Архетип и символ
Общие представления об аналитической психологии и ее направлениях
Одним из направлений неофрейдизма, получившим свое развитие благодаря исследованиям швейцарского психиатра Юнга, является аналитическая психология, чьей основной целью изучения является усовершенствовании личности в процессе формирования ее целостности, при котором происходит гармонизация и сотрудничество сознания и бессознательного человека.
Эта цель находится в области изучения иррациональной стороны жизни человека и непосредственно связана с определенными символами, так как именно благодаря их существованию и воздействию на личность человека возможен процесс объединения сознательных и бессознательных содержаний.
Структура личности согласно теории Карла Юнга
В своей теории Карл Юнг выделил три компонента, составляющие единое целое личности человека:
- сознание или Эго;
- индивидуальное бессознательное;
- коллективное бессознательное.
Рассмотрим их более подробно.
Эго представляет собой сознание человека и все то, что человек имеет в виду говоря о себе самом: «Я». Основными элементами Эго являются ощущения, воспоминания, мысли и перцепции. Основной функцией Эго является процесс само отождествления человеком себя как личности и отделение себя от других людей и общества в целом. Фактически можно говорить о том, что Эго является центром личности, вокруг которого формируются все необходимые структуры и компоненты, являющиеся источника гармоничного развития личности человека.
Индивидуальное бессознательное является областью бессознательного и состоит из элементов, которые ранее находились на уровне сознания человека, но с течением времени были забыты или подверглись вытеснению в связи с их социальной неприменимостью или желанием человека забыть и подавить в себе травмирующие явления и поведенческие реакции. Личное бессознательной имеет в своей структуре следующие составные части: воспоминания (как детского возраста, так и сознательной жизни человека), ощущения, страхи, импульсы и желания, восприятие окружающего мира и реальной действительности, через призму имеющегося у человека опыта и сформированных паттернов поведения.
Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы, включающие в себя эмоции, воспоминания, желания. Они находят свое проявление в сознании человека в виде возникающих у него доминирующих идей и образов, которые в свою очередь формируют его отношение к событиям окружающей его действительности и оказывают определённое влияние на поведение человека и его образ мышления.
Такой тематический комплекс представляет собой ни что иное, как эмоционально заряженную группу мыслей, чувств и воспоминаний человека, которые могут проявляться в совершенно неожиданных ситуациях и которые способствуют формированию у человека определенных защитных механизмов психики. Одним из примеров подобного тематического комплекса может выступать отцовский или материнский комплексы, включающие в себя эмоции и впечатления, мысли и чувства, связанные с детским возрастом и взаимоотношениями, сформированными в данные период жизни человека. В психологии давно доказан факт непосредственной взаимосвязи между особенностями прожитого периода детства и проявлениями жизнедеятельности человека во взрослой жизни, начиная от имеющихся у него привычек поведения и заканчивая страхами и тревожными расстройствами, которые возникают в связи с вытесненными тревожными и травмирующими воспоминаниями детства.
Коллективное бессознательное является наиболее глубоким уровнем сознания и бессознательного психики человека и содержит в себе опыт прошлых поколений, который был накоплен на протяжении жизнедеятельности человечества в целом.
Данный уровень включает в себя универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Тот опыт, который находится в коллективном бессознательном личности является полностью бессознательным, сформированным в процессе эволюции человечества. Оно представлено в виде скрытых воспоминаний и опыта, передающегося на генном уровне. Прямым подтверждением существования коллективного бессознательного Карл Юнг считал повторяющиеся в культуре различных народов символы и образы.
Содержанием коллективного бессознательного являются так называемые архетипы. Рассмотрим их более подробно.
Общее понятие об архетипах
По мнению Карла Юнга, коллективное бессознательное находит свое проявление в архетипах, являющихся общими для всего человечества.
Замечание 1
Архетипы представляют собой врожденные тенденции, находящиеся внутри коллективного бессознательного и являющиеся внутренними детерминантами психической жизни человека.
Именно благодаря архетипам осуществляется процесс направления действий человека в определенное русло, схожее с тем, какие поведенческие стратегии существовали у предыдущих поколений человечества.
Архетипы находят свое проявление в сознании человека в виде эмоций и связаны с такими моментами жизненного опыта человека, как рождение и смерть, основными стадиями жизненного пути, а также с реакциями на возникающую смертельную опасность.
Общее понятие о символах
Согласно теории Карла Юнга, бессознательный уровень психики человека находит свое проявление в первую очередь через символы.
Символ в структуре бессознательного имеет очень сложное значение, в связи с отсутствием подчинения каким-либо причинам извне. Символ всегда предполагает много значений, и эта многозначность не может быть сведена к единой логической системе. Юнг в своей теории выделял два вида символов:
- Индивидуальные символы
- Коллективные символы.
Определение 1
Индивидуальные символы – символы, спонтанно продуцируемые психикой человека, в отличие от образов, которые намеренно создаются художником. Чаще всего данные символы проявляются в снах и фантазиях человека.
Коллективные символы – это символические способы выражения и образы, представляющие понятия, которые человек не может чётко определить и полностью осознать.
Юнг К.Г., «Архетип и символ»
Юнг К.Г., «Архетип и символ»*определение понятий*
- Поверхностный слой бессознательного является личностным бессознательным. Этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение и приобретаемом уже не из личного опыта. Этот врожденный более глубокий слой — коллективное бессознательное, имеющее всеобщую, а не индивидуальную природу.
- Существование чего-либо в нашей душе признается только в том случае, если в ней присутствуют так или иначе осознаваемые содержания. Мы можем говорить о бессознательном лишь в той мере, в какой способны удостовериться в наличии таких содержаний. В личном бессознательном это в основном эмоционально окрашенные комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности. Содержания коллективного бессознательного — это архетипы.
- Архетип:
- это бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым, претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает;
- хорошо известные выражения архетипов — мифы и сказки;
- видоизмененные архетипы — это уже не содержание бессознательного; они приобрели осознаваемые формы, которые передаются с помощью традиционного обучения в основном в виде тайных учений, являющихся вообще типичным способом передачи коллективных содержаний, берущих начало в бессознательном;
- архетип обязательно одновременно образ и эмоция. Заряженный эмоцией образ имеет сакральность/ психическую энергию, он становится динамичным, вызывающим существенное последствие. Это куски самой жизни, которые через эмоции связаны с живым человеком. Вот почему невозможно дать универсальную интерпретацию любого архетипа.
- Аббревиатуры: ООН, ЮНЕСКО, НАТО, торговые марки, брэнды, эмблемы, знаки различия — сами по себе бессмысленные, они приобретают узнаваемость в результате общего употребления или преднамеренным образом. Это не символы. Это — знаки, и они только обозначают объекты, к которым относятся.
- Аллегория: парафраза сознательного содержания. Символ — выражение только предчувствуемого, но еще не различимого бессознательного содержания.
- Символ:
- это термин/имя/изображение, которые могут быть известны в повседневной жизни, но обладают специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу: нечто смутное, неизвестное, иррациональное;
- когда мы исследуем символ, он ведет нас в область, лежащую за пределами здравого рассудка. А так как существует бесчисленное множество вещей за пределами человеческого понимания, то мы постоянно пользуемся символической терминологией, чтобы представить понятия, которые мы не можем определить или понять полностью;
- сознательное использование символов — только 1 аспект, человек также продуцирует символы спонтанно и бессознательно в форме снов. Бессознательный аспект каждого явления открывается нам в снах, в которых он возникает не как рациональная мысль, а в виде символического образа;
- символ сохраняет жизненность
только до тех пор, пока он чреват значением,
пока он является выражением предмета, который иначе
не может быть лучше обозначен.
Но как только найдено выражение,
формулирующее искомый предмет еще лучше,
так символ мертв. Итак, символ,
не действующий сам из себя, — мертв
(т.е. превзойден лучшей формулировкой) или он
является продуктом,
символическая природа которого зависит
исключительно от установки созерцающего
его сознания.
- Понимание символов:
- Понимание, которое истолковывает символическое выражение как наилучшую и характерную ныне непередаваемую формулу сравнительно неизвестного предмета, имеет символическую природу.
- Понимание, которое истолковывает символическое выражение как намеренное описание или иносказание какого-нибудь знакомого предмета, имеет аллегорическую природу.
- Виды символов:
- естественные символы — приходят из бессознательных содержаний психического и, следовательно, представляют громадное множество вариаций основных архетипических образов. Во многих случаях они могут быть прослежены до своих истоков, архаических корней — т.е. до идей и образов, которые мы встречаем в самых старых записях и у первобытных обществ;
- культурные символы — те,
которыми пользуются для выражения «вечных истин»
и которые во многих религиях используются
до сих пор. Эти символы прошли через
множество преобразований, через процесс
более или менее сознательного развития
и таким образом стали коллективными образами,
принятыми цивилизованными обществами.
Культурные символы — важные составляющие нашего ментального устройства. Там, где они подавляются или игнорируются, их специфическая энергия исчезает в бессознательном с непредсказуемыми последствиями. Эта психическая энергия служит оживлению и усилению всего, что лежит на верхнем уровне бессознательного.
- Важность символов: современный человек не понимает, что его «рационализм» (расстроивший его способность отвечать божественным символам) отдал его на милость психической «преисподней». Он полагает, что освободил себя от суеверий, утративши духовные ценности. Его моральная и духовная традиция распалась. Боги Эллады и Рима гибли от той же болезни, что и наши христианские символы. Как и сегодня, люди тогда обнаружили, что ранее совсем не задумывались о своих богах. Чужие боги, напротив, имеет нерастраченную тайну/притягательность. Азиатские символы недоступны пониманию, и, следовательно, не кажутся банальными в отличие от собственных богов. Можем ли мы принять готовые символы, выросшие на азиатской экзотической почве, пропитанные чужой кровью, воспетые на чуждых языках, развивавшиеся по ходу чужой истории?
Что такое архетипические символы? (с картинками)
`;
Язык
Факт проверен
Синде Грегори
Психиатр Карл Юнг, родившийся в 19 веке и оказавший огромное влияние на две области психологии и психиатрии в 20 веке, считал, что метафорические образы, которые он назвал архетипами, проявляются во всех культурах с почти одинаковым значением. Архетипические символы, представляющие самые основные человеческие желания и страхи, можно найти в устных рассказах, письменных рассказах и визуальных произведениях искусства. Хотя эти символы могут быть идентифицированы и прославлены произведениями искусства, они берут свое начало в человеческой психике и являются частыми гостями в снах.
После того, как архетипические символы идентифицированы, ими можно художественно манипулировать. Они прорастают из бессознательного, поэтому пропитаны ощущением тайны и глубокого смысла. Архетипические образы и символы могут способствовать культурному самовыражению и даже проникать в него, но сами по себе они не являются культурными артефактами, поскольку предшествуют любому конкретному проявлению культуры.
Среди наиболее первобытных архетипических символов — мать, обманщик и возрождение. Образы матери встречаются не только в материнских образах, таких как Мать Мария или Мать Тереза, но и в идее Геи, или Матери-Земли. Архетип матери является источником и началом жизни, воспитателем и источником принятия и любви.
Трикстер, с другой стороны, проявляется как игривый, но злой койот во многих сказках коренных американцев, персонаж, который одурачивает тех, кто не может сравниться с его быстрым умом и более быстрыми действиями. Еще одна фигура-обманщик — шекспировский Пак, который манипулирует любовью и отчаянием ради собственного эгоистичного удовольствия. Даже сам дьявол является проявлением обманщика.
Возрождение — это юнгианский архетип, имеющий десятки символических представлений. Христиане узнают это в воскресении Христа, когда он воскрес из мертвых на третий день после своего убийства. Однако центральная метафора возрождения гораздо древнее, чем история Иисуса. Ранние люди осознавали и прославляли круговорот жизни, смерти и возрождения посевов, которые пересевали себя и создавали новую жизнь год за годом. В самом деле, в этом архетипическом символе участвует даже способность женщины воссоздавать себя, создавая и удерживая ребенка в своем чреве до момента его рождения, символически своего собственного возрождения.
Универсальные значения, выраженные архетипическими символами, понимаются вне языка, хотя часто проявляются через письменное или устное слово. Маски часто удивительно символичны, от знакомых масок радости и печали, которые мир театра принял как собственную метафору, до примитивных масок, представляющих богов и демонов. Универсальность архетипов можно увидеть в том, насколько похожи рисунки монстров, крылатых существ и даже матерей и отцов, хотя дети, создавшие эти рисунки, могут происходить из разных культур мира.
Вам также может понравиться
Рекомендуется
КАК ПОКАЗАНО НА:
Архетипов
Архетипы можно описать как чертежи наших душ. Это изначальные образы или модели поведения, с которыми мы рождаемся. Великому греческому философу Платону приписывают создание концепции архетипов. Позднее ее развил знаменитый швейцарский психиатр Карл Юнг в своем анализе человеческого поведения.
Юнг определил Архетипы как архаичные образы или универсальные мыслеформы, влияющие на чувства и действия человека. Он предположил, что эти образы, паттерны или прототипы идей происходят из универсального или коллективного бессознательного. Согласно Юнгу, коллективное бессознательное является унаследованной психикой или резервуаром опыта и является общим для всех представителей определенного вида.
Согласно Юнгу, не существует фиксированного количества архетипов, и они могут даже пересекаться, проявляясь в одном и том же человеке. Ниже приведены некоторые из основных архетипов:
Самость: Этот архетип представляет собой целостность личности, возникающую в результате объединения сознания и бессознательного. Самость создается интеграцией всех аспектов личности. «Я» и другие архетипы не могут существовать друг без друга. | Тень: Это описывается как темная, дикая и неизвестная сторона психики. Он представляет черты, которые лежат глубоко внутри, скрытые от рутинной повседневной жизни и состоят из подавленных желаний и идей, а также слабостей/недостатков. |
Анима и Анимус: Анима представляет женственность, женский аспект мужской психики, а Анимус представляет мужской аспект женской психики. Анима и анимус помогают улучшить отношения между мужчинами и женщинами, позволяя им понимать и общаться с представителями противоположного пола. Их сочетание называется Сизигия (божественная пара). | Персона: Представляет различные маски, которые мы надеваем в разных социальных группах или ситуациях. Именно то, как мы представляем себя миру, часто отличается от нашего истинного «я». |
Мать: Это успокаивающая, питающая и заботливая фигура, связанная с любовью и теплом. | Старец Мудрый: Этот архетип олицетворяет знание, мудрость и духовное понимание. Он стремится предложить защиту, руководство и наставничество. |
Герой: Это спаситель, спаситель и чемпион, который желает доказать свою ценность, совершая смелые поступки. | Посвящение: Это ситуационный архетип, представляющий процесс, посредством которого человек перемещается в другую сферу влияния. |
Наряду с архетипами фигур и событий существует также несколько архетипов образов. | |
Вода: Это символ жизни и представляет созидание, возрождение и очищение. | Солнце: Означает просветление, творчество, энергию, духовную мудрость и течение времени/жизни. Восходящее солнце символизирует созидание и рождение, а заходящее солнце обозначает смерть. |
Цвета: Красный означает жертвенность, любовь, неистовую страсть и грех; Зеленый представляет плодородие, надежду, удачу, жадность и ревность; Белый символизирует невинность, чистоту, смерть и правду; Черный олицетворяет тайну, гибель, смерть и силу. | Числа: Число 3 символизирует свет, духовное осознание и единство; число 4 представляет природу и цикл жизни; число 7 символизирует завершение и совершенный порядок. |
Формы: Круг символизирует единство и целостность; Овальная форма символизирует силы возрождения и тайны жизни. | Животные: Змея олицетворяет искушение, разрушение, чувственность, развращение и зло; Темные птицы (ястреб, ворон) символизируют порчу, смерть и ненависть; Светлые птицы (голубь) олицетворяют любовь, мир и жизнь. |
Мятежник: Также известный как Преступник, это революционер, бунтарь или неудачник, который сильно склонен нарушать правила и переворачивать, разрушать или разрушать все, что ему не нравится. Радикальные взгляды и возмутительное поведение несут с собой слабость, которая может склонить на темную сторону и толкнуть на преступление. Самый большой страх бунтаря — стать неэффективным и бессильным, и им движет основное желание восстания и мести. | |
Концепция архетипов уходит корнями в мистицизм, а также в здравую науку. Его понимание помогает вам вести более плодотворную и полноценную жизнь. Когда вы осознаете, какой архетип доминирует в вашей личности и в других (друзьях, коллегах и любимых), вы получите более глубокое представление об их мотивах и поведении и сможете лучше с ними общаться. Архетипы и символы помогают вам интерпретировать более широкий смысл жизни и изменения, которые ее формируют. |