46. Значение памяти в жизни и деятельности человека.
Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.
Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти.
Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств.
В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти,— писал С. Л. Рубинштейн,— мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»‘
Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания.
Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.
1. по времени сохранения материала:
А)Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с.
Б)Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения).
В)Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи.
Г)Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Д)Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
2. по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору:
А) Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
Б) Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
в) Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
г) Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.
п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.д) Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
3. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала:
А) Непроизвольная память — запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).
Б) произвольная память – запоминание и воспроизведение, происходит благодаря волевым усилиям человека, с постановкой специальной мнемической задачей.
НПК Тема исследовательской работы: «Память и ее значение в жизни человека» Направление: общая психология
Администрация МО «Заиграевский район»
Управление образования администрации МО «Заиграевский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горхонская средняя общеобразовательная школа №73»
Тема исследовательской работы:
«Память и ее значение в жизни человека»
Направление: общая психология
Выполнила: ученица 9 класса
Преблоцкая Алина
Руководитель:
Сураева Мария Николаевна
Заместитель директора по ВР
2018 год
Оглавление
Введение ………………………………….……………………………………..3
1. Теоретическая часть
1.1 Память и ее значение в жизни человека……………………………………… 4
1.2 Пути, приемы и методы улучшения памяти……………..………………… 7
2. Практическая часть, анкетирование
2.1 Практические рекомендации для эффективного запоминания …………10
3. 4. Заключение ……………………………………………………………………13
5. Литературные и электронные источники………………………………….….. 14
6. Памятка
Приложение………………………………………………………………..15
Введение
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу.
Актуальность моего исследования состоит в том, что память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
В своей работе я попыталась разобраться, какое значение имеет память в жизни человека.
Гипотеза: Память – основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.
Цель исследования – изучить пути, приемы и средства улучшения памяти человека.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «память» и значение памяти в жизни человека.
2. Изучить основные пути, приемы и методы улучшения памяти.
3. Составить практические рекомендации для эффективного запоминания.
Методом исследования является:
— теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
— проведение анкетирования учащихся 9 класса;
— анализ полученных результатов;
— составление рекомендаций.
1.1 Память и ее значение в жизни человека
Понятие «память» применяется в тех случаях, когда результат одного воздействия на объект затем проявляется в его взаимодействии с другими объектами. В широком смысле память – это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось. Память в узком смысле связана со способностью живых существ избирательно фиксировать те изменения, которые важны для активного приспособления к условиям жизни. В ходе онтогенеза каждый организм получает из внешней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении. Каждый организм обладает запасом двух видов информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах и инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует два рода памяти: видовая и индивидуальная.
Памятью, как способностью к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта, обладают все животные, включая простейшие организмы, у которых отсутствует нервная система. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни, не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Наиболее высокого уровня своего развитая память достигает у человека. Он обладает такими мнемическими возможностями, равных которым нет ни у какого другого живого существа в мире. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся.
Человек наделен речью, которая выступает как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. То, что человек может выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не выступают просто как вербальная замена воспринятого материала, а являются результатом его осмысления, т. е. если слово не название, а понятие, содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным. Иными словами, чем больше человек думает над материалом, тем активнее старается зрительно его представить и тем прочнее материал запоминается.
Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и общества. Память включается во все виды и уровни деятельности, т. к., действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков. Связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Дальнейший прогресс человечества без улучшения этой функции немыслим.
Память выполняет и функцию «информационного фильтра» психики от воздействия бесчисленных раздражителей, запечатлевая и сохраняя лишь наиболее значимую для человека информацию. Эта функция памяти позволяет освобождать систему от обработки тех стимулов, значение которых уже оценено, и тех стимулов, которые не являются значимыми для организма.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
В современной психологии принято считать, что память – это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Она проявляется и в отношении психических процессов, что выражается в возникновении связей между процессами. В результате один психический процесс может вызвать другой.
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Одни люди с трудом запоминают, но долго хранят в памяти запомненный ими материал, другие люди, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили.
1.2 Пути, приемы и методы улучшения памяти.
Существует множество способов управления и тренировки памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает, что для этого нужно. Самое главнее правило для улучшения памяти гласит: «Чтобы развить память ее надо развивать». Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая, воспроизводя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память. Существует также множество приемов, которые помогают при запоминании, помогающие в дальнейшем наиболее точно воспроизвести полученную когда-либо информацию.
Вот некоторые из них:
— нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений.
— сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запомниться сразу прочно и надолго, и по истечении несколько многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.
— более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
— при пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты. И наоборот иногда человек многократно сталкиваясь с одним и тем же предметом в течение долгого периода не может его описать или, например, указать его цвет. Этим и объясняется то, что редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
Методы улучшения памяти.
Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а значит, и настроить на восприятие только потенциально полезной информации. Если ученик сконцентрирует свое внимание на изучаемом материале, то подготовка к экзамену займет менее продолжительное время, чем, если он будет постоянно отвлекаться на посторонние вещи.
1. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае запоминание лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течении дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая внимание. Это хорошо видно на примере школьников младших классов – ребенок может целый день учить стихотворение, но не может потом рассказать. Но если он повторит стих перед сном, то рассказать его не составит труда.
2. Необходимо четкое зрительное впечатление запоминаемого материала, т. к. оно наиболее прочное. Однако, комплексные впечатления, т. е. впечатления, полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал еще лучше.
3. Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. Интересный факт, что масса студентов, сдав экзамен, по какому-либо предмету спустя пару дней, не могут ничего вспомнить. Это можно объяснить следующим образом: при подготовке студенты ставят себе определенную задачу (сдать экзамен), а кроме того сосредотачиваются на относительной близкой дате сдачи экзамена, не «программируя» себя на будущее.
Таким образом, материал попадает в промежуточную память, не закрепляясь в долговременной, и как только экзамен сдан соответствующая информация утрачивается. Правильная установка – усвоить материал, а не запомнить его для того, чтобы забыть. Предполагаемый срок хранения информации зависит от изучаемого материала. Здесь следует сказать и о прочности запоминания.
Например, дети школьного возраста сохраняют в памяти заученное гораздо дольше, чем взрослые. В таком же отношении находятся друг к другу старшие и младшие возрастные группы детей. Дети нуждаются в большем времени и большем числе повторений для заучивания всякого материала, но то, чем овладевают, они держат в памяти прочнее и дольше, и воспроизводят, когда нужно, легче и точнее.
И еще один известный факт – старики, иногда значительно лучше помнят то, что произошло с ними в молодости и могут совершенно не помнить того, что с ними произошло несколько дней назад. Вообще с возрастом механически запомнить что-либо новое трудно. Например, в зрелом возрасте сложнее учить иностранные языки, чем в юности.
Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, где запоминается и воспроизводится. Именно поэтому, заучивая стихи, слова песни, не надо зубрить каждую строчку отдельно. Это законченное целое может представлять собой группу слов или понятий сформированных по первой букве названия.
То, что можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только на слух. Если, кроме того, слова являются результатом осмысления воспринятого материала, т. е. слово содержит в себе связанную с предметом внимания существенную мысль, такое запоминание является наиболее продуктивным. Человек может запомнить фразу, создав для себя смысловой образ. Например, такая фраза как: «Третьего дня тут приземлиться аэроплан». Может быть сказана так: «Позавчера здесь приземлился самолет». Материал, усвоенный таким образом, запомнен не только смысловым, но и логическим запоминанием. Схематически это можно показать так: понимание смысла запомненного → анализ материала → выявление наиболее существенных мыслей → обобщение → запоминание обобщенного материала.
2. Практическая часть, анкетирование.
Мне было интересно узнать, знают ли учащиеся 9 класса – Что такое память и её особенности. Для этого мы провели анкетирование по следующим вопросам:
1.Что такое память? (Приложение 1)
2. Хорошо ли вы запоминаете информацию? (Приложение 2)
3. Какие виды памяти вы знаете? (Приложение 3)
4. Какая память развита у вас лучше? (Приложение 4)
5. Развиваете ли вы свою память? (Приложение 5)
Результаты анкетирования показали, что практически все учащиеся в возрасте 14 лет плохо запоминают информацию, не знают виды памяти, больше у них развита зрительная память. Целенаправленно развитием своей памяти никто не занимается.
2.1 Практические рекомендации для эффективного запоминания.
1. Чтобы запомнить небольшие по объему числа, названия чего-либо, формулы, фамилии, номера телефонов и пр., нужно многократно повторять их в течение 10-20 секунд (это время соответствует времени следообразования в памяти) любым способом: вслух, про себя, записать несколько раз, думая о них, сосредоточив на них внимание.
2. В основе эффективного и быстрого запоминания лежат ассоциации. Ассоциирование – это такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого. Необходимо постараться выстроить связи между запоминаемыми и уже имеющимися в памяти данными (логические, ассоциативные и др.).
3. Для эффективности запоминания больших объемов учебного материала предлагается весь требующий запоминания материал перед началом работы разделить на части таким образом, чтобы на каждую часть нужно было затратить 15-20 минут при первом повторении. После этого можно приступать к повторению этих частей. В тех случаях, когда приходится иметь дело с материалами больших объемов, практически неэффективны, а иногда и отрицательны по результатам и потому нежелательны попытки повторений утром в день экзамена, выступления и т. д.
4. При разделении материала на составные части нужно, чтобы каждая повторяемая часть чем-то отличалась от предыдущей и последующей. Для этого можно чередовать части из разных разделов и разных областей знаний.
5. Для повышения эффективности процесса запоминания повторение должно быть активным. Перед началом любого повторения попытайтесь припомнить самостоятельно изученное ранее. Мозг должен работать, действовать, извлекать даже, казалось бы, совсем забытую, утерянную информацию изо всех уголков памяти при каждом повторном чтении, просмотре текста, повторении его, переводить информацию в долговременную память.
6. При повторении хорошо использовать схемы-тезисы, составленные из так называемых словесных опор, выделенных при структурном анализе во время чтения и изучения материала. Повторяя квалифицированно словесные опоры, выделенные в тексте, вы практически повторяете весь материал.
7. Воображение – значимый фактор в процессе усвоения новой информации. Чем активнее человек визуализирует то, что связано с запоминаемым материалом, тем эффективнее происходит запоминание этого материала.
8. Применение разнообразных мнемотехник. Они сугубо индивидуальны, и каждый человек должен подстроить существующие приемы под себя, выбрать или даже придумать такие стратегии усвоения информации, которые будут для него комфортными, удобными и максимально результативными.
9. Соблюдение принципов эффективного запоминания. Это те приемы, которые не являются сами по себе техниками быстрого запоминания, а их применение осуществляется параллельно с какой-либо из них (или же с их сочетанием).
Вот эти принципы:
— Необычность, нестандартность: одно из основных свойств нашей памяти – фиксировать все самое необычное и нестандартное из того, что попадает в поле восприятия. Поэтому ассоциации, которые человек придумывает для улучшения запоминания, должны быть необычными, причудливыми.
— Синестезия: следует использовать различные чувства и ощущения в запоминании. В этом случае запоминание пойдет сразу по нескольким каналам: зрительному, слуховому, тактильному, обонятельному, вкусовому.
— Преувеличение (или изменение): создавая образы, рекомендуется изменять в большую или меньшую сторону размеры, форму, свойства и число объектов, делая таким образом их более необычными и запоминающимися.
— Активное действие, движение. При создании ассоциативных связей, рекомендуется представлять образы в движении, заставлять их совершать всякие активные действия: разбивать, превращать, подбрасывать, окунать, склеивать, заворачивать, подменять, заставлять одни объекты принимать свойства других, т. к. движущиеся образы запоминаются лучше.
— Чувство юмора: создавая образы, рекомендуется придавать им юмористические и гротескные формы, делая таким образом их более необычными и запоминающимися. Все то, что вызывает улыбку и смех, как правило, очень хорошо запоминается.
— Символизм: рекомендуется использовать символы и коды, особенно это касается запоминания абстрактных фактов.
— Порядок, структура: упорядочивайте образы, выделите их структуру.
— Простота: рекомендуется придумывать точные, но простые образы и ассоциации, сложные образы не способствуют запоминанию. Образы должны содержать только те сведения, которые человек хочет запомнить.
— Вхождение: если человек мысленно входит в картинку, которую хочет запомнить или в придумываемую им ситуацию, то это помогает запоминанию, поскольку он может «пропустить все через себя», самостоятельно совершить действия с объектами, задействовать все органы чувств.
— Цветовая гамма: чем больше цветов человек использует при создании образов, тем более яркими они станут, а значит, и лучше запоминающимися.
— Избыточность: следует обращать внимание на все свойства запоминаемого материала и стремиться запомнить больше, чем кажется возможным.
— Положительность образов: приятные, положительные образы запоминаются лучше, чем негативные.
Умейте расслабляться в процессе напряженной работы. Процесс повторения хорошо чередовать с занятиями другого рода, например, с выполнением какой-либо другой полезной работы, физических упражнений, занятиями дыхательной гимнастикой, водными процедурами.
3. Заключение
Таким образом, достигнута поставленная цель работы, из которой следуют выводы: что значение памяти в жизни человека очень велико. Память как форма психического отражения представляет собой способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Благодаря функциям памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Она создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность, позволяет накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Высокое значение функций памяти в жизнедеятельности человека определяет чрезвычайную актуальность ее развития и улучшения.
Существует множество способов управления и тренировки памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает, что для этого нужно. Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая, воспроизведя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память. Для лучшего запоминания материала рекомендуется активно повторять и структурировать запоминаемый материал, представлять запечатлеваемые образы в движении, выстраивать связи между запоминаемыми и уже имеющимися в памяти данными (логические, ассоциативные и др. ) и т. п.
5. Литературные и электронные источники
1.Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. 2.Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1980.
3. Голубева “Индивидуальные особенности памяти человека” М. “Педагогика” 1980 г.
4. Немов Р.С. “Психология” 1 и 2 том. М. Изд. центр “Владос” 1999г.
5. http://psyznaiyka.net/view-pamat.html?id=znachenie-pamati-v-gizni-cheloveka
6. Аткинсон, В. Познай себя : развитие памяти и интеллекта [текст] / В. Аткинсон, Дж. Скот. – СПб. : Питер, 2004. – 490 с.
7. https://studfiles.net/preview/4190214/page:12/
Приложение 1
Не знают ,что такое память 27% учащихся , а знают- 73%.
Приложение 2
Хорошо запоминают информацию 7% учащихся, а плохо- 93%.
Приложение 3
Знают виды памяти 80%, а не знают- 20%.
Приложение 4
В основном, лучше развита зрительная память (50%), а на втором месте стоят долговременная и коротковременная память (25%
Приложение 5
Память, ее значение и роль в жизни
Память играет ключевую роль в жизни людей на многих уровнях, включая повседневную деятельность, профессиональную деятельность, социализацию, обучение, принятие решений, общение и другие. Действительно, независимая жизнь может быть особенно затруднена или даже невозможна, если у человека нарушена или дисфункциональна память. По данным Baddeley et al. (2015), память является важнейшим элементом человеческой жизни, поскольку обеспечивает непрерывность и помогает людям справляться с повседневными делами. Действительно, запоминание информации позволяет людям изучать и использовать информацию для основных действий и поведения, а также для понимания себя в контексте своего жизненного опыта. Согласно Ван и Дженнари (2019 г.), механизмы памяти, включая кодирование и извлечение, предопределяют качество вспоминаемой информации с течением времени. Таким образом, значение памяти невозможно переоценить, что обосновывает актуальность исследований по данному вопросу.
Cut 15% СКИДКА на первый заказ
Мы доставим индивидуальную Когнитивную психологию бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой 02 В научной психологической литературе исследования памяти обширны. Это явление интересовало психологов на протяжении десятилетий, и сегодня исследователям доступен значительный объем доказательств. Согласно Злотнику и Вансинтяну (2019 г.), память определяется как «способность кодировать, хранить и извлекать информацию» (стр. 2). Это сложная совокупность процессов, от которых зависит качество обработки данных в мозгу человека. Таким образом, как определил другой ученый, исследующий этот вопрос, память — это «не единая способность разума, а состоит из нескольких систем, которые имеют разные принципы работы и разную нейроанатомию» (Squire, 2009, стр. 12711). Сквайр (2009) подчеркивает, что рабочая память — это процесс сохранения информации о событиях вокруг людей, ее обработки и предоставления возможности использовать как прошлый, так и настоящий опыт в будущем. Согласно Сюй и соавт. (2018), разница в памяти следует за разницей в кодировании и обработке запоминаемой информации. Таким образом, учитывая определение памяти и обсуждение ее важности для человеческого существования, следует исследовать зависимость памяти от стиля обработки.
Действительно, обработка информации находится в центре механизмов памяти. Стиль обработки можно определить как подход к восприятию, анализу и обработке информации. Согласно Craik (1979), на способность вспоминать информацию может влиять кодирование. В своей статье Крейк и Локхарт (1972) подвергли критике многоуровневую структуру исследования памяти и предложили новую. Согласно этому новому подходу, уровни обработки являются ключевыми для качества памяти. Действительно, след памяти, подразумеваемый в продолжительности и ясности того, как информация вспоминается, особенно зависит от стиля обработки. Обермиллер (1985) утверждал, что стиль обработки предопределяется глубиной и уровнем мотивации. Результаты экспериментов, проведенных Крейком и Талвингом (1975), предполагают, что «след эпизодической памяти можно рассматривать как скорее автоматический побочный продукт операций, выполняемых когнитивной системой» (стр. 268). Чем лучше или глубже семантический анализ информации, тем точнее и долговечнее будет след.
В целом уровни и глубина обработки важны для стиля, что в конечном итоге влияет на память. Как заявил Крейк (2002), память — это «чистая обработка», где качество и обдуманность когнитивного участия в анализе информации предопределяют точность припоминания. Одно из недавних исследований памяти было направлено на выявление влияния процесса припоминания на качество припоминания заученной информации. Кубик и др. (2018) обнаружили, что поиск более эффективен для точности и долговечности следов памяти, чем обучение, что подтверждает важность исследования механизмов памяти. Кроме того, Роуз (2020) объединил рамки неврологических исследований, чтобы определить, что сохранение памяти зависит от контекста задачи и перцептивного кодирования. Такие выводы способствуют развитию гипотезы настоящего исследования. Более того, разные условия кодирования дают разную точность воспроизведения информации, как показано в исследовании Challis et al. (1996). Таким образом, память зависит от различных факторов, включая стиль обработки, кодировку и контекст.
Огромное количество литературы демонстрирует взаимосвязь между обработкой данных и памятью. Согласно Тан, К. и Чу, Ф. (1990), «глубокая и детальная обработка информации оставляет в памяти следы более четкой и долговечной», что подтверждается преднамеренным, аналитическим и интерпретативным подходом к глубокой обработке (стр. 68). Уровни обработки широко освещались в научной литературе по человеческой памяти. Утверждается, что наряду со стилями обработки значительное влияние на память оказывают уровни обработки (Bradshaw & Anderson, 19).82). Ученые провели несколько экспериментов и обнаружили, что детальное кодирование информации позволяет более точно отслеживать память в течение более длительного периода времени (Bradshaw & Anderson, 1982). Маки и Шулер (1980) провели экспериментальное исследование взаимодействия между уровнями обработки и повторения в памяти. Ученые обнаружили, что участники лучше запоминали информацию, когда уровень обработки был глубже, а продолжительность репетиции увеличивалась (Maki & Schuler, 1980). Более того, Лонг и соавт. (2018) провели исследование, продемонстрировавшее взаимодействие между вниманием и памятью, при котором избирательное внимание повышает точность вспоминаемой информации.
Представленный обзор литературы позволяет обозначить следующие цели исследовательского проекта:
Доставка в срок!
Получите индивидуальную и 100% свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа
Приступим
322 специалисты онлайн
- Разработать гипотезу на основе научной литературы;
- Проверка гипотезы с использованием плана эксперимента;
- Проведите эксперименты с участниками, чтобы сравнить влияние глубокой и поверхностной обработки на следы памяти.
Гипотеза направления, которая будет управлять общим исследовательским процессом, выглядит следующим образом: объекты, проанализированные в соответствии с механизмами глубокой обработки, вспоминаются более точно, чем объекты, проанализированные в соответствии с механизмами поверхностной обработки.
Баддели, А. Д., Айзенк, М. В., и Андерсон, М. К. (2015). Память. Psychology Press, Taylor & Francis Group.
Брэдшоу, Г.Л., и Андерсон, Дж.Р. (1982). Подробное кодирование как объяснение уровней обработки. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 21 (2), 165–174.
Чаллис, Б.Х., Величковский, Б.М., и Крейк, Ф.И. (1996). Влияние уровней обработки на различные задачи памяти: новые результаты и теоретические выводы. Сознание и познание, 5 (1-2), 142-164.
Получить заказную работу
Всего за 13,00 11/стр. вы можете получить заказную академическую работу согласно вашим инструкциям
Позвольте нам помочь вам
322 специалисты онлайн
Крейк, Ф.И. (1979). Человеческая память. Ежегодный обзор психологии, 30 (1), 63-102.
Крейк, Ф.И. (2002). Уровни обработки: прошлое, настоящее… и будущее? Память, 10 (5-6), 305-318.
Крейк Ф.И. и Локхарт Р.С. (1972). Уровни обработки: основа для исследования памяти. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 11 (6), 671-684.
Крейк Ф.И. и Талвинг Э. (1975). Глубина обработки и удержание слов в эпизодической памяти. Журнал экспериментальной психологии: Общие, 104 (3), 268-294.
Кубик, В., Йонссон, Ф.У., Кнопф, М., и Мак, В. (2018). Эффект прямого тестирования широко распространен в памяти действий: анализ точности и скорости припоминания. Frontiers in Psychology, 1632 , 1–13.
Лонг, Н. М., Куль, Б. А., и Чун, М. М. (2018). Память и внимание. Справочник Стивенса по экспериментальной психологии и когнитивной нейронауке, 1 , 285.
Маки, Р. Х., и Шулер, Дж. (1980). Влияние продолжительности репетиции и уровня обработки на словесную память. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 19 (1), 36–45.
Обермиллер, К. (1985). Разновидности простого воздействия: влияние стиля обработки и повторения на аффективную реакцию. Journal of Consumer Research, 12 (1), 17–30.
Роуз, Н. С. (2020). Динамическая модель оперативной памяти. Современные направления психологической науки, 29 (4), 378-387.
Сквайр, Л.Р. (2009 г.). Память и системы мозга: 1969–2009 гг. Journal of Neuroscience, 29 , 12711–12716.
Тан, К., и Чу, Ф. (1990). Примечание об академической успеваемости студентов, занимающихся глубокой и поверхностной повторной обработкой информации. Бухгалтерский учет и финансы, 30 (1), 67-81.
Ван Ю. и Дженнари С. П. (2019). Как язык и воспоминания о событиях могут формировать память на время. Когнитивная психология, 108 , 1-21.
Сюй, Дж., Фридман, Д., и Меткалф, Дж. (2018). Ослабление глубокой семантической обработки во время блуждания ума: исследование ERP. Нейроотчет, 29 (5), 380.
Злотник Г. и Вансинтян А. (2019). Память: расширенное определение. Frontiers in Psychology, 2523, 1–5.
Изучение роли памяти в социальном познании
Функция памяти состоит не только в том, чтобы вспоминать прошлое, но и в том, чтобы формировать и обновлять модели нашего опыта и использовать эти модели для навигации по миру. Возможно, самой сложной средой для навигации человека является социальная среда. Социальная динамика необычайно сложна, неструктурирована, лабильна и трудно предсказуема. Успешная навигация по нашим многочисленным социальным ландшафтам необходима для формирования и поддержания прочных социальных связей, необходимых для физического и психического здоровья. До недавнего времени мало исследований изучали роль, которую память играет в социальном поведении и межличностной чувствительности. Появляется все больше свидетельств того, что воспоминания о лично пережитых событиях (автобиографическая память) и выводы о психических состояниях других (ментализация или теория разума) имеют общую функциональную нейроанатомию (Buckner and Carroll, 2007; Spreng et al., 2009).; Спренг и Грейди, 2010 г.; Rabin et al., 2010) и может иметь решающее значение для адаптивного социального познания. Было высказано предположение, что функциональное совпадение автобиографической памяти и умственного вывода облегчает интеграцию личной и межличностной информации (Spreng and Mar, 2012). Эта интеграция может предоставить средства для того, чтобы личный опыт стал социальным концептуальным знанием, которое, в свою очередь, определяет стратегическое социальное поведение. В этом процессе мы проецируем наши воспоминания на других, чтобы лучше понять их опыт и сопереживать им (Perry et al., 2011).
В материалах, посвященных этой теме исследования, изучалось пересечение когнитивной и социальной неврологии, исследуя важность памяти для социального познания. Становится все более очевидным, что память взаимодействует с социальными когнитивными процессами разнообразными содержательными и интересными способами. Это взаимодействие отражено здесь через ряд индивидуальных различий, нейропсихологических исследований и исследований развития. Совпадение результатов, полученных в разных работах, очень обнадеживает и обеспечивает хорошую поддержку центрального предположения о том, что память вносит значительный вклад в адаптивное социальное познание. Здесь кратко рассматриваются возникающие темы вместе с несколькими заключительными замечаниями о будущих направлениях исследований.
Конструктивная природа памяти, благодаря которой элементы предыдущего опыта сплетаются вместе во время воспоминания, также поддерживает воображение, благодаря чему элементы разрозненного предыдущего опыта сплетаются вместе новыми способами (Schacter et al., 2012). Таким образом, сеть областей мозга, поддерживающих воспоминания о предыдущем опыте, также позволяет представить себе опыт других людей (Hassabis et al., 2013). Гессер (2012) предполагает, что этот процесс может способствовать эмпатии и способствовать просоциальному поведению. Конструктивный характер памяти также оставляет воспоминания подверженными искажениям (Schacter, 2012). Браун и др. (2012) утверждают, что эта податливая природа памяти выполняет социально адаптивную функцию: содержание личных воспоминаний объединяется в процессе социального взаимодействия, и это, в свою очередь, способствует формированию чувства коллективной идентичности. Работа Линднера и др. (2012) предполагает, что для этого могут существовать определенные границы, обусловленные принадлежностью к группе.
При навигации в социальном мире нам часто приходится извлекать, сохранять, манипулировать и обновлять имеющуюся у нас информацию о других людях. Мейер и Либерман (2012) проводят обзор литературы, посвященной уникальной нейронной динамике, лежащей в основе социальной рабочей памяти. В эмпирической статье Artuso et al. (2012) исследуют факторы, влияющие на обновление рабочей памяти для лиц. Cassidy and Gutchess (2012) представили предварительные доказательства существования системы социальной памяти, потенциально отделяемой от системы декларативной памяти гиппокампа. Они обнаружили, что целостность миндалевидного тела и вентромедиальной префронтальной коры у пожилых людей была связана с успешным получением впечатлений для других (2012).
Если рассмотреть широкий спектр межличностных взаимодействий, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, становится ясно, что существуют существенные различия в том, как люди могут ориентироваться в социальных ситуациях. Некоторые из этих различий могут быть связаны с тем, как мы используем память в социальном контексте. Чиарамелли и др. (2013) обнаружили, что память на предыдущие эпизоды модулирует эмпатическую реакцию на других в аналогичной ситуации. Ян и др. (2012) обнаружили, что склонность одного человека спонтанно связывать свои личные воспоминания с воспоминаниями другого человека предсказывала связность медиальных височных долей, измеренную во время фМРТ в состоянии покоя.
Становится все более очевидным, что потеря записей о личном прошлом в неврологических популяциях ухудшает способность адаптивно ориентироваться в социальном мире. Четыре исследовательские статьи сходились вокруг этой центральной точки с потенциально интригующими последствиями для клинической практики. Дэвидсон и др. (2012) сообщили, что пациенты с амнезией с меньшей вероятностью формируют и поддерживают социальные связи и имеют меньший размер социальной сети. Взрослые пациенты с гиппокампальной амнезией, у которых началась амнезия, сообщали о более низком уровне личностной эмпатии и не демонстрировали усиления просоциального поведения при индукции эмпатического настроения (Beadle et al. , 2013). В соответствии с недавними результатами нейровизуализации, демонстрирующими, что гиппокамп участвует в теории сознания лично знакомых людей, но не незнакомых (Rabin and Rosenbaum, 2012), пациент с амнезией развития был особенно нарушен в предоставлении подробного описания событий, связанных с самим собой и близкие, но не незнакомые (Rabin et al., 2012). Также исследуя амнезию развития, возникающую в результате перинатальной гипоксии, Staniloiu et al. (2013) обнаружили нарушения в сложных задачах социального суждения и восприятия. Подобные результаты наблюдались при нейропсихиатрических расстройствах, которые, как известно, нарушают социальное познание. В лонгитюдном тематическом исследовании, посвященном развитию ребенка с расстройством аутистического спектра, Bon et al. (2012) представляют эволюционирующую картину нетипичного функционирования автобиографической памяти. В своем обзоре Dimaggio et al. (2012) сообщают, что общие нарушения автобиографической памяти и ментализации присутствуют как при психических расстройствах, так и при расстройствах личности, и эти нарушения необходимо учитывать в протоколах лечения и вмешательства.
Память и социальное познание — разные понятия. Эта тема исследования раскрывает множество точек соприкосновения, от воображаемого и эмпатического опыта до идеи дискретной системы социальной памяти. Важность памяти для социального познания также проявилась в контексте нарушений памяти с важными реабилитационными последствиями. Как сборник, эти работы начали исследовать, как наш прошлый опыт влияет на нашу способность ориентироваться в социальном мире, но остается ряд фундаментальных вопросов. Как социальный опыт преобразуется в осмысленные и гибкие представления? Каким механизмом представляются, обновляются и используются социальные концептуальные знания для управления социальным поведением? В чем уникальность нейронного кодирования социальной информации в памяти? Как эти социомнемонические процессы связаны с функциями сети по умолчанию и другими крупномасштабными взаимодействиями мозговой сети? Очерчивание этих отношений покажет, как мы используем записи прошлого, чтобы успешно ориентироваться в наших многочисленных и разнообразных социальных ландшафтах.
Артузо, К., Палладино, П., и Риччарделли, П. (2012). Как мы обновляем лица? Влияние направления взгляда и мимики на обновление рабочей памяти. Перед. Психол . 3:362. doi: 10.3389/fpsyg.2012.00362
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Бидл, Дж. Н., Транел, Д., Коэн, Н. Дж., и Дафф, М. К. (2013). Эмпатия при гиппокампальной амнезии. Перед. Психол . 4:69. doi: 10.3389/fpsyg.2013.00069
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полнотекстовая перекрестная ссылка
Бон Л., Балите Дж. М., Пиолино П., Дегранж Б., Юсташ Ф. и Гильери-Жирар Б. (2012). Взросление с синдромом Аспергера: траектория развития автобиографической памяти. Перед. Психол . 3:605. doi: 10.3389/fpsyg.2012.00605
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Браун, А. Д., Коури, Н., и Херст, В. (2012). Податливость памяти: ее роль в формировании коллективной памяти и социальной идентичности. Перед. Психол . 3:257. doi: 10.3389/fpsyg.2012.00257
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Бакнер, Р.Л., и Кэрролл, округ Колумбия (2007). Самопроекция и мозг. Тенденции Cogn. Наука . 11, 49–57. doi: 10.1016/j.tics.2006.11.004
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Кэссиди, Б.С., и Гатчесс, А.Х. (2012). Структурные различия в миндалевидном теле и вентромедиальной префронтальной коре предсказывают память на впечатления у пожилых людей. Фронт. Психол . 3:319. doi: 10.3389/fpsyg.2012.00319
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Чиарамелли, Э., Бернарди, Ф., и Москович, М. (2013). Индивидуальная теория разума (iToM): когда память модулирует эмпатию. Перед. Психол . 4:4. doi: 10.3389/fpsyg.2013.00004
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Дэвидсон П.С., Друэн Х., Кван Д., Москович М. и Розенбаум Р.С. (2012). Память как социальный клей: близкие межличностные отношения у пациентов с амнезией. Фронт. Психол . 3:531. doi: 10.3389/fpsyg.2012.00531
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Димаджио Г., Сальваторе Г., Пополо Р. и Лайсакер П. Х. (2012). Автобиографическая память и нарушение ментализации при расстройствах личности и шизофрении: клинические и исследовательские последствия. Перед. Психол . 3:529. doi: 10.3389/fpsyg.2012.00529
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Гессер, Б. (2012). Создание памяти, воображения и эмпатии: точка зрения когнитивной нейробиологии. Фронт. Психол . 3:576. doi: 10.3389/fpsyg.2012.00576
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Хассабис, Д., Спренг, Р. Н., Русу, А. А., Роббинс, К. А., Мар, Р. А., и Шактер, Д. Л. (2013). Представьте всех людей: как мозг создает и использует модели личности для прогнозирования поведения. Церебр. Кортекс . doi: 10.1093/cercor/bht042. [Epub перед печатью].
Опубликован Аннотация | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Линднер И., Шейн К., Копиц Р. и Эхтерхофф Г. (2012). Когда мы путаем себя и других в воспоминании о действии? Уменьшение количества ложных воспоминаний о самосовершенствовании после наблюдения за действиями внегруппового актера по сравнению с внутригрупповым. Фронт. Психол . 3:467. doi: 10.3389/fpsyg.2012.00467
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Мейер М.Л. и Либерман М.Д. (2012). Социальная рабочая память: нейрокогнитивные сети и направления будущих исследований. Перед. Психол . 3:571. doi: 10.3389/fpsyg.2012.00571
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Перри Д., Хендлер Т. и Шамай-Цури С.Г. (2011). Проецирование воспоминаний: роль гиппокампа в эмоциональной ментализации. Нейроизображение 54, 1669–1676. doi: 10.1016/j.neuroimage.2010.08.057
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Рабин Дж. С., Карсон Н., Гилбоа А., Стусс Д. Т. и Розенбаум Р. С. (2012). Воображение чужих переживаний у человека с нарушением эпизодической памяти: роль личного фамильярности. Перед. Психол . 3:588. doi: 10.3389/fpsyg.2012.00588
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Рабин Дж. С., Гилбоа А., Стусс Д. Т., Мар Р. А. и Розенбаум Р. С. (2010). Общие и уникальные нейронные корреляты автобиографической памяти и теории разума. Дж. Когн. Нейроски . 22, 1095–1111. doi: 10.1162/jocn.2009.21344
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Рабин, Дж. С., и Розенбаум, Р. С. (2012). Знакомство модулирует функциональные отношения между теорией разума и автобиографической памятью. Нейроизображение 62, 520–529. doi: 10.1016/j.neuroimage.2012.05.002
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Schacter, DL (2012). Адаптивные конструктивные процессы и будущее памяти. 901:51 утра. Психол . 67, 603–613. doi: 10.1037/a0029869
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Шактер, Д.Л., Аддис, Д.Р., Хассабис, Д., Мартин, В.К., Шпренг, Р.Н., и Шпунар, К.К. (2012). Будущее памяти: память, воображение и мозг. Нейрон 76, 677–694. doi: 10.1016/j.neuron.2012.11.001
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Спренг, Р. Н., и Грейди, К. (2010). Паттерны активности мозга, поддерживающие автобиографическую память, исследование и теорию разума, и их связь с сетью режима по умолчанию. Дж. Когн. Нейроски . 22, 1112–1123. doi: 10.1162/jocn.2009.21282
Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef
Спренг, Р. Н., и Мар, Р. А. (2012). Я помню тебя: роль памяти в социальном познании и функциональная нейроанатомия их взаимодействия. Мозг Res . 1428, 43–50. doi: 10.1016/j.brainres.