Аристотель | Мир Психологии
Войти Зарегистрироваться
Аристотель
Аристотель (др.-греч. Aristotélēs 384-322 до н.э.) — величайший древнегреч. философ, впервые давший «функциональное» определение души (душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функции, суть и цель живого тела), автор 1-го специального произведения о душе, в котором он систематизировал имевшиеся в то время взгляды на душу и психические процессы и обосновал свои идеи о 3 «ступенях» души: растительной, животной и разумной (человеческой). В отличие от первых 2 разумная душа божественна по происхождению и отделима от тела.
Учение А. о душе и закономерностях познавательных и аффективно-волевых процессов вплоть до VII в. являлось основой для тех, кто изучал проблемы души, и было ассимилировано последующими научными исследованиями психики. См. также Иллюзия Аристотеля. (Е.Е. Соколова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Аристотель (384–322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, создатель психологической системы, интегрировавшей достижения античной мысли и ставшей на столетия основополагающей для различных направлений в понимании душевной деятельности.
Принципы и главные понятия этой системы изложены в трактате «О душе», ее важные положения содержатся в других сочинениях А. («Этика», «Риторика», «Метафизика», «История животных»). В противовес представлениям о душе как особом начале А. учил, что душу от живого тела отделить нельзя, поскольку она является его формой, способом его организации. Такой подход придал психологии А. биологическую ориентацию. Будучи принципом жизни и развития, душа не может делиться на части, но проявляется в виде нескольких функций (способностей) или деятельностей, образующих особый генетический ряд. Вегетативная («питающая») функция души специфична для растений, чувствующая и движущая функции — для животных, разумная — для человека. Высшие функции возникают на основе низших, поэтому функции души представляют собой уровни ее эволюции. А. принадлежит разделение органов чувств на пять разрядов. Наряду с передающими отдельные чувственные качества вещей органами (зрения, слуха и др.) он выделял «общее чувствилище», которое позволяет воспринимать единые для многих объектов свойства (величину, число). Аристотель отграничил область представлений («фантазии») от восприятий, считая ее посредником между чувственным и рациональным знанием. Образы «фантазии» служат предпосылкой мышления.
Объясняя процессы памяти, Аристотель развил понятие об ассоциациях по сходству, смежности и контрасту и телесном механизме этих ассоциаций. Движущей силой поведения было признано стремление, выражающее внутреннюю активность организма и сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Действия, повлекшие за собой удовольствие, организм стремится вновь воспроизвести, в силу чего это чувство выступает как фактор научения. Каждой ситуации соответствует определенная (правильная) аффективная реакция, связанная с поступком. Человек поступает дурно, когда эта реакция является либо избыточной, либо недостаточной. Оптимальный способ поведения (и аффективного реагирования) необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя. Благодаря поступкам формируется характер.
При объяснении процесса познания Аристотель выдвинул понятие об особой форме интеллектуальной активности человека, обозначенной им термином «нус» (разум). Эта форма в качестве творческой активности, ведущей к общим понятиям, была противопоставлена всем остальным и истолкована как то, что, завися от тела, привносится в психофизическую организацию человека извне в виде «божественного разума».
А. принадлежит разграничение двух видов разума: теоретического и практического. Последний представляет собой особый тип мышления, поскольку служит эффективной регуляции реальных действий, а не только приобретению знаний. Аристотель применял генетический и объективный методы при изучении специфических психических и этических признаков поведения.
Идеи Аристотеля стимулировали развитие психологической мысли последующих эпох.
назад в раздел: Известные психологи, философы мира / таблица
Страна:
- Древняя Греция
Библиография:
- Аристотель
См. также:
Риторика книга 1
Риторика книга 2
Риторика книга 3
ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!
- Аристотель
История психологии — Учение Аристотеля о душе
« Предыдущий вопрос
Платоновские доказательства бессмертия души
Душа человека не зависит от тела. Она существует до рождения, и после смерти она может пересел
Загрузка
СкачатьПолучить на телефон
например +79131234567
txt fb2 ePub html
на телефон придет ссылка на файл выбранного формата
Что это
Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т. д.
Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать
на телефон шпаргалки по истории психологии.
Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html,
а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.
Достаточно скачать шпаргалки по истории психологии — и никакой экзамен вам не страшен!
Не нашли что искали?
Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.
Следующий вопрос »
Психологические взгляды стоиков
Школа стоиков возникла в IV в. до н. э. История стоицизма делится на периоды: древний, средний
Аристотель (384–324 гг. до н. э.) – один из крупнейших философов древности. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в их опирающемся на опыт исследовании. Аристотель был первым, кто написал специальный трактат «О душе».
Мир и его развитие понимались Аристотелем как результат постоянного взаимопроникновения двух начал – пассивного (материи) и активного начала (формы). Материя – это все то, что окружает человека, и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают благодаря форме, придающей им вследствие своей организующей функции качественную определенность.
Душа, по мнению Аристотеля, есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форме, но не само вещество или тело. Она выполняет организующую деятельную функцию и не может существовать без тела, равно как и организм не может существовать без души.
Мышление, по Аристотелю, невозможно без чувственного опыта. Оно всегда обращено к нему и возникает на его основе. В то же самое время мышление проникает в недоступную органам чувств сущность вещей. Мышление – это форма чувственных форм или просто форма форм, в которой исчезает все чувственное и наглядное и остается обобщенное и общезначимое.
Нераздельными с познавательными способностями души являются другие ее специфические свойства – стремления и аффективные переживания. Возникновение эмоций и стремлений вызывается потребностями организма и необходимостью их удовлетворения.
Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью. Кровь рассматривалась Аристотелем как материальный носитель всех душевных функций. Сердце выступало в качестве центрального органа души, головной мозг – как резервуар для охлаждения крови.
Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается, во-первых, в том, что в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась как нечто единое и неделимое. Во-вторых, аристотелевская схема строения души проникнута идеей развития. С одной стороны, отдельные способности души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой – идет развитие индивидуальной человеческой души как повторение этих стадий эволюции. Из учения о трех основных способностях души вытекали задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей.
Аристотель и его влияние на позитивную психологию
4 минуты
Аристотель предположил, что концепция позитивной психологии может дать нам практическую мудрость и «хорошую жизнь».
Последнее обновление: 21 мая 2020 г.
По концепции «позитивной психологии» опубликовано множество книг. Однако, по мнению некоторых, этот тип литературы во многих случаях является большим количеством «горячего воздуха». Это происходит потому, что некоторые авторы склонны преувеличивать силу позитивной психологии. Они продвигают идею о том, что принятие позитивной психологии — это кусок пирога.
Цель этих книг — распространять позитив и радовать читателей . Однако эти книги не заменят огромную помощь посещения психиатра.
Хотя позитивная психология теперь занимает свое место на современных книжных полках, правда в том, что ее основные принципы далеки от «современности». Аристотель впервые заговорил о позитивности в своих работах столетия назад. В этой статье объясняется влияние этого важного философа на позитивную психологию. Кроме того, будет затронуто то, как он интерпретировал эту концепцию и как она превратилась в концепцию, которую мы знаем сегодня.
Никомахова этикаАристотель написал Никомахову этику в четвертом веке до н.э. В этой работе вы можете начать видеть свидетельства того, что сегодня известно как позитивная психология. В этой части Аристотель обсуждает счастье (эвдемонию), добродетель, практическое мышление и эмоции как столпы того, что он называл «хорошей жизнью». Это то, к чему, по его мнению, стремились все. Аристотель считал, что для хорошей жизни важно развивать добродетели (хорошие привычки) и до максимально использовать свои сильные стороны.
Согласно Аристотелю, ваши сильные стороны — это врожденные аспекты вашего характера, которые дают вам чувство благополучия и счастья. Однако не все рождаются с этими врожденными сильными сторонами , которые являются ключом к достижению «хорошей жизни».
Например, неуверенному в себе человеку это будет труднее, чем тому, кто от природы очень уверен в себе и спокойно выходит за пределы своей зоны комфорта. Тем не менее, Аристотель утверждает, что посредством самоконтроля и саморегуляции можно приобрести эти сильные стороны, даже если это требует некоторых сознательных усилий.
Практическая мудрость в позитивной психологииВажно упомянуть аристотелевскую концепцию «практической мудрости» или «фронезис», которая также является частью позитивной психологии. Аристотель считал, что практическая мудрость является главной добродетелью человека и что она позволяет принимать лучшие решения.
Американский психолог и писатель Селигман и его коллеги написали статью «Прогресс позитивной психологии: эмпирическая проверка вмешательств», в которой обсуждают, как «практическая мудрость» может улучшить самочувствие. Карнье и Гомес также описали эти действия в своей статье «Вклады позитивной психологии». Некоторые примеры:
- Записывайте три вещи , за которые вы благодарны раз в день.
- Кроме того, напишите благодарственную открытку тому, кто важен для вас. Вы можете отправить его или подарить предполагаемому получателю или просто оставить себе.
- Запись важных воспоминаний в блокнот. Это могут быть положительные или эмоциональные воспоминания. Это может занять некоторое время, так как вы можете вспомнить потерянные воспоминания, о которых вы даже не подозревали.
- Заполнение анкеты о ваших сильных сторонах , например, анкеты, доступной на сайте www.viacharacter.org. Все, что вам нужно сделать, это зарегистрироваться и выбрать предпочитаемый язык. Есть 120 вопросов, на которые нужно ответить, и важно быть честным, чтобы результат был таким же честным.
Эти типы действий могут приблизить вас к «мудрости», о которой упоминает Аристотель.
Активное счастье в позитивной психологии«Жизнь преподносит оптимисту те же неудачи и трагедии, что и пессимисту, но оптимист переносит их лучше».
-Seligman-
Один принцип позитивной психологии, который также выдвигается Аристотелем, состоит в том, что вы можете достичь «хорошей жизни» через новые привычки и изменение определенных взглядов. Через практику и настойчивость, вы можете добиться успеха и достичь того счастья, к которому так стремитесь.
Теперь, когда вы знакомы с этой концепцией, подумайте о том, чтобы прочитать интересные работы, чтобы глубже понять позитивную психологию. Однако важно также отметить одну вещь. Позитивная психология не должна скрывать или маскировать проблемы. Другими словами, не надо делать вид, что все фантастично и прекрасно. Вы можете использовать позитивную психологию в своих интересах, если избегаете лжи, затуманивающей это поле.
Это может вас заинтересовать…Семинар Аристотеля II: Феноменология и психология
Описание
Этот курс Философия будет преподаваться научным сотрудником Davenant Колином Редемером и будет проходить с 17 июня по 11 апреля. 2022. Учебный план доступен здесь.
В трансчеловеческую эпоху вопросы о том, что такое «человечество», приобрели новую актуальность. Что значит быть человеком-субъектом? Как мы объясняем, как мы воспринимаем окружающий мир? Как выглядит настоящее человеческое «благополучие»?
В этом курсе такие вопросы будут рассматриваться через философию Аристотеля, исследуя то, что современные философы называют «феноменологией» и «психологией». Хотя он и языческий философ, влияние Аристотеля на св. Фому Аквинского сделало его исключительно влиятельным в церковном мышлении и проверенным помощником христианской мысли.
Аристотель глубоко сформировал дисциплины психологии и феноменологии, но не имел ни одной отдельной работы по этим предметам. Вместо этого он говорит о «душе» или «ощущении». Студенты на этом курсе будут изучать Аристотеля как новый язык: приобретая «грамматику» его метода, а также говоря на нем, когда мы проводим философские исследования. Этот язык исключительно хорошо подходит для изучения вопросов этики, метафизики и феноменологии; и сам Аристотель поможет нам узнать, что это за темы и как мы можем о них говорить.
Этика, по Аристотелю, связана с характером, добродетелью и их отношением к человеческому благополучию. Однако, чтобы говорить о человеческом благополучии, мы должны сначала понять людей: что в нас является чисто культурным, а что естественным? Подобные вопросы неизбежно ведут к политическим вопросам и к вопросу о справедливости: что такое справедливость? Что значит быть справедливым? Есть ли разница между «социальной справедливостью» и справедливостью
Психология и феноменология изучают в первую очередь то, что мы являемся исследователями. Философия никогда полностью не абстрагируется от философа, а философское исследование никогда полностью не отделяется от чересчур человеческого поиска самопознания.
Класс будет частично лекционным, частично дискуссионным семинаром, в зависимости от конкретного предмета и настроения класса и инструктора. Это часть продолжающегося цикла семинаров Давенант-Холла по полному сочинению Аристотеля; однако учащимся не обязательно проходить предыдущие семинары, чтобы присоединиться к этому классу.
Колин Редемер — адъюнкт-профессор Калифорнийского колледжа Святой Марии и вице-президент Института Давенанта. Он любит преподавать на стыке истории, философии, литературы и христианства. Его сочинения публиковались в Englewood Review of Books, Evansville Review, Sojourners Magazine, The Federalist и Tampa Review.
Только онлайн, продолжительность 10 недель, встречи 2 часа в неделю.