Архетипичный это: Недопустимое название — Викисловарь

Содержание

(PDF) Феноменология архетипичного

Феноменология архетипичного

Новая русистика / Nová rusistika 41

К универсальным можно отнести основные концепты, с которыми рабо-

тает человечество на протяжениии всей истории своего существования: доб-

ро и зло, свой – чужой, мужчина и женщина, родители и дети, жизнь

и смерть, смысл бытия, место человека в мире, долг, правда, любовь, преда-

тельство. Это архетипичные понятия, известные всем культурам, многие из

них стали иконичными, и воспринимаются как структурные (бинарные)

оппозиции. Можно утверждать, что архетипы – давно присутствующие

в культурах лингво-психологические явления, развитие которых неразрывно

связано с апперцепцией общеизвестного реципиентами, владеющими раз-

ными языками и являющимися носителями различных ментальных матриц.

Возникновение новых архетипов и их нестандартных типов может быть

вызвано специфическими историческими условиями. К нестандартным архе-

типам можно отнести локальные, для объяснения которых также можно

исходить из теории Юнга.

Локальные архетипы

Локальный архетип – архетип, действие которого ограничено рамками

времени и/или пространства. В конце ХХ века начинается исследование

нового локального архетипа «Homo Sovieticus». Хотя он объединяет значи-

тельную по численности народонаселения территорию, от универсальных

архетипов отличается своей необщезначимостью в мировом контексте.

Кроме того, локальный архетип – понятие, которое со временем уйдет с куль-

турной сцены.

«Homo Sovieticus» характеризуется «модифицикацией» (советизацией)

психологических черт, соотносящихся с самоопределением себя и своего

места в мире, системой ценностей и отношений. Основные характеристики

«Homo Sovieticus» – раздвоенние сознания (прежде всего национального),

двойные ценностные стандарты частного и общественного. Опираясь на

категорию Юнга – персона, как сложную систему отношений между индии-

видуальным сознанием и социальностью, тип «Homo Sovieticus» можем

определять как «удобный вид маски, рассчитанной на то, чтобы, с одной

стороны, производить на других определенное впечатление, а с другой –

скрывать истинную природу индивидуума. Что последнее излишне, может

утверждать лишь тот, кто до того идентичен своей персоне, что уже не

знает самого себя, а что не нужно первое, может вообразить лишь тот,

кто и понятия не имеет об истинной природе своего ближнего. Социум

ожидает и даже обязан ожидать от каждого индивидуума, что тот как

можно лучше будет играть отведенную ему роль; что тот, например, кто

является священником, будет не только объективно выполнять свои долж-

Не так прост, как кажется? Архетип «Невинный»: na_shpilke — LiveJournal

В системе 12-ти архетипов «Невинный / Дитя» кажется самым простым архетипом. Односложным и имеющим самое ясное визуальное воплощение. Но так ли этот архетип на самом деле прост, как это на первый взгляд кажется?

Разберемся!

«Невинный / Дитя» — один из любимых архетипов в кино, изначально — за «простоту в применении». Традиционно это тот архетип, к которому, в отличие от многих других, «привязана» и архетипичная внешность.

«Невинный» — один из тех архетипов, который в определенной мере предполагает связь с возрастом (отсюда и второе название — «Дитя / Ребенок»).

Многие из характерных качеств этого архетипичного героя — те, что традиционно описывают детей (а в викторианскую эпоху это распространялось и на более взрослых «правильных» женщин и девушек).

Отсюда четкая идея и об архетипичной внешности такого персонажа: юной, мягкой, транслирующей открытость и наивность.

Именно по этой причине стилисты так часто говорят, что стиль для этого архетипа преполагает романтизм, нежность, светлую / пастельную цветовую палитру (*имхо: для реальных людей это некорректный подход, но об этом отдельным постом, наверное).

В кино, рекламе и при разработке личного бренда это может сработать, т.к. понятный (и даже очевидный) ведь визуал подбирают ПОД определенный, уже обдуманный персонаж, ценности и идеи.

Однако в последнее время кинематограф исследует другую сторону этого архетипа — не такую солнечную и комфортную.

Современное телевидение и кино представляют нам совсем НЕ романтичную картину. Это темная сторона архетипичного «Невинного», его или её негативные качества: инфантилизм, неспопосбность брать ответственность на себя, вера, что именно тебе все положено.

Такая картинка — во многом на новое поколение. Это «Невинные новой волны» — великовозрастные дети семьи и карьеры, без четких планов и без конкретного своего стиля (нередко за стиль такого героя выдается за стиль хипстера).

Еще один интересный момент — разница между «невинными» мужскими и женскими персонажами.

«Невинный» мужчина на экране — это затянувшееся детство или тинейджерство, фаза, из которой герой никак не может вырасти.

На эту роль берется актер либо с подростковым лицом, либо мягкий, округлый, «как ребёночек». Одет такой персонаж тоже в одежду «несерьезную», подростковую.

Это предполагает, что «невинность» (т.е. инфантилизм) проходящая фаза у героя. Его можно поменять, чем и приходится заниматься не очень понятно зачем «правильной» женщине (как думаете, какой архетип подойдёт для этого?).

Совсем иначе на экране представляют сейчас женское воплощение архетипа «Невинный».  

Это могут быть женщины очень разных типажей (что реалистично), как юные, так и зрелые.

И хотя у многих из этих героинь нет явного «своего» стиля, большинство могут создать эффектный образ, выбрать подходящий наряд, одеться в соответствии с ситуацией (и все это без рюшей, оборок, платьев в цветочек).

Может показаться, что это хорошо (и такой образ говорит в пользу женщин). Однако…

Подобная героиня, в отличие от инфантильных «невинных» мужчин, которым нужно «просто вырасти», показывает, что с ней гораздо больше всего «не так». Проблемы / причины её инфантилизма куда серьезнее и её нужны куда более глубокие перемены.

На экране архетипичный мужчина-дитя — это заигравшийся в компьютерные игры весельчак, у которого все еще впереди. А вот женщина, не способная повзрослеть, может иметь впечатляющий гардероб, но скорее всего нуждается в такой же впечатляющей терапии.

Что вы думаете на этот счёт? Знаете архетипичных «Невинных» в реальной жизни? Есть у них свой интересный стиль? Поделитесь!

«КАМЕДЫЯ» по-студенчески — Пермский театр «У Моста»