Архетипы юнга психология: Теория К. Юнга об архетипах

Содержание

Теория К. Юнга об архетипах

  1. Основы теории К.Юнга
  2. Характеристика архетипов
  3. Описание архетипов

 

Основы теории К.Юнга

 

Карл Юнг выделял в своей теории три структурных элемента личности – Эго (сознание), индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное.

 

Эго – это та часть личности человека, которая отражает его индивидуальный опыт. Здесь концентрируются мысли, чувства, ощущения, характеризующие личность человека и результаты его сознательной деятельности. Иными словами, это максимально индивидуализированный элемент структуры личности.

Индивидуальное бессознательное – это всё то, что человек не осознаёт, но чем он обладает. Так, например, к бессознательному относятся комплексы и инстинкты. Нередко человек сталкивается с трудностями, которые вызваны комплексами, совсем в другого рода деятельности и при других обстоятельствах – и это вызывает вопросы.

Например, если у человека комплексы относительно внешности, они могут проявляться в процессе работы, хотя чаще всего две этих области даже не соприкасаются. Из сознания такие чувства и эмоции вытесняются, а на бессознательном уровне они сосредотачиваются и начинают проявлять себя.

Коллективное бессознательное – это, по мнению Юнга, уровень, где проявляются общечеловеческие показатели. Так, все люди обладают каким-о культурно-историческим опытом, который оказывает влияние на психику людей. Объясняется это наследственным характером архетипа, поэтому на уровне коллективного бессознательного реализуются самые глубокие воздействия и процессы.

 

Характеристика архетипов

 

Определение 1
Архетипы личности – это структурные элементы коллективного бессознательного, обусловленные различными факторами (начиная от психологических и заканчивая историчеескими).

 

Юнг считал, что бессознательное концентрирует в себе не только опыт отдельного человека, но и хранит опыт всего человечества. Таким образом, заложенные программы поведения – это не влияние внешних факторов на психику, а работа поколенческой памяти.

 

В психологии выделяется множество архетипов. Карл Юнг определил своей задачей не только выявить и определить значение архетипа, но и подтвердить их существование посредством опытом, тем самым уходя за рамки праздных классификаций. Интерес исследователя заключался не в догадках и даже не в формулировании гипотез, а в создании аппарата для работы с бессознательными процессами.

 

Им были выделены следующие архетипы: Отца, Матери, Персоны, Анимы и Анимуса, Самости и Тени.

Описание архетипов

  1. Архетипы Матери и Отца – это то, что даёт человеку представление о мужчине и женщине. Данный архетип отражает образную обобщённость для всего человечества.
  2. Архетип Персоны или Маска – это то, что позволяет человеку проявить себя на публике выгодным для себя образом, при этом оставить свою сущность скрытой. Данный архетип позволяет человеку найти выгодные и эффективные способы коммуникации и взаимодействия с окружающим миром с целью создания или корректировки своих статусных характеристик.
  3. Архетип Анимы — это формирование образа женщины в сознании человека. Он отвечает за неконтролируемые эмоции, нерациональные чувства и желания. При этом у таких образов может быть как светлая, так и тёмная сторона. Благодаря этому архетипу мужчина понимает какую женщину он хочет видеть рядом с собой. Интересный аспект – внутри каждого мужчины психологически есть женщина и этот архетип позволяет определить свой тип.
  4. Архетип Анимуса — это формирование образа мужчины в сознании человека. Как и в случае  Анимы, Анимус позволяет женщине определить тип психологического мужчины внутри себя. Благодаря этому акцентуация переходит на классические мужские качества – жесткость, уверенность в своих силах, стойкость, строгость, упрямство и т.д.
  5. Архетип Тени — хранит в себе все те социально порицаемые вещи, символично показывая двойственность человеческой натуры. При этом нельзя сказать, что Тень является лишь деструктивным элементом, ведь различные творческие порывы, креативность и способность испытывать глубокие чувства – заслуга Тени. Сюда включаются все воспоминания, желания, противоречия, переживания человека. При этом человеком отрицается всё, что противоречит устоям общества, в котором он живёт – то есть работает некоторый фильтр, который старается сгладить противоречия между предрасположенностью и необходимостью.
  6. Архетип Самости является одним из базовых элементов структуры личности, объединяющим все остальные элементы. Самость способствует формированию целостности человека, гармонизации, равновесии и стабильности. Интеграция сознательного и бессознательного обеспечивается за счёт Самости.

 

Примечание
Самость – это элемент, который позволяет человеку принимать себя как гармоничный субъект, сочетающий в себе различные эмоции, желания, особенности поведения и многое другое. Индивидуализация набора различных черт не даёт основания человеку считать себя неполноценным.

 

Резюмируя, можно сказать, что коллективное бессознательное содержит архетипы, которые являются естественной врождённой тенденцией и определяет психическую жизнь человека.

 

Каждому архетипу отведена своя роль и свои функции, разнообразие которых позволяет человеку развиваться с разных сторон, при этом оставаясь собой. Благодаря теории Юнга, внутренний мир человека перестаёт быть чем-то пугающим  и непонятным. Учение об архетипах очень доступно объясняет механизмы психики человека.

Физика

166

Реклама и PR

31

Педагогика

80

Психология

72

Социология

7

Астрономия

9

Биология

30

Культурология

86

Экология

8

Право и юриспруденция

36

Политология

13

Экономика

49

Финансы

9

История

16

Философия

8

Информатика

20

Право

35

Информационные технологии

6

Экономическая теория

7

Менеджент

719

Математика

338

Химия

20

Микро- и макроэкономика

1

Медицина

5

Государственное и муниципальное управление

2

География

542

Информационная безопасность

2

Аудит

11

Безопасность жизнедеятельности

3

Архитектура и строительство

1

Банковское дело

1

Рынок ценных бумаг

6

Менеджмент организации

2

Маркетинг

238

Кредит

3

Инвестиции

2

Журналистика

1

Конфликтология

15

Этика

9

Психолог и популяризатор Х. Ю. Айзенк Аналитическая психология и архетипы личности Архетипы женщин: понятие и характеристика Архетипы Тени и Эго: понятие и взаимодействие Архетип и символ

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы

Имя

Выбрать тип работыЧасть дипломаДипломнаяКурсоваяКонтрольнаяРешение задачРефератНаучно — исследовательскаяОтчет по практикеОтветы на билетыТест/экзамен onlineМонографияЭссеДокладКомпьютерный набор текстаКомпьютерный чертежРецензияПереводРепетиторБизнес-планКонспектыПроверка качестваЭкзамен на сайтеАспирантский рефератМагистерскаяНаучная статьяНаучный трудТехническая редакция текстаЧертеж от рукиДиаграммы, таблицыПрезентация к защитеТезисный планРечь к дипломуДоработка заказа клиентаОтзыв на дипломПубликация в ВАКПубликация в ScopusДиплом MBAПовышение оригинальностиКопирайтингДругое

Принимаю  Политику  конфиденциальности

Подпишись на рассылку, чтобы не пропустить информацию об акциях

Архетипы по Юнгу и парапсихология: как связаны между собой символы бессознательного

Архетипы по Юнгу представляют нам возможность невероятного путешествия по волнам бессознательного. В статье расскажем о 10-ти самых популярных архетипах в трактовке Карла Густова Юнга.

Архетипы по Юнгу: точка отсчета

Начнем с того, что архетипы по Юнгу представляют собой пустой сосуд или форму, которая может быть заполнена различным содержанием психики. Сами по себе психические структуры формировались в нас тысячелетиями, поэтому и есть возможность выделить схожие повторяющиеся паттерны, которые содержатся в бессознательном.

А значит архетипов можно выделить бесчисленное множество, — по крайней мере, так считал сам Юнг. Для того, чтобы перейти к описанию самых популярных архетипов, которые лично описывал известный швейцарский психоаналитик, начнем с небольшой предыстории.

«А научна ли психология?»


Прежде чем мы начнем погружение в тему бессознательного, нужно понять, что психология как отдельная наука начала формироваться около 100 лет назад. А это значит, что многие открытия в этой области психологам только предстоит совершить.

К тому же, сама научность психологии, как и в целом сама ценность гуманитарного знания, нередко ставится под сомнение со стороны представителей точных наук — физиков, математиков, медиков. Ведь психику невозможно извлечь и продемонстрировать наглядно процессы, которые в ней происходят, знание такого рода субъективно и действительно граничит в какой-то степени с эзотерикой и парапсихологией.

Некоторые исследователи считают, что психология сейчас находится на допарадигмальной стадии формирования, как это было когда-то со многими другими науками, поскольку общего единого представления о психологии как таковой нет в каждой отдельно взятой психологической школе.

Соответственно, нет и опоры на неизменную укоренившеюся базу или фундамент, одни психологи сомневаются в методах другой школы. Несмотря на некоторую поверхностную схожесть, каждое психологическое направление сегодня может стоять особняком от другого. И на самом деле так было всегда.

Хотя в большинстве своем цель, которая стоит за развитием психологии и отдельных психологических школ, гуманная — повысить качество жизни клиента.

Как связаны между собой архетипы и парапсихология


Архетипы — это некие устойчивые структуры, которые существуют в психике. По Юнгу, они могут быть заполнены различным содержанием. Архетипы — это то, что больше и сильнее нас, это и наш потенциал, и угроза для самих себя. Описание архетипов — это некоторые формы, через которые мы стремимся объяснить себе, как все-таки функционирует наша психика.

Юнг, как и многие другие психологи, очень тесно изучал мифологию и символы различных культур. В одной из своих книг он описывает случай, когда клиент на одном из сеансов рисует символ, который ему часто снится, однако никак не мог расшифровать значение. Сон казался бессмысленным набором несвязанных друг с другом деталей как для клиента, так и для психотерапевта.

Через несколько лет Юнг встретил этот символ из сна клиента снова, но уже в жизни, изучая одну из древних культур, и тогда пазл в его голове сложился, и он смог расшифровать, что же означал тот сон для клиента. Сам же молодой человек, обратившийся к Юнгу за консультацией, как оказалось, имел корни, связанные с той самой народностью, но никогда не изучал ни язык, ни их рисунки.

Или наверняка тебе удавалось слышать, что после тяжелой катастрофы или удара молнией ребенок или взрослый человек начинают говорить на языке, которого никогда не знали, при этом забывая свой родной язык.

Как объяснить эти процессы, когда человек способен заговорить на новом языке, которого не учил? Откуда в его психике могут взяться символы малоизвестной народности, если прежде он их никогда не видел?

С этой точки зрения, психология близка к парапсихологии, поскольку вещи, о которых мы говорим, пока еще не поддаются объяснению на все сто процентов. Иногда это возможно только частично, иногда вообще не объяснимо. Такие знания пока можно причислить сегодня к области эзотерики, и это будет происходить до тех пор, пока процессы не будут изучены в достаточной степени.

Факты и проверка временем


Необходимо подкрепление проверяемыми объективными фактами. Например, родной язык человек, переживший травму, может забыть от стресса, а на языке, которого он вроде бы никогда не знал, в далеком прошлом говорил кто-то из его родных или знакомых.

Психология — наука очень молодая, чтобы выдвигать фундаментальные и нерушимые тезисы. И все же некоторые предположения вызывают в обществе сильный резонанс. И пока не доказано обратное, противостоять какой-либо теории бывает сложно.

Здесь же истории о «пользе» запрещенных веществ и их связи с трансперсональным опытом, когда по факту человек, заигравшийся с этой темой, только лишает себя раз за разом рассудка и приобретает пагубную зависимость. Увлечение такими веществами — это тяга к смерти и самоуничтожению в буквальном смысле. Может ли такой человек считаться здоровым? Ответ очевиден.

Или из более прозаичного: пока не доказано обратное об отсутствии пользы или вреде чего-либо, оно имеет право на существование. Ты же помнишь, что были времена, когда продукты распада радиационных веществ добавляли в косметику еще в начале XX века?

Есть только одно «но»: если после применения «радиационной» косметики у девушек начали отпадать носы, то с ошибками в психологических теориях не все так очевидно. А значит прятать их можно гораздо дольше.

Что же такое архетипы


Как мы уже говорили в этой статье, архетипы — это попытка трактовки бессознательного через специфические символы, присущие всему человечеству. При этом всем нужно помнить о том, что само по себе бессознательное только условно можно разграничить на отдельные области, поскольку оно все-таки представляет единое и нетрактуемое целое.

Почти как нагваль у Кастанеды, в той связке, что это в принципе нечто необъяснимое, то, к чему нет прямого доступа, но при этом существующее. Которое присутствует наравне со всем тем, что мы способны осознавать в подконтрольной нам реальности.

Архетипы — это то, как мы можем «узнать» некоторые фрагменты нашего бессознательного, а точнее, объяснить психические процессы для себя. В своей книге «Архетипы и коллективное бессознательное» Карл Густав Юнг пишет следующее на эту тему:

«Архетип» – объяснительная парафраза платоновского эйдос (с древнегреческого εϊδος — вид, образ, облик). Для наших целей использование термина «архетип» в высшей степени уместно и целесообразно: он подразумевает, что, говоря о содержании коллективного бессознательного, мы имеем в виду древнейшие или, лучше сказать, первозданные элементы этого содержания, то есть универсальные образы, существующие с незапамятных времен.

Кстати, эйдос — это понятие античной философии, которое изначально означало «всё видимое», и в дальнейшем получившее более глубокий смысл в качестве «конкретного представления об абстрактном». По сути эйдос и архетип — это синонимы.

Отметим, что поскольку архетипов и трактовок на эту тему может существовать бесчисленное количество, таро также можно отнести к попытке интерпретировать наше бессознательное через образы.

10 архетипов по Юнгу и связь между ними

Юнг считал, что архетипов может быть бесконечно большое количество, и не вел их строгий учет. Мы не можем ограничить круг архетипов конкретным числом, поэтому рассмотрим наиболее часто упоминаемые архетипы.

1. Персона


Персона — это такой архетип, который включает в себя всё, что связано с социализацией человека в обществе: это и стереотипы, принятые как данность, и потребность соответствовать общественному мнению, получать поощрение от социума в том, что ты делаешь.

Маски и роли, которые мы отыгрываем, ежедневно находясь в контакте с другими, — это и есть персона. Задача этого архетипа — сдержать «темные» проявления личности, поэтому, когда мы совершаем нечто, что выходит за рамки наших собственных представлений о себе, мы испытываем стыд. В нашей голове уже есть роль, которую мы бессознательно для себя утвердили и которой мы стремимся соответствовать.

В чем сила архетипа:

персона отвечает за логичность, последовательность и адекватность наших поступков, это рациональная часть, то, какими мы хотим казаться и должны быть по нашим ощущениям. Этот архетип позволяет нам быть встроенными в социальную систему и существовать в ней в мире и гармонии, следовать своим целям, демонстрировать свои принципы.

Архетип персоны включает нас в активное взаимодействие с другими людьми. И все же в этом архетипе есть место и для античеловеческого проявления, которое иногда сложно заметить сразу.

В чем опасность архетипа:

если человек ассоциирует себя исключительно с архетипом персоны, то возникает конфликт, схожий с тем, что может произойти между человеком и куклой. В персоне нет места для всего иррационального, ей присуща исключительно логика, разум и выгода. Человек, который вживается в персону до глубины души, уже не сможет снять эту маску, становится ее марионеткой. В этом и заключается опасность этого архетипа.

Человек не способен быть машиной, а машина человеком, кстати, наши рассуждения на тему «почему это так» ты можешь прочитать в этой статье. Опасность архетипа — стать исключительно функцией, так и не добравшись до более глубоких уровней самосознания. Многие исследователи связывают как раз массовую «персонификацию» людей с возросшим числом депрессивных и других расстройств психики.

К тому же, персона, как и другие архетипичные системы, обладает собственными «инстинктами». В этом случае ее основной инстинкт — не позволить человеку снять с себя ту самую маску персоны, а опасность для человека вжиться в нее окончательно и бесповоротно.

2. Анима


Это следующий по важности после персоны архетип, связанный со способностью любить и быть любимым. Анима по Юнгу — это бессознательная женская часть в мужчине, которая связана с представлениями о феминности, наследственности женского образа, «женская, или хтоническая часть души».

Как правило, представления о женственности закладываются в психике мужчины еще с раннего детства через образ его матери. Каждый раз, когда мужчина влюбляется, он находит отражение в глазах возлюбленной своей анимы. Женщина в жизни мужчины становится воплощенной частью его «женской» стороны души, это такой коллективный образ женщины, который позволяет мужчине постичь женский мир.

В чем сила архетипа:

к архетипу анимы традиционно относят пророческие озарения, интуицию, восприимчивость к иррациональным сторонам, способность любить, контактировать с собственным подсознанием, способность к единению. Потеря связи с анимой ведет к утрате человечности и жизненности, а вот воссоединение с ней, наоборот, ведет к обретению творческого нестандартного подхода, освобождению от оков регидности и оцепенения.

В чем опасность архетипа: 

мужчина, который попал под влияние анимы, может неосознанно приобрести излишне феминные черты, архетип анимы может изнежить его, сделать капризным и ревнивым, тщеславным и раздражительным. В крайних случаях он даже может приобрести склонность к гомосексуализму.

3. Анимус


Анима и анимус — это два схожих понятия, которые обычно рассматрваются параллельно друг с другом. Анимус — это все мужское в женщине, архитипический образ мужчины в ней. При этом, если анима способствует раскрытию чувственности, эмоциональности мужчины, это «иррациональное чувство», как писал Юнг, то анимус ведет к появлению мыслей, это «иррациональное суждение».

Анима имеет эротический, эмоциональный характер, а анимус рассудетелен и даже критичен. Этот архетип помогает женщине понять все мужское и маскулинное. Интересно, что Юнг отмечает, что анимус — это представление о совокупности мужчин, а анима — представление об одной женщине.

В чем сила архетипа:

архетип анимуса направлен на обособление и независимость, а значит, помогает женщине раскрывать свою природу в полной мере, причем не только с чувственной, исконно феминной стороны.

В чем опасность архетипа: 

считается, что женщина, которую захватила власть анимуса, может потерять свою феминность, контакт с чувтсвенностью и сексуальностью, быть излишне критичной к себе. Постижение собственной анимы или анимуса ведет к приобретению самости.

4. Самость


Самость — это архетип, символизирующий цельность человека, обретение гармонии и самоактуализации. По Юнгу, это самый важный в жизни каждого человека архетип, отвечающий за цельность личности и ее структуру.

Самость — это самоактуализация личности во всей ее красе, это в какой-то степени прообраз божественного и осуществление заложенного в человеке по замыслу Создателя потенциала. Это то самое ядро личности каждого человека, скрытое глубоко в бессознательном.

Архетип самости по Юнгу — это непостижимая сущность, которую в итоге мы приобретаем. Человек перестает быть орудием в руках других и возвращается «к себе».

В чем сила архетипа:

приобретение единства личности и потенциала человека, которое происходит в процессе индивидуализации человека.

В чем опасность архетипа: 

по мнению критиков, самость — это только мысленный конструкт, достижение которого невозможно из-за отсутсвия конкретных шагов по направлению к самости. Если эти шаги невозможно обозначить, то невозможно подтвердить, что подобная структура действительно существует в психике.

5. Мудрец


Мудрец — это архитипический образ пророка, мудрого и зрелого человека с обширным жизненным опытом. Архетип мудреца включает в себя склонность к приобретению знаний, развитие ума и интуиции.

Этот архетип может выступать как в роли мужской, так и женской части психики. Это и отшельник, гуру, старец с точки зрения мужского образа, так и прорицательница, травница и знахарка с точки зрения женского.

Это тот архетип, который нам необходим в тяжелые моменты, когда традиционных методов для решения проблем нам уже не хватает. Глубинная мудрость, к которой в себе может прикоснуться каждый человек, интуитивное знание.

В чем сила архетипа: 

доступ к интуитивному знанию, верным решениям, многовековая мудрость всех поколений.

В чем опасность архетипа:

у мудреца есть и теневая сторона, которая может проявиться в одержимости безумием, крайних формах затворничества, характеризующихся замкнутостью, одиночеством и покинутостью.

6. Бог


Архетип бога не подтверждает его сущестование, но говорит многое о нашей собственной природе. Это всевидящее или солнечное око, которое есть в каждом из нас, итоговая реализация внутренней психической реальности, спроецированная на внешний мир. Этот архетип во многом перекликается с архетипом самости.

В книге «Mysterium Coniunctionis. Таинство воссоединения» Карл Густав Юнг пишет об этом архетипе следующее:

«Бог как психический факт есть типичный автономизм, коллективный архетип. Поэтому он характеризует не только все высшие формы религии, но спонтанно возникает и в индивидуальных сновидениях. Архетип как таковой является бессознательным психическим образом, но он обладает реальностью, независимой от установки сознательного разума».

Это живой божественный образ, который содержит в себе наша психика, независимо от наличия или отсутствия в нас веры.

В чем сила архетипа: 

по Юнгу, обретение этого архетипа и есть обретение подлинной любви.

В чем опасность архетипа:

Юнг отмечает, что подобный акцент на духе, особенно с точки зрения многих традиционных религий, в центре которых находится страдание и самоистязание на благо других, однозначно приведет человека «к невыносимому обесцениванию физической стороны жизни», а значит, создаст «оптимистическую карикатуру» относительно человеческой природы.

7. Тень или трикстер


Тень — это все бессознательно отзеркаленные стереотипы и установки, которые есть в нас, всё неприемлемое, аморальное, вытесняемое за пределы психики. Тень является образом, противопоставленным архетипу бога и персоне. Тень — это образ дьявола, тот самый трикстер.

Подробно об архетипе трикстера или тени и о самых популярных персонажах, которые несут в себе этот образ, мы уже писали здесь.

В чем сила архетипа: 

спасает психику от разрушения и самоуничтожения, является формой психологической защиты, направленной на сохранение психики. Образ преследователя, Мефистофеля по Гете: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

В чем опасность архетипа: 

сложность с самостоятельным совладанием над защитными механизмами в ситуациях, которые уже не угрожают жизни. Повторение, «зацикливание» психики на защитных импульсах, преследование кошмарами, парасомния и т.д.

Подробнее о сонном параличе и других видах парасомнии, о том, почему нам снятся кошмары, а также о сущностях, которые ими управляют по древним народным представлениям, читай в этой статье.

8. Мать


Образ матери представляет собой начало всех начал, первородную силу. Имеет как созидательный, так и разрушительный аспект. Как не существует полностью «хорошей» матери, так и нет полностью «плохой».

В положительном проявлении — это мать-хранительница очага, гармоничная во всех отношениях. Та, которая способна дать тепло и поддержку, приготовить обед и позаботиться о близких. Негативное проявление — это злая и хитрая мачеха. В первые годы жизни ребенка архетип матери сливается с анимой.

В чем сила архетипа:

забота, сочувствие, мягкость, сердечность, поддержка, желание опекать, «взять под крыло».

В чем опасность архетипа:

например, при доминировании этого архетипа у женщины в паре возможны отношения «мать и сын», что приведет к проблемам в сексуальной сфере пары.

9. Отец


Архетипу отца свойственны динамика и активность, защита, власть и контроль. Этот архетип также может иметь положительные и отрицательные стороны.

Архетип отца близок в первые годы жизни ребенка к архетипу анимуса, сливается с ним.

Есть несколько возможных трактовок этого архетипа. Юнг, например, предлагает целых три варианта:

  • Отец-Уран — мощный, глубокий ум, проницательность, интеллект, но может уходить в себя, что ведет к ощущению безысходности;
  • Отец-Зевс — власть, авторитет, управление, патриархальные взгляды;
  • Отец-Кронос — агрессия, бесконтрольная власть, манипуляции, диктатор, дьявол, образ врага для ребенка.

В чем сила архетипа:

чувство защищенности, приземленности, мощь, жизненная опора.

В чем опасность архетипа:

существуют сложные системы комплексов, связанные с образом отца, когда, например, вместо архетипа отца в психике начинает превозобладать божественная или демоническая фигура.

10. Ребенок


С точки зрения Юнга, в этом архетипе соединено женское и мужское начало, есть как запас силы для преодоления трудностей, так и слабости.

Есть 2 основных типа ребенка:

  • грядущий ребенок — это тот, который способен переносить испытания свыше, «ребенок-неожиданность» в эпосе, который должен пройти серию преград и достичь цели;
  • обиженный ребенок — такой, который нуждается в защите и поддержке, нуждается в присутствии взрослого, который может быть найден как во вне, так и внутри.

В чем сила архетипа:

контакт с творческой энергией, жизненной силой, эмоциональной сферой, живость, активность.

В чем опасность архетипа:

с точки зрения обиженного ребенка, это чувство брошенности и ненужности, сложность с поиском своего места в жизни, формулировании целей и желаний. Трудности становятся непреодолимыми, есть необходимость во взрослой фигуре рядом, инфантильность, отсутствие ответственности и невозможность взять ее.

Читай также:

  • Архетип трикстера — что это: 5 персонажей в литературе и кино
  • Как бессознательные желания определяют нашу сознательную жизнь
  • Всё дело в сексе: 5 ошибок Зигмунда Фрейда

Что такое юнгианские архетипы — Руководство для писателей по архетипам

Архетипы Карла Юнга

Истоки юнгианских архетипов

Конец 19/начало 20 века был своего рода периодом возрождения для изучения психологии и философии. За это время критические мыслители, такие как Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Франц Кафка, Жан Поль-Сартр и Карл Юнг, представили радикально новые идеи о состоянии человека.

Фрейд и Юнг были коллегами в этот период; оба работали над продвижением понимания философии бессознательного. Но в то время как Фрейд был неврологом, Юнг был психиатром. Фрейд считал, что индивидуальное бессознательное является окончательным ответом на репрессивные тенденции.

Юнг верил в коллективное бессознательное; тот, из которого мы получаем архетипы — также известные как паттерны — разработанные в разное время и в разных местах, независимо от знания подобных паттернов в другое время и в других местах.

За этим нужно следить. Если вы не знакомы с историей Юнга до разработки юнгианских архетипов, посмотрите видео ниже.

Что такое юнгианские архетипы? • Юнгианские архетипы, объясненные Академией идей

Итак, по существу, Фрейд и Юнг расходились во мнениях относительно существования коллективного бессознательного. Идея коллективного бессознательного состоит в том, что каждый человек в мире связан пониманием паттернов, символов, тенденций и ситуаций. Эти шаблоны, символы, тенденции и ситуации являются архетипами.

Кроме того, Юнг утверждал, что существует 12 основных архетипов персонажей под эгидой коллективного бессознательного. Если вы хотите узнать больше об архетипах персонажей, ознакомьтесь с нашей статьей Примеры архетипов персонажей в кино и литературе.

Мы сосредоточимся на четырех основных элементах, входящих в юнгианский архетип, но сначала давайте формально определим, что такое юнгианский архетип.

ЮНГИАНСКИЕ АРХЕТИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Что такое юнгианский архетип?

Юнгианский архетип — это паттерн, общепризнанный людьми разных эпох как следствие коллективного бессознательного. Юнгианские архетипы были предложены Карлом Юнгом в качестве опровержения теории Джона Локка Tabula Rasa о том, что люди рождаются в пустом психическом состоянии. Юнгианские архетипы персонажей рассматриваются под эгидой четырех основных характеристик коллективного бессознательного Юнга: Персона, Тень, Анима/Анимус и Самость.

Что такое юнгианские архетипы?

Юнгианская маска — Персона

Юнгианская маска, также известная как Персона, — это внешний вид человека. Персона считается маской, потому что она скрывает истинный характер человека.

Эта Персона считается частью коллективного бессознательного, а не личного бессознательного, потому что она наследуется в результате социализации, гендерных ролей, кастовых ролей и т. д. Проще говоря, Персона — это то, кем вы кажетесь, а не то, кем вы являетесь. Вскоре мы доберемся до того, что, по мнению Юнга, является истинным «я», но сначала давайте послушаем Джозефа Кэмпбелла, автора «Путешествия героя», который объясняет, как работает система Персон.

Архетипы Карла Юнга Литература и кино • Юнг и система персон Джозефа Кэмбелла

Кэмпбелл утверждает, что некоторые общества, особенно кастовые общества, поощряют и культивируют персоны; тем самым замедляя процесс самореализации. По сути, все культуры просят людей носить маски; одни явно, другие неявно. Вот пример: Бэтмен и Брюс Уэйн в фильме Кристофера Нолана. Темный рыцарь Трилогия.

Архетипы Карла Юнга • Примеры юнгианских архетипов в Бэтмене

Какая личность является персоной: Бэтмен или Брюс Уэйн? Бэтмен может быть тем, кто носит маску, но на самом деле Брюс больше похож на личность, потому что он маскирует свое истинное «я». Я далеко не первый, кто предложил эту юнгианскую интерпретацию Бэтмена. Томас Уэйн, отец Брюса Уэйна, поднимает этот вопрос в сценарии « Джокер », говоря:

«Для меня это имеет смысл. Какой трус сделает что-то настолько хладнокровное? Тот, кто прячется за маской. Кто-то, кто завидует тем, кому повезло больше, чем он сам, но слишком напуган, чтобы показать свое лицо».

Эту строчку можно интерпретировать как резко ироничную, потому что мы знаем, что его сын становится линчевателем в маске. Конечно, настоящая маска Брюса Уэйна — это не капюшон, а стоическое, высокомерное лицо бизнесмена.

Популярная японская серия видеоигр Persona посвящена одноименному юнгианскому архетипу.

Архетипы Карла Юнга Литература и видеоигры  •  Юнгианские архетипы в личности

В игре Persona 5 игроки управляют главным героем, который сражается с потусторонними силами с помощью личностей — то есть физических проявлений психики; которые, как утверждал Юнг, представляют собой «совокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных». Персонажи представлены в игре в виде масок.

Юнгианские архетипы в искусстве

Темная сторона Юнга – Тень

С точки зрения психологии, Тень – это бессознательный аспект личности. Юнг утверждал, что тень «олицетворяет все, что субъект [пациент или индивидуум] отказывается признать о себе». частью коллективного бессознательного, потому что оно подавлено социальными обстоятельствами, такими как правила, законы, этика и т. д.

Юнг считал, что люди не могут достичь индивидуации, пока они не примут и не интегрируют свои Тени. Чтобы узнать больше об этой идее, посмотрите видео от Academy of Ideas ниже.

Архетипы Карла Юнга  •  Как интегрировать свою тень от Academy of Ideas

Во многих смыслах Тень — это кошмарная реакция на переигранную личность. Когда личность становится невыносимой, люди часто становятся жертвами своей Тени. Это потому, что «Тень» представляет собой все подавленные чувства в коллективном бессознательном — и питается попытками минимизировать их.

Юнг сказал, что «ассимиляция Тени дает человеку, так сказать, тело». Чтобы сказать, что для того, чтобы стать самим собой, они должны ассимилироваться со своей Тенью.

Возьмем, к примеру, Энакина Скайуокера (Дарта Вейдера): можно утверждать, что истинное «я» Энакина Скайуокера было таким, как было предсказано в пророчестве; тот, кто спасет джедаев, а не оставит их во тьме.

Архетипы Карл Юнг • Примеры юнгианских архетипов в «Звездных войнах»

Энакин Скайуокер принимает свою тень, когда [убивает] Императора Палпатина в Возврат джедая . Тень не плоха, это просто подавленная бессознательная сторона личности, коренящаяся в коллективном бессознательном.

Так же, как Энакин Скайуокер стал «хорошим», приняв свою Тень, другие становятся «плохими», приняв свою. Например: в Странная история доктора Джекила и мистера Хайда несчастный Генри Джекилл уступает своей тени, символизируемой подавленными пороками.

Юнгианские архетипы в искусстве  •  Странная история доктора Джекила и мистера Хайда

Многие психологи считают, что лучший способ контролировать Тень — это сначала признать ее, затем противостоять ей, затем договориться с ней, а затем ассимилироваться с ней. Тень — неотъемлемая часть самореализации, но, как доказывает доктор Джекилл, истинное «я» не всегда красиво.

Архетипы Карла Юнга Литература

Юнгианский род – Анима/Анимус

Анима и Анимус представляют женскую сторону мужчины и мужскую сторону женщины соответственно. Юнг утверждал, что общество подавляет естественную женственность и мужественность мужчин и женщин, из-за чего они терпят неудачу в процессе индивидуации.

Но, несмотря на то, что Анима/Анимус звучат одинаково и коренятся в одних и тех же основных психосоциальных принципах, Юнг считал, что они сильно отличаются друг от друга. Юнг сказал, что Анима — это способ для мужчин лучше соприкоснуться со своей эмоциональностью и, следовательно, со своей духовностью.

Анима является героем одного из лучших фильмов Пола Томаса Андерсона под соответствующим названием Анима . Чтобы узнать больше о том, как П. Т. Андерсон визуально интегрирует юнгианские архетипы, посмотрите видео-эссе ниже.

Архетипы Карл Юнг  •  Видеоэссе Anima от In/Frame/Out

PT Андерсон Anima следует за мужчиной в поисках женщины. Возможно, символически говоря, Anima следует за мужчиной в поисках женской стороны себя. По крайней мере, это моя интерпретация.

Многие историки согласны с тем, что юнговский анализ Анимуса менее связен, чем его анализ Анимы. Юнг утверждал, что Анимус содержит четыре уровня развития, сосредоточенных вокруг коллективной силы, романтики, авторитета и духовности.

В конечном счете, Юнг считал, что мужчины и женщины должны контролировать свою Аниму/Анимус, чтобы соединить свое сознание и бессознательное.

Юнгианский список архетипов

Юнгианское объединение – Самость

Самость – это последняя стадия юнгианского процесса индивидуации. Юнг сказал, что Самость — это «тотальный, вневременной человек… который выступает за взаимную интеграцию сознательного и бессознательного», что, по сути, означает самореализованную целостность человеческого духа. Себя можно найти только после того, как человек встретится со своей Тенью и Анимой или Анимусом.

Архетипическая теория Юнга • «Я» Юнгианский архетип Выдержка из книги «Человек и его символы»

«Я» рассматривается как объединение сознания и бессознательного. Это последний шаг в самореализации; ака принятие своего истинного характера. Принятие своего истинного Я включает в себя признание своей темной стороны (Тень) и подавленной женственности (Анима) или мужественности (Анимус). Но объятия своей Тени, Анимы или Анимуса могут быть негативными.

Возьмем, к примеру, басню о скорпионе и лягушке: скорпион поддается гарантированному уничтожению, потому что принимает свое «я». Когда скорпион жалит лягушку, топит их обоих в реке, он говорит: «Я ничего не могу поделать, это мой характер». Эту басню можно интерпретировать с точки зрения Юнга как предостережение об опасности принятия своего истинного «я».

Следовательно, принятие своего истинного «я» может быть позитивным — как в «Безумцах» . Осторожно, спойлеры:

В течение семи сезонов Дон Дрейпер проходит через ряд испытаний и невзгод, которые требуют, чтобы он принял свою Тень и Аниму. В конце концов, он примиряется с этими бессознательными архетипами и объединяет свою психику со своей истинной сущностью.

Реализованный архетип Юнга  •  Путешествие к себе в «Безумцах»

Сюжет Дона считается одним из, если не лучшим, в истории телевидения. С точки зрения Юнга мы можем увидеть, как четыре основных юнгианских архетипа: Персона, Тень, Анима и Самость играют важную роль в развитии характера Дона.

Далее

Примеры архетипов персонажей

Карл Юнг предложил 12 архетипов персонажей как часть своей архетипической теории, но он также сказал, что их может быть безграничное количество. В следующей статье мы разберем некоторые архетипы характера, уходящие корнями в юнгианскую теорию. Следите за тем, как мы анализируем архетипы из «Звездных войн», , «Бойцовского клуба», и других!

Наверху: Архетипы персонажей в лит.
& Film →

Путеводитель: 12 юнгианских архетипов, популяризированных «Героем и преступником»

Карл Юнг опубликовал свои архетипы, которые охватывают ключевые человеческие роли и мотивы, в своих работах «Архетипы и коллективное бессознательное» (1969), а также «О природе психики» (1954).

Его детализированные и абстрактные идеи до сих пор широко используются в разработке фильмов, рассказов и в рекламе.


Юнг утверждал, что архетипы существуют в «психической системе коллективного, универсального и безличного характера». Он предположил, что «групповой опыт имеет место на более низком уровне сознания, чем индивидуальный опыт», как предполагает психология толпы.

12 архетипов были популяризированы Марком и Пирсоном в популярной книге по психологии бренда «Герой и преступник » (2002). Пара преобразовала оригинальные термины Юнга в более современный жаргон. Например, Child был переименован в Innocent .

Говорят, что у каждого человека есть сложная смесь нескольких из 12 юнгианских архетипов, которые могут постепенно развиваться и меняться с течением времени в зависимости от наших жизненных обстоятельств и личного роста. Эти архетипы дают общее объяснение нашим различным методам чувств и рассуждений.


Существует значительное количество совпадений печально известных юнгианских архетипов с другими теориями личности , такими как четыре юмора, темпераментов , астрологическими элементами, вариантами инстинктов и эннеаграммой — мистической взаимосвязанность.

У каждого из юнгианских архетипов есть основная цель, фатальный недостаток и основная зависимость. Эти качества проявляются у всех немного по-разному, однако их отличительные черты по-прежнему легко определить в поведении.


Прежде чем мы перейдем к архетипам, необходимо выделить четыре кардинальных ориентации (т. е. основной жизненный девиз/вдохновение):

  • Приказ → Для поддержания структуры в социальных условиях
  • Социальные сети → Для установления подлинных связей с другими людьми
  • Свобода → Освободиться от физических и психологических ограничений
  • 12 юнгианских архетипов, популяризированных Марком и Пирсоном:

  • Создатель ( Заказ )
  • Исследователь ( Свобода )
  • Герой ( Эго )
  • Невинный ( Свобода )
  • Шут ( Социальный )
  • Любовник ( Социальный )
  • Волшебник ( Эго )
  • Участник ( Социальный )
  • Преступник ( Эго )
  • Линейка ( Заказ )
  • Мудрец ( Свобода )

  • Опекун

    Опекун считает альтруизм и самопожертвование вершинами поддержания социальной структуры. Они бескорыстны и щедры в своих действиях и хотят, чтобы их близкие были удовлетворены и счастливы своей неугасимой заботой и преданностью.

    Основная цель: Помогать другим, жертвовать бесплатно и получать признание за их заботу и преданность
    Фатальный недостаток: Склонность «спасать» людей, которые наносят ущерб их психическому здоровью
    Зависимость: Созависимость в романтических и платонических отношениях

    Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 2, Эннеаграмма 9, инстинктивный вариант СО, Флегматик


    Творец

    В любой момент времени Творец имеет множество проектов в работе. Будь то снятие стресса или пробуждение чувства смысла, работа — это их жизненная сила. Творец стремится полностью принять и направить свое подлинное «я» во внешний мир.

    Основная цель: Создавать и выражать свои мысли и чувства с помощью различных средств
    Фатальный недостаток: Обилие незавершенных дел и склонность к прокрастинации
    Зависимость: Переутомление, навязчивость и склонность к бедности

    Сходства с другие системы типологии личности: Эннеаграмма 4, инстинктивный вариант SX


    Исследователь

    Исследователь ищет спасения, чтобы сосредоточиться на следующем приключении. Несмотря на то, что Исследователь эгоистичен по своей природе, он приобретает знания и понимание из своего личного опыта и твердой автономии. Их определение успеха можно определить так: « Я сделал это сам.

    Основная цель: Возможность свободно бродить и взаимодействовать с окружающей средой и открывать новые открытия
    Фатальный недостаток: Чувство незаземленности; постоянное чувство тяги к путешествиям
    Зависимость: смена работы, длительные путешествия, новые впечатления, гипернезависимость

    Сходство с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 7, Эннеаграмма 4


    Герой

    Герой ищет бороться за справедливость и большее благо, как бы «добро» ни определялось в их умах. Во время своих завоеваний и путешествий они столкнутся со многими препятствиями, которые проверят их истинный характер. Герой целеустремлен и может развить в себе комплекс спасителя.

    Основная цель: спасти день, человека или достичь цели всей жизни
    Фатальный недостаток: туннельное видение, чтобы сосредоточиться на одной цели, страх неудачи
    Зависимость: подпитывание эго и самоутверждение поведения, нарциссизм

    Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 1, Эннеаграмма 3, вариант SO инстинктивный вариант


    Невинный

    Широко раскрытый и чрезмерно доверчивый, Невинный купается в забвении о потенциальных угрозах жить в своей воображаемой утопии . Они склонны к прожорливому поведению, чтобы еще больше отвлечься от опасностей мира.

    Основная цель: Сохранить свое детское удивление и жизнерадостность, чтобы жить мирно
    Фатальный недостаток: Наивность и отрицание опасностей скрытых социальных ловушек
    Зависимость: Чрезмерное потребительство и зависимость от сладких кайфов

    Сходства с другими системы типологии личности: SP инстинктивный вариант


    Шут

    Шут, по сути, является беззаботным, вопиющим гедонистом, который затевает глупые шалости просто ради удовольствия. Момент важнее всего — прошлое и будущее — всего лишь иллюзии, разъедающие радость. Даже в самых ужасных ситуациях Шут всегда найдет способ пошутить.

    Основная цель: Жить настоящим и наслаждаться жизнью без каких-либо умственных или физических ограничений
    Фатальный недостаток: Потеря самоконтроля и неспособность брать на себя ответственность за что-либо
    Зависимость: Галлюциногены, стимуляторы, депрессанты, адреналин спешка

    Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 7, SO/SX инстинктивные варианты, Сангвиник


    Любовник

    Что за жизнь без страсти и романтики? Любовник стремится разжечь и подпитать пламя похоти, чтобы получить эмоциональный кайф за кайфом. Несмотря на то, что изначально они энергичны, их борьба с истинной близостью может в конечном итоге привести их к недолгим интрижкам.

    Основная цель: Испытывать чувство блаженства в своих отношениях
    Фатальный недостаток: Объективация других и проблемы с близостью
    Зависимость: Отношения, вожделение и склонность растворяться в другом 4 сходства к другим системам типологии личности: Эннеаграмма 2, SX/SO инстинктивные варианты


    Маг

    Как эмоциональный алхимик, Маг наполняет свой мозг психологическими тактиками и стратегиями, чтобы завоевывать друзей и в конечном итоге влиять на людей. Им нравится быть на высоте благодаря своей харизме и острому языку.

    Основная цель: Преобразование ситуаций и влияние на людей из их сути
    Фатальный недостаток: Склонность к обману и манипулированию другими для своих нужд
    Зависимость: Галлюциногены, колдовство, алхимия и вещества, изменяющие сознание

    Сходство с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 5, инстинктивные варианты SO / SX


    Член

    Член сделает все, что в его воле, чтобы приспособиться и чувствовать себя в безопасности в обществе. Они ценят традиции, верность и безопасность. Когда они непреднамеренно высовываются, как рыба из воды, у них может развиться тревожное и компульсивное поведение.

    Основная цель: Принадлежать к обществу и органично вписываться в него; стремление к миру и безопасности
    Фатальный недостаток: использование в своих интересах, излишнее выпячивание
    Зависимость: удовлетворение потребностей каждого, чтобы сохранить свой социальный статус инстинктивный вариант, флегматик


    Преступник

    Правила созданы для того, чтобы их нарушать? Не обязательно, если только они не должны. Преступник стремится разрушить и заново изобрести колесо для законов, которые они лично считают неприемлемыми. Это часто приводит к хаосу, обману и беспределу для достижения своих целей ради лучшего будущего.

    Основная цель: Устроить бунт или революцию, чтобы бросить вызов существующим нормам и принятым идеологиям
    Фатальный недостаток: Привычное разрушение и незнание закона; преступная деятельность
    Зависимость: Проповедь свободы и нового мышления

    Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 8, Эннеаграмма 4, Холерик


    Правитель

    Правитель стремится навести порядок в мире. Они стремятся к жесткости и ответственности, чтобы полностью контролировать свою жизнь и диктовать, что следует, а что нельзя делать. Структура, по мнению Правителя, открывает путь к продуктивности.

    903 25

    Сходства к другим системам типологии личности: Эннеаграмма 8, СО инстинктивный вариант, Холерик


    Мудрец

    Где есть понимание, там и мир. Мудрец ценит знания и мудрость превыше всего и пойдет на многое, чтобы получить в свои руки книги, опыт и подробные рассказы о прошлых событиях, чтобы по-настоящему понять мир.

    Основная цель: Поддерживать и поддерживать упорядоченную жизнь, сохраняя при этом контроль
    Фатальный недостаток: Неспособность переваривать хаос или планировать спонтанность
    Зависимость: Контроль, непреклонное поведение и надвигающееся чувство элитарности
    Основная цель: Достижение истины, мудрости и понимания жизненных тайн
    Фатальный недостаток: Отсутствие эмпатии, склонность к осуждению и непрактичность
    Зависимость: Быть нравственно правильным и способствовать объективности во всех ситуациях
    90 014 Сходства с другими системы типологии личности: Эннеаграмма 5, Эннеаграмма 1, SP инстинктивный вариант, Меланхолик/Флегматик


    Ссылки

    Bechter, Clemens & Farinelli, Giorgio & Daniel, Rolf-Dieter & Frey, Michael. (2016). Реклама между юнгианскими архетипами и индивидуальностью бренда. Административные науки. 6. 5. https://doi.org/10.3390/admsci6020005.

    Колман В. (2018). Важны ли юнгианские архетипы? Журнал аналитической психологии , 63 (3), 336–346. https://doi.org/10.1111/1468-5922.12414.

    Лафлин, Чарльз и Тиберия, Винченца. (2012). Юнгианские архетипы: к антропологии сознания. Антропология сознания. 23. https://doi.org/10.1111/j.1556-3537.2012.01063.x.

    Линденфельд, Дэвид. (2009). Юнгианские архетипы и дискурс истории. Переосмысление истории. 13. 217-234. https://doi.org/10.1080/136425203833.

    Пун, Стивен. (2016). Проектирование архетипа бренда: изучение роли юнгианских архетипов коллективного бессознательного в творческой настройке брендов. Международный журнал социальных и гуманитарных наук Изобретение. https://doi.org/10.18535/ijsshi/v3i6.06.

    Валадас Понте, Д., и Шефер, Л. (2013). Карл Густав Юнг, квантовая физика и духовный разум: мистическое видение двадцать первого века.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *