Учение Аристотеля о душе и этике
УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ДУШЕ И ЭТИКЕ
Аристотель (384 — 322 г.г. до нашей эры) — великий греческий философ, систематически разработавший все отрасли знания своего времени, впервые установивший законы так называемой формальной логики и положивший начало естественноисторическому исследованию природы. Философия Аристотеля имела громадное влияние на все последующее развитие философской мысли. Он был первым ученым, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, науку, философию, политику, логику.
Ключевые слова: душа, этика, добродетель.
Аристотель — один из величайших философов Греции, творец самой законченной и всеобъемлющей системы греческой науки, основатель истинного естествознания и глава перипатетической школы; род. 384 до Р. Х. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. Рано потеряв родителей, он отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем на 18 году — в Афины, где прожил целые 20 лет. Там огромное влияние на философское развитие Аристотеля оказали лекции Платона, после смерти которого (347 до Р. Х.) А. переехал к атарнейскому тирану Гермию. Когда же Гермий изменой попал в руки Артаксеркса и был им убит, А. женился на его племяннице Пифиаде и поселился с нею в Митилене. Отсюда македонский царь Филипп призвал его к своему двору (343) и вверил ему воспитание своего сына, 13-тилетнего Александра. За это Аристотель был удостоен всевозможных наград. После политического заговора, в который было замешено имя А., в 334 г. он снова переехал в Афины и основал там свою школу, которая получила название перипатетической, оттого ли, что А. имел привычку во время преподавания ходить взад и вперед (peripatein) или от тенистых аллей, окружавших место, где он учил. Но афиняне припомнили ему его македонские симпатии. Предчувствуя неправый суд, 62-летний А. покинул Афины. Он переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он умер от болезни желудка (322 до Р. Х.).
Многочисленные сочинения Аристотеля охватывают почти всю область доступного тогда знания, которое в его трудах получило более глубокое философское обоснование и было приведено в строгий, систематический порядок. Учение о душе, по существу, занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля.Душа, по представлению А., связана, с одной стороны, с материей, а с другой — богом. Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление этой возможности и будет душой. Душа — спутница жизни. Ее наличие — свидетельство завершенности тела, осуществленности возможности жизни. Аристотель различает три вида души:
1) растительная душа — первая и самая общая способность души, чье дело — воспроизведение и питание, а воспроизведение — минимальная причастность к божественному. 2) животные отличаются от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы ощущаемого без его материи. Здесь слово «формы» употреблено не в метафизическом смысле. Это не сущности, не даваемые в ощущениях и совсем не воспринимаемые животными, а внешние формы, образы отдельных предметов и явлений, данных в ощущениях и в их синтезе в представлениях. Такова животная душа.
Аристотель утверждает, что эмоции — функции не только души, но и тела. Если тело не придет в возбуждение, то большое несчастье не вызовет должной эмоции. Итак, делает вывод Аристотель, «состояния души имеют свою основу в материи». Так же и вообще «способность ощущения невозможна без тела», без которого совершенно невозможна деятельность и растительной души.
Учение о душе неразрывно связанно с взглядами Аристотеля об этике. Основой этики Аристотеля служит психология. Этика изучает индивидуальное поведение человека, его политику, является по преимуществу социально-политической этикой, т.е. областью знаний, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе.
Этика — это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной.
Аристотель, рассмотрев этику в плане человеческой (а не божественной) воли, сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие. Этим он отверг религиозно-мифологическую концепцию, согласно которой благоденствие или несчастье человека определяется капризами судьбы. Аристотель исследует этические проблемы, чтобы помочь людям стать лучше и сделать общество более совершенным. В противоположность Сократу, Аристотель (впервые в истории этики) связывает этическую добродетель с желанием, хотением, волей, считая, что, хотя нравственность и зависит от знаний, тем не менее, она коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое — хотеть следовать хорошему. Поэтому Аристотель различает диапоэтические (мыслительные) добродетели, связанные с деятельностью разума, и этические (нравственные) — добродетели душевного склада, характера. И те, и другие добродетели не даны нам от природы, нам можно приобрести их. Этическая добродетель есть нахождение надлежащей середины в поведении и в чувствах, выбор середины между их избытком и недостатком. По Аристотелю, для этого необходимо либо обладать практической мудростью, рассудительностью, либо следовать примеру или наставлениям добродетельного человека.
Анализируя рассуждения Аристотеля, можно прийти к выводу, что человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Результатом этого явилось развитие человечества в целом, разделение труда, стремление человека к обогащению, развитие предпринимательских способностей, усовершенствование экономических систем, формирование личностных качеств работников различных категорий, в том числе и менеджеров.
ЛИТЕРАТУРА:
1. АРИСТОТЕЛЬ Сочинения в 4-х томах , том 4.
2. БОГОМОЛОВ А.С. “Античная философия”. МГУ, 1985.-177 с.
3. Философские словари на сайте «Phenomen.ru: Философия online».
mirznanii.com
Учение о душе Аристотеля — Мегаобучалка
Аристотеля (384—322 до н.э.) можно считать основателем функционального подхода к психике. Он понимал душу как «форму ! тела», т.е. как функцию и вместе с тем причину телесной организации человека. «Если бы у глаза была душа, то его душой было бы зрение», — говорил Аристотель. В книге «О Душе» Аристотель рассматривает душу как связанную с телом («Итак, душа неотделима от тела»). Аристотель предлагал свой вариант деления души на составляющие ее части. Он выделял душу разумную и неразумную. Неразумная душа разделялась им на растительную (вегетативную) и страстную (животную). Соответственно, только разумная часть души, по Аристотелю, может претендовать на бессмертие. Аристотель также ввел в научный обиход понятие целевой (конечной) причинности. В отличие от механистической причинности Демокрита принцип целевой причинности подразумевает развитие в стремлении к некоторой еще не осуществленной цели, существующей в виде замысла или образца.
Аристотель — это строгая наука, хотя у него и были ранние диалоги. Аристотель исследует этот мир, отсюда его точность и энциклопедичность. Он говорит, что возможно резать червей – низменно, но для философии важно само созерцание. Все всем есть боги («Все полно богов» Фалес, «в походном костре столько же богов, как и в жертвенном огне» Гераклит). Его учение о душе содержится в З-х кн. «О душе» , а также «Малые труды по естествознанию» (Parva naturalia), включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении [приходящем] во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда также неподлинный труд «О духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э. Эти трактаты показывают, что Аристотель основатель психологии не меньше, чем основатель логики. Хотя самих слов «психология», «психолог» у него еще нет. Для него это часть физики.
Место психологии: если проводить градацию наук, то знания о душе нужно поставить на одно из первых мест. Т.к. душа есть начало все живых существ, которые были интересны ему биологически. Этим он предопределил связь психологии и естествознания.
Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия тела. Душа не может существовать без тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. «Именно душа придаёт смысл и цель жизни». Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле.
Энтелехия — Внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево. Душа – функция тела. Если бы у глаза была душа, то это было бы зрение. Поэтомку нельзя говорить «душа грустит», а только «человек грустит душой». В этом его спор с Платоном, который утверждал сущностный, а не функциональный характер души. Душа различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках».
Градация души:
1). Душа растительная – смертна, питается, растет, размножается
2). Душа животного – ощущения, чувства, желания, удовольствие и страдания.
3). Душа разумная – м.б. бессмертна, так как не связана с телом.
Теория памяти Аристотеля:
Память связанна не только с душой, но и с телом, так что вне тела душа может жить, но не может ничего помнить. Вспоминать можно только то, что было – 1). Память связана с временем 2). Память не равна рассуждению, связанному с настоящим. Значит, память есть приобретенное свойств, появляющееся с течением времени. Она работает с образами, оставшимися после прекращения вербального контакта. Чтобы не было несколько образов от разных чувств, есть общее чувство (в сердце, видении единого мира, постигаемого в различных модальностях). Но и о умопостигаемом мы тоже помним общим чувством, так как ум способе познавать только то, чем может стать сам. Мы должны знать о собаке, чтобы узнать ее на улице.
Телесный субстрат памяти – сердце. В молодости сердце подвижно и не может удержать образы. У стариков оно твердое и не воспринимает образы. То причина плохой памяти. Припоминание по Аристотелю есть возвращение памяти. Запоминание – приобретение памяти. Если Платон считал, что обучение есть припоминание мира идей, учитель должен задавать наводящие вопросы, то Аристотель говорил, что нужно припоминать без вопросов. Животные припоминать не могут, разум припоминает.
megaobuchalka.ru
Философия Аристотеля
Аристотель (384 — 322 до н. Н.э.) родился в Стагире (Македония) в семье врача Никомаха. Учился в Прак-сена, изучал медицину Гиппократа и натурфилософию Демокрита, сохраняя в них уважение протяжении всей жизни. В 17 лет становится учеником Платона, в течение 20 лет учится в его Академии.
Находясь под значительным влиянием учения Платона, Аристотель постепенно вырабатывает свою систему взглядов и расходится с Платоном, выразив свое знаменитое: «Платон мне друг, но истина дороже». Оставив Афины, некоторое время жил в Атарии, затем на о. Лесбос. В 342 г. до н. е. по приглашению македонского царя Филиппа II стал воспитателем его сына Александра. После похода Александра в Азию вернулся в Афины, открыл свою школу в Ликей, выкладывая там философию, риторику, общественные и естественные науки. Обучение осуществлялось во время прогулок, а потому, кроме официального названия, школа Аристотеля получила название перипатической. Смерть Александра Македонского, рост антимакедонское настроений в Афинах заставили Аристотеля перебраться в Халкиды (о. Эвбея), где он продолжал свою теоретическую работу. Аристотель оставил после себя около 150 работ (диалогов, сборников, учебных пособий, трактатов).
Представитель античной философии зрелой классики, Аристотель синтезировал все предыдущее развитие философского знания, глубоко и систематически исследовал все доступные труды своих предшественников, поставил вопрос о роли философии как теоретической науки, призванной объяснить мир, создал целостное философское учение. Он определил ряд новых научных направлений, систематизировал науку, дал классификацию наук, выделив впервые предмет и методы большинства из них. Ученик Платона, учитывая достижения науки и практики того времени, Аристотель выступил с критикой его учения об идеях. Ограниченность этого учения он видел в том, что платоновские идеи вместо действительного объяснения мира ведут к его удвоение, усложняя объяснения природы, они не могут объяснить сущность вещей, ибо отрываются от сущности того, чем они сами; платоновские идеи неизменны, неподвижны, а потому они не могут объяснить объективной действительности.
При построении своей системы Аристотель исходил из того, что мир (космос) существует объективно как совокупность вещей материальной природы, которые находятся в состоянии постоянных изменений и движения. Центром космоса, который состоит из многих концентрических сфер, является Земля, как и космос, имеет шаровидную форму.
Ближайшей к Земле является сфера Луны, затем Солнца и других планет, а в наибольшем удалении от Земли идет сфера неподвижных звезд. Все в пространстве от лунной сферы до Земли наполнена материей, которая состоит из четырех элементов: земли, воды, воздуха, огня. Пространство от сферы Луны до Солнца, планет и звезд, до самой границы космоса, наполненный эфиром, пятым элементом надлунную сфер. Они неизменны и находятся в круговом движении, тогда как Земля постоянно меняется, но остается неподвижной. Материальный мир существовал и будет существовать, не требуя надуманного мира идей. Изучение мира означает познание природных предметов и явлений. Это познание составляет содержание науки, в том числе и философии как науки о первых причинах и роды бытия. Главным ядром философии Аристотель считал науку о сущее (бытие), излагая его категории в той логической последовательности, в которой они берут содержание в действительности. Основой бытия Аристотель считал материю. Она существует вечно и не исчезает. Если бы она возникала, то нужно было бы искать ее предшественников, что противоречит действительному положению вещей.
Основа каждой вещи, материя бывает первой и второй. Первая материя — это материя не определена, не оформлена, общий субстрат, и ее не следует отождествлять с чем-то конкретным. В бытии она проявляется сочетанием четырех элементов (земли, воды, воздуха, огня). Результат их различных сочетаний в разных отношениях и есть бытие. Материя вторая — это строительный материал вещей, материя оформлена, определена благодаря деятельности формы. Последняя из потенциального бытия образует истинное реальное бытие, что в своей конкретности является единством материи и формы. При этом Аристотель рассматривал материю пассивным, потенциальным бытием, бытием возможности, тогда как форму — активной, активным бытием, его активным началом. Как и материю, форму он делил на первую и вторую. Первая форма лишена материальности, наиболее совершенная, то верховный ум, который мыслится сам и не поддается никаким изменениям, а вторая — это формы конкретных вещей, которые задают их определенность.
В учении о бытии Аристотель выступал как диалектик, подчеркивая, что оно находится в состоянии постоянных изменений, движения, благодаря чему идет становление бытия. Движение Аристотель связывал с конкретными формами бытия, указывая, что за вещами движения не существует. Движение «был во все времена и во все времена будет», а его источником является соотношения материи и формы, где вторая действует на первую, вызывая определенные изменения, и там, где нет столкновения материи и формы, нет и самого движения. Доходя основном к пониманию движения как самодвижения, Аристотель тем как допускал существования первого двигателя — Бога, который служит внешней причиной всякого движения, тогда как ему это движение не сообщается. Он приходил к пониманию движения как изменения в целом, превращение потенциального бытия в актуальное, реализацию осуществление сущего.
Давая одну из первых классификаций форм движения, Аристотель наиболее общими из них считал субстанциальный (возникновение и уничтожение), количественный (увеличение и уменьшение), качественный (переход одной вещи в другую), пространственный (изменение места). Аристотель отмечал, что всякое движение происходит благодаря наличию определенной причине, а именно: материальной, формальной, действующей, конечно. Материальная причина содержится в первой материи, является потенциальной причиной. Формальная связана с формой, тем активным принципом, который творит из материи истинную реальность. Действующая причина также соединена с источником движения, процессом перехода возможности в действительность. Конечная причина объясняет цель и смысл движения, реализацию цели, которую Аристотель называет энтелехией. Указывая, что нужно знать все причины, решающее значение он все же оказывал формальной и конечной.
Вместе, поставив вопрос о причинности, Аристотель признавал объективность необходимости и случайности, называя необходимостью то, что должно быть обязательно, или чего не может не быть, фактически понимая под необходимостью деятельность формы. Случайность выступала здесь как деятельность материи, сопротивление форме, то, что может быть другим. При рассмотрении проблем бытия Аристотель ставил вопрос о тесной связи конкретного бытия со временем и пространством, отмечая их тесной взаимосвязи с движением. Время он определял как число движения, проявляется относительно предыдущего и последующего, а пространство истолковывал как особую реальность, которая проявляется в движении тел, существуя независимо от них.
Основные положения теории познания Аристотеля органично вытекали из его понимания души, взаимосвязи души и тела. В целом он придерживался точки зрения, что душа присуща всем объектам, которые относятся к живой природе, то есть растениям, животным и человеку. Согласно этому выделял три уровня души: вегетативную (душа растений как определенная способность к жизни), чувственную (животная душа), разумную (свойственную только человеку). Подчеркивая взаимосвязь души и тела и подчеркивая, что деятельность души обусловлена состоянием тела, в котором душа не существует без материи, Аристотель рассматривал душу как господствующий принцип, а тело — принцип подчиненный, поскольку «душа есть причина и начало живого тела» , «причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел». Наличие различных частей души приводит их отношение к миру. Восприятие — это способность чувствовать характерны для низших частей души, тогда как способность мыслить является функцией души разумной. В широком смысле разумную душу Аристотель рассматривал как ту часть, которая познает и мыслит. Если чувство тесно и неразрывно связаны с телом, то ум (разумная душа) не связан с телесностью. Отсюда понимание Аристотелем процесса познания. Он признавал первичность материального мира по отношению к воспринимающего субъекта, считая основным и первым уровнем познания чувственное познание, с помощью которого мы получаем знание конкретного бытия, овладеваем единичным, индивидуальным. Достижение общего является привилегией разума, опирающегося на чувственный опыт.
Конкретными же путями познания Аристотель считал ощущение как познание конкретного бытия, дает единичные понятия: представление — повторение в мозгу человека взаимодействия ощущений; опыт — результат повторения ощущений и представлений; искусство и науку. Чувственное познание, по его мнению, являются в основном истинным, а ошибки возникают тогда, когда познание от ощущений и восприятия переходит к представлениям. Ошибки преодолеваются сочетанием чувственного восприятия предмета с соответствующим понятием, благодаря чему истина предстает как соответствие мысли предмету. Достижение истины является прерогативой научного познания. Поскольку ощущения дают нам знание единичного, а задачей науки является достижение общего, то высшей ступенью познания является рационам, не знание в форме понятий. Чтобы проникнуть в сущность предмета и явления, надо абстрагироваться от конкретного, свести все к общему, и достигается методом индукции. Однако этот метод является лишь одним из возможных подчиненных. Общие понятия имеют сверхъестественный характер, доведены раньше, поэтому в процессе познания нужно идти от общего к единичному, т.е. опираться на метод дедукции. Этот метод в философии Аристотеля является основным методом научного познания как цели души на понимание общих представлений.
Аристотеля, с полными на то основаниями, называют создателем логики. Именно он впервые выделил логику как особую науку, орудия научного познания, сделал ее руководством и средством научного исследования. Он выделил основные формы мышления (понятие, суждения, умозаключения), сформулировал основные законы логики (закон тождества, закон противоположности и закон исключенного третьего). Важным достижением Аристотеля в области логики стали обоснование первой научной теории о категорические силлогизмы, разработка правил дефиниции и определения понятий, принципов построения научной систематики.
С учением Аристотеля о силлогизмы, разработкой общего метода познания связаны рубрикация понятийных форм, вичленувания категорий как родовых понятий не только на уровне бытия, но и сущности. Такими категориями Аристотель называл сущность, место, время, качество, количество, отношение, действие, положение, обладание, страдания. Характерно, что в отличие от Платона, онтологизував категории, Аристотель рассматривал их и как роды бытия, и как роды познания, благодаря чему они приобретали как онтологического, так и логико — гносеологического статуса, выступая основными родовыми понятиями, в которых отражались свойства бытия и их отношения, сущность вещей в определенном аспекте и с определенной стороны. Разработка логико — методологического аспекта категорий, его выход в методологию научного познания выявили значительное влияние на изучение природы, в том числе и органической, за что Аристотеля с полными основаниями называют «отцом биологии». Он дал одно из первых определений жизни, выдвинул принципы классификации живых существ, общее представление о происхождении живых форм и их генетическая взаимосвязь в виде «естественной лестницы», заложил основы эмбриологии как науки, чем сделал значительный шаг в обосновании концепции эпигенеза и трансформации.
Однако, как и его предшественники, Аристотель не ставил вопрос о движении сущности, оставалась для него стабильной и неизменной. Считая главной особенностью сущности то, что «как тождественное и одна по числу, она через собственные изменения силах противопоставляться», он ограничился выводом: для категории сущности движения не существует, потому существенное ей противоположное. Такой вывод привел к тому, что живая природа описывалась им не в динамике, а в статике, описательного подхода к исследованию живой природы. Телеология, переоценка силлогизмов и дедукции во взглядах Аристотеля позже были использованы для возрождения мистических иррационалистических ученик в период развития средневекового мировоззрения.
Значительное место в творчестве Аристотеля занимало учение о развитии и организации общества, происхождения и сущности государства. Верный своему методологическому подходу, он обращался к познанию действительности и при формировании своих взглядов на идеальное государство: изучил обширный материал по истории политической организации греческих полисов, описал почти 150 государств с различными формами правления. Рассматривая человека как политическое животное, Аристотель считал, что государство свойственна людям от природы, формируется для достижения блага. Человек, с его точки зрения, не может жить, чтобы не дать себе подобного существа. Вот почему первой формой государства выступает семья, благодаря которой возникают поселения. С развитием обмена возникает и само государство как форма общения нескольких поселений, общин. Форма государства зависит от расстановки политических сил.
Государственные формы могут быть правильными и неправильными. К первым Аристотель относил монархию, аристократию, республику, в других — деспотию, олигархию и демократию. Сын своего времени, Аристотель последовательно защищал рабовладельческий строй, который он считал естественным состоянием организации человечества, утверждая, что уже с самого рождения одни существа должны подчиняться, а другие — властвовать, одни становятся рабами, а другие занимают господствующее положение, становятся рабовладельцами. Вместе, утверждая, что общество свободных людей должна состоять из трех состояний (богатых, бедных и среднего сословия), он резко выступал как против крайнего богатства, так и крайней бедности.
Большое богатство Аристотель рассматривал как следствие противоестественного способа обогащения, что противоречит человеческому разуму и государственной строении, а совсем бедных он считал гражданами второго сорта. Лучше функционирования государства он связывал с деятельностью среднего класса (состояния), видя главная задача государства в предотвращении чрезмерного накоплению имущества, чрезмерному росту политической власти в руках отдельных граждан, содержанию рабов в повиновении. Идеальной Аристотель видел такое государство, которое обеспечивает максимально возможный уровень счастливой жизни для наибольшего числа свободных граждан с их обязательным участием в жизни государства, прежде политическом.
Обращаясь к реальной жизни, Аристотель искал обоснование и для своих этико — нравственных взглядов, выводя моральные принципы из положения человека в обществе и его отношение к государству, которое требует от своих граждан определенных добродетелей, без которых невозможно достижение благоустройства общества. Эти добродетели он разделял на разумные, которые относятся к умственной и интеллектуальной деятельности и возникают благодаря обучению, и этические, связанные с привычками человека. Отстаивая принцип активности человека, основу благотворительности, благополучие ее жизни Аристотель видел в умеренности, отказ от крайностей.
Философия Аристотеля, благодаря фундаментальности теоретических обобщений и переосмыслению взглядов своих предшественников, стала не только завершением античной философской мысли, но и основой дальнейшего развития мировой духовной культуры, формирование ряда философских направлений. Естественно, что отношение к ней в разные исторические эпохи было неодинаковым, как неодинаково было отношение к самой философии. Однако и сегодня, переосмысливая многие проблемы, мы нередко обращаемся к творческому наследию этого выдающегося мыслителя. Творчество Аристотеля подвела итог классической древнегреческой философии, по которой наступил ее эллинистический период.
worldofscience.ru
Учение Аристотеля о душе, её видах и способностях — МегаЛекции
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не физические тела и бестелесные идеи, но организм, где телесное и, духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела.
Из лекции: Учение Аристотеля о природе души
Учение о душе является частью философской системы Аристотеля. Биопсихология.
Четыре причины души: категории материи, формы, действия, цели.
Первая категория отметается – душа не материальна.
Аристотель, что идеи не могут существовать отдельно от вещей. Вместо понятия «идея» он использует понятие «форма». Душа – есть форма тела, но не любого тела, а только такого, которое одарено жизнью. Живой организм состоит из материи и формы. Душа – это функция тела. Живые организмы обладают такими функциями как питание, рост (увядание), воспроизведение. Такие функции есть и у растений. Эти функции составляют душу растений. Это один из трёх уровней жизни наряду с животной душой и человеческой душой. Животные ощущают, сохраняют образы ощущений, могут обладать представлением (воображением). На основе этого возникает чувственное стремление, приводящее к движению. При этом у животных сохраняются все функции растений. У человека разумная душа. Ей присущи следующие способности: познавательные, разумные стремления. Человеку также присущи функции растительной и животной души.
Энтелехия (эн – «в», тэлос – «цель», эхэй – «иметь») – душа заставляет тело стремиться к реализации своих функций. Душа несёт в себе цель.
Соотношение души и тела (в работе «О душе»).
«…душа есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнь» (Аристотелю. О душе. Кн. 1. Гл. 1).
Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя. Тем самым отвергались версии о прошлом и будущем души, способах ее соединения с внешним для нее материальным телом. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует. Первичный уровень этих отношений представлен в процессах питания («растительная душа») как ассимиляция живым телом необходимых для его существования материальных веществ. Это отношение предполагает специфическую активность организма, благодаря которой внешнее поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а именно – путем целесообразного распределения «в пределах границы и закона». Такой специфический для живого организма способ усвоения внешнего и следует, согласно Аристотелю, считать душой в ее самой фундаментальной биологической форме. Исходным для жизни является питание как усвоение внешнего. Этот общий объяснительный принцип Аристотель распространил на другие уровни деятельности души, прежде всего на чувственные впечатления, на способность ощущать, которая трактуется им как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от питания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта.
Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития: растительной, чувственной и умственной (присущей только человеку). Применительно к объяснению души Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась «верховным разумом», который не смешивался ни с чем телесным и внешним.
Виды души | Способности |
Растительная | Питание. Движение роста и упадка. Воспроизведение. |
Животная | Ощущение. Память. Воображение. Чувственное стремление. Движение. |
Разумная | Познавательные способности. Разумное стремление. |
Способности разумной души по Аристотелю
«…в разумной части души зарождается воля»
(Аристотель. О душе». Кн. 3., Гл. 9)
Познавательные способности | |
Ощущение | — отдельных качеств посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) — общих качеств посредством общего чувства |
Память | — сохранение образа ощущения — воспоминание — припоминание |
Воображение | — способность представления — образы сновидений |
Мышление | Теоретический ум — опосредствованное логическое знание (эпистема), пользуется системой посылок, их сопоставлением и получаемым выводом (логика как наука о формах мышления, дедуктивная логика Аристотеля) — интуитивное мышление (нус) — мудрость (софия) Практический ум — рассудительность (фронезис) |
Связаны с деятельностью и действиями | |
Способности, сопутствующие действию | Чувства: удовольствие, неудовольствие. |
Способность приводить в пространственное движение | Аффекты (страсти): гнев, страх, радость, зависть и др. Стремление: чувственное (желание и страсть) и разумное (воля). |
Устойчивая направляющая способность | Характер. Черты характера в зависимости от возраста, социального положения. |
Общее чувство воспринимает движение, покой. Общее чувство объединяет все данные о каком-то предмете в образ этого предмета.
Представления о действии и деятельности. Аристотель считал деятельность формой жизни человека. Только деятельность с удовольствием является совершенной.
Аффекты – это страдательные состояния души. Они возникают непроизвольно под влиянием внешней ситуации. В этих ситуациях душа испытывает чувство удовольствия или чувство неудовольствия. В состоянии аффекта человек совершает такие действия, которые никогда бы не совершил в спокойном состоянии. Иными словами, в состоянии аффекта человек совершает действия вопреки свои предыдущим решениям.
Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движений посредством циркуляции крови. Внешние впечатления организм запечатлевает в виде образов «фантазии» (под этим понимались представления памяти и воображения). Они соединяются по законам ассоциации трех видов – смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста. (Эти открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое впоследствии получило имя ассоциативной психологии.)
Хотя душа бестелесна, ее носителем является особое органическое вещество — пневма, которая у животных вырабатывается в крови. Орган души — сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нем кровь охлаждается до нужной нормы.
Учение Аристотеля о душе как цели проникнуто телеологизмом. Его гносеологическими корнями является перенесение специфических особенностей человеческой деятельности и сознания, которые носят целенаправленный характер, на низшие уровни психической организации и вообще на природу. «Как ум действует ради чего-нибудь, так и природа, а то, ради чего она действует, есть её цель»
Итак, Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии: системности (организации), развития, детерминизма. Душа для Аристотеля – не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему, душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но и сообразовываться с будущей целью.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
9. Учение Аристотеля о душе. История психологии
9. Учение Аристотеля о душе
Аристотель (384–324 гг. до н. э.) – один из крупнейших философов древности. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в их опирающемся на опыт исследовании. Аристотель был первым, кто написал специальный трактат «О душе».
Мир и его развитие понимались Аристотелем как результат постоянного взаимопроникновения двух начал – пассивного (материи) и активного начала (формы). Материя – это все то, что окружает человека, и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают благодаря форме, придающей им вследствие своей организующей функции качественную определенность.
Душа, по мнению Аристотеля, есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форме, но не само вещество или тело. Она выполняет организующую деятельную функцию и не может существовать без тела, равно как и организм не может существовать без души.
Мышление, по Аристотелю, невозможно без чувственного опыта. Оно всегда обращено к нему и возникает на его основе. В то же самое время мышление проникает в недоступную органам чувств сущность вещей. Мышление – это форма чувственных форм или просто форма форм, в которой исчезает все чувственное и наглядное и остается обобщенное и общезначимое.
Нераздельными с познавательными способностями души являются другие ее специфические свойства – стремления и аффективные переживания. Возникновение эмоций и стремлений вызывается потребностями организма и необходимостью их удовлетворения.
Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью. Кровь рассматривалась Аристотелем как материальный носитель всех душевных функций. Сердце выступало в качестве центрального органа души, головной мозг – как резервуар для охлаждения крови.
Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается, во-первых, в том, что в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась как нечто единое и неделимое. Во-вторых, аристотелевская схема строения души проникнута идеей развития. С одной стороны, отдельные способности души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой – идет развитие индивидуальной человеческой души как повторение этих стадий эволюции. Из учения о трех основных способностях души вытекали задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость, силу и здоровье; чувствующих способностей – мужество, волю, эмоциональность; развитие разумных – ведет к формированию интеллекта.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
fil.wikireading.ru