4 техники арт-терапии для самопознания
Что такое арт-терапия, как она корректирует психологическое состояние человека, помогает решать конфликтные вопросы, разбираться с негативными эмоциями? В этой статье мы поговорим о целях арт-терапии, принципах ее работы и техниках, которые можно использовать самостоятельно.
Правда ли, что терапия творчеством дает возможность побороть фобии, комплексы и депрессию, лучше понять себя и свои желания, увидеть новые пути решения старых проблем? Разберем 4 техники арт-терапии — рисунок своего аватара, жизненного пути, цели и произвольный рисунок. Какие вопросы нужно задавать себе в процессе рисования, какие детали подмечать?
Арт-терапия помогает понять, чего вы хотите, раскрывает внутренний потенциал и скрытые ресурсы психики. Попробуйте на себе!
Психологические проблемы решаются разными методами, один из них – арт-терапия. С помощью музыки, рисования, танцев, кино- или драматерапии можно убрать стресс, выйти из депрессии, вернуть вкус жизни. Творчество пробуждает в человеке позитивную энергию, корректирует психическое состояние, помогает сублимировать разрушительные эмоции. А еще оно благоприятно воздействует на бессознательное, дает возможность справиться с комплексами и неврозами, неважно, есть у человека способности к творчеству или нет.
Как работает арт-терапия?
Смысл техники в том, чтобы расслабиться, дать волю своему подсознанию, довериться внутренним ощущениям. Рисуя картины, вытачивая фигурки, танцуя под музыку, не нужно работать на результат, думать об оценках со стороны.
Цель арт-терапии – гармонизация внутреннего состояния, устранение психических блоков, переосмысление полученного опыта.
Рисуя проблему, которая беспокоит (травмирующее событие из прошлого) – человек выносит тревогу на бумагу, закрепляет ее в определенном образе и тем самым освобождается от страха. Болезненное нечто трансформируется во что-то осязаемое, а значит, менее пугающее, конфликт становится понятным. Рисование позволяет выразить себя, проговорить невысказанные мысли и подавленные чувства, увидеть суть происходящего под другим ракурсом. Кроме того, в процессе творчества мы напитываемся положительными эмоциями, активизируем творческий потенциал. Главное, соблюдать нерушимые принципы арт-терапии. Какие?
Принципы арт-терапии
Концентрация на процессе
Работайте не на результат, но ради удовольствия. Творчество не может быть некрасивым или неправильным, вы отражаете свои переживания, эмоции, внутренний мир. Это проекция вашего «я» на бумагу.
Отказ от рамок
Нет никаких правил того, что нужно рисовать, в какой технике. Делайте так, как умеете, как вам приятно. Не стесняйтесь, что ваше творчество не соответствует стандартам «качества», вы рисуете не на выставку, а для себя.
Рефлексия и самоанализ
В арт-терапии важно отслеживать свои чувства и мысли во время рисования (лепки, составления коллажей). О чем вы думаете, как результат характеризует вашу личность, цели и планы на будущее? Какие мысли приходят в голову? Не бойтесь задавать себе наводящие вопросы.
Техники арт-терапии для лучшего понимания себя
Арт-терапевтическая техника: «Рисуем свой аватар»
Нужно взять лист, цветные карандаши или акварельные краски, после чего нарисовать тот объект, с которым вы себя максимально ассоциируете. Это может быть одушевленное существо (цветок, животное, человек, инопланетянин), природная стихия, предмет гардероба. Или какая-то вещь, напоминающая вас — закрытый сейф, старая разваливающаяся машина, ключ, сахарная вата, чемодан без ручки. У каждого выйдет свой образ, который нужно нарисовать в деталях и подробностях. Если это цветок, какая у него форма, есть ли у него шипы, где он растет, что любит, чем пахнет, как долго цветет? Подумайте, почему вы остановились на этом образе, какие в нем сильные и слабые стороны, что вы в нем принимаете, а что хотели бы изменить. Эта техника позволит вам познакомиться с собой, найти собственный символ.
Техника: «Рисуем жизненный путь»
Представьте свою жизнь в виде дороги, какая она? Попробуйте изобразить увиденное на бумаге – взлеты и падения, пережитые аварии, моменты, когда вы выходили победителем. Детализируйте рисунок, где проходит дорога — это широкая автомагистраль в центре города, запутанная тропинка в лесу, узкая улочка между домами? Что растет вдоль вашей тропинки, какие люди по ней ходят, где вы сами находитесь на этом жизненном пути – в самом начале или подбираетесь к концу? Подумайте, нравится вам ваша дорога или хотелось бы свернуть, что мешают это сделать? Что означают деревья и здания вдоль дороги, хочется ли что-то дорисовать, чтобы сделать путешествие приятным, а может, убрать какие-то препятствия? Эта техника помогает проанализировать свой опыт, скрытые ресурсы, которые вы не замечаете.
Техника: «Рисуем цель»
Как часто вы думаете о том, куда идете, пересматриваете список целей на будущее? Вы вообще знаете свои мечты? Хорошо зарабатывать, иметь семью – не цель, а средство достижения. Смотрите глубже, для чего вам нужны деньги, похудеть на 40 кг, родить ребенка? Что стоит за этими образами, чего вы на самом деле хотите? Попробуйте ощутить цель физически, насколько она сложна или легка, какие препятствия стоят у вас на пути. Затем нарисуйте ее в деталях и себя рядом с ней, рисунок повесьте на видном месте как напоминание, куда вы идете.
Арт-терапевтическая техника: «Произвольный рисунок»
Если не хотите напрягаться, есть техника для ленивых – произвольное рисование. Все, что от вас нужно – включить медитативную музыку, закрыть глаза и закрашивать листок произвольными линиями, штрихами, кружочками, рисуя любые каракули и отсебятину. Не старайтесь, будьте расслабленными, слушайте интуицию. Когда закончите – изучите полученный «шедевр», найдите в хаосе линий цельные картинки и закрасьте их любым цветом. Это могут быть предметы быта, одежды, люди, животные. Подумайте, о чем они говорят, что для вас значат, с чем ассоциируются. Возможно, подсознание дает вам подсказку, если нет – хотя бы поднимите себе настроение.
Техники арт-терапии можно усложнять, используя пластилин, соленое тесто, кусочки ткани, картинки из журналов, бусинки и газеты. Необязательно рисовать – делайте коллажи, лепите скульптуры из глины, шейте картины из бисера. Важно, чтобы процесс доставлял удовольствие, помогал лучше понять себя, свое настроение и цели на будущее. Отпустите фантазию, не ставьте никаких рамок, слушайте себя и созидайте. Увидите, это работает!
Техники арт-терапии для знакомства с собой и укрепления самооценки
- Опубликовано 14.08.2019г.
Техники арт-терапии для знакомства с собой и укрепления самооценки
Когда я работаю с клиентом впервые, естественно прошу его рассказать о себе и теме своего обращения. Кто-то активно начинает говорить сразу и много, кому-то нужна моя помощь, чтобы разговориться с первых же минут. Но очень часто я сталкиваюсь с тем, что когда прошу будь то взрослого, или подростка, ответить на два простых вопроса “Кто Я?” и “Какой Я?”, у людей это вызывает ступор.
Слышал ли ты хотя бы один раз в своей жизни о том, что необходимо любить и принимать себя? Наверняка, слышал. Но можно ли говорить о любви и принятии себя, когда с собой не знаком?
Ну что же, предлагаю познакомиться с собой при помощи техник арт-терапии. Поехали!
Техника “Мужское и женское во мне”
Для проведения необходимы:
Любой чистый лист бумаги.
Что-нибудь пишущее на выбор (ручка, карандаш, цветные карандаши и т.п.)
Введение в технику
Каждый из нас обладает определенным набором личностных качеств.
Некоторые из них принято считать более женскими, некоторые мужскими.
Для примера, к женственности можно отнести мягкость речи, служение, доброту, эмоциональность и т.п. Мужественность больше ассоциируется с целеустремленностью, способностью брать на себя ответственность, агрессивностью, настойчивостью и т.п. Многие из этих качеств есть в каждом из нас в том, или ином соотношении.
И сейчас я предлагаю тебе взять чистый лист бумаги и приступить к выполнению своего первого задания.
Инструкция
1. На листе бумаги напиши предложение “Я — (и далее что угодно о себе от души)”.
3. Возле каждого из растений напиши, какое оно, опиши его, как можно подробнее.
3. После проделанной работы посмотри на свой рисунок. Есть ли у тебя понимание, что описывая свой рисунок, ты писал о себе?
4. Вернитесь к своему первому предложению о себе и дополни его словами-описаниями, которые ты присвоил нарисованным тобой растениям. Естественно слова нужно склонить в правильный род, и прочувствовать, что ты пишешь действительно о себе.
5. Допиши в конце своего предложения: “Я — есть Я. Я себя люблю”, — и прочитайте его громко вслух.
6. В завершении, побудь в роли селекционера и скрести нарисованные тобой растения в одно уникальное. Что это будет? Изобрази.
7. Перенеси свой новый рисунок в блокнот, или ежедневник, который всегда у тебя под рукой, перенеси туда также фразу, которую ты получил о себе в итоге. Это — твоя самопрезентация и твоя опора в минуты растерянности и поиска себя.
Ты — есть ты! Люби себя! Ты уникален!
Техника “Черты характера”
Для проведения необходимы:
Любой чистый лист бумаги.
Ручка.
Введение в технику
Характер человека — это совокупность всех психических и духовных свойств, которые проявляются в его поведении. Базой для формирования характера является темперамент человека, который врожденный и отражает свойства нервной системы. Но люди, обладающие сравнительно одинаковым темпераментом, могут владеть разными чертами характера, так как он, характер, — это больше нечто социальное, что формируется в результате взаимодействия с другими людьми. В этом упражнении у тебя будет возможность познакомиться ближе с чертами своего характера, чтобы понять, над какими ты хочешь и готов работать.
Инструкция
1. Возьми чистый лист бумаги и раздели его на три колонки. Первую колонку назови “У меня есть черты характера, такие как”, вторую назови “Другие люди думают, что у меня есть черты характера, такие как”, третья колонка будет называться “Я хотел бы развить в себе черты характера, такие как”. И перечисли в каждой колонке все черты, которые будут ей соответствовать, абсолютно все: и положительные и отрицательные.
2. После того, как ты проделаешь предыдущее упражнение, возьми новый чистый лист бумаги, нарисуй на нем большое солнышко с лучиками и в средине этого солнца пропиши еще раз все-все свои сильные черты характера по твоему мнению и по мнению окружающих тебя людей. А на каждом лучике своего солнышка обозначь по одной черте, которую ты хотел бы в себе улучшить, усилить, или развить с нуля.
Например, если ты решил вырабатывать в себе пунктуальность, запланируй себе для начала, в какое одно место ты не будешь опаздывать на этой неделе.
Техника “Мои успехи”
Для проведения необходимы:
Любой чистый лист бумаги.
Ручка, карандаши, или фломастеры.
Введение в технику
Успехи и личностные достижения человека — это один из факторов, которые повышают его самооценку. В своей практике я очень часто сталкиваюсь с необходимостью применения различных техник для укрепления самооценки и веры в собственные силы. Да что там скромничать, я и сама веду на регулярной основе “Дневник успеха”, он является моим ресурсом, и неоднократно выручал в минуты падения духом.
Инструкция
1. Сядь в спокойной обстановке, закрой глаза и начинай вспоминать, что тебе хорошо удавалось в жизни. Начни из самых ранних воспоминаний. Возможно, тебе говорили о том, что ты рано научился читать, у тебя были какие-то достижения в школе, тебе легко удавались какие-то вещи, за что тебя хвалили, и чем ты мог похвастаться. Дальше вспомни свои более зрелые достижения, свои знания, которые тебе удалось получить, дипломы, сертификаты. Вспомните первые деньги, которые ты заработал, перечисли все нажитое тобой. Припомни места, которые ты посещал, людей, встреча с которыми была для тебя подарком судьбы… Представь, словно ты сейчас гуляешь по прекрасному саду, в котором, каждый плод — это твои жизненные достижения. Какие-то из них — прекрасные налитые яблоки, а на каком-то кустике многочисленные маленькие ягодки, где-то вырос на пенечке всего один гриб, а где-то растет удивительное дерево с прекрасными плодами, которого и в природе то нет, но в твоем саду оно есть, оно твое, оно особенное. Почувствуйт запах этого сада, рассмотри его краски, растворись в нем и побудь несколько минут.
Техника “Цветок самоуважения”
Для проведения необходимы:
Любой чистый лист бумаги, ручка, или карандаш (можно использовать цветные карандаши и фломастеры)
Введение в технику
Данная техника поднимает внутренние и внешние ресурсы. Самоуважение, в первую очередь, помогает утвердиться в понимании себя, собственной позиции, и в отстаивании своих границ.
Инструкция
1. Предлагаю вам изобразить на бумаге центр цветка, который будет символизировать вас.
2. Вокруг этого центра нарисуйте лепестки, каждый из которых будет олицетворять что-угодно, из чего состоит ваше самоуважение. Это может быть как что-то внутреннее, например, способность себя мобилизовать к действиям, — так и внешнее, к примеру, помощь ваших близких.
Повторяй понравившиеся упражнения 1 раз в месяц, и положительные перемены в твоей жизни не заставят себя ждать!)
Как выразительная арт-терапия и техники помогают лечить клиентов
Выберите специализациюВсе программы—————— Консультирование: AllКонсультирование: Клиническое консультирование по вопросам психического здоровьяКонсультирование: Судебно-медицинское консультированиеКонсультирование: Брак и семейная терапияКонсультирование: РеабилитацияКонсультирование: Школьное консультированиеКонсультирование: Злоупотребление психоактивными веществами и зависимость——————Прикладной анализ поведенияСемья и развитие человекаПсихология и поведение ЗдравоохранениеСоциальная работа
Выберите свой уровень образованияДиплом средней школыSome CollegeAssociate DegreeСтепень бакалавраМагистратураДокторская степень
Select Your State– Outside of U. S.AlabamaAlaskaArizonaArkansasCaliforniaColoradoConnecticutDelawareDistrict of ColumbiaFloridaGeorgiaHawaiiIdahoIllinoisIndianaIowaKansasKentuckyLouisianaMaineMarylandMassachusettsMichiganMinnesotaMississippiMissouriMontanaNebraskaNevadaNew HampshireNew JerseyNew MexicoNew YorkNorth CarolinaNorth DakotaOhioOklahomaOregonPennsylvaniaPuerto RicoRhode IslandSouth CarolinaSouth DakotaTennesseeTexasUtahVermontVirginiaWashingtonWest VirginiaWisconsinWyoming
Бывают случаи, когда слова не могут полностью выразить проблему, чувство, мысль или проблему. Творческая деятельность помогает получить доступ к интуитивным, эмоциональным и невербальным аспектам разума.
По данным Международной ассоциации терапии экспрессивных искусств IEATA, «Выразительные искусства сочетают в себе изобразительное искусство, движение, драму, музыку, письмо и другие творческие процессы, способствующие глубокому личностному росту и развитию сообщества». Выражение возникает, когда клиент рисует картину, рисует, создает коллаж, танцует или поет песню. Когда клиенты позволяют себе смеяться, расслабляться и расслабляться, они могут испытать облегчение, что помогает уменьшить депрессию, тревогу и стресс.
Цель изобразительного искусства — передать недоступные эмоции и обработать их. Думайте о мыслях и чувствах как об энергии. Захваченную энергию можно направить через творческую деятельность и высвободить. В отличие от традиционного искусства, экспрессивное искусство не сводится к созданию красивой картинки. Хотя в итоге можно получить красивое произведение искусства. В центре внимания этой техники находится процесс выражения, а не готовый художественный продукт.
Согласно исследовательской статье Jensen & Bonde (2018), опубликованной в Perspectives of Public Health , «Исходя из растущих данных о том, что искусство является инструментом улучшения психического здоровья, и в соответствии с глобальными проблемами в области здравоохранения, мы предлагаем сделать совместные художественные мероприятия и клинические художественные вмешательства более доступными. в медицинских и социальных условиях. Хорошо задокументировано, что такие действия могут использоваться в качестве немедицинских вмешательств для укрепления общественного здоровья и благополучия».
Техники выразительного искусства могут быть предложены на групповых или индивидуальных консультациях. Наиболее эффективно, когда у клиента есть интерес к творчеству. Выразительные художественные техники можно сочетать со многими формами психотерапевтического лечения. Некоторые из них являются психоаналитическими, когнитивно-поведенческими или гуманистическими. Творческие методы могут помочь клиентам от детей до пожилых людей. Его можно найти в лечении злоупотребления психоактивными веществами, горя, посттравматического стресса, деменции, проблем с физическим здоровьем, в конце жизни и т. д.
Искусство содержит пространство для преображения
Роль консультанта состоит в том, чтобы создать безопасное пространство для самовыражения клиента. Это начинается с комнаты и открытого и принимающего отношения консультанта. Лучше всего предоставлять клиентам на выбор различные творческие инструменты и материалы.
Клиент сам решает, сколько он хочет выразить, каким методом и когда. Если работа кажется слишком сложной, предложите клиенту отложить рисование в сторону. Клиент решает с помощью консультанта, когда возобновить работу. Страница, бумага или комната, где создается искусство, удерживают пространство для клиента, как это делает консультант на любом сеансе психотерапии. По этой причине творчество вашего клиента может быть безопасным местом для исцеления и принятия внутренней боли.
Использование изобразительного искусства с детьми
Дети часто не владеют вербальным языком для выражения своих чувств или мыслительных процессов, необходимых для понимания сложных или абстрактных понятий. По этой причине дети нередко не могут обсудить то, что они чувствуют, или полностью описать ситуацию. Методы экспрессивного искусства дают детям возможность высказаться и участвовать во всех формах терапии, включая семейную терапию.
Из Справочник по арт-терапии Малькиоди (2003): «Разговор в конце сеанса о готовых произведениях искусства важен, и поощрение ребенка к общению полезно по двум причинам: (1) это помогает ребенку выражать мысли, чувства и переживания через искусство выражение и повествование; и (2) это помогает терапевту лучше понять ребенка и обеспечить наилучшее вмешательство от имени ребенка. С детьми, которые сопротивляются разговору, художественное самовыражение может быть способом облегчить разговор посредством рассказывания историй, притворства и игр. На самом деле, большинство детей не знают, что означают их художественные выражения, но могут с помощью терапевта разработать образные рассказы об элементах рисунка или картины, которые многое раскрывают об их чувствах, восприятии и мировоззрении».
Как преодолеть сопротивление
Люди часто ассоциируют экспрессивную арт-терапию или техники с художественным классом, местом, где их когда-то оценивали по их творчеству. Нет ничего необычного в том, чтобы испытывать сопротивление у подростков или взрослых клиентов, когда вы впервые знакомите их с выразительными художественными приемами.
В таких случаях полезно обучать клиентов выразительному искусству. Сообщите им, что речь идет не о том, чтобы сделать красивую картинку. Целью этого вида лечения является облегчение или уменьшение симптомов, таких как тревога, депрессия, травма, бессонница или хроническая боль. Экспрессивная арт-терапия — это процесс, а не результат.
Некоторые консультанты также могут испытывать тревогу или сопротивление использованию творческих искусств или чувствовать, что это только для консультантов, которые являются артистичными. Для консультантов важно оценить собственный уровень комфорта, прежде чем предлагать экспрессивные художественные техники своим клиентам.
Помните, что клиенты также улавливают эмоции своего консультанта. Если ваш клиент инициирует дискуссию или привносит творческое искусство в рамках сеанса, консультанту может потребоваться рассмотреть возможность включения этого в свою совместную работу или направить клиента к терапевту, который использует выразительные художественные техники.
Нормализация игр и развлечений
Возвращение в игровой режим может напомнить клиентам их детство, включая радость, но также и травму, которую они могли пережить. Нормализуйте эти чувства и переживания. Когда всплывают травмы, обращайтесь к каждому случаю.
Взрослые и подростки часто зацикливаются на слове «играть». Некоторые люди чувствуют себя глупо или неловко, будучи творческими, и говорят о том, что чувствуют себя ребячливыми. Как терапевт, вы можете переосмыслить креативность с помощью когнитивной терапии.
Один из способов проявить творческий подход к пожилым людям, которые наслаждались детством, — это сказать: «Разве не хорошо вернуться в то время, когда игра была веселой?» Другим напомните, что игра важна для всех, а не только для маленьких детей. Убедите их, что взрослому весело проводить время – это нормально. Веселье повышает способность справляться с трудностями и снижает уровень стресса.
Как и в жизни, клиенты могут понять, что если они будут продолжать чувствовать дискомфорт, с ними все будет в порядке. Напомните клиенту, что речь идет не о создании произведения искусства, а о поиске выхода для чувств. Нет правильных или неправильных способов сделать это. Научите их фактам. Творчество и игра помогают расслабиться, расслабиться и открыться новым возможностям. Если вам или клиенту нужно назвать это другим словом, продолжайте, но не отказывайтесь от концепции.
Техники выразительного искусства помогают клиентам
Определить и рассказать о чувстве – Клиент может использовать творческую деятельность, чтобы выразить гнев, депрессию или печаль внутри. Искусство помогает сдерживать эти эмоции и разбивать их на мысленно усваиваемые фрагменты, которые можно выразить словами. Люди находят исцеление, рассказывая свои истории по-другому, что уменьшает симптомы травмы.
Отвлечение от симптомов депрессии, беспокойства, гнева или стресса – Когда человек занимается творчеством, это отвлекает его от негативных мыслей и физической боли. Это может иметь успокаивающий эффект и может быть использовано для саморегуляции болезненных эмоций.
Повышает навыки решения проблем – Когда клиенты находят разные материалы и организуют их по-новому, они узнают, что есть много способов решить вопрос или проблему. Бывают случаи, когда клиенты благодаря своей творческой работе находят решения проблем в своей жизни.
Улучшение концентрации и памяти – Творческие занятия помогают клиентам сосредоточиться, удерживая внимание на деятельности в настоящий момент. Когда клиент осознанен в творческой деятельности, он или она испытывает чувство безвременья или расширенное ощущение времени. Клиент может сказать: «Куда ушло время?» Именно в эти моменты происходит наибольшее исцеление, потому что клиент поглощен действием. Клиент возвращается к этому моменту обновленным и освеженным.
Помогает когнитивной обработке – Клиенты, которые определяют чувства, мысли и идеи, которые когда-то были вне их досягаемости, могут интегрировать этот опыт и двигаться вперед. Творческое искусство помогает клиентам, переживающим невзгоды, обрабатывать эти невыразимые переживания и систематизировать их в мозгу.
Сертификаты экспрессивной арт-терапии
Любой, кто имеет степень магистра в области консультирования, может использовать творческие художественные техники в своей работе. Человек с таким уровнем опыта может сказать, что он использует выразительные художественные приемы. Неэтично заявлять, что вы «экспрессивный арт-терапевт», не имея надлежащего образования и подготовки.
Если вы хотите узнать больше о экспрессивной арт-терапии, узнайте в своем штате, какая квалификация требуется для того, чтобы стать экспрессивным арт-терапевтом. IEATA заявляет: «Чтобы стать зарегистрированным экспрессивным арт-терапевтом, член Международной ассоциации терапии экспрессивными искусствами должен соответствовать строгим критериям, включая образование, опыт, продемонстрированные компетенции, личное участие в терапии экспрессивными искусствами и рекомендательные письма, а также согласиться соблюдать наши Этический кодекс REAT».
Их конкретные требования можно найти здесь на их веб-сайте.
Лиза Хатчисон, LMHC
Писатель и эксперт
Лиза Хатчисон, LMHC, является лицензированным консультантом по психическому здоровью штата Массачусетс. Она работает для профессионалов, которые хотят лечить и предотвращать усталость от сострадания. Обладая более чем 18-летним опытом психотерапии, она помогает своим клиентам самоутверждаться, устанавливать границы и улучшать свои навыки преодоления трудностей. Ее специальность — уменьшение стресса, беспокойства и депрессии, а также расширение реалистичных методов заботы о себе для тех, кто помогает другим. Психологический совет г-жи Хатчисон был показан в Reader’s Digest и Huffington Post . Ее статьи были опубликованы во многих журналах, в том числе Grief Digest и Today’s Caregiver .
Лиза — автор бестселлера « Я наполню свою чашу: журнал для сострадательных помощников» и преподаватель NetCE. Ее последняя публикация в разделе непрерывного образования называется «Установление этических ограничений для заботливых и компетентных специалистов». Она преподавала творческое письмо в колледжах и представляла границы для сострадательного помощника; использование выразительного искусства для лечения горя, беспокойства и депрессии; вдохновляющие и мотивационные темы; и техники креативного письма.
Терапия творческим искусством: примеры и вмешательства
Авторы статей (для консультаций по танцевальной, музыкальной и арт-терапии):
Рэйчел Вагнер-Кантин, LCPC, BC-DMT
Алисса Уилкинс, MT-BC
3
2 Eleni S. Liossis, Psy.D., ATR, LPC
В предыдущем посте мы рассмотрели общий термин «творческая терапия искусством» , а также шесть типов творческой художественной терапии, которые подпадают под этот термин ( которые далее в этой статье будут называться CAT). В этой статье приведены примеры вмешательств, используемых на сеансах, чтобы помочь вам лучше понять CAT.
О чем следует помнить
Как упоминалось в предыдущей статье, существует много общего между типами CAT . Таким образом, многие из упомянутых вмешательств аналогичны .
Цель CAT не в том, чтобы сосредоточиться на создании высококачественных продуктов или представлений на сеансах, а в том, чтобы решать физические, эмоциональные, когнитивные и социальные проблемы посредством художественного процесса . Другими словами, акцент делается на процессе, а не на продуктах. Вот почему каждый может получить пользу от участия в CAT , независимо от того, считает ли он себя художественно талантливым или нет!
Эта статья касается только некоторых вмешательств, которые могут быть использованы творческими психотерапевтами. Одна замечательная вещь в том, чтобы быть творческим арт-терапевтом, — это «творческая» часть названия! Обычно мы сами весьма креативны и склонны постоянно придумывать инновационные способы работы с клиентами в дополнение к традиционной беседе.
Говоря о терапии беседой, выбор терапевта по творческим искусствам для привлечения клиентов к вербальному анализу или общей беседе во время или после творческой деятельности зависит от нескольких факторов . Эти факторы включают в себя подготовку терапевта, его стиль и понимание того, что нужно клиенту в настоящий момент.
Арт-терапия
Вмешательства включают:
• Рисование
• Раскрашивание
• Рисование
• Фотография
• Создание цифрового искусства
• Sculpting
• Написание (например, поэзия)
• Коллекция и фото -коллаж
• Маска
• Ювелирные изделия
• Создание кукол, фигурки и т. Д. искусство (например, ветки, листья, вода, грязь, песок и камни)
Конкретные примеры вмешательств:
• Терапевт предлагает клиенту нарисовать/создать контейнер, в котором будут храниться нежелательные чувства или факторы стресса. Затем терапевт может обработать это вместе с клиентом, рисуя, записывая или используя свое воображение, чтобы поместить нежелательные вещи в контейнер.
• Терапевт предлагает клиенту создать объект заземления, который клиент может использовать для самоуспокоения при появлении симптомов тревоги, депрессии или стресса.
• Терапевт предлагает клиенту создать открытку, чтобы выразить то, что он хочет кому-то рассказать. Одна сторона выражает чувства через искусство, а другая сторона выражает чувства через письмо.
• Терапевт предлагает клиенту вылепить членов своей семьи из глины, а затем расположить фигурки так, чтобы они отображали семейную динамику. Это также можно сделать путем создания кукол или марионеток вместо глины.
• Терапевт предлагает клиенту создать коллаж из «слов, которыми нужно жить», выбрав слова и изображения из журналов или книг и/или созданные им самим слова или изображения, которые представляют их значения.
• Терапевт предлагает клиенту создать маску, чтобы исследовать аспекты себя и других.
Танцевально-двигательная терапия
Вмешательства включают:
• Отслеживание телесных ощущений (отслеживание того, что вы чувствуете в своем теле в настоящий момент)
• Использование управляемых развивающих двигательных моделей
• Использование органических движений для выражения внутренних мыслей, чувств и переживаний
• Воплощение конкретных воспоминаний или моментов из прошлого
Конкретные примеры вмешательств:
• Чтобы начать групповое занятие, участники сообщают свое имя и движение, которое выражает/представляет их текущий моментальный опыт и/или чувство. Группа отражает или имитирует движения каждого участника, чтобы установить связь и помочь каждому участнику почувствовать себя замеченным и признанным.
• Общий ритм с помощью музыки, голоса и движений используется для создания межличностной связи, повышения осознания настоящего момента и помощи в индивидуальном регулировании энергии и эмоций. Это может быть использовано в индивидуальной или групповой терапии.
• Терапевт инструктирует клиента найти позу, которая отражает его текущий опыт. Затем терапевт помогает клиенту отметить точки соприкосновения его тела с объектом (например, спиной к стене, копчиком на полу или руками на одежде или одеяле).
• Клиенту предлагается свободно и открыто перемещаться по пространству, прислушиваясь к внутренним импульсам движения или неподвижности. Терапевт служит свидетелем движений клиента и отслеживает внутренние реакции (мысли, чувства, ощущения) на движения клиента. Терапевт и клиент занимаются вербальной обработкой своего опыта экспрессивного движения.
Драматическая терапия и психодрама
Как упоминалось в предыдущей статье, драматическая терапия и психодрама больше похожи, чем различаются . Поэтому в этой статье они объединены для краткости.
Вмешательства включают:
• Ролевые игры
• Рассказывание историй
• Изготовление масок
• Создание и/или игра с куклами, марионетками, фигурками и т. д. и игры
• Использование уже существующих пьес или других драматических произведений
• Создание оригинальных пьес или других постановок
Конкретные примеры вмешательств:
• Во время сеанса клиенту предлагается использовать драматическое разыгрывание, чтобы выбросить ненужные вещи в воображаемую коробку и уничтожить или убрать коробку таким образом, чтобы он почувствовал облегчение
• Терапевт приглашает клиента сыграть роль кого-то, кто любит его, и берет у него интервью в этой роли, чтобы изучить различные вещи, которые могут помочь клиенту (например, сильные стороны клиента и какой совет может дать ему любимый человек)
• На групповом сеансе клиенты по очереди добавляют предложение к импровизированному рассказу и обсуждают, как они относятся к рассказу, когда он будет завершен. роли через драматические действия (например, монологи, диалоги, творческое письмо, движения и т. д.)
• Терапевт предлагает клиенту выбрать фигурки и воссоздать кошмар в лотке с песком, но изменить концовку таким образом, чтобы клиент мог
• Клиент выбирает других членов группы для представления членов семьи и инструктирует их, как позировать для создания скульптуры неподвижной сцены из семейного события, а затем члены группы исследуют эту сцену с помощью импровизационной драмы
• Во время группового сеанса , клиенты входят в сцену по одному и работают вместе, чтобы создать движущуюся машину, используя свои тела для перемещения относительно друг друга
• На сеансе групповой терапии клиент выбирает проблему, которую хочет разыграть, и членов группы, представляющих людей. или вещи, связанные с проблемой во время импровизированной драматической сцены
• Использование уже существующей пьесы или создание оригинальной пьесы во время групповых занятий для изучения ролей, ценностей, проблем, разрешения конфликтов и т. д.
Музыкальная терапия
Вмешательства включают:
игра на музыкальных инструментах
• Создание музыки (например, написание песен, сочинение или импровизация музыки)
• Восприимчивый музыкальный опыт (например, прослушивание музыки или релаксация с помощью музыки)
• Музыка и движение (например, использование живой музыки для стимулирования определенной двигательной реакции)
Конкретные примеры вмешательств:
• Терапевт предоставляет возможность для взаимных и совместных взаимодействий посредством игры на инструменте
• Клиенты делятся опытом, сходствами и различиями посредством группового написания песен или прослушивания музыки
• Клиенты практикуют лидерские навыки, музыкальный ансамбль
- Клиент и терапевт создают музыкальный плейлист, чтобы помочь уменьшить тревогу или облегчить боль
• Терапевт помогает клиенту выразить свои чувства, желания и потребности посредством написания оригинальных песен и музыкальных композиций. сферы потребностей
• Клиенты слушают музыку, чтобы определить эмоциональный характер песни, а также свою личную реакцию на мелодию, ритм и текст
• Клиенты играют на инструментах, таких как гармоника и духовые инструменты, для улучшения моторики механизмы, участвующие в речи
• Терапевт помогает клиенту улучшить артикуляцию и беглость речи с помощью пения
- Члены группы практикуют социальный обмен и двусторонний разговорный обмен с помощью песни или игры на инструменте
• Терапевт ведет клиента к игре на инструменте для работы над мелкой и крупной моторикой
- Клиенты участвуют в музыкальных и двигательных упражнениях, когда терапевт подсказывает определенные моторные навыки с помощью живой музыки
• Терапевт сочетает музыку с сенсорными данными, чтобы помочь клиенту более эффективно управлять своим мозгом и телом
• Терапевт предлагает релаксацию под музыку, чтобы помочь в регулировании, уменьшении беспокойства и общем самочувствии
Поэтическая терапия (она же библиотерапия)
Вмешательства включают:
• Написание стихов
• Письменное творчество
• Чтение или прослушивание ранее существовавших стихов или других произведений
Конкретные примеры вмешательств:
• Терапевт предлагает клиенту написать стихотворение или рассказ, чтобы выразить беспокойство или чувства
• Во время группового сеанса клиентам предлагается вместе составить стихотворение, по очереди добавляя слово или предложение.