Арт терапия для взрослых
О возможности оказания психологической помощи через занятия искусством слышали немногие из нас. А даже если и слышали, то всерьёз не воспринимали. Как-то это не по-взрослому…
Однако подобное отношение в корне не верно, так как современная арт-терапия это занятия, помогающие с успехом снять накопившийся стресс, вернуть себе радость жизни, узнать себя лучше и принять себя таким, какой есть.
Что такое арт-терапия?
Занятия арт-терапией под руководством специалиста – это творческий процесс в сочетании с эффективными психологическими методами. Грамотное сочетание методов позволяет безболезненно обойти границы сознания человека и поработать с его внутренним миром. На сегодняшний день арт-терапия для взрослых считается одним из самых сильных методов работы.
Популярность арт терапии обусловлена не только её эффективностью в работе с клиентами всех возрастов, но также и абсолютной безопасностью применяемых методов. Это направление не имеет противопоказаний, поэтому с успехом применяется в работе широкого спектра специалистов: от профессиональных психологов до педагогов в школе и тренеров в бизнесе.
К клиентам, приходящим на курс арт-терапии обычно не предъявляется каких-либо требований, так как творческий процесс здесь имеет немного другую цель. Основная задача пришедшего на занятие это не создание красивой картинки, а осознание себя через творческий процесс. Таким образом, искусство способствует выражению чувств, страхов и переживаний человека. Увлеченный творческим процессом человек свободно «выплескивает» внутренний мир, минуя при этом «цензуру разума». Порой подобное невербальное общение является единственным способом изъяснения клиента со специалистом. В созданных на занятиях работах взрослый показывает все проблемы, кажущиеся ему непреодолимыми препятствиями, усложняющим жизнь.
Занятие творчеством способствует раскрытию потенциала человека, высвобождает его скрытые ресурсы. В творческой обстановке клиент находит силы для решения проблемы наиболее оптимальным способом.
Арт-терапия для взрослых: когда и кому помогут занятия
Наш мир – гонка, которая вгоняет в депрессию и приводит к накоплению негатива, не давая возможности избавиться от него. Именно в такой ситуации арт-терапия является лучшим средством, помогающим побороть негативные эмоции и справиться с депрессией.
Арт-терапия для взрослых отлично подойдет и тем, кто хочет просто расслабиться, отключившись от внешнего мира. Занятия у специалиста, применяющего современные методики позволят не только открыть свой внутренние резервы, но и избавиться от тревоги и апатии, обрести гармонию.
Виды арт терапии
Вообще видов у этого направления достаточно, однако есть среди них те, которые пользуются популярностью у посетителей занятий. К таким видам относятся: ИЗО-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, игротератия и т.д.
Рассмотрим подробнее некоторые вида арт терапии.
ИЗО-терапия
Изобразительное творчество является, пожалуй, самым понятным и простым для человека видом творческой деятельности. Но, при кажущейся простоте. Занятия изобразительным искусством помогают не только выразить свои мысли, но и ощутить и понять себя.
При этом совсем не обязательно быть художником и обладать выраженными художественными навыками: часто клиенты и сами не осознают, до какой степени способны на создание прекрасного. Занятия помогают узнать больше о своих способностях, раскрыть свой творческий потенциал по максимуму. Однако это не создаёт какого-либо напряжения, а совсем наоборот. Творческий процесс приводит к тому, что человек полностью расслабляется, чувствуя лишь легкость и уверенность в своих силах.
На занятиях с опытным специалистом люди освобождаются от негатива, общаются и становятся более уверенными в себе.
Музыкотерапия
Музыка влияет не только на психоэмоциональную и духовную сферу человека, но также оказывает влияние и на поверхность тела и даже на внутренние органы. Активные или пассивные занятия музыкотерапией направлены на эстетическое переживание произведения клиентом. При этом произведения подбираются исходя из имеющихся у клиента проблем. Если на пассивных занятиях человек лишь прослушивает музыкальное произведение, то на активных сам участвует в его исполнении.
Основная цель музыкотерапии заключается не только в лечебном воздействии, но и во включении клиента в социум, преодоление им барьеров в общении, устранение застенчивости.
Сказкотерапия
Обычно занятие проводится в группе, вызывая массу положительных эмоций. Занятия с применением сказкотерапии помогает клиентам отыскать верные пути решения накопившихся проблем, «вырывая» его из замкнутого круга. Придумывая сюжет сказки, клиент может натолкнуться на ванные для себя детали, что может в корне изменить его представление о себе и своих проблемах.
Песочная терапия
Терапия песком очень популярное направление арт терапии. Занятия с использованием песка помогают клиенту избавиться от напряжения, тревог и стресса.
На занятиях уже взрослый человек позволяет себе вновь побыть ребенком. Играя в песочнице он «отключает» контроль сознания, открывая доступ к подсознательному. Именно в такой обстановке удается увидеть скрытые проблемы и найти пути их решения.
Кстати, выпускники центра рекомендуют отличную программу “Песочная терапия” которую ведет кандидат психологических наук Кормушина Наталья Геннадьевна.
Арт терапия универсальный способ решения как детских, так и взрослых проблем. Она эффективно применяется в работе многих специалистов. Однако даже неспециалисты могут использовать методики арт терапии в повседневной жизни.
Например, родители во взаимодействии с детьми. Часто ребенок не в силах сказать Вам о том, что у него есть проблема, а выразить её в творческом процессе ему гораздо проще. Имея представление о методах и видах арт терапии, Вы сможете эффективно и своевременно оказать ему помощь. Более того, творческое занятие, в который Вы можете вовлечь всю семью, будет способствовать вашему сближению и улучшению микроклимата внутри семьи.
Хотите стать настоящим специалистом в области арт терапии для взрослых – приходите к нам на обучение в учебный центр Оранжевое солнце. Наша программа “Основы арт-терапии в консультировании и групповой работе со взрослыми” научит Вас как надо применять арт-терапию в индивидуальном и семейном консультировании , а так же в групповой работе.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце Тэги: Арт терапия для взрослыхАрт терапия для взрослых | Институт повышения квалификации и переподготовки международной академии психологических наук
20th Июнь , 2016
Современная арт терапия – направление, популярное не только при работе с детьми, но и со взрослыми. Если в детском возрасте развитие мелкой моторики способствует совершенствованию мозга, то во взрослом состоянии подобные занятия помогают уже не обучаться, а исцеляться.
Доказано, что данный вид терапии помогает справиться даже с очень запущенными случаями, устраняя апатию и безынициативность. Порой она позволяет добиться даже лучших результатов, чем медикаментозное лечение.
На заре своего зарождения арт-терапия была связана с кабинетами врачей – психологов, однако сегодня практиковать её могут и не профессионалы. Ни один другой метод не поможет провести такую глубокую диагностику состояния и лечить, доставляя человеку позитивные эмоции, чувство глубокого самоудовлетворения и счастья.
Связано это с возможностью удовлетворения человеческой потребности в самоактуализации средствами арт терапии. Современный мир порой не оставляет человеку подобной возможности, и поэтому порой даже преуспевающие люди чувствуют себя несчастливыми.
Особенно действенна арт-терапия для взрослых в периоды сильного стресса. В такие моменты результаты получаются самые яркие, а увидеть их можно сразу. Ни одна другая методика не позволит получить подобных результатов.
Арт терапия для взрослых и ее особенности
Арт-терапия для взрослых при постоянном применении лучшая профилактика стресса. Поэтому не стоит доводить себя до депрессии и неврозов, когда можно успешно избежать их. Связано это с уникальностью творческой деятельности, выносящей на поверхность листа все подсознательное, всё самое потаённое.
Любой творческий процесс способен пройти мимо нашего сознания выплеснуть наружу все тайные страхи и скрытые переживания. Сознание не выпускает наружу слова, но бессильна перед символами и художественными образами.
При этом свободный творческий процесс возможен только при условии, что перед Вами не стоит задачи нарисовать красиво. Только при этом условии возможно забыть о стеснении и нерешительности. А сам процесс рисования поможет добиться прогресса в решении психологических проблем.
Другой вопрос: кто проводит анализ полученного результата на плоскости листа или в объеме. Специалисты говорят о том, что это должен делать сам автор. Особенно если работа индивидуальна, ведь взрослый человек способен сам многое понять, глядя на результат своего творчества.
Порой даже самый мудрый специалист не в силах понять то потаённое, что увидит тот, кто создал изображение. Да и многие специалисты считают, что пациент сам обязан прийти к осознанию. Конечно, о подобных результатах нельзя говорить на первом же занятии и сразу после окончании работы. Лишь по истечении времени, вернувшись вновь к созданной работе, человек способен переосмыслить её.
Взрослые порой не всегда могут понять смысл происходящего
Однако, имеет смысл объяснить, что важен не столько результат, как сам процесс. Уже после создания рисунка становится легче, даже без его понимания и переосмысления. Арт терапия для взрослых лечит уже самим действием, стоит помнить об этом.
Материалы для проведения занятия выбирают индивидуально, в зависимости от тех проблем, которые есть у человека. Так, тем, кто безрезультатно пытается побороть разрушительные негативные эмоции, специалисты рекомендуют выбрать лепку, ведь она поможет успокоиться, в то время как рисунок будет раздражать.
На первых занятиях стоит заниматься рисунком и лишь затем, когда пришедший к специалисту взрослый готов, переходить к созданию коллажей из журнальных вырезок. Когда вся основная корректирующая работа уже проведена, можно спокойно перейти к заключительной стадии терапии, позволяющей создать работу при минимальных усилиях.
В арсенале специалиста всегда должен быть широкий выбор инструментов для творчества. Но, стоит помнить, что краски всегда предпочтительнее, так как только они дают полную свободу. Карандаш и фломастеры не способны раскрепостить также как пластичная и податливая кисть.
Также стоит учитывать тот факт, что рисунки, получаемые на арт терапии для взрослых не обязаны быть идеальными, поэтому дополнительные инструменты, такие как линейка, циркуль и прочее стоит исключить из арсенала. Только рука и кисть/карандаш/фломастер.
Арт-терапия для взрослых помогает в решении многих взрослых проблем, связанных с перегрузками и стрессами. Однако это не значит, что на занятии могут присутствовать только взрослые. Вы можете брать на занятия и своих детей – это будет не только способствовать укреплению семьи, но и поможет отследить изменения состояния ребенка, увидеть его скрытые переживания.
Помните, что арт-терапия для взрослых – это мир, помогающий уставшему от внешнего мира человеку открыть себя. Это уникальная возможность проведения самодиагностики и самоисцеления.
psy-metod.ru
упражнения для детей и взрослых
Арт-терапия – относительно новый метод психотерапии, который для лечения и психокоррекции задействует творчество и различные художественные приемы. Через напоминающие детские шалости простые упражнения арт-терапия одновременно диагностирует душевное и физическое состояние человека, и лечит на обоих уровнях (большинство болезней имеет психосоматический характер), и просто приносит огромное удовольствие от самовыражения и самоактуализации. В отличие от тщательно организованной и планируемой деятельности по обучению какому-либо искусству, художественную деятельность в контексте арт-терапии можно назвать спонтанной. Чтобы в полной мере ощутить на себе целебное воздействие арттерапевтических техник, совсем не обязательно быть художником, писателем или обладать какими-либо иными способностями и талантами.
Видео о цели погружения в творческий процесс
к оглавлению ↑
Виды и методы арт-терапии
Творчество обладает уникальным свойством выносить на поверхность (например, на лист бумаги) все скрытое и потаенное, все то, что мы не осознаем, но что нас «грызет» и «душит» изнутри. Арттерапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание. «Левополушарная цензура сознания» может не пропускать слова, но перед образами и символами, перед спонтанным выбором цветовых пятен и даже перед банальными каракулями она совершенно бессильна. «Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам. Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.
Все арттерапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я». Творчество включает в себя очень широкий спектр видов деятельности, поэтому в рамках арт-терапии постоянно появляются новые направления, которые позволяют подобрать «ключик», найти свой способ самопознания и самовыражения практически для каждого. К самым популярным видам арт-терапии можно отнести: изотерапию (лечение посредством изобразительных искусств), музыкотерапию, данс-терапию, сказкотерапию, игротерапию, драматерапию, библиотерапию (коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы), артсинтезтерапию (семь видов искусств, объединенных в единой тренинговой системе: ассоциации, живопись, стихосложение, драматургия, пластика, театр, риторика), песочную терапию, цветотерапию, фототерапию (лечебно-коррекционное применение фотографии), видеотерапию, маскотерапию, анимационную или мульт-терапию.
к оглавлению ↑Основные принципы и заповеди арт-терапии
Фразы на подобии «Я не умею рисовать», «Я не умею танцевать», «У меня руки не из того места растут», «Нарисованная мною собака больше похожа на слона» не принимаются! Задача «нарисовать, слепить, станцевать красиво» не то что не ставится, она вообще противопоказана. Главное – выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить свое психическое и физическое здоровье.
Арттерапевтические методики являются «инсайт-ориентированными», их главная задача – достижение инсайта, т.е. «АГА-эффекта», поэтому в первую очередь работы должны анализироваться не психотерапевтом, а самим автором. Анализируя и просто созерцая свой «шедевр», человек сам начинает осознавать суть своих проблем и пути их решения без чьей-либо помощи, без «костылей». Как правило, происходит это не сразу и очень редко после завершения конкретной работы, поэтому свои творения нужно сохранять и время от времени к ним возвращаться, рассматривая их в разном настроении и с разных ракурсов.
Даже если вам кажется, что у вас «в одном месте заиграло детство», что вы занимаетесь полной чушью и белибердой, а инсайтом еще и не пахнет, процесс идет! Арт-терапия уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаете и делаете. Чтобы с души упал камень и стало легче, совсем не обязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода.
к оглавлению ↑Упражнения для детей и взрослых
Упражнений и техник арт-терапии существует огромное множество, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало. При этом не имеет абсолютно никакого значения рисуете вы или лепите, танцуете или фотографируете, пишите стихи или сочиняете сказки, ваше творчество будет именно таким как и вы на данный момент времени. Лейтмотив всех заданий – ваши чувства и ощущения, ваше состояние. Каждое упражнение, снимая маски и зажимы, возвращает вас к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам.
- Арттерапевтическое упражнение «Работа с творческим мусором»
Для выполнения упражнения понадобится все, что накопилось в глубоких ящиках и уже давно утратило свою ценность, но что сразу было жалко выбросить: кусочки бумаги, ткани, фантики, скрепки, ленточки, старые календарики и открытки, давно засохшие фломастеры и т.п. Раскладываем перед собой эти «сокровища» и отбирает то, что ассоциируется у нас с прошлым опытом, который давным-давно пора отпустить – обидами, страхами, неуверенностью, злостью, разочарованиями, неудачами и прочим. Теперь из всего выбранного материала необходимо составить общую композицию. Главное – не торопиться и делать так, как хочется, ничего не анализируя. К анализу можно приступить после завершения работы. Обязательно поблагодарите каждый символ за бесценный опыт и жизненные уроки. Скажите спасибо всем ситуациям и людям из вашего прошлого, а с работой попрощайтесь и по возможности сожгите ее.
Нам понадобится ручка и чистый лист бумаги. Усаживаемся поудобнее. Если хочется, можно включить приятную музыку. Делаем несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабляемся и настраиваемся на свое внутреннее состояние. После это приступаем к созданию сказки. Прежде всего, определяемся с Героиней или Героем, местом и временем действия, его/ее особенностями характера и образом жизни. Затем следует зачин, знаменуемый изменением привычной ситуации, возникновением препятствий или началом путешествия. В основной части сказки Герой находит друзей, преодолевает все препятствия, справляется со всеми «драконами» и получает вознаграждение. А в финале он обретает все то, к чему и стремился – опыт и знания, которые качество его жизни меняют к лучшему. Закончив написание сказки, перечитываем ее еще раз и ищем наше сходство с Героем, определяем на каком этапе (по сюжету сказки) мы сейчас находимся и что может нам помочь преодолеть сложности.
- Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами
Эта серия упражнений продолжает и развивает идею знаменитого теста Роршаха, только в данном случае для анализа используется не стандартизированный стимульный материал, а собственные абстракции.
Берем чернила, тушь, жидко разведенную гуашь и всем этим капаем посредине листа ватмана. Складываем бумагу пополам и сложенные части прижимаем друг к другу, аккуратно их разглаживая. Развернув лист бумаги, перед нашим взором предстанет симпатичный и симметричный абстрактный рисунок. Используя разные цвета, таких «пятен роршаха» необходимо сделать целую серию. Когда все будет готово, попытайтесь описать свои творения, дав каждому рисунку название и небольшую характеристику.
к оглавлению ↑«Каляки-маляки»: упражнения с каракулями
- Упражнение первое
Совершенно свободно, бессмысленно водя ручкой, карандашом или фломастером по листу бумаги, рисуем сложный клубок линий, пробуем «разглядеть» в «каляках-маляках» некий образ и осознанно развиваем его – используя определенные краски выделяем контуры, зарисовываем участки, пишем короткий комментарий или рассказ.
- Упражнение второе
В отдельной тетради или блокноте заводим «дневник каракуль» и ведем его в течение определенного промежутка времени (пару дней, неделю). Следим за изменениями в каракулях и анализируем их, а после окончания «эксперимента» пишем на их основе рассказ.
- Упражнение третье
Размашистыми движениями разных частей тела на большом листе ватмана создаем каракули. Для более «умопомрачительного» эффекта можно закрыть глаза. Когда «шедевр» будет готов, находим в изображенном образ и развиваем его.
к оглавлению ↑Работа с глиной, пластилином, тестом и воском
Лепим свою проблему в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело. Трансформируем ее в то, во что захотим.
- Создаем скульптурные изображения с закрытыми глазами.
- Создаем и разрисовываем фигуры из глины.
- Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов.
- Создаем глиняные амулеты и обереги.
- За установленный срок времени создаем на заданную тему групповую композицию.
Упражнение «Позволяю себе играть как ребенок»
Для работы лучше использовать лист бумаги большого формата и «мягкие» изобразительные материалы: акварель, гуашь, мелки.
«Нерабочей» рукой рисуем свою самую любимую детскую игру или занятие, придумываем к рисунку название. При рисовании «не той рукой» раскрываются новые чувства, раздвигаются границы умений, человек становится более спонтанным, высока вероятность проявления скрытых детских страхов и переживаний или, наоборот, появления светлых и беззаботных образов. Почему в воображении возникла именно эта детская игра? Какие чувства возникали во время работы над образами? Какие ощущения и эмоции вызывает рисунок? Почему выбраны те или иные цвета?
к оглавлению ↑Методика самопознания: «Автопортрет в натуральную величину»
Для выполнения данного упражнения понадобится очень большой лист бумаги и партнер. Ложимся на лист, чтобы партнер обвел контуры тела. А теперь приступаем к созданию «образа самого себя»: раскрашиваем и дорисовываем все, что сочтем нужным, чтобы показать, что творится во внутреннем мире, как себя чувствуют разные части тела, какого они цвета и т.п.
к оглавлению ↑ к оглавлению ↑Арттерапевтическая техника «Коллаж»
Коллажирование является одним из самых эффективных методов работы с личностью, который к тому же не вызывает напряжения, которое может быть связано с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние человека в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности.
Материалом для создания коллажа могут служить не только иллюстрации из журналов, но также природные материалы, личные фотографии и авторские рисунки. Темы выбираются в зависимости от потребностей конкретно взятой группы: «я», «семья», «тело», «мужчина и женщина», «прошлое-настоящее-будущее» и т.д.
Инструкция: подберите картинки для заданной темы и оформите их в целостную композицию. С элементами разрешается делать абсолютно все, что вздумается, работу можно дополнять комментариями и надписями, дорисовывать элементы, закрашивать и декорировать пустоты.
Анализ коллажа: размер элементов и их расположение на листе относительно друг друга, выявление доминирующих элементов, основания выбора конкретных элементов, цветовая палитра, сюжетность и упорядоченность или хаотичность и разрозненность.
Мы представили лишь небольшую часть эффективных методик и арттерапевтических упражнений для самодиагностики и самоисцеления, которые приоткрывают дверцу в увлекательный мир арт-терапии, в котором вас ждет масса удивительных открытий.
3ladies.su
Арт-терапия для детей и взрослых
Арт-терапия – чрезвычайно популярное сегодня направление психотерапии. Это исцеление искусством и творчеством. Это терапия тела и души для детей и взрослых. Она считается “мягкой”, но в то же время чрезвычайно эффективной и способной справиться с психологической проблемой любой сложности.
Эффективность терапии искусством
Главное преимущество арт-терапии, обусловливающее ее популярность, заключается в возможности проводить арт-терапевтические методики самостоятельно, без помощи психолога. Конечно, сложную, многолетнюю и запутанную проблему без арт-терапевта решить трудно, но справиться со стрессом, расслабиться, отвлечься, наполниться позитивом, развить творческие способности, креативное мышление, научиться самоосознанию и самовыражению точно получится!
Диагностика психологической проблемы, психокоррекционная и психотерапевтическая работа в арт-терапии происходят в форме творческого самовыражения. Клиент арт-терапевта свободно, честно, открыто и не задумываясь выражает себя в искусстве посредством красок, глины, песка, звуков, движений и так далее (в зависимости от вида арт-терапии), а в результате находит, осознает и решает свою внутреннюю проблему.
Арт-терапия незаменима в работе с клиентами с особо чувствительной организацией души, как с теми, кто не умеет выражать себя посредством слов, так и с теми, кто привык за ними скрывать свои истинные мысли и чувства.
Дети открыты и непосредственны, они выражают себя прямо (в отличие от взрослых, которые, как правило, стремятся соответствовать нормам и стандартам, вести себя как положено, а не как хочется). Но дети, в отличие от взрослых, не умеют проговаривать свои проблемы, просто потому, что речь их еще недостаточно развита. Именно поэтому арт-терапия – прекрасная возможность для ребенка выразить себя!
Все дети любят заниматься творчеством, поэтому воспринимают поход к арт-терапевту не как прием у врача, а как творческое занятие, легко вступают во взаимодействие, идут на контакт, доверяют сокровенное психологу.
Взрослый человек – это индивид сознательный, он больше думает и делает, нежели чувствует и ощущает, это человек, который творческому детскому восприятию мира предпочитает логическое мышление.
Арт-терапия позволяет практически полностью снять барьеры и “цензуру” сознания взрослого человека, ведь все арт-терапевтические методики проективные. Процесс творчества и его результат во время арт-терапии – это прямая проекция бессознательного личности во внешний мир.
Не логическим, а интуитивно-чувственным путем, в результате инсайта (внезапного озарения) приходит и осознание психологической проблемы, и нахождение путей ее решения.
Арт-терапия для детей
Видов, подвидов и разновидностей арт-терапии огромное количество, собственно, как и направлений в искусстве и творчестве.
Арт-терапевтическая работа с маленьким ребенком, чья личность только начинает формироваться, имеет особую специфику. Такая работа очень часто из разряда психологической переходит в разряд педагогической. Занимаясь с ребенком арт-терапией, можно не только помочь ему справиться с той или иной психологической проблемой, но и преподать в интересной и наиболее понятной для него форме те или иные знания, умения, навыки.
Лучшие виды арт-терапии для детей:
- Изотерапия. Рисовать, лепить, делать аппликации любят и умеют все детки. Это прекрасный способ перенести на внешний объект не выраженные негативные эмоции, снять напряжение и избавиться от страхов.
- Игротерапия. Направлена на преодоление социально-психологических трудностей. Заключается в том, что ребенок моделирует разные социальные ситуации, в которых ему трудно самовыражаться и проигрывает их, выбирая нужные игрушки.
- Песочная терапия. Также проводится в игровой форме. Ребенок при поддержке и под руководством арт-терапевта в мини-песочнице воссоздает картину своей жизни или волнующей ситуации. Такая терапия помогает обрести уверенность в себе, избавляет от страхов и комплексов.
- Драматерапия. Заключается в разыгрывании арт-терапевтических ролевых игр. Во время такой арт-терапии приобретаются коммуникативные навыки, ребенок учится общаться и выражать себя, а также происходит коррекция самооценки.
- Сказко- и библиотерапия. Терапевтические сказки слушают детки помладше, ну а школьники сами читают те книги, которые оказывают на них благоприятное влияние, развивают личность. Терапия книгой избавляет от страхов, комплексов, неврозов, поднимает самооценку, учит ставить и достигать личные цели, прививает культурные ценности.
Арт-терапия для взрослых
Взрослым людям, как правило, сложнее чем детям выражаться посредством творчества, так как они часто стесняются, зажимаются, считают, что недостаточно талантливы, чтобы лепить, рисовать, танцевать, петь и так далее, хотя арт-терапевт всегда предупреждает и говорит о том, что абсолютно не важно как творит человек, важен сам факт его творчества, сам процесс смелого и открытого выражения мыслей, эмоций, настроения, страха, тревог, комплексов, стресса и так далее.
Арт-терапия – это та свобода самовыражения, которой так недостает взрослым людям, что они уже почти и забыли как важно просто быть собой, действовать без строгих указаний и рамок, делать что хочется.
Лучшие виды арт-терапии для взрослых:
- Музыкотерапия. Арт-терапевтическое воздействие оказывает любая любимая музыка! Хорошо когда человек одновременно и слушает, и поет, пританцовывает под музыку. Вот почему многие так любят караоке! Правда, лучший вариант караоке – это караоке на дому, в одиночестве или в кругу близких, а не под пристальными взглядами незнакомых людей в караоке-баре.
Разновидностей и стилей музыки огромное количество, но ни один из них не сравнится с классикой по тому лечебному эффекту, которое она оказывает на психическое и физическое здоровье человека.
Короткий список арт-терапевтической классической музыки:
- “Реквием” Моцарта и вступление к “Пятой симфонии” Чайковского помогают преодолеть депрессию,
- вальсы Штрауса и мазурки Шопена – от тревожности,
- “Сентиментальный вальс” Чайковского и “Итальянский концерт” Баха – от агрессивности,
- “Чардаш” Монти – при апатии,
- “Времена года. Июнь. Баркарола” Чайковского, “Старинная песенка” и “Пастораль” Бизе – для расслабления.
- Фототерапия. С целью достичь арт-терапевтического эффекта берут как уже имеющиеся, старые фото, так и новые, специально созданные и изготавливают с их помощью всевозможные арт-объекты. Такая терапия помогает осмыслить картину своей жизни в целом, выявить и решить внутриличностные и межличностные, семейные конфликты.
- Цветотерапия. Разновидностей этого вида арт-терапии тоже очень много. О влиянии цвета на психику и здоровье знали еще древние. Цвет исцеляет, даже если просто смотреть на него продолжительное время.
Наиболее арт-терапевтические цвета:
- Желтый – помогает сосредоточится, повышает творческую активность, избавляет от депрессии.
- Оранжевый – бодрит, снимает стресс, борется с депрессией.
- Зеленый – снимает напряжение, гармонизирует, заряжает оптимизмом.
- Синий и голубой – снимает эмоциональное напряжение, успокаивает, помогает расслабиться.
Арт-терапия, пожалуй, лучший вид психотерапии и само-терапии, который позволит не просто справиться с той или иной психологической проблемой, но встать на путь развития личности. Это та работа над собой, которая меняет мировоззрение, которая позволяет с “позиции жертвы” перейти на уровень сознания “Волшебник”, стать творцом своей судьбы.
Об уровнях сознания читайте “Три уровня сознания: Жертва, Хозяин, Волшебник”.
Дополнительную информацию об арт-терапии Вы найдете в статье “Арт-терапия – исцеление искусством”.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕЖдем Вашей оценки
Загрузка…Понравилась запись? Поделитесь с друзьями
ourmind.ru
упражнения для детей и взрослых
Арт-терапия – относительно новый метод психотерапии, который для лечения и психокоррекции задействует творчество и различные художественные приемы. Через напоминающие детские шалости простые упражнения арт-терапия одновременно диагностирует душевное и физическое состояние человека, и лечит на обоих уровнях (большинство болезней имеет психосоматический характер), и просто приносит огромное удовольствие от самовыражения и самоактуализации. В отличие от тщательно организованной и планируемой деятельности по обучению какому-либо искусству, художественную деятельность в контексте арт-терапии можно назвать спонтанной. Чтобы в полной мере ощутить на себе целебное воздействие арттерапевтических техник, совсем не обязательно быть художником, писателем или обладать какими-либо иными способностями и талантами.
- Видео о цели погружения в творческий процесс
- Виды и методы арт-терапии
- Основные принципы и заповеди арт-терапии
- Упражнения для детей и взрослых
- «Каляки-маляки»: упражнения с каракулями
- Работа с глиной, пластилином, тестом и воском
- Упражнение «Позволяю себе играть как ребенок»
- Методика самопознания: «Автопортрет в натуральную величину»
- Арттерапевтическая техника «Коллаж»
Видео о цели погружения в творческий процесс
Виды и методы арт-терапии
Творчество обладает уникальным свойством выносить на поверхность (например, на лист бумаги) все скрытое и потаенное, все то, что мы не осознаем, но что нас «грызет» и «душит» изнутри. Арттерапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание. «Левополушарная цензура сознания» может не пропускать слова, но перед образами и символами, перед спонтанным выбором цветовых пятен и даже перед банальными каракулями она совершенно бессильна. «Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам. Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.
Все арттерапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я». Творчество включает в себя очень широкий спектр видов деятельности, поэтому в рамках арт-терапии постоянно появляются новые направления, которые позволяют подобрать «ключик», найти свой способ самопознания и самовыражения практически для каждого. К самым популярным видам арт-терапии можно отнести: изотерапию (лечение посредством изобразительных искусств), музыкотерапию, данс-терапию, сказкотерапию, игротерапию, драматерапию, библиотерапию (коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы), артсинтезтерапию (семь видов искусств, объединенных в единой тренинговой системе: ассоциации, живопись, стихосложение, драматургия, пластика, театр, риторика), песочную терапию, цветотерапию, фототерапию (лечебно-коррекционное применение фотографии), видеотерапию, маскотерапию, анимационную или мульт-терапию.
Основные принципы и заповеди арт-терапии
Фразы на подобии «Я не умею рисовать», «Я не умею танцевать», «У меня руки не из того места растут», «Нарисованная мною собака больше похожа на слона» не принимаются! Задача «нарисовать, слепить, станцевать красиво» не то что не ставится, она вообще противопоказана. Главное – выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить свое психическое и физическое здоровье.
Арттерапевтические методики являются «инсайт-ориентированными», их главная задача – достижение инсайта, т.е. «АГА-эффекта», поэтому в первую очередь работы должны анализироваться не психотерапевтом, а самим автором. Анализируя и просто созерцая свой «шедевр», человек сам начинает осознавать суть своих проблем и пути их решения без чьей-либо помощи, без «костылей». Как правило, происходит это не сразу и очень редко после завершения конкретной работы, поэтому свои творения нужно сохранять и время от времени к ним возвращаться, рассматривая их в разном настроении и с разных ракурсов.
Даже если вам кажется, что у вас «в одном месте заиграло детство», что вы занимаетесь полной чушью и белибердой, а инсайтом еще и не пахнет, процесс идет! Арт-терапия уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаете и делаете. Чтобы с души упал камень и стало легче, совсем не обязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода.
Упражнения для детей и взрослых
Упражнений и техник арт-терапии существует огромное множество, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало. При этом не имеет абсолютно никакого значения рисуете вы или лепите, танцуете или фотографируете, пишите стихи или сочиняете сказки, ваше творчество будет именно таким как и вы на данный момент времени. Лейтмотив всех заданий – ваши чувства и ощущения, ваше состояние. Каждое упражнение, снимая маски и зажимы, возвращает вас к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам.
- Арттерапевтическое упражнение «Работа с творческим мусором»
Для выполнения упражнения понадобится все, что накопилось в глубоких ящиках и уже давно утратило свою ценность, но что сразу было жалко выбросить: кусочки бумаги, ткани, фантики, скрепки, ленточки, старые календарики и открытки, давно засохшие фломастеры и т.п. Раскладываем перед собой эти «сокровища» и отбирает то, что ассоциируется у нас с прошлым опытом, который давным-давно пора отпустить – обидами, страхами, неуверенностью, злостью, разочарованиями, неудачами и прочим. Теперь из всего выбранного материала необходимо составить общую композицию. Главное – не торопиться и делать так, как хочется, ничего не анализируя. К анализу можно приступить после завершения работы. Обязательно поблагодарите каждый символ за бесценный опыт и жизненные уроки. Скажите спасибо всем ситуациям и людям из вашего прошлого, а с работой попрощайтесь и по возможности сожгите ее.
Нам понадобится ручка и чистый лист бумаги. Усаживаемся поудобнее. Если хочется, можно включить приятную музыку. Делаем несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабляемся и настраиваемся на свое внутреннее состояние. После это приступаем к созданию сказки. Прежде всего, определяемся с Героиней или Героем, местом и временем действия, его/ее особенностями характера и образом жизни. Затем следует зачин, знаменуемый изменением привычной ситуации, возникновением препятствий или началом путешествия. В основной части сказки Герой находит друзей, преодолевает все препятствия, справляется со всеми «драконами» и получает вознаграждение. А в финале он обретает все то, к чему и стремился – опыт и знания, которые качество его жизни меняют к лучшему. Закончив написание сказки, перечитываем ее еще раз и ищем наше сходство с Героем, определяем на каком этапе (по сюжету сказки) мы сейчас находимся и что может нам помочь преодолеть сложности.
- Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами
Эта серия упражнений продолжает и развивает идею знаменитого теста Роршаха, только в данном случае для анализа используется не стандартизированный стимульный материал, а собственные абстракции.
Берем чернила, тушь, жидко разведенную гуашь и всем этим капаем посредине листа ватмана. Складываем бумагу пополам и сложенные части прижимаем друг к другу, аккуратно их разглаживая. Развернув лист бумаги, перед нашим взором предстанет симпатичный и симметричный абстрактный рисунок. Используя разные цвета, таких «пятен роршаха» необходимо сделать целую серию. Когда все будет готово, попытайтесь описать свои творения, дав каждому рисунку название и небольшую характеристику.
«Каляки-маляки»: упражнения с каракулями
- Упражнение первое
Совершенно свободно, бессмысленно водя ручкой, карандашом или фломастером по листу бумаги, рисуем сложный клубок линий, пробуем «разглядеть» в «каляках-маляках» некий образ и осознанно развиваем его – используя определенные краски выделяем контуры, зарисовываем участки, пишем короткий комментарий или рассказ.
- Упражнение второе
В отдельной тетради или блокноте заводим «дневник каракуль» и ведем его в течение определенного промежутка времени (пару дней, неделю). Следим за изменениями в каракулях и анализируем их, а после окончания «эксперимента» пишем на их основе рассказ.
- Упражнение третье
Размашистыми движениями разных частей тела на большом листе ватмана создаем каракули. Для более «умопомрачительного» эффекта можно закрыть глаза. Когда «шедевр» будет готов, находим в изображенном образ и развиваем его.
Работа с глиной, пластилином, тестом и воском
Лепим свою проблему в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело. Трансформируем ее в то, во что захотим.
- Создаем скульптурные изображения с закрытыми глазами.
- Создаем и разрисовываем фигуры из глины.
- Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов.
- Создаем глиняные амулеты и обереги.
- За установленный срок времени создаем на заданную тему групповую композицию.
Упражнение «Позволяю себе играть как ребенок»
Для работы лучше использовать лист бумаги большого формата и «мягкие» изобразительные материалы: акварель, гуашь, мелки.
«Нерабочей» рукой рисуем свою самую любимую детскую игру или занятие, придумываем к рисунку название. При рисовании «не той рукой» раскрываются новые чувства, раздвигаются границы умений, человек становится более спонтанным, высока вероятность проявления скрытых детских страхов и переживаний или, наоборот, появления светлых и беззаботных образов. Почему в воображении возникла именно эта детская игра? Какие чувства возникали во время работы над образами? Какие ощущения и эмоции вызывает рисунок? Почему выбраны те или иные цвета?
Методика самопознания: «Автопортрет в натуральную величину»
Для выполнения данного упражнения понадобится очень большой лист бумаги и партнер. Ложимся на лист, чтобы партнер обвел контуры тела. А теперь приступаем к созданию «образа самого себя»: раскрашиваем и дорисовываем все, что сочтем нужным, чтобы показать, что творится во внутреннем мире, как себя чувствуют разные части тела, какого они цвета и т.п.
Арттерапевтическая техника «Коллаж»
Коллажирование является одним из самых эффективных методов работы с личностью, который к тому же не вызывает напряжения, которое может быть связано с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние человека в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности.
Материалом для создания коллажа могут служить не только иллюстрации из журналов, но также природные материалы, личные фотографии и авторские рисунки. Темы выбираются в зависимости от потребностей конкретно взятой группы: «я», «семья», «тело», «мужчина и женщина», «прошлое-настоящее-будущее» и т.д.
Инструкция: подберите картинки для заданной темы и оформите их в целостную композицию. С элементами разрешается делать абсолютно все, что вздумается, работу можно дополнять комментариями и надписями, дорисовывать элементы, закрашивать и декорировать пустоты.
Анализ коллажа: размер элементов и их расположение на листе относительно друг друга, выявление доминирующих элементов, основания выбора конкретных элементов, цветовая палитра, сюжетность и упорядоченность или хаотичность и разрозненность.
Мы представили лишь небольшую часть эффективных методик и арттерапевтических упражнений для самодиагностики и самоисцеления, которые приоткрывают дверцу в увлекательный мир арт-терапии, в котором вас ждет масса удивительных открытий.
4woman.ru
Групповая арт-терапевтическая работа со взрослыми
⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 17Следующая ⇒
Применительно к групповой арт-терапевтической работе со взрослыми очень сложно давать какие-либо рекомендации общего характера, прежде всего потому, что такая работа может проводиться в самых разных условиях, предполагать решение разных задач и разные по составу и продолжительности варианты работы. Учитывая постоянное расширение во второй половине XX века социальной, институциональной и культурной базы групповой арт-терапии, было бы практически невозможно в одном руководстве охватить все многообразие вариантов групповой арт-терапевтической работы со взрослыми. К счастью, в изданной ранее литературе (Копытин, 2000, 2002а, 20026) содержатся описания разных вариантов групповой арт-терапевтической работы со взрослыми. В этих книгах, в частности, представлены следующие области практического применения групповой арт-терапии:
• работа с психиатрическими пациентами, проводимая как в стационарах, так и в амбулаторных условиях;
• работа с лицами преклонного возраста;
• групповая арт-терапия с правонарушителями и осужденными, бездомными, мигрантами и беженцами, и некоторые другие.
С учетом этого мы рекомендуем заинтересованным в знакомстве с этими сферами практического применения арт-терапии читателям обратиться к вышеуказанным источникам. В данном же разделе мы собираемся привести несколько примеров использования разных моделей групповой арт-терапии во внеклинической сфере. Данные примеры отражают некоторые тенденции развития групповой арт-терапии (в частности, ее направленность на поддержку самых разных в социальном
и культурном отношениях групп населения) и позволяют увидеть ряд характерных для тех или иных моделей групповой арт-терапии отличий.
В первом случае приводится краткое описание хода групповой арт-терапевтической сессии с участием женщин, ведущей психологической проблематикой которых являются неудовлетворительные, сопряженные с насилием отношения с мужчинами. Используется аналитическая модель групповой арт-терапии, предполагающая в данном случае анализ как индивидуальных, так и групповых процессов, что позволяет выявить не только характерные для разных участниц группы типы реакций и переживания, но и то, что-характерно для данной женской группы в целом.
Во втором случае описывается работа смешанной в профессиональном, половом и возрастном отношениях тематической группы, при ведении которой применяются элементы интерперсонального подхода.
Пример 1
Работа с индивидуальными и групповыми процессами
Данный вид работы связан с анализом каждого этапа группового процесса. В начале сессии психотерапевт расставляет стулья по кругу, и каждому члену группы предлагается занять определенное место. Очень важно соблюдать временные границы сессий, независимо оттого, сколько человек из группы присутствуют на момент начала работы. Занятие следует заканчивать даже в том случае, если придется прервать оживленно протекающую беседу участников. Благодаря поддержанию четких пространственно-временных границ сессий и правил поведения в группе, участники группы начинают испытывать чувство безопасности и более свободно выражать свои чувства и формировать друг с другом определенные отношения.
Ниже приводится описание шестой сессии.
Характеристика участников иход работы
Данная группа являлась закрытой и собиралась один раз в неделю. Занятия проводились на базе социального центра. Сессии продолжались по одному часу, а время, отводимое на обсуждения в начале работы, могло варьироваться от десяти минут до часа. Группа состояла из восьми человек, включая психотерапевта. Участницами группы являлись женщины, перенесшие те или иные психические травмы на почве отношений с мужчинами, многие из них были разведены. Данный размер группы был оптимален, поскольку каждая участница могла установить с другими зрительный контакт. Это также давало возможность расположить в центре круга изобразительную продукцию каждой участницы и ее обсудить. Психотерапевт, как правило, занимала в ходе сессии определенное место и его не меняла.
Первой на сессию пришла миссис Б., и когда сессия началась, она сказала психотерапевту, что она испытывает тревогу по поводу того, что может произойти в этот день в группе. Не дослушав миссис Б., мисс К. спросила психотерапевта: «Мы будем сегодня рисовать поодиночке или все вместе?» Она добавила, что в прошлый раз она чувствовала себя достаточно комфортно (тогда она смогла признаться группе, что ей трудно говорить в присутствии всех).
Психотерапевт ответила мисс К., что она чувствовала себя хорошо, потому что смогла откровенно говорить о своем страхе выступать перед людьми.
Мисс Д. при этом заметила, что она испытывает те же трудности, что и мисс К., но, в отличие от нее, никогда не осмелилась бы говорить в присутствии всех членов группы.
Миссис А. спросила миссис Б., как та чувствовала себя после последней сессий.
В ответ миссис Б. расплакалась (в прошлый раз она рассказала об одном драматичном случае в своей семье, когда член ее семьи покончил жизнь самоубийством).
Сидящие рядом с ней миссис А. и мисс К. протянули к ней руки и в знак поддержки стали ее поглаживать.
Продолжая плакать, миссис Б. произнесла: «Если бы я могла чем-то помочь своей подруге, которая сейчас тоже подумывает о самоубийстве! Она потеряла работу и близкого человека. Но жизнь продолжается».
Участницы группы обсудили тему помощи друзьям и родственникам, и как сделать так, чтобы они успешно справились с трудной жизненной ситуацией.
Психотерапевт заметила, что в группе порой бывает трудно определить, что сохранить от окружающих в тайне, а что сделать предметом всеобщего обсуждения.
Участницы группы начинают говорить о том, как окружающие узнают о сложном состоянии человека, когда он плачет.
Миссис Д. признается, что она крайне редко плачет в одиночестве и не могла себе представить, что расплачется в присутствии других. Ее знакомые мужчины терпеть не могли, когда кто-то в их присутствии плакал, и в ее семье тоже считалось зазорным давать волю слезам в присутствии окружающих. Поэтому она привыкла справляться со своими чувствами в одиночестве.
Миссис Е. сказала, что на нее в прошлый раз произвели очень сильное впечатление слова миссис Б. и что она тоже предпочитает плакать в одиночестве. Чаще всего она плачет, когда смотрит художественные фильмы, однако очень редко позволяет себе это делать на людях. Она старается прятать от окружающих свои чувства.
Психотерапевт сказала на это, что в группе тем не менее можно дать волю слезам в присутствии других людей. И это хорошо, потому что очень много душевных сил уходит на то, чтобы сдерживать свои чувства.
Миссис К. призналась, что она никогда себе этого не позволяет делать дома.
Мисс Ф. впервые за эту сессию открыла рот и заявила, что обычно также сама справляется со своими чувствами.
Миссис Г., однако, сказала, что ей проще поплакать, чем сказать, что она переживает.
Миссис А. призналась: «Я всегда говорю слишком много, я испытываю сильное волнение, если у меня нет возможности выговориться».
При этом психотерапевт отметила, что каждый человек может лишь до определенного момента в одиночестве справляться со сложными чувствами, и для того, чтобы участницы группы могли дистанцироваться от сильных чувств и с ними «поработать», предложила всем порисовать. Комментарий психотерапевта
Первая часть сессии, таким образом, представляет собой свободное обсуждение того материала, которым делятся участницы. Сделанное миссис Б. на прошлой сессии признание помогло группе выйти на новый уровень искренности, однако, как видно из данного описания, это сопровождается сильными переживаниями участниц. Миссис Б. испытывает вину из-за того, что «отнимает» у группы слишком много времени и высказывает предположение, что люди на нее за это обиделись. Мисс К., с одной стороны, признается, что испытывает облегчение из-за того, что осмелилась
говорить при всей группе, и в то же время спешит «спрятать» свои чувства, предлагая группе заняться коллективным рисованием.
В ходе обсуждения того, как помочь близким справиться со сложными ситуациями, проявился переживаемый участницами группы страх «потеряться» в жизни, а также принять слишком близко к сердцу проблемы друг друга. Этот момент обсуждения можно связать с проявлением защитных реакций. Кроме того, во время обсуждения того, кто и когда дает волю слезам, проявляется свойственный некоторым участницам группы страх «обнажить» свои переживания и в то же время переживаемое многими чувство одиночества.
При этом ярко проявляется контраст между той «семейной культурой», в которой выросли и живут многие участницы и для которой характерно сдерживание членами семьи своих чувств, и той формирующейся групповой культурой, в которой вполне допустимо проявлять свои чувства и сопереживать другим. Процесс работы
Входе индивидуальной изобразительной работы две участницы группы расположились на полу. Одна из них – совсем рядом у ног психотерапевта. Ранее она несколько раз говорила о том, что ее мать малоразговорчива, но имеет сильный характер. В ходе изобразительной работы участниц, когда в кабинете воцарилась тишина, психотерапевт лишь наблюдала за действиями окружающих, обеспечивая им молчаливую поддержку.
Когда участницы группы закончили рисовать, лишь две из них решились обсудить с группой свои работы, в чем проявилось сохраняющееся стремление участниц «держать чувства в себе» и справляться с ними самостоятельно. В то же время все работы касались таких тем, как «нахождение душевного равновесия» и «укрепление личных границ». Три работы непосредственно касались темы формирования определенного «барьера» между «я» и ощущением внутреннего хаоса или «я» и внешним миром. Стремление и способность решать свои проблемы самостоятельно делали участниц группы подчеркнуто независимыми.
Среди созданных участницами группы рисунков были два связанных с вращением образа. Один из них как раз стал предметом группового обсуждения, в процессе которого группа вновь вернулась к тому, как помочь близким, когда те испытывают сложные переживания. Вновь стали проявляться чувства вины, связанные с тем, что человек оказывается неспособным помочь окружающим и сам нуждается в поддержке. Сделанное миссис Б. на прошлой неделе признание заставило группу в ходе обсуждения рисунков вернуться к теме помощи друг другу, к тому, как, сохраняя свои личные границы, в то же время друг друга поддерживать.
Во время этого обсуждения многие то и дело смотрели на психотерапевта. Казалось, Что их заявления о том, что они готовы «решать свои проблемы самостоятельно», являются не чем иным, как отражением их попыток уклониться от личных отношений. Участницы группы должны были опираться друг на друга, а не на психотерапевта, для того чтобы находить решение своих проблем.
Это отразилось в рисунке одной из участниц. Она изобразила росток и в процессе рисования приклеила еще один лист, для того чтобы создать для растения больше пространства.
Пример 2
Данная группа была организована на базе социального центра и рассчитана на представителей местного сообщества. Поскольку группа была смешанной, она не была привязана к какой-либо определенной психотерапевтической ситуации. Первоначально группу вел один лицензированный арт-терапевт, назвавший ее группой «психологии и изобразительного искусства». Сессии проводились по утрам в пятницу с 10.00 до В.ЗОварен-дуемом у церкви помещении. В течение некоторого времени я выступала в качестве котерапевта, но затем взяла на себя функции ведущего группы.
На первую сессию явились самые разные люди. Некоторые хотели поучаствовать в работе группы в качестве замены ранее не состоявшегося разового мероприятия. Другие увидели объявления в журнале либо пришли по рекомендации своих знакомых. Ядро группы составляла одна супружеская пара, практиковавшая альтернативные психотерапевтические подходы, две женщины предпенсионного возраста, две молодые женщины (преподававшие ранее изобразительное искусство), я и еще один арт-терапевт. В течение первых нескольких недель работы группы из нее ушли супружеская пара и одна пожилая женщина. В дальнейшем в группе в разное время работали также ушедший на пенсию врач, ведущая игровой группы, двое безработных мужчин, остеопат, женщина с достаточно взрослыми детьми и один безработный, недавно приехавший в этот город арт-терапевт. Разные участники посетили разное количество сессий (от двух до восьми). Причиной пропусков сессий являлись: болезнь детей, визиты родственников, а также погодные условия (во время работы группы часто шли дожди).
Поскольку нами использовалось одно из помещений церкви, где наряду с нами работали и другие группы, арт-терапевт всякий раз привозила изобразительные материалы на своей машине. Она также готовила помещение к работе: убирала ковер, приносила из вестибюля столики и, сдвигая их вместе, создавала обширную поверхность для работы группы и размещала в комнате изобразительные материалы. Хотя помещение к работе готовила именно она, в уборке комнаты нам часто помогали участники группы.
Первые восемь сессий имели схожую структуру: занятия начинались с чашки чая и вступительного слова. Затем арт-терапевт предлагала выполнить одно из упражнений с использованием цвета, основанных на представлениях Рудольфа Штайнера. Она просила участников группы воспользоваться влажной бумагой, на которую они наносили в определенной последовательности разные цвета. Затем мы кратко обсуждали результаты этой работы и расходились на обед. После обеда арт-терапевт знакомила участников группы с некоторыми представлениями теории личных конструктов Джорджа Келли. В группе царила атмосфера, несколько напоминавшая ту, которая характерна для групп обучения взрослых, однако, с учетом предмета обсуждения, здесь было несколько больше личностной включенности. Кроме того, от групп обучения взрослых эту группу отличали ее небольшие размеры. По мере того как люди включались в работу, они начинали проявлять более активный интерес к обсуждаемым темам и задавать нам вопросы. В процессе дальнейшей работы мы предлагали группе разные темы для их воплощения в изобразительной форме. Большинство этих тем приводится ниже.
Ранние воспоминания
Эта тема была связана с изображением имевших место в прошлом ситуаций разлуки и прощаний и поиском участниками группы связи между прошлыми и настоящими утратами. Результаты работы были интересными. Дженни нарисовала, как она вместе со своей сестрой отправляется в школу-интернат. При этом она исполбзовала черный цвет, подчеркивавший тягостные, связанные с расставанием с родственниками чувства. Одри изобразила, как она отправляется на прогулку, но ее почему-то никто не стал ждать. Увидев удаляющихся родственников, она громко закричала: «Подождите!» Ее отцу эта сцена показалась занятной, и он сфотографировал рассерженную Одри, однако в этот момент она действительно была очень расстроена и разозлена.
Большинство участников группы нашли эту тему весьма болезненной для себя, поскольку эмоциональные травмы детства оставили свой глубокий след во многих из нас. Несмотря на то, что в своей повседневной жизни мы редко ощущаем отголоски этих травм, они, по-видимому, продолжают на нас влиять. Скульптура семьи
Арт-терапевт попросила участников группы создать из глины «скульптуры» своей семьи. Это была единственная сессия, когда мы использовали глину (главным образом, по причине трудности ее транспортировки), и для некоторых участников группы работа с глиной оказалась настоящим испытанием. Все очень глубоко ушли в работу, а когда скульптуры были созданы, состоялся обмен мыслями и чувствами.
Одри изобразила себя, мужа и двух своих маленьких дочерей, а также стоящую рядом свою мать.
Руфь вылепила три человеческих фигуры, стоящие на одном основании. Их руки сплетались; создавалось впечатление, будто они кружатся в каком-то танце. В то же время из-за того, что Руфь убрала вылепленную ею вначале четвертую фигуру, вся композиция оказалась неустойчивой (ее муж недавно покинул семью, ос га-‘ вив Руфь с двумя маленькими детьми).
Тэмсин изобразила четыре фигуры, символизирующие «идеальную семью», которой она, однако, никогда не имела.
Дженни вылепила большое количество изображающих многочисленных братьев и сестер мелких фигурок.
Я также создала композицию из глины, изображающую мою небольшую семью. Вокруг же я поместила наших друзей, символизирующих ту большую семью, которой у нас не было.
Большинство участников группы, за исключением Тэмсин, сказавшей, что глина холодная и «липкая», получили удовольствие от работы с глиной. Нам было важно увидеть, насколько отличными от нашего собственного представления о семье могут быть созданные другими образы. Кроме того, глина позволила нам выразить то, что не позволили бы нам выразить ни слова, ни рисунки.
Две следующих сессии, по причине отсутствия ведущего ранее группу арт-терапевта, пришлось проводить мне. Поскольку в группу в это время пришли новые люди, я решила использовать такую тему, которая помогла бы мне узнать новичков и в то же время была бы интересна для тех, кто уже был хорошо друг с другом знаком. Поэтому после традиционной для наших занятий чашки чая и приветствий, мы уселись за круглый стол, и я предложила группе одну тему и еще две дополнительных, чтобы дать участникам возможность выбора.
Предложенной мною темой явилось изображение «линии жизни». Участникам группы предлагалось нарисовать свою жизнь в виде линии, обозначив на ней, при желании, определенные события. Линия могла быть любой формы и предполагать использование листа любого размера. Если требовалось, участники могли прикрепить с помощью скотча дополнительные листы бумаги. Поскольку в группе в этот день было восемь человек, пространства было явно недостаточно. Четверо расположились за общим столом, а двое – за детскими столиками в разных концах комнаты. Руфь прикрепила скотчем лист бумаги на металлическую дверь шкафа, а Дженни села на пол, потому что ее лист бумаги не помещался на столе.
В течение часа все были погружены в работу. Тишину нарушило лишь вторжение Грэама, который пришел посередине занятия. Я угостила его на кухне чаем и объяснила, что делают остальные. Я также решила рисовать, так как все были заняты своим делом и в моей помощи не нуждались. Я обычно рисую вместе с остальными членами группы, если, конечно же, нет необходимости в том, чтобы заниматься чем-то еще. По мере продолжения работы участники группы добавляли к своим рисункам все новые листы бумаги. Когда я увидела, что некоторые уже закончили работать, в то время как другие еще продолжали рисовать, я предложила пойти на обед, для того чтобы дать возможность тем, кто еще работал, использовать часть времени обеденного перерыва.
После перерыва мы собрались снова. Поскольку рисунки были разной формы и размеров, мы обходили комнату по кругу для того, чтобы рассмотреть работы участников.
Групповой рисунок
В следующий раз, когда Хитер также отсутствовала в группе, на сессию пришли всего четыре человека, и настроение у всех, казалось, было подавленным. Когда я предложила несколько тем для работы, группа не поддержала ни одну из них. В конце концов, на предложение создать коллективный рисунок группа откликнулась положительно. Для начала мы закрыли глаза и каждый провел мелком по листу бумаги «дорожку». Затем мы открыли глаза и посмотрели, что получилось. После этого, используя «каракули» в качестве основы для создания коллективной композиции, мы молча начали рисовать, стараясь распознать в «каракулях» какие-либо образы. Каждый продолжал рисовать до тех пор, пока не достиг границ рисунков других участников и все пространство листа не заполнилось изображениями. На это ушло около часа. Два участника группы рисовали быстрее, чем остальные, и, казалось, что первые могут «захватить» «жизненное пространство» вторых. На получившемся рисунке все еще достаточно явно выделялись «территории» четырех участников (включая и меня).
Я (нижний левый фрагмент).
Эта часть изображения включала волны желтого, оранжевого, красного, синего и зеленого цветов. В центре этого фрагмента выделяется интенсивный синий участок.
Пиппа (нижний правый фрагмент).
В правом нижнем углу Пиппа нарисовала ностальгический пейзаж с изображением домика и сада. Около года назад ее семья выехала из этого столь любимого ею дома. Она подрисовала солнце, как это часто делают на своих рисунках дети, сказав, что нередко ощущает себя ребенком. Затем, сама того не сознавая, она добавила к своему рисунку изображения двух умерших младенцев и идущую сверху мускулистую руку, которая пытается их вытащить. Как оказалось, Пиппа действительно дважды делала аборт: один – несколько лет назад, второй – на предыдущей неделе – и до сих пор об этом вспоминала. До этого она никому в группе не собиралась рассказывать о том, что сделала аборт, но изображения Мертвых младенцев «всплыли» сами по себе. Врач не рекомендовал Пиппе делать аборт, но поскольку в ее семье уже было трое детей, она решила, что должна пойти на это. Мы уделили некоторое время обсуждению этой темы, и в процессе разговора я выразила надежду на то, что совместное рисование помогло ей освободиться от тягостных переживаний.
Одри (верхний правый фрагмент).
Одри начала рисовать мелками извилистые линии красного, синего и фиолетового цветов, добавив к ним затем для «равновесия» прямые линии и серую сетку, объяснив, что это – тюремная решетка, ассоциирующаяся с мужем и ее браком. В нижней части ее рисунка были изображены красные языки пламени, символизирующие тот огонь, который она хотела бы иметь внутри себя. В то же время она сказала, что этот рисунок ее пугает, потому что возгорание может превратиться во взрыв. Она также добавила, что не хотела бы, чтобы ее брак распался. Когда один из членов группы спросил ее про изображение синей птицы в верхней части ее рисунка, Одри расплакалась и сказала, что это она и что она хотела бы взлететь, но чувствует, что не может.
Грэам (верхний левый фрагмент).
Грэам начал рисовать коричневым и зеленым цветами внизу своего фрагмента. Рисуя дальше, он начал повторять мои извилистые линии и добавил «вспышки» красного цвета в центре своей части общей композиции. В конце он пририсовал в центре забор, являющийся «эхом» тюремной решетки Одри, а также несколько деревьев, ассоциирующихся у него со «швейцарским пейзажем» (хотя он никогда не был в Швейцарии).
Для большинства участников группы это был первый опыт коллективного рисования, и, по-видимому, с этим связано то, что рисунки достаточно четко отделены друг от друга. Являясь представителями такой культуры, в которой подчеркивается индивидуализм, участники группы испытали бы, наверное, растерянность, если бы, создавая коллективный рисунок, они стали бы вторгаться в «жизненное пространство» друг друга.
Это утро было наполнено весьма глубокими переживаниями, которые участники группы разделили друг с другом. Нам стоило определенных усилий закончить работу и разойтись по домам. «Расплавляющиеся зеркала»
В начале следующей сессии Хитер провела направленную визуализацию, в ходе которой мы представляли себя стоящими у зеркала. Смотрясь в зеркало, мы увидели себя детьми, находящимися в знакомом, любимом нами месте. Мы пытались представить, что говорит нам этот ребенок и как мы ему отвечаем. Взяв краски, для того чтобы изобразить то, что мы увидели, мы почувствовали, что нам требуется дополнительное время для «настройки», и попросили Хитер повторить визуализацию. На созданных затем рисунках мы изобразили себя в разном возрасте и в разных местах.
Руфь
На своем рисунке она изобразила себя в момент фотографирования в возрасте трех или четырех лет и одетую, как королева. Она стояла в саду своего дома,
где любила играть в одиночку. Рассказывая о своем рисунке, Руфь призналась, что ее детство было не очень счастливым и, играя в саду, она забывала о неприятностях. На следующей сессии Руфь сказала, что созданный ею образ «преследовал» ее все эти дни, из-за чего она испытывала беспокойство. Дженни
Дженни увидела себя стоящей в комнате с розовыми обоями и коричневым линолеумом. Это заставило других членов группы вспомнить о том, что полы в их доме в детстве также были покрыты коричневым линолеумом. Пиппа
Пиппа увидела себя стоящей в своей любимой комнате – это была ванная комната в доме ее дедушки и бабушки в Дании. Рассказывая о рисунке, она отметила, что ощущает себя «банкротом», поскольку ее детские надежды не сбылись. Я
Я увидела себя в возрасте восьми лет, обращающейся ко мне взрослой со словами: «Пойдем поиграем вместе». Похоже, этот образ отражал мои попытки убежать от имеющихся у меня в настоящий момент трудностей. Венетта /
Венетта увидела себя в возрасте 12 лет, высокой и стройной, одетой в белый теннисный костюм, стоящей в новой квартире и мечтающей о том, как бы поскорее стать взрослой.
Благодаря этому рисунку, мы еще раз убедились в том, в какой степени наше детское «я» продолжает в нас жить. Это упражнение позволило нам провести внутренний диалог между своим взрослым и детским «я» и задуматься над теми мечтами и потребностями, которые у нас были раньше, но которые мы в себе подавили.
Приближалась Пасха, и мы решили обсудить, хотела бы группа продолжать работать летом или нет. Хитер и я сказали, что хотели бы сделать перерыв в работе на шесть недель, и увидели, что несколько участников группы с сожалением восприняли это предложение.
Во время последней перед перерывом в работе группы сессии мы рисовали групповую «фреску», отражающую некоторые характерные для этого момента переживания участников. Групповая фреска
В создании фрески принимали участие все члены группы, рисуя кто что хочет. Слева располагался созданный Грэамом фрагмент, включающий разные эзотерические символы. Он нарисовал границу, отделяющую его часть общей композиции от рисунков остальных.
Справа от его рисунка располагались изображенные мной солнце, костер и цветы. Хитер нарисовала цветок на длинном стебле, напоминающий парящую в небе птицу. Дженни изобразила синюю фигуру, окруженную черной и красной линиями. Одри заняла место на границе листа и нарисовала зеленый домик. Руфь же разместила свое изображение наверху справа. Оно словно парило в воздухе и напоминало облако. Между этими облаками персикового цвета Руфь нарисовала треугольники, преобразовав их затем в бумеранги. Она хотела «взлететь» и проникнуть в пространство Одри, но край домика остановил ее, поскольку она испугалась, что помешает Одри. Интересно, что сама Одри позднее дорисовала извилистые линии Руфи. Руфь также пыталась соединить рисунок Грэама с общим рисунком, но тот обозначил границу своей территории,
отделив свой рисунок от рисунков остальных участников. Справа внизу Хитер добавила изображения насекомых и «банку с червяками», напоминавшими ей о внешней реальности.
В ходе последующего обсуждения оказалось, что используемые Дженни синий, черный и красный цвета отражают переживаемые ею грусть и раздражение по поводу предстоящего длительного перерыва в работе группы. Другие участники заявили, что переживают схожие чувства и что групповая работа была для них очень важной. Они также отметили, что воспринимали группу как «безопасное место». В то же время они отметили, что временами ощущение безопасности исчезало. Некоторые участники договорились о встрече во время перерыва в работе группы, чтобы не так остро ощущать разлуку.
Благодаря работе над групповой фреской, мы смогли ощутить себя одним целым и в то же время обозначить свою индивидуальность. Разное расположение рисунков отдельных участников на групповой композиции свидетельствует об их разных ощущениях себя в группе, а взаимодействие участников в ходе создания фрески можно рассматривать как отражение группового процесса. Создание фрески также явилось своеобразным ритуалом, обозначающим временную остановку в работе группы.
Описанная в этом примере групповая работа показывает происходящие в группе изменения. Группа первоначально создавалась как в основном обучающая, но по общему согласию участников превратилась затем в терапевтическую. Хотя участников группы нельзя рассматривать как пациентов, большинство из них во время работы имели те или иные проблемы (развод, длительная безработица, депрессия, одиночество, конфликты на работе и т. д.), которые они смогли так или иначе выявить и решить в ходе сессий.
Характерные для участников группы проблемы можно считать типичными для населения в целом, и полученные в результате работы эффекты показывают, насколько широко применимой может являться групповая арт-терапия. Открытость используемого ведущим подхода и возможность включения в группу новых членов и ухода из нее в любой момент была важной особенностью групповой арт-терапевтической работы.
(Источник: Liebmann, 1986)
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Арт-терапия как метод коррекции эмоциональных состояний
В психотерапии и психологии существуют различные техники устранения психологических проблем. Одной из самых интересных и действенных является арт-терапия. «Art» переводится как «творчество», «искусство». Следовательно, арт-терапия – лечение искусством, творчеством. Это альтернативный способ решения многих психических расстройств. Также это способ разобраться с какими-либо проблемами при помощи творческого процесса, прийти в ресурсное состояние, повысить настроение, побороть хандру, осеннюю или зимнюю депрессию. Появилось данное направление не так давно – в первой половине ХХ века, и благодаря своей доступности и быстрому положительному эффекту оно заняло важное место в психокоррекции.
Как работает арт-терапия
Очень часто при наличии подавленного состояния или неврологических заболеваниях, люди замыкаются в себе. Помочь им становится довольно-таки сложно. Арт-терапия же посредством творчества помогает выносить свое состояние в материальную реальность на бумагу или посредством любого другого материала. Благодаря этому и происходит некое облегчение — человек «выговорился».
Важно учесть, что необязательно будет «воплощаться» именно внутренне состояние. Возможно человек наоборот неосознанно захочет «рисовать» то, чего ему хочется, тем самым погружаясь в свои грезы, мечты. Таким способ он отвлекается от своей хандры или какой-либо проблемы.
Кроме того, рисуя какую-либо картину, у многих людей наблюдается смена внутреннего состояния: приходит расслабление, проходит головная боль (от тяжелых дум), повышается настроение. Таким образом, суть лечения искусством заключается в трансформировании негативной энергии человека в позитивную посредством творческой деятельности. Такой вид терапии широко применяется в разных социальных и возрастных группах: пользуется успехом в коррекции психологического состояния детей, подростков, пожилых людей, беременных женщин, зависимых и др.
Польза арт-терапии
Арт-терапия дает положительные результаты в лечении как психологических, так и физических недугов. Творчество помогает организму справиться с тяжелыми болезнями и быстрее восстановиться после полученных травм. Это объясняется тем фактом, что физическое состояние организма во многом определяется психологическим здоровьем, позитивным настроем. Об этом говорится и в психосоматике.
- ускоряет лечение различных физических и психических заболеваний,
- повышает интеграцию личности в общественную жизнь,
- успокаивает нервную систему,
- гармонизирует внутренний мир,
- учит контролировать свои эмоции,
- помогает осознать психологические проблемы,
- снимает напряжение, раздражительность, агрессию,
- повышает настроение, заряжает энергией,
- помогает справиться с сонливостью, вялостью, унынием,
- улучшает работу головного мозга,
- развивает творческое мышление, фантазию.
Особенности применения арт-терапии
Одной из важных особенностей арт-терапии является полное отсутствие побочных эффектов и противопоказаний. Творчество никак не способно навредить человеку. Напротив – оно вносит гармонию в его психологическое состояние и дарит душевное равновесие. Но при выборе метода арт-терапии следует учитывать тонкости характера и темперамента человека. Так, стеснительному и зажатому пациенту не подойдет актерское мастерство или вокальные выступления на публике, а подвижному и активному – монотонный процесс рисования или шитья.
В первую очередь выбранный для лечения вид искусства должен приносить радость пациенту и ни в коем случае не вызывать негативных эмоций, чувство неловкости, скуки или раздражения. Если метод провоцирует подобные отрицательные реакции, следует незамедлительно изменить род занятий.
Методы и виды арт-терапии
Основные направления, применяемые в качестве терапии искусством:
- живопись красками или песком,
- раскраски мандал, рисование по номерам (цветотерапия),
- лепка (работа с глиной, пластилином и т.д.),
- фотоискусство,
- плетение браслетов, декоративных узлов,
- раскрашивание,
- скрапбукинг,
- декупаж,
- составление коллажей,
- вязание, шитье,
- другие виды рукоделия,
- занятия танцами,
- музыкотерапия,
- занятия вокалом (вокалотерапия),
- моделирование,
- игра на музыкальных инструментах,
- пантомима, актерская деятельность,
- чтение,
- письмо (сочинение рассказов, стихов, очерков),
- сказкотерапия.
Эти направления арт-техник наиболее широко применяются психологами в работе с клиентами. Такие занятия направлены на улучшение эмоционального состояния пациента. Они помогают снять напряжение, поднять жизненный тонус, избавиться от стресса, апатии, различных страхов, побороть агрессию. Практически всегда у пациентов отмечается стабилизация настроения, снижается уровень тревожности.
Выбрать направление можно самостоятельно и заниматься им в домашних условиях. Но в серьезных случаях совместная работа со специалистом намного улучшит результат.
Принципы арт-терапии
Начинать лечение нужно с чего-то легкого: задания ни в коем случае не должны вызывать затруднение у пациента. Если человек впоследствии сам изъявляет желание развиваться в выбранном направлении, целесообразно углубиться в тот или иной вид искусства, повышая уровень мастерства. Однако на начальном этапе чрезмерно замысловатые задания будут ошибкой и дадут лишь негативный эффект.
Так, для склонных к агрессивному поведению людей хорошо подходит рисование – оно успокаивает нервы, повышает концентрацию. Любительский театр поможет развить навыки социального общения и адаптации в новом окружении, а также научит выражать свои эмоции. Вязание и шитье развивает внимательность, усидчивость, положительно сказывается на мелкой моторике.
Выбрать направление арт-терапии можно самостоятельно, занимаясь дома. Но в серьезных случаях совместная работа с квалифицированным психотерапевтом значительно улучшит результат.
Примеры упражнений в арт-терапии
«Каляки-маляки». Надо рисовать бессмыслицу, то есть не думать какие цвета использовать, как они между собой сочетаются, что именно рисовать. По завершению следует оценить и осмыслить результат, возможно будет просматриваться какой-то персонаж, образ или сюжет. На основании этого рисунок можно дорисовать и затем уже описать.
Коллаж. Можно использовать вырезки из журналов, лепить и рисовать те или иные сюжеты, фигуры и т.п. Анализ результата проводится на основании размеров, цветов, сюжета и расположения «вырезок» относительно друг друга.
Сочинение. Особенно актуально для детей. Вместе со своим ребенком сочиняйте сказку. Начинаете вы. Необходимо в завуалированном виде начать сочинять сказку, основанную на каком-нибудь домашнем бытовом случае, ситуации в садике или школе и т.п. Затем просите продолжить свое чадо. Как правило, они не догадываются и говорят, что у них крутится в голове. Благодаря этому способу вы сможете узнать об его переживаниях.
Арт-терапия является прекрасным способом расслабиться и отвлечься от насущных проблем. Пение, рисование, рукоделие, цветотерапия и т.п. способны не только поднять жизненный тонус, но и познать себя, избавиться от многих болезней, посредством гармонизации внутреннего состояния. Ведь как известно, все болячки из головы.
А вы пробовали арт-терапию? Как она на вас повлияла? Какой вид использовали? 🙂
Видео Арт-терапия. Раскраски-антистресс
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Расскажите друзьям:
bestlavka.ru