Аристотель основатель психологии: Аристотель | Мир Психологии

Содержание

Аристотель | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

Аристотель

Аристотель (др.-греч. Aristotélēs 384-322 до н.э.) — величайший древнегреч. философ, впервые давший «функциональное» определение души (душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функции, суть и цель живого тела), автор 1-го специального произведения о душе, в котором он систематизировал имевшиеся в то время взгляды на душу и психические процессы и обосновал свои идеи о 3 «ступенях» души: растительной, животной и разумной (человеческой). В отличие от первых 2 разумная душа божественна по происхождению и отделима от тела.

Учение А. о душе и закономерностях познавательных и аффективно-волевых процессов вплоть до VII в. являлось основой для тех, кто изучал проблемы души, и было ассимилировано последующими научными исследованиями психики. См. также Иллюзия Аристотеля. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, создатель психологической системы, интегрировавшей достижения античной мысли и ставшей на столетия основополагающей для различных направлений в понимании душевной деятельности.

Принципы и главные понятия этой системы изложены в трактате «О душе», ее важные положения содержатся в других сочинениях А. («Этика», «Риторика», «Метафизика», «История животных»). В противовес представлениям о душе как особом начале А. учил, что душу от живого тела отделить нельзя, поскольку она является его формой, способом его организации. Такой подход придал психологии А. биологическую ориентацию. Будучи принципом жизни и развития, душа не может делиться на части, но проявляется в виде нескольких функций (способностей) или деятельностей, образующих особый генетический ряд. Вегетативная («питающая») функция души специфична для растений, чувствующая и движущая функции — для животных, разумная — для человека. Высшие функции возникают на основе низших, поэтому функции души представляют собой уровни ее эволюции. А. принадлежит разделение органов чувств на пять разрядов. Наряду с передающими отдельные чувственные качества вещей органами (зрения, слуха и др.) он выделял «общее чувствилище», которое позволяет воспринимать единые для многих объектов свойства (величину, число). Аристотель отграничил область представлений («фантазии») от восприятий, считая ее посредником между чувственным и рациональным знанием. Образы «фантазии» служат предпосылкой мышления.

Объясняя процессы памяти, Аристотель развил понятие об ассоциациях по сходству, смежности и контрасту и телесном механизме этих ассоциаций. Движущей силой поведения было признано стремление, выражающее внутреннюю активность организма и сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Действия, повлекшие за собой удовольствие, организм стремится вновь воспроизвести, в силу чего это чувство выступает как фактор научения. Каждой ситуации соответствует определенная (правильная) аффективная реакция, связанная с поступком. Человек поступает дурно, когда эта реакция является либо избыточной, либо недостаточной. Оптимальный способ поведения (и аффективного реагирования) необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя. Благодаря поступкам формируется характер.

При объяснении процесса познания Аристотель выдвинул понятие об особой форме интеллектуальной активности человека, обозначенной им термином «нус» (разум). Эта форма в качестве творческой активности, ведущей к общим понятиям, была противопоставлена всем остальным и истолкована как то, что, завися от тела, привносится в психофизическую организацию человека извне в виде «божественного разума».

А. принадлежит разграничение двух видов разума: теоретического и практического. Последний представляет собой особый тип мышления, поскольку служит эффективной регуляции реальных действий, а не только приобретению знаний. Аристотель применял генетический и объективный методы при изучении специфических психических и этических признаков поведения.

Идеи Аристотеля стимулировали развитие психологической мысли последующих эпох.

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 

  • Древняя Греция

Библиография: 

  • Аристотель

См. также: 

Риторика книга 1

Риторика книга 2

Риторика книга 3

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Аристотель

Психология и философия — родственники

Каждый философ неизбежно является и психологом. Настоящий философ ищет ответ на вопрос: «Почему мир устроен так, а не иначе»?Философа обязательно интересует: «А кто субъект? Кому принадлежит такая, а не другая картина мира?». Почти все психологические понятия (психика, сознание, личность, рефлекс) пришли из философии. И факультет психологии когда-то был отделением философского факультета. Когда психологию называют младшей сестрой философии, с этим согласны далеко не все психологи, хотя формально это конечно так.

Мы возьмем только двух, но зато ярких философов древней Греции Платона и Аристотеля. Кстати по мнению Юнга это типовая пара (Платон — экстраверт, Аристотель – интроверт). И зададим каждому три вопроса:

  • Что такое душа?
  • Какова стратегия (общее направление) познания души?
  • Какова тактика (конкретные приемы) познания души?

В результате у нас получится такая табличка:

И тут важно заметить, что философский язык не нужно понимать буквально, обязательно ошибешься. Нужно воссоздавать контекст. Платон и Аристотель говорят со своим собеседником не прямо. Рассмотрим ответы философ более подробно.

Что такое душа?
Платон:

«Душа – есть истинная сущность, максимально возможное воплощение проявление всякой вещи. Сущность вещи есть её душа». Сразу понятно, что Платон говорит о душе любой вещи, в том числе стула или стола. Платон именует душой нечто иное, чем можем мы себе представить на языке житейской психологии. Душа по Платону это сущность вещи, это понятие о ней, чистая идея. Возьмем совокупность стульев или столов. Каждый стол глубоко индивидуален, но есть понятие стола, истинная сущность, максимальное проявление. В учебниках найдем понятие абсолютная истина.

Но нам интересен вопрос не о сущности вещей, а о сущности людей. Тогда вспоминаем фразу Платона: «Познай самого себя» или «Познай свою сущность». Когда мы с вами произносим «познание», то, прежде всего, имеем ввиду научное познание, и мы вдруг можем подумать, что Платон это психолог, который строит науку о душе. Но по Платону это совсем не так. Познание здесь не имеет отношение к науке, он не собирается строить науку о душе. Познание себя есть развитие личности. Практический психолог скажет, что раскрыть свою сущность это значит попытаться развить свои способности, раскрыть свою сущность в её максимально возможном проявлении.

В конце Второй мировой войны в США возникает направление психологии личности – гуманистическая психология. Основное понятие, предложенное в нём одним из основателей (Абрахам Маслоу) это самоактуализация. Самоактуализация есть потребность человека в максимальном выявлении и развитии собственных возможностей и способностей. Это не относится к людям, которые пытаются быть первыми в любом деле. Здесь в гуманистической психологии говорится о сущности или душе по Платону (собственные возможности и способности).

Более известный основатель гуманистической психологии Карл Роджерс. Он предложил терапевтическую технику, используя как средство группы открытого общения. А подавляющее большинство трудов Платона – это беседы философа Сократа (учитель Платона, афинский направленный в практику мыслитель) со своими учениками. Так вот, беседы Сократа – это как бы группы открытого общения. Сидят люди обсуждают личностные проблемы каждого. Сократ а вслед за ним Платон говорит, что стремление к истине – это выполнение каких-то правил. Если в жизни, то это моральные правила, а в познании – логические. В жизни чисто живи, а в познании чисто мысли.

Аристотель:

Как ученик Платона Аристотель ничего не отменяет в сказанном Платоном: «Душа это сущность вещи, это истина, чистая идея». Но при этом он понятийно разработал и сказал: «Сущность как форма вещи». Иными словами, каждая вещь — суть некий кусок материи, форму предмету придаёт душа, определяет его сущность. Конкретно душа вещи — есть её функциональное назначение, её роль. Душа секиры – это рубить, душа глаза – видеть.

Здесь обнаруживается возможным строительство науки о душе любых вещей и в том числе души человека. Аристотель является первым античным научным психологом-исследователем. Платоновская позиция не отрицает аристотелевской и наоборот. Надо знать на какой именно позиции мы находимся в данный момент.

Какова стратегия познания души?
Платон:

В момент решения соблюдения моральных и логических правил человек осознаёт, что на его пути стремления к истине есть определенные преграды. Что же это за преграды, что мешает человеку развиваться? Что является противоположным полюсом слову «душа»? Это тело. Стремлюсь к чистоте души, а тело мешает. Вполне нормальный немного житейский язык.

И тогда Платон говорит: «Душа в принципе не зависит от тела». Платон обращается не к исследователю, он обращается к своему ученику, который встал на путь развития своей личности.

— Тело мешает?

— Да, очень.

— Мешает – знай, душа в принципе от тела не зависит.

Если сказать тоже самое на современном языке психологии, то получится: «Преграды на пути развития личности, в принципе, могут быть преодолены. Какие бы преграды не возникали, в принципе, соответствующие проблемы могут быть разрешены».

Современный автор, говорящий о похожих вещах – Зигмунд Фрейд, современный основатель практической психологии. Он не останавливался только на исследовании субъекта, он пытался помочь разрешить личностные проблемы современников. У Фрейда на месте платоновского слова душа стоит слово «Я», а тело он называет словом «Оно». Оно сидит в Я и всячески мешает. На своем языке основной принцип терапии Фрейда, направленный на развитие личности, звучит так: «Там где было Оно должно стать Я. Преграды на пути развития личности могут быть преодолены».

Аристотель:

Аристотель становится в позицию ученого: «Душа связана с телом и как бы погружена в него». Сущности вещей буду изучать только через тело. Буду изучать тело и познавать сущность тела, то есть душу. Здесь уже появляются чуждые Платону термины. Каково тело – такова и его душа. У животных – животная душа, у растений – растительная, у человека – разумная душа, значит мыслящая логически. Аристотель стал первым создателем науки о правильном познании, то есть логики. Обладать разумной душой, мыслить логически — значит мыслить так, чтобы каждой следующей фразой не уничтожать предыдущей. В обыденности мы можем не слышать логическую речь.

Есть старинная восточная притча. Соседка берёт у своей приятельницы вазу и разбивает её. Та ведёт её к судье и просит разобраться. Соседка оправдываясь говорит: «Во-первых я не брала вазу у тебя и никогда ее не видела. Во-вторых когда я её взяла у тебя она уже была разбитой. И в-третьих я же её тебе вернула совершенно целую». Каждая следующая фраза уничтожает смысл предыдущей. Яркий пример неразумной души.

Какова тактика познания души?

То есть каковы конкретные приемы познания души?

Платон:

Когда возникает необходимость в познании души? Когда человек вынужден раскрывать себя, свою сущность? Можно было бы сказать, в ситуации выбора, неопределённости. Как у Шекспира: «Быть или не быть». Человек должен сделать выбор. Платон даёт подсказку: «Душа не имеет частей. Душа целостна, не делима» . Берутся различные качества развитой личности (стремление к добру, честность, храбрость). И Платон говорит нам, что невозможно быть чуть-чуть честным, чуть-чуть храбрым. Так же добрый черт разъясняет у Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» работнику буфета, что осетрина не бывает второй свежести. Если она второй свежести это означает что она уже не свежая, что-то противоположное свежести.

Пациент Фрейда до платоновских поучений пока не дорос. Он себе не скажет что не хочет решать проблему. Скажет например: «Создайте мне такие-то условия и тогда я сделаю правильный выбор». У Гоголя мы читаем в пьесе «Женитьба», что делает человек, когда отказывается от решения проблемы. Он начинает по частям строить некую идеальную сущность. Так Агафья Тихоновна говорит: «Если бы губы Никонор Иваныча, да прибавить к носу Ивана Кузьмича, да взять чуть-чуть развязности, которая есть у Бальтазар Бальтазарыча… Я бы тогда точас же решилась!» Современный психолог личности скажет, что так (по частям) не бывает, личность целостна. Сюда же относится направление, которое называется немецким словом – гештальт (целостная форма, то, что не делится на части, не сводится к сумме).

Еще один пример. В отечественной литературе есть один очаровательный персонаж из пьесы Горького «На дне». Это Сатин. Некоторое время назад на стенах висело его изречение: «Человек – это звучит гордо». Сатин тунеядец, который живет на дне и в принципе отказывается работать. И если Агафья Тихоновна говорила: «Только создай условия, я сразу решусь». То Сатин говорит: «Ты сделай так, чтоб работа не была в тягость. Сделай так, тогда я может быть буду работать. Да, может быть». Это человек который еще далеко находится от познания своей души, он еще во власти чего-то другого.

Платон является основателем какой-то важной психологической традиции, важное направление, не исследовательское. Его можно назвать скорее воспитателем, который оказывает помощь. Это практическая психология, психотерапия.

Аристотель:

Аристотель говорит: «Только в познании и для исследователя душа делима на части». А иначе невозможно строить науку! Поэтому естественно-научные дисциплины выделяют части, элементы. Такие части Аристотель назвал способностями души (сегодня это именуют психическими процессами): ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воображение. Это и есть части души. Сколько существует психология, столько и вечный спор: как можно отделить восприятие от памяти и стоит ли это делать? Стоит ли делить психику на части? Приходится, потому что есть необходимость в научном анализе психики.

Аристотель является основателем научно-исследовательской психологии. Здесь есть своя развернутая экспериментальная практика.

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Вклад Аристотеля в развитие психологии.

Аналогичные документы