретный вывод)
Все дельфины — млекопитающие (фактическая предпосылка). Все млекопитающие рождают живых детенышей (фактическая предпосылка). Следовательно, дельфины рождают живых детенышей (конкретный вывод, который должен быть верным по необходимости).
Люди все время используют дедуктивные рассуждения; они просто не знают, как это назвать, потому что это один из самых естественных способов представить аргумент.
Структура риторического аргумента
Понимание структуры аргумента важно не только для того, чтобы самому составить хороший аргумент, но и для анализа аргументов других.
Солидный аргумент состоит из двух основных частей: заключения (или основного утверждения) и посылки.
Альберт Эйнштейн был человеком (предпосылка) → Альберт Эйнштейн был смертным (заключение)
В этом примере из одного утверждения делается один вывод. Большинство аргументов, особенно в академической литературе, гораздо сложнее, чем это, с несколькими предпосылками, поддерживающими вывод, который может быть не так явно связан.
Рассмотрим следующий пример:
Заключение
Заключение — это основное утверждение, выдвигаемое аргументом. Может быть много более мелких утверждений, которые вас попросят принять в аргументе, но вывод является центральным утверждением всего аргумента.
Подумайте о аргументе в заливе Гуантанамо: какая часть является заключением? Это главное требование, которое заключается в том, что Америка должна закрыть лагерь для задержанных в заливе Гуантанамо. Однако основное утверждение не всегда располагается в начале, как в этом примере. Поскольку не всегда легко сказать, какое утверждение является выводом, вот несколько ключевых слов и фраз, обозначающих вывод:
Следовательно,
SO
. считаю основной претензией. Рассмотрим снова пример с бухтой Гуантанамо; было сделано несколько утверждений (например, сохранение открытого лагеря вредит международному положению Америки) в качестве причин верить основному утверждению.
Некоторые ключевые слова и фразы, которые указывают на то, что это предпосылка, включающая:
С
IF
Потому что
по этим. чье-либо или ваше собственное — это убедиться, что предпосылки действительно поддерживают главный аргумент. Было бы гораздо проще сделать это, если бы люди четко обозначили свои предпосылки и выводы, но вряд ли так будет всегда.
Люди обычно так не говорят и не пишут, поэтому вам нужно уметь следовать линии аргументации, чтобы определить обоснованность ее пунктов. Один из советов для этого — знать, какие типов аргументов вы, вероятно, увидите.
Типы аргументов
Человек может использовать три основных типа аргументов. У каждого есть особый подход к убеждению аудитории в заявлении, и они основаны на том, что нужно убедить эту аудиторию.
Рис. 2. Аргументация может принимать различные формы.
Классическая аргументация
Классическая модель аргументации наиболее часто используется и широко понимается в западной культуре. Он был разработан греческим философом и ритором Аристотелем (поэтому его иногда называют аристотелевским методом), и он предполагает, что существует три способа обращения к аудитории.
В классической модели аргументации можно апеллировать к эмоциям аудитории, логике или авторитету автора. Аристотель называл их соответственно пафосом, логосом и этосом.
Этос
Этос — это когда оратор или писатель использует свой авторитет или положение, чтобы убедить аудиторию что-то сделать или подумать.
Фрэнсис Сеймур и Нэнси Харрис, два эксперта из Института мировых ресурсов, объясняют, что вырубка тропических лесов имеет разрушительные последствия не только для этих экосистем, но и для всей планеты. 1
Ссылаясь на имена экспертов или кого-либо, пользующегося авторитетом в данной области, говорящий может привести мощный аргумент в свою пользу. Обычный человек не осмеливается спорить с экспертом в своей области. Включение цитат экспертов или известных личностей в поддержку ваших аргументов — это всегда отличный способ использовать силу духа.
Логос
Логос — это стиль аргументации, обращающийся к логической стороне аудитории. Это наиболее часто используемый академический метод письменной и устной речи, в котором логика имеет первостепенное значение.
Согласно BBC News, в 2020 году темпы обезлесения в Бразилии достигли самого высокого уровня с 2008 года: с августа 2019 года по июль 2020 года было уничтожено в общей сложности 11 088 квадратных километров (4 281 квадратных миль).
Использование статистики и данных отличный способ воздействовать на логическую сторону аудитории. Эта информация помогает доказать вашу точку зрения без необходимости давать много объяснений. Факты говорят сами за себя, как говорится.
Пафос
Пафос апеллирует к эмоциональной связи аудитории с темой. Эмоции — мощная сила, и при правильном использовании их можно использовать, чтобы убедить людей действовать или думать определенным образом.
Каждый год наши тропические леса сокращаются, убивая тысячи невинных животных, и ущерб, скорее всего, будет увеличиваться, если мы не будем действовать сейчас, чтобы сохранить будущее нашей планеты и всех ее живых существ.
Здесь спикер использует эмоции аудитории, чтобы попытаться убедить их к действию. Обращаясь к чувствам аудитории по отношению к невинным животным, оратор с большей вероятностью побудит кого-то что-то сделать.
Аргументация Роджера
Следующим стилем аргументации является метод Роджера . Этот стиль был введен психологом Карлом Роджерсом, и его цель — найти золотую середину между двумя крайностями аргумента.
Это особенно эффективный способ представить аргумент, когда два полюса оппозиции чрезвычайно далеки друг от друга. Как человек, представляющий аргумент, вы знаете, что если вы склонитесь к одной стороне аргумента, вы потеряете интерес 50 процентов аудитории, а если вы перейдете на другую сторону, вы потеряете остальные 50 процентов.
Проще говоря, чтобы использовать метод Роджера, вы должны признать обоснованность и подводные камни обеих сторон спора. Преодолейте разрыв между ними, ища способ найти компромисс. Вы можете сделать это, посмотрев, с чем они согласны.
В то время как противники домашнего обучения считают, что некоторые родители предпочитают обучаться дома из-за страха или экстремистских убеждений, сторонники говорят, что дети, обучающиеся на дому, здоровы и хорошо учатся благодаря домашнему обучению. Ключевым элементом, по-видимому, является то, принимаются ли во внимание индивидуальные потребности и стиль обучения ребенка, независимо от вовлеченных взрослых и их предпочтений в отношении ситуации. Обеспечение безопасности и образовательная поддержка являются наиболее важным приоритетом, поскольку общество продолжает бороться с этой темой.
Последнее утверждение ликвидирует разрыв между сторонниками и противниками домашнего обучения; все могут согласиться с тем, что безопасность и образование ребенка должны быть главным приоритетом.
Аргументация Тулмина
Последним методом аргументации является техника Тулмина , разработанная философом Стивеном Тулмином. Этот метод фокусируется на сборе наиболее веских доказательств для вывода. Метод Тулмина строится вокруг следующих трех основных частей аргумента: претензии, оснований и ордера.
Претензия — основной довод (вывод)
Основания — доказательства и данные, подтверждающие иск (предпосылку)
Доверенность — связь, которую можно провести между иском и основанием
Претензия: Школы не должны предлагать газировку в столовой
Основания: в целях защиты здоровья учащихся
Ордер: потому что газировка содержит чрезмерное количество сахара, что может привести к ожирению и заболеванию детей подвержены риску высокого кровяного давления и диабета 2 типа.
Иногда ордер конкретно не указывается. Это называется неявным ордером. В приведенном выше примере последнее утверждение можно было бы опустить, потому что многие люди понимают, что газировка содержит много сахара, что может иметь негативные последствия для здоровья. В других случаях полезно прямо указать ордер, потому что это усиливает аргумент.
Рис. 3. Аргументация — важный навык на работе и в школе.
В чем важность аргументации?
Искусство аргументации важно для всех учащихся; он учит, как систематически рассуждать в поддержку (или критику) идеи. Многие академические эссе построены вокруг аргументации как риторического способа, и вам будет предложено выбрать позицию по теме и аргументировать ее.
Практикуя аргументацию, вы также научитесь оценивать противоречивые утверждения, что является ключом к риторическому анализу. Риторический анализ является важным навыком, поскольку на вступительных экзаменах студентов часто просят тщательно проанализировать фрагменты текста, многие из которых представляют определенный аргумент.