Архетипы по юнгу: Тест: Какой вы архетип по Юнгу? — Тесты / Личность

Архетипы по Юнгу и парапсихология: как связаны между собой символы бессознательного

Архетипы по Юнгу представляют нам возможность невероятного путешествия по волнам бессознательного. В статье расскажем о 10-ти самых популярных архетипах в трактовке Карла Густова Юнга.

Архетипы по Юнгу: точка отсчета

Начнем с того, что архетипы по Юнгу представляют собой пустой сосуд или форму, которая может быть заполнена различным содержанием психики. Сами по себе психические структуры формировались в нас тысячелетиями, поэтому и есть возможность выделить схожие повторяющиеся паттерны, которые содержатся в бессознательном.

А значит архетипов можно выделить бесчисленное множество, — по крайней мере, так считал сам Юнг. Для того, чтобы перейти к описанию самых популярных архетипов, которые лично описывал известный швейцарский психоаналитик, начнем с небольшой предыстории.

«А научна ли психология?»

Прежде чем мы начнем погружение в тему бессознательного, нужно понять, что психология как отдельная наука начала формироваться около 100 лет назад. А это значит, что многие открытия в этой области психологам только предстоит совершить.

К тому же, сама научность психологии, как и в целом сама ценность гуманитарного знания, нередко ставится под сомнение со стороны представителей точных наук — физиков, математиков, медиков. Ведь психику невозможно извлечь и продемонстрировать наглядно процессы, которые в ней происходят, знание такого рода субъективно и действительно граничит в какой-то степени с эзотерикой и парапсихологией.

Некоторые исследователи считают, что психология сейчас находится на допарадигмальной стадии формирования, как это было когда-то со многими другими науками, поскольку общего единого представления о психологии как таковой нет в каждой отдельно взятой психологической школе.

Соответственно, нет и опоры на неизменную укоренившеюся базу или фундамент, одни психологи сомневаются в методах другой школы. Несмотря на некоторую поверхностную схожесть, каждое психологическое направление сегодня может стоять особняком от другого. И на самом деле так было всегда.

Хотя в большинстве своем цель, которая стоит за развитием психологии и отдельных психологических школ, гуманная — повысить качество жизни клиента.

Как связаны между собой архетипы и парапсихология

Архетипы — это некие устойчивые структуры, которые существуют в психике. По Юнгу, они могут быть заполнены различным содержанием. Архетипы — это то, что больше и сильнее нас, это и наш потенциал, и угроза для самих себя. Описание архетипов — это некоторые формы, через которые мы стремимся объяснить себе, как все-таки функционирует наша психика.

Юнг, как и многие другие психологи, очень тесно изучал мифологию и символы различных культур. В одной из своих книг он описывает случай, когда клиент на одном из сеансов рисует символ, который ему часто снится, однако никак не мог расшифровать значение. Сон казался бессмысленным набором несвязанных друг с другом деталей как для клиента, так и для психотерапевта.

Через несколько лет Юнг встретил этот символ из сна клиента снова, но уже в жизни, изучая одну из древних культур, и тогда пазл в его голове сложился, и он смог расшифровать, что же означал тот сон для клиента. Сам же молодой человек, обратившийся к Юнгу за консультацией, как оказалось, имел корни, связанные с той самой народностью, но никогда не изучал ни язык, ни их рисунки.

Или наверняка тебе удавалось слышать, что после тяжелой катастрофы или удара молнией ребенок или взрослый человек начинают говорить на языке, которого никогда не знали, при этом забывая свой родной язык.

Как объяснить эти процессы, когда человек способен заговорить на новом языке, которого не учил? Откуда в его психике могут взяться символы малоизвестной народности, если прежде он их никогда не видел?

С этой точки зрения, психология близка к парапсихологии, поскольку вещи, о которых мы говорим, пока еще не поддаются объяснению на все сто процентов. Иногда это возможно только частично, иногда вообще не объяснимо. Такие знания пока можно причислить сегодня к области эзотерики, и это будет происходить до тех пор, пока процессы не будут изучены в достаточной степени.

Факты и проверка временем

Необходимо подкрепление проверяемыми объективными фактами. Например, родной язык человек, переживший травму, может забыть от стресса, а на языке, которого он вроде бы никогда не знал, в далеком прошлом говорил кто-то из его родных или знакомых.

Психология — наука очень молодая, чтобы выдвигать фундаментальные и нерушимые тезисы. И все же некоторые предположения вызывают в обществе сильный резонанс. И пока не доказано обратное, противостоять какой-либо теории бывает сложно.

Здесь же истории о «пользе» запрещенных веществ и их связи с трансперсональным опытом, когда по факту человек, заигравшийся с этой темой, только лишает себя раз за разом рассудка и приобретает пагубную зависимость. Увлечение такими веществами — это тяга к смерти и самоуничтожению в буквальном смысле. Может ли такой человек считаться здоровым? Ответ очевиден.

Или из более прозаичного: пока не доказано обратное об отсутствии пользы или вреде чего-либо, оно имеет право на существование. Ты же помнишь, что были времена, когда продукты распада радиационных веществ добавляли в косметику еще в начале XX века?

Есть только одно «но»: если после применения «радиационной» косметики у девушек начали отпадать носы, то с ошибками в психологических теориях не все так очевидно. А значит прятать их можно гораздо дольше.

Что же такое архетипы

Как мы уже говорили в этой статье, архетипы — это попытка трактовки бессознательного через специфические символы, присущие всему человечеству. При этом всем нужно помнить о том, что само по себе бессознательное только условно можно разграничить на отдельные области, поскольку оно все-таки представляет единое и нетрактуемое целое.

Почти как нагваль у Кастанеды, в той связке, что это в принципе нечто необъяснимое, то, к чему нет прямого доступа, но при этом существующее. Которое присутствует наравне со всем тем, что мы способны осознавать в подконтрольной нам реальности.

Архетипы — это то, как мы можем «узнать» некоторые фрагменты нашего бессознательного, а точнее, объяснить психические процессы для себя. В своей книге «Архетипы и коллективное бессознательное» Карл Густав Юнг пишет следующее на эту тему:

«Архетип» – объяснительная парафраза платоновского эйдос (с древнегреческого εϊδος — вид, образ, облик). Для наших целей использование термина «архетип» в высшей степени уместно и целесообразно: он подразумевает, что, говоря о содержании коллективного бессознательного, мы имеем в виду древнейшие или, лучше сказать, первозданные элементы этого содержания, то есть универсальные образы, существующие с незапамятных времен.

Кстати, эйдос — это понятие античной философии, которое изначально означало «всё видимое», и в дальнейшем получившее более глубокий смысл в качестве «конкретного представления об абстрактном». По сути эйдос и архетип — это синонимы.

Отметим, что поскольку архетипов и трактовок на эту тему может существовать бесчисленное количество, таро также можно отнести к попытке интерпретировать наше бессознательное через образы.

10 архетипов по Юнгу и связь между ними

Юнг считал, что архетипов может быть бесконечно большое количество, и не вел их строгий учет. Мы не можем ограничить круг архетипов конкретным числом, поэтому рассмотрим наиболее часто упоминаемые архетипы.

1. Персона

Персона — это такой архетип, который включает в себя всё, что связано с социализацией человека в обществе: это и стереотипы, принятые как данность, и потребность соответствовать общественному мнению, получать поощрение от социума в том, что ты делаешь.

Маски и роли, которые мы отыгрываем, ежедневно находясь в контакте с другими, — это и есть персона. Задача этого архетипа — сдержать «темные» проявления личности, поэтому, когда мы совершаем нечто, что выходит за рамки наших собственных представлений о себе, мы испытываем стыд. В нашей голове уже есть роль, которую мы бессознательно для себя утвердили и которой мы стремимся соответствовать.

В чем сила архетипа:

персона отвечает за логичность, последовательность и адекватность наших поступков, это рациональная часть, то, какими мы хотим казаться и должны быть по нашим ощущениям. Этот архетип позволяет нам быть встроенными в социальную систему и существовать в ней в мире и гармонии, следовать своим целям, демонстрировать свои принципы.

Архетип персоны включает нас в активное взаимодействие с другими людьми. И все же в этом архетипе есть место и для античеловеческого проявления, которое иногда сложно заметить сразу.

В чем опасность архетипа:

если человек ассоциирует себя исключительно с архетипом персоны, то возникает конфликт, схожий с тем, что может произойти между человеком и куклой. В персоне нет места для всего иррационального, ей присуща исключительно логика, разум и выгода. Человек, который вживается в персону до глубины души, уже не сможет снять эту маску, становится ее марионеткой.

В этом и заключается опасность этого архетипа.

Человек не способен быть машиной, а машина человеком, кстати, наши рассуждения на тему «почему это так» ты можешь прочитать в этой статье. Опасность архетипа — стать исключительно функцией, так и не добравшись до более глубоких уровней самосознания. Многие исследователи связывают как раз массовую «персонификацию» людей с возросшим числом депрессивных и других расстройств психики.

К тому же, персона, как и другие архетипичные системы, обладает собственными «инстинктами». В этом случае ее основной инстинкт — не позволить человеку снять с себя ту самую маску персоны, а опасность для человека вжиться в нее окончательно и бесповоротно.

2. Анима

Это следующий по важности после персоны архетип, связанный со способностью любить и быть любимым. Анима по Юнгу — это бессознательная женская часть в мужчине, которая связана с представлениями о феминности, наследственности женского образа, «женская, или хтоническая часть души».

Как правило, представления о женственности закладываются в психике мужчины еще с раннего детства через образ его матери. Каждый раз, когда мужчина влюбляется, он находит отражение в глазах возлюбленной своей анимы. Женщина в жизни мужчины становится воплощенной частью его «женской» стороны души, это такой коллективный образ женщины, который позволяет мужчине постичь женский мир.

В чем сила архетипа:

к архетипу анимы традиционно относят пророческие озарения, интуицию, восприимчивость к иррациональным сторонам, способность любить, контактировать с собственным подсознанием, способность к единению. Потеря связи с анимой ведет к утрате человечности и жизненности, а вот воссоединение с ней, наоборот, ведет к обретению творческого нестандартного подхода, освобождению от оков регидности и оцепенения.

В чем опасность архетипа: 

мужчина, который попал под влияние анимы, может неосознанно приобрести излишне феминные черты, архетип анимы может изнежить его, сделать капризным и ревнивым, тщеславным и раздражительным. В крайних случаях он даже может приобрести склонность к гомосексуализму.

3. Анимус

Анима и анимус — это два схожих понятия, которые обычно рассматрваются параллельно друг с другом. Анимус — это все мужское в женщине, архитипический образ мужчины в ней. При этом, если анима способствует раскрытию чувственности, эмоциональности мужчины, это «иррациональное чувство», как писал Юнг, то анимус ведет к появлению мыслей, это «иррациональное суждение».

Анима имеет эротический, эмоциональный характер, а анимус рассудетелен и даже критичен. Этот архетип помогает женщине понять все мужское и маскулинное. Интересно, что Юнг отмечает, что анимус — это представление о совокупности мужчин, а анима — представление об одной женщине.

В чем сила архетипа:

архетип анимуса направлен на обособление и независимость, а значит, помогает женщине раскрывать свою природу в полной мере, причем не только с чувственной, исконно феминной стороны.

В чем опасность архетипа: 

считается, что женщина, которую захватила власть анимуса, может потерять свою феминность, контакт с чувтсвенностью и сексуальностью, быть излишне критичной к себе. Постижение собственной анимы или анимуса ведет к приобретению самости.

4. Самость

Самость — это архетип, символизирующий цельность человека, обретение гармонии и самоактуализации. По Юнгу, это самый важный в жизни каждого человека архетип, отвечающий за цельность личности и ее структуру.

Самость — это самоактуализация личности во всей ее красе, это в какой-то степени прообраз божественного и осуществление заложенного в человеке по замыслу Создателя потенциала. Это то самое ядро личности каждого человека, скрытое глубоко в бессознательном.

Архетип самости по Юнгу — это непостижимая сущность, которую в итоге мы приобретаем. Человек перестает быть орудием в руках других и возвращается «к себе».

В чем сила архетипа:

приобретение единства личности и потенциала человека, которое происходит в процессе индивидуализации человека.

В чем опасность архетипа: 

по мнению критиков, самость — это только мысленный конструкт, достижение которого невозможно из-за отсутсвия конкретных шагов по направлению к самости. Если эти шаги невозможно обозначить, то невозможно подтвердить, что подобная структура действительно существует в психике.

5. Мудрец

Мудрец — это архитипический образ пророка, мудрого и зрелого человека с обширным жизненным опытом. Архетип мудреца включает в себя склонность к приобретению знаний, развитие ума и интуиции.

Этот архетип может выступать как в роли мужской, так и женской части психики. Это и отшельник, гуру, старец с точки зрения мужского образа, так и прорицательница, травница и знахарка с точки зрения женского.

Это тот архетип, который нам необходим в тяжелые моменты, когда традиционных методов для решения проблем нам уже не хватает. Глубинная мудрость, к которой в себе может прикоснуться каждый человек, интуитивное знание.

В чем сила архетипа: 

доступ к интуитивному знанию, верным решениям, многовековая мудрость всех поколений.

В чем опасность архетипа:

у мудреца есть и теневая сторона, которая может проявиться в одержимости безумием, крайних формах затворничества, характеризующихся замкнутостью, одиночеством и покинутостью.

6. Бог

Архетип бога не подтверждает его сущестование, но говорит многое о нашей собственной природе. Это всевидящее или солнечное око, которое есть в каждом из нас, итоговая реализация внутренней психической реальности, спроецированная на внешний мир. Этот архетип во многом перекликается с архетипом самости.

В книге «Mysterium Coniunctionis. Таинство воссоединения» Карл Густав Юнг пишет об этом архетипе следующее:

«Бог как психический факт есть типичный автономизм, коллективный архетип. Поэтому он характеризует не только все высшие формы религии, но спонтанно возникает и в индивидуальных сновидениях. Архетип как таковой является бессознательным психическим образом, но он обладает реальностью, независимой от установки сознательного разума».

Это живой божественный образ, который содержит в себе наша психика, независимо от наличия или отсутствия в нас веры.

В чем сила архетипа: 

по Юнгу, обретение этого архетипа и есть обретение подлинной любви.

В чем опасность архетипа:

Юнг отмечает, что подобный акцент на духе, особенно с точки зрения многих традиционных религий, в центре которых находится страдание и самоистязание на благо других, однозначно приведет человека «к невыносимому обесцениванию физической стороны жизни», а значит, создаст «оптимистическую карикатуру» относительно человеческой природы.

7. Тень или трикстер

Тень — это все бессознательно отзеркаленные стереотипы и установки, которые есть в нас, всё неприемлемое, аморальное, вытесняемое за пределы психики. Тень является образом, противопоставленным архетипу бога и персоне. Тень — это образ дьявола, тот самый трикстер.

Подробно об архетипе трикстера или тени и о самых популярных персонажах, которые несут в себе этот образ, мы уже писали здесь.

В чем сила архетипа: 

спасает психику от разрушения и самоуничтожения, является формой психологической защиты, направленной на сохранение психики. Образ преследователя, Мефистофеля по Гете: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

В чем опасность архетипа: 

сложность с самостоятельным совладанием над защитными механизмами в ситуациях, которые уже не угрожают жизни. Повторение, «зацикливание» психики на защитных импульсах, преследование кошмарами, парасомния и т.д.

Подробнее о сонном параличе и других видах парасомнии, о том, почему нам снятся кошмары, а также о сущностях, которые ими управляют по древним народным представлениям, читай в этой статье.

8. Мать

Образ матери представляет собой начало всех начал, первородную силу. Имеет как созидательный, так и разрушительный аспект. Как не существует полностью «хорошей» матери, так и нет полностью «плохой».

В положительном проявлении — это мать-хранительница очага, гармоничная во всех отношениях. Та, которая способна дать тепло и поддержку, приготовить обед и позаботиться о близких. Негативное проявление — это злая и хитрая мачеха. В первые годы жизни ребенка архетип матери сливается с анимой.

В чем сила архетипа:

забота, сочувствие, мягкость, сердечность, поддержка, желание опекать, «взять под крыло».

В чем опасность архетипа:

например, при доминировании этого архетипа у женщины в паре возможны отношения «мать и сын», что приведет к проблемам в сексуальной сфере пары.

9. Отец

Архетипу отца свойственны динамика и активность, защита, власть и контроль. Этот архетип также может иметь положительные и отрицательные стороны. Архетип отца близок в первые годы жизни ребенка к архетипу анимуса, сливается с ним.

Есть несколько возможных трактовок этого архетипа. Юнг, например, предлагает целых три варианта:

  • Отец-Уран — мощный, глубокий ум, проницательность, интеллект, но может уходить в себя, что ведет к ощущению безысходности;
  • Отец-Зевс — власть, авторитет, управление, патриархальные взгляды;
  • Отец-Кронос — агрессия, бесконтрольная власть, манипуляции, диктатор, дьявол, образ врага для ребенка.

В чем сила архетипа:

чувство защищенности, приземленности, мощь, жизненная опора.

В чем опасность архетипа:

существуют сложные системы комплексов, связанные с образом отца, когда, например, вместо архетипа отца в психике начинает превозобладать божественная или демоническая фигура.

10. Ребенок

С точки зрения Юнга, в этом архетипе соединено женское и мужское начало, есть как запас силы для преодоления трудностей, так и слабости.

Есть 2 основных типа ребенка:

  • грядущий ребенок — это тот, который способен переносить испытания свыше, «ребенок-неожиданность» в эпосе, который должен пройти серию преград и достичь цели;
  • обиженный ребенок — такой, который нуждается в защите и поддержке, нуждается в присутствии взрослого, который может быть найден как во вне, так и внутри.

В чем сила архетипа:

контакт с творческой энергией, жизненной силой, эмоциональной сферой, живость, активность.

В чем опасность архетипа:

с точки зрения обиженного ребенка, это чувство брошенности и ненужности, сложность с поиском своего места в жизни, формулировании целей и желаний. Трудности становятся непреодолимыми, есть необходимость во взрослой фигуре рядом, инфантильность, отсутствие ответственности и невозможность взять ее.

Читай также:

  • Архетип трикстера — что это: 5 персонажей в литературе и кино
  • Как бессознательные желания определяют нашу сознательную жизнь
  • Всё дело в сексе: 5 ошибок Зигмунда Фрейда

Архетипы по Юнгу — Практическая психология на Aboutyourself.

ru

Автор Татьяна в . Опубликовано Психология личности Последнее обновление: 15/06/2015

Юнг предположил, что душа состоит из трёх компонентов: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного…

Согласно Юнгу, эго представляет собой сознание, а личное бессознательное содержит воспоминания, в том числе те, что были подавлены. Коллективное бессознательное — компонент уникальный; Юнг считал, что эта часть души служит формой психологического наследования. Она содержит все знания и опыт, которые присущи нам всем как биологическому виду.

Что такое архетипы?

Под архетипами швейцарский психиатр Карл Юнг подразумевал определённые модели поведения людей. Откуда тогда взялись эти архетипы? Оттуда же, откуда и коллективное бессознательное, считал Юнг. Он предположил, что эти модели поведения носят врожденный, универсальный и наследственный характер. Архетипам нельзя научиться, они присущи нам с самого рождения; и функция их заключается в обусловливании процесса восприятия нами мира, событий и явлений вокруг.

«Все самые яркие и мощные идеи восходят исторически к архетипам», — писал Юнг в своей книге «Структура души» (The Structure of the Psyche). — «И это особенно верно в отношении религиозных представлений, хотя центральные понятия науки, философии и этики также не составляют исключения из этого правила. В своем нынешней виде они представляют собой варианты архетипических представлений, созданных посредством их сознательного применения и приспособления к действительности. Ибо функция сознания заключается не только в осознании и усвоении внешнего мира через врата наших чувств, но и в переводе мира, как внутри нас, так и вокруг нас, в зримую и существующую прекрасную реальность».

Юнг выделил четыре основных архетипа, отмечая при этом, что их количество может быть неограниченным.

Самость

Самость — архетип, который представляет собой объединение бессознательного и сознания человека. Формирование самости происходит при процессе индивидуации, в котором интегрируются различные аспекты личности. Юнг часто условно изображал самость как круг, квадрат или мандалу.

Тень

Тень — архетип, который опирается на инстинкт жизни и половой инстинкт. Тень существует как часть бессознательного и состоит из подавляемых идей и слабых сторон, их желаний, инстинктов и недостатков.

Этот архетип часто описывается как тёмная сторона психики, представляющая дикость, хаос и неизвестность. Юнг считал, что эти скрытые диспозиции присутствуют в каждом из нас, хотя люди иногда стремятся отрицать этот элемент собственной психики.

Юнг предположил, что тень может проявляться в сновидениях и принимать различные формы — появляться в обличии змеи, чудовища, демона, дракона или какого-то другого тёмного, дикого или экзотического существа.

Анима и анимус

Анима представляет собой бессознательную женскую сторону личности мужчины, а анимус — бессознательную мужскую сторону личности женщины. Анима/анимус представляет собой «истинное я», а нет образ, который мы преподносим остальным, и служит основным источником связи с коллективным бессознательным.

Сочетание анимы и анимуса именуется сизигией, или божественной парой. Сизигия воплощает завершенность и целостность.

Персона

Персона — это то, как мы представляем себя миру. Слово «персона» происходит от латинского слова, которое означает «маска». Сам по себе данный архетип представляет собой совокупность социальных масок, которыми мы пользуемся в различных группах и ситуациях. Его задача — уберечь эго от возможного проявления своих негативных сторон. По мнению Юнга, персона может также появляться во сне и принимать различные формы.

Другие архетипы

Юнг предположил, что количество архетипов не следует ограничивать. Он утверждал, что многие архетипы могут перекрывать друг друга или сочетаться друг с другом.

Приведём лишь некоторые из архетипов, описанных Юнгом:

  • отец — авторитет, сила, мощь;
  • мать — стремление дать утешение;
  • ребёнок — тоска по невинности, возрождение, спасение;
  • мудрец — знания, мудрость;
  • герой — защитник, спаситель и т. д.

Теги: личность, юнг

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Карл Юнг, часть 4: Существуют ли архетипы? | Марк Вернон

Юнг серьезно относился к внутренней жизни. Он считал, что сны — это не просто случайный набор ассоциаций или исполнение подавленных желаний. Они могут содержать истины для заинтересованного лица. Их нужно интерпретировать, но при правильном понимании они предлагают своего рода комментарий к жизни, который часто действует как форма компенсации того, что человек сознательно принимает за правду. Сон, приснившийся Юнгу в 1909 г., служит тому примером.

Он находился в прекрасно обставленном доме. Ему пришло в голову, что это прекрасное жилище принадлежит ему, и он заметил: «Неплохо!» Как ни странно, он не исследовал нижний этаж и поэтому спустился по лестнице, чтобы посмотреть. По мере того, как он спускался, дом становился старше и темнее, а нижний этаж становился средневековым. Проверив каменные плиты под ногами, он нашел металлическое кольцо и потянул. Еще одна лестница привела к пещере, вырубленной в скале. Горшки и кости валялись в грязи. И тут он увидел два древних человеческих черепа и проснулся.

Юнг интерпретировал этот сон как подтверждение своей формирующейся модели психики. Верхний этаж представляет сознательную личность, нижний этаж — личное бессознательное, а более глубокий уровень — коллективное бессознательное — примитивный, разделяемый аспект психической жизни. В нем содержится то, что он назвал архетипами, к чему мы сейчас и обратимся. Они лежат в основе психологии Юнга.

Архетипы можно рассматривать просто как структурирующие принципы. Например, влюбленность является архетипом для человека. Каждый делает это хотя бы раз, и хотя схема является общей, каждый раз она кажется новой и неповторимой.

Таким образом, Клеопатра была любовницей и Юлия Цезаря, и Марка Антония, хотя Цезарь влюбился в нее, когда она появилась из складок ковра, тогда как Антонию помогло то, что она появилась в великолепии на барже. «Когда архетип расставлен, все наше тело задействовано, и его эмоциональное возбуждение фокусирует и мотивирует нас с силой, которой очень трудно сопротивляться», — пишет Джон Райан Холе.

Родственная особенность архетипов заключается в том, что, хотя они формируют наше восприятие и поведение, мы осознаем их лишь косвенно, поскольку они проявляются в конкретных случаях. Это скорее похоже на представление Шопенгауэра и Канта о недоступности «вещи в себе», на которое опирался Юнг: вы не можете переживать архетипы непосредственно, а только тогда, когда они воплощены. Это могло бы объяснить, почему, например, буддисты, как правило, не имеют видений Иисуса, а христиане, как правило, не видят Сиддхартху Гаутаму. Вместо этого религиозные верующие соотносятся с архетипом мудреца через образы, доступные им в их культуре (учитывая, что мудрость — это то, что представляют Иисус или Будда).

Теория архетипов противоречива, и Юнг в этом отношении не удержался. Во-первых, он не очень последователен в своем определении архетипов — хотя его, возможно, можно простить, поскольку он прямо называл себя «заемщиком» моделей и идей из других областей знания в своих попытках бороться со своими собственными. Архетипы также по-разному обвиняли в том, что они ламарковские и излишние, на том основании, что культурная передача обеспечивает адекватное объяснение феноменов, которые Юнг отнес бы к психическим универсалиям.

Тем не менее, поразительные параллели с архетипами появились в ряде областей со времен собственной формулировки Юнга. Клод Леви-Стросс писал о «бессознательных инфраструктурах», которые формируют общие обычаи и институты. Ноам Хомский называет основные формы языка «глубинными структурами». В социобиологии есть понятие «эпигенетических правил», законов поведения, которые развивались с течением времени.

На самом деле возможность того, что юнгианские архетипы могут быть соизмеримы с биологией, подразумевалась Э. О. Уилсоном в его книге Consilience. Он предположил, что наука может сделать их «более конкретными и поддающимися проверке». Следуя примеру Уилсона, психиатр Энтони Стивенс видит работу архетипов в этологии, изучающей поведение животных в естественной среде обитания. Этологи отмечают, что у животных есть набор стандартных моделей поведения, которые, по-видимому, активируются стимулами окружающей среды. Эта активация зависит от того, что известно как «врожденные механизмы высвобождения». Гриб, культивируемый муравьем-листорезом, гарантирует, что муравей собирает только те листья, которые требуются грибу. Изумрудная голова селезня кряквы заставляет утку кряквы влюбляться. Другие характеристики, от материнской привязанности до мужского соперничества, тоже можно назвать архетипическими.

Юнга интересовали не только задействованные механизмы, но и опыт этих существ, когда они вели себя подобным образом. О бабочке юкки он размышляет: «Если бы мы могли заглянуть, например, в психику бабочки юкки, мы нашли бы в ней образец идей сверхъестественного или завораживающего характера, который… заставляет мотылька выполнять свои обязанности. внесение удобрений на юкку». Эта мысль напоминает мне о Дэвиде Аттенборо, который смотрел на пауков в своей программе «Жизнь в подполье» и задавался вопросом об их явно разных характерах.

Идея состоит в том, что чем сложнее организм, тем сложнее архетипическое поведение и тем богаче связанный с ним опыт. Когда дело доходит до людей, архетипы связаны не только с моделями поведения и сильным опытом привлекательности, но также со смыслом и значимостью. Следовательно, люди подвержены архетипам, которые Юнг назвал героем и тенью, анимусом и анимой, наряду со многими другими.

Как далеко вы можете следовать Юнгу по этому пути, спорно, как и среди современных юнгианцев. Тень — полезное понятие для многих, как та сторона нашего характера, которая часто скрывается, а иногда внезапно проявляется в поведении от дорожной ярости до преступлений на почве страсти. Понятие анимуса и анимы, скажем, более спорно.

Тем не менее, Стивенс утверждает, что архетипы ценны. Они обеспечивают язык, на котором можно говорить о поведении и, что важно, об опыте, который кажется устойчивым к превратностям времени и культурная передача которого в противном случае была бы разрушена. Как заметил биолог Жак Моно: «Все происходит из опыта, но не из фактического опыта… а вместо этого из опыта, накопленного всеми предками вида в ходе его эволюции». Юнг бы согласился.

Четыре архетипа | Издательство Принстонского университета

Четыре архетипа

К. Г. Юнг

Мягкая обложка ISBN: 9780691150499 $12,95 электронная книга ISBN: 9781400839155 Доступно как EPUB или PDF $90,07 12,95 $

Не для продажи в Содружестве (кроме Канады)

Shipping to:

Choose CountryUnited StatesCanadaAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaArgentinaArmeniaArubaAustriaAzerbaijanBahrainBelarusBelgiumBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia And HerzegovinaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBulgariaBurkina FasoBurundiCabo VerdeCambodiaCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Democratic RepublicCook IslandsCosta RicaCote D’IvoireCroatiaCubaCuraçao Czech RepublicDenmarkDjiboutiDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (Malvinas) Фарерские островаФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские южные территорииГабонГамбияГрузияГерманияГибралтарГрецияГренландияГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БиссауГаитиОстров Херд и острова МакдональдСвятой Престол (город-государство Ватикан)ГондурасГонконгВенгрияИсландияИндонезия Iran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJapanJerseyJordanKazakhstanKoreaKorea People’ Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtenstein LithuaniaLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMaldivesMaliMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMyanmarNepalNetherlandsNew CaledoniaNicaraguaNigerNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPalauPalestinian Territory, OccupiedPanamaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian FederationSaint BarthelemySaint HelenaSaint MartinSaint Pierre And MiquelonSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSint Maarten (Dutch part) SlovakiaSloveniaSomaliaSouth Georgia And Сандвичевы островаЮжный СуданИспанияСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенШвецияШвейцарияСирийская Арабская РеспубликаТайваньТаджикистанТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТунисТурцияТуркменистан Острова Уркс и КайкосУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыОтдаленные острова СШАУругвайУзбекистанВенесуэлаВьетнамВиргинские острова, Британские Виргинские острова, СШАУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗимбабве

Не для продажи в Содружестве (кроме Канады)

Выберите тип электронной книги: EPUBPDF

Добавить в корзину Добавить в корзину
Об электронных книгах и аудио

Электронная книга в формате PDF должна быть прочитана в нашем мобильном приложении, доступном для телефонов или планшетов Android/iOS. Приложение для настольного компьютера, позволяющее читать PDF-файлы, в настоящее время находится в стадии разработки. Мы обновим наш Страница часто задаваемых вопросов , когда она станет доступной.

Узнайте больше об электронных книгах и аудио от Princeton University Press.

Поддержите свой местный независимый книжный магазин.
  • Соединенные Штаты
  • Канада
  • Соединенное Королевство
  • Европа

Неврология и психология

  • К. Г. Юнг
    Переведено
  • Р.Ф.К. Корпус
    Предисловие
  • Сону Шамдасани
  • Сону Шамдасани
    Коллекции:
  • Боллинген Серия
    Ряд:
  • Экстракты Юнга

      Мягкая обложка

      Купить это
      • Не для продажи в Содружестве (кроме Канады)
      • Скачать обложку

      Одной из наиболее влиятельных идей Юнга была представленная здесь его точка зрения, согласно которой изначальные образы или архетипы обитают глубоко в бессознательном каждого человеческого существа. В очерках этого тома собраны воедино наиболее важные утверждения Юнга об архетипах, начиная с введения концепции в «Архетипы и коллективное бессознательное». В отдельных эссе он разрабатывает и исследует архетипы Матери и Трикстера, рассматривает психологическое значение мифов о Возрождении и противопоставляет представление о Духах, увиденных во сне, тем, о которых рассказывается в сказках.

      Это издание классического труда Юнга в мягкой обложке включает новое предисловие Сону Шамдасани, профессора Филимона истории Юнга в Университетском колледже Лондона.

      Сону Шамдасани является редактором Красной книги и профессором истории Юнга в Университетском колледже Лондона.

      • Самособирающийся мозг
        Питер Робин Хизингер
      • Теология и психология
        К.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *