Архетип Матери — Психология | NEWHOUSE
МАТЬ – это плотный, большой архетип, о котором можно говорить бесконечно, и работ об этом архетипе написано бесчисленное множество.
Более того – любой психотерапевтический процесс на каком-то своем этапе так или иначе «утыкается» в фигуру матери. По этой причине лектор считает мать злом всех вещей и началом всех вещей.
Сам по себе архетип Матери является исходным.
Юнг говорил, что он имеет огромное количество возможных архетипических проявлений. Если рассуждать в духе Платона, то даже в случае, когда у ребенка никогда не было реальной матери, он все равно имеет некий архетип, который кого-то или что-то принимает за мать. Сегодня в когнитивной психологии появляется очень много работ на тему влияния матери на ребенка в период своей беременности.
Есть стойкое ощущение, что на ребенке сказываются не только действия, но и помыслы матери в период беременности («Рановато мне», «Хочу девочку»).
В итоге ребенку в лицо говорят, что он желанный первенец, хотя на самом деле его мать на ранних сроках думала о прерывании беременности. Потом у человека начинаются жизненные проблемы, он идет к психотерапевту, и тут-то оно все и всплывает. Архетип Матери имеет множество форм проявления – это может быть мать или бабушка конкретного человека, крестная мать, свекровь/теща, какая-либо женщина, с которой человек находится в некоторых отношениях, а также кормилица или нянька.
Это может быть родоначальница или представительница белой расы, в высшем или переносном смысле – богиня, мать Бога, Дева, Деметра. В более широком смысле архетип может проявляться как церковь, университет, материя, Луна, город или страна, а в более узком – место рождения, пашня, сады, утесы, дерево, купель, цветок (роза или лотос, как вариант), источник, помогающие животные (напр.
Корова или заяц), матка или всякая полая форма (чугунок, хлебная печь) и т. д. Go figure. Как легко заметить, у архетипа Матери очень много проявлений, вследствие чего возникает закономерный вопрос – зачем он нам вообще нужен, если мать = всё, и что он в себе несет? В этой связи Юнг замечает, что все многообразие проявлений архетипа Матери можно разделить на три класса феноменов, в которых выражается проявление:МАТЬ КАК МАТЕРИЯ
В том случае, если наши проблемы с архетипом Матери находятся в этом аспекте, это проявляется в ситуациях, когда человек неловко обращается с вещами («руки не из того места»), причем это будет проявляться повсеместно (повесил занавески – одна ниже другой, мастерил скворечник – получился гроб). Это – один из диагностических признаков сложных взаимоотношений с архетипом Матери, который олицетворяет собой начало всего. В принципе, сюда же относится и аспект отношения к деньгам (например, человек бездумно растрачивает деньги, а потом дома жрать нечего).
СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
Нарушение этого аспекта проявляется в трудностях поддержания социальных связей (или обратный вариант, когда человек окружает себя другими людьми и носится с ними как квочка с цыплятами)
МАТКА
Чаще всего в буквальном смысле проявляется в проблемах с фертильностью (зачатие, вынашивание, рождение), а в символическом смысле – с началом чего- то нового (например, мы беремся за новое дело – но не можем его завершить, нас посещает новая идея – но мы не можем ее развить, начинаем вышивать крестиком – и вскоре откладываем работу в сторону со словами «как- нибудь потом доделаю»).
На разных этапах жизни человека у него могут наблюдаться проявления всех трех вариантов. Комплекс Матери по-разному проявляется у сына и дочери, и это закономерно связано с тем, что девочка и мать имеют один пол. Во время беременности и в самом раннем младенчестве мать может почти не обращать внимание на половой аспект ребенка. Но как только ребенок переходит в возраст тоддлеров, поведение матери в отношении него становится более полоспецифическим.
Для того, чтобы половая идентичность ребенка состоялась, чтобы ребенок понял, что он мальчик или девочка, он тоже по-особенному относится к матери – это диадный процесс формирования идентичности. И мальчику гораздо сложнее простроить свою идентичность, чем девочке, которая имеет один пол с матерью и по этой причине склонна больше сливаться с матерью и идентифицироваться с ней в социально приемлемых аспектах.
Процесс формирования идентичности мальчика больше определяется влиянием отца – это классическая точка зрения, хотя сейчас появляется много литературы и исследований о том, что и для формирования идентичности девочки отец тоже чрезвычайно важен.
Как и всякий другой архетип, архетип Матери отличается амбивалентностью – он имеет свои плюсы и минусы. Плюсы проявляются в желании индивида всегда быть около матери-кормилицы, дающей ему подпитку (наличие такого опыта является хорошим личностным ресурсом человека – причем даже если его родная мать была алкоголичкой, а вся забота шла от бабушки или доброй соседки). А минусы заключаются в том, что слишком хорошая мать не позволяет ребенку развить собственную идентичность – она попросту его «не отпускает». По этой причине в архетип Матери, образующий диаду «мать-дитя» вклинивается еще один архетип – архетип Жертвоприношения и избавления от матери. Юнг выделяет четыре варианта архетипа матери, первые три из которых вытекают из трех возможных вариантов проявления архетипа (материя, семья, матка), а последний не имеет четкого теоретического источника, но при этом является самым часто встречающимся.
Мы рассмотрим проявления всех четырех вариантов у дочерей (у женщин их чуть больше, у мужчин – чуть меньше).
- Гипертрофия материнского.
В первую очередь у такого типа дочерей усиливается материнский инстинкт. Негативным аспектом такого варианта комплекса является то, что женщина хочет только рожать и рожать, причем особого желания воспитывать то, что она нарожала, у нее не возникает. Логично, что в таком варианте мужчины представляют собой нечто второстепенное. Они – не более чем инструмент зачатия, а соответственно – в очереди на уход мужчина оказывается самым последним, после детей, бедных родственников, котов, кур и мебели. Такая женщина, словно квочка окружена детьми, племянниками, детьми племянников, соседскими детьми. Она окружает себя «мелкой порослью», но делает это не ради них. Она не собирается их воспитывать в полном смысле слова, она не способна дать им свободу (потому что как только она дает им свободу идти собственным путем, она их теряет). В ее поведении проявляется некоторый захватнический инстинкт – она никого от себя не отпускает. Юнг: «Сначала она носит детей, потом цепляется за них – потому что без них у нее вообще нет никакого резона существования. Как Деметра (Миф о Деметре: дочь Деметры похитил владыка подземного царства и сделал своей царицей. Потеряв дочь, Деметра впала в величайшую депрессию (отсюда термин «черная депрессия Деметры», применяемый в отношении матерей, потерявших детей). Месть Деметры выразилась в том, что поля перестали плодоносить, и тогда боги перестали получать от людей жертвоприношения, обратились к Зевсу с претензиями, и тогда Зевс обязал дочь Деметры Персефону периодически покидать подземное царство и три месяца в году проводить с матерью. ) вырывает она у богов право владения собственной дочерью».Женщина такого типа, прежде всего, пытается захватить власть – это именно архетип женской власти. Тем самым она уничтожает как собственную личность, так и частную жизнь собственного ребенка. При этом этот материнский инстинкт очень глубок, и Юнг отдельно отмечает, что такая женщина может быть по-сермяжному очень умной – но она не понимает, насколько она умна. Если у нее переспросить «Что вы только что сказали. » – она, как правило, этого не помнит.
Она может выдавать золотые идеи и озарения из глубины своей природы, но она не будет знать о том, как она дошла до этих идей. Разума нет, есть только бессознательная власть, которая никого не отпускает от себя. Такая женщина не очень понимает кто она есть сама по себе. Плюсом этого типа является то, что такая женщина очень глубинна в натурном смысле этого слова. Она сермяжно проста, но обладает большой мудростью и большой энергетикой, тогда как рассудочные логические построения ей не интересны.
Она очень мудра и действует базово и инстинктивно. Иное дело, что эта ее мудрость не получила никаких вменяемых форм. У такой матери может наблюдаться «синдром Мюнхгаузена», когда она начинает таскать ребенка по врачам- диагностам и пичкать его таблетками, якобы оберегая его от возможных болезней (в итоге она так заматывает ребенка походами по эскулапам, что тот буквально «сдыхает»). В этом проявляется ее инстинкт оберегания, который в данном случае можно выразить фразой «лучше мой, но мертвый, чем чужой, но живой». Вся проблема такой матери в том, что она настолько слита со своими детьми, что уже не различает, где заканчивается она сама, и где начинаются дети. Иногда это выглядит очень трогательно и завораживающе, потому что такие мамы помнят друзей своих детей по детскому садику и начальной школе – кто хорошо рисовал, кто играл в шахматы, кто владел флейтой.
Это очень сердечно, и человек может чувствовать себя в такой семье вполне тепло и уютно – потому что его сразу принимают там как члена семьи. Сама такая мать ничего не может сделать со своими деструктивными проявлениями – это могут сделать только дети. Часто такие женщины приходят к психотерапевтам с тем, что называется «синдромом опустошенного гнезда», когда дети постепенно взрослеют и покидают мать, и та остается одна, чувствуя себя всеми брошенной. У детей же с одной стороны есть бессознательное тяготение к тому, чтобы притянуться к такой матери, а с другой – бессознательное же стремление отделиться от нее. По этой причине часто дети начинают сильно отрываться от женщин, имеющих репутацию прекрасных матерей.
Оказавшись в такой ситуации женщина сталкивается с внутренним конфликтом, и этот конфликт становится для нее стимулом к тому, чтобы она начала что-то понимать для себя. И только когда дети начинают от нее отходить, она начинает проявлять свою власть, которая может выражаться, к примеру, в развитии какой-то очень сильной психосоматики. В такой ситуации у женщины могут заболеть все органы сразу – да так, что детям придется за ней ухаживать. Если ребенок – подросток, то такая ситуация чревата его девиантным и деликвентным поведением, поскольку он встает перед выбором – либо снова прижаться к матери, либо уйти в полный отрыв – и тогда возможна трансформация милого домашнего мальчика в татуированного волосача на мотоцикле. Иногда подростки начинают «отжигать» на третьем поколении, потому как власть матери является настолько неосознаваемой, что проявляется через поколение.
В таких случаях обычно строится генограмма (Причем часто эту генограмму можно интерпретировать как результат применения рисуночного теста – в таком случае нужно обращать внимание на нажим и кривизну линий. Лектор упоминает о случае работы с клиенткой, в анамнезе которой был инцестуозный абьюз – в данном случае насильник был неосознанно выделен клиенткой на схеме генограммы более толстыми линиями.), по которой источником бед часто оказывается чудесная бабушка, которая давно умерла, но при жизни делала такие классные пирожки и вязала мягкие носочки, что все ее очень любили.
Бессознательная власть матери – это как сладкий мед, в котором залипаешь по локоть. В результате дочь не может «отлипнуть» от такой матери, а впоследствии она перенимает тот же стиль опеки, перенося его на взаимоотношения уже со своими собственными детьми. Крайний патологический вариант такого типажа – это «мать-героиня», которая рожает по 10 детей, причем 9 уже живут в детдоме, а она еще десятого зачала и носит.
- Преувеличенный эрос (гиперэрос)
У этого типа дочерей материнский инстинкт затухает полностью, а материнство как таковое им неинтересно. Зато у них сильно развивается повышенный эротический интерес к жизни. А поскольку такие женщины готовы к такому своему эротическому отношению к жизни, то они подчеркивают и видят личность другого человека. Женщины этого типа часто вступают в эротические отношения, чтобы в этом ревностном противоборстве победить свою мать. Итогом являются промискуитетные и безрассудные отношения, причем эти женщины вступают в такие отношения не для создания семьи или построения отношений, а просто для того, чтобы получить очередную «звездочку на фюзеляж». Это типаж а-ля «женщина-вамп», который можно встретить почти в каждой институтской компании. Часто такие femme fatale разрушают чужие семьи, «уводя мужиков».Разрушение браков привлекает их, и в этом смысле их можно считать этакими «санитарами леса», которые «добивают» слабые браки, где ослаблены супружеские отношения и угасает эротическая связь между супругами.
Юнг: «Такие женщины находятся в ослеплении касательно своих собственных дел и побуждений. Едва ли нужно указывать на то, что для мужчин с вялым эросом этот тип представляет отменную возможность для Анима- проекции».
Вряд ли такие женщины понимают, что мужчины нужны им для того, чтобы доказать свою власть – в этом смысле они бессознательны. В каком-то смысле они всякий новый раз влюбляются.
«Женщины такого типа направляют жаркие лучи своего Эроса на того мужчину, который оказался в тени материнского начала. Тем самым они пробуждают моральный конфликт. Возбуждение конфликта – это Люциферова добродетель в подлинном смысле этого слова: конфликт порождает пламя аффектов и эмоций. И как всякий огонь, конфликт также имеет два аспекта, а именно аспект сжигания и порождения света. С одной стороны эмоции – это алхимический огонь, который делает все видимым и сжигает все, а с другой – эмоции это тот момент, когда сталь касается камня и высекает искру.
И эмоция – это как раз самый главный источник всякого становления сознания. Не бывает превращения из тьмы в свет или из застылости в движение без эмоций. Женщина, на роду у которой написано быть возмутительницей, деструктивна лишь исключительно в патологических случаях.
В случае нормы она в качестве возмутительницы сама охвачена беспокойством. Как несущая превратности, она сама превращается. И сиянием огня, который она возбуждает, освещаются и озаряются все жертвы этой завязки. Если ее функция остается бессознательной, то она не ведает, что она – часть той силы, что хочет зла и творит благое» (Цитата из «Фауста» И. В. Гѐте, использована аналогия с Люцифером). Такая женщина постоянно находится в состоянии конфликта, ища новую жертву. Если такую особу поместить на остров, где будут обитать только женщины, она начнет «возбуждать огонь» и у женщин.
По сути своей она – провокатор раннего Эдипа. Иное дело, что супружеская пара, которую разбивает такая женщина, почему-то изначально оказывается готовой к тому, чтобы впоследствии быть разрушенной. Такая женщина может быть откровенно некрасивой, но при этом невероятно эротичной и сексуальной. Собственно, тем и берет («испепеляет своим Эросом»). В качестве каноничного примера можно привести Лилю Брик, в которой эмбиент femme fatale ощутимо чувствовался даже в глухой старости.
- Идентичность с матерью
Данный тип характеризуется полной проекцией себя в мать. Дочь полностью идентифицируется со своей матерью и на выходе получается этакая «бледная немощь», которая следует за матерью подобно тени. Представительница этого типажа очень восхищена своей мамой, часто общается с ней. Мама для нее практически богиня, лучшая во всем. Юнг: «Все, что напоминает материнство, ответственность, личную привязанность, эротические притязания, вызывает у таких женщин чувство неполноценности и принуждает их бежать прочь – и конечно же, к матери, которая все, что дочери кажется недостижимым, переживает самым совершенным образом – так сказать, как сверхличность».Мать предстает для дочери и как лучшая хозяйка, и как лучшая любовница, и как лучшая, собственно, мать. Иногда в жизни можно лицезреть этот типаж в следующем виде – идет красивая, яркая женщина лет сорока, а за нею плетется ее бледная копия, которая вроде бы и одета нормально, и напоминает яркую мать чертами лица – но при этом воспринимается рядом с нею как какой-то убогий манекен.
В ней просто нет ничего живого. Тупо нет искры. Цитата из Юнга: «Существование такой девушки проходит в тени матери. Кажется, что ее мать отсасывает у нее жизнь, словно тем самым продлевая свою собственную этим постоянным вливанием свежей крови». Часто это довольно разумные интеллектуальные женщины. При этом они даже визуально могут производить впечатление, что они несколько «не в себе», например, демонстрировать явный дискомфорт с собственной осанкой. От них буквально веет дискомфортом. На консультациях такой типаж обычно начинает восторженно рассказывать о том, какая у нее умная, яркая и талантливая мама. Кисточкой рисует, на арфе играет, мужики от нее млеют.
На провокационные вопросы о недостатках мамы данный тип не реагирует, стойко отстаивая тезис о ее идеальности. И уже в процессе терапии у мамы начинают обнаруживаться какие-то косячки. Как только женщина перестает идентифицироваться со своей матерью, она выходит из состояния безумного слепого восхищения и начинает изменяться – у нее меняется одежда, исправляется осанка, она меняет работу, преобразуются отношения с людьми. Это какая-то неведомая химия, но обычно оно работает именно так.
Юнг пишет: «… Однако таким блеклым девицам брак не заказан – несмотря на свою такую безучастность и призрачность, они являются очень вожделенным эквивалентом мужской определенности – они столь неопределенны, что любая мужская определенность охотно вливает в них Аниму проекции».
Такая вот хорошая девочка-Никто без видимых пороков и вредных привычек. Это вполне себе востребованный типаж в том смысле, что мужчины видят в них то, что сами хотят видеть – и это им нравится. А они хорошо умеют подстраиваться. Цитата: «Из-за их внутреннего чувства безучастности и внутренней неполноценности, которые постоянно инсценируют обиженную невинность, мужчине выпадает выгодная роль – он должен с превосходством, и все же потворствуя – то есть квазирыцарски – сносить известную женскую недостаточность.
И он как Плутон умыкнет свою Персефону от безутешной Деметры. Этот тип женщин оказывает особенно облегчающее влияние на супруга именно до тех пор, пока тот не обнаружит, на ком он женился и с кем он делит брачное ложе: с тѐщей». Плюсом женщин такого типа является то, что они очень поддерживают своих мужей. Если раньше они отражали свою мать и выступали для нее фоном, то они способны подобным образом оказывать поддержку и своим мужьям.
- Защита от матери
Лейтмотив такой женщины – «все что угодно, только не как мать». Считается, что большинство женщин относится именно к этому подвиду. Такая дочь не знает, кем она хочет быть, зато она точно знает, кем она быть не хочет. На сознательном уровне здесь имеет место идеализация матери, тогда как собственно защита от нее является неосознанной. Это такой композитный тип – он включает в себя и матку, и инстинкты, и Эрос, и социальные связи. Например, все ее инстинкты возникают в форме противостояния от инстинкта («не- инстинкт»).Инстинкты такой женщины работают против нее, и по этой причине нее могут встречаться такие неприятные явления, как несвоевременные беременности или выкидыши. Другой вариант – такая женщина может выйти замуж с одной-единственной целью – чтобы отделаться от матери. Или же судьба может одарить ее мужем, который имеет много общего с матерью в существенных чертах. По этой причине у таких женщин плохо функционирует сексуальность, некстати появляются дети, материнский долг кажется непереносимым, а требования совместной супружеской жизни вызывают нетерпение и раздражение.
Причем все эти инстинктивно-заложенные аспекты будут разворачиваться через пень-колоду даже в том случае, когда вроде бы все есть для счастливой жизни. Все либидо таких дочерей направлено на то, чтобы защититься от матери – но они не понимают, от чего они защищаются. Контрмеры против защиты от матери могут принимать разный характер. Если мы понимаем мать как материю, то позиция дочери может иметь такой вид: «Я не хочу жить в такой квартире, как моя мать».
В качестве меры защиты от матери у такой женщины начинается спонтанное развитие рассудка (например, овладевает какой- то профессией, в которую не вхожа мать). И это развитие происходит не для того, чтобы угодить какому-то мужчине, как в случае с предыдущим типом, а сугубо для себя, любимой. Только развивая собственный рассудок и собственный интеллект, такая женщина чувствует себя защищенной. Как правило, этот тип добивается хороших результатов в своей профессии и карьере. Проблема таких женщин заключается в том, что, отодвигая от себя мать, они параллельно отчуждают свою жизнь во всех ее проявлениях.
У них происходит выпячивание всех мужских способностей, они очень понятны мужчинам, а общение с мужчинами удается им лучше, чем общение с представительницами своего пола. В патологическом проявлении этот типаж представляет собой малопривлекательную, очень взыскательную женщину с преобладанием мужских интенций. Однако при благоприятном раскладе она будет противиться всему темному, неясному, двусмысленному.
Она хочет быть не как мать, поэтому все женское, темное и архаичное она уже успела в себе отбросить, проработав эти аспекты ценой куска своей жизни. Она превзойдет свою женственную сестру в непредвзятости и холодном суждении. Своему мужу она будет другом, сестрой, способной к рассуждению советчицей – и способна она к этому, прежде всего, по причине развития чисто мужских благоволений, которые способствуют развитию ее человеческого рассудка. У нее, пожалуй, самые хорошие шансы побить рекорд в браке во второй половине жизни, но только при одном условии – если она успешно преодолеет свое противодействие только женскому.
«Такая женщина приближается к миру с повернутым назад лицом, как жена Лота, оцепеневшая после Содома и Гоморры. Между тем, жизнь проходит мимо нее как сон, как тягостный источник иллюзий. Если же она обратит лицо к миру, то он откроется ей, так сказать, в первый раз, в свете зрелой прозрачности, украшенный цветами и всеми прелестными причудами юности и даже детства. Такие прозрения означают познание и открытие истины, которая является непременным условием осознанности: «Часть жизни прошла мимо». Смысл жизни для нее спасен».
Духовное развитие такой женщины опережает ее телесное развитие. Поэтому, соприкасаясь с какими-то телесно-материальными женскими вещами, она идет не по пласту инстинктов, а следует сознательному контролю своих аффектов и чувств (при этом осознавая свои чувства). «Ее артикулированный рассудок вселяет в мужчину доверие – элемент, который нельзя недооценить, и который отсутствует в мужско-женских отношениях намного чаще, чем это полагают.
Разум этой женщины становится для нее звездой в безнадежной темноте, на невероятной бесконечности заблуждений». Юнг полагал, что в христианском догмате троичности не хватает женского элемента – в европейской культуре он отброшен в Бессознательное. По этой причине архетип женщины, архетип матери и архетип женского во многом представлены именно в бессознательной форме. Для того, чтобы освободиться от матери, сознанию необходимо некое усилие.
Однако наше сознание изначально лениво и развивается только в условиях каких-то конфликтов, которые нужно преодолевать. Выше были описаны четыре варианта конфликта у девочки. У мальчиков своя специфика, но суть одна: для того, чтобы сознание могло вырваться из чисто женского, существует отдельный миф о жертвоприношении. Суть этого героического мифа заключается в следующем: некий герой, который живет нормальным упорядоченным образом в своем царстве-государстве, далее в оном государстве случается некая неприятность, вследствие чего его срочно нужно спасать. Царство в данном случае обозначает мать или материнское/женское/исходное в целом, а герой – мужское Эго-сознание.
Мифологема жертвоприношения состоит в том, что герой начинает сражаться с чудовищем, в процессе он что-то теряет, но бóльшую часть все же спасает. Этот миф о жертвоприношении хорошо накладывается на концепцию о 4-х функциях сознания – словно бы герой теряет 4-ю функцию, зато три оставшиеся получают шанс проявиться в сознании. Что касается взаимоотношений «мать-сын», то Юнг считал, что сын всегда связан со своей матерью и никогда не может отвязаться. Мать всегда присутствует в жизни сына.
Юнг очень схематично выделял два варианта проявлений комплекса Матери у сына (есть мнение, что на это сильно повлияли очень сложные отношения Юнга с его собственной сумасшедшей матерью): донжуанство («в каждой юбке видим мать») и гомосексуальность.
Говоря про гомосексуальность, Юнг отмечает, что в этом есть большой плюс, потому как с его точки зрения гомосексуальные мужчины обладают контактом с Бессознательным и женским. Но здесь нужно сделать важную оговорку – архетип Матери достаточно сложно дифференцировать от архетипа Анимы. Более конкретных вариантов проявления комплекса Матери у сыновей Юнг не предлагает.
Архетип матери — справочник для студентов и школьников
- Всеобщее определение об архетипе матери
- Восприятие архетипа Матери мужчинами и женщинами
- Характеристика архетипа Матери по Карлу Юнгу
Общее понятие об архетипе матери
Конкретный архетип был изложен Карлом Юнгом в рамках выявления им содержания системы индивидуальности человека в аналитической психологии.
Проявления определенного архетипа совершенно различны. Со воззрению эмоциональной урока исходной личностью во свойстве архетипа имеют все шансы двигаться напрямую мама, бабуля, мать мужа, няня также всяческая девушка, что демонстрирует типичный стандарт отношения.
Этот прообраз способен открываться равно как во позитивных ньюансах, таким образом также со негативной края. Во существования каждой женщины принимут участие 2 данные края, во взаимосвязи со этим, то что практически невозможно для себя представить, то что мама способен являться идеально оптимальной либо только плохой. Присутствие положительном виде формирования происшествий также операций мамы, возлюбленная упрашивает ассоциации со:
- сочувствием,
- вниманием,
- ощущением безопасности также нужности,
- спокойствием также мудростью.
С Целью отрицательного нюанса свойственны ассоциации:
- мрака,
- поглощения,
- безразличия,
- кончины,
- тайны,
- неизбежности.
Замечание 1
Почаще всего архетип Мамы связан с обилием, кормлением малыша, заботой, помощью, рождением на свет, мягкостью, абсолютной любовью, желанием отстоять и «взять под крыло».
Восприятие архетипа Матери мужчинами и женщинами
С Целью представителей сильного пола наравне с абсолютно всеми перечисленными выше ассоциациями облик мамы кроме того соединяется со нежели-в таком случае непонятным, устрашающим также далеким. Подобные фигуры никак не постоянно отслеживаются сознанием, однако в некоторых случаях вылетают с глубин неосознанного, к примеру, во сновидениях. Во взаимосвязи со этим, то что человек никак не горазд осуществить в освещение детей, данный процедура насовсем остается с целью него загадкой, привлекательной также в то же время весьма устрашающей. Никак Не обладая способности являться мамой также обладая конкретный навык восприятия исходной опеки либо находясь недостаточным ее во раннем возрасте также во взаимосвязи со данным чувствующий стабильную необходимость во ней, человек в степени неосознанного способен в то же время хвалить Мама также недолюбливать ее. В физическом бессознательном степени «помня» себе во исходном лоне некто порой сохраняет во для себя также в некоторых случаях встречается со бессознательным боязнью являться отверженным девушкой, в какую проецируется затем подходящий облик.
Девушки принимают облик Мамы ряд по другому. Во взаимосвязи со этим, то что любая с представительниц великолепного фалда осмысливает свою вероятность во перспективе быть мамой, во согласовании со данным возлюбленная корреспондирует себе условно со вероятно рождающей, равно как со Мамой-Территорией. С Целью девушки Мама представляет во свойстве вещественного знака продолжения семейства также осуществлении себе равно как девушки, мамы, продолжательницы семейства.
Характеристика архетипа Матери по Карлу Юнгу
Замечание 2
Сообразно доктрине Юнга, для дамы обладающей архетипом мамы характерно подсознательное вожделение сделать находящееся вокруг место этим образом, дабы оно было комфортным и удобным для воспитания грядущего потомства.
В большинстве Случаев возлюбленная предпочитает подготавливать, для того чтобы аппетитно покормить родных, но в множества вариантах также осуществлять посетителей. Равно как принцип возлюбленная любит писать, чтобы аппетитно накормить близлежащих, но в большого колличества вариантах также взять в себе гостей. Женщина со наглядно выраженным архетипом Матери характеризуется высокими усердиями помощи также поддержки ближнего общества. В 1-ый взгляд — данное желание является бесспорно великодушным, присутствие этом женщина также самостоятельно обладает вероятность являться во этом бесспорно убеждена. Возлюбленная думает об этом, непосредственно, то что во этом количестве также поступаясь кое-нежели важным, возлюбленная никак не ждет вознаграждения либо ведь признательности. Данное является основной характерной чертой проявления данного архетипа. Однако во ходе роста также развития ребенка также совершенной также безусловной эффективности ему абсолютно всех мощи также периода женщина в интуитивном степени проходит согласно дороге инфантилизации ребенка также свершенного также абсолютного повиновения его с целью себе, присутствие этом полностью запамятывая об индивидуальном формировании. Этот процедура обладает вероятность способствовать безусловному растворению женщины во пребывающих около ее близлежащих, опеке об которых возлюбленная себе определила также здесь вероятны 2 вида развития событий:
- Девушка застывает во своем формировании также совершается совершенно никак не интересна буква вымахавшими с этапом детям, буква мужу, буква наиболее с целью себе. Во результат этого абсолютно возможно развитее сдержанных расстройств персоны.
- Девушка полагает, непосредственно то что во взаимосвязи со этим, непосредственно то что возлюбленная полностью определила свою жизнедеятельность ребятам либо ведь мужу они обязаны ей подчинятся, также реорганизуется во домашнего тарана, какие желает ко безусловному контролированию существования близлежащих.
Молодая Девушка с ярко проявленным архетипом Мамы в бессознательном степени выбирает для себя во попутчики существования человека, что станет горазд быть хорошим родителем с целью ребенка, либо в этом, кто именно просто берет на себя ее забота также самоотверженность. Возлюбленная зачастую желает об крепкой семье со некоторыми детьми, удовлетворяя этим наиболее собственную большую потребность беспокоиться также вознаграждать собственное период также собственную влюбленность.
Девушка со мощнейшим архетипом Мамы зачастую как оказалось во партнёрских взаимоотношениях со представителем сильного пола, большое количество младше ее либо существенно меньше интеллектуальным, либо со этим, кто именно всерьез далее ее согласно общественному статусу. Данное девушка, что регулярно располагается во пребывании дарения: собственного периода, влюбленности, ласки. Возлюбленная может выслушивать также чувствовать находящихся вокруг людишек. Подобная девушка сформирована с целью союза также материнства. Ей присущи терпеливость также спокойствие также великодушная самоотверженность. Человек с целью такого рода девушки владелец, основа также поддержку в абсолютно всем. Нелегальный обходным путем архетипа Мамы считается Тиран либо Ужасная мама, демонстрирующая всепоглощающую влюбленность, что полностью покоряет для себя целую работа объекта влюбленности также внимательности.
Подобная Мама водит себе таким образом, будто бы только лишь возлюбленная осознает, равно как необходимо уважать также беспокоиться. Во тяжких факторах возлюбленная способен охранять дочка с замужества. Супруга ее отпрыска постоянно как оказалось во воззрению незначительной грязнули, но супруг – во значимости толстокожего также буква ко чему никак не адаптированного создания. Проявления нелегальный края имеют все шансы являться проявлены во 2-ух направленностях:
- или данное девушка, что буква в этап никак не отпускает с себе собственных родных также «душит» с собственной опекой;
- или данное суровая мама, что целиком пренебрегает собственных ребенка также осуждает абсолютно всех около во неблагодарности также нехватке необходимого интереса ко ней.
Карл Юнг — Архетипы и коллективное бессознательное
Архетипы и коллективное бессознательное Почему первобытный человек зашел так далеко, чтобы описать и интерпретировать явления в мире природы, например, восход и заход солнца, фазы луны, времен года? Карл Юнг считал, что явления природы не просто помещаются в сказки и мифы, чтобы объяснить их физически. Скорее, внешний мир использовался для придания смысла внутреннему. В наше время, отметил Юнг, этот богатый кладезь символов — искусства, религии, мифологии — который на протяжении тысячелетий помогал людям понять тайны жизни, был заполнен и заменен наукой психологией. По иронии судьбы, учитывая заимствование древнегреческого термина, психологии не хватало понимания psyche, или самости в самом широком смысле. Для Юнга цель жизни состояла в том, чтобы увидеть «индивидуализацию» этого «я», своего рода объединение сознательного и бессознательного разума человека, чтобы их первоначальное уникальное обещание могло быть выполнено. Это более широкое представление о себе также было основано на идее, что люди являются выражением более глубокого слоя универсальное сознание. Чтобы понять уникальность каждого человека, как это ни парадоксально, нам пришлось выйти за пределы личного «я», чтобы понять работу этой более глубокой коллективной мудрости. Коллективное бессознательное Юнг признавал, что идея коллективного бессознательного «принадлежит к тому классу идей, которые люди сначала находят странными, но вскоре овладевают ими и используют их как привычные концепции». Ему пришлось защищать его от обвинений в мистицизме. Тем не менее, он также отметил, что идея бессознательного сама по себе считалась фантастической, пока Фрейд не указал на его существование, и она стала частью нашего понимания того, почему люди думают и действуют именно так, а не иначе. Фрейд полагал, что бессознательное — это нечто личное, содержащееся внутри индивидуума. Юнг, с другой стороны, рассматривал личное бессознательное как лежащее на гораздо более глубоком универсальном слое сознания, коллективное бессознательное – унаследованная часть человеческой психики, не развившаяся из личного опыта. Коллективное бессознательное выражалось через «архетипы», универсальные мыслеформы или ментальные образы, которые влияли на чувства и действия человека. Опыт архетипов часто мало учитывал традиции или культурные правила, что предполагает, что они являются врожденными проекциями. Новорожденный ребенок — это не чистый лист, он готов к восприятию определенных архетипических паттернов и символов. Юнг полагал, что именно поэтому дети так много фантазируют: они недостаточно пережили реальность, чтобы свести на нет удовольствие их разума от архетипических образов. Архетипы выражались в мифах и сказках, а на личном уровне — в снах и видениях. В мифологии они называются «мотивами», в антропологии — « репрезентаций коллективов ». Немецкий этнолог Адольф Бастиан называл их «элементарными» или «изначальными» мыслями, которые он снова и снова выражал в культурах племенных и народных народов. Но они представляют не просто антропологический интерес; обычно, сами того не зная, архетипы формируют отношения, которые имеют значение в нашей жизни. Архетипы и комплексы Юнг выделил ряд архетипов, включая «аниму», «мать», «тень», «ребенка», «мудрого старика», «духов» сказок. , и фигура «обманщика», встречающаяся в мифах и истории. Мы смотрим на два ниже. Анима Анима означает душу в женской форме. В мифологии она выражается в виде сирены, русалки, лесной нимфы или любой другой формы, которая «сводит молодых людей с ума и высасывает из них жизнь». В древние времена анима представлялась либо богиней, либо ведьмой, то есть аспектами женщины, которые были вне контроля мужчин. Когда мужчина «проецирует» женский аспект своей психики на настоящую женщину, эта женщина приобретает преувеличенное значение. Архетип присутствует в жизни мужчины либо путем страстного увлечения, либо идеализации, либо увлечения женщинами. Сама женщина на самом деле не оправдывает эти реакции, а выступает мишенью, на которую переносится его анима. Вот почему потеря отношений может быть настолько разрушительной для мужчины. Это потеря той его стороны, которую он сохранил внешней. Каждый раз, когда возникает крайняя любовь, или фантазия, или запутанность, анима действует на обоих полов. Она не заботится о упорядоченной жизни, но хочет интенсивности опыта — жизни в любой форме. Анима, как и все архетипы, может прийти к нам, как судьба. Она может войти в нашу жизнь как нечто прекрасное или как что-то ужасное — в любом случае ее цель — разбудить нас. Признать аниму означает отказаться от наших рациональных представлений о том, как следует жить, и вместо этого признать, как выразился Юнг, что «жизнь безумна и осмысленна одновременно». Анима глубоко иррациональна, но при этом обладает великой мудростью. Когда она входит в вашу жизнь, это может показаться хаосом, но только позже мы можем угадать ее цель. Мать Архетип Матери принимает форму личной матери, бабушки, мачехи, свекрови, няни, гувернантки. Это может быть выполнено в образных Матерях, таких как Мария Богородица, София или Мать, которая снова становится девой в мифе о Деметре и Коре. Другие символы Матери включают Церковь, страну, Землю, лес, море, сад, пашню, родник или колодец. Положительным аспектом архетипа является Материнская любовь и тепло, столь воспетые в искусстве и поэзии, которые дают нам нашу первую идентичность в мире. Но может иметь и негативное значение – любящая мать или ужасная мать или богиня судьбы. Юнг считал Мать самым важным архетипом, потому что она, казалось, заключала в себе все остальное. Когда в человеке происходит дисбаланс архетипа, мы видим «комплекс» Матери. У мужчин комплекс может породить «донжуанизм», который может сделать мужчину зацикленным на том, чтобы угодить всем женщинам. Однако мужчина с материнским комплексом может обладать и революционным духом: жестким, настойчивым, чрезвычайно амбициозным. У женщин комплекс может вылиться в преувеличение материнского инстинкта, когда женщина живет ради детей, жертвуя своей индивидуальностью. Ее муж становится просто частью мебели. Мужчин могут изначально привлекать женщины с материнским комплексом, потому что они являются воплощением женственности и невинности. Однако они также являются экранами, на которые мужчина может проецировать или экстериоризировать свою аниму, и только позже он обнаруживает настоящую женщину, на которой женился. В других формах архетипа женщина пойдет на все, чтобы не быть похожей на свою биологическую мать. Она может создать свою собственную сферу, например, стать интеллектуалом, чтобы показать необразованность своей матери. Выбор партнера по браку может заключаться в том, чтобы противостоять матери и отдалиться от нее. Другие женщины во власти архетипа могут иметь бессознательные кровосмесительные отношения с биологическим отцом и ревность к матери. Они могут заинтересоваться женатыми мужчинами или романтическими приключениями. * * * * Юнг отмечал, что с точки зрения эволюции бессознательное появилось задолго до развития сознательного мышления. Тем не менее, в своем юношеском энтузиазме сознательный ум чувствует, что может бросить вызов своему более глубокому аналогу или отвергнуть его; оно всемогуще, в то время как бессознательное кажется туманной неуместностью. И все же он считал, что «самый страшный грех человека — бессознательность». Мы проецируем на мир все, что внутренне не любим или не можем принять, чтобы воевать вместо того, чтобы изучать себя. Это случай «чего угодно, только не самопознания», но в конце концов мы платим цену, индивидуально или коллективно. Духовные архетипы Почему психология как наука так молода? Юнг предполагает, что это произошло потому, что на протяжении большей части истории человечества в этом просто не было необходимости. Чудесные образы и мифология религий смогли идеально выразить вечные архетипы. Люди чувствуют потребность останавливаться на идеях и образах, связанных с перерождением и трансформацией, и религии в изобилии предлагают их для каждого аспекта психики. Странные идеи католической церкви о девственном зачатии и Троице — это не причудливые образы, а наполненные смыслом, писал Юнг, архетипы защиты и исцеления, которые устраняют любые трещины в умах верующих. Протестантская Реформация отреагировала на все это. Богатые католические образы и догмы стали ничем иным, как «суеверием», и, по мнению Юнга, такое отношение уступило место бесплодию современной жизни. Подлинная духовность должна задействовать как бессознательный, так и сознательный разум, как глубины, так и высоты. Юнг наблюдал тенденцию людей на Западе стекаться к восточной духовности, но чувствовал, что это вряд ли необходимо, учитывая глубину смысла, заложенную в христианской традиции. Другим результатом стало то, что людей привлекают политические и социальные идеи, которые «отличались своей духовной мрачностью». У людей есть религиозный инстинкт, считал Юнг, будь то вера в Бога или в какую-то светскую веру, такую как коммунизм или атеизм. «Никто не может избежать предрассудков быть человеком», — заметил он. Индивидуация «Индивидуация» была термином Юнга для точки, когда человек, наконец, способен интегрировать в себе противоположности — свой сознательный и бессознательный разум. Индивидуация просто означает стать тем, чем вы всегда были в potentia , чтобы выполнить свое уникальное обещание. Результатом является личность в истинном смысле этого слова, цельное и нерушимое «я», которое больше не может быть захвачено расколотыми аспектами или комплексами. Но эта реинтеграция не происходит, если думать об этом рационально. Это путешествие с неожиданными поворотами. Многие мифы показывают, что нам нужно идти по пути, превосходящему разум, чтобы реализовать себя в жизни. Юнг приложил немало усилий, чтобы определить самость. Он понял, что это нечто отличное от эго; на самом деле «я» включало в себя эго, «точно так же, как большой круг заключает в себе меньший». В то время как эго относится к сознательному разуму, самость принадлежит личному и коллективному бессознательному. Исцеляющая мандала Юнг включил в Архетипы и коллективное бессознательное множество репродукций мандал, абстрактных узорчатых изображений, название которых на санскрите означает «круг». Он считал, что когда человек рисует или раскрашивает мандалу, бессознательные склонности или желания выражаются в ее узорах, символах и формах. В своей терапевтической практике Юнг обнаружил, что мандалы обладают «магическим» эффектом, уменьшая путаницу в психике до порядка и часто воздействуя на человека способами, которые стали очевидны позже. Они сработали, потому что бессознательному дали свободу действий; то, что было заметено, выходит на поверхность. Такие мотивы, как форма яйца, цветок лотоса, звезда или солнце, змея, замки, города, глаза и т. д., создаются без видимой причины, но отражают или вытягивают процессы, происходящие глубоко под сознанием этого человека. Юнг заметил, что когда человек смог осмысленно интерпретировать изображения, это обычно было началом психологического исцеления. Это был один шаг в процессе индивидуации. Заключительные комментарии Мы думаем, что мы современные и цивилизованные со всеми нашими технологиями и знаниями, но внутри, как говорит Юнг, мы все еще «примитивы». Однажды он наблюдал в Швейцарии, как местный знахарь Штрудель снимал заклятие с конюшни — в тени железнодорожной линии, по которой с ревом проносилось несколько трансъевропейских экспрессов. Современность не избавляет нас от необходимости обращать внимание на наше бессознательное. Если мы пренебрегаем этой частью нас самих, архетипы просто ищут новые формы выражения, в процессе пуская под откос наши тщательно разработанные планы. Обычно бессознательное поддерживает наши сознательные решения, но когда появляется пробел, архетипы выражаются странными и сильными способами; мы можем попасть в засаду из-за отсутствия самопознания. Вселенная древних символов, которую мы когда-то использовали для расшифровки жизненных изменений и большего смысла, была заменена наукой – психологией, которая никогда не предназначалась для понимания души и обслуживания ее. Описывая научное мышление в целом, Юнг писал: «Небеса стали для нас космическим пространством физиков… Но «сердце пылает», и тайное беспокойство гложет корни нашего существа». Современный мужчина или женщина живет с духовной пустотой, которую когда-то легко заполняла религия или мифология. Только новый тип психологии, действительно познавший глубину psyche сможет подавить эти тайные волнения. Когда кажется, что вы беспомощны перед проблемами, следует помнить, что этот более глубокий разум несет в себе всю совокупность человеческого опыта, огромный запас объективной мудрости и совершенных решений. Его нужно только распознать и получить к нему доступ. | «Понимает он их или нет, но человек должен оставаться сознающим мир архетипов, ибо в нем он все еще часть Природы и связан со своими корнями. Мировоззрение или общественный строй, отсекающие его от первичных образов жизни, не только не есть вовсе культура, но во все большей степени есть тюрьма или конюшня». К. Г. Юнг Карл Густав Юнг родился в Кесвиле, Швейцария, в 1875 году в семье протестантского священника. В 1895 году он поступил в Базельский университет, чтобы изучать медицину, а когда в следующем году умер его отец, ему пришлось занимать деньги, чтобы остаться студентом. Он начал специализироваться в психиатрии и с 1900 года работал в клинике Бургхольцли в Цюрихе под руководством новаторского психиатра Ойгена Блейлера. В 1903 году он женился на Эмме Раушенбах, богатой швейцарской наследнице. По швейцарским законам Юнг имел доступ к ее состоянию, и они построили большой дом в Кюснахте для своей молодой семьи. В 1905 году Юнг стал лектором психиатрии в Цюрихском университете, а в последующие годы развил успешную частную практику. В 1912 году он порвал с Фрейдом, а через два года вышел из Международного психоаналитического общества. Фрейд считал Юнга своим наследником психоаналитической теории, поэтому раскол стал крупным событием в истории психологии. Раскол позволил Юнгу разветвиться и исследовать такие понятия, как синхронистичность, индивидуация и теория психологических типов (см. Изабель Бриггс Майерс). Другие книги включают Психология бессознательного (1911-12), Символы трансформации (1912), После Второй мировой войны его обвинили в симпатиях к нацистам, но убедительных доказательств не было. Он проводил время с коренными народами Америки и Африки и проявлял большой интерес к этнологии и антропологии. Юнг умер в 1961 в Швейцарии. |
Источник: 50 Классика психологии: быстрый доступ к наиболее важным идеям о разуме, личности и человеческой природе Том Батлер-Боудон (Лондон и Бостон: Николас Брили)
Нажмите, чтобы увидеть просмотры читателей или купить
Купить Амазон | Купить Amazon Великобритания |
Также доступно в формате Kindle и Audio.
Вернуться к списку классики
Архетип Матери – Психология глубины Карла Юнга
Психология глубины Карла Юнга Группа Facebook
Четыре архетипа: Мать, Возрождение, Дух, Трикстер (классика Рутледжа)
архетип матери проявляется в почти бесконечном разнообразии аспектов.
Я упомяну здесь лишь некоторые из наиболее характерных.
Первыми по значимости являются личные мать и бабушка, мачеха и свекровь; затем любая женщина, с которой существуют отношения, например, медсестра, гувернантка или, возможно, отдаленная прародительница. Затем есть то, что можно было бы назвать матерями в переносном смысле.
К этой категории относятся богини, и особенно Богородица, Богородица и София. Мифология предлагает множество вариаций материнского архетипа, например, мать, которая снова появляется как дева в мифе о Деметре и Коре; или мать, которая также является возлюбленной, как в мифе о Кибеле-Аттисе.
Другие символы матери в переносном смысле проявляются в вещах, представляющих цель нашего стремления к искуплению, таких как Рай, Царство Божие, Небесный Иерусалим.
Многие вещи, вызывающие благоговение или благоговение, как, например, церковь, университет, город или страна, небо, земля, лес, море или любые тихие воды, даже материя, подземный мир и луна, могут быть матерью- символы.
Архетип часто ассоциируется с вещами и местами, символизирующими плодородие и плодородие: рог изобилия, пашня, сад.
Его можно прикрепить к скале, пещере, дереву, роднику, глубокому колодцу или к различным сосудам, таким как купель для крещения, или к сосудообразным цветам, таким как роза или лотос.
Из-за предполагаемой защиты магический круг или мандала может быть формой материнского архетипа.
Полые предметы, такие как печи и сосуды для приготовления пищи, связаны с архетипом матери и, конечно же, с маткой, йони и чем-то подобным. К этому списку добавлено много животных, таких как корова, заяц и вообще полезные животные.
Все эти символы могут иметь положительное, благоприятное значение или отрицательное, злое значение. Амбивалентный аспект наблюдается у богинь судьбы (Мойры, Греи, Норны).
Злые символы — это ведьма, дракон (или любое пожирающее и обвивающее животное, такое как большая рыба или змея), могила, саркофаг, глубокая вода, смерть, кошмары и призраки (Эмпуза, Лилит и т. д.) . Этот список, конечно, не полон; в нем представлены только самые важные черты материнского архетипа.
Качества, связанные с ним: материнская забота и сочувствие; магический авторитет женщины; мудрость и духовное возвышение, превосходящие разум; любой полезный инстинкт или импульс; все доброе, все, что лелеет и поддерживает, что способствует росту и плодородию.
Место волшебного преображения и возрождения вместе с подземным миром и его обитателями находится под контролем матери.
С отрицательной стороны архетип матери может означать что-то тайное, скрытое, темное; бездна, мир мертвых, все, что пожирает, соблазняет и отравляет, что страшно и неизбежно, как судьба.
Все эти атрибуты материнского архетипа были полностью описаны и задокументированы в моей книге «Символы трансформации».
Там я сформулировал амбивалентность этих атрибутов как «любящая и ужасная мать». Пожалуй, самым знакомым нам историческим примером двойственной природы матери является Дева Мария, материнским архетипом которой является не только мать Господа, но и, согласно средневековым аллегориям, его крест.
В Индии «любящая и ужасная мать» — это парадоксальная Кали. Философия санкхьи превратила архетип матери в понятие пракрити (материи) и приписала ему три гуны, или фундаментальные атрибуты: саттва, раджас, тамас: благость, страсть и тьма.
Это три основных аспекта матери: ее лелеющая и питающая доброта, ее оргиастическая эмоциональность и ее стигийские глубины.
Особенность философского мифа, изображающего Пракрити, танцующую перед Пурушей, чтобы напомнить ему о «различающем знании», принадлежит не архетипу матери, а архетипу анимы, который неизменно проявляется в психологии человека, сначала смешанный с образом матери.
Хотя фигура матери в фольклоре более или менее универсальна, этот образ заметно меняется, когда появляется в индивидуальной психике. При лечении пациентов сначала впечатляет и даже останавливает кажущаяся значимость личной матери.
Эта фигура личной матери настолько велика во всех персоналистических психологиях, что, как мы знаем, они так и не вышли за ее пределы, даже теоретически, к другим важным этиологическим факторам. Моя собственная точка зрения отличается от взглядов других медико-психологических теорий главным образом тем, что я придаю личной матери лишь ограниченное этиологическое значение.
Другими словами, все те влияния, которые в литературе описываются как оказываемые на детей, исходят не от самой матери, а скорее от спроецированного на нее архетипа, который придает ей мифологический фон и придает ей авторитет и сверхъестественное. . Этиологические и травматические воздействия со стороны матери следует разделить на две группы:
(1) те, которые соответствуют чертам характера или установкам, действительно присутствующим у матери, и (2) те, которые относятся к чертам, которыми мать только кажется обладает, причем реальность состоит из более или менее фантастических (то есть архетипических) проекций со стороны ребенка.
Сам Фрейд уже видел, что истинная этиология неврозов лежит не в травматических последствиях, как он сначала подозревал, а в своеобразном развитии детской фантазии.
Это не отрицает того, что такое развитие можно проследить до беспокоящих влияний, исходящих от матери.
Сам я взял за правило искать сначала причину детских неврозов у матери, так как по опыту знаю, что ребенок скорее развивается нормально, чем невротически, и что в подавляющем большинстве случаев определенные причины нарушения могут быть обнаружены у родителей, особенно у матери.
Содержание ненормальных фантазий ребенка может быть отнесено к личной матери лишь частично, так как они часто содержат ясные и безошибочные аллюзии, которые никак не могут относиться к человеческим существам.
Это особенно верно, когда речь идет о определенно мифологических продуктах, как это часто бывает при детских фобиях, когда мать может предстать в образе дикого зверя, ведьмы, призрака, людоеда, гермафродита и т. д.
Следует, однако, иметь в виду, что такие фантазии не всегда имеют безошибочно мифологическое происхождение, а даже если и так, они не всегда могут быть укоренены в бессознательном архетипе, а могут быть вызваны сказками или случайными замечаниями.
Поэтому в каждом случае показано тщательное расследование. По практическим соображениям такое исследование не может быть произведено с такой легкостью у детей, как у взрослых, которые почти всегда во время лечения переносят свои фантазии на врача, или, точнее, фантазии проецируются на него автоматически.
Когда это происходит, отбрасывание их как нелепых ничего не дает, ибо архетипы являются одним из неотъемлемых активов каждой психики.
Они образуют «сокровище в царстве призрачных мыслей», о котором говорил Кант и о котором мы имеем достаточно доказательств материнского архетипа в бесчисленных мотивах сокровищ мифологии.
Архетип ни в коем случае не является раздражающим предрассудком; он становится таковым только тогда, когда он находится не в том месте.