Вестник КГУ — Архетипические образы ребёнка и культурного героя в драматургии Э. Олби и С. Мрожека сквозь призму проблемы поколений
- 18
- Зиновьева Регина Владимировна
- Балтийский федеральный университет им. И. Канта
- Архетипические образы ребёнка и культурного героя в драматургии Э. Олби и С. Мрожека сквозь призму проблемы поколений
- Архетипические образы ребёнка и культурного героя в драматургии Э. Олби и С. Мрожека сквозь призму проблемы поколений // Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 1. С. 122-128. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-1-122-128
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-1-122-128
- УДК: 821(73).09«20»:792
- Дата приема статьи в публикацию: 12.02.2021
- Аннотация:
В статье исследуется место архетипических образов ребёнка и культурного героя в идейно-образной системе театра абсурда Эдварда Олби и Славомира Мрожека. Утверждается, что в драмах Олби («Песочница», «Американская мечта», «Кто боится Вирджинии Вульф», «Шаткое равновесие») и Мрожека («Танго», «Счастливое событие», «Racket Baby») вступают в амбивалентные отношения архетипические образы божественного и демонического («ужасного») ребёнка, обозначенные в психоаналитической философии К.Г. Юнга. Танатологические мотивы, сопутствующие этой архетипической дуалистичности, свидетельствуют об искаженном образе будущего в сознании человека ХХ века, в связи с чем образ ребёнка в драме абсурда становится отражением общего процесса дегуманизации современного общества и семьи. Архетип культурного героя, согласно мировой мифологической традиции, воплощает в себе идеи индивидуации и трансформации ребёнка. Однако через представление гротескно-пародийных образов детей и юношей в творчестве драматургов понимание архетипа ребёнка как потенциального культурного героя не несёт идею цивилизационного прогресса как «будущности» мира, а, наоборот, отражает эсхатологический сценарий мировой истории.
- Ключевые слова: Олби, Мрожек, архетип, ребенок, культурный герой, поколение, конфликт, карнавал, абсурд
- Список литературы:
Баталов Э.Я. Русская идея и американская мечта. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 384 с.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Cредневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 545 с.
Гачев Г.Д. Национальные образы мира.
- Информация об авторе: Зиновьева Регина Владимировна, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1875-0729
2023
2023. Т.29. №1
2022
2022. Т.28. №4
2022.
Т.28. №32022. Т.28. №2
2022. Т.28. №1
2021
-
2021. Т.27. №4
2021. Т.27. №3
2021. Т.27. №2
2021. Т.27. №1
-
2020
2020. Т.26. №4
2020. Т.26. №3
2020. Т.26. №2
2020. Т.26. №1
Архетипы художественного формообразования в контексте архитектуры — дом и храм | Байкова
1. Дали С. 50 магических советов мастерства. Москва : Эксмо-Пресс, 2002. 271 с.
2. Пидоу Д. Геометрия и искусство. Москва : Мир, 1979. 332 с.
3. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. Москва : Изд-во Всесоюз. акад. архитектуры, 1936. 308 с.
4. Габричевский А.Г. Морфология искусства. Москва : Аграф, 2002. 864 с.
5. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. Москва : Интерпракс, 1994. 231 с.
6. Копцик В.А. На пороге XXI века: Диалог естественных и гуманитарных наук (проблемы симметрии художественного текста) // Математика и искусство. — Москва : Прогресс-Традиция, 1997. С. 77—87.
7. Фрейверт Л.Б. Архетипы художественного формообразования средовых объектов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 9 : (Спец. прил.). С. 28—34. URL: http://scipeople.ru/publication/5976 (дата обращения: 28.11.2019).
8. Юнг К.Г. Архетип и символ / пер. с нем. Москва : Ренессанс, 1991. 297 с.
9. Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. Москва : КДУ, 2011. 416 с.
10. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении [Электронный ресурс]. URL: http://www.klex.ru/8ee (дата обращения: 01.11.2019).
11. Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство / пер. с англ. Москва : REFL-book, 1996. 304 с.
12. Юнг К.Г. К психологии восточной медитации [Электронный ресурс]. URL: https://carljung.ru/Library/KVostMedit.htm (дата обращения: 01.11.2019).
13. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. Москва : Прогресс, 1999. 265 с.
14. Байкова Е.В. Биоморфизм как система образного моделирования в культуре : дис. … д-ра культурологии : 24.00.01. Саратов, 2011. 394 с.
15. Громов М.Н. Архитектура как образ мира / М.Н. Громов // Мир культуры. Вып. II. Москва : Гос. акад. славянской культуры, 2000. С. 106—112.
16. Птичникова Г.А. Градостроительство и архитектура Швеции. 1980—2000 : монография. Санкт-Петербург : Наука, 1999. 199 с.
17. Птичникова Г.А., Ястребова Н.А. Архитектурный образ города и время: эволюции, трансформации, деформации (на примере Волгограда) // Архитектура и время. 2012. № 5. С. 7—14.
18. Боброва Л.А. 2015.02.015. Мухин А.С. Архитектура и архетип. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, 2013. 307 с. : [аннотация] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал. 2015. № 2. С. 96—101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24748084 (дата обращения: 01.11.2019).
19. Власов В.Г. Именования и архетипы в архитектуре: тема стены и проема // Архитектон: известия вузов. 2018. № 4 (64). С. 1—25.
20. Кузьмин А.С. Сыхэюань как архетип китайской архитектуры // Новые идеи нового века : материалы Международной научной конференции ФАД ТОГУ. Хабаровск, 2014. Т. 1. С. 173—177.
21. Колеватых Д.А. Архетипы вчера и сегодня. Современные архетипы в Российской архитектуре // Вестник Самарского государственного архитектурно-строительного университета. Градостроительство и архитектура. 2015. № 3 (20). С. 31—40.
22. Коротич А.В. Исторические архетипы в композиционно-художественном развитии современной высотной архитектуры // Архитектон: известия вузов. 2018. № 2 (62). С. 21—43.
23. Лобанов Е.Ю. Дизайн среды и архетипы пространственной организации // Архитектон: известия вузов. 2012. № 3 (39). С. 76—86.
24. Мухин А.С. Архетип пещеры в символическом поле архитектуры // European Social Science Journal. 2013. № 8—1 (35). С. 52—61.
25. Мухин А.С. Архитектура и архетип. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств, 2014. 307 с.
26. Мухин А.С. Архитектура как архетипическое проявление институций культурного сознания : автореф. дис. … д-ра филос. наук. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2014. 53 с.
27. Слепцов Д.О. Русский православный храм как национальный символ // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2011. № 4. С. 1—9.
28. Смирнова Т.Ю. Архетипический базис топонимического концепта «Суздаль» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 4 (10) : в 3 ч. Ч. 1. С. 162—164.
29. Стеклова И.А. Архитектура как модель понимания и объяснения мира // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 744—748.
30. Тиняева Н.В. Двор как феномен городской среды // Architecture and Modern Information Technologies. 2012. №2 (19). С. 10.
31. Ткачёв В.Н. Архетип колеса в архитектуре // Научное обозрение. 2015. № 24. С. 10—15.
32. Фёдоров А.Н. Образец в церковной архитектуре и изобразительном искусстве: некоторые аспекты темы // Научные труды. 2017. № 40. С. 3—12.
33. Иванова А.П. Харбинские мечети: к проблеме генезиса дальневосточной версии стиля Moresque // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. 2014. Т. 5. № 4. C. 974—982.
34. Михайлова Ю.Ю. Интерпретация готики в американской архитектуре // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. №3 (24). С. 109—116.
35. Чеджемова З.М. Башенная архитектура Осетии-Алании // Альманах современной науки и образования. 2013. №1 (68). С. 155—156.
36. Мухин А.С. Дом человека и божества: сакральные характеристики архитектурного объекта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология, искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2013. № 12 (38) : в 3 ч. Ч. I. C. 133—137.
37. Петров-Спиридонов Н.А. Информационно-логическое и историческое наполнение понятия архетипа русского православного храма// Architecture and Modern Information Technologies. 2018. №3 (44). С.124—146.
38. Шутова Е.В. Бытие архетипов «Дом» и «Бездомье» в русской литературе // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 19. С. 77—82.
39. Завер Т.В. Бездомье персонажей М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 4А. С. 232—238.
40. Шубенков М.В. Структура архитектурного пространства: автореф. дис. … д-ра архитектуры : 18.00.01 / Московский архитектурный ин-т. Москва, 2006. 58 с. URL: https://new-disser. ru/_avtoreferats/01003309446.pdf (дата обращения: 01.11.2019).
41. Лапшина Е.Г. Башня в городе. Историческая динамика пространственных архетипов // Архитектура и строительство в России. 2011. № 6. С. 2—9.
42. Рошаль В.М. Символы и знаки : Арканы Таро, коды тайных обществ и значения древних артефактов [Электронный ресурс] // ЛитМир : электрон. б-ка. URL: https://www.litmir.me/br/?b=555288&p=1 (дата обращения: 01.11.2019).
архетипических образов в греческой религии
Архетипические образы в греческой религии
Карл Кереньи
Твердая обложка
ISBN: 9780691644684
$88.00/£75.00 Мягкая обложка
ISBN: 9780691617565
35 долларов США/30 фунтов стерлингов электронная книга
ISBN: 9781400869763 Доступно как
PDF
24,50 доллара США / 21,00 фунта стерлингов / 30,00 £
Об аудио и электронных книгах
Аудиокниги и электронные книги, приобретенные на этом сайте, должны быть доступны в приложении Princeton University Press.
Узнайте больше об аудио и электронных книгах.Поддержите свой местный независимый книжный магазин.
- Соединенные Штаты
- Канада
- Великобритания
- Европа
Древний мир
- Карл Кереньи
- Переведено
- Кристофер Холм
- Коллекции:
- Библиотека наследия Принстона
- Серия Боллинген
- Ряд:
- Архетипические образы в греческой религии
Твердая обложка
Мягкая обложка
электронная книга
Купить это- Скачать обложку
Что Зевс значил для греков? И кем была Гера, исторически и архетипически соединенная с Зевсом, как если бы они были человеческой парой? Ч. Кереньи заполняет пробел в наших знаниях о религиозной истории Европы, отвечая на эти вопросы. Изучение слова Зевс и его греческих синонимов theos и daimon автор прослеживает истоки греческой религии в минойско-микенской цивилизации. Он показывает, как взгляды Гомера на богов оказали решающее влияние на литературную и художественную традицию греческой божественной мифологии. Возникновение олимпийской семьи рассматривается как выражение гуманного культа Зевса, определяемого образом отца, но формирующегося во владениях Геры.
Первоначально опубликовано в 1976 году.
Библиотека Princeton Legacy Library использует новейшую технологию печати по запросу, чтобы снова сделать доступными ранее не издававшиеся книги из выдающегося списка издательства Princeton University Press. Эти издания сохраняют оригинальные тексты этих важных книг, представляя их в прочной мягкой и твердой обложке. Цель библиотеки Princeton Legacy Library – значительно расширить доступ к богатому научному наследию, содержащемуся в тысячах книг, изданных издательством Princeton University Press с момента его основания в 19 году. 05.
- Боги и смертные
Сара Айлс Джонстон - Возвращение Прозерпины
Сара Спенс - Испытания Орфея
Дженни С. Манн - Стоический романтизм и этика эмоций
Джейкоб Райзингер - Юнона Энеида
Джозеф Фаррелл
Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних книг, идей и специальных предложений.
Будьте в курсе последних книжных новостей.
К. Г. Юнг и глубинная психология
Закономерности в природе помогают нам предсказать, что может произойти, и дают нам чувство уверенности в том, что всегда произойдет. Вода всегда будет течь вниз, гравитация не даст нам уплыть, испарение воды приведет к образованию облаков, и в конце концов выпадет дождь.
- Слово «архетип» было придумано К.Г. Юнга для обозначения любого вечного персонажа, процесса, образа или повествовательной модели, которые проявляются во все времена и в любом месте в искусстве, литературе, человеческих мечтах и фантазиях и человеческих творениях.
- Архетипы присутствуют у всех представителей нашего вида, возможно, через нашу ДНК или через коллективное бессознательное. Мы можем видеть их следы в искусстве, литературе и наших собственных установках и поведении, а также в нравах групп и в культуре в целом.
Карта психики Карла Юнга
На личном уровне вы можете предположить, что друг, который чудесным образом помогает, может выражать достоинства архетипа Заботливого. Это может помочь вам узнать, чего ожидать от ваших будущих взаимодействий с этим человеком, поскольку он или она может постоянно жить в соответствии с повествованием о Заботливом человеке, получая чувство удовлетворения от того, что он дает. Однако, поскольку большинство людей обладают более чем одним активным архетипом, вы можете заметить, что ваш друг также усерден, что, по крайней мере на первый взгляд, выглядит как выражение архетипа Мудреца. Таким образом, ваш друг может не захотеть помогать вам, если это мешает ей или его учебе, успеху и самореализации.
Один или несколько архетипов могут быть связаны с вашей сущностью, в то время как другие со временем могут меняться. Некоторые архетипы могут быть не такими позитивными, как, например, в архетипических отношениях между Жертвой и Угнетателем. Те, с кем вы познакомитесь в Системе 12 архетипов, были выбраны, потому что они помогают нам в решении задачи полной реализации и зрелости человека. Например, Воин помогает нам говорить «нет», бороться за себя и устанавливать границы; Попечитель, чтобы быть щедрым и заботливым и, в целом, хорошим, заботливым человеком; и Мудрец, чтобы иметь постоянное желание учиться и расти. У каждого также есть обратная сторона, которой мы можем научиться избегать: Воин может быть безжалостным; Опекун может быть страдающим мучеником; Мудрец может быть догматиком или идеологом.
Какие бы архетипы ни были активны в вас и в других, они обеспечивают линзы, через которые вы и они интерпретируете мир и, следовательно, определяете, что замечается, а что отфильтровывается. Например, когда в вас активен Опекун, вы можете войти в комнату и сразу же найти того, кто кажется неудобным, потерянным или иным образом нуждающимся в чем-то. Если Шут активен, вы можете искать возможность развлечься, а если активен Воин, шансы поспорить или посоревноваться, а также столкнуться с какой-либо опасностью.
«Архетипов столько, сколько типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение запечатлело эти переживания в нашей душевной конституции, но не в формах образов, наполненных содержанием, а сначала только как формы без содержания, представляющие лишь возможность определенного типа восприятия и действия».
— Карл Юнг
Из наблюдаемых аспектов того, что вы или другие делаете, сознательный разум может выяснить, какой архетип может кого-то мотивировать. Распознавание поведения и отношений, типичных для этого архетипа, позволяет вам предсказать сюжетные линии, которые человек или группа, в которых доминирует этот архетип, могут испытать на себе. В своей собственной жизни, как только вы заметите, какие архетипы присутствуют, вы можете попытаться прожить версию этой истории со счастливым концом, а не ту, которая заканчивается плохо.
Таким образом, архетипы — это универсальные человеческие способы бытия, более глубокие, чем культура (но отражающие культурное мышление в своих разнообразных образах и нарративах), и столь же важные для вас сегодня, как и для древних, которые олицетворяли их как богов и богини. Благодаря пониманию архетипических историй, формирующих наши ценности, характер, культуру и способности, а также ценности других людей и групп, мы, как отдельные лица и организации, можем реализовать свой уникальный потенциал и добиться большего успеха и самореализации.