Переживания психология: Психология переживания

Переживание. Большая российская энциклопедия

Психические, психофизиологические процессы или явления

Пережива́ние, непосредственная внутренняя данность субъекту психических явлений, состояний и процессов, сам факт их испытывания. Характеристика «непосредственности» указывает, что нечто испытано субъектом прямо, пережито на собственном опыте, а не почерпнуто из каких-либо внешних источников. «Внутренний» характер переживания выражается в его специфической обращённости на субъективный, чувственный аспект опыта (например: «зябко, пробирает до косточек», а не «–30° по Цельсию»). Свойство «данности» подчёркивает непроизвольный характер переживания: человек не инициирует своё переживание, а лишь претерпевает его и свидетельствует о пережитом опыте.

Методологическая роль переживания радикально менялась в истории психологии – от категории, выражающей предмет всей науки в целом (интроспективная психология, понимающая психология В. Дильтея), до понятия, вовсе изгоняемого из её пределов (бихевиоризм). Классическая интроспективная психология, добиваясь статуса самостоятельной науки, нашла в переживании самобытный объект (пусть сахар изучает химия, а сладость – психология), строго научное исследование которого методом аналитической интроспекции способно выделить из целостного опыта «чистую культуру» переживания, отвлечённую как от предметного содержания, так и от личных пристрастий наблюдателя.

С расширением горизонта психологии 20 в. от области «психических явлений» до «мира человеческой жизни» концепт «чистого» переживания начинает преодолеваться, происходит раскрытие новых граней и измерений этого понятия. Переживанию возвращается его предметный характер: предмет – не внешняя причина, он «имманентен переживанию» (Дильтей). Переживание начинает мыслиться в целостном контексте человеческой жизни – как жизненный факт или как значимое событие жизни личности (С. Л. Рубинштейн), как интегральная «единица» личности и среды (Л. С. Выготский). Атомистический и статический взгляд на переживание сменяется процессуальными моделями, вычленяющими в переживании отдельные фазы, закономерно сменяющие друг друга. Так, работа немецко-американского психолога Э. Линдеманна (1944) дала толчок эмпирическим исследованиям переживания горя, в которых фиксировались как патологические его формы (задержанное, отсроченное, искажённое и т. д.), так и фазовая структура нормального горя (фазы «шока», «поиска», «острого горя», «остаточных толчков и реорганизации», «завершения»).

Новый этап разработки проблемы переживания разворачивается в лоне появившейся в середине 20 в. гуманистической психологии. В психотерапевтической практике этого направления переживание обретает статус ключевого механизма эффективности: главное в терапии происходит не благодаря процессам осознания бессознательных влечений (как в психоанализе) или научения адаптивным шаблонам поведения (как в бихевиоральной психотерапии), а благодаря именно переживанию личности, которое мыслится как целостный жизненный процесс, вовлекающий в свою динамику чувства, ум, воображение и телесные реакции. В условиях безоценочного понимания другим и принятия переживания в его субъективной реальности раскрывается продуктивный потенциал переживания как процесса, способного совершить переворот в человеческих чувствах, установках, отношениях, которые человек не мог изменить с помощью напряжения сознания и усилий воли. Такое понимание переживания обусловило сдвиг доминирующего стиля психотерапевтической работы от нейтрально-аналитического или воспитательно-корректирующего к личностно включённому, понимающему, эмпатическому (К. Роджерс, Р. Лэйнг, американский психоаналитик Х. Кохут и др.). К 1990-м гг. около 40 психотерапевтических школ относились к «экспериентальному» (от англ. experience – переживание) направлению.

В этом контексте происходит формирование целостных психологических теорий переживания. В первой из них, представленной Ю. Джендлином (США), переживание понималось как первичная субъективная реальность, сопровождающая любой жизненный акт. Акцентируется процессуальный характер переживания, а также его участие совместно с процессом символизации в актах смыслопорождения. Концепция Джендлина нашла применение в личностно-центрированной терапии и в разработанном им терапевтическом методе «фокусирования».

В российской психологии в начале 1970-х гг. по инициативе Ф. В. Бассина развернулась дискуссия о «значащих» переживаниях как центральном предмете психологической науки. С позиций культурно-исторического подхода и теории деятельности переживание стало рассматриваться не только как форма чувствования, но прежде всего как особая внутренняя деятельность по преодолению критических жизненных ситуаций (Ф. Е. Василюк, «Психология переживания», 1984): пережить потерю – это не просто испытать чувство одиночества, отчаяния, вины, но проделать большой душевный труд («работу печали» – З. Фрейд), найти утраченный смысл существования, восстановить эмоциональную устойчивость. Этот методологический поворот связал категорию переживания с проблематикой «компенсаторных процессов», «психологической защиты», «совладающего поведения» и позволил ввести в общую теорию переживания такие новые измерения, как «планы и задачи» процесса переживания, его «носители» и «уровни», описать типологию, культурно-историческую детерминацию переживания, его диалогический характер.

В процессе переживания решаются три ключевые задачи, каждой из которых соответствует особый план его развёртывания: в плане «испытывания» от человека требуется открыться проживанию выпавшей на его долю реальности, чувственно испытать её, в плане выражения ему необходимо найти форму и средства экспликации внутреннего опыта, в плане осмысления – выявить смысл кризисной ситуации.

В переживании участвует весь ансамбль психических функций, при этом эмоции не обязательно играют главную роль, которую может исполнить и восприятие (например, феномен «перцептивной защиты»), и мышление («интеллектуальная переработка» травмирующих событий), и поведенческие акты (например, путешествие как средство психологического совладания с кризисом).

Работа переживания носит многоуровневый характер, протекая параллельно в нескольких слоях сознания (на уровне бессознательного, непосредственного переживания, сознавания и рефлексии), каждый из которых может становиться ведущим. При доминировании уровня бессознательного «тайная работа души» (И. А. Бунин) скрыта от внутреннего наблюдения; на уровне процессов непосредственного переживания она выступает в сознании в виде эмоционального проживания ситуации, «ноющих воспоминаний», кружении ассоциаций вокруг болезненных тем и т. п. Когда преобладает уровень сознавания, человек целенаправленно ищет выход из критической ситуации, анализирует причины её возникновения, взвешивает альтернативы, принимает решения, перестраивает планы. Ведущим уровнем процесса может становиться и рефлексия, активное переосмысление базовых убеждений, ценностей и целей, казавшихся до сих пор непреложными.

Наиболее существенные характеристики переживания определяются типом жизненного мира, в рамках которого оно осуществляется. Инфантильное переживание подчиняется принципу удовольствия и реализуется процессами психологической защиты, направленными на избегание страдания путём искажения реальности. Реалистическое переживание основывается на механизмах терпения и надежды и стремится к деятельному совладанию с ситуацией, поиску компенсаций или замещения. Ценностное переживание осуществляется за счёт ценностно-мотивационных перестроек сознания. Творческое переживание включает кризисную ситуацию в контекст жизни как целого, выявляет и заново перерабатывает жизненный замысел личности, либо изменяя его, либо утверждая и укрепляя жертвенной готовностью воплощения вопреки обстоятельствам. Главные отличия типов переживания определяются их отношениями с реальностью: инфантильное переживание ради сохранения комфорта игнорирует реальность, реалистическое переживание приспосабливается к ней, принимая текущие обстоятельства за окончательную реальность, ценностное переживание её идеально преображает, творческое переживание строит новую жизненную реальность.

Культура вырабатывает различные обрядово-символические формы, в которых кристаллизуется исторический опыт переживания типовых ситуаций – утраты, поражения, конфликта и т. д. Индивидуальное сознание, подключаясь к этим формам, обретает в них не только культурное «средство», но и формообразующую структуру, сопричастие которой перестраивает весь процесс переживания.

Человеческое переживание диалогично, оно всегда внутренне обращено к кому-то (из наблюдений К. И. Чуковского за детьми: «Я пла́чу не тебе, а тёте Симе»). Человек может искренне открыть и полноценно выразить другому своё переживание только в атмосфере понимания, принятия и сопереживания, что делает эмпатию центральным методом изучения переживания.

Феномен переживания плодотворно используется не только в психотерапии, но и в других культурных практиках – социальной работе, педагогике (вальдорфская педагогика, т. н. педагогика переживания, используемая в работе с молодёжью), режиссуре. «Переживание» – ключевой термин режиссёрской системы К.  С. Станиславского: актёр вживается в обстоятельства и смысловую логику жизни персонажа, чтобы его действия на сцене следовали «правде переживания».

Василюк Фёдор Ефимович Дата публикации:  24 мая 2022 г. в 18:55 (GMT+3)

Структурно-динамическая организация переживания субъекта //Психологическая газета

Лилия Раифовна Фахрутдинова, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета, руководитель Татарстанского отделения Российского психологического общества, 29 апреля отмечает день рождения. Редакция «Психологической газеты» поздравляет Лилию Раифовну с этим праздником и предлагает читателям ознакомиться со статьей «Структурно-динамическая организация переживания субъекта».

Переживание представляет собой базовую психологическую категорию, теоретическое исследование которой, несомненно, является актуальным.

Изначально изучение переживания человека осуществлялось в контексте историко-идеологических процессов отечественной школы психологии. Так, С.Л. Рубинштейн и

Л.С. Выготский полагали, что категория переживания является первичной, базовой. Данная позиция находит поддержку у ряда известных современных отечественных психологов (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский [1] и др.). Однако после критики А.Н. Леонтьевым отдельных положений трудов Л.С. Выготского, в частности идеи первичности переживания [2], и дальнейшего введения переживания в состав личностного смысла в контексте теории деятельности развитие данной категории происходило преимущественно в рамках деятельностного подхода.

В русле обозначенного подхода переживание исследовалось Ф.Е. Василюком, который рассматривал его как деятельность по производству смысла в критических ситуациях, названных им ситуациями невозможности (невозможности жить и реализовывать внутренние потребности) [3]. Фактически, по Ф.Е. Василюку, переживание — это деятельность по преодолению «разрыва» жизни в критических ситуациях.

Исследования в этом направлении продолжили А.С. Шаров [4] и О.Е. Хухлаев [5]. А.С. Шаров развивает идею Ф.Е. Василюка о функции смыслопроизводства переживания с точки зрения самости человека и его образа мира («мифов»), а О.Е. Хухлаев, основываясь на подходе Ф.Е. Василюка, рассматривает переживание как «задачу на смысл», выделяя его формы: дискурсивную и мифологическую.

В настоящем исследовании мы исходим из представлений С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского о первичности переживания, включенности переживания в состав сознания как его основного элемента, базового явления.

Системный анализ категории переживания позволил изучить ее как сложное составное неделимое целое, в частности рассмотреть структуру переживания с позиции разных измерений, планов и качеств. Структурно-динамическая организация переживания включает пространственные (глубина, широта представленности во внутреннем мире, сложность, дифференцированность и др.

), временные (длительность, протяженность переживания, ощущение последовательности событий и др.), информационные (субъективная значимость, аккомодационный потенциал получаемой информации и др.), энергетические (сила, интенсивность, насыщенность и др.), телесные (самоощущения проприо-, экстра-, интерорецепторов), эмоциональные (эмоциональные процессы), когнитивные (образы, ассоциации, мысли, инсайты, воспоминания и др.), психосемантические (оценка, активность, упорядоченность и др.) характеристики.

Определены внутриструктурные отношения переживания. Переживание содержит пространственно-временные, эмоционально-когнитивные инвариантные связи, а также информационно-энергетические, психосемантические вариативные, изменчивые отношения. Устойчивые отношения связаны с модальностью переживания и телесными самоощущениями.

Показаны динамические характеристики переживания субъекта. Установлены циклы переживания в зависимости от временных параметров и модулей деятельности, обнаружены фиксированный и неустойчивый, формирующийся способы переживания, выявлены стадии развития переживания, связанные с циклами переживания: предстабильная стадия, стадия формирования переживания учебной деятельности и стабильная стадия.

На основе системного подхода были изучены взаимоотношения переживания с другими психическими явлениями, определено место переживания в психической иерархии, показаны отношения переживания с рядоположными явлениями и психологическими системами более высокого порядка.

В соответствии с представлениями В.П. Зинченко в состав сознания были включены следующие компоненты: бытийный уровень (биодинамическая ткань действия и чувственная ткань образа), рефлексивный уровень (значения и смыслы) и духовный уровень (отношения «Я — другой») [6]. Данная модель развивает представления А.Н. Леонтьева о структуре сознания. Знания С.Л. Рубинштейна трансформировались в данной модели в рефлексивный компонент сознания, поскольку рефлексия воплощает отражательный компонент психики, который активно преобразует отражаемую реальность, преломляясь через уровни когнитивной иерархии [7].

Переживание в структуре модели А.Н. Леонтьева и В.П. Зинченко как основной элемент отсутствует, оно было включено согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева в состав личностного смысла. В представленной концепции переживание выведено из состава личностного смысла и введено как основной элемент в структуру сознания. Смысл рассматривается в том значении, которое ему придавал Л.С. Выготский [8].

В отличие от представлений А.Н. Леонтьева, в предложенной концепции переживанию придается более высокий статус, оно становится рядоположным рефлексии, что является возвращением к представлениям С.Л. Рубинштейна. Переживание может быть включено в структуру личностного смысла, как, впрочем, и в состав любого психического явления. Тем не менее, переживание не ограничено принадлежностью только данному явлению, оно является иерархически более высоким образованием по отношению к личностному смыслу.

Рассмотрим основные понятия концепции переживания и их отношения. К основополагающим понятиям выбранной области исследования относятся: переживание, субъект, сознание, саморазвитие сознания, рефлексия, эго-защитные механизмы, духовность, впечатление, телесность.

Центральной категорией настоящей концепции является переживание. Анализ понятия «переживание» позволил дать следующее его определение.

Переживание — это психологическая категория, определяющая явление самосознания, интегрирующее бытийность и субстанциональность субъективного мира человека, проявляющееся в виде когнитивных, эмоциональных процессов и телесных самоощущений субъекта, выступающее для субъекта как психическая деятельность «переработки» получаемых впечатлений и встраивания их в образы внутреннего и внешнего мира.

Данное определение раскрывается через отношения понятия переживания с другими понятиями, на которые опирается предложенная концепция. Определение основных понятий концепции и их отношений в соотнесении с центральной категорией в контексте предложенной концепции переживания позволяет раскрыть особенность места и функционирования переживания в психическом целом.

Рассмотрим понятие сознание в контексте предложенной концепции.

Согласно личностному и субъектному принципам, которые были разработаны С.Л. Рубинштейном, личность рассматривалась как основание связи сознания и деятельности. С.Л. Рубинштейн утверждал, что психика и сознание принадлежат субъекту, личности. Сознание как высшее личностное образование осуществляет три взаимосвязанные функции: целостную регуляцию психических процессов, регуляцию отношений и регуляцию деятельности. Сознание представляет собой высший психический процесс, который регулирует то или иное психическое состояние, действие, поступок не парциально, а на основе обобщенных, интегрированных представлений о ценностях, целях, устремлениях личности [9].

В соответствии с данными представлениями о структуре сознания и его месте в структуре субъекта, личности, а также представлениями о месте переживания в сознании рассмотрим положение переживания в психическом целом, а также отношения переживания с другими психологическими категориями (рис. 1).

Рис 1. Место категории переживания в среде психологических категорий с позиции субъектного и личностного подходов (статическая модель). ЭЗМ — эго-защитные механизмы

Переживание как часть метасистемы сознания включено во внутрисистемные взаимодействия с другими составляющими сознания: рефлексией, бытийным и духовным уровнями сознания. Переживание и его характеристики входят во взаимоотношения с составляющими и характеристиками данных элементов сознания: значением, смыслами, биодинамической тканью действия и чувственной тканью образа и др. Представленные связи переживания нашли свое экспериментальное подтверждение.

Сознание представляет собой высший регулятор психических явлений: процессов, состояний и свойств личности (С.Л. Рубинштейн,

К.А. Абульханова-Славская, А.О. Прохоров). Переживание как один из основных элементов сознания включено во взаимодействие с данными психическими явлениями, и характер этого взаимодействия исходит из свойств той системы, в которую включено переживание как часть целого.

Наиболее близким понятием к центральной категории переживания является понятие «субъект», представление о котором дано в трудах А.В. Брушлинского, В.В. Знакова, Д.Н. Завалишиной, Л.И. Анцыферовой, А.А. Деркача, Н.В. Богданович, В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, Н.Я. Большуновой, К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Д. Лэйнга

и др.

Определение категории субъекта в контексте предложенной концепции переживания звучит следующим образом: субъект представляет собой целостность душевной жизни, квинтэссенцию индивидуальности, выраженную в стремлении человека к достижению адекватной себе формы духовности, своей человеческой подлинности, обобщенно раскрывающую неразрывно развивающееся единство всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных и других, источник активности, направленный на объект, распорядитель душевных и телесных способностей к изменению действительности и самого себя.

Рассмотрим связь между понятиями «переживание» и «субъект». Данная связь основывается на отношении имманентной принадлежности переживания субъекту. Переживание является самим бытием, существованием субъекта, придает субъекту свойство осязаемости, ощущаемости, субстанциональности. Субъект идентифицирует, самоощущает, полагает себя как себя через переживания, так же как человек переживает себя как живого человека через самоощущения жизнедеятельности тела. Переживания придают некую «телесность», субстанциональность субъекту, поскольку сам субъект существует, «бытийствует» как субъект только через переживания. Отношение между понятиями «переживание» и «субъект» предполагает соподчиненность. Переживание включено в структуру субъекта как его основное содержимое, субстанция, матрица, носитель, в который встроены остальные составляющие субъективного мира: чувства, мысли, образы и прочее. И в то же время, составляющие субъекта, сам субъективный мир как целое, субъектность, самость, внутреннее Я, собственные переживания могут быть содержанием переживания (например, феноменологические переживания, по Э. Гуссерлю).

Понятие «рефлексия» в рамках предложенной концепции является близкой категорией по отношению к центральной категории «переживание». Рефлексия реализует отражательный компонент психики, который активно преобразует отражаемую реальность, преломляясь через уровни когнитивной иерархии, и выявляется нами как диалектическая противоположность переживанию, составляющему с ней единство в контексте сознания (мы опирались на представления А.В. Карпова [7]).

Результатом взаимодействия переживания и рефлексии являются производные этого взаимодействия, которые не имеют свойства рядоположности, а характеризуются вторичностью по отношению к ним: возникают новые смыслы, значения, инсайты, измененное отношение к чему-либо, перестройка системы мировоззрения и др. На взаимодействии переживания и рефлексии базируется феномен саморазвития сознания индивида, благодаря этому взаимодействию осуществляется способность, устремленность, направленность к развитию, заложенная в самой природе сознания. Данная цепочка взаимодействия в общем виде показана на рис. 2. Функционирование переживания в рамках этого единства позволяет сознанию переходить на качественно иной уровень, наделенный новыми, ранее не проявленными свойствами. Данное свойство переживания связано с такой сущностной характеристикой сознания, как его способность к саморазвитию, самосозиданию, индивидуации (по А.Н. Леонтьеву, С.Л. Рубинштейну, Л.С. Выготскому, К. Г. Юнгу).

Рис. 2. Схематическое представление процесса саморазвития сознания, субъекта, духовности

Взаимоотношения переживания и рефлексии можно рассматривать в соответствии с такими диадами, как «внутренний мир — внешний мир», «естественное — искусственное», «субъективное — объективное», «неосознаваемое — осознаваемое». Переживание — это нечто аутентичное, принадлежащее внутреннему, субъективному миру, связанное большей частью с неосознаваемыми структурами психики. Рефлексия же главным образом связана с отражением объективного мира (даже если данный мир внутренний, он по отношению к рефлектирующему Я имеет внешнее качество), обладает искусственным, культурообусловленным характером и представляет собой по большей части осознаваемые структуры психики.

Согласно межсистемному подходу, единство переживания и рефлексии представляется как системный комплекс [10]. Термин «системный комплекс» отражает природу сложных межсистемных взаимодействий, указывая на «некоторое множество разнокачественных объектов — систем, необходимым образом взаимодействующих между собой» [10, с. 20].

Системный комплекс выступает как универсальный конструкт, позволяющий исследовать взаимодействие между такими сложными системами, как переживание и рефлексия. Можно выделить следующие основные свойства системного комплекса [10]:

  • соединенность систем вследствие иррациональных взаимодействий между ними;
  • неупорядоченность межсистемных взаимодействий;
  • вариативность, которая характеризует многообразие видов взаимодействий, изменчивость структуры и допустимость значительной изменчивости типов межсистемных взаимодействий;
  • иррегулятивность задается непропорциональностью и несоизмеримостью между воздействиями и их результатами в процессе межсистемных взаимодействий;
  • неоднозначная обусловленность, которая определяет содержание и характер межсистемных взаимодействий в зависимости от соотношения между целями, ценностями и нормами отдельных систем;
  • разнонаправленная активность, которая предполагает возможность вариативности процессов функционирования и развития системного комплекса.

В результате взаимодействия происходит постепенное «иссушение», поглощение расчлененными гештальт-комплексами целостных переживаний. Их расчленение связано с высокой степенью рефлексии целостного переживания, включением интеллектуальных процессов анализа, разделения, различения и др. Расчлененный гештальт-комплекс является отчужденным от целостной природы самой первоосновы переживания. Для возвращения к целостному переживанию возникшие «расчленения» необходимо заново рефлектировать, освобождая поток переживания для контакта с собственным внутренним миром на уровне иного качества функционирования сознания.

Взаимоотношения в системе взаимодействующих переживания и рефлексии осуществляются через актуализацию впечатления, которое запускает процесс переживания. Отечественная школа отвела впечатлению важное место в развитии ребенка. Л.И. Божович исследовала функции новых впечатлений в развитии детей в младенческом возрасте [11]. При переходе от новорожденности к младенчеству у детей возникает новый вид потребности — потребность в новых впечатлениях. Далее она преобразуется в качественно новую — духовные потребности человека. В наших представлениях о механизмах переживания впечатление включено в структуру переживания как его неотъемлемый элемент, пусковой механизм, материал для переживания (рис. 2).

Таким образом, в концепции переживания впечатление — это переживаемый когнитивный след, отпечаток, оттиск, проявляющийся в виде общего результата воздействия на данный субъект известного сложного явления или совокупности явлений (например, картины, вида природы, лица, события и др.) через синтез когнитивно-аффективного комплекса, имеющий субъективную значимость, аккомодационный потенциал и являющийся имплицитным компонентом врожденной человеческой способности к саморазвитию.

Потребность в новых впечатлениях является ненасыщаемой, связанной с духовными потребностями человека, что позволяет понять роль переживания в духовном развитии. Согласно представлениям А.В. Брушлинского, главной составляющей субъекта являются именно духовные структуры [12]. Духовные структуры включены в сознание субъекта [13]. Переживание представляет само бытие субъективного мира человека и включает в свою структуру впечатление. Последнее, как духовная потребность, является пусковым механизмом переживания, и можно предположить, что в результате переработки впечатления осуществляется развитие духовных структур субъекта.

Опираясь на исследования А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Знакова, В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева [12; 14; 15; 16], духовность можно определить как одно из универсальных проявлений субъективного мира человека, интегрирующее внутреннее Я в целостность, полагающее трансцендентность наличному бытию и сопричастность Миру как целому, отражающее раскрытие психологической сущности человека.

В нашей концепции духовность включена как компонент в структуру сознания, субъекта. Духовность связана как с наиболее глубинными, так и с высшими, универсальными слоями внутреннего Я. Духовность рассматривается в связи со способностью человеческого сознания к саморазвитию, причем такому саморазвитию, которое связано с духовными структурами. В основе духовности человека лежит способность к переработке новых впечатлений и «питанию» ими процессов развития субъективного мира. Чем более сложен мир субъективности в своем строении и внутренних отношениях, чем больше дифференцированных и интегрированных структур, формирующихся в результате переживания впечатлений мира, тем более развита духовность человека.

Духовность — это явление сознания, отражающее степень развитости, сложности субъективного мира, раскрывающее психологическую сущность человека.

Ход процесса саморазвития сознания затрудняется, редуцируется, искажается, подавляется актуализацией эго-защитных механизмов.

Рассмотрим феномен и сущность эго-защитных механизмов с позиций концепции переживания, а также их роль в актуализации переживания. На наш взгляд, механизмом прерывания свободного потока взаимодействия переживания и рефлексии является система психологической защиты. Одним из первых определений психологической защиты была дефиниция, предложенная А. Фрейд: защитные механизмы — это деятельность «Я», начинающаяся, когда «Я» находится в положении чрезмерной атаки со стороны побуждений и аффектов, представляющих для «Я» опасность. Согласно ее разработкам, эго-защитные механизмы представляют собой перцептивные, интеллектуальные и двигательные автоматизмы, возникающие вследствие ранних межперсональных конфликтов [17].

В отечественной психологии позитивную роль эго-защитных механизмов в развитии человека отмечают Ф.В. Бассин, А.Г. Ротенберг, В.В. Варшавский, В.К. Мягер, Е.П. Соколова, Е.С. Романова, Л.Р. Гребенщиков. С точки зрения указанных авторов, психологическая защита является нормальным повседневно работающим механизмом человеческой психики для снятия душевного напряжения. С точки зрения Ф.Е. Василюка, В.А. Ташлыкова, Э.И. Киршбаума, И. Д. Стойкова, защитные механизмы имеют скорее отрицательное значение для развития человека. Э.И. Киршбаум считает, что в результате интенсивного использования психологической защиты вместо реального практического решения конфликтных ситуаций происходит постоянный повтор прошлого опыта и в целом выбор адаптации в ущерб саморазвитию и самореализации [18]. Р.М. Грановская при описании результатов действия различных психологических барьеров при переработке субъективно значимой информации рассматривала классические защитные механизмы (отрицание, смещение, вытеснение) [19].

Таким образом, эго-защитные механизмы представляют собой последовательное искажение когнитивных и эмоциональных составляющих образа реальной ситуации с целью уменьшения эмоционального напряжения, угрожающего индивиду в случае полного и адекватного отражения реальности.

Рассмотрим другое понятие концепции переживания — телесность. Понятие телесности включено в понятийную сетку концепции переживания, так как именно телесный аспект переживания соответствует существу природы переживания. Телесность — это сущность, субстанция, основа переживания, осуществляющая функцию границ Я, выражаемая в телесных самоощущениях субъекта.

Б.Г. Ананьев, придерживавшийся монистического понимания человека, считал, что человек как субъект может быть понят только в единстве общественного и естественного [20]. Он полагал, что ядро целого включает в себя важнейшие свойства индивида, субъекта и личности. А.Ш. Тхостов показывает, что клиническая реальность выявляет часто встречающееся несоответствие между ощущениями больных людей и реальной картиной болезни [21]. Болезненные ощущения чаще и в большей мере отражают болезнь души, а не тела. Тяжелые переживания испытываются как болезненные ощущения в теле.

Ю. Джендлин вводит понятие чувственного смысла, которое он определяет как телесное ощущение смысла (meaning). Чувственный смысл переживается, по Ю. Джендлину, не в душе, а в теле, то есть в большей степени телесным образом [22]. Переживание бессознательных процессов может давать о себе знать через изменение телесных реакций, настроения, самочувствия и пр., что является подтверждением естественной природы переживаний. «События, происходящие за пределами сознания, могут быть замечены лишь в тех случаях, когда они являются восприятию как события соматической сферы», — писал К. Ясперс [23, с. 227]. Телесные, сенсорные переживания признаны и онтологически более ранней формой переживаний. А. Лэнгле писал, что «событие может переживаться как ценность только благодаря тому, что человек обладает телесностью» [24, с. 48–49]. В то же время, именно через телесные проявления осуществляется наиболее тесная связь с бессознательными структурами психики. У. Джемс подчеркивал нерациональные аспекты человеческой природы, сферу «пристрастного в душе». Он считал, что «телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта и что наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, и является эмоцией» [25, с. 101]. Для У. Джемса характерно представление, во-первых, о том, что психическое распространяется на все тело: «как много разных локальных переживаний возникает у него в теле при различных эмоциональных состояниях» [25, с. 103]. Во-вторых, переживания человека связываются именно с переживанием телесных изменений: «на всем своем пространственном протяжении наше тело весьма чувствительно, и каждая его частица вносит вклад меняющихся переживаний — смутных и ясных, приятных или болезненных — в то общее чувство самого себя, которое непременно есть у каждого» [25, с. 103–104].

Выявлена следующая динамическая последовательность взаимодействий переживания с другими структурами в психическом целом, проясняющая психологическую закономерность саморазвития сознания (рис. 2). Пусковым механизмом является впечатление, оставляющее «след», «оттиск» на «теле», субстанциональности переживания, затем включаются рефлексивные процессы, которые в единстве с переживанием перерабатывают впечатление, и далее происходят количественные и качественные изменения структур сознания человека, а затем через развитие сознания изменение, повышение степени сложности всего субъективного мира, развитие субъектно-личностных характеристик.

Обработка впечатления сопровождается активизацией синтезирующей рефлексии, которая способствует ощущению собственной аутентичности, осознание которой позволит субъекту в процессе рефлексии встроить переживаемое впечатление во внутренние структуры сознания и далее через изменение сознания во внутренние структуры субъекта.

На данном этапе саморазвития имеет значение аккомодационный потенциал впечатления: изменения могут быть разной степени выраженности — от незначительных структурных перестроек некоторых частей субъективного мира до полного преображения самого строя субъекта. В ходе переработки впечатления возникают новые значения и смыслы, идут процессы одновременной дифференциации, интеграции, иерархизации, усложнения и повышения степени порядка структур сознания. Последовательность взаимодействия, показанная на рис. 2, отражает психологический механизм врожденной способности к саморазвитию сознания.

  1. Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология. — М.: Академия, 2003. — 496 с.
  2. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского (критическое исследование) // Вопр. психологии. — 1998. — № 1. — С. 108—123.
  3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 c.
  4. Шаров А.С. Психология переживания: природа, механизмы, феномены // Мир психологии. — 2004. — №1 (37). — С. 214—226.
  5. Хухлаев О.Е. Психология переживания в контексте культурно-исторической типологии // Вопр. психологии. — 2005. — № 5. — С. 19—26.
  6. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. психологии. — 1991. — № 2. — С. 15—34.
  7. Карпов А.В. Метасистемная организация уровневых структур психики. — М.: Ин-т психологии РАН, 2004. — 504 с.
  8. Выготский Л.С. Психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  9. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  10. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Проблема методологических оснований анализа межсистемных взаимодействий в психологических исследованиях // Психол. журн. — 1995. — Т. 16, № 4. — С. 11—25.
  11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. — М.; Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995. — 349 с.
  12. Брушлинский А.В. Психология субъекта. — М.; СПб: Ин-т психологии РАН; Алетейя, 2003. — 269 с.
  13. Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания // Вопр. философии. — 2011. — № 8. — С. 85—97.;
  14. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб: Питер, 2003. — 508 с.
  15. Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. — М.: Ин-т психологии РАН, 2005. — 448 с.
  16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: В 3 кн. — М.: Школа-Пресс, 1995. — Кн. 1. — 384 с.
  17. Freud A. The ego and the mechanisms of defence. — London: Hogarth Press, 1948. — X+196 p.
  18. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. — Владивосток: Изд-во ВлГУ, 1993. — 187 с.
  19. Грановская Р.М. Восприятие и модели памяти. — Л.: Наука, 1974. — 361 с.
  20. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб: Питер, 2002. — 282 с.
  21. Тхостов А.Ш. Психология телесности. — М.: Смысл, 2002. — 287 с.
  22. Gendlin E.T. Experiencing and the creation of meaning: a philosophical and psychological approach to the subjective. — N. Y.: The Free Press of Glencoe, 1962. — 302 p.
  23. Ясперс К. Сознание и бессознательное. Флуктуации сознания // Психология сознания / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. — СПб: Питер, 2001. — С. 225—241.
  24. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. — Харьков: Гуманит. центр, 2007. — 330 c.
  25. Джемс У. Психология. — М.: Педагогика, 1991. — 368 с.

Источник: Структурно-динамическая организация переживания субъекта / Л.Р. Фахрутдинова // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2011. Том 153, кн. 5. С. 110—120.

опыта | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


См. Опыт (значения) для других значений

Опыт как общее понятие включает в себя знание, умение или наблюдение за чем-то или событием, полученные в результате вовлечения или воздействия на этот предмет или событие. [1] История слова опыт тесно связана с понятием эксперимент . Например, слово «опыт» можно использовать в таком утверждении, как: «У меня есть опыт рыбалки».

Понятие опыта обычно относится к ноу-хау или процедурным знаниям, а не к пропозициональным знаниям: обучение на рабочем месте, а не книжное обучение. Философы называют знание, основанное на опыте, «эмпирическим знанием» или « апостериорным знанием».

Исследование опыта имеет давнюю традицию в континентальной философии. Опыт играет важную роль в философии Сёрена Кьеркегора. Немецкий термин Erfahrung , часто переводимый на английский язык как «опыт», имеет несколько иное значение, подразумевая связность жизненного опыта.

Человек, обладающий значительным опытом в определенной области, может получить репутацию эксперта.

Некоторые религиозные традиции (такие как виды буддизма, Сурат Шабд Йоги, мистицизм и пятидесятничество) и образовательные парадигмы, например, обусловленные обучением новобранцев (также известные как «учебные лагеря»), подчеркивают эмпирический характер эпистемология человека. Это контрастирует с альтернативами: традициями догмы, логики или рассуждения. Участники таких видов деятельности, как туризм, экстремальные виды спорта и рекреационное употребление наркотиков, также склонны подчеркивать важность опыта.

Содержание

  • 1 Виды опыта
    • 1.1 Физический опыт
    • 1.2 Психический опыт
    • 1.3 Эмоциональный опыт
    • 1.4 Духовный опыт
    • 1.5 Опыт
    • 1.6 Социальный опыт
    • 1.7 Виртуальный опыт и игровые симуляторы
    • 1.8 Непосредственность опыта
    • 1.9 Субъективный опыт
  • 2 Контексты опыта
  • 3 Изменения в опыте через историю
  • 4 Альтернативы опыту
  • 5 Письмо
  • 6 Арт.
  • 7 См. также
  • 8 Каталожные номера
  • 9 Внешние ссылки

Типы опыта[]

Слово «опыт» может относиться, несколько двусмысленно, как к необработанным в уме непосредственно воспринимаемым событиям, так и к предполагаемой мудрости, полученной в последующем размышлении над этими событиями или их интерпретации.

Некоторый опыт мудрости накапливается со временем, [2] хотя можно также испытать (и получить общий мудрый опыт) одно конкретное мгновенное событие.

Можно также различать (например) физический, ментальный, эмоциональный, духовный, альтернативный и виртуальный опыт(ы).

Физический опыт[]

Основная статья: Физическое свойство

Физический опыт возникает всякий раз, когда изменяется объект или окружающая среда. [3] Другими словами, физические переживания относятся к наблюдаемым. Они не обязательно должны включать модальные свойства или ментальные переживания.

Умственный опыт[]

Основная статья: Разум

Умственный опыт включает в себя аспекты интеллекта и сознания, переживаемые как комбинации мысли, восприятия, памяти, эмоций, воли 017 и воображение включая все бессознательные когнитивные процессы. Термин может косвенно относиться к мыслительному процессу. Психический опыт и его связь с физическим мозгом составляют область философских дебатов: некоторые теоретики тождества изначально утверждали, что тождество мозга и психических состояний сохраняется только для нескольких ощущений. Однако большинство теоретиков обобщили эту точку зрения, чтобы охватить весь психический опыт. [4]

Математики могут служить примером совокупного умственного опыта в подходах и навыках, с которыми они работают. Математический реализм, как и реализм в целом, считает, что математические объекты существуют независимо от человеческого разума. Таким образом, люди не изобретают математику, а скорее открывают ее и испытывают на себе, и любые другие разумные существа во Вселенной, по-видимому, поступали бы так же. Эта точка зрения рассматривает только один вид математики как открываемый; он видит треугольники, прямые углы и кривые, например, как реальные объекты, а не только творения человеческого разума. Некоторые работающие математики поддержали математический реализм, поскольку они видят, что испытывают на себе естественные объекты. Примеры включают Пола Эрдёша и Курта Гёделя. Гёдель верил в объективную математическую реальность, которую можно воспринимать аналогично чувственному восприятию. Некоторые принципы (например, для любых двух объектов существует совокупность объектов, состоящая именно из этих двух объектов) могут быть непосредственно признаны истинными, но некоторые предположения, такие как континуум-гипотеза, могут оказаться неразрешимыми уже на основании таких данных. принципы. Гёдель предположил, что квазиэмпирическая методология, такая как опыт, может предоставить достаточно доказательств, чтобы можно было обоснованно предположить такое предположение. С опытом существуют различия в зависимости от того, какое существование предполагается иметь у математических объектов и откуда мы знаем о них. 9

Основная статья: Эмоции

Люди могут объяснить влюбленность (и потерю) как «эмоциональный опыт». Общества, в которых отсутствуют организованные браки по договоренности, могут использовать эмоциональный опыт людей, чтобы повлиять на выбор партнера. [5] Понятие эмоционального опыта также фигурирует в понятиях эмоционального интеллекта [6] и эмпатии.

Духовный опыт[]

Основная статья: Религиозный опыт

Ньюберг и Ньюберг дают представление о духовном опыте. [7]

Experiencee[]

Основная статья: Религиозный опыт

Опыт experiencor. [8] Мистики могут описывать свои видения как «духовные переживания». Тем не менее, психология может объяснить те же самые переживания с точки зрения измененных состояний сознания, которые могут возникать случайно из-за (например) очень высокой температуры, инфекций, таких как менингит, лишение сна, голодание, кислородное голодание, азотный наркоз (глубокое погружение), психоз, височная эпилепсия или травматический несчастный случай. Люди также могут достичь такого опыта более осознанно с помощью признанных мистических практик, таких как сенсорная депривация или методы контроля над разумом, гипноз, медитация, молитва или мистические дисциплины, такие как медитация на мантры, йога, суфизм, йога сновидений или сурат-шабда-йога). Некоторые «примитивные религии» поощряют духовный опыт посредством приема психоактивных веществ, таких как алкоголь и опиаты, но чаще всего с энтеогенными растениями и веществами, такими как каннабис, Salvia divinorum , псилоцибиновые грибы, пейот, ДХМ, аяхуаска или дурман . Другой способ вызвать духовный опыт через измененное состояние сознания включает психоакустику, бинауральные ритмы или свето-звуковую стимуляцию.

Социальный опыт[]

Основная статья: Социализация

Взросление и жизнь в обществе может способствовать развитию и наблюдению за социальным опытом. [9] Социальный опыт обеспечивает людей навыками и привычками, необходимыми для участия в жизни их собственных обществ по мере формирования самого общества 9.0110 [ нужна ссылка ] посредством множества общих переживаний, формирующих нормы, обычаи, ценности, традиции, социальные роли, символы и языки.

Виртуальный опыт и игры-симуляторы[]

Основная статья: Виртуальная реальность

Использование компьютерного моделирования может позволить человеку или группе людей получить виртуальный опыт в виртуальной реальности. [10] В ролевых играх «опыт» (и его приобретение) рассматривается как важный, измеримый и ценный товар. Многие ролевые видеоигры, например, имеют единицы измерения, используемые для количественной оценки или помощи в продвижении персонажа игрока в игре, называемые очками опыта.

Непосредственность опыта[]

Кто-то, кто может рассказать о событии, свидетелем которого он был или в котором принимал участие, имеет «первый опыт». Непосредственный опыт типа «ты должен был быть там» может показаться особенно ценным и привилегированным, но он часто остается потенциально подверженным ошибкам в чувственном восприятии и личной интерпретации.

Опыт, полученный из вторых рук, может предложить более богатые ресурсы: он записан и/или обобщен от непосредственных наблюдателей или людей, получивших опыт, или от инструментов, и потенциально может выражать несколько точек зрения.

Опыт из третьих рук, основанный на косвенных и, возможно, ненадежных слухах или слухах, может (даже при наличии достоверных сведений) потенциально опасно приблизиться к слепому почитанию авторитета.

Субъективный опыт[]

Субъективный опыт может включать в себя состояние индивидуальной субъективности, восприятие, на котором человек строит свое собственное состояние реальности; реальность, основанная на взаимодействии человека с окружающей средой. субъективный опыт зависит от индивидуальной способности обрабатывать данные, хранить и усваивать их. Например: наши чувства собирают данные, которые мы затем обрабатываем в соответствии с биологическим программированием (генетикой), неврологическими сетевыми отношениями и другими переменными, такими как относительность.

  1. перенаправление Шаблон: Неоднозначная ссылка
 и т. д. Шаблон: Ха, все это влияет на наше индивидуальное восприятие любой данной ситуации таким образом, что делает его субъективным.
 

Контексты опыта[]

Опыт играет важную роль в экспериментальных группах. [11]

Изменения в опыте в ходе истории[]

Некоторые постмодернисты предполагают, что природа человеческого опыта (совершенно независимо от деталей переживаемого окружения) претерпела качественные изменения при переходе от досовременного к модерна к постмодерну. [12]

Альтернативы опыту[]

Иммануил Кант противопоставлял опыт разуму: «В самом деле, ничто не может быть вреднее или недостойнее философа, чем вульгарное обращение к так называемому опыту. вообще никогда бы не существовало, если бы в должное время эти учреждения были созданы в соответствии с идеями». [13]

Письмо[]

Американский писатель Ральф Уолдо Эмерсон написал эссе под названием «Опыт» (опубликовано в 1844 г.), в котором он просит читателей игнорировать эмоции, которые могут оттолкнуть их от божественного; он дает несколько пессимистическое представление о трансцендентализме, связанном с Эмерсоном.

Art[]

В 2005 году арт-группа Monochrom организовала серию хэппенингов, которые иронично подхватили значение термина «опыт»: Experience the Experience. 3wes rgg setaa

См. также[]

  • Обслуживание клиентов
  • Эмпиризм
  • Опыт (события)
  • Уровень опыта
  • Опыт (практика)
  • Опыт эконом
  • Опытное обучение
  • Эмпирический маркетинг
  • Эмпирическая психотерапия
  • Уровень опыта работы
  • Жизненный опыт
  • Откройте для себя опыт
  • Восприятие

Ссылки[]

  1. ↑ Сравните различные современные определения, данные в OED (2-е издание, 1989 г. ): «[…] 3. Фактическое наблюдение за фактами или событиями, рассматриваемое как источник знаний.[…] 4. а. Факт быть сознательно субъектом состояния или состояния или быть сознательно затронутым событием. […] b. В религиозном употреблении: состояние ума или чувство, являющееся частью внутренней религиозной жизни; человек) в отношении религиозного чувства.[.. 6. То, что было пережито; события, которые произошли в пределах знания отдельного человека, сообщества, человечества в целом, либо в определенный период, либо в целом.[. ..] 7. а. Знание, полученное в результате фактического наблюдения или того, что человек испытал […] 8. Состояние занятия в какой-либо области обучения или практики, в делах в целом или в жизненном общении ; степень, в которой или продолжительность времени, в течение которого человек был так занят; способности, навыки, суждения и т. д., приобретенные таким образом».
  2. ↑ Обратите внимание, например, на Левитт, Хайди М. (1999). Развитие мудрости: анализ опыта тибетского буддизма. Журнал гуманистической психологии 39 (2): 86–105.
  3. ↑ Сравнивать: (1977) Я и его мозг , Берлин: Springer International. «Вы, я думаю, согласитесь, что в нашем восприятии мира все приходит к нам через чувства […]»
  4. (1993) Народная психология и философия сознания , 437, Рутледж. URL-адрес получен 01.12.2009. «Некоторые теоретики тождества изначально утверждали, что тождество мозга и психических состояний сохраняется только для нескольких ощущений. Однако большинство теоретиков обобщили эту точку зрения, чтобы охватить весь психический опыт».
  5. Ким, Юнгсик, Элейн Хэтфилд (2004). Типы любви и субъективное благополучие: кросс-культурное исследование. Социальное поведение и личность 32 (2): 173–182.
  6. ↑ Обратите внимание на рукопись Университета Нью-Гэмпшира 1994 года, написанную Дж. Майером и М. Килпатриком: «Обработка горячей информации становится более точной при открытом эмоциональном опыте», цитируется в 9. 0279 Пресная вода, Рассвет, Теодор Стикли (2004). Суть искусства: эмоциональный интеллект в обучении медсестер. Справочная служба медсестер 11 (2): 91–98.
  7. Ньюберг, Эндрю Б.; Ньюберг, Стефани К. (2005), «Нейропсихология религиозного и духовного опыта», у Палуциана, Раймонда Ф.; Park, Crystal L., Справочник по психологии религии и духовности , Нью-Йорк: Guilford Press, стр. 199–215, ISBN 9781572309227, http://books.google.com/books?id=mGscSLMA_P4C
  8. Справочник по психологии религии и духовности , Нью-Йорк: Guilford Press, стр. 199–215, ISBN 9781572309227, http://books.google.com/books?id=mGscSLMA_P4C
  9. ↑ Сравнивать: Блюмин, Стюарт М. (1989). Появление среднего класса: социальный опыт в американском городе, 1760-1900 , 434, издательство Кембриджского университета. Доступ к URL-адресу 2009-12-02.
  10. ↑ Сравнивать: (1977) Я и его мозг г. , Берлин: Springer International. «С появлением компьютеров можно создавать симуляции для обеспечения виртуальной реальности […]»
  11. Браун, Нина В. [1998] (2003). Психообразовательные группы: процесс и практика , 2, 263, Рутледж. URL-адрес, доступ к которому был осуществлен 06 марта 2010 г. «Экспериментальная групповая деятельность может быть эффективной частью психообразовательных групп».
  12. ↑ Сравните: (1996) Время: современный и постмодернистский опыт , 192, Wiley-Blackwell. URL-адрес, доступ к которому был осуществлен 21 января 2010 г.
  13. Кант, Иммануил (1781 г.). «Книга 1, раздел 1» Критика чистого разума .

Внешние ссылки[]

Посмотрите эту страницу в Викисловаре
: Опыт

  • Опытный проект
  • The Virtual Experience Company
  1. redirectTemplate:Philosophy
На этой странице используется лицензионный контент Creative Commons из Википедии (просмотр авторов).

Опыт | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


См. Опыт (значения) для других значений

Опыт как общее понятие включает в себя знание, умение или наблюдение за чем-то или событием, полученные в результате вовлечения или воздействия на этот предмет или событие. [1] История слова опыт тесно связана с понятием эксперимент . Например, слово «опыт» можно использовать в таком утверждении, как: «У меня есть опыт рыбалки».

Понятие опыта обычно относится к ноу-хау или процедурным знаниям, а не к пропозициональным знаниям: обучение на рабочем месте, а не книжное обучение. Философы называют знание, основанное на опыте, «эмпирическим знанием» или « апостериорным знанием».

Исследование опыта имеет давнюю традицию в континентальной философии. Опыт играет важную роль в философии Сёрена Кьеркегора. Немецкий термин Erfahrung , часто переводимый на английский язык как «опыт», имеет несколько иное значение, подразумевая связность жизненного опыта.

Человек, обладающий значительным опытом в определенной области, может получить репутацию эксперта.

Некоторые религиозные традиции (такие как виды буддизма, Сурат Шабд Йоги, мистицизм и пятидесятничество) и образовательные парадигмы, например, обусловленные обучением новобранцев (также известные как «учебные лагеря»), подчеркивают эмпирический характер эпистемология человека. Это контрастирует с альтернативами: традициями догмы, логики или рассуждения. Участники таких видов деятельности, как туризм, экстремальные виды спорта и рекреационное употребление наркотиков, также склонны подчеркивать важность опыта.

Содержание

  • 1 Виды опыта
    • 1.1 Физический опыт
    • 1.2 Психический опыт
    • 1.3 Эмоциональный опыт
    • 1.4 Духовный опыт
    • 1.5 Опыт
    • 1.6 Социальный опыт
    • 1.7 Виртуальный опыт и игровые симуляторы
    • 1.8 Непосредственность опыта
    • 1.9 Субъективный опыт
  • 2 Контексты опыта
  • 3 Изменения в опыте через историю
  • 4 Альтернативы опыту
  • 5 Письмо
  • 6 Арт.
  • 7 См. также
  • 8 Каталожные номера
  • 9 Внешние ссылки

Типы опыта[]

Слово «опыт» может относиться, несколько двусмысленно, как к необработанным в уме непосредственно воспринимаемым событиям, так и к предполагаемой мудрости, полученной в последующем размышлении над этими событиями или их интерпретации.

Некоторый опыт мудрости накапливается со временем, [2] хотя можно также испытать (и получить общий мудрый опыт) одно конкретное мгновенное событие.

Можно также различать (например) физический, ментальный, эмоциональный, духовный, альтернативный и виртуальный опыт(ы).

Физический опыт[]

Основная статья: Физическое свойство

Физический опыт возникает всякий раз, когда изменяется объект или окружающая среда. [3] Другими словами, физические переживания относятся к наблюдаемым. Они не обязательно должны включать модальные свойства или ментальные переживания.

Умственный опыт[]

Основная статья: Разум

Умственный опыт включает в себя аспекты интеллекта и сознания, переживаемые как комбинации мысли, восприятия, памяти, эмоций, воли 017 и воображение включая все бессознательные когнитивные процессы. Термин может косвенно относиться к мыслительному процессу. Психический опыт и его связь с физическим мозгом составляют область философских дебатов: некоторые теоретики тождества изначально утверждали, что тождество мозга и психических состояний сохраняется только для нескольких ощущений. Однако большинство теоретиков обобщили эту точку зрения, чтобы охватить весь психический опыт. [4]

Математики могут служить примером совокупного умственного опыта в подходах и навыках, с которыми они работают. Математический реализм, как и реализм в целом, считает, что математические объекты существуют независимо от человеческого разума. Таким образом, люди не изобретают математику, а скорее открывают ее и испытывают на себе, и любые другие разумные существа во Вселенной, по-видимому, поступали бы так же. Эта точка зрения рассматривает только один вид математики как открываемый; он видит треугольники, прямые углы и кривые, например, как реальные объекты, а не только творения человеческого разума. Некоторые работающие математики поддержали математический реализм, поскольку они видят, что испытывают на себе естественные объекты. Примеры включают Пола Эрдёша и Курта Гёделя. Гёдель верил в объективную математическую реальность, которую можно воспринимать аналогично чувственному восприятию. Некоторые принципы (например, для любых двух объектов существует совокупность объектов, состоящая именно из этих двух объектов) могут быть непосредственно признаны истинными, но некоторые предположения, такие как континуум-гипотеза, могут оказаться неразрешимыми уже на основании таких данных. принципы. Гёдель предположил, что квазиэмпирическая методология, такая как опыт, может предоставить достаточно доказательств, чтобы можно было обоснованно предположить такое предположение. С опытом существуют различия в зависимости от того, какое существование предполагается иметь у математических объектов и откуда мы знаем о них. 9

Основная статья: Эмоции

Люди могут объяснить влюбленность (и потерю) как «эмоциональный опыт». Общества, в которых отсутствуют организованные браки по договоренности, могут использовать эмоциональный опыт людей, чтобы повлиять на выбор партнера. [5] Понятие эмоционального опыта также фигурирует в понятиях эмоционального интеллекта [6] и эмпатии.

Духовный опыт[]

Основная статья: Религиозный опыт

Ньюберг и Ньюберг дают представление о духовном опыте. [7]

Experiencee[]

Основная статья: Религиозный опыт

Опыт experiencor. [8] Мистики могут описывать свои видения как «духовные переживания». Тем не менее, психология может объяснить те же самые переживания с точки зрения измененных состояний сознания, которые могут возникать случайно из-за (например) очень высокой температуры, инфекций, таких как менингит, лишение сна, голодание, кислородное голодание, азотный наркоз (глубокое погружение), психоз, височная эпилепсия или травматический несчастный случай. Люди также могут достичь такого опыта более осознанно с помощью признанных мистических практик, таких как сенсорная депривация или методы контроля над разумом, гипноз, медитация, молитва или мистические дисциплины, такие как медитация на мантры, йога, суфизм, йога сновидений или сурат-шабда-йога). Некоторые «примитивные религии» поощряют духовный опыт посредством приема психоактивных веществ, таких как алкоголь и опиаты, но чаще всего с энтеогенными растениями и веществами, такими как каннабис, Salvia divinorum , псилоцибиновые грибы, пейот, ДХМ, аяхуаска или дурман . Другой способ вызвать духовный опыт через измененное состояние сознания включает психоакустику, бинауральные ритмы или свето-звуковую стимуляцию.

Социальный опыт[]

Основная статья: Социализация

Взросление и жизнь в обществе может способствовать развитию и наблюдению за социальным опытом. [9] Социальный опыт обеспечивает людей навыками и привычками, необходимыми для участия в жизни их собственных обществ по мере формирования самого общества 9.0110 [ нужна ссылка ] посредством множества общих переживаний, формирующих нормы, обычаи, ценности, традиции, социальные роли, символы и языки.

Виртуальный опыт и игры-симуляторы[]

Основная статья: Виртуальная реальность

Использование компьютерного моделирования может позволить человеку или группе людей получить виртуальный опыт в виртуальной реальности. [10] В ролевых играх «опыт» (и его приобретение) рассматривается как важный, измеримый и ценный товар. Многие ролевые видеоигры, например, имеют единицы измерения, используемые для количественной оценки или помощи в продвижении персонажа игрока в игре, называемые очками опыта.

Непосредственность опыта[]

Кто-то, кто может рассказать о событии, свидетелем которого он был или в котором принимал участие, имеет «первый опыт». Непосредственный опыт типа «ты должен был быть там» может показаться особенно ценным и привилегированным, но он часто остается потенциально подверженным ошибкам в чувственном восприятии и личной интерпретации.

Опыт, полученный из вторых рук, может предложить более богатые ресурсы: он записан и/или обобщен от непосредственных наблюдателей или людей, получивших опыт, или от инструментов, и потенциально может выражать несколько точек зрения.

Опыт из третьих рук, основанный на косвенных и, возможно, ненадежных слухах или слухах, может (даже при наличии достоверных сведений) потенциально опасно приблизиться к слепому почитанию авторитета.

Субъективный опыт[]

Субъективный опыт может включать в себя состояние индивидуальной субъективности, восприятие, на котором человек строит свое собственное состояние реальности; реальность, основанная на взаимодействии человека с окружающей средой. субъективный опыт зависит от индивидуальной способности обрабатывать данные, хранить и усваивать их. Например: наши чувства собирают данные, которые мы затем обрабатываем в соответствии с биологическим программированием (генетикой), неврологическими сетевыми отношениями и другими переменными, такими как относительность.

  1. перенаправление Шаблон: Неоднозначная ссылка
 и т. д. Шаблон: Ха, все это влияет на наше индивидуальное восприятие любой данной ситуации таким образом, что делает его субъективным.
 

Контексты опыта[]

Опыт играет важную роль в экспериментальных группах. [11]

Изменения в опыте в ходе истории[]

Некоторые постмодернисты предполагают, что природа человеческого опыта (совершенно независимо от деталей переживаемого окружения) претерпела качественные изменения при переходе от досовременного к модерна к постмодерну. [12]

Альтернативы опыту[]

Иммануил Кант противопоставлял опыт разуму: «В самом деле, ничто не может быть вреднее или недостойнее философа, чем вульгарное обращение к так называемому опыту. вообще никогда бы не существовало, если бы в должное время эти учреждения были созданы в соответствии с идеями». [13]

Письмо[]

Американский писатель Ральф Уолдо Эмерсон написал эссе под названием «Опыт» (опубликовано в 1844 г.), в котором он просит читателей игнорировать эмоции, которые могут оттолкнуть их от божественного; он дает несколько пессимистическое представление о трансцендентализме, связанном с Эмерсоном.

Art[]

В 2005 году арт-группа Monochrom организовала серию хэппенингов, которые иронично подхватили значение термина «опыт»: Experience the Experience. 3wes rgg setaa

См. также[]

  • Обслуживание клиентов
  • Эмпиризм
  • Опыт (события)
  • Уровень опыта
  • Опыт (практика)
  • Опыт эконом
  • Опытное обучение
  • Эмпирический маркетинг
  • Эмпирическая психотерапия
  • Уровень опыта работы
  • Жизненный опыт
  • Откройте для себя опыт
  • Восприятие

Ссылки[]

  1. ↑ Сравните различные современные определения, данные в OED (2-е издание, 1989 г. ): «[…] 3. Фактическое наблюдение за фактами или событиями, рассматриваемое как источник знаний.[…] 4. а. Факт быть сознательно субъектом состояния или состояния или быть сознательно затронутым событием. […] b. В религиозном употреблении: состояние ума или чувство, являющееся частью внутренней религиозной жизни; человек) в отношении религиозного чувства.[.. 6. То, что было пережито; события, которые произошли в пределах знания отдельного человека, сообщества, человечества в целом, либо в определенный период, либо в целом.[. ..] 7. а. Знание, полученное в результате фактического наблюдения или того, что человек испытал […] 8. Состояние занятия в какой-либо области обучения или практики, в делах в целом или в жизненном общении ; степень, в которой или продолжительность времени, в течение которого человек был так занят; способности, навыки, суждения и т. д., приобретенные таким образом».
  2. ↑ Обратите внимание, например, на Левитт, Хайди М. (1999). Развитие мудрости: анализ опыта тибетского буддизма. Журнал гуманистической психологии 39 (2): 86–105.
  3. ↑ Сравнивать: (1977) Я и его мозг , Берлин: Springer International. «Вы, я думаю, согласитесь, что в нашем восприятии мира все приходит к нам через чувства […]»
  4. (1993) Народная психология и философия сознания , 437, Рутледж. URL-адрес получен 01.12.2009. «Некоторые теоретики тождества изначально утверждали, что тождество мозга и психических состояний сохраняется только для нескольких ощущений. Однако большинство теоретиков обобщили эту точку зрения, чтобы охватить весь психический опыт».
  5. Ким, Юнгсик, Элейн Хэтфилд (2004). Типы любви и субъективное благополучие: кросс-культурное исследование. Социальное поведение и личность 32 (2): 173–182.
  6. ↑ Обратите внимание на рукопись Университета Нью-Гэмпшира 1994 года, написанную Дж. Майером и М. Килпатриком: «Обработка горячей информации становится более точной при открытом эмоциональном опыте», цитируется в 9. 0279 Пресная вода, Рассвет, Теодор Стикли (2004). Суть искусства: эмоциональный интеллект в обучении медсестер. Справочная служба медсестер 11 (2): 91–98.
  7. Ньюберг, Эндрю Б.; Ньюберг, Стефани К. (2005), «Нейропсихология религиозного и духовного опыта», у Палуциана, Раймонда Ф.; Park, Crystal L., Справочник по психологии религии и духовности , Нью-Йорк: Guilford Press, стр. 199–215, ISBN 9781572309227, http://books.google.com/books?id=mGscSLMA_P4C
  8. Справочник по психологии религии и духовности , Нью-Йорк: Guilford Press, стр. 199–215, ISBN 9781572309227, http://books.google.com/books?id=mGscSLMA_P4C
  9. ↑ Сравнивать: Блюмин, Стюарт М. (1989). Появление среднего класса: социальный опыт в американском городе, 1760-1900 , 434, издательство Кембриджского университета. Доступ к URL-адресу 2009-12-02.
  10. ↑ Сравнивать: (1977) Я и его мозг г. , Берлин: Springer International. «С появлением компьютеров можно создавать симуляции для обеспечения виртуальной реальности […]»
  11. Браун, Нина В. [1998] (2003). Психообразовательные группы: процесс и практика , 2, 263, Рутледж. URL-адрес, доступ к которому был осуществлен 06 марта 2010 г. «Экспериментальная групповая деятельность может быть эффективной частью психообразовательных групп».
  12. ↑ Сравните: (1996) Время: современный и постмодернистский опыт , 192, Wiley-Blackwell. URL-адрес, доступ к которому был осуществлен 21 января 2010 г.
  13. Кант, Иммануил (1781 г.). «Книга 1, раздел 1» Критика чистого разума .

Внешние ссылки[]

Посмотрите эту страницу в Викисловаре
: Опыт

  • Опытный проект
  • The Virtual Experience Company
  1. redirectTemplate:Philosophy
На этой странице используется лицензионный контент Creative Commons из Википедии (просмотр авторов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *