Лекция Дмитрия Андрианова «Значение и место аскетики в жизни православного христианина»
17 апреля 2016
В крипте Казанского кафедрального собора 17 апреля 2016 года состоялась лекция преподавателя Санкт-Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств Дмитрия Андрианова под названием «Значение и место аскетики в жизни православного христианина».
С напутственным словом к собравшимся обратился клирик собора иерей Игорь Марчук. «Сейчас идет период Великого поста – как раз то самое время, когда мы более всего стараемся приобщиться к неотъемлемой дисциплине христианской жизни – аскетике. При упоминании аскетики на ум сразу приходят отшельники в пустыне, строгий монастырский устав, крайнее воздержание. Но реалии нашей жизни таковы, что, как бы духовно мы не стремились к тем вершинам аскетики, о которых читаем в житиях святых, почти у всех нас есть семьи, ради которых нужно жить в обществе и работать. В то же время мы понимаем, что в аскетике есть разные формы воздержания, которые мы не то, что можем себе позволить, а обязаны к ним себя приучать.
Свою лекцию Дмитрий Андрианов начал с того, что поставил вопрос: «Нужна ли аскетика в жизни простого мирянина?». Согласившись со словами отца Игоря, Дмитрий Александрович отметил, что многие православные верующие связывают аскетику с умерщвлением плоти и считают, что это особый удел монашества, который им не подходит. Другие же, особенно новообращенные православные, наоборот, с энтузиазмом начинают вести аскетичный образ жизни ради своего спасения, но делают акцент на телесной внешней стороне.
«Цель нашей духовной жизни – это общение с Богом, который хочет, чтобы все спаслись и пришли в разум истинный. Смысл жизни заключается в соединении с Богом, но соединиться с Ним должно не изможденное, неполноценное и безличностное существо, а имеющее свои индивидуальные черты личности, чтобы в этом соединении достигнуть преображенного состояния, в том числе и телесного.
А это невозможно, если мы не в меру занимаемся умерщвлением своей плоти. Если человек обращает внимание только на телесные подвиги, это не приносит пользу его душе, ведь человек – существо целостное», – сказал Дмитрий Александрович.По его мнению, чтобы соединиться с Богом, нужно, во-первых, иметь сердечную чистоту, порядок внутри себя, во-вторых, иметь порядок во внешних действиях. Естественному райскому состоянию человека мешают грехи. Дмитрий Александрович предлагает рассматривать грех не только как нарушение заповедей Божиих и преступление нравственного закона, но и в более глубоком онтологическом измерении. С одной стороны, грех очень личен, а с другой стороны – он является трагедией всего мира, поскольку нарушает первозданную гармонию всего миротворения и божественного плана мира. Грех – это недостижение той цели, которую Господь для нас определил, поскольку Он о каждом из нас промышляет и каждого призвал для определенной цели. Таким образом, грех – это противопоставление себя Богу, Его святости и всему святому и чистому.
«Человек в своем грехопадении утрачивает связь с Богом, поэтому он вредит природе, – продолжил лектор. – В грехе заключена причина отчуждения человека от Бога – единственного источника жизни. Отступая от Бога, мы ущербно действуем по отношению к себе и ближнему, сами умираем и разрушаем жизнь. Грех подменяет истинный смысл жизни и, повторенный много раз, превращается в страсть. Потакая своим желаниям, человек перестает быть свободным, становится марионеткой. Грех действует на всю психофизику человека, начиная с ума, извращает его, изменяет чувства, пленяет фантазии, вызывает страстные помыслы. В результате человек варится в этом огне желаний. Грех не имеет своей сущности, он является паразитом на душе и теле человека. Страсти – это искаженные грехом качества нашего естества. Когда человек пронизан страстями, его жизнь превращается в адское состояние».
Дмитрий Андрианов указал на этапы развития греха: прилог (действие на ум определенной мысли или образа), сочетание (внимание к этому образу и помышление о нем), услаждение (принятие помысла душой) и пленение (влечение сердца к помыслу).
Чтобы найти выход из этого состояния, по мнению Дмитрия Александровича, нужна вера в Бога, участие в Святых Таинствах и личный подвиг. Своими силами человеку спастись невозможно, поскольку враг, с которым он борется, сильнее и древнее его. Личный подвиг заключается в отрицании ветхого человека в себе и следовании по пути Христа. Борьба со грехом не принесет плодов без очищения души. И на этом пути Господь помогает людям по их вере.
Дмитрий Андрианов подчеркнул, что нужно не бороться против своего естества, а преображать его. Таким образом, аскеза – это не вред нашей плоти, а преображение. Лектор отметил, что телесный подвиг является не самоцелью, а средством. Главный акцент в аскетике стоит делать на созерцании, безмолвии, приведении своего ума в чистоту, чтобы его мог озарить божественный свет. Дмитрий Александрович напомнил, что в византийском христианстве аскеза понимается как устремление человеческой воли к воле Божией и соединение с ней. Само слово «аскеза» пришло к нам из античной культуры и означает упражнение, искусное обрабатывание грубого материала, усилие для достижения цели.
То есть аскеза – это особое волевое действие человека, направленное на соединение его воли с волей Божественной.«Если рассматривать аскезу в святоотеческой традиции и в представлениях русских философов и богословов, то прежде всего речь идет о красоте, радости и свободе, – продолжил лектор. – Аскеза освобождает от страхов, учит переходить на другую грань понимания, когда даже в ужасах мира видишь красоту присутствия Божиего. Человек, который живет с Богом, видит красоту мира, промысел Божий. Аскеза несет в себе элемент радости и счастья, которые мы в обычной жизни пропускаем. В современном мире аскезу часто воспринимают как несвободу, подчинение утомительным правилам, строгость и мрачную суровость».
Дмитрий Александрович рассмотрел первичные составляющие аскетики: анахореза (удаление из мира) и энкратея (самоконтроль). Самоконтроль подразумевает пост, телесные ограничения, исправление своего естества. Удаление из мира может быть мироотрицающим (полная изоляция) и мироутверждающим (удаление с возвращением для оказания помощи другим и исцеления).
«Не все святые отцы рассматривали страсти как противное природе греховное начало, – отметил лектор. – Страсти могут найти положительное применение в согласии с природой, если не умерщвлять их, а направить на служение Богу, преобразить их. Цель аскезы состоит не в подавлении страстей, а в переориентировании их. Важно сделать так чтобы естественные душевные порывы помогли нам раскрыть личность, потому что апатичный, бесстрастный человек не способен ни на какие чувства».
«В поступках Иисуса Христа видно созидающее, а не разрушающее начало, – умеренность и естественность. Поэтому каждый из нас, не уходя в пустыню и монастырь, может стать аскетом, если он разберется в себе и, помогая себе участием в Таинствах, будет изнутри очищать свою душу, чтобы в ней поселился Господь и произошло чудесное соединение и преображение», – заключил Дмитрий Александрович.
На вопрос слушательницы о том, с чего начать путь аскезы, он ответил, что нужно начинать с малого – внимательно читать Евангелие и найти хорошего духовника, научиться молиться, строить диалог с Богом. Без проводника на этом пути можно легко совершить ошибку. Поэтому важно собираться вместе с духовным руководителем и читать Евангелие или изучать Слово Божие через толкования святых отцов. Выше общения с Господом нет ничего.
Аксаковка — Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова
Добавлено: 15 мая 2023 г.
Если взять Любовь и Верность,
к ним добавить чувство Нежность,
все умножить на года,
то получится — СЕМЬЯ!
В этот праздничный день гостями литературной программы стали воспитанники детского сада №91 «Снегурочка». Маленькие читатели отдела «Детство» познакомились с лучшими стихотворениями и рассказами современных писателей из сборника Михаила Яснова «Моя семья и я».
Добавлено: 15 мая 2023 г.
15 мая мы отмечаем 175 лет со дня рождения великого русского живописца Виктора Михайловича Васнецова
Добавлено: 15 мая 2023 г.
Но до чтения ли, до письма ли было тут, когда душистые черёмухи зацветают, когда пучок на березах лопается, когда чёрные кусты смородины опушаются беловатым пухом распускающихся сморщенных листочков, когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми сон, лилового, голубого, желтоватого и белого цвета, когда полезут везде из земли свернутые в трубочки травы и завёрнутые в них головки цветков.
Добавлено: 14 мая 2023 г.
Сегодня на книжном завтраке с Аксаковкой мы познакомимся с книгой Татьяны Корниенко с необычным названием – «Эспрессиво». Повесть в 2020 году стала Лауреатом Международного конкурса имени Сергея Михалкова…
Добавлено: 12 мая 2023 г.
12 мая 2023 года в День памяти Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859), любимого детьми и взрослыми, Аксаковка провела мероприятия, посвящённые жизни и творчеству известного русского писателя-классика.
Добавлено: 12 мая 2023 г.
Сказке «Аленький цветочек» в этом году исполняется 165 лет.
Добавлено: 11 мая 2023 г.
11 мая в Аксаковке, в преддверии Дня памяти выдающегося художника – земляка Аркадия Александровича Пластова, состоялось открытие выставочной экспозиции «Аркадий Пластов и Мартирос Сарьян – иллюстраторы сказок». Мероприятие является одним из ключевых событий проекта Ульяновского фонда поддержки детского чтения «Пластов и Сарьян: через искусство к согласию народов», поддержанного Правительством Ульяновской области и Фондом Президентских Грантов.
Добавлено: 11 мая 2023 г.
7 мая 2023 года исполняется 120 лет со дня рождения Николая Алексеевича Заболоцкого, поэта и переводчика, автора философских стихотворений о взаимоотношениях человека и природы. Предлагаем вам познакомиться с его творчеством!
Добавлено: 10 мая 2023 г.
9 мая – День огромной радости и гордости. Он всегда будет днём памяти о великой Победе, которым гордится каждый житель нашей дружной большой страны. Эта память живёт в каждом сердце старшего и подрастающего поколения. В течение всего дня перед зданием библиотеки была развернута открытая библиотечная площадка «Пусть помнят живые, пусть знают потомки»…
Добавлено: 05 мая 2023 г.
Каждый год Аксаковка присоединяется к Международной акции «Читаем детям о войне». Воспоминания о Великой Победе не должны исчезнуть из нашей памяти. И помогают нам в этом рассказы свидетелей той войны и, конечно, книги. Учащиеся первых классов…
Подвижничество в Православной Церкви
Источник: Заметки об Арабском Православии
Митрополит Антоний | 15 ноября 2020
Фото: pravchelny.ru
В нашей вотчине много столпов, подвизавшихся во многих регионах. Преподобный Симеон Столпник был первым из них на этом пути жизни. Тогда можно было бы задаться вопросом: является ли аскетизм подчинением тела необычными методами?
Что такое аскетизм?
В греческом используется слово ἀσκησις, что означает «упражнение».
Это упражнение в освобождении себя (κένοσις, ср. Филиппийцам 2:7) от эго. Все страсти и грехи связаны с эго, а эго есть источник грехопадения и отчуждения от Бога и других.
Большинство людей думают, что аскетизм предназначен только для монахов и подвижников, но это то, что требуется от всех верующих. Церковь учит нас, как жить ею через молитву, пост и покаяние по заповедям Господа Иисуса нам.
Таким образом, аскетизм – это жизнь молитвы, поста и покаяния с целью освобождения себя от нашего эго, чтобы Бог мог стать нашим эго, нашей жизнью и всем для нас.
Аскетизм есть бегство от себя, т. е. от источника страстей, через отложение наслаждений и страстей, борющихся в человеке в самом себе, в его сердце и в его существе, через личное усилие, твердое и искреннее желание и благодать Божию .
Это то, что называется аскетической борьбой или духовной борьбой. Это деятельность, разделяемая волей человека и благодатью Святой Троицы, которую мы называем синергией (συνεργία).
Монахи стали учителями духовной жизни, потому что они оставили мир и все в нем. Они продали его и раздали, чтобы следовать за Христом. Первые из них были научены Богом непосредственно, как Он учил святого Антония Великого, когда ему явился ангел и научил побеждать усталость трудом, молитвой и духовным чтением.
Иноки и подвижники, каждый по способностям, стали бороться за овладение телом, действуя по словам апостола Павла: «Я укрощаю тело мое и покоряю его» (1 Коринфянам 9:27). Святой Симеон Столпник изобрел этот образ жизни на столбе в зной и холод, и другие последовали за ним в этом.
Тем не менее, в Православной Церкви, как мы уже упоминали выше, аскеза в основе своей есть подвиг молитвы, поста и аскезы, чтобы человек упражнялся в познании себя и очищении сердца , чтобы вознестись в своих отношениях с Бог и другой, пока не пришел, через единение с Троицей, к единству со всем творением и служением Богу в человеке.
Возлюбленные, жизнь, учение и традиции нашей Православной Церкви пропитаны духом подвижничества, молитвы и поста. Наша литургия наполнена духовными учениями, которые призывают к покаянию, смирению, суду души, осуждению греха и любви к грешнику.
В нашей Церкви есть сокровищница поучений отцов о том, как бороться со страстями и противостоять искушениям.
Мы должны пить из колодцев благодати, которые есть в нашей Православной Церкви и писаниях ее отцов, чтобы мы могли ходить, как ходили те, кто был до нас, и освящаться, как они освящались. Без подвижничества нет христианской жизни.
Имеющий уши да слышит.
+Антоний
Митрополит Захле, Баальбека и их зависимостей
Поскольку вы здесь…
…у нас есть небольшая просьба. Сайт «Православие и мир» посещает все больше людей. Однако ресурсов для редакционных работ недостаточно. В отличие от некоторых СМИ, мы не делаем платной подписки. Мы глубоко убеждены, что проповедовать Христа за деньги неправильно.
При этом «Правмир» предоставляет ежедневные статьи автономной службы новостей, еженедельная стенгазета для церквей, лектория, фото, видео, хостинг и сервера. Редакторы и переводчики работают вместе для достижения одной цели: сделать возможными наши четыре веб-сайта — Правмир.ру, Неинвалид.ру, Матроны.ру и Правмир.ком. Поэтому наша просьба о помощи понятна.
Например, 5 евро в месяц это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета это не так уж и много, но для «Правмира» значительная сумма.
Если бы каждый, кто читает «Правмир», мог бы жертвовать по 5 евро в месяц, они в значительной степени способствовали бы нашей способности распространять слово Христа, Православие, цель жизни, семья и общество.
Пожертвовать
Подвижник и мистик
«Не люби мир и ничего на свете. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все в мире – похоть грешного человека, похоть очей его и гордыня имения – не от Отца, но от мира» (1 Иоанна 2:15)
«Я знаю человека во Христе, который четырнадцать лет назад был восхищен до третьего неба. В теле ли оно было, или вне тела, не знаю — Бог знает» (2 Коринфянам 12:2)
Святитель Иоанн предостерегает нас бежать от мира и ничего не любить в грешном мире, иначе мы потеряем внутреннее присутствие Небесного Отца. Это аскетизм. Св. Павел имеет в виду себя, когда описывает, что был поднят над миром до третьего неба. Это мистика. Кто вы — либо, ни то, ни другое? Скорее всего, понемногу каждого.
Когда во время Великого поста особенно или в обычные среды и пятницы соблюдаете предписанную церковную диетическую дисциплину и обходитесь без мясных и молочных продуктов, вы занимаетесь аскезой. Даже когда вы отказываетесь от чего-то, к чему обычно стремитесь, например, от мороженого или алкоголя, вы делаете то же самое. Православный подвижник берет на себя задачу разобраться в вещах, которые могут стать страстями, и отделить себя от того, чтобы позволить им овладеть его разумом и сердцем. То, что порабощает вас, владеет вами; поэтому, если вы серьезно настроены отдать себя Христу, вы должны быть свободны в этом. Это станет образцом жизни, который принесет вам радость, смысл и удовлетворение; но только если ты дорожишь целью и всегда держишь ее перед глазами. В противном случае это пустое занятие.
Цель включает в себя мистическое осознание всего в творении, осознанное и оцененное новыми глазами, как описано св. Павлом в его посланиях и св. Иоанном в книге Откровения. Говоря языком Писания, вы увидите глазами голубя, точкой зрения Святого Духа. Совершенному подвижнику дается мистическое познание мира как дар стойкости. Это похоже на восхождение на высокую гору — Даймондхед, Эверест или особенно на гору Синай. Достигнув вершины, инстинкт состоит не в том, чтобы сразу спускаться, а в том, чтобы насладиться триумфом и оглядеться во все стороны.
Рассмотрим третье искушение Господа нашего Иисуса Христа. «Опять взял Его дьявол на очень высокую гору и показал Ему все царства мира и великолепие их. «Все это дам Тебе, — сказал он, — если Ты преклонишься и поклонишься мне»» (Матфея 4:8).