Арт-терапия для детей
Арт-терапия – это метод психологической коррекции, направленный на гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка посредством самореализации в искусстве. Эффективность метода для детей и подростков подтверждена множественными исследованиями.
Пара слов об истории арт-терапииС точки зрения психоанализа в основе терапии искусством лежит механизм сублимации. Это когда негативные и социально неприемлемые импульсы преобразуются в положительные, приемлемые. Сублимацию изучали многие психологи и психоаналитики, включая Зигмунда Фрейда. Он же первым заговорил о благотворном влиянии творчества на душевное состояние человека, включая детей и подростков.
Целенаправленно арт-терапию в работе с детьми начал применять британский психолог и художник Адриан Хилл. Его пациенты рисовали картины, пели, танцевали. Он разработал ряд практик, позволяющих в считанные месяцы устранять широкий спектр психологических расстройств, которые другие врачи безрезультатно лечили годами. Идеи Хилла развила Маргарет Наумбург, американский психолог и учитель.
Несмотря на то, что базовые методы художественной терапии разработаны еще в XIX веке, широкую известность практика получила только во второй половине XX столетья. Первая ассоциация арт-терапевтов появилась в США в 1969 году. В России общество арт-терапевтов основано в 1997-ом. За последние два десятилетия терапия искусством развилась в полноценное и самостоятельное направление психотерапии, эффективность которого доказана экспериментально(2).
Что дает художественная терапияАрт-терапия, как и другие направления психологической коррекции, ставит перед собой цель научить человека справляться с ситуациями, которые вызывают у него трудности. Это может быть фобия, комплекс, низкая социальная адаптивность, затяжная депрессии, сопровождающаяся падением производительности и угасанием жизненного потенциала.
Все средства и методы арт-терапии направлены на то, чтобы человек в процессе занятий со специалистом пересмотрел свой взгляд на те или иные ситуации, выработав адекватную модель поведения. Глобально в этом нет никакого откровения, аналогичным образом работают все практики социальной психологии. Детские психологи, коррекционные педагоги, логопеды – их работа преследует ту же самую цель.
Творчество, как созидательная деятельность, развивает мышление и поддерживает интеллектуальные способности ребенка, повышает психологическую устойчивость и адаптивность, высвобождает конструктивный потенциал. Здесь ключевую роль играет профессионализм специалиста, который проводит занятие. Порисовать дома в блокноте – это не то же самое, что выполнять специальные упражнения под руководством опытного арт-терапевта.
Задачи арт-терапии:- устранить эмоциональное напряжение (стрессовое состояние) и сопутствующие симптомы;
- научить человека правильно взаимодействовать с самим собой и с другими людьми;
- трансформировать негативные импульсы, идеализации и реакции в позитивные, созидательные;
- убрать комплексы, фобии и прочие нарушения психоэмоционального характера, с которыми человек не может справиться сам;
- раскрыть творческий потенциал человека, буквально научить его видеть красоту окружающего мира.
С точки зрения общей концепции арт-терапия для детей не отличается от арт-терапии для взрослых. В обоих случаях применяются схожие практики, потому что механизмы взаимодействия индивида и общества формируются в детстве и остаются неизменными на протяжении жизни. Однако их можно скорректировать, если изначальные установки неверны.
Арт-терапевты работают с детьми, страдающими от ДЦП, аутизма, нарушений моторики и зрения. Это направления гораздо шире, оно помогает не только при психосоматике(3). В самых общих чертах любое занятие по художественной терапии можно разделить на пять компонентов:
- Диагностика. Специалист анализирует состояние пациента. Если подоплека проблемы неочевидна, он вскрывает ее. Если проблем несколько, они расставляются по приоритетам. Важно, чтобы специалист правильно позиционировал проблемы и их предпосылки самому пациенту.
- Коррекция. Специалист вместе с пациентом определяют практики художественной терапии, которые будут оптимальны конкретно в этом случае. Рисование, лепка в гипсе, куклотерапия – каждое направление предлагает десятки методик и упражнений. Но не каждое может дать требуемый эффект, все случаи индивидуальны.
- Развитие. Помимо коррекции поведенческих установок и реакций, терапия искусством помогает развивать сильные стороны человека и нивелирует слабые. Опять же – будь то ребенок или взрослый, мужчина или женщина, психологическая устойчивость важна для каждого из нас.
- Удовольствие. Это ключевое отличие художественной терапии от большинства альтернативных методик. Рисуя, танцуя, выполняя упражнения песочной или фототерапии, человек испытывает положительные эмоциональные переживания. Ему нравится это делать.
- Психотерапия. Это не отдельный этап. Психологическая поддержка от специалиста начинается с момента знакомства с пациентом. Все действия арт-терапевта с самого начала направлены на избавление человека от тревог и страхов, от которых сам он избавиться не может.
Нормализация социальной адаптации ребенка – эффект арт-терапии, который присутствует вне зависимости от основной цели. Он выражается повышением уверенности в себе и выработкой устойчивого умения самостоятельно и сразу решать возникающие проблемы.
Отличие арт-терапии от художественного творчестваЭто широко распространенный миф, что никакой разницы нет. На самом деле, разница концептуальная и она определяется результатом деятельности. В случае с творчеством, цель – предмет искусства. Не обязательно шедевр. Композитор пишет музыку, чтобы получить гармоничную последовательность звуков, которая будет высоко оценена его коллегами и слушателями. Или которую можно будет продать.
Чтобы рисовать на занятиях по арт-терапии, не нужно быть художником. Тут даже азы художественного образования не нужны. Потому что цель – не получить картину, а самореализоваться, сублимировать деструктивные желания. В зависимости от конкретного упражнения зачастую у человека нет необходимости задумываться о сочетании цветов. Он проецирует, преображает и перерабатывает свои эмоции.
Арт-терапевт не оценивает результат деятельности пациента. Для него не важно, насколько красивой получилась картина или скульптура. Важна степень раскрытия личности. По результату деятельности пациента специалист понимает, насколько тот осознал свою проблему и насколько он ее решил для себя.
Принципы терапии искусствомПрежде чем мы разберем конкретные виды и методы арт-терапии, определим ее концептуальный базис. Это установки, которые лежат в основе всех методик художественной терапии и во многом применимы к психологии в целом(4):
- Свободное творчество. Ребенку не нужно спрашивать у терапевта, как правильно делать, или как нужно делать. Здесь не может быть плохого или неправильного результата. Неважно, насколько результат эстетичен. Ребенок делает так, как хочет. Результат отражает его актуальное состояние, с которым работает специалист.
- Преодоление барьеров. В первую очередь это стеснение. Специалист поможет сделать первый шаг. В дальнейшем ему необходимо научиться самостоятельно преодолевать сдерживающие факторы. Это и правда сложно – раскрываться перед другими людьми. Но в арт-терапии это проще, потому что упражнения легко воспринимать как игру.
- Осмысление результатов. Не только специалист оценивает результат деятельности пациента. Он и ребенка учит понимать, какой во всем этом заложен смысл. Потому что смысл всегда есть. Просто он не всегда очевиден.
- Постижение себя. Этот принцип еще называют «инсайтом». Специалист лишь направляет пациента, но не решает его проблему. Ребенок делает это сам. В этом конечная цель любой психологической практики – осознание и принятие необходимости перемен. И не нужно стесняться того, что это трудно. Это действительно трудно, для всех.
Есть методики, которые применяют только со школьниками, другие разработаны специально для студентов. Существуют специализированные курсы для людей пожилого возраста. Разница в упражнениях определяется разницей в восприятии, обусловленной спецификой социальной роли. Но базис неизменен, как и цель – избавиться от стресса, психологических зажимов, депрессий, неуверенности.
Виды арт-терапииХудожественная терапия включает десятки методик, их число постоянно растет. Мы перечислим те, которые применяются как минимум двадцать-тридцать лет и эффективность которых подтверждена экспериментально в рамках научных исследований.
КуклотерапияМетод разработан канадским психологом Мэри Райт в начале XX века. В Советском Союзе основоположниками направления стали Ирина Медведева и Татьяна Шишова, которые практикуют и сейчас. Этот вид художественной терапии применяются для детей и взрослых с равной эффективностью.
Как понятно из названия, здесь используются куклы, имитирующие людей. Специалист разрабатывает сценарий, пациент отыгрывает определенную роль. Иногда отступление от роли допустимо. Цель куклотерапии – выработать умение правильно реагировать на определенные жизненные ситуации и избавиться от связанных с ними психологических барьеров.
Методика имеет игровую форму, поэтому проста в реализации и легко увлекает. С развитием сценария нарастает эмоциональная напряженность. В финальном акте эмоции достигают пика и выплескиваются в форме смеха, плача или другой реакции. Таким образом устраняются негативные переживания и снимаются психологические блоки.
Кукла выступает в роли посредника между психологом и пациентом. Так ребенку проще воспринимать указания специалиста. И это отлично работает не только с детьми. Цель – убрать негативные переживания, дать новый позитивный опыт для той же ситуации. Это позволяет устранить конфликтность и нерешительность, нормализовать социальное взаимодействие.
- Инструменты метода: пальчиковые куклы, марионетки, бумажные и тканевые, традиционные, ростовые, слепленные из пластилина.
- Когда применяется: при поведенческих нарушениях и нарушениях психофизического развития, при аутизме, умственной отсталости, слуховых, зрительных и речевых дисфункциях, при проблемах с опорно-двигательным аппаратом.
Относительно новый метод, в основе которого – концентрация на фотографии. Фотографии делятся на два типа – подготовленные заранее и сделанные пациентом только что. Акцентируя внимание человека на деталях, специалист оценивает его эмоциональное состояние. Фотографии привязываются к определенным событиям.
На фотографиях может быть изображено что угодно, это зависит от методики конкретного специалиста. Чаще всего фотографируются явления природы и бытовые ситуации, люди. Есть упражнения, на которых фотографируется пациент (это практики для взрослых). За сеанс делается несколько фото. Арт-терапевт, обращая внимание пациентана те или иные нюансы кадра, фокусирует его на приоритетных психологических проблемах.
Обычно комбинируются разные типы фотографий. Пиковой точкой занятия становятся фото, сделанные пациентом. Они говорят о человеке не меньше, чем картина, нарисованная его рукой. Фототерапия имеет яркую творческую составляющую, поэтому терапевту относительно легко направить размышления человека в нужное русло. Практика работает начиная с подросткового возраста.
- Инструменты метода: заранее подготовленные и свежие фото, газетные вырезки, коллажи из журналов, цифровые архивы.
- Когда применяется: проблемы в отношениях с другими людьми, включая повышенную конфликтность, низкую социальную адаптивность, сложности при контактах с представителями противоположного пола, семейные проблемы.
Самый первый вид арт-терапии, именно с него начал Адриан Хилл. До сих пор остается наиболее популярным за счет мощного творческого ядра, простоты реализации и универсальности. В процессе занятия пациент рисует. Что рисовать – говорит арт-терапевт. Но как это рисовать – человек определяет сам.
Например, концептуальную значимость имеет выбор красок. Яркие и сочные тона говорят о положительном настрое, а пастельные – о тонком мировосприятии и высокой чувствительности. Работа с любым пластичным материалом стимулирует фантазию, направление которой во многом задается подсознательными мотивами. Среди этих мотивов и импульсов в большинстве случаев кроется источник проблемы.
Важно, чтобы человек не был ограничен в палитре. Специалист предоставляет ему десятки цветов и показывает, как их смешивать, чтобы получать новые тона. Обычно результатом занятия становится один рисунок. В финале курса из них составляется коллаж, который дает наглядное представление о личностном развитии пациента и позволяет четко, по шагам проанализировать пройденный им путь.
- Инструменты метода: акварель, гуашь и другие виды красок. Максимальное разнообразие цветов.
- Когда применяется: агрессивность, раздражительность, подавление негативных эмоции, неспособность самостоятельно сублимировать их в позитивном ключе, комплексы, семейные проблемы, трудности в самореализации, низкая самооценка, хронический стресс, фобии.
Еще один универсальный метод, который чаще используется в рамках групповой арт-терапии. В сравнении с изотерапией игротерапия еще проще с точки зрения реализации. Основной инструмент – настольная игра. Какая именно – зависит от проблемы и индивидуальных особенностей пациента.
В групповых курсах часто применяется что-то простое и эффективное, например – шарады или Дженга. Существуют сотни настольных игр разной степени сложности и глубины погружения, которые можно применять для задач игротерапии.
Настольные РПГ считаются высшим пилотажем среди арт-терапевтов. Это может быть классика вроде D&D или что-то специализированное, например – «Мир Тьмы». Преимущество таких игр в том, что они позволяют смоделировать абсолютно любые условия. Буквально скопировать конкретные жизненные ситуации из реального мира в мир вымышленный. И если персонаж игрока справится с проблемой, то и сам игрок сможет это сделать. Это практики для подросткового возраста и старше.
В игротерапии не используется только один тип ролевых настольных игр – те, где между игроками создается намеренная конфронтация. Например, «Мафия» и ее вариации. Такие игры создают конфликтные ситуации даже среди здоровых людей и в дружеской компании. Арт-терапевт не может управлять ходом такой игры, хотя реакции участников максимально наглядны и дают бесценные сведения для анализа.
- Инструменты метода: различные настольные игры, от Алиаса до ролевых систем вроде GURPS.
- Когда применяется: индивидуальная и групповая терапия широкого спектра психологических расстройств, включая низкую социальную адаптивность, агрессивность, социальные фобии, тревожность, отставание в развитии. Игротерапия применяется в комплексном лечении заикания и других нарушений речи.
Вербально-невербальная комбинированная практика художественной терапии, основанная на взаимодействии пациента с песком. Невербальный этап включает создание из песка заданной или произвольной композиции. Вербальный этап – анализ и обсуждение композиции с арт-терапевтом.
Песочная терапия не всегда подразумевает лепку из песка. Песок может быть сухой, человек будет просто выводить из него узоры на поверхности. Здесь существенную роль играют тактильные ощущения. Исследования показывают, что прикосновение песка к ладоням дает успокаивающий эффект и нормализует работу нервной системы(5).
В песочной терапии со взрослыми людьми чаще всего применяется очищенный морской или речной песок. Если проводится арт-терапия с детьми, предпочтительнее использовать кинетический песок. Это формовочный песок, который состоит на 98% из песка и на 2% из полимера. Он лучше держит форму и меньше липнет к рукам.
Помимо тактильных ощущений песок обеспечивает концентрацию на конкретной задаче. Методика сочетает мелкую моторику и воплощение фантазии в конкретных образах. Из всех видов арт-терапии песочная терапия дает самый быстрый релаксационный эффект.
- Инструменты метода: обычный или кинетический песок.
- Когда применяется: раздражительность, тревожность, СДВГ, сниженная концентрация внимания, ухудшение памяти на фоне хронического стресса, низкая самооценка, личностные комплексы, психологические травмы.
Исторически терапия музыкой появилась еще в начале XIX века. Но как самостоятельный психотерапевтический метод её начали применять только во второй половине века двадцатого. Сотрудники Гарвардского университета многие годы изучают музыкотерапию(6). Выделено два типа воздействий гармоничных звуковых вибраций на организм человека – физиологические и психологические.
Музыка меняет сердечный ритм, может устранять спазмы, способствует миорелаксации, комплексно влияя на двигательную активность. На уровне психологии музыкальные композиции вызывают определенные ассоциативные связи. Когда пациент рассказывает арт-терапевту о своих ассоциациях, специалист выстраивает модель миропонимания и мироощущения человека. Это позволяет выявить подсознательные проблемы.
Музыкотерапевтические методы делятся на две группы – активные и пассивные. Пассивный метод – это когда ребенок слушает определенные композиции. Активные методы включают пение, игру на музыкальных инструментах, разработку пациентом собственной композиции.
- Инструменты метода: музыкальные композиции, музыкальные инструменты.
- Когда применяется: стресс, тревожность, агрессивность, депрессия, когнитивный диссонанс, сниженная память, интеллектуальная и физическая работоспособность.
Метод терапии искусством подбирается под человека. Существует масса авторских практик, которые могут быть не менее эффективны, чем проверенные временем методики Хилла, Наумбург, Медведевой и Шишовой. Все они градируются по четырем классификационным группам признаков. Комбинация отдельных признаков на основе первичного анализа состояния человека позволяет определить практику, оптимальную в его случае.
- По виду искусства. Основной и самый сложный в определении критерий. Кому-то подойдет изотерапия, а кто-то начнет раскрываться только взяв в руки песок. Иногда игра на музыкальном инструменте безо всякой предварительной практики может давать ошеломляющие результаты. Зачастую может потребоваться экспериментирование с разными видами искусства.
- По вовлеченности в процесс. Типичные психологические практики основаны на пассивности пациента. В арт-терапии тоже есть пассивные методы, например – прослушивание музыки и рассматривание фото. Но есть и активные – танцы, настольные игры. Порой вовлеченность в процесс возрастает с течением курса.
- По числу участников. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми. Как и в случае с вовлеченностью, порой арт-терапевт начинает с частного подхода, а затем постепенно вводит ребенка в группу. Но это не всегда необходимо. Порой человеку проще сделать правильные выводы и озвучить их наедине со специалистом, которому он доверяет.
- По длительности курса. Нет курсов, включающих всего одно занятие. Специалисту нужно наблюдать состояние ребенка в динамике, подмечать перемены и эффективность методов, по необходимости перманентно корректировать их. Самые короткие курсы длятся не менее 1 месяца. Продолжительные занимают до 2 лет.
Отдельным блоком идет арт-терапия для педагогов. Это обучающие курсы, которые помогают учителям и преподавателям освоить специализированные прикладные методики. Такие методики позволяют упросить и ускорить усвоение материала обучающимися.
Примеры упражненийПовторимся, терапия искусством включает колоссальное разнообразие прикладных средств и методик. Есть типовые упражнения, есть адаптивные и авторские. Ниже в качестве примера мы приведем несколько популярных упражнений, которые были разработаны основоположниками арт-терапии и сегодня используются по всему миру.
Упражнение «Аватар»Цель: сформировать образ самопознания. На основании образа арт-терапевт может сделать первичные выводы о состоянии ребенка и определить приоритетные проблемы. Зачастую по подсказкам специалиста ребенок проводит анализ самостоятельно.
Ход работы: ребенку дают белый лист бумаги и карандаш или несколько карандашей. Задача – прямо сейчас или в течение определенного промежутка времени (день, два) найти и нарисовать объект, который он ассоциирует с самим собой. Не нужно точное повторение, но важно внимание к деталям. Интерпретацию рисунка осуществляет специалист совместно со своим подопечным.
Упражнение «Коробка счастья»Цель: выявить сильные и слабые стороны личности ребенка, определить его приоритеты и устремления. Одна из самых эффективных и универсальных практик, которая подходит для всех возрастов.
Ход работы: методика реализуется в двух вариантах. В обоих случаях перед ребенком ставится картонная коробка, а вокруг раскладываются либо предметы, либо карточки с написанными на них словами (качества, цели, общие отвлеченные понятия). Ребенку дается ограниченное время, чтобы он положил в коробку, скажем, десять предметов. Иногда это упражнение дается как домашнее задание. По предметам, которые сложены в коробку, арт-терапев определяет личностные черты и актуальное состояние своего пациента.
Упражнение «Арт-клякса»Цель: определить психологическое состояние ребенка и его мироощущение. Упражнение чаще всего используется для первичного анализа.
Ход работы: ребенок делает кляксу на листке бумаги красками, цвет не имеет значения. Затем листок сворачивается пополам, чтобы клякса отпечаталась симметрично на двух сторонах. Арт-терапевт спрашивает у ребенка, что он видит. Технически это упражнение – упрощенный вариант теста Роршаха.
Упражнение «Лепка ситуации»Цель: понять, что волнует ребенка в данный момент. Что для него важнее всего прямо сейчас. Одно из самых простых и вариативных упражнений.
Ход работы: арт-терапевт дает ребенку набор с пластилином разных цветов и просит слепить ситуацию. Ситуация задается, исходя из анамнеза. Например, специалист может попросить ребенка слепить папу и маму или своих друзей в детском саду. Цвета, размеры и форма фигур определяют отношение ребенка к конкретным людям из его окружения.
Упражнение «Мандала»Цель: комплексный самоанализ. Это одно из самых первых упражнений изотерапии, одно из самых популярных и самых эффективных. Существует множество авторских вариаций. Задача – получить изображение, которое характеризует не самого ребенка, а его актуальное состояние.
Ход работы: ребенок получает лист бумаги и письменные принадлежности. В классическом варианте дается один обычный карандаш, в усложненных авторских вариантах может использоваться целый набор цветных карандашей. Задача – нарисовать мандалу (арт-терапевт предварительно в общих чертах разъясняет, что это такое, круг с произвольным рисунком внутри). Мандалу можно рисовать не на бумаге, а на песке, или лепить из гипса, пластилина. Это универсальная практика, позволяющая при специализированном анализе выявить практически все грани личности и определить весь спектр психологических проблем.
Упражнение «Ловец снов»Цель: вскрыть подсознательные психологические проблемы. Одно из самых индивидуализированных упражнений. От арт-терапевта требуется значительный опыт и мастерство интерпретации.
Ход работы: специалист дает подростку произвольный набор предметов. Это могут быть веточки, нитки, перья, пластиковые трубочки, бумага. Возможен вариант, когда во время совместной прогулки человек сам собирает нужные предметы. Задача – сделать из этих предметов ловца снов. По форме ловца, использованным материалам и узорам арт-терапевт определяет истинные мотивы и устремления подростка, выявляет его комплексы и скрытые фобии.
Заключение – насколько эффективна арт-терапияМета-анализ специализированных исследований показал, что практически в 100% случаев арт-терапия дает статистически значимый результат(7,8). Эти практики эффективны, они помогают избавиться от многих психологических проблем. Зачастую арт-терапия выступает составной частью комплексного лечения.
Сложнее всего – найти специалиста. Недостаточно пройти онлайн-тренинг по арт-терапии, чтобы действительно помогать людям. Специалистов по данному направлению готовят высшие учебные заведения, где в рамках обучающего курса назначается обязательная практика. Выпускник получает не просто диплом и теоретическую подготовку, у него уже есть реальный опыт. Также целесообразно изучить отзывы об арт-терапевте на специализированных ресурсах и уже тогда принимать решение.
Ссылки на упомянутые исследования:- Art Therapy for Children: How It Leads to Change, Diane Waller.
- American Art Therapy Association. Research.
- Art Therapy for Psychosocial Problems in Children and Adolescents: A Systematic Narrative Review on Art Therapeutic Means and Forms of Expression, Therapist Behavior, and Supposed Mechanisms of Change, Liesbeth Bosgraaf.
- Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика, Кьелл Рудестам.
- Sympathetic overload: what is it and what can you do to fix it? Sydney Holistic Dental Centre.
- Healing through music, Beverly Merz.
- Systematic review and economic modelling of the clinical effectiveness
and cost-effectiveness of art therapy among people with non-psychotic
mental health disorders, Uttley L.
- Effectiveness of Art Therapy With Adult Clients in 2018 — What Progress Has Been Made? Dafna Regev.
Выбираем специальность: Арт-терапия
Блог
Учеба в Чехии (142)
Чехия. Взгляд изнутри (76)
Новости (141)
Библиотека (33)
Видео (8)
Фото (557)
Выбираем специальность: Арт-терапия
Говорят, что глаза — это зеркало души, а арт-терапию можно сравнить с «образом в окошке».
Люди сталкиваются с серьезными трудностями в семье, в общении и часто с самим собой. Взрослые очень часто сами понимают, что что-то происходит у них не так, но часто не знают, как найти выход из затруднительной ситуации. И когда они приходят на консультацию к психологу , то заранее готовы обсуждать свои проблемы и решать их. А дети приходят туда, где интересно, где им нравится, где их рады видеть. Они с удовольствием занимаются творчеством: сочиняют, лепят, рисуют. Этот приятный и не слишком травмирующий метод подходит для решения даже самых болезненных психологических проблем. Именно поэтому особенно хорошо арт-терапия подходит именно для детей.Это направление в психотерапии получило развитие в прошлом веке, когда остро возникла потребность в поддержке эмоционального состояния людей во многих странах мира. Есть такое мнение, что к специалистам по психологии обращаются «больные» люди, но это абсолютно не так. Личность стремится к саморазвитию, к самопознанию, а специалисты по арт-терапии помогают снять напряжение, раскрыть творческое начало, улучшить концентрацию и обрести вдохновение.
О специальности
Арт-терапия — это увлекательный и эффективный способ психологической помощи, который основывается на творчестве и игре для познания человеческой психики и внутреннего мира. Используются разные методы: живопись, графика, керамика и т.д. У арт-терапии нет цели развивать художественные навыки, чему учат в специализированных школах. Главное- смотреть на творение конкретного человека, как на форму общения и пытаться через него проанализировать личность .Арт-терапия помогает человеку преодолевать внутренние трудности, найти выход из затруднительной жизненной ситуации, изменить восприятие ситуации, картину жизни конкретного человека,так как психологическая реальность у каждого своя.
Вступительные экзамены
Если вы решили изучать арт-терапию, то при поступлении Вас ждет собеседование и письменный тест, проверяющие знания в разных областях психологии и искусства.
В течение первых десяти минут Вас спросят о мотивации, могут спросить о практике психологических тренингов, также могут возникнуть вопросы по искусству. Например, рассказать о Вашем любимом виде искусства или поделиться впечатлениями о прочитанной книге по психологии. Главное, постарайтесь показать не энциклопедические знания, а способность анализировать, видеть объект исследования с разных сторон.
Лучшие абитуриенты переходят к практической части. Вас приведут в студию, где в течении 90 минут надо показать свои творческие способности по заданной теме, а потом и свои работы по любимому виду искусства. Вас попросят показать свои готовые изделия, принесенные из дома. Обратите внимание, что принадлежности (бумага, карандаши, посуду, глину) надо принести свои.
Предметы
Вот основной список предметов, которые изучаются по специальности: история искусств, теория цвета, эстетика, правовые и этические нормы для арт-терапии, психология, социология и т.п. Вся тяжесть обучения заключается в практической части, так как она занимает большую часть времени.
Трудоустройство
После окончания Вуза выпускники могут заниматься частной практикой или работать в художественных и специализированных школах, диагностических лабораториях, некоммерческих организациях.
Где можно учиться?
Единственное полное высшее образование по этой специальности можете получить в Южночешская университет в Чешских Будейовицах. Степень бакалавра Вы получите на отделении арт-терапии на педагогическом факультете, обучение проходит комбинированной формой.Обучение проходит два раза в месяц всегда во второй половине дня пятницы и в субботу, остальное время дано на чтение специализированных книг и творческие задания.
Двухлетняя магистерская программа есть на кафедре психологии педагогического факультета университета им. Масарика в Брне, но учиться по этой программе можно в том случае, если Вы получаете или уже получили образование по психологии.
Также семинары по арт-терапии можно посещать на педагогическом факультете Остравского университета. Здесь арт-терапия является обязательным предметом для студентов, изучающих коррекционную педагогику и психологию. Здесь готовят специальных педагогов, поэтому уделяют огромное внимание арт-терапии.
На педагогическом факультете Карлова университета в Праге арт-терапия преподается как факультативный курс в объеме трех семестров, в рамках магистратуры специального образования.
4 октября 2015
Назад
Искусство исцеления и исцеления в арт-терапии
Представьте себе пациентку, сидящую напротив терапевта, неспособную озвучить свои сокровенные мысли; не в состоянии озвучить свой скрытый стыд; не желая даже в этом безопасном убежище говорить вслух о страхах, мучивших ее с детства.
Теперь представьте, что тому же пациенту дали чистый лист бумаги, бутылку клея и стопку картинок — изображений людей, картинок, выражающих эмоции, картинок природы и картинок, которые одному человеку кажутся чем-то одним, а другим — чем-то другим. другому.
Получив свободу самовыражения в искусстве, а не в словах, клиент раскрывается. Она помнит свои ранние дни, когда карандаши и мелки давали ей свободу самовыражения без усложнения слов. Воодушевленная творить как тогда, так и сейчас, она подсознательно ослабляет бдительность и вместе с этим позволяет своим эмоциям течь вперед, как бушующая река. Это психология и творчество, объединенные в контексте консультирования. Это арт-терапия.
Определение арт-терапии
Уникальная взаимосвязь между искусством и психологией, обе из которых имеют потенциал для конфликта и исцеления, может затруднить определение арт-терапии. Следовательно, некоторые арт-терапевты практикуют преимущественно в соответствии с принципом, что сам процесс является основным лечебным эффектом («искусство как терапия»), в то время как другие сосредотачиваются на бессознательном материале и исследовании более глубокого смысла произведения искусства («искусство в терапии»). ‘).
В подходах «искусство как терапия» основное внимание уделяется рисованию. Возникает нечто, что можно пережить рационально, эмоционально, духовно или физически. Терапевт также может спросить клиентов, что они чувствовали во время рисования и как это связано с их жизнью. Акцент делается на процессе, а не на содержании произведения искусства.
В подходах «искусство в терапии» клиент исследует более глубокий смысл изображения, описывая то, что он на самом деле видит на изображении, а не то, что он думает о изображении. Часто это часть арт-терапии, когда бессознательное становится сознательным, и клиенты осознают, насколько все взаимосвязано в их жизни.
Большим источником вдохновения для многих арт-терапевтов является разочарование Фрейда словами. Он отмечал: «Мы переживали его [сны] преимущественно в визуальных образах… отчасти трудности с описанием снов связаны с тем, что нам приходится переводить эти образы в слова. «Я мог бы это нарисовать, — часто говорит нам мечтатель, — но я не знаю, как это сказать» (Фрейд, 19 лет).16-1917; п. 90). Некоторые идеи трудно или невозможно выразить словами. Клиенты, которые могут воплотить свою травму вовне, например, нарисовав ее на бумаге, могут испытать облегчение.
Изображения представляют собой альтернативное средство выражения и общения. Как только опыт воплощен в образы, о нем легче говорить, описывая произведение искусства или рассказывая о процессе создания искусства. Тем не менее, для некоторых людей создание изображений может быть смущающим или разрушительным опытом, и клиенты могут пытаться избегать или сопротивляться этому, независимо от его полезного потенциала. Несмотря на это нежелание, концепция арт-терапии заключается в том, что обмен смыслом изображений может привести к лучшему пониманию проблемы клиента и вызвать изменения.
Арт-терапия на практике
Как психолог и арт-терапевт, я часто замечаю, что после рисования клиенты раскрываются голосом. Я хотел бы использовать известную метафору айсберга для описания двух основных аспектов человеческой личности. Верхушка айсберга, возвышающаяся над водой, представляет собой сознательный разум. Под водой находится большая часть айсберга, представляющая бессознательное. Слова легче приходят в голову клиентам, и бессознательный материал быстро выливается на поверхность, как только они начинают описывать свои образы.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) фокусируется на наблюдаемом поведении и сознательных мыслях. Этот подход работает только там, где есть доступ к этим мыслям и поведению. Арт-терапия проникает в бессознательное, где отсутствует понятие времени, т. е. то, что было актуально 30 лет назад, может быть актуальным и сейчас. Арт-терапия пытается сделать бессознательное сознательным и, таким образом, сделать возможным коренное изменение мышления клиента.
Если изображения интерпретируются, то должны быть признаны несколько слоев значения. Эта множественность является сущностью глубины коммуникации в арт-терапии. Через процесс создания искусства и исследование произведения искусства могут быть выражены бессознательные и сознательные мысли, чувства и фантазии (Эдвардс, 2004). К сожалению, клиницисты с другим опытом часто используют произведения искусства, чтобы найти «доказательства» того, что беспокоит их клиента. Эффективная арт-терапия заключается не столько в выявлении проблем, сколько в процессе и исследовании произведения искусства. Поэтому приходится признать, что в рисунках и картинах реальность и фантазия пересекаются (Case & Dalley, 19).99). Значение должно быть в конечном счете согласовано между клиентом и терапевтом. Я часто обнаруживал, что в большинстве случаев, когда, например, имело место жестокое обращение с детьми, более вероятно, что жестокое обращение просто выражается в том, что он «неряшлив», а не в рисовании того, кто что с кем сделал. Следовательно, вместо быстрых интерпретаций и суждений, арт-терапевты должны выждать время, пока клиент не будет готов выразить личное значение художественного процесса и конечного продукта.
Удивительно, но большинство современных арт-терапевтов оспаривают точку зрения Фрейда на символы, которые часто встречаются в изображениях как продукты подавленных бессознательных конфликтов. Символы связаны с преобразованием и интеграцией личного опыта, как патологического, так и здорового, и их следует рассматривать не изолированно, а в связи с индивидуальным опытом клиента (Malchiodi, 2011).
Доказательства эффективности арт-терапии
Хотя существует много заявлений об эффективности арт-терапии, они в основном основаны на индивидуальных исследованиях. В недавней обзорной статье Уттли и его коллег (2015) были рассмотрены доказательства клинической эффективности арт-терапии у людей с непсихотическими психическими расстройствами. В 10 из 15 рандомизированных контролируемых испытаний, которые были выявлены и включены в обзор, арт-терапия была связана со значительными положительными изменениями симптомов психического здоровья по сравнению с контрольными группами. К сожалению, метаанализ был невозможен из-за клинической неоднородности и недостаточности сопоставимых данных о показателях результатов. Обзор также проанализировал 12 качественных исследований и определил ряд преимуществ арт-терапии для пользователей услуг, включая отношения с терапевтом, личные достижения и отвлечение. Области потенциального вреда, связанные с арт-терапией, также были выявлены в обзоре и связаны с активацией эмоций, которые тогда не были разрешены, отсутствием навыков арт-терапевта и внезапным прекращением арт-терапии. Этот выявленный потенциальный вред указывает на необходимость того, чтобы практикующие арт-терапевты хорошо понимали силу любого терапевтического вмешательства и осознавали проблемы, связанные с терапевтическими отношениями (оба из которых являются «хлебом с маслом» для психологов), а также соответствующее обучение арт-терапии.
Арт-терапевты обычно ищут доказательную базу для своей работы в опросах и тематических исследованиях, клинических аудитах и качественных исследованиях. Эдвардс (2004) оценил это исследование как наиболее популярное среди арт-терапевтов, потому что большое внимание уделяется личности, признается сложность терапевтического процесса и он требует значительно меньших затрат. Недостатки методологии тематического исследования очевидны: независимыми переменными нельзя манипулировать, а причины эффектов лечения можно предположить, но не определить строго, как в экспериментальных исследованиях.
Для повышения эффективности арт-терапии ее можно интегрировать с другими терапевтическими вмешательствами, имеющими более значительную доказательную базу.
Подходы арт-терапии и когнитивно-поведенческой терапии
Хотя арт-терапия фокусируется преимущественно на эмоциях, некоторые терапевты также интегрируют в свое вмешательство когнитивные и поведенческие конструкции. Экстернализированные представления, бессознательные проекции и лежащие в основе познания и чувства могут быть осознаны с помощью арт-терапии. В дальнейших сеансах, используя КПТ, они могут быть рассмотрены и переформулированы.
В качестве альтернативы арт-терапевты могут использовать изображения в качестве экспериментов на бумаге. Преимущество визуальной работы в том, что у клиента могут появиться более позитивные представления о том, как вести себя в определенной ситуации, экспериментируя на бумаге. Неясно, в каком направлении арт-терапия пойдет в своем развитии как подход. Однако есть некоторые свидетельства того, что арт-терапия может улучшить традиционную КПТ и что арт-терапия, основанная на КПТ, может быть столь же эффективной, как и подходы, основанные на психодинамике (Rosal, 2001). Что касается направления аргументации, наиболее вероятно, что ни один окончательный подход никогда не будет адекватным для охвата сложности индивидуальных потребностей клиентов.
И искусство, и психология остаются одинаково важными составляющими арт-терапии. Хотя арт-терапевты происходят из самых разных слоев общества, большинство из них называют себя эклектиками с упором на психодинамическую традицию. Изображения являются их ключевым фокусом и рассматриваются как альтернативные средства эффективной коммуникации. Для сравнения, когнитивно-поведенческие арт-терапевты более директивны и структурированы. Их главное преимущество заключается в том, что клиенты могут определить основные мысли и эмоции, прежде чем продолжить «традиционный» подход КПТ, и что клиенты могут экспериментировать со своими познаниями и поведенческими задачами на бумаге. Сочетание различных техник в четкой, решительной и разумной манере, кажется, путь для будущих консультантов и психотерапевтов.
Заключение
Учитывая недостаток исследований эффективности арт-терапии, возможно, арт-терапевты должны начать больше работать совместно с психологами на практике и в исследованиях, чтобы арт-терапия увеличила свою доказательную базу в качестве вмешательства. Я испытывал силу арт-терапии более 20 лет со своими клиентами и столько раз интегрировал ее с КПТ и другими подходами, что могу с уверенностью смотреть в будущее, где арт-терапия станет частью набора инструментов каждого психолога.
С автором можно связаться по адресу [email protected]
Отказ от ответственности: Опубликовано в InPsych в июне 2015 г. APS стремится обеспечить актуальность и точность информации, опубликованной в InPsych , на момент публикации. Изменения после публикации могут повлиять на точность этой информации. Читатели несут ответственность за проверку актуальности и полноты информации, на которую они полагаются, что особенно важно для правительственных инициатив, законодательства или принципов передового опыта, которые могут быть изменены. Информация представлена в InPsych не заменяет получение соответствующей профессиональной и/или юридической консультации.
Art BFA: Психология (преарт-терапия)
Станьте арт-терапевтом.
Начните со Скользкой скалы.Программа бакалавриата SRU готовит студентов с широким спектром навыков и методов, необходимых для успешной карьеры
Предложено: ИскусствоБакалавр изящных искусств: концентрация в психологии (предварительная художественная терапия) — это программа, которая готовит студентов к аспирантуре в области арт-терапии. Программа предлагает широкий спектр художественных студий, где студенты могут развивать навыки и изучать различные методы, необходимые для их будущей карьеры. Курсы психологии, включенные в Концентрацию, готовят студентов к программам магистратуры по арт-терапии.
Почему стоит выбрать искусство: психология (доарт-терапия)?
BFA: Концентрация в психологии (доарт-терапия) предназначена для студентов, которые заинтересованы в карьере арт-терапевта. Арт-терапевты, используя арт-медиа и творческие процессы, помогают управлять поведением и зависимостями, развивать социальные навыки, уменьшать тревогу, повышать самооценку и улучшать общее самочувствие.
Профессиональная степень BFA предлагает тщательное изучение широкого спектра десяти студийных областей, посвященных различным средствам массовой информации, методам и процессам. Выпускники художественных вузов добиваются успеха благодаря уникальности своего портфолио, индивидуальному наставничеству профессора и обширному художественному опыту. Обучение проводят всемирно признанные профессиональные художники и выдающиеся педагоги. Небольшие классы в хорошо оборудованных студиях обеспечивают высокую степень индивидуального внимания и профессионального опыта.
Эта программа сочетается с избранными курсами психологии (Концентрация в психологии), готовящими студентов к программам магистратуры по арт-терапии. Для получения лицензии требуется степень магистра.
Чему ты научишься?
В рамках этой программы учащиеся приобретают обширные знания о различных методах художественного выражения, а также приобретают более глубокие знания в области истории искусств.