Психолого-педагогическая реабилитация и абилитация — ИПРА
Получение достойного и адекватного образования ребенком-инвалидом является важным в психолого-педагогической реабилитации или абилитации. При определении нуждаемости ребенка-инвалида в конкретных мероприятиях специалисты учреждения МСЭ ориентируются на данные реабилитационно-экспертной диагностики, сведения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и других специалистов. Мероприятия психолого-педагогической и профессиональной реабилитации ребенка-инвалида включают:
– получение дошкольного воспитания и обучения;
– получение общего образования;
– получение профессионального образования;
– рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда;
– проведение психолого-педагогической коррекции.
Приказ Минтруда России № 723 от 10.12.2013 г. «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» и Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (пункты 10г и 21) регламентируют межведомственное взаимодействие между учреждениями МСЭ и ПМПК.
В соответствии с действующими нормативно-правовыми документами разработан следующий алгоритм межведомственной работы педиатрического бюро МСЭ и ПМПК: ребенок инвалид, прошедший обследование в лечебно-профилактических учреждениях и нуждающийся в создании условий для получения образования, обследуется на ПМПК, специалисты которой выдают родителям заключение с рекомендациями по «определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования» (п. 21 Приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»). Если ребенок нуждается в сопровождающем — помощнике (ассистенте) воспитателя, учителя, ПМПК определяет эту потребность и прописывает в своем заключении.
Таким образом, специалисты МСЭ собирают всю необходимую информацию и вносят рекомендации в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка. Специалисты ПМПК должны полностью прописывать все условия образовательного маршрута, в том числе и необходимость занятий с разными специалистами (логопед, дефектолог, олигофренопедагог, психолог, сурдопедагог, тифлопедагог).
Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
Для детей-инвалидов, получающих общее образование организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют обучение с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. Важно вовлекать родителей в психолого-педагогический реабилитационный процесс, обучая их современным приемам взаимодействия со своими детьми.
При рекомендации условий и формы получения общего образования важно учитывать необходимость формирования (компенсации) личностных социально-адаптационных навыков и поведенческих стратегий. Проблемой является необоснованное выведение детей инвалидов на надомное обучение по настойчивой просьбе педагогов, реже самих родителей, даже если ребенок ходит в школу, но занимается один на один с педагогом. Такая форма обучения затрудняет развитие у ребенка способности к общению со сверстниками и взрослыми, может способствовать задержке (искажению) личностного социального развития, усиливать степень зависимости ребенка (подростка) от родителей, повышать уровень социального страха, что в целом может способствовать закреплению малопродуктивных стратегий поведения, а в перспективе может привести к усилению социальной дезадаптации.
Приоритетными для ребенка-инвалида являются мероприятия по профессиональной ориентации, которые начинают проводиться довольно рано (с 11-13 лет) и способствуют формированию адекватного профессионального выбора. В ходе профориентации работа специалистов направлена на помощь ребенку в подборе таких профессий или видов трудовой деятельности, в которых он сможет в дальнейшем (по возможности) работать без ограничений.
Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
В настоящее время для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждения общего типа.
Получить профессиональное образование инвалиды могут как в специальных образовательных учреждениях профессионального образования, предоставляющих образовательные услуги только инвалидам, так и в образовательных учреждениях общего типа Минобрнауки России. В учреждениях профессионального образования общего типа ведется обучение студентов-инвалидов с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением, при необходимости, вспомогательных технических средств и технологий, и в которых создаются условия в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с государственными службами занятости населения, органами управления образованием и социальной защиты на договорных началах. Специальные условия указанных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации и абилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:
приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;
адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.
Вопрос о необходимости формирования трудовой рекомендации ребенка для включения в раздел «мероприятия по психолого-педагогической реабилитации» в ИПРА ребенка-инвалида решается индивидуально и во многом зависит от мотивации ребенка и (или) его законных представителей на адекватную трудовую деятельность.
Определение ограничения способности к трудовой деятельности у ребенка не является обязательным, но в некоторых случаях может проводиться. Степень ОСТД у ребенка будет зависеть от наличия или отсутствия у него основной профессии. Как правило, у ребенка основная профессия отсутствует.
Психолого-педагогическая коррекционная работа состоит из видов психолого-педагогической коррекции, в которых нуждается ребёнок-инвалид (коррекция несформированности высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями, формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и др.).
www.ipra14.ru
Статья на тему: Социально-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов условиях специального образовательного учреждения
Доклад
Тема: «Социально-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов условиях специального образовательного учреждения»
Подготовила
Социальный педагог КГКОУ Школа:3
Нитовкина Г. А.
г. Комсомольск-на-Амуре
2016 г.
Социально-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов в условиях специального образовательного учреждения
В настоящее время усилиями ученых в различных областях знаний разрабатываются теоретические, правовые и научно-методические основы абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов. В современной специальной педагогике происходит интенсивное расширение и обогащение научных представлений об особенностях развитияи воспитания детей с особыми потребностями. Возрастает интерес исследователей к психолого-педагогическому изучению детей-инвалидов, имеющих различные проблемы развития (двигательные нарушения, те или иные формы сенсорной, интеллектуальной недостаточности и искаженного психического развития, сочетанные нарушения).
Для решения проблем организации и содержания психолого-медико- педагогической помощи данному контингенту детей необходимо понимание социальной ситуации развития ребенка-инвалида, совокупности проблем воспитывающей его семьи, комплексности, индивидуально-личностной
Ориентированности коррекционно-воспитательных и поведенческих воздействий на психофизиологическое развитие ребенка. В настоящее время дети-инвалиды могут посещать образовательные учреждения разного типа (как специальные, так и общеобразовательные),если в них созданы соответствующие условия для их развития.
Перед обществом и государством сегодня стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития задатков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их абилитации. Анализ исторических предпосылок формирования современной системы управления качеством образования в школе показал, что идея абилитации детей с ограниченными возможностями, как процесса восстановления их физических и умственных способностей, имеет довольно длительную историю и насчитывает несколько столетий.
Понятие «абилитация» также имеет неоднозначные трактовки. На сегодняшний день нет согласия среди авторов, обращающихся к этому понятию. Понятие «абилитация» близко по значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации: означает буквально «предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей» и применяется часто в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста каким-либо физическим или психическим дефектом.
В медицинской литературе понятие абилитации часто дается в сравнении с понятием реабилитации. По Л.О. Бадаляну: «Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. Этот ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. Абилитация — означающий в дословном переводе — предоставление прав. При реабилитации речь идет о восстановлении, возмещении потерянных свойств, условий, того качестважизни, которое было утрачено индивидом. Абилитационная ситуация характеризуется иначе. Это те случаи, когда индивид уже рождается с тем или иным пороком, отклонением в физическом или психическом развитии. Работа с человеком, имеющим врожденные нарушения, строится на иной основе. В подобных случаях возможны исходная не адаптированность, отсутствие периода нормального развития и какой бы то ни было утраты. Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать, как систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений. Опыт интегрированною обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз пример социального уровня адаптации.
В материалах пособия «Совершенствование образования». Национального Института совершенствования городского образования США отмечено, что школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия — это попытка придать учащимся с ограниченными возможностями здоровья уверенности в своих силах, что мотивирует их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. В материалах упоминаемого пособия подчеркнуто, что последняя редакция федерального закона США «Об образовании людей с ограниченными возможностями здоровья»поддерживает практику инклюзии. Новый закон об образовании ратует за включение детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, за прохождение ими общеобразовательной программы. Заключение консультативной комиссии при передаче в Конгресс США, следующим образом объяснило цели и задачи законодателей: инклюзия есть «принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению».
Обобщая вышеизложенное и опираясь на опыт работы автора, мы считаем, что в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абилитационно-воспитательное пространство. В рамках экономического кризиса в обществе создание устойчивой системы образования, которая могла бы интегрировать все воздействия на детей, практически невозможно.
Существующая реальность наглядно демонстрирует, что даже специальная школа с новейшей системой образования, гуманистическими отношениями, различными творческими делами, вступая в конкуренцию с яркой и пестрой, изобилующей ультрасовременными «ценностями», средой, зачастую терпит фиаско. И выход из этого, как нам представляется, есть лишь один. Прежде всего, необходимо в самом образовательном учреждении совершенствовать жизнь детей; делать ее яркой, эмоциональной, насыщать интересными, неординарными событиями. Более того, школа должна быть привлекательной как для детей, так и для взрослых; в ней должны органично уживаться традиционность и инновационность, отсутствие излишней опеки и забота. В этом случае, школа становится конкурентоспособной в окружающем ребенка пространстве; а все нормы и ценности, выдвигаемые школьной инфраструктурой, могут стать для ребенка внутренними убеждениями и собственными нормами. События культурного, спортивного или иного характера, происходящие в окружающем пространстве, вводятся в жизнь школьного коллектива. В то же время реализация задачи создания подобного пространства сталкивается со сложной задачей абилитации детей с ограниченными возможностями. Это значит, что в этом пространстве ребенок должен научиться делать что-то такое, чего он был лишен с детства. В этом вопросе как раз и кроется противоречие. Казалось бы, здесь на первое место должна встать индивидуальная коррекционная деятельность медиков. Исходя из этого, многие специалисты делают вывод, что «полноценная помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья должна включать не только систему абилитационных мероприятий, но и комплексную психолого-медико-педагогическую работу по построению такого пространства жизни и активности, которая наилучшим образом побудит ребенка использовать приобретенные функции в естественных условиях. Задачи по организации направленной активности ребенка, созданию у него мотивов к выполнению действий, вызывающих затруднения, к преодолению собственных трудностей входят в сферу педагогики и психологии и решаются с помощью построения специального педагогического пространства. Чем раньше ребенок, получив помощь, получит возможность активно действовать в адекватно организованном пространстве, тем лучшим будет результат для его дальнейшего развития.
Следует отметить, что в настоящее время в России в отношении государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья имеет место переход к новому этапу. Качество образования в школе для детей с ограниченными возможностями рассмотрено как педагогическая проблема и направление образовательной политики: Историческими предпосылками формирования современной системы управления качеством образования в
школе для детей с ограниченными возможностями стали: во-первых, — разработка и реализация проектов по созданию общей интегрированной школы, объединяющей в своих стенах учащихся с разными образовательными возможностями; во-вторых, — формирование абилитационных центров, обеспечивающих рост качества жизни детей с ограниченными возможностями, и создание инклюзивных школ, в которых все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня и равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
Социально-средовая реабилитация — это восстановление способности человека к жизни в обществе и создание оптимальных условий его жизнедеятельности за пределами дома. С ее помощью реализуется процесс социализации личности, т. е. вхождение или возвращение человека в общество.
Социально-средовая реабилитация так же, как и социально-бытовая, осуществляется с помощью тех же методов, которые, конечно, теперь имеют иную специфику. Итак, данный вид реабилитации реализуется с помощью следующих процессов:
1) социально-средовая ориентация, которая предполагает:
• установление взаимоотношений с людьми;
• знакомство с территорией;
• изучение находящихся на территории объектов (магазинов, учреждений, предприятий, спортивно-оздоровительных учреждений и т.д.).
2) социально-средовое образование5 которое включает в себя:
• обучение навыкам пользования средой;
• обучение навыкам перемещения в окружающей среде;
• обучение навыкам пользования транспортом;
• обучение умению самостоятельно приобретать продукты и вещи;
• обучение умению посещать общественные места.
• обучение навыкам самостоятельного проживания;
• обучение умению распоряжаться деньгами;
• обучение умению пользоваться гражданскими правами;
• обучение умению участвовать в общественной деятельности;
• обучение навыкам проведения отдыха, досуга;
• обучение знаниям и умениям в различных видах спорта;
• обучение пользованию необходимыми техническими средствами;
• воспитание адекватного отношения к профессии и семье;
• половое воспитания и воспитание детей и др.
3) социально-средовая адаптация, являющаяся процессом и результатом приспособления человека к объектам жизнедеятельности, овладения навыками самостоятельного жизнеобеспечения и пользования гражданскими правами, включает в себя:
• обучение людей необходимым навыкам;
• создание специально оборудованных для инвалидов квартир;
• оборудование, облегчающие передвижение инвалидов на колясках в жилых и общественных зданиях, в виде широких дверных проемов, широких лифтовых кабин и входов в лифты, пандусов, поручней и т.д.;
• приспособленные для инвалидов транспорт, тротуары, подземные переходы в виде низких бордюрных камней, пандусов в подземных переходах, а также создание островов безопасности на оживленных транспортных магистралях;
• оснащенность средствами звуковой и световой сигнализации автобусных остановок, переходов, транспортных развилок, вокзалов, аэропортов, учреждений торговли и социально-бытового обслуживания.
4) льготы, различные вспомогательные устройства и приспособления, среди которых следует отметить следующие:
• бесплатные лекарства инвалидам II группы;
• снижение оплаты за телефон, квартиру, коммунальные услуги;
• бесплатный проезд в городском транспорте;
• льготы при проезде на транспорте междугороднего сообщения;
• бесплатные протезные изделия;
• автомобили с ручным управлением для инвалидов детства и инвалидов по общему заболеванию;
• магнитофоны, радиоаппаратура, книги с шрифтом Брайля для слепых;
• санаторно-курортное лечение и др.
Таким образом, социально-средовая реабилитация является много аспектным длительным процессом, помогающим реализовать процесс социализации личности с помощью ориентации, образования, адаптации, льгот и разного рода вспомогательных устройств, и приспособлений.
Комплексное сопровождение ребенка-инвалида
Результат комплексного сопровождения — это способность ребенка-инвалида выполнять социальные функции, свойственные здоровым сверстникам. Под социальными функциями или социальными умениями понимаются игровая, трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, коммуникативная способность ит.д.
Задача развития навыков интеграции решается посредством развития необходимых личностных качеств, повышения личностного статуса ребенка, формирования адекватной самооценки, адекватного отношения к своему дефекту, перцептивным и интеллектуальным возможностям. Специальными проблемами коррекции стали такие личностные особенности детей-инвалидов, как неадекватность самооценки, тревожность, пониженная стрессоустойчивость, неуверенность в своих силах, отражающие повышенную эмоциональную напряженность ребенка. Основа коррекции самооценки базировалась на формировании адекватной ориентации ребенка на свои возможности. Важное место в этом процессе занимало развитие самоконтроля и умения владеть собой. Проблема регуляции самоконтроля, произвольности поведения у детей-инвалидов связана с недостаточностью волевого поведения, т.е. неумением преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели. В связи с этим очень важным представлялось научить детей управлять своим поведением, поступками, речью в процессе общения. В психическом и личностном развитии ребенка основным условием является та или иная деятельность, поэтому в ходе работы взаимодействие детей-инвалидов и других групп изучается в процессе игровой, учебной, трудовой, досуговой деятельности. Под адекватностью взаимодействия мы понимаем сформированность коммуникативных навыков. Дети учатся общаться, снимать напряжение, расслабляться, развивать и сохранять активное и произвольное внимание, правильно вести себя в совместной деятельности со здоровыми сверстниками.
Основными принципами работы являются: государственная гарантия социальной поддержки и реабилитационной помощи детям-инвалидам; комплексный подход к их реабилитации и интеграции в общество; непрерывность, поэтапность и преемственность социально-педагогической и медицинской реабилитации детей-инвалидов; эффективность мер социальной поддержки таких детей. Важным условием на этом пути может стать социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями. Социально-педагогическая реабилитация способствует становлению личности ребенка-инвалида, способной к освоению этических, общекультурных норм и правил жизни в социуме и к активной реализации своих потенциальных возможностей. Исследование показывает, что социально-педагогическая реабилитация обеспечивает эффективность интеграции детей-инвалидов в социум при раннем выявлении детей с ограниченными возможностями и комплексном сопровождении.
Как показала практика работы, интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации обладает уникальными возможностями сопровождения не только детей, но и их родителей, которые тоже нуждаются в этом. Более того, в процесс комплексного сопровождения в качестве социальных партнеров привлекаются общественность, межведомственные, государственные структуры.
Участие социума в решении проблем детей-инвалидов стимулирует деятельность родителей по реабилитации своих детей, вселяет в них надежду на выздоровление, развитие, образование и на успешную интеграцию их в общество. Социальное партнерство способствует гуманизации социального окружения, подготовке общества к принятию таких детей.
Результаты работы в специальном образовательном учреждении позволяют сделать следующие выводы:
1. Педагогическое содержание категории «интеграция детей-инвалидов в социум» заключается в том, что ребенок-инвалид становится личностью, способной к освоению этических, общекультурных норм и правил жизни всоциуме и к активной реализации своих потенциальных возможностей.
2. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в социуме основана на создании условий, которые: обогащают их субъективный опыт; актуализируют их потребность в использовании всех внутренних сил собственной личности для продуктивного решения возникающих проблем; стимулируют их к выбору оптимального пути социализации.
3. Основными социально-педагогическими условиями интеграции детей-инвалидов в социум являются: гуманизация среды, изменение отношения социального окружения к ребенку-инвалиду, принятие его как личности и предоставление равных возможностей развития, образования, реабилитации посредством участия специалистов и социальных партнеров; включение детей в многогранное взаимодействие с социумом, в социально-реабилитационный процесс; актуализация личностного смыслового развития и саморазвития детей через включение их в разные виды социальной деятельности; обеспечение развивающей среды для совместного пребывания детей-инвалидов со здоровыми сверстниками.
4. Критериями интеграции детей-инвалидов в социум являются: способность к интерпретации наблюдаемых ими социальных отношений; рефлексивность личности на действия других и себя, на деятельность в социуме; самоорганизация, проявляющаяся в волевых усилиях, стремлении добиться поставленной цели.
5. В современных условиях развития общества наметились пути интегрированного обучения, воспитания, развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством социально-педагогической реабилитации.
Интеграцию мы понимаем, как процесс включения ребенка-инвалида в многогранное взаимодействие с факторами социального окружения и субъектами социальной деятельности.
6. Социально-педагогическая реабилитация обеспечивает детям-инвалидам восстановление психического, физического, нравственного здоровья и социального статуса и способствует интеграции в социум при комплексном сопровождении.
Сопровождение как метод социально-педагогической реабилитации оказывает помощь и поддержку ребенку-инвалиду в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.
Социальный педагог Нитовкина Г.А.
nsportal.ru
Абилитация — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 сентября 2015; проверки требуют 29 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 сентября 2015; проверки требуют 29 правок. Абилита́ция (лат. abilitatio; от лат. habilis — удобный, приспособительный) — лечебные, педагогические, психологические или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или морально подорванным людям (осуждённым и пр.), направленные на адаптацию их к жизни в обществе, на приобретение возможности учиться и трудиться. В более широком смысле слова, абилитация — подготовка к какому-либо роду деятельности. Абилитация находит применение и при предупреждении и лечении патологических состояний у детей раннего возраста (еще не адаптировавшихся к социальной среде), приводящих к утрате возможности трудиться, учиться и быть адаптированным к жизни в обществе.Термин также применяется при описании технологических процессов в значении их стабилизации, например: время абилитации транспортной линии — время, необходимое для завершения всех неконтролируемых остаточных процессов и выхода линии в режим готовности к новому технологическому циклу.
Реабилитация и абилитация: история становления понятия[править | править код]
Идея абилитации детей как процесса восстановления физических и умственных способностей детей-инвалидов, официально признанных неизлечимыми появилась довольно давно. В качестве педагогического понятия абилитация насчитывает несколько столетий. На данный момент среди авторов, имеющих в виду данное понятие, нет единогласия. Данное понятие схоже по смыслу с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации (normalization).[1]
С медицинской, психологической и педагогической точек зрения понятие абилитации часто сравнивается с понятием реабилитации. В медицинской литературе сравнение дается в учебнике по невропатологии Л. О. Бадалян:
Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Реабилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на пред
ru.wikipedia.org
Психолого-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АБИЛИТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Карелина Инна Борисовна
152934, Россия, Ярославская область, г. Рыбинк, ул. Чкалова, д.53,
Центр коррекции речи «Возрождение», 150043, Россия, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Жукова, д.4, кв.18
E-mail: [email protected]
Туркина Мария Владимировна
врач-эксперт по медико-социальной экспертизе, Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области»,
150062, Россия, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Яковлевская, д. 7б
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ABILITATION AND REHABILITATION
OF DISABLED CHILDREN
Inna Karelina
candidate of pedagogical sciences, speech therapist of higher category, Public institution of health protection of the Yaroslavl area the «City child’s hospital»,
152934, Russia, Yaroslavl region, Rybinsk, Chkalova, 53 Center of correction of speech «Revival», 150043, Russia, Yaroslavl region, Yaroslavl, Zhukova Str., 4-18
Maria Ш^та
approved Medical Practitioner of Sociomedical Expertising, Federal Government Institution «Main Bureau ofSociomedical Expertising in Yaroslavl Region»
150062, Russia, Yaroslavl region, Yaroslavl, Yakovlevskaya Str., 7b
АННОТАЦИЯ
В статье представлен анализ имеющихся в нашей стране видов школ и дошкольных учреждений, занимающихся абилитацией, реабилитацией, обучением и коррекцией речевых и психических нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также предложена альтернативная система абилитации и реабилитации детей с ОВЗ, начиная с раннего возраста, разработанная авторами. Система построена с учетом комплексного междисциплинарного подхода: психолого-медико-педагогического. Система комплексной абилитации и реабилитации детей с ОВЗ включает следующие блоки: диагностический, медицинскую абилитацию или реабилитацию и психолого-педагогическую коррекцию. Помимо этого в системе комплексной абилитации и реабилитации детей с ОВЗ имеется социальная составляющая, которая содержит следующие компоненты: школа для родителей, имеющих детей с ОВЗ, школа для медицинских специалистов-врачей по раннему выявлению детей с ОВЗ, щкола для средних медицинских специалистов-участковых медицинских сестер, массажистов, инструкторов лечебной физкультуры (ЛФК) и курсы повышения квалификации для логопедов и психологов. Система разрабатывается авторами в течении двадцати лет и внедрена в практику лечебно-реабилитационной работы с 2007 года, с начала в городской детской больнице г. Рыбинска, а затем в Центре коррекции речи «Возрождение» г. Ярославль.
ABSTRACT
Библиографическое описание: Карелина И.Б., Туркина М.В. Психолого-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов // Universum: Медицина и фармакология: электрон. научн. журн. 2016. № 11(33). URL: http://7universum.com/ru/med/archive/item/3848
• 7universum.com
UNIVERSUM:
In the article the analysis of existing types of schools and preschool institutions in our country which are involved into abilitation, rehabilitation, training and correction of speech and mental disorders in children with health limited capacity (HLC) is presented, and the alternative system of abilitation and rehabilitation of children with HLC since early age is proposed and developed by the authors. The system is built based on an integrated multidisciplinary approach: psychological, medical and pedagogical one. The system of complex abilitation and rehabilitation of children with HLC includes the following units: diagnostic, medical abilitation or rehabilitation and psycho-pedagogical correction. Besides, there is a social component in the system of comprehensive abilitation and rehabilitation of children with HLC which contains the following components: a school for parents who have children with HLC, a school for medical professionals-physicians of the early detection of children with HLC, a school for secondary medical professionals-community nurses, massage therapists, trainers of physical therapy and extension courses for speech therapists and psychologists. The system has been developed by the authors for twenty years and implemented in practice of treatment and rehabilitation work since 2007 in Municipal Children’s Hospital in Rybinsk and then in the Center of Speech Correction » Vozrozhdenie» in Yaroslavl.
Ключевые слова: абилитация, реабилитация, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, комплексный междисциплинарный метод абилитации и реабилитации.
Keywords: abilitation, rehabilitation, children with disabilities, children with disabilities, comprehensive, multidis-ciplinary approach habilitation and rehabilitation.
В последние десятилетия в России неуклонно повышается уровень инвалидизации детского населения, так по нашим данным с 2010 по 2016 гг. число детей-инвалидов выросло в несколько раз. Количество маленьких пациентов, страдающих полиорганными, полиморфными и сочетанными патологиями центрального органического генеза ежегодно увеличивается. Все это диктует необходимость совершествования абилитационной, реабилитационной и коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальных и общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, а так же специализированных реабилитационных центров, детских поликлиник, стационаров, санаториев и особенно в семьях.
Целью нашего исследования является изучение системы психолого-педагогической абилитации и реабилитации детей-инвалидов в России, и в частности, в Ярославской области; выявление недостатков этой системы и создание альтернативной междисциплинарной системы раннего выявления и абилитации детей с ОВЗ.
Методика исследования включает:
• изучение и анализ системы психолого-педагогической абилитации и реабилитации детей с ОВЗ в учреждениях образования: различные виды школ и детских садов; здравоохранения: детские поликлиники и КДЦ и социальной защиты: дома интернаты для инвалидов;
• разработку альтернативной системы ранней абилитации детей с ОВЗ и апробация ее на практике в лечебном учреждении и частном реабилитационном центре;
• взаимодействие врачей бюро МСЭ с наиболее лучшими учреждениями абилитации и реабилитации детей-инвалидов.
Абилитация — это система учебно-педагогических мероприятий, которые предупреждают и коррегируют различные патологические состояния у детей раннего возраста, не адаптировавшихся к
социальной среде и имеющих стойкие нарушения, приводящие к невозможности учится, а в дальнейшем социализироваться [1,с. 273].
Реабилитация- это система лечебно-педагогических мероприятий, направленная на предупреждение и лечение патологических состояний, которые приводят к временной или устойчивой нетрудоспособности [1,с. 273]. Целью абилитации и реабилитации является по возможности быстрое восстановление способности жить и трудиться в обычной среде.
Если инвалидизирующее ребенка патологическое состояние возникло в раннем возрасте, то речь идет об абилитации, т. к. у ребенка в этом возрасте еще не сформированы двигательные стереотипы, гностическо-практические и речевые функции, а так же ребенок не владеет навыками самообслуживания, и не имеет опыта общественной жизни.
Реабилитация используется в тех случаях, когда больной ребенок уже имел опыткакой-либо общественной жизни и у него уже были сформированы двигательные, речевые и другие навыки.
Абилитация и реабилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сфер детей. Абилитация применяется относительно детей раннего и младшего дошкольного возраста, а реабилитация в отношении детей старшего возраста и взрослых.
В настоящее время к инвалидизации детского населения приводит целый ряд факторов: различные внутриутробные поражения ЦНС, черепно-мозговые травмы, воспалительные, травматические и другие поражения нервной системы, перенесенные в раннем возрасте, а у детей старшего возраста, помимо травм головного мозга, это последствия энцефалитов, менингитов, дегенеративных заболеваний нервной системы и т. д.
При проведении абилитационных и реабилитационных мероприятий необходимо учитывать резервные возможности организма, как можно полнее использовать остаточные возможности нарушенных функций и пораженных анализаторов. В детском
возрасте мозг ребенка обладает особенно высоким потенциальными возможностями, а компенсаторные возможности коры выше компенсаторных возможностей ядер подкорковых образований, что связано с меньшей специализацией клеток коры. Поэтому функции пораженных клеток могут брать на себя другие нейроны. Возникновение самых разнообразных нейронных цепей, охватывающих различные функции и анализаторы возможно в связи с отсутствием узкой специализации корковых нейронов. В этом заключается основа способности к обучению и в этом же заключается механизм использования сохранных анализаторов для компенсации и коррекции при поражении какого-либо анализатора.
Идея абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья как процесса восстановления физических и умственных способностей насчитывает несколько столетий, хотя в настоящее время нет согласия среди авторов, обращающихся к этому понятию.
Так же эти понятия можно трактовать следующим образом абилитация это развитие потенциальных возможностей детей с ОВЗ, а реабилитация это восстановление утраченных возможностей и способностей [8]. Поэтому в нашей стране система психолого-педагогической абилитации и реабилитации детей с ОВЗ построена по принципу нарушенных анализаторов. В настоящее время в нашей стране существует восемь видов школ и дошкольных учреждений для детей с ОВЗ.
Так Ш вид это школы для слепых и слабо -видящих детей, а в детских дошкольных учреждениях имеются специальные группы для детей с амблиопией и косоглазием. Обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей это сложный педагогический процесс, где слепота компенсируется за счет широкого использования других функций. В процессе тренировки слуха и кожного восприятия вырабатываются специфические формы условно рефлекторной деятельности. В специализированных школах и детских садах для детей с тяжелыми нарушениями зрения проводится коррекционная работа по специальным программам и методикам. Так в этих школах предусмотрено обучение детей грамоте по рельефно-точечному шрифту Луи Брайля, который состоит из выпуклых точек. Различные комбинации этих точек в пределах шести соответствуют определенным буквам алфавита, знакам препинания, цифрам и нотным знакам. Помимо этого проводятся коррекционные занятия по ритмике, развитию речи, ЛФК, социально-бытовой подготовке, ориентировке в пространстве. Большое значение придается трудовому обучению детей и их профессиональной ориентации. Для обучения слабовидящих детей используются технические средства: очки, лупы, увеличивающие аппараты, приборы для рельефного черчения и рисования, звуковые мишени и тренажеры. Школы для детей с тяжелыми нарушениями зрения дают учащимся неполное среднее или среднее образование, что дает им возможность дальнейшего обучения.
Глухие и слабослышащие дети обучаются по III-
IV виду специальных школ. Эти школы имеют два отделения для глухих и слабослышащих детей, а для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха в специальных школах Ш-ГУвида открываются дошкольные группы. Обучение в этих школах так же проводится по специальным программам. Глухие дети обучаются жестовой речи (дактильной). Постепенно в процесс обучения глухие дети овладевают навыками произношения и чтения с губ.
V слабослышащих детей развивается остаточный слух при помощи использования звукоусиливающей аппаратуры- слуховых аппаратов.
В настоящее время в нашей стране широко развивается раннее слухопротезирование при помощи слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов. Слухопротезированные дети считаются слышащими, поэтому родители стараются обучать этих детей в массовых школах и детских садах, но как показывает практика, такие дети успешнее обучаются в специальных школах Ш-ГУвида.
V вид школ — это школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. В дошкольных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи имеются специальные логопедические группы. Детские сады или логопедические группы для детей с тяжелыми нарушениями речи имеют два отделения для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и для детей с общим недоразвитием речи. Так же имеются специальные детские сады и группы для детей с заиканием. В этих детских садах и группах предусмотрен специальный режим дня с проведением фронтальных, групповых и индивидуальных занятий по коррекции речи. Дети, овладевшие нормальной речью, переводятся в дошкольные учреждения или школы общего типа.
В школах для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида) обучаются дети с первично сохранным интеллектом и нормальным слухом. В этих школах обычно два отделения. В первом отделении учатся дети с алалией, дизартрией и ринолалией в структуре ОНР Ш уровня. Во втором отделении обучаются дети с тяжелой формой заикания, при которой они не могут общаться с окружающими. В первом отделении школ, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с первого по четвертый класс дети обучаются по специальным коррекционным программам, а в старших классах по программе массовой школы. Дети второго отделения обучаются по программе массовой школы. За 12 лет обучения в первом отделении и 10 лет во втором отделении дети получают аттестат о неполном среднем образовании. Коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся этого типа школ осуществляется на всех уроках и особенно на уроках русского языка, а так же на индивидуальных логопедических занятиях. По мере устранения речевого нарушения учащиеся переводятся в общеобразовательную школу, а выпускники школ для детей с тяжелыми нарушениями речи могут продолжать обучение в старших классах общеобразовательной школы.
Еще одним видом специальных школ для детей с ОВЗ являются школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата VI вида. Данные учреждения одновременно являются оздоровительными и образовательными. Они делятся на 9-летние с подготовительным классом и 12-летние. За 9 лет дети осваивают программу неполной средней школы, а за 12 в объеме средней школы. Обучение ведется с учетом состояния здоровья детей, их двигательных возможностей и медицинских рекомендаций. Реабилитационную работу проводят: ортопед, психоневролог, педиатр, физиотерапевт, инструктор ЛФК, массажист и логопед. Основной задачей данного типа школ является максимальное преодоление функциональных двигательных нарушений и по возможности подготовка детей к профессионально-трудовой деятельности. С этой целью используется различное оборудование: парты с ухватами и бортиками, шлемы и скафандры для фиксации головы, туловища и конечностей и другие специальные средства.
В школах VII вида обучаются дети с задержкой психического развития. Помимо учебной работы, проводится комплексная лечебно-восстановительная работа, а также коррекционные и индивидуальные занятия с целью преодоления недостатков психофизического развития. Помимо специальных школ для данной категории детей созданы классы коррекции и выравнивания при массовых школах. В конце каждого учебного года решается вопрос о возможности перевода в иной тип учреждения каждого ребенка.
Специальные коррекционные учреждения для детей с умственной отсталостью — это школы VIII вида. Так же для таких детей дошкольного возраста в нашей стране созданы специальные детские сады. В этих учреждениях, которые посещают дети с легкой и средней степенью умственной отсталости, процесс обучения ведется по специальным программам.
Коррекционная работа направлена на преодоление дефектов развития, которая ведется с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Дети с глубокой степенью умственной отсталости направляются в учреждения системы социального обеспечения — специальные дома-интернаты. В специальной коррекционной школе VIII вида дети за 9 лет могут освоить учебную программу соответствующую 4-5 классам массовой школы лишь по отдельным предметам, а также получить доступную специальность. Трудовое обучение занимает основное место в учебном плане и является разделом реабилитационной работы по социальной адаптации этой категории детей. Параллельно медицинскими специалистами проводится лечебно-оздоровительная работа.
Помимо перечисленных категорий детей с ОВЗ еще можно выделить детей со сложными дефектами, у которых основной дефект сочетается с дополнительными нарушениями других анализаторов. В число таких детей входят слепые умственно отсталые, слепые с тяжелым недоразвитием речи, слепые со снижением слуха, слепоглухие, слепые с грубыми нарушениями движения, глухие с
умственной отсталостью и т. д. Это самая трудная и наименее перспективная в плане абилитации группа детей. До достижения школьного возраста многие дети воспитываются в семьях. Далее дети направляются в специальные классы, которые организовываются при школах для глухих, слепых детей и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Там их объединяют в небольшие группы и обучают по особым упрощенным программам, в которых значительное время отводится для формирования практических и гигиенических навыков. Значительная часть детей со сложными дефектами в раннем возрасте попадает в учреждения социальной защиты и остается там до конца жизни. Наиболее перспективными из них являются слепоглухие дети, так некоторые из них получают высшее образование. В России существует единственное специальное учреждение для слепоглухих детей, которое находится в г. Сергиев-Посад. Помимо этого в настоящее время в России действует более 850 государственных и муниципальных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи [4,с 38].
Таким образом проанализировав работу специальных школ и дошкольных учреждений для детей с ОВЗ, мы пришли к выводу, что существенным недостатком работы этих учреждений является позднее начало абилитации или реабилитации. Центров раннего вмешательства в Ярославской области крайне мало, а точнее два: в областном перинатальном центре и в областной детской клинической больнице №3. Поэтому назрела необходимость открытия и государственной поддержки абилитационных центров раннего вмешательства как в системе здравоохранения, так и в системе образования и социальной защиты.
Так в последние 20 лет в современной отечественной коррекционной педагогике и психологии развивается направление раннего выявления и помощи детям с ОВЗ. На основе концепции раннего вмешательства, разработанной сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО [5, с.61] создаются центры и программы абилитации младенцев, где раннее вмешательство рассматривается как социальная помощь детям от 0 до 3 лет с отклонениями или риском отставания в развитии. Главная роль в этих центрах отводится семье и особенно матери в реализации индивидуальной программы абилитации и развития ребенка.
В основном такие центры создаются при детских домах ребенка, при социальных учреждениях или частными лицами. В системе здравоохранения такая помощь находится в зачаточном развитии. Так, например, в Ярославской области центр ранней помощи детям имеется только в Ярославском перинатальном центре, хотя в России есть все условия, необходимые для построения эффективной системы ранней диагностики и оказания помощи детям с ОВЗ. Наиболее эффективно такая помощь может оказываться на базе медицинских учреждений амбулаторного типа (детские поликлиники и консультативно -диагностические центры).
Наиболее эффективная модель абилитации и реабилитации детей раннего возраста с ОВЗ (дети с ДЦП, нарушениями слуха, речи и интеллекта) разработана Карелиной И.Б. (логопедом ГУЗ ЯО «Городская детская больница» г. Рыбинск). Эта модель экспериментально апробируется в условиях реального абилитационного процесса с 2007 года в ГУЗ ЯО «Городская детская больница», г. Рыбинск и с 2010 года в Центре коррекции речи «Возрождение», г. Ярославль. С 1992 по 2015 гг. в ГУЗ ЯО «Городская детская больница» Карелиной И.Б. было обследовано
24000 детей от 1,5 до 7 лет. Из числа этих детей лишь 31% имели нормальное и близкое к норме развитие, 63% детей имели различные речевые нарушения и 6% имели психические сенсорные или моторные нарушения [4, с. 38]. Так полный курс абилитации по нашей системе прошли 427 детей раннего возраста с ОВЗ. Катамнестическое исследование показало, что 100% детей с нарушениями речи догнали своих сверстников, остальные дети с ОВЗ дали значительный скачок в речевом, психическом и моторном развитии [4, с. 87].
МОДЕЛЬ
СИСТЕМЫ КОМПЛКЕКСНОЙ АБИЛИТАЦИИ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННИЯМИ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Ребенок и его мать
Программа по
обучению медицинского и педагогического персонала
Диагностический Медицинская Психолого-педагогическая
блок реабилитация коррекция
\
Расширенный, комплексный, лечебный + артикуляционный массаж
Нейродинамическая ритмопластика по развитию общей моторики и речи детей
Психомоторное развитие Различные виды ЛФК Индивидуальная программа по преодолению психических нарушений
Медицинское, психологическое, педагогическое обследование и постановка диагноза Медикаментозная и физиотерапия, слухопротезирование, ортодонтическое лечение Индивидуальная программа по преодолению речевых отклонений
Школа для родителей: обучение матери коррекционным мероприятиям
Катамнестическое наблюдение
Рисунок 1.
Данная система комплексной абилитации и реабилитации детей с ОВЗ включает блоки, объединенные целями, задачами и единым подходом к комплексу лечебных и коррекционных мероприятий, направленных на компенсацию нарушенных функций и социальную адаптацию детей.
Диагностический блок реализуется на основе следующих принципов: системного подхода к диагностике психического, моторного и соматического состояния детей, учета их актуального
развития и потенциальных возможностей, возрастных особенностей, прогнозирования развития и составления индивидуальной программы абилитации или реабилитации ребенка по результатам его диагностического изучения, которое проводится по основным направлениям его развития: моторное, психическое, речевое и соматическое.
Диагностический компонент предусматривает консультации таких медицинских специалистов как невролог, психиатр, ортопед, ортодонт, сурдолог,
функциональную диагностику, а так же психологическое и логопедическое обследование. Этот компонент практически полностью реализован на практике.
Медицинский блок включает комплекс медицинских мероприятий, направленных на компенсацию физических и соматических нарушений у детей с ОВЗ. В комплекс лечебно-восстановительных мероприятий входят медикаментозное лечение, физиотерапия, слухопротезирование для детей с нарушениями слуха, ортодонтическое лечение для детей с миофункциональными нарушениями речевого аппарата с 3 лет при помощи силиконовых ортодонтических тренеров, различные виды ЛФК и массажа. Этот компонент не полностью реализован на практике.
Нейродинамическая ритмопластика. Этот блок является промежуточным звеном между педагогической и медицинской абилитацией и реабилитацией. Это уникальный авторский метод, который включает в себя элементы ЛФК, массажа и самомассажа, сочетающиеся с методами психологической и педагогической коррекции. Спецификой нейродинамической ритмопластики является то, что она влияет не только на восстановление и развитие моторных функций, а так же на развитие или запуск речи и предупреждает психические нарушения у детей [6,с.15]. Этот компонент реализован на практике в Центре коррекции речи Возрождение.
Психологическая абилитация и реабилитация направлена на подготовку близких ребенка к длительной медицинской и педагогической абилитации и реабилитации: составляется индивидуальная программа по преодолению соматических, моторных и психических нарушений у детей и сопровождению семьи, имеющей ребенка с ОВЗ. Этот компонент реализован на практике в Центре коррекции речи «Возрождение».
Педагогическая коррекция включает содержание, методы и формы работы с детьми с ОВЗ, начиная с раннего возраста и по достижении ими 18 летнего возраста, а по необходимости и дальше. Педагогическая коррекция включает следующие этапы:
I. Разработка индивидуальной программы по коррекции речевых, психических и моторных отклонений у детей с ОВЗ от 0 до 3 лет и обучение матери их применению во всех режимных моментах в течении всего дня и на протяжении нескольких лет.
II. Проведение групповых занятий по речевому и психическому развитию детей от 3 до 5 лет с использованием кинезотерапевтической артикуляционной гимнастики [3,с.47], различных подвижных игр, стимулирующих запуск речи, формирование моторных и психических функций. В этих занятиях участвуют родители с детьми, где ведущая роль принадлежит логопеду. Этот компонент реализован на практике в Центре коррекции речи «Возрождение».
III. Логопедическая коррекция осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях с детьми, имеющими различные речевые нарушения с 5 лет (дизартрия, ринолалия, полиморфная дислалия).
Логопедическая коррекция проводится по авторской методике Карелиной И.Б. и включает следующие виды: кинезотерапевтическая артикуляционная гимнастика, упражнения по развитию дыхания и голоса, логопедический массаж и индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков в слогах, словах и связной речи [2, с.183]. Этот компонент реализован в Центре коррекции речи «Возрождение» и в ГУЗ ЯО «Городская детская больница» г. Рыбинска.
Социальная составляющая включает следующие компоненты:
• Школа для родителей, где команда специалистов пропагандирует специальные знания по онтогенетическому развитию детей от 0 до 3 лет, и обучает родителей взаимодействию с детьми с ОВЗ по их развитию и по уходу за ними. Этот компонент реализован на практике в Центре коррекции речи Возрождение.
• Школа для медицинских специалистов: педиатров, неврологов, оториноларинголов и студентов медицинских ВУЗов по раннему выявлению детей с ОВЗ и предупреждению у них моторных, психических и речевых нарушений. Этот компонент не реализован на практике в Ярославской области, хотя Карелиной И.Б. разработана программа обучения медицинских специалистов, но достучаться до медицинских специалистов в нашей области невозможно.
• Школа по подготовке среднего медицинского персонала к работе с детьми с ОВЗ, это участковые медицинские сестры, которые должны знать все этапы раннего психомоторного и речевого развития детей и уметь выявлять их нарушения, инструкторы ЛФК, которые должны владеть различными видами активной и пассивной гимнастики для детей с ОВЗ начиная с раннего возраста, и массажисты, обученные не только лечебному, но и артикуляционному массажу, т. к. сочетание лечебного и артикуляционного массажа благотворно влияет на физическое, психическое и речевое развитие детей не только с ОВЗ, но и в норме. Этот компонент частично реализован на практике в Центре коррекции речи Возрождение, где в основном обучаются массажисты артикуляционному массажу.
• Курсы повышения квалификации для педагогов и психологов по подготовке к работе с детьми с ОВЗ. Этот компонент успешно реализуется на практике в Центре коррекции речи «Возрождение» с 2011года. На базе центра педагоги (в основном логопеды и дефектологи) и психологи проходят подготовку по программам комплексной абилитации детей раннего возраста с нарушениями онтогенетического развития по нейродинамической ритмопластике, по логопедическому массажу, по логопедической работе с детьми с дизартрией, по коррекционной работе с детьми с аутистическими расстройствами по формированию движений и запуску речи у детей с ДЦП. Программы разработаны преподавателями Центра коррекции речи «Возрождение» Карелиной И.Б. и Малюковой И.Б.
Они сами читают лекции, а так же привлекаются специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга, владеющие авторскими методиками абилитации и реабилитации детей с ОВЗ.
По нашему мнению, предложенная авторская система комплексной абилитации и реабилитации детей с ОВЗ способна обеспечить особые условия максимально компенсирующие нарушения развития детей с ОВЗ, что дает многим из них возможность догнать своих сверстников в развитии и как можно быстрее социально адаптироваться.
Разработанная авторами система может приме -няться в различных формах абилитационно-реабили-тационного пространства, и в первую очередь в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, а так же в дошкольных учреждениях системы образования, где давно назрела необходимость
открытия групп ранней помощи для детей с ОВЗ, т. к. число этих детей в последние годы растет в геометрической прогрессии, что обусловлено различными факторами такими как перинатальная энцефалопатия и постнатальная патология, а так же различными пороками развития.
Поэтому врач-эксперт по медико-социальной экспертизе должен хорошо ориентироваться в том, какие специальные учреждения и реабилитационные центры для детей с ОВЗ действуют в данной области, чтобы наиболее оптимально разработать индивидуальную реабилитационную программу для каждого конкретного ребенка, обратившегося в бюро МСЭ, так как от эффективной и своевременной реабилитации или абилитации зависит дальнейшая социальная адаптация детей инвалидов.
Список литературы:
1. Бадалян О.А. Невропатология М. Просвещение 1987, 317 с.
2. Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. Диссертация на соискание ученой степени канд пед наук И.Б. Карелина М. 2000, 225 с.
3. Карелина И.Б. Логопедический массаж при различных речевых нарушениях М: издательство Гном. — 2013, 63 с.
4. Карелина И.Б. Факторы риска возникновения речевых нарушений у детей от 0 до 3 лет и способы их предупреждения / учебное пособие для врачей, педагогов и психологов, — Ярославль: 2013, 95 с.
5. Малофеев Н.Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в РФ Дефектология 2007 №6, с. 60-68.
6. Малюкова И.Б. Абилитация детей с церебральными параличами. Формирование движений. Комплексные упражнения творческого характера. М: издательство Гном. — 2011, 212 с.
7. Малюкова И.Б. Театр исцеляющих прикосновений. Ярославль Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. 2008, 32 с.
8. Чепурышкин И.П. К вопросу о сущности понятия абилитации как пед. феномен. Актуальные проблемы современной педагогики. Новосибирск 2010.
References:
1. Badalian O.A. Neuropathology. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1987. 317 p. (In Russian).
2. Karelina I.B. Speech work with children with minimal disarthritis disorders. Cand. ped. sci. diss. Moscow, 2000. 225 p. (In Russian).
3. Karelina I.B. Logopedic massage with various speech disorders. Moscow, Gnom Publ., 2013. 63 p. (In Russian).
4. Karelina I.B. Risk factors of voice disorders in children from 0 to 3 years and their methods of prevention. Training manual for physicians, teachers and psychologists. Yaroslavl, 2013. 95 p. (In Russian).
5. Malofeev N.N. On the development of early intervention services to the family with problem child in Russian Federation. Defektologiia. [Defectology], 2007, no.6, pp. 60-68 (In Russian).
6. Maliukova I.B. Abilitation of children with cerebral palsy. Formation movements. Complex exercise of creative nature. Moscow, Gnom Publ., 2011, 212 p. (In Russian).
7. Maliukova I.B. Theatre of healing touch. Yaroslavl, YaSPU named after KD. Ushinsky Publ., 2008. 32 p. (In Russian).
8. Chepuryshkin I.P. On the essence of the concept of abilitation as a pedegogical phenomenon. Actual problems of modern pedagogy. Novosibirsk, 2010. (In Russian).
cyberleninka.ru
что это, разница, определение, отличие, медицинская программа
Абилитация и реабилитация – разница между этими понятиями известна не всем инвалидам. Для того чтобы разобраться, что же они собой представляют, необходимо изучить несколько законодательных актов, которые являются базовыми в этом вопросе.
Нормативно-правовой аспект
Законодательно данный вопрос регулируется рядом правоустанавливающих документов:
Стоит отметить, что первый документ является основным. В него на основании второго акта был внесен ряд изменений.
Опираясь на данные обоих правоустанавливающих актов можно сделать вывод о понятиях «реабилитация» и «абилитация».
Реабилитация – это процесс, который направлен на частичное или полное восстановление способностей, утраченных человеком.
Абилитация инвалидов – термин, подразумевающий формирование новых умений, ранее не присущих гражданину. Они могут быть использованы для ведения различных видов деятельности.
Для чего нужны эти методы
Благодаря социально-средовой реабилитации или абилитации гражданин может восстановить или приобрести новые способности, которые были утрачены или их не было вовсе. Оба процесса учитывают возможности инвалида на данный момент.
Среди задач реабилитации выделяют:
- ускорение процесса выздоровления;
- сохранение жизни гражданина;
- облегчение состояния инвалида или профилактику появления инвалидности;
- восстановление гражданина в социуме;
- возобновление профессиональных способностей.
Определения «реабилитация» и «абилитация» отличаются не только теоретически, но и практически. Ведь реабилитация инвалидов предусматривает восстановление утраченных навыков, а абилитация часто проводится с детьми, у которых есть предрасположенность к формам инвалидности. Благодаря психолого-педагогической абилитации эти жизненно необходимые способности помогут человеку адаптироваться в социуме в случае наступления инвалидности.
Комплексы для граждан с ограниченными способностями
Законодательно для инвалидов предусмотрены программы реабилитации и абилитации. Это позволяет им рассчитывать на адаптацию в обществе, что укрепляет их жизненную позицию.
Среди программ выделяют такие.
Индивидуальную. Она подразумевает комплекс мер, среди которых цикл методов, позволяющих вернуть утраченные способности тела за определенный срок посредством необходимых видов помощи инвалиду, оказываемой в требуемом объеме. Среди методов используют медицинские, социальные, профильные, психолого-педагогические. Они отражаются в ряде действий восстановительного, оздоровительного, самореализационного и профессионального характера.
Комплексную. Для ответа на вопрос: что такое реабилитация инвалидов комплексного типа, необходимо учесть, что при этом процессе участвует множество специалистов, которые стремятся восстановить утраченные навыки инвалида. Среди направлений этого вида реабилитации отмечают:
- просветительское – методы, используемые для работы с обществом по изменению отношения к инвалиду, а также при контакте с инвалидом – для его социальной адаптации в обществе;
- досуговое – методы, используемые для удовлетворения потребностей духовного и физического типов;
- коррекционное – способы, которые позволяют устранить или скорректировать недостатки, ограничивающие полноценную жизнь инвалида;
- образовательное – желание на познавательную, общественную и трудовую деятельность гражданина с ограниченными способностями;
- эстетическое – формируют эмоциональный фон для желания получения знаний при освоении мира.
Медицинскую. Медицинская реабилитация инвалидов представлена комплексом мер, направленных на уменьшение явного ограничения жизненных функций гражданина. Используют общую и специальную реабилитацию. Первая представлена медикаментозными методами, а вторая – помощью узкой направленности (протезирование, оперативное вмешательство и прочее).
Под мед.абилитацией подразумевают протезирование, хирургию реконструктивного типа и ортезирование. Не отменяют также и санаторное оздоровление.
Социальную. Социальная реабилитация инвалидов – это множество способов, которые позволяют подобрать наилучший вариант для жизни в обществе и семье, при этом учитываются возможности и потребности самого гражданина с ограниченными возможностями. Она разделена на два направления: социально-средовую и социально-бытовую.
Первое позволяет определить способности инвалида, на основании которых подбирается оптимальный вид деятельности. Второе – направлено на выявление оптимального режима в деятельности общества и семьи. Оба эти направления включают ряд мер. Так, социально-бытовая адаптация состоит из консультаций человека, его обучения и членов семьи, а также смене обстановки на жил.площади инвалида на удобные для его самообслуживания. Среди мер социально-средовой ориентации выделяют умение общаться, оказание поддержки при возникновении личных сложностей, моральная поддержка семьи инвалида.
Программы восстановления у детей
Для того чтобы сформировать или создать новые способности у детей, используются различные методы:
- Медицинский (физиотерапия, массаж, спортивные мероприятия).
- Бытовой (трудотерапия, обучение, консультации).
- Психологический (коррекция, диагностика, обучение самостоятельному обслуживанию).
- Педагогический ( получение новых знаний).
- Социальный (посещение концертов, выставок, кинотеатров, театров и прочего).
Реабилитация детей-инвалидов – это комплексный подход с использованием данных методов, так как это позволит вернуть ребенка к жизни обычного здорового человека.
Финансирование
Средства для всех реабилитационных и абилитационных программ выделяются из федерального, регионального и прочих бюджетных фондов.
Так, медицинская сфера финансируется за счет средств гос.бюджета и фондов мед.страхования. Использование технических средств возможно благодаря региональным средствам. Обеспечение трудовыми местами – привилегия компаний. Индивидуальные программы финансируются за счет личных средств инвалида или других физ.лиц. При этом возможно дальнейшее получение компенсации.
[Всего голосов: 0 Средний: 0/5]posobie.net
ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» Минтруда России-Психолого-педагогическая реабилитация-Психолого-педагогическая реабилитация
Мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации детей-инвалидов
Психолого-педагогическая реабилитация или абилитация детей-инвалидов объединяет мероприятия, направленные на реализацию равных прав детей на воспитание, обучение и трудоустройство.
При определении нуждаемости ребенка-инвалида в конкретных мероприятиях психолого-педагогической реабилитации специалисты учреждения МСЭ ориентируются на данные реабилитационно-экспертной диагностики, сведения, полученные из психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и других специалистов.
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация
2) общеобразовательная организация
3) профессиональная образовательная организация
4) образовательная организация высшего образования
Дополнительные образовательные программы реализуются: учреждениями дополнительного образования и организациями дополнительного профессионального образования. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
Мероприятия психолого-педагогической реабилитации включают в себя:
- получение дошкольного воспитания и обучения;
- получение общего образования;
- получение профессионального образования;
- рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда;
- проведение психолого-педагогической коррекции.
Порядок работы ПМПК и основные ее задачи утверждаются Министерством образования и науки РФ при согласовании с Министерством здравоохранения РФ. Среди основных направлений деятельности ПМПК также осуществляет «оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида».
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья[4].
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Получение дошкольного воспитания и обучения.
Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность:
- в группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования;
- в группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- группы оздоровительной направленности создаются для часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур;
- в группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В образовательной организации могут быть организованы также:
- группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
- группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет;
- семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.
Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях.
Получение общего образования.
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучение может осуществляться по группам (отделениям):
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению;
б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
1 отделение — для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
2 отделение — для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
Кроме того, образовательные организации могут проводить обучение по адаптированным образовательным программам:
г) для учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются два отделения:
1 отделение — для учащихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также учащихся, имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием;
2 отделение — для учащихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи;
д) для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы):
- для учащихся с умеренной умственной отсталостью
- для учащихся с тяжелой умственной отсталостью.
Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучение данных категорий детей осуществляется по образовательным программам в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
Получение профессионального образования.
Профессиональное образование ребенок может получить в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
Под профессиональной ориентацией понимается система целенаправленных мероприятий (медицинских, психологических, социально-экономических, технических), обеспечивающая профессиональное самоопределение инвалида с учетом индивидуальных особенностей индивида и требований общества, она, по существу, представляет собой процедуру оказания инвалидам помощи в правильном выборе вида и условий трудовой деятельности.
Профориентация должна проводиться уже в средних классах обычных и специализированных школ, школах-интернатах и детских домах-интернатах с 11-14 лет.
Профориентация детей может осуществляться в многочисленных формах и учреждениях:
- профессионального воспитания в школах, реабилитационных центрах;
- профессиональной информации и профессиональной пропаганды в специализированных школах, бюро МСЭ, реабилитационных центрах и учебных заведениях;
- профессиональных консультаций в учебных заведениях, реабилитационных центрах;
- профессиональных проб, проводимых для определения уровня сформированности основных профессионально важных качеств в реабилитационных и учебных заведениях;
- профессионального подбора, проводимого в учреждениях МСЭ, в учебных заведениях и реабилитационных центрах.
Приоритетными для ребенка-инвалида являются мероприятия по профессиональной ориентации, которые начинают проводиться довольно рано (с 11-13 лет) и способствуют формированию адекватного профессионального выбора. В ходе профориентации работа специалистов направлена на помощь ребенку в подборе таких профессий или видов трудовой деятельности, в которых он сможет в дальнейшем (по возможности) работать без ограничений.
Подбор профессий должен осуществляться с учетом следующих требований:
- Профессии должны быть безвредными и безопасными, по возможности способствовать восстановлению или компенсации нарушенных функций;
- Инвалид должен быть пригоден к работе в рекомендуемых ему профессиях, качественно, эффективно и в полном объеме выполнять должностные и функциональные обязанности, быть конкурентоспособным в данной профессии на рынке труда;
- Профессии должны отвечать склонностям и желаниям инвалида обучаться и в них работать;
- Рекомендуемые профессии должны наиболее полно соответствовать уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки инвалида, его профессиональному опыту, знаниям, сформированному рабочему стереотипу, быть перспективными для квалификационного роста;
- В рекомендуемых профессиях должны быть реальные возможности для трудоустройства инвалидов.
www.23.gbmse.ru
Абилитация и реабилитация: в чем разница?
С 1 января 2016 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.
Если кратко, то абилитация (от лат. habilis — быть способным к чему—либо) — первоначальное формирование способности к чему—либо. Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации — возвращения способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др. [педагогический терминологический словарь].
Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья
В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.
Реабилитация — это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.
Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):
1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.
Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.
Что означает понятие «абилитация»?
Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.
Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.\
То есть абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.
Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.
Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми — одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.
Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.
Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.
Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.
Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.
Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.
blagoudm.ru