Асоциализация это: Фишман Л.С. Асоциализация несовершеннолетних потребителей ПАВ и их ресоциализация

Фишман Л.С. Асоциализация несовершеннолетних потребителей ПАВ и их ресоциализация

Социализация – это интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей.

Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Усвоение социального опыта всегда субъективно.

Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями.

А потому они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности различных людей.

Социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно различным.
С.И. Гессен в своей работе «Основы педагогики» писал:

«Давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор»

Процесс социализации существенным образом зависит от общепринятых норм в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность.

В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.

Понятие «социализация» сводится к усвоению личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование.

 «Асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Следует отметить ещё два термина:

«десоциализация» и «отставание в социализации».

Десоциализация — на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация под влиянием отрицательной микросреды.

У личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен появляются новые антиобщественные нормы и образцы поведения.

Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию понятию «асоциализация», однако отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте.

Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации.

Этот термин кажется далеким по смыслу от понятия «асоциализации», но тем не менее он связан с ним.

Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести (и часто приводит) к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов.

 

Асоциализация личности происходит в те же хронологические периоды (детство, отрочество, юность), что и социализация, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте.

Социально-психологический механизм асоциализации (десоциализации) личности на раннем этапе проявляется в подражании более старшим или взрослым, ведущим асоциальный образ жизни, и перенятия у них негативных образцов поведения определенной субкультуры.

При этом основным мотивом выступает желание быть взрослым, получить одобрение в данной отрицательной микросреде.

Факторы социализации – это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию.

Факторов социализации всего три:

 —макрофакторы(космос, планета, страна, общество, государство),

мезофакторы(этнос, тип поселения, СМИ)

микрофакторы(семья, группы сверстников, организации)

 

Причины приобщениянесовершеннолетних к употреблению ПАВ и вовлечение их в асоциальную среду

Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем наркотиков, называются факторами риска употребления ПАВ.

Обстоятельства, достоверно снижающие шансы индивида стать потребителем ПАВ, называются факторами защиты – протективными факторами.

 Все они могут быть сгруппированы в три категории:

 — история жизни, происхождение;

 — социальные факторы;

 — личностные факторы.

Взаимодействие этих факторов и их взаимное влияние на человека приводит к аддиктивному поведению, либо препятствует его формированию. История жизни, происхождение

  • Демографические факторы (возраст, социальная принадлежность, вероисповедание).
  • Биологические факторы
  • Окружающая среда (культурные традиции, доступность наркотиков)

Социальные факторы

  • Школьные факторы (академическая успеваемость, сплоченность учащихся, школьная атмосфера).
  • Семейные факторы (структура семьи, семейные традиции, стиль общения, дисциплина, родительский контроль, отношение семьи к приему наркотиков, употребление наркотиков родителями).
  • Влияние масс медиа (реклама табака и алкоголя, показ ролевых моделей наркоманов).
  • Влияние сверстников (употребление наркотиков, установки сверстников в отношении приема наркотиков).

Личностные факторы

  • Знания, представления, ожидания (знания об отрицательных последствиях приема наркотиков, распространенности приема наркотиков, представления о злоупотреблении наркотиками, нормы/ожидания в отношении употребления наркотиков).
  • Личные умения/навыки (умение принимать решение, разрешать проблемы, умение управлять своими эмоциями, контролировать поведение, умение разрешать конфликты, ставить и достигать цели).
  • Социальные навыки (умение общаться, умение отстаивать свою позицию, умение отказать, умение оказывать поддержку, принимать помощь).
  • Психологические факторы (самооценка, понимание себя, представление о своих перспективах в жизни).

Факторами защиты от риска употребления психоактивных веществ могут быть:

  • благополучное социальное окружение;
  • наличие семьи, семейная стабильность и сплоченность, воспитание и теплые, близкие отношения с членами семьи;
  • достаточный уровень жизни, доступность служб социальной помощи;
  • устойчивость к стрессу, физическое и психическое благополучие;
  • высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников, умение контролировать свое поведение;
  • вовлеченность в общественную жизнь.

 

Социальная адаптация необходима как здоровым, так и больным людям.

Без снятия эмоциональной напряженности (реабилитации) невозможна социальная адаптация. В данном случае важны не только восстановление социальных функций, но и нормализация психических состояний.

В социальной реабилитации нуждаются лица, испытывающие потребность не только в социальной помощи, но и в психотерапии, психокоррекции .

Асоциализация. десоциализация и ресоциализация личности

Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер такой связи, как бы социализацию личности с противоположными знаком. Если сущность процесса социализации, рассмотренного в предыдущем параграфе, в общем и целом сводится к усвоению личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование, то термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Наряду с понятием «асоциализация» личности широко используется термин «социальная дезадаптация».

Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух, связанных с данной проблемой терминах: «десоциализация» и «отставание в социализации». Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды – дворовой компании сверстников, преступной группы и т.п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию понятию «асоциализация», однако отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте.

Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапасоциализации. Этот термин кажется далеким по смыслу от понятия «асоциализации», но тем не менее он связан с ним следующим образом. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести (и часто приводит) к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов.

Асоциализация личности происходит в те же хронологические периоды (детство, отрочество, юность), что и социализация, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте. Правда, в этом случае речь чаще идет о частичной десоциализации, когда личность порывает одну или несколько положительных связей с обществом, государством, другие же остаются позитивными. Например, человек зрелого возраста, вставший на путь хищения государственной собственности под влиянием группы скрытых преступников, одновременно может оставаться хорошим отцом семейства, быть культурным, вежливым, нормально выполнять все другие социальные роли.

Об этом писал К. Маркс в одной из своих ранних работ: «Разве каждый из граждан не связан с государством тысячью жизненных нервов, и разве оно вправе разрезать все эти нервы только потому, что этот гражданин самовольно разрезал какой-нибудь один нерв? Государство должно видеть и в нарушителе лесных правил человека, живую частицу государства, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать Родину, свидетеля, к голосу которого должен прислушиваться суд, члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которой священно, и, наконец, самое главное — гражданина государства. Государство не может легкомысленно отстранить одного из своих членов от всех этих функций, ибо государство отсекает от себя свои живые части всякий раз, когда оно делает из гражданина преступника».

На наш взгляд, это высказывание К. Маркса вместе с его широкоизвестным тезисом о том, что сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений, можно взять за исходную методологическую посылку как для классификации степеней асоциализации, так и для рассмотрения процесса ресоциализации личности.

Что касается классификации асоциализированных личностей, то их можно расположить на шкале, где на одном полюсе будут находиться лица, в минимальной степени асоциализированные, «порвавшие» один или два «жизненных нерва» с обществом и государством, а на другом — лица, практически разорвавшие большинство основных связей с обществом, для которых преступный образ жизни стал источником существования и естественной жизнедеятельностью.

Каков же социально-психологический механизм асоциализации (десоциализации) личности, каким образом она встает на антиобщественный путь поведения? На раннем этапе асоциализации главным является механизм подражания, когда дети или подростки неосознанно или частично осознавая перенимают у взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру. При этом основным мотивом у них выступает желание быть взрослыми, получить одобрение в данной отрицательной микросреде. Последняя стимулирует закрепление таких образцов поведения и, напротив, осуждает общепринятые нормы поведения. Иначе говоря, здесь осуществляется социальный контроль за личностью, в ходе которого к ней применяются или позитивные санкции (похвала, одобрение, поддержка и т.п.) при условии «нормального» с точки зрения среды поведения данной личности, или негативные (осуждение, неодобрение, угрозы избиения и т.п.) в случае отступления от выполнения установленных в этой среде правил поведения. Например, могут быть высмеяны доброта, милосердие, трудолюбие и, наоборот, одобрены жестокость, презрение к честному труду.

Процесс асоциализации личности хотя и осуществляется в основном стихийно, неосознанно, тем не менее он, как и социализация, может проходить целенаправленно. Ведь родители и лидеры преступных группировок могут научать подростков (а в случае десоциализации — и взрослых) преступному поведению вполне осознанно, путем постепенного вовлечения в преступную деятельность, используя тот же механизм поощрений и наказаний. Учитывая влияние более широкой социальной среды, других институтов социализации, такой «учитель» может мотивировать преступное поведение обучаемого позитивными, одобряемыми обществом ценностями, например честностью, справедливостью, заботой о ближнем, скрывая истинные мотивы.

В отношении личности, вставшей на криминальный путь поведения, общество в лице институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию, т.е. процесс социального восстановления личности, усвоение ею повторно (в случае десоциализации) или впервые (в случае асоциализации или отставания в социализации) позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Приставка «ре» в понятии «ресоциализация» означает демонтаж, разрушение усвоенных личностью в процессе асоциализации (десоциализации) негативных, антиобщественных норм и ценностей и привитие ей позитивных норм и ценностей, одобряемых обществом.

Термин «ресоциализация» достаточно широко используется представителями не только социологии и социальной психологии, но и педагогами, юристами. Так, некоторые педагоги считают, что «перевоспитание осужденных направлено на их ресоциализацию и возвращение к честной трудовой жизни на свободе» (т. е. в данном случае ресоциализация рассматривается как результат процесса перевоспитания). Юристы также используют этот термин, в частности, при исследовании вопросов уголовноисполнительной политики применительно к молодежи, отмечая большую способность к ресоциализации субъекта молодого возраста по сравнению со взрослым (здесь ресоциализация рассматривается не только как результат, но и как процесс).

Общество, социальные институты, занятые социализацией и социальным контролем, могут зафиксировать вступление личности на асоциальный путь и принять соответствующие ресоциализирующие меры. При этом задействуются те же социальные институты, которые осуществляют процесс социализации, — семья, школа, трудовые, воинские, учебные коллективы, общественные организации, профилактические структуры правоохранительных органов. Нередко посредством таких мер процесс ресоциализации личности можно осуществить без лишения свободы. Однако если асоциализация (десоциализация) осуществлялась скрытно от общества, если в деятельности названных институтов социализации допускались определенные сбои, рассогласования, и личность совершила уголовно наказуемое социально опасное деяние, то она может по приговору оказаться в местах лишения свободы. Суть этого этапа ресоциализации — в восстановлении и развитии у личности социально полезных связей с обществом, в разрушении асоциальных поведения и ролей, в усвоении, закреплении позитивных образцов поведения, социальных ценностей. В этом случае реасоциализацию осуществляют такие специальные институты, как воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних, исправительно-трудовые колонии общего, строгого и особого видов режима и тюрьмы для взрослых осужденных. Главной целью этих социальных институтов является исправление и перевоспитание осужденных, т. е. их ресоциализация.

Проблема ресоциализации связана не только с исправлением осужденных. Она выходит на проблему включения в нормальный процесс социализации осужденных и других категорий лиц: больных, наркоманов, лиц, переживших стресс во время аварий, боевых действий, природных стихийных бедствий. Поэтому в настоящее время наряду с понятием «социальная адаптация» в социальной психологии широко используется термин «социальная реабилитация». Во многом эти термины синонимичны друг другу, во всяком случае, они составляют основное содержание социальной работы. Но между ними есть и различия — прежде всего в объекте социальной работы. Социальная адаптация необходима как здоровым, так и больным людям. Что же касается социальной реабилитации, то в ней нуждаются лица, для которых характерен посттравматический синдром, в частности «афганцы», ликвидаторы чернобыльской аварии, лица, перенесшие природные стихийные бедствия, беженцы из так называемых «горячих точек», освободившиеся из мест лишения свободы, инвалиды и др. Эти лица испытывают потребность не только в социальной помощи, но и в психотерапии, психокоррекции (аутотренинге и пр.). Без снятия эмоциональной напряженности (реабилитации) невозможна социальная адаптация. В данном случае важны не только восстановление социальных функций, но и нормализация психических состояний.

На Западе опыт по социальной реабилитации накопили различные фонды, общества милосердия, церковь, Армия спасения и т. п.

Аналогичная по содержанию социальная работа развертывается и в России, о чем свидетельствует создание реабилитационных центров. Это обстоятельство обусловливает необходимость ускорения развития гуманистической психологии, ориентированной на нужды социальной практики.

Социализация | Введение в социологию |

Чему вы научитесь: объяснять социализацию и описывать ее основные теории

Рисунок 1 . Социализация – это продолжающийся всю жизнь процесс, посредством которого люди усваивают ценности и нормы данного общества. Ранние вечеринки по случаю дня рождения могут помочь детям понять важность дня рождения и научить их ассоциировать сладости и подарки с днем ​​рождения. (Фото любезно предоставлено Хорхе Ибаньесом/unsplash)

Как вы развили свое чувство идентичности и что делает вас ты ? В то время как психологи обычно сосредотачиваются на том, как разум и внутренние мыслительные процессы ведут к развитию личности, социологи сосредотачивают свое исследование на роли общества и социального взаимодействия в саморазвитии. Как окружающая среда и другие люди сформировали вас сегодня? Когда и как вы разработали концепцию правильного и неправильного?

В этом разделе вы изучите работу ученых-бихевиористов и рассмотрите, какие факторы влияют на вашу личность и осведомленность.

Результаты обучения

  • Объяснить важность социализации как для отдельных людей, так и для общества
  • Отличие природы от воспитания в социализации
  • Опишите психологические и социологические теории социализации

Важность социализации

Социализация — это продолжающийся всю жизнь процесс, посредством которого люди усваивают ценности и нормы данного общества. Социализация не то же самое, что общение . Социализация — это социальное общение с другими людьми (например, с семьей, друзьями, соседями, коллегами), тогда как социализация — это процесс, который может включать в себя общение как один элемент, но представляет собой более сложный, многогранный и формирующий набор интерактивных переживаний. Это также адаптивный опыт обучения на протяжении всей жизни, потому что общество постоянно меняется, и потому что мы можем оказаться в новых ситуациях — например, на новой работе с другими нормами и ценностями или в другой семейной роли — например, в роли родителя или опекуна. к старшему родственнику.

Как показывает история Даниэль в начале этого модуля , изучаются даже самые основные виды человеческой деятельности. Вы можете быть удивлены, узнав, что даже физические задачи, такие как сидение, стояние и ходьба, не развивались у Даниэль автоматически по мере ее взросления. А без социализации Даниэлла не узнала о материальной культуре своего общества (материальных объектах, которые использует культура): например, она не могла держать ложку, подбрасывать мяч или сидеть на стуле. Она также не изучила его нематериальную культуру, такую ​​как его убеждения, ценности и нормы. Она не понимала понятия «семья», не знала культурных ожиданий в отношении пользования туалетом и не имела чувства скромности. Самое главное, она не научилась использовать символы, составляющие язык, благодаря которым мы узнаем о том, кто мы есть, как мы вписываемся в других людей, а также о естественном и социальном мирах, в которых мы живем.

Социологи уже давно очарованы обстоятельствами, подобными ситуации Даниэль, когда ребенок получает достаточную человеческую поддержку, чтобы выжить, но практически не имеет социального взаимодействия, потому что они подчеркивают, насколько мы зависим от социального взаимодействия, чтобы предоставить информацию и навыки, которые нам нужны, чтобы быть частью общества или даже развивать «я».

Социализация имеет решающее значение как для отдельных людей, так и для обществ, в которых они живут. Как личности, социальное взаимодействие предоставляет нам средства, с помощью которых мы постепенно обретаем способность видеть себя глазами других и то, как мы узнаем, кто мы есть и как мы вписываемся в большой мир. Кроме того, чтобы успешно функционировать в обществе, мы должны изучить основы как материальной, так и нематериальной культуры, от того, как одеваться до того, что подходит для определенного случая; от того, когда мы спим, до того, на чем мы спим; и от того, что считается уместным есть на обед и даже как пользоваться плитой для его приготовления. Самое главное, мы должны выучить язык — будь то доминирующий язык или распространенный в субкультуре, вербальный или с помощью знаков — чтобы общаться и думать. Как мы видели на примере Даниэль, без социализации у нас нет общепризнанного самоощущения.

Для функционирования общества необходима социализация людей. Хотя то, как это происходит и что передается с точки зрения культурных норм и ценностей, различается, каждое общество полагается на социализацию, чтобы обеспечить свое выживание. Основной ценностью в Соединенных Штатах является демократия, поэтому дети в США могут услышать о голосовании или пойти голосовать со своими семьями еще до того, как они пойдут в школу. В школе они узнают об американской истории, гражданском праве и гражданстве. Студенты также узнают, как США не поддерживают демократические идеалы и лишают избирательных прав различные группы людей. Таким образом, помимо голосования и обучения тому, как использовать материальные объекты, такие как машины для голосования, дети также узнают о различных социальных движениях и лидерах, которые сопротивлялись существующим социальным нормам, чтобы способствовать изменениям. Изучение того, как общество не смогло соответствовать своим идеалам (и продолжает бороться в определенных областях), помогает гражданам не только понять ценности и нормы на личном уровне, но и увидеть важность ценностей и норм в обществе, а также как они могут измениться с течением времени. Помните, что социализация — это процесс на всю жизнь, поэтому в нашем примере люди будут продолжать проверять, соответствуют ли США своим демократическим идеалам на протяжении многих лет.

ПОСМОТРЕТЬ

Посмотрите это видео, чтобы узнать больше о том, что значит быть социализированным и что способствует социализации. Видео обеспечивает эффективный обзор нескольких концепций, связанных с социализацией, которые будут рассмотрены в этом модуле.

Рисунок 2. Социализация учит нас ожиданиям нашего общества от ужина вне дома. Нравы и обычаи разных культур (Когда можно есть руками? Как следует хвалить повара? Кто «глава» стола?) усваиваются посредством социализации. (Фото предоставлено Ниямом Бхушаном/flickr)

Природа против воспитания

Некоторые эксперты утверждают, что то, кем мы являемся, полностью основано на генетике или нашей биологической структуре. Согласно этому убеждению, наш темперамент, интересы и таланты заложены еще до рождения. С этой точки зрения, кто мы есть, зависит от природы . Другие, в том числе большинство социологов, утверждают, что то, кем мы являемся, является результатом воспитания — отношений и среды, которые нас окружают.

Рисунок 3. Однояйцевые близнецы могут выглядеть одинаково, но их различия могут дать нам ключ к пониманию эффектов социализации. (Фото предоставлено Д. Фламом/flickr)

Исследователи пытаются измерить влияние природы, изучая близнецов. В некоторых исследованиях изучались однояйцевые близнецы, выросшие отдельно. Пары имели одинаковое генетическое наследование, но в некоторых случаях социализировались по-разному. Случаи такой ситуации редки, но изучение степени, в которой однояйцевые близнецы, выращенные отдельно, одинаковы или различны, может дать исследователям представление о том, как наши темпераменты, предпочтения и способности формируются нашим генетическим строением в сравнении с нашей социальной средой.

Например, в 1968 году девочки-близнецы, рожденные от психически больной матери, были отданы на усыновление, разлучены друг с другом и воспитывались в разных семьях. Приемные родители и, конечно, сами усыновленные не знали, что девочки были одной из пяти пар близнецов, ставших объектами научного исследования (Flam 2007).

В 2003 году две тридцатипятилетние женщины воссоединились. Элиз Шейн и Паула Бернстайн сидели вместе в страхе, чувствуя себя так, будто смотрят в зеркало. Они не только выглядели одинаково, но и вели себя одинаково, используя одни и те же жесты рук и выражения лица (Spratling 2007). Подобные исследования указывают на генетические корни нашего темперамента и поведения.

Копать глубже

Узнайте о знаменитых близнецах Оскаре и Джеке, которые были разлучены в младенчестве и вели совершенно разные жизни. Вы можете посетить статью «Разлученные при рождении», чтобы прочитать о пяти других наборах близнецов, которые выросли врозь и открыли друг друга в более позднем возрасте.

Хотя генетика и гормоны играют важную роль в человеческом поведении, социологию больше всего волнует влияние общества на человеческое поведение — «воспитание» в споре о природе и воспитании. Какой расы были близнецы? Из какого социального класса были их родители? Как насчет пола? Религия? Все эти факторы повлияли на жизнь близнецов не меньше, чем на их генетический состав, и их необходимо учитывать, когда мы смотрим на жизнь через призму социологии.

Жизнь Криса Лангана, самого умного человека, о котором вы никогда не слышали

Вышибала. Пожарный. Рабочий. Ковбой. Крис Ланган большую часть своей взрослой жизни просто справлялся с такой работой. У него не было высшего образования, мало ресурсов и прошлое, полное разочарований. У Криса Лангана также был IQ выше 195, что почти на 100 пунктов выше, чем у среднего человека (Brabham 2001). Так почему же Крис не стал нейрохирургом, профессором или авиационным инженером? Согласно Макольму Гладуэллу (2008) в его книге Outliers: The Story of Success , Крис не обладал набором социальных навыков, необходимых для успеха на таком высоком уровне — навыков, которые не являются врожденными, а приобретаются.

Гладуэлл обратилась к недавнему исследованию, проведенному социологом Аннетт Ларо, в котором она внимательно следила за 12 семьями из различных экономических слоев и изучала их методы воспитания. Родители из малообеспеченных семей следовали стратегии «достижения естественного роста», то есть позволяли своим детям развиваться самостоятельно с большой долей независимости; однако родители из семей с более высоким доходом «активно поощряли и использовали таланты, мнения и навыки ребенка» (Gladwell 2008). Эти родители с большей вероятностью участвовали в аналитической беседе, поощряли активные расспросы об истеблишменте и способствовали развитию навыков ведения переговоров. Родители также смогли познакомить своих детей с широким кругом занятий, от спорта и музыки до ускоренных академических программ. Когда одному ребенку из среднего класса было отказано в приеме в программу для одаренных и талантливых, мать обратилась в школу с ходатайством и организовала дополнительное тестирование до тех пор, пока ее дочь не приняли. Однако родители с низким доходом с большей вероятностью беспрекословно подчинялись властям, таким как школьные советы. Их дети не были социализированы, чтобы комфортно противостоять системе и высказываться (Gladwell 2008).

Какое отношение это имеет к Крису Лангану, которого некоторые считают самым умным человеком в мире (Brabham 2001)? Крис родился в крайней нищете, путешествуя по стране с жестоким отчимом-алкоголиком. Его гений остался практически незамеченным. Получив полную стипендию в Рид-колледже, он потерял финансирование из-за того, что его мать не смогла заполнить необходимые документы. Не сумев успешно представить свои доводы администрации, Крис, получивший пятерки в предыдущем семестре, получил пятерки в стенограмме и был вынужден бросить учебу. После того, как он поступил в штат Монтана, отказ администратора изменить расписание его занятий лишил его возможности найти средства, необходимые для проезда 16 миль, чтобы посещать занятия. То, что было у Криса в гениальности, ему не хватало практического интеллекта, или того, что психолог Роберт Штернберг определяет как «знание того, что сказать кому, знать, когда сказать это, и знать, как сказать это для достижения максимального эффекта» (Sternberg et al. 2000). . Такое знание никогда не было частью его социализации.

Крис бросил учебу и начал работать на множестве рабочих профессий, параллельно преследуя свои интеллектуальные интересы. Хотя недавно он привлек внимание своей «Теоретической когнитивной моделью Вселенной», он по-прежнему устал от образовательной системы и сопротивляется ей.

Как заключил Гладуэлл: «Ему пришлось пробиваться в одиночку, и никто — ни рок-звезды, ни профессиональные спортсмены, ни миллиардеры-разработчики программного обеспечения, ни даже гении — никогда не преуспеет в одиночку» (2008).

Крис — белый мужчина, родившийся в Соединенных Штатах, хотя он также столкнулся со значительными экономическими и бытовыми проблемами. Как изменилась бы история, если бы нашим примером была иммигрантка с темной кожей? Социальный класс и то, что Пьер Бурдье называет «культурным капиталом», важны для управления жизненными шансами, но, возможно, не менее важны раса / этническая принадлежность, пол, экономический класс и то, воспринимается ли человек как иммигрант или гражданин по рождению.

Все социологи признают важность социализации для здорового индивидуального и общественного развития. Но как к этой теме подходят ученые, работающие в трех основных теоретических парадигмах?

Структурные функционалисты сказали бы, что социализация необходима обществу как потому, что она обучает членов успешно действовать в нем, так и потому, что она увековечивает культуру, передавая ее новым поколениям. Без социализации культура общества дестабилизировалась бы и в конечном итоге погибла бы по мере вымирания ее членов.

Теоретик конфликта может утверждать, что социализация воспроизводит неравенство от поколения к поколению, передавая разные ожидания и нормы людям с разными социальными характеристиками. Например, люди по-разному социализируются в зависимости от пола, социального класса и расы. Как и в случае с Крисом Ланганом, это создает разные (неравные) возможности.

Интеракционист, изучающий социализацию, занимается личным обменом и символической коммуникацией. Например, одевая мальчиков в синее, а девочек в розовое — это небольшой способ передать информацию о различиях гендерных ролей.

Подумай об этом

  • Почему исследования близнецов являются важным способом узнать об относительном влиянии генетики и социализации на детей? На какие вопросы о развитии человека, по вашему мнению, лучше всего могут ответить исследования близнецов? Для каких типов вопросов исследования близнецов не будут столь полезными?
  • Как вы думаете, почему такие люди, как Крис Ланган, продолжают испытывать трудности даже после того, как им помогают социальные системы? Как эта история помогает вам понять роль природы и роль воспитания?

Теории социализации

Теории социализации

Когда мы рождаемся, у нас есть генетический состав и биологические черты. Однако то, кем мы являемся как человеческие существа, — наша идентичность — развивается посредством социального взаимодействия. Многие ученые, как в области психологии, так и в области социологии, описали процесс саморазвития как предшественник понимания того, как это «я» становится социализированным.

Психологические аспекты саморазвития

Психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856–1939) был одним из самых влиятельных современных ученых, предложивших теорию о том, как люди развивают чувство собственного достоинства. Он считал, что личность и половое развитие тесно связаны, и разделял процесс созревания на психосексуальные стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Он утверждал, что саморазвитие человека тесно связано с ранними стадиями развития, такими как грудное вскармливание, приучение к туалету и сексуальное сознание (Фрейд, 1905). Согласно Фрейду, неспособность должным образом участвовать в определенной стадии или выйти из нее приводит к эмоциональным и психологическим последствиям на протяжении всей взрослой жизни. Взрослый с оральной фиксацией может предаваться перееданию или пьянству. Анальная фиксация может привести к аккуратному фрику (отсюда и термин «анальный ретентив»), в то время как человек, застрявший на фаллической стадии, может быть неразборчивым в связях или эмоционально незрелым. Хотя нет убедительных эмпирических данных, подтверждающих теорию Фрейда, его идеи продолжают вносить свой вклад в работу ученых в различных дисциплинах.

Психолог Эрик Эриксон (1902–1994) создал теорию развития личности, частично основанную на работах Фрейда. Однако Эриксон считал, что личность продолжала меняться с течением времени и так и не была закончена. Его теория включает восемь стадий развития, начиная с рождения и заканчивая смертью. Согласно Эриксону, люди проходят эти этапы на протяжении всей своей жизни. В отличие от внимания Фрейда к психосексуальным стадиям и основным человеческим побуждениям, взгляд Эриксона на саморазвитие отдавал должное более социальным аспектам, таким как то, как мы договариваемся между нашими собственными базовыми желаниями и тем, что принимается обществом (Erikson 19). 82).

Жан Пиаже (1896–1980) был швейцарским психологом, который специализировался на развитии детей, уделяя особое внимание роли социальных взаимодействий в процессе развития. Он признавал, что развитие личности происходило в результате переговоров между миром, существующим в нашем сознании, и миром, существующим в том виде, в каком он переживается в обществе (Piaget, 1954). Все трое этих мыслителей внесли свой вклад в наше современное понимание саморазвития.

Лоуренс Колберг (1927–1987) интересовался тем, как люди учатся решать, что правильно, а что нет. Чтобы разобраться в этой теме, он разработал теория нравственного развития , включающая три уровня: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Мораль обычно относится к тому, как люди узнают, что общество считает «хорошим» и «плохим», что важно для нормально функционирующего общества. На доконвенциональной стадии маленькие дети, не обладающие более высоким уровнем когнитивных способностей, познают окружающий мир только посредством органов чувств. В подростковом возрасте все больше осознают чувства других, и подростки начинают принимать их во внимание при определении того, что «хорошо» и что «плохо». На заключительном этапе, называемом постконвенциональным, люди начинают думать о морали в более сложных, абстрактных терминах, например, американцы считают, что каждый имеет право на жизнь, свободу и стремление к счастью. На этом этапе люди также осознают, что законность и мораль не всегда совпадают в равной степени (Kohlberg 19).81).

Психолог Кэрол Гиллиган (1936 г.р.) признала, что теория Кольберга может указывать на гендерную предвзятость, поскольку его исследование проводилось только на мужчинах, поэтому она решила изучить различия между тем, как мальчики и девочки развивали мораль. Исследование Гиллиган показало, что мальчики и девочки действительно по-разному понимают мораль. Мальчики, как правило, имеют точку зрения на справедливость, уделяя особое внимание правилам и законам. Девочки, с другой стороны, имеют точку зрения заботы и ответственности, и они более склонны рассматривать личную причину поведения, которое кажется аморальным. Гиллиган также признал, что теория Кольберга основывалась на предположении, что точка зрения справедливости была правильной или лучшей точкой зрения. Гиллиган, напротив, предположил, что ни одна из точек зрения не является «лучшей» и что две нормы справедливости служат разным целям. В конечном счете, она объяснила, что мальчики социализируются для рабочей среды, где правила обеспечивают бесперебойную работу, в то время как девочки социализируются для домашней среды, где гибкость обеспечивает гармонию в уходе и воспитании (Гиллиган 19).82; Гиллиган 1990).

Последствия изоляции И отсутствия социализации

Рис. 4. Детеныши макаки-резуса, как и люди, нуждаются в социальных контактах для здорового развития. (Фото любезно предоставлено Полом Асманом и Джилл Ленобль/flickr)

Необходимость раннего социального контакта была продемонстрирована исследованием Гарри и Маргарет Харлоу. С 1957 по 1963 год Харлоу провели серию экспериментов, изучая, как макаки-резусы, которые ведут себя во многом как люди, страдают от изоляции в младенчестве. Они изучали обезьян, выращенных в двух типах «суррогатных» материнских обстоятельств: скульптура из сетки и проволоки или «мать» из мягкой махровой ткани. Обезьяны систематически предпочитали компанию матери-заменителя из мягкой махровой ткани (очень напоминающей макаку-резус), которая не могла их кормить, матери из сетки и проволоки, которая обеспечивала пропитание через трубку для кормления. Это продемонстрировало, что, хотя пища важна, социальный комфорт имеет большую ценность (Harlow and Harlow 19).62; Харлоу, 1971). Более поздние эксперименты по тестированию более жесткой изоляции показали, что такая депривация социальных контактов привела к серьезным проблемам в развитии и социальной жизни в более позднем возрасте, как показано на примере Даниэль, которая была представлена ​​в начале модуля.

Социологические взгляды на саморазвитие

Одним из первых авторов социологических взглядов на саморазвитие был Чарльз Кули (1864–1929). Он утверждал, что самопонимание человека частично строится на нашем восприятии того, как другие смотрят на нас, — процесс, названный «я-зазеркалье» (Cooley 19). 02), который обсуждался, когда мы впервые представили символический интеракционизм. Эта концепция занимает центральное место в социологических взглядах на саморазвитие, потому что она демонстрирует важность социального взаимодействия в развитии личности.

Позднее Джордж Герберт Мид (1863–1931) изучал «я» , особую идентичность человека, которая развивается в процессе социального взаимодействия. Для того, чтобы участвовать в этом процессе «я», человек должен иметь возможность смотреть на себя глазами других. Это не врожденная способность (Мид 1934). Благодаря социализации мы учимся ставить себя на место другого человека и смотреть на мир с его точки зрения. Это помогает нам осознать себя, поскольку мы смотрим на себя с точки зрения «другого». Случай Даниэль, например, иллюстрирует, что происходит, когда в раннем опыте отсутствует социальное взаимодействие. Напомним, что у Даниэллы не было способности видеть себя так, как ее видели бы другие. С точки зрения Мид, у нее не было социально информированного «я».

Как мы превращаемся из новорожденных в людей с «я»? Мид считал, что существует определенный путь развития, который проходят все люди. На подготовительном этапе дети способны только к подражанию; у них нет способности представить, как другие видят вещи. Они копируют действия людей, с которыми регулярно взаимодействуют, например своих матерей и отцов. Затем следует стадия игры, во время которой дети начинают брать на себя роль, которую мог бы сыграть другой человек. Таким образом, дети могут примерить на себя точку зрения родителей, разыгрывая «взрослое» поведение, например, играя в «наряды» и разыгрывая роль «мамочки», или разговаривая по игрушечному телефону так, как это делает их отец.

На этапе игры дети учатся рассматривать несколько ролей одновременно и то, как эти роли взаимодействуют друг с другом. Они учатся понимать взаимодействия с участием разных людей с различными целями. Например, ребенок на этом этапе, скорее всего, будет знать о различных обязанностях людей в ресторане, которые вместе создают приятный обеденный опыт (например, кто-то усаживает вас, другой принимает ваш заказ, кто-то еще готовит еду, пока еще другой убирает грязную посуду).

Наконец, дети развивают, понимают и усваивают идею обобщенного другого , общих поведенческих ожиданий общества в целом. На этой стадии развития человек способен представить, как его или ее видят один или многие другие, и, таким образом, с социологической точки зрения, иметь «я» (Mead 1934; Mead 1964).

Смотреть

Узнайте больше о теории Мида о себе и о том, как развивается самоидентификация, из этого видео Академии Хана.

Психологические и социологические теории социализации

Как вы уже знаете, и у психологов, и у социологов есть теории о социализации и влияниях, которые делают вас . Однако эти две дисциплины различаются тем, что психологические теории, как правило, сосредотачиваются на внутренних процессах и разуме, тогда как социологи сосредотачиваются на внешних влияниях, взаимодействиях и обществе.

Психологические теории социализации Социологические теории социализации
Фокус — это то, как разум влияет на поведение человека Фокус — роль общества в формировании поведения
Психологи склонны заглядывать внутрь себя (психическое здоровье, эмоциональные процессы), чтобы понять поведение человека Социологи склонны смотреть вовне (социальные институты, культурные нормы, взаимодействие с другими), чтобы понять человеческое поведение
Ключевые психологические вклады Зигмунда Фрейда Ключевой социологический вклад Джорджа Герберта Мида

Подумай об этом

Представьте, что вы проводите исследование первых поцелуев.

Вирусное видео  First Kiss  было рекламой одежды, в которой моделям, актерам и музыкантам платили за поцелуй с незнакомцем. Образы красивых незнакомок, целующихся под саундтрек модной музыки, укрепляют культурные идеалы о том, что означает первый поцелуй, и дают достаточный материал для социологических теорий.

Социолог, скорее всего, изучит культурные нормы свиданий, религиозные убеждения, возраст, пол, сексуальную ориентацию, исторические модели первого поцелуя и общество (включая географическое положение). Романтическая любовь не была частью какого-либо общества до 18 века. До этого брак был в первую очередь политическим и экономическим соглашением, в рамках которого любовь и желание не принимались во внимание, хотя потенциально могли развиваться как часть союза.

Недавнее исследование первого поцелуя, проведенное психологами Университета Коннектикута, изучало отражение личности (то есть интроверта или экстраверта), внутренних и внешних мотивов, психосоциальных качеств идентичности и близости, а также дополнительных факторов, таких как религиозная принадлежность семьи. , самооценка, употребление алкоголя, академический опыт, образ тела и размер тела (Lefkowitz et. al. 2018).

Социологи и психологи иногда сотрудничали для расширения знаний, и дисциплинарные области как социальной психологии, так и биосоциологических исследований предлагают некоторые пересекающиеся точки зрения. Однако, вообще говоря, ориентация на внутренние (психология) и внешние (социология) элементы остаются фундаментальными ориентирами для каждой дисциплины. Обе дисциплины вносят ценный вклад благодаря различным подходам и дают нам широкий спектр полезных идей.

Глоссарий

обобщенное другое:

общепринятые поведенческие ожидания общества в целом

нравственное развитие:

отчетливое чувство идентичности человека, развившееся в результате социального взаимодействия развитие

воспитание:

роль, которую наше социальное окружение играет в саморазвитии

самость:

отчетливое чувство идентичности человека, развитое посредством социального взаимодействия

социализация:

процесс, в ходе которого люди приходят к пониманию социальных норм и ожиданий, принимают общественные убеждения и узнают об общественных ценностях. Автор : OpenStax CNX. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/introduction-sociology-2e/pages/5-introduction-to-socialization. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно на http://cnx.org/contents/[email protected]

  • Девушка, ребенок, день рождения и торт HD фото. Автор : Хорхе Ибаньес. Предоставлено : Unsplash. Расположен по адресу : https://unsplash.com/photos/cK6ixOQx1fI. Лицензия : CC0: Права не защищены . Условия лицензии : https://unsplash.com/license
  • Все права защищены контент
    • Социализация: Ускоренный курс социологии #14. Предоставлено : CrashCourse. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
    • Введение в социологию: Джордж Герберт Мид: Я и я. Автор : Брук Миллер. Лицензия : Все права защищены . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube

    [Решено] Социализация — это процесс

    Этот вопрос ранее задавался в

    CTET, статья 2, февраль 2015 г., математика и естественные науки (L — I/II: хинди/английский/санскрит)

    Попытка онлайн

    Просмотреть все документы CTET >

    1. приобретение ценностей, убеждений и ожиданий.
    2. ассимиляция и размещение.
    3. научиться критиковать культуру общества.
    4. общение с друзьями.

    Вариант 1: приобретение ценностей, убеждений и ожиданий.

    Бесплатно

    Пробный тест общей осведомленности

    8 тыс. пользователей

    10 вопросов

    30 баллов

    10 минут

    Социализация: это процесс, который превращает совершенно беспомощного человеческого младенца в самосознательную, знающую личность, которая хорошо знакома с культурой своего общества. Социализация – это пожизненный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни от рождения до взрослой жизни.

    • Социализация – это процесс приобретения ценностей, убеждений и ожиданий.
    • Социализация – это процесс, в котором человек адаптирует все свое социальное поведение как-
      • Адаптация социальных ценностей и принципов.
      • Адаптация культурных ритуалов
      • Адаптация навыков
    • Социализация представляет собой сочетание развития личности и культурного развития.

    Типы социализации:

    • Первичная социализация: Это происходит в младенчестве и детстве, на этом этапе младенцы изучают язык и некоторые основные формы социализации поведения семьи и общества, в котором они живут. Агентами первичной социализации являются родители и семья. Для детей их семьи являются основным агентом социализации, поскольку они находятся в непосредственном контакте с членами своей семьи, которые, в свою очередь, знакомят их с внешним миром.
    • Вторичная социализация: это происходит, когда младенец переходит в детскую фазу и продолжается до зрелости. На этом этапе больше, чем семья, некоторые другие агенты социализации, такие как школа и друзья.

    Таким образом, из вышеперечисленных пунктов становится ясно, что Социализация — это процесс приобретения ценностей, убеждений и ожиданий.

    Скачать решение PDF

    Поделиться в WhatsApp

    Последние обновления PTET в Раджастхане

    Последнее обновление: 26 сентября 2022 г.

    Университет Джай Нараин Вьяс, Джодхпур, 4 января 2023 года опубликовал полное расписание консультаций для экзамена PTET в Раджастхане (тест для подготовки учителей) 2022 года. Кандидаты могут ознакомиться с расписанием консультаций Раджастхана PTET здесь. Экзамен проводится для поступления в различные B.Ed. курсы в штате Раджастхан. Благодаря онлайн-консультациям кандидатам назначается учреждение / колледж на основе его / ее заслуг, категории, учебных предметов, выбора колледжа и т.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *