12 архетипов. Карл Густав Юнг
Архетип – комплексная информация, записанная на подсознательном уровне нашего мозга, о той или иной роли или образе человека в обществе.Каждый архетип – это набор смыслов, значений, поведения, способов взаимодействия в обществе.
Тест. Узнай свой архетип!
Индивидуальное типирование и консультация
ГЛАВНАЯ
12 АРХЕТИПОВ К.Г.Юнга
Описание архетипа. Его сильные и слабые стороны.
ПРОСТОДУШНЫЙ
Поле, заросшее спелой пшеницей, переливается теплыми тонами на закатном солнце. Пятилетний мальчишка с улыбкой во весь рот запускает воздушного змея. Его широко распахнутые глаза полны доверия, искренности и счастья.
Если вы знакомы с Простодушным, вы хорошо знаете, что невозможно не проникнуться оптимизмом, энергетикой добродушия и счастья, находясь рядом с ним. Его несколько детская вера в добро и справедливость всегда подкупает. Простодушный живет в своем идеальном мире, где царит справедливость и счастье. Его девиз и стратегия жизни просты – поступай правильно, иначе последует наказание.
Доверие, оптимизм и простодушие привлекают других людей и их поддержку. Ведь так трудно не помочь чистому и наивному ребенку, а простодушный и есть тот самый ребенок. И как ребенок, простодушный независим от доминирующего давления общества. Ему просто не возможно навязать чужие стандарты и заставить следовать придуманным правилам. Ему не нужно многое для счастья, он счастлив здесь и сейчас и всегда рад даже самому малому.
Слабые стороны:
Зачастую их доверчивость оборачивается против них самих. Могут стать жертвами системы и иерархии общества, так как не готовы вступать в конфликт и вести борьбу. Сильно разочаровываются, если становится очевидным существование несправедливости на земле. Склонны не замечать и отрицать проблемы, так как хотят жить беззаботно здесь и сейчас, что приводит к их нарастанию. Могут стать ведомыми и жертвами манипуляций. Склонны к отрицанию всего, что не входит в их понимание идеального мира и жизни, из-за чего могут перестань осознавать, что происходит в реальности.
МУДРЕЦ
Сидя на скале, и созерцая с ее вершины весь остальной мир, в одиночестве и отрешении от мира, он хочет только одного: времени и тишины для того, чтобы побыть самому с собой и подумать. Но по скалистой тропинке, к месту его уединения, все идут и идут люди со своими вопросами, бедами и просьбами.
Цель Мудреца познать этот мир с помощью интеллекта и анализа информации. Наделены способностью смотреть на ситуацию со стороны и предлагать максимально рациональные решения. Благодаря чему Мудрец имеет репутацию спокойного, надежного рационалиста, к которому всегда можно прийти за советом. Собирает, хранит и анализирует все знания и опыт, накопленные человечеством. Индивидуалист по натуре, склонен к уединению.
Логика и последовательность, невозмутимость и развитая интуиция – сильные стороны Мудреца. Благодаря природной склонности к анализу и умению объективно смотреть на ситуацию, как бы со стороны, Мудрец не просто накапливает знания, а ищет и предлагает лучшие решения. В том числе может давать верные «предсказания» развития событий и ситуаций, давать точные советы. Часто выступает в роли «гуру» и наставника.
Слабые стороны:
Увлекшись процессом накопления знаний и информации, есть риск стать теоретиком. Так никогда и не перейти от процесса накопления к процессу анализа данных, создания нового. В том числе, причиной тому его глубинный внутренний страх ошибиться и принять фальшь за истину. Иногда вместо роли доброго и мудрого наставника, может выбрать роль холодного и надменного, всезнающего и бесчувственного, часто помпезного и высокомерного «профессора зазнайки».
ИСКАТЕЛЬ
Ковбой на лошади, мчится по прериям в поисках приключений. Над ним гордо раскинув крылья парит свободолюбивый, гордый и вечно одинокий орел. Впереди горы и дорога уходящая за горизонт — вот самый яркий образ ИСКАТЕЛЯ.
Его стратегия искать и познавать новое, открывать новые пути. Главное в его жизни — это движение. Он не привязан к месту и определенной деятельности. Главная мотивация для Искателя — это открытие и познание всего нового. Но он не стремится проникнуть в суть вещей, ему важно пробовать «на вкус и цвет». Стремится жить лучшей, активной, максимально полной жизнью.
Легко берет на себя ответственность за создание всего нового не только в жизни, но и работе, что может быть удачно использовано его руководством. Ценят сам процесс поиска и создания нового, не привязываясь к результату, от чего всегда выглядят радостными и счастливыми. Во многом опережают свое время. Энтузиазм и здоровый позитив выделяют Искателей от многих других архетипов. Умеют быть честными сами с собой.
Слабые стороны:
Как быстро загорается новым проектом, так же быстро и охладевает к нему. Искателю трудно довести начатое до конца, так как теряется интерес. Увидев слабые стороны интересующего объекта, быстро разочаруется и не «копает» дальше, а просто уходит в новое. Можно сказать, что Искатель не терпим к чужим недостаткам. Часто долго не могут завести семью, и практически никогда не бывают удовлетворены семейной жизнью и своим выбором. Ему вообще сложно выбрать и определиться, у него всегда остаются сомнения. Усугубляет ситуацию его склонность к перфекционизму.
БУНТАРЬ
Дерзкий байкер мчится по пустому шоссе на запрещенной скорости.
Он не на грани разрешенного, он давно ЗА ней.
Революционер, иконоборец, протестующий подросток, злодей и мятежник – вот типичные роли Бунтаря. Он резко противопоставляет себя обществу, часто даже в ущерб себе и своему здоровью. Ему важно быть всегда в оппозиции, важно нарушать, а лучше разрушать, привычный ход событий и заведённый уклад. Его движущая сила — это протест. Бунтарь просыпается в человеке в моменты острой необходимости к сепарации от общества и доминирующей культуры. Его цель разрушить и обесценить то, что по его мнению уже не работает. Будь то уклад его семьи или общественный строй. Может легко попасть в ловушку и перейти на сторону зла. Его главные ценности — свобода и эпатаж, а стратегия действий – ломать, разрушать, шокировать, протестовать.
У Бунтаря всегда есть сила и решимость быть не зависимым от мнения окружения и общества, чему можно у него поучится. Свобода выбора всегда будет с ним. Удивительно устойчив и определен в своих суждениях. Могут указывать нам на все то, что устарело и давно не работает в общественной системе. Именно руками Бунтарей совершались все великие революции.
Слабые стороны:
Бунтарь всегда рискует и сам стремится к риску. Но так же он может подвергать опасности и свое окружение. Своим не обдуманным протестом часто вредит самому себе. Происходит это через саморазрушение, употребление алкоголя и запрещенных наркотических веществ, увлечение опасными видами деятельности. Теневая сторона Бунтаря действительно устрашает, здесь собраны все паттерны деструктивного поведения: зависимости, принуждения, самоутверждение за счёт других, рукоприкладство и так далее.
В горящей машине на полном ходу, взбираясь на вершину неприступной горы… Падая и вставая каждый раз, и каждый раз становясь еще чуточку лучше и сильнее. Цель его благородна и точно определенна, а методы посты и понятны. Он всегда там, где опасность и вызов!
Герой верит, что ему необходимо стать максимально сильным и выносливым, и тогда, используя эту силу, он сможет изменить мир. Он четок и прямолинеен в своих действиях, суждениях и способах решения проблем, преодоления препятствий. Герой всегда руководствуется нормами и четкими правилами. На него можно положиться в выполнении задач и поставленных целей, он всегда доводит начатое до конца и умеет нести ответственность. Гнев и ярость Героя поистине беспощадны и стихийны, ведь сила и энергия этих чувств необходимы ему для восстановления справедливости, к которой он всегда стремится. В обществе роль героя традиционно принадлежит благородным воинам, сражающимся на благо своего дома.
Сильные стороны Героя имеют четкие и понятные определения: дисциплинированность, мужественность, компетентность, надежность, верность своему выбору и определенность, храбрость, решительность, целеустремленность.
Он умеет организовать себя, свое время и пространство вокруг. Герой на уровне инстинкта защищает слабых, угнетенных и беспомощных. Он учит нас ставить цели и добиваться результата.
Слабые стороны:
В случае, если Герой проявляется в неразвитой личности, то его поведение выглядит, как бездумность в сочетании с храбростью. Герой склонен делить мир на черное и белое, правильное и не правильное. Сильно страдает из-за отсутствия гибкости и дипломатичности во взаимоотношениях. Не принимает людей с поведением отличным от его собственного, считает их слабыми и безвольными. Склонен к критике и догматизму. Боясь показаться слабым, принимает любые бросаемые ему вызовы. Для него непереносимы ситуации, которыми он не может управлять, в следствии чего очень тяжело переносит наступление старости.
Он не ждет, что его дар оценят и примут окружающие. Не жажда признания руководит им. Тайные знания и возможности владеют его умом и сердцем. Творит ли он ли он добро, заботясь о неразумных, или готовит ядовитое зелье, околдовывающее и сковывающее волю? Выбор всегда остаётся за ним.
Маг всегда находится на стыке науки и метафизики. Его трудно узнать в толпе, ведь он мастер маскировки и создания нужного ему впечатления. Боясь быть осужденным за не типичность и не очевидность суждений, редко делится своими знаниями. Уверен, что сознание рождает бытие, а не наоборот. Развитый Маг не просто знает КАК, он умеет управлять поведением и реакциями окружающих людей, владеет знаниями о фундаментальных основах мироздания, не доступных другим людям. И с их помощью способен воплотить любую мечту в реальность, трансформировать ситуации. Часто архетип Мага активизируется в людях переживших трудные жизненные ситуации, и желающих разобраться в причинно-следственных связях. Именно Маг реализует в реальность все действительно инновационные и прорывные идеи.
Имеют силу через внутренние изменения самого себя изменить мир и реальность в лучшую сторону. Всегда дипломатичны и тактичны по отношению к другим. Умеют вести переговоры в корректной форме и положительным результатом. Могут найти пути реализации действительно фантастических идей, служащих на благо общества. Хорошо знают людей и понимают их глубинные мотивы поведения.
Слабые стороны:
Если Маг выбирает сторону зла, то становится действительно опасным для окружающих. Это случается если он выбирает стратегию манипуляций вместо коммуникаций с другими людьми. Его умение влиять на окружающих и их поведение – опасное оружие. К Магу часто могут испытывать страх или относиться с опаской. Его часто не принимают люди с другими сильными архетипами, чем больше вредят и ограничивают самих себя.
Тот, кому дозволено все. Даже сам король побаивается его правды. Но его не возможно наказать, ведь он ничего не имеет. У него нет претензий, ожиданий и планов. В своем роде он мудрее мудреца, так как знает, что все в этом мире лишь тлен. Его свобода – его награда.
Шут живет в настоящем, здесь и сейчас. Он не считает хоть что-либо достаточно стоящим, чтобы относиться к этому всерьез. И в этом для него большая опасность, растратить жизнь впустую, не ставя перед собой и не добиваясь каких-либо целей. Он центр любой компании, шутник и весельчак. Он не боится показаться странным или нелепым. Шут замечает смешное во всем и всех. Все трудности и препятствия на своем пути он решает с юмором. Единственное, что его действительно может беспокоить, так это недостаток событий и людей на его пути. Его обожают и опасаются одновременно, ведь у него есть право говорить правду всем и всегда.
Наблюдая за Шутом, можно научиться справляться с трудностями и преодолевать препятствия на своем пути с юмором, без лишней грусти и переживаний. Учит нас не относиться к себе слишком серьёзно. Все противоречия современного мира, для него -лишь повод для новых шуток. Шут умеет нарушать правила не нарушая их.
Слабые стороны:
Случается так, что стремление получать удовольствие от жизни, оборачивается против Шута. Тогда появляются пороки, связанные со злоупотреблением: обжорство, алкоголизм, распущенность всех видов. Так же обратной стороной его жизнерадостности, является беспечность, мешающая ему иметь ценности и ставить цели.
ВЛЮБЛЕННЫЙ
Халат нежной ткани мягко скользит по плечам, падая на мраморный пол. Медленно погружаясь в ванну, наполненную ароматами лепестков, он закрывает глаза…Чувственное удовольствие в каждом моменте — главная ценность его жизни.
Этот архетип учит нас любви во всех ее проявлениях. Влюбленный мечтает о отношениях полных доверия и взаимопонимания, глубоких в своей основе и приносящих чувственное наслаждение. И это не только про отношения между мужчиной и женщиной, его устремления касаются всех и всего, где задействована любовь. Он создает атмосферу чувственности только лишь одним своим присутствием. Для достижения этой цели Влюбленный выбирает стратегию постоянного совершенствования, как внутреннего, так и внешнего. Взамен он ждет признания, преданности, доверия и благодарности. Больше всего боится остаться один, стать не нужным, отвергнутым. Влюбленный восхищается и очаровывается кем-то или чем-то и ждет равноценного отклика от предмета обожания.
Этот архетип правит всеми видами любви: родительская, дружеская, духовная и конечно же романтическая. Он отличный партнер: поддерживающий, верный и преданный, любит и умеет отдавать. Влюбленный умеет создавать красоту и атмосферу вокруг себя. Можно быть уверенным, что на любом празднике организованным Влюбленным, будет хорошо и комфортно каждому гостю. Эстетика – его сильная сторона.
Слабые стороны:
Влюбленный рискует стать зависимым от предмета своей любви, потерять свою индивидуальность. Будучи не востребованным, как бы «перестает существовать», утрачивает радость и смысл жизни. Не терпит конкуренции, может вести себя крайне неэтично встречаясь с ней. В неразвитых личностях, архетип Влюбленного стремится к промискуитету, в попытках получить любовь, но не имея сил выстраивать душевную связь.
СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ
Жаркий майский день. Отдых на природе в кругу близких, родных и друзей. Собралась целая веселая компания. Кто же из них наш «Славный малый»? Ответ не очевиден. Славный малый — это один из многих равных, такой же, как все.
Парень из соседнего подъезда, добропорядочный гражданин, средне статистический рабочий, член профсоюза, свой среди своих, равный среди равных. Славный малый – это типичный представитель своего социального класса. Он приверженец простых и понятных добродетелей. Отличаться от других не приемлемо для него, он считает это проявлением гордыни и пустых амбиций. Он ведом страхом быть не принятым «в стаю», стать «белой вороной». Не трудно представить, что архетип Славного малого был очень поощряем на территории бывшего СССР.
Уверен, что все люди рождены равными имеют равную ценность для общества. У него можно поучиться простым ценностям, а в особенности чувству справедливости. Он умеет соблюдать правила и действующие законы не задавая ненужных вопросов. На них держится общественный строй, уклад жизни, традиции.
Слабые стороны:
Его вера в равенство и единство возможностей, с другой стороны играет с ним злую шутку. Славный малый становится заложником системы не веря в возможность добиться чего-либо своими силами, выйти за пределы обыденности. Его ожидания от жизни сильно усреднены, а иногда и занижены. Склонен перекладывать ответственность на других. В людях отличных от его окружения он видит врагов, тех, с кем нужно бороться.
ЗАБОТЛИВЫЙ
Часто его труды незамечаемы нами, но даже представить трудно, что было бы, если бы Заботливые исчезли из нашей жизни. Каждый день, из раза в раз в раз, делая одно и тоже. Иногда даже начинает казаться, что ему взамен ничего не нужно. Но так ли это?
Альтруист по натуре, Заботливый заботится о своем доме, семье, общине. Его роль в обществе, его глубинная суть – это Хранитель. Заботливый, он же Опекун, хранит и поддерживает своим трудом домашний очаг, традиции, уклад жизни. Главная цель для него – это комфорт других людей. Себя же он ставит на последнее место, и часто просто исключает заботу о себе из списка дел. К сожалению, труды Заботливого часто не получают заслуживаемого признания и воспринимаются, как должное. Но не стоит думать, что Заботливый действительно так бескорыстен, как кажется на первый взгляд. Он ждет признания и благодарности, но только с тем условием, чтобы все приходило к нему без его вмешательств и просьб. По сути же он ждет от других того же, что считает нормой для себя.
Сочувствие, щедрость, желание помогать другим. На своем примере раскрывает нам ту простую истину, что чем больше мы отдаем, тем больше сил и энергии мы получаем взамен. Учит нас бескорыстному родительству, сестринскому милосердию и самоотдаче.
Слабые стороны:
Часто Опекун старается помочь даже тогда, когда его не просят об этом. Более того, пытается насильственно «осчастливить» человека своей заботой и опекой, что становится больше похоже на агрессию. Надевает маску мученика, становится персонажем «страдающем за других». Его темная сторона – стать скрытым, пассивным манипулятором, контролируя всех тем, что заставляет чувствовать свою «вину». «Смотри, чем я для тебя пожертвовал!»
ТВОРЕЦ
Всклокоченные волосы, небрежный внешний вид и огромные, всегда горящие новой идеей, глаза. Настоящего Творца трудно перепутать с кем либо.
Творец всегда создаёт что-то принципиально новое, даже в мелочах. Уверен, что именно он и его идеи продвигают мир и общество вперед. Реализованный Творец всегда находится в потоке творчества и воображения. Процесс создания нового для него так же важен, как и получаемый результат. Его основная ценность – это истина. Архетип Творца, как и его антагонист Бунтарь, просыпаются в человеке в моменты их острой жизненной необходимости: сотворить что-то новое, или наоборот, разрушить. Но, если Маг творит новое больше в духовной сфере, то Творец нацелен на создание реальных материальных ценностей.
Создатель всего нового и инновационного в нашем мире. Прокладывает новые пути и дороги, которые потом с успехом осваиваются Искателем. Его труды всегда реальны и заметны, он движим страстью самовыражения в материальной форме. Незаменимый член любой профессиональной команы.
Слабые стороны:
В худшем своем проявлении архетип Творца используется человеком, как прощение самому себе своего эгоцентризма, безответственности и бездеятельности. «Не мешай мне, я творю!». Знакомо?Как никто другой опасается критики, чахнет в отсутствии признания. Любит противопоставлять себя другим людям нетворческих профессий. Архетип Творца в неразвитом человеке проявляет себя, как генератор тысячи идей без их реализации. Он начинает и бросает, начинает и бросает, и так до бесконечности.
ПРАВИТЕЛЬ
Все, что его окружает просто кричит о его статусе. Быть скромнее – не его жизненное кредо. Правитель должен выделяться и быть заметен издалека. Стая должна знать своего вожака.
Главная цель и задача Правителя создать и поддержать работающую общественную систему, иерархию. Это может быть семья, бизнес, сообщество по интересам, государство и так далее. Власть, контроль и порядок – его главные ценности. Правителя не трудно узнать, вокруг него много знаков отличия, он всегда выбирает вещи, подчёркивающие его статус. Но важно понимать, что внешние атрибуты и его стремление к роскоши — лишь способ выделить Правителя из толпы, способ объяснить людям «кто тут главный». Роскошь необходима ему еще и для того, чтобы другие имели желание следовать за ним, подчиняться, чтобы в будущем приблизиться к его образу жизни. В некоторых случаях Правитель служит не только управленцем и создателем системы, но и ее символом, титульным лицом.
В лучших своих проявлениях Правителем движет желание помогать миру, устанавливать порядок и блюсти законы. Его сильные стороны – это природная харизма, стремление к порядку, логичность и честность. Развитая личность Правителя, это практически идеальная модель поведения человека в обществе. Идеальный руководитель, идеальный семьянин, законопослушный и ответственный гражданин и так далее. Быть членом королевской семьи, лицом и статусом старны, крайне сложно и оветственно, не правда ли?
Слабые стороны:
В худшем случае Правитель одержим господством и контролем, сильное стремление к которому часто мешает развиваться окружающим людям. Зачастую не дает творческому потенциалу проявлять себя внутри созданной им системы, что препятствует ее развитию и совершенствованию. Обратная сторона Правителя – тиран и деспот. Правитель не толерантен, не любит инакомыслящих, как потенциальную угрозу созданной им системы.
Про женские архетипы, зачем их знать и тест Юнга
+74951286800 |
Про женские архетипы, зачем их знать и тест Юнга
Какие ассоциации приходят вам в голову, когда вы слышите фразу «архетип женщины»? А если точнее: с какими чувствами оно у вас ассоциируется? Это смелость и уверенность? Или нежность и любовь? А может, вдохновение и легкость?
Когда мы говорим про архетипы (например, женские, мужские, детские), в воображении сразу возникают какие-либо образы. Увидеть их с ходу невозможно. Их можно почувствовать.Эти образы заложены в нас культурой и предками. Это некий коллективный опыт, накопленный людьми со времен сотворения мира. Это всегда какое-либо действие. «Подключаясь» к определенному архетипу, можно реализовать это действие, поскольку за историю человечества оно уже было совершено множество раз. Иначе говоря, архетип — это заложенная в нас «программа» самореализации.
В нас живет множество архетипов, и у каждого архетипа существуют как светлая, так и темная сторона. В зависимости от ситуации, обстоятельств, этапа жизненного пути в женщине можно выделить ведущий. При этом другие архетипы присутствуют тоже. Просто они менее выражены.
Часто мы их даже не осознаем, поскольку они находятся в нашем бессознательном (определяя мысли, чувства и действия). Да-да, порой наше поведение основывается вовсе не на осознанных решениях, а на влиянии архетипов. Это не хорошо и не плохо! В некоторых ситуациях (особенно в стрессовых) бывает полезно довериться энергии архетипа и прожить эту ситуацию, словно на автопилоте.
ЗАЧЕМ ЖЕ ЗНАТЬ СВОЙ АРХЕТИП?
Это важно для того, чтобы уметь замечать, когда мы начинаем действовать из собственного выбора, а когда — исходя из особенностей влияющего на нас архетипа. Например, женщина периодически попадает негативные жизненные сценарии, повторяющиеся из раза в раз. Изменить их можно либо через осознанность, либо через целенаправленное включение в другой архетип.Кроме того, понимание ведущего архетипа открывает возможности для использования его сильных качеств в целях улучшения жизни.
Итак, предлагаем вам пройти небольшой увлекательный тест по Юнгу, который поможет определить ваш ведущий архетип на настоящий момент времени. Речь пойдет о четырех: Принцессе (1), Королеве (2), Охотнице (3) и Жрице (4).
На каждый вопрос запишите только один (!) ответ, это важно. При ответе на вопросы не задумывайтесь, отвечайте первое, что приходит в голову. Доверьтесь бессознательному. 😉
1) Какой ваш любимый цвет?
2) Какое ваше любимое животное / птица?
3) Какое ваше любимое растение? Это может быть цветок, дерево, что-нибудь экзотическое.
4) Какое ваше любимое время года?
Готовы узнать свой ведущий архетип? Тогда, внимание: ответы.
1) Цвет
- голубой и бирюзовый цвета больше свойственны для Принцессы;
- зеленый, золотой, оранжевый, бронзовый присущи Охотнице;
- белый, фиолетовый, пурпурный, серебряный и другие металлические цвета свойственны для Жрицы;
- вишневый, темно-синий, черный характерны для Королевы.
- все представители кошачьих (кошки, львы, тигры, леопарды и др), слон, бегемот – Жрица;
- горностай, корова, лошадь, собака (и другие домашние животные) — Королева;
- орел, гриф, медведь, крокодил, волк и другие хищные животные и птицы, мифические существа (например, лев-орел) – Охотница;
- синица, воробей и другие мелкие птицы, лань и другие оленевые — Принцесса.
- одуванчики, тюльпаны, вишня, сакура, герань — Принцесса;
- пионы, розы, все цитрусовые, все луковые цветы (гиацинты, тюльпаны и др) — Королева;
- любые луговые цветы и все «женские» деревья (ива, рябина, яблоня и т. д.) – Жрица;
- фикус, пальма, кактус и любые «мужские» деревья (дуб, клен, сосна) – Охотница.
- зима — Жрица;
- весна — Принцесса;
- лето — Королева;
- осень — Охотница.
Если исходя из ваших ответов выделить ведущий архетип не удалось, задайте себе вопрос: «Как чаще всего я себя веду?».
1. Если ваше поведение и общение с близкими строится на заботе (даже если вы просто готовите для семьи завтраки или делаете с ребенком уроки) — в вас преобладает архетип Королевы.
2. Если вам нравится доказывать, спорить, соревноваться, добиваться, при этом вы достаточно сдержанны в эмоциях — это архетип Охотницы.
3. Если вам близко легкое и непринужденное состояние, в котором не нужно принимать сложных решений — это архетип Принцессы.
4. Если вы знаете свою цель и уверенно к ней идете, при этом одаривая окружающих любовью; если вы любите естественность и натуральность — это архетип Жрицы.
Если все вышеперечисленное вы любите одновременно, значит, в вас живут все четыре архетипа. И если научиться осознанно переключаться между ними в зависимости от задач и ситуаций, вы получите ключ к управлению своим женским состоянием.
Вам понравилась статья?
Профессионально обучаем арт-терапии
10823 человека уже прошли обучение в нашей школе!
- Более 40 учебных программ;
- Студенты из 35 стран мира;
- ТОП-20 преподавателей из России, Великобритании, США, Германии, Израиля, Финляндии;
- Есть рассрочка;
- Выдаем сертификаты и удостоверения.
Исследование человеческой психики: архетипы Юнга
Вы слышали о герое и преступнике?
Юнгианские архетипы, кажется, стали вездесущей чертой современного маркетинга, так что есть шансы, что у вас есть. Тема чрезвычайно популярной книги, впервые опубликованной в 2001 году под названием The Hero and the Outlaw , юнгианская теория архетипов также составляет основу исследовательской методологии Кантара NeedScope, которую используют маркетологи B2B и B2C для определения будущего направления своих брендов. . Как в книге, так и в методологии исследования утверждается, что они держат ключ к разгадке универсальных смысловых паттернов, которые жестко встроены в человеческую психику и имеют решающее значение для любого, кто стремится создать «непреодолимую» связь с целевой аудиторией.
Несмотря на популярность юнгианских архетипов, всего лишь несколько статей, написанных на эту тему, по-видимому, исследуют, как вообще была разработана теория архетипов. Какой процесс использовал Карл Юнг для разработки архетипов? На каких доказательствах они основывались? Откуда взялся его собственный интерес к предмету? И насколько современные маркетологи должны опираться на архетипы при позиционировании своих брендов?
Исследование Юнгом человеческой психики
Карл Густав Юнг был очарован спиритизмом — использованием научных средств для исследования сверхъестественного. Он принимал участие в сеансах во время учебы в университете в Базеле, и этот опыт лег в основу его диссертации. Он считал, что сны, фантазии, сеансы и трансы позволяют глубоко проникнуть в человеческую психологию. Эта вера в сочетании с его интересом к мифологии, фольклору и религии легла в основу его процесса разработки теории архетипов. В то время он описал себя как живущего в созданном им же сумасшедшем доме «со всеми этими фантастическими фигурами: кентаврами, нимфами, сатирами, богами и богинями, как если бы они были пациентами».
Этот «приют для душевнобольных» — клиника, в которой родилась теория архетипов. Юнг считал, что мифы — это «изначальные образы», связанные с либидо. Например, предполагается, что герой представляет ту часть нас, которая хочет преодолеть кровосмесительное желание вернуться к нашим матерям, чтобы возродиться — я не помню, чтобы читал об этом в какой-либо маркетинговой литературе для NeedScope.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Маркетинг испытывает кризис самоидентификации
Юнгу снились сны о нежити, детях, превращающихся в животных, стариках с бычьими рогами. Ему снились люди с крыльями и реки крови. Он не врал себе, делая вид, что это научный анализ. На самом деле голос в его голове сказал ему: «Это искусство». Он записал свои сны в блокноты. Он нарисовал их. Он прошептал их про себя. А начало Первой мировой войны убедило его в связи между его личной борьбой и общественными событиями — война была коллективным выражением его собственного психологического кризиса. Он считал, что каждая мечта и фантазия имеют большее значение. Реки крови и убийства героев в его фантазиях стали реальностью на полях сражений на Сомме и Марне. Руководствуясь этой верой, он вывел универсальные психологические принципы из своих снов, видений и фантазий. Сны были не просто тем, что происходило в его собственной голове, они представляли «коллективное» бессознательное, присущее всем людям.
В 1919 году Юнг утверждал в статье «Психологические основы веры в духов», что коллективное сознание становится активным в двух ситуациях: в момент индивидуального кризиса и во время социальных потрясений. Это отчасти объясняет популярность его идей, учитывая необходимость исцеления целого поколения от личных и общественных шрамов двух мировых войн. Возможно, это также объясняет, почему его идеи были так широко приняты маркетологами, столкнувшимися с собственным кризисом смысла: теория архетипов обещает точный набор ответов на насущный вопрос «почему», предложенный Саймоном Синеком и Джимом Коллинзом.
Слабая связь с наукой
Теория архетипов не является продуктом тщательного научного исследования. Он не был основан на терпеливом анализе мыслей и чувств тысяч испытуемых. Это результат воображаемой связи между духовным миром и миром реальным. Акцент, который Юнг делает на Боге, либидо, смерти, фантазиях, чудесах, мифах, средневековой алхимии и религиозном символизме, предполагает очень незначительную связь с наукой или научным процессом. В одном из своих видений Юнг описывает голос, исходящий из духа глубин и произносящий следующие слова: «Высшая истина одно и то же с абсурдом».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:Создание адаптивных маркетинговых стратегий с помощью метода психографического брендинга
Получившуюся в результате теорию архетипов можно справедливо назвать формой спиритуализма Нью Эйдж. Двенадцать дней Рождества, двенадцать апостолов и двенадцать знаков зодиака. Не случайно существует двенадцать архетипов. И методология исследования или позиционирование бренда, основанная на архетипах бренда, не более достоверна и научна, чем подход, основанный на зодиаке. Чтобы было ясно, я не верю, что это опровергает теорию. Это может быть полезно как система для структурирования размышлений о брендах и их позиционировании. Но это всего лишь теория — одна из множества конкурирующих идей, которые появляются, теряют актуальность, а затем появляются снова. Она не более легитимна и полезна, чем таксономия Блума, личность «большой пятерки» или «шесть шляп» Де Боно.
Проблема с теорией архетипов не в том, что ей не хватает научной строгости; дело в том, что его евангелисты утверждают, что это универсальный компас для навигации по миру. Такого, скорее всего, не существует. В отсутствие серебряной пули для позиционирования бренда маркетологи должны довольствоваться серебряной картечью. И это совсем не плохо. Это означает, что в нашем стратегическом наборе инструментов может быть больше, чем тупой молот теории архетипов. И что нам не нужно подходить к каждому вызову бренда так, будто это вопрос выбора правильного архетипа. В результате опыт и результат нашей работы намного богаче.
Источник изображения на обложке: h heyerlein
12 архетипов брендов Карла Юнга. Поймите современный брендинг через… | Шантану Кумар
Поймите современный брендинг через призму психологии.
Published in·
Чтение: 6 мин.·
8 июня 2022 г.и как мы можем использовать все это, чтобы дать ваш бренд конкурентное преимущество. Архетипы Юнга — один из самых мощных инструментов, которые вы можете использовать для создания вневременных брендов. Если вы не читали мою предыдущую статью, я предлагаю вам ознакомиться с ней, прежде чем погрузиться в эту. Я скину ссылку ниже.
Архетипы брендов: как создавать феноменальные бренды, используя силу архетипов.
Узнайте, насколько важны архетипы брендов для связи людей с брендами.
medium.com
Чтобы дать вам некоторый контекст, Карл Юнг , швейцарский психоаналитик, идентифицировал 12 личностей. Каждая из этих личностей представляет определенный набор поведений и олицетворяется в этих персонажах, архетипах. Эти личности приведут нас к пониманию самых сокровенных человеческих желаний и того, что ими движет. Архетип может помочь новым компаниям сформировать восприятие своего бренда. Покупателям легче понять архетип, потому что он привязан к универсальным человеческим характеристикам и инстинктам. В противном случае отношения между брендом и его существующими и потенциальными клиентами будут только транзакционными.
«У всех нас одинаковое инстинктивное и бессознательное понимание поведенческих паттернов», — Карл Юнг (1875–1961)
Понимание ожиданий и потребностей вашей аудитории не только сделает ваш бренд более человечным, но и поможет вам создавать эмоционально интеллектуальные продукты. В этой статье мы подробно обсудим двенадцать архетипов.
Приятного чтения!
1. Исследователь
Архетип Исследователя определяется стремлением к независимости и свободе, не ограниченным традиционными ограничениями. Очень похоже на повстанцев, но они больше заинтересованы в исследовании, чем в беспокойстве.
Red BullДоминирующие черты: Исследование, Пионерство, Независимость.
Одно предложение Пояснение: Исследователи отважны, предприимчивы и любят вызовы.
Примеры брендов: NASA, Jeep, Red Bull.
2. Создатель
Создатели — это новаторы, которые часто первыми реализуют идею и раздвигают границы творчества и дизайна. Благодаря продуктам и опыту, которые они разрабатывают, они позволяют другим мыслить творчески и выражать себя.
ЯблокоДоминирующие черты: Экспрессия, Видение, Оригинальность, Индивидуализм.
Одно предложение Объяснение: Миссия создателя — создать что-то со смыслом и вечной ценностью.
Примеры брендов: Apple, GoPro, Crayola.
3. Невинный
Невинный похож на очаровательного маленького ребенка, полного удивления красотой всего и все еще верящего, что жизнь в раю прямо сейчас возможна.
McDonald’sДоминирующие черты: Простой, Обаятельный, Честный.
Объяснение в одном предложении: Архетип невиновности искренен, оптимистичен и чист и мотивирован желанием быть счастливым
Примеры брендов: Dove, McDonald’s, Volkswagen.
4. Обыватель
Обыватель демонстрирует преимущества обычного человека, как и все остальные. Их самое глубокое желание — чувствовать связь с другими и иметь чувство принадлежности.
IKEAДоминирующие черты: Отзывчивый, доступный, Надежный
Одно предложение Объяснение: Стремление каждого человека соответствовать и принадлежать.
Примеры брендов: IKEA, eBay, Ford.
5. Опекуны
Опекуны часто являются важными фигурами в сфере образования, благотворительности и ухода. У Заботливого есть сильное желание помогать другим.
Unicef Доминирующие черты: Забота, Успокоение, Сострадание, Воспитание
Одно предложение Пояснение: Опекун защищает и заботится о других.
Примеры брендов: Unicef, Johnson & Johnson.
6. Шут
Миссия шутов состоит в том, чтобы помочь людям отпустить тревожные мысли, вырваться из своей скорлупы и хорошо провести время. Клиентам не нужно покидать свою зону комфорта, чтобы повеселиться; Шут доставит им удовольствие, где бы они ни находились.
Old SpiceДоминирующие черты: Оптимист, Игривый, С чувством юмора
Одно предложение Пояснение: Приносит радость миру через юмор и озорство.
Примеры брендов: Old Spice, Skittles.
7. Герой
Основное стремление Героя — доказать свою ценность храбростью и упорством. Они много работают, чтобы приобрести способности, которые считают необходимыми, и получают удовлетворение от скорости своей работы, что выделяет их среди конкурентов.
НайкДоминирующие черты: Рост , Отвага, Честь.
Объяснение одним предложением: Герои имеют сильное стремление достичь мастерства и мотивировать других делать то же самое.
Примеры брендов: Nike, BMW, Royal Marines.
8. Изгой
Изгои готовы бросить вызов установленному порядку. Они хотят выяснить, что не работает, чтобы сделать свою аудиторию лучше. Они постоянно пытаются побудить свою аудиторию быть собой, взять на себя ответственность за свою жизнь и принять свое внутреннее «я».
Harley DavidsonДоминирующие черты: Смелый, Подрывной, Мятежный
Одно предложение Объяснение: Преступник ставит под сомнение власть и жаждет восстания.
Примеры брендов: Harley Davidson, Diesel, Levi’s.
9. Правитель
Бренды правителей естественным образом доминируют, движимые стремлением к власти и контролю. Архетипы правителей гордятся тем, что являются лидерами племени и представляют величайшие идеалы.
Microsoft OfficeДоминирующие черты: Статус, Успех, Власть, доминирование
Одно предложение Объяснение: Правитель — тот, кто наводит порядок из хаоса и обычно командует.
Примеры брендов: Mercedes-Benz, Microsoft, Rolls Royce, Rolex.
10. Волшебник
Архетип бренда Волшебник — это креативщик, который хочет поразить свою аудиторию новыми и захватывающими впечатлениями, а также осуществить свои мечты. Им нравится отправлять своих поклонников в таинственное путешествие и дарить им незабываемые, волшебные моменты.
ДиснейДоминирующие черты: Мистический, уверенный, трансформер
Одно предложение Пояснение: Фокусник хочет создать что-то уникальное и воплотить мечты в реальность.
Примеры брендов: Disney, Dyson.
11. Любовник
Любовник жаждет, чтобы его обожали. Любовник желает близости и чувственных удовольствий и будет использовать любые средства для их достижения. Они стремятся улучшить свою физическую и эмоциональную привлекательность, чтобы привлечь больше людей.
ChanelДоминирующие черты: Нежный, Страстный, Чуткий, Преданный
Одно предложение Объяснение: Любовник вдохновляет на любовь, страсть, романтику и преданность.
Примеры брендов: Victoria’s Secret, Chanel.
12. Мудрец
Мудрец не хочет сам преобразовывать мир; вместо этого они хотят дать возможность другим делать это, собирая и делясь полезной информацией. Они верят в способность человечества расти и учиться способами, которые позволяют нам создавать лучший мир.
Google WorkspaceДоминирующие черты: Влияние, Мудрость, Опыт
Объяснение одним предложением: Цель Sage — использовать интеллект и анализ, чтобы понять мир
Примеры брендов : Google, The New York Times, Оксфордский университет.